|
|
||
В статье рассматриваются уровни времени, соответствующие процессам различной степени сложности в организации материи и духа. Речь пойдет о физическом, геологическом, биологическом, историческом, богочеловеческом уровнях времени... Статья представляет собой раздел из книги, но может рассматриваться как отдельная работа. |
В природе и в обществе протекают различные процессы, точнее говоря, широкое многообразие процессов, отвечающих различным уровням сложности в организации материи. Многие процессы, например, социальные, психические, процессы духовного развития личности выходят за пределы материальности. Каждый процесс отличается своими конкретными временными параметрами, своим характерным временем. Поэтому в философии и науке выделяют различные времена [1; 2.С.57,58]. Перечислим наиболее известные из них.
Астрономическое время, наверное, самое известное из всех времен. Оно связано с астрономическими процессами, такими как: осевое и орбитальное вращения Земли, а также орбитальное вращение Луны. Благодаря этим достаточно равномерным, циклическим процессам мы определяем сутки, год и лунный месяц. К наиболее фундаментальным относят физическое время, отсчитываемое различными физическими процессами, и взятое в качестве эталона времен. Его считают более "равномерным" и "точным", чем время астрономическое, зависящее от различных вариаций в движении планет. Широко известно время геологическое, качественная специфика которого задается геологическими процессами. Правда, и в геологической хронологии применяется шкала "эталонного" физического времени, так что геологический возраст можно задать через стратиграфические подразделения, а можно - через физические (радиометрические) датировки. Биологическое время также хорошо известно и связывается с биологическими процессами в живых клетках, организмах, видах, в биосфере. У биологического времени существуют свои особенности, но и его можно "поверить" временем физическим, как эталонным, "идеальным" временем. На уровне биосферы время биологическое тесно связано с геологическим временем. Геологическое и биологическое времена ярко иллюстрируют нам необратимость времени [1; 3].
Кроме перечисленных естественных процессов существует огромное множество процессов искусственных, протекающих во множестве различных устройств, приборов и промышленных установок, созданных человечеством. Каждый из этих процессов характеризуется своими временными параметрами и фактически отсчитывает свое автономное время [1].
При таком многообразии процессов и времен, однако, ни окружающая нас Вселенная, ни создания человеческой цивилизации не кажутся путаницей явлений и нагромождением предметов, не подчиненных временной упорядоченности. Наоборот, единый временной порядок хорошо просматривается (или домысливается). Это означает, что процессы и соответствующие им времена как-то соизмеряются и синхронизируются. Различные уровни сложности в организации материи связываются неким общим единством, что и удерживает все многообразие соответствующих процессов от хаотичного рассогласования и рассинхронизации. Кроме того, существуют определенные механизмы, обеспечивающие связь между процессами, идущими с разными характерными временами. Например, резонанс, приводящий к синхронизации близких по частотам колебаний для процессов одинаковой или различной природы. Указанный механизм может отвечать за периодичность извержений гейзеров, движения пульсирующих ледников, колебания морских течений, образования циклонов умеренных широт и др. Или, например, механизм подстройки быстро идущих процессов к процессам медленным, что наблюдается для процессов различной природы [1; 2.С.62,63].
Представленный выше материал иллюстрирует один из конкурирующих подходов к природе времени, одну из точек зрения ученых и философов. А именно: время самым непосредственным образом связано с процессом и определяется им; сущность времени и есть процесс, так что каждому протекающему времени отвечает конкретный процесс; иначе говоря, процесс - первичен, а время - вторично. Из этого следует, что время может протекать неравномерно. Но это относительная неравномерность, по отношению к другому времени, для которого процесс взят в качестве эталонного, равномерного, "идеального". Например, астрономическое время издавна принималось за эталонное, но с развитием науки и техники стало понятным, что удобнее брать в качестве эталонного время физическое, отсчитываемое искусственными устройствами. По мере технического совершенствования физические часы, т.е. устройства для отсчета физического времени, выбирались все более и более "точные". Тогда как в астрономическом времени обнаружились незначительные неравномерности, связанные с вариациями и возмущениями в движении планет.
Но при всем обилии примеров в пользу указанного подхода не обнаружено пока решительного доказательства его преимущества перед другим подходом к природе времени. (Ведь любое время удается "поверить" "идеальным" физическим временем.) Другой подход гласит: время есть основополагающее понятие и параметр, который мы принимаем за исходный; через этот параметр, эту переменную выражаются все движения и процессы, как это оформлено в ньютоновской механике, например; иначе говоря, время - первично, а процесс - вторичен [1].
Так что, сущность времени от нас ускользает, а интрига сохраняется.
Автор настоящей книги склоняется к первому подходу в понимании времени. Поэтому сейчас будет предложен исходный тезис, который примем в качестве постулата. Итак:
- во-первых, время имеет многоуровневую природу; все уровни времени занимают определенное положение в иерархии уровней; ход времени на любом уровне обладает определенной автономией по отношению к течению времени на других уровнях;
- во-вторых, сущность времени на каждом уровне непосредственно вытекает из процесса, который задает отсчет времени, т.е. процесс лежит в основе времени; процессы, задающие времена, отвечают определенным иерархическим уровням в организации материи и духа.
Сформулированный постулат проиллюстрируем рисунком 1.1.
Рисунок 1.1. Процессы и уровни времени (разработка автора).
Понятно, что данная схема лишь приблизительно описывает иерархию процессов и уровней времени. Например, не показан космологический процесс, охватывающий Вселенную как целое, и не выделено соответствующее космологическое время. Многообразие астрономических процессов обобщенно названо "астрономическим процессом", точно также и многообразие физических процессов обобщено в понятии "физический процесс". Аналогичным образом, для краткости, обобщены геологические, биологические, исторические процессы и обозначены в единственном числе, как "геологический", "биологический", "исторический", соответственно. Кроме того, нужно отметить, что астрономический процесс по сути входит в процесс физический, но мы его отдельно упоминаем, потому что он дал возможность человечеству фиксировать астрономическое время (пока не были изобретены искусственные физические часы). Отдельно не выделен химический процесс (множество физико-химических, химических, биохимических процессов), чтобы не загромождать схему. Это сделано еще и потому, что химический процесс в значительной мере входит в геологический и биологический процессы, и нам этого достаточно. Для простоты на схеме не выделен гидрометеорологический процесс, описывающий погодные и климатические процессы и явления. По уровню в иерархии он, наверное, равен геологическому процессу и, как последний, включает в себя многие физические, физико-химические и химические явления и процессы. Но, если геологический процесс соответствует поверхности и недрам Земли и протекает относительно медленно, то гидрометеорологический процесс определяется движением гидросферы и атмосферы Земли, в первую очередь, и протекает быстрее.
Биологический процесс довольно многогранен и включает все биологические явления и процессы: от уровня клеток и органелл до уровня биосферы в целом. В исторический процесс по умолчанию включены: социальные, экономические, геополитические процессы. Отметим, что социальный процесс (в нем обобщены все социальные процессы и явления) и социальное время будут рассмотрены отдельно. Психический процесс (в нем обобщены психические процессы и явления) будет упоминаться как вид процесса социального, поскольку в действительности человек проявляет себя в социальном бытии и в бытии психическом, причем, в неразрывном единстве первого и второго.
На самом высшем уровне находится богочеловеческий процесс. Сюда включены индивидуальные душевно-духовные процессы каждой личности (процессы познания и творчества, духовно-нравственные процессы), а также общий для всего рода людского процесс взаимодействия человека и Бога.
Очевидно, что закономерно протекающие процессы должны позволять нам фиксировать определенные свои стадии и контролировать состояние систем, вовлеченных в эти процессы. Если процесс отсчитывает время, то интенсификация процесса ведет к ускорению соответствующего времени и, наоборот, ослабление, торможение процесса означает замедление времени. Как уже говорилось, несмотря на определенную автономию процессов и времен, в целом процессы и времена синхронизированы (фактически и/или формально).
Для иллюстрации сказанного рассмотрим мысленный эксперимент: мы наблюдаем космический корабль, летящий по просторам Вселенной, в котором есть аквариум с рыбками и приборы для измерения времени. Биологическое время рыбок можно поставить в соответствие с физическим временем на корабле. Это означает, что мы будем фиксировать по физическим часам стадии рождения, развития, старения рыбок и смену их поколений, определять среднюю продолжительность жизни данного вида рыбок. Если же космический корабль попадет в мощное гравитационное поле какой-нибудь звезды, то для отдаленного наблюдателя (согласно теории относительности) ход физического времени на корабле замедлится. Но, синхронно замедлится и ход биологического времени рыбок, так что внутренний наблюдатель на корабле не обнаружит никакого несоответствия биологического и физического времен. (Сохранится соотношение хода времен и для отдаленного наблюдателя.) Однако, если немного охладить воду в аквариуме, то замедлится ход биологического времени рыбок, а ход физического времени на корабле не изменится. Тогда внутренний наблюдатель на корабле обнаружит замедление биологического времени рыбок. (Отдаленный наблюдатель также увидит, что ход биологического времени рыбок замедлился по отношению к ходу физического времени на корабле.) Данный эффект связан с торможением обмена веществ и удлинением среднего срока жизни рыбок, как существ хладнокровных и сильно зависимых от температуры окружающей среды. Вот пример определенной автономии биологического времени от времени физического, но здесь же пример соответствия хода времен.
Перейдем ко времени историческому. Развитие философской мысли показало нам, что понимание природы исторического времени очень тесно связано с пониманием сущности исторического процесса. Мыслители Возрождения выделяли эпоху древности и эпоху Средневековья, и лишь позднее появились понятия Нового и Новейшего времени, обозначенных конкретными историческими событиями и рубежами. По-разному понимали суть Средневековой эпохи те или иные философы: "просветители" называли ее временем господства религии и теологии, марксисты - эпохой феодализма, в теориях "модернизации" называли эпохой традиционных обществ [4].
Фактически в официальной советской философии иерархический подход к природе времени нашел отражение, причем отмечалось, что соотнесение различных уровней времени определяется тесной взаимосвязью различных процессов: физических, биологических, социальных (см. [5.С.101]). При этом, историческое время относилось к самому высшему уровню времени (если соотнести с рис. 1.1), который задавался социальной формой движения материи. Но, такой подход не был сформулирован ясно и однозначно и, насколько известно автору, термин "уровни времени" не использовался.
Автор в качестве высшего уровня времени постулирует время богочеловеческое, отвечающее богочеловеческому процессу (см. рис. 1.1). Этот уровень находится непосредственно над историческим временем и сильно воздействует на последний. Для понимания сущности богочеловеческого времени и богочеловеческого процесса сошлемся на труды святых отцов, авторитетных в Православии. В трудах святых Василия Великого, Григория Богослова, Августина, Иоанна Дамаскина и др. мы находим описание духовного пути, духовной жизни человеческого рода: от сотворения мира до конца его и Суда над человечеством. Например, свт. Григорий Богослов в "Слове 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя" вкратце излагает события сотворения мира и человека, жизни человека до грехопадения, и человеческой истории после грехопадения до момента прихода Христа. История человеческого рода излагается св. отцом в аспекте действия Промысла Божия о человеке и с позиции духовной оценки ответных действий человека. Богочеловеческий процесс освещается св. Григорием и в "Слове 31. О богословии пятом, о Святом Духе", например, в таких выражениях: "В продолжении веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли... Одно вело от идолов к закону, а другое от закона к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении - о перемещении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому" [6.С.150], т.е. к Будущему Веку.
В Православии эта традиция прослеживается вплоть до св. отцов последних веков, например, св. Филарет Московский, рассуждая о сотворении мира и назначении небесных светил, согласно книге Бытия ("для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов" (Быт. 1:14)), отмечал вот что. Светила назначены для знамений, позволяющих разумом созерцать Божество и практическим умом видеть естественные явления в природе, и для знамений, "указательных на действие Промысла в роде человеческом", в частности, речь идет о таких временах: "четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные" времена по закону иудейскому; "да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться" [7.С.43-44]. Но св. отцы богословствовали и о вечности Божией, и о временной бесконечности ангелов и человеческих душ. В понимании времени применялся иерархический подход: высший уровень - вечность Божия, где не существует никакой изменчивости; средний уровень соответствовал бесконечной временной жизни разумных существ (ангелов, душ людей) и жизни в Будущем Веке; низший уровень - временной конечности и текучести материальных процессов в нынешнем веке (смертное тело человека, природа). Например, прп. Иоанн Дамаскин в книге 2 "Точного изложения..." рассматривает понятие "век" как многозначащее и включающее понятия текучего времени, конкретного отрезка времени и вечности: "...Что именно есть время для того, что находится в зависимости от времени, этим для вечного служит век. Итак, говорят о семи веках этого мира, то есть от сотворения неба и земли до общего как конца (бытия) людей, так и воскресения. Ибо есть... общий и совершенный конец, когда будет общее воскресение людей. Восьмой же век - будущий век. Прежде же устроения мира, когда не было и солнца, разделяющего день от ночи, не было века, который можно было измерять, но было как бы некоторое временнОе движение и расстояние, которое тянулось подле и вместе с тем, что вечно; и в этом, конечно, смысле один век, поскольку и Бог называется вечным; но Он называется и предвечным, ибо Он сотворил и самый век, Сам есть Творец всего, как веков, так и всего сущего... Вечная же жизнь и вечное наказание показывают бесконечность будущего века. Ибо и время после воскресения не будет исчисляться днями и ночами. Напротив того, будет один невечерний день, так как Солнце Правды будет светло сиять праведным; для грешников же будет глубокая и бесконечная ночь" [8.С.79-81].
По Св.Писанию и трудам св.отцов сформировалось понимание истории Церкви Христовой, которая есть важный аспект богочеловеческого процесса. В истории Церкви можно выделить следующие эпохи: Райская Церковь (до грехопадения), Патриархальная Церковь (от грехопадения до Моисея), Ветхозаветная Церковь (от Моисея до земного прихода Христа), Новозаветная Церковь (от Голгофской Жертвы, Воскресения Христова и схождения Святого Духа до Второго пришествия Христа и Всеобщего суда) [9].
Сказанное выше можно проиллюстрировать на рис. 1.2, где схематически изображена ось богочеловеческого времени.
Рисунок 1.2. Богочеловеческое время (разработка автора).
Итак, богочеловеческий процесс есть взаимодействие Бога и человека. Бог проявляет о человеке заботу, как Отец Небесный о своих чадах. В богословии это называют промыслом Божиим о человеке. А человек проявляет себя в отношении к Богу: стремится к Нему, старается уподобиться Богу и творить добро или, наоборот, отвращается от Него и совершает зло. Вся жизнь человека и вся история общества есть сложное сплетение добрых и злых мыслей, слов и поступков, которые могут сочетаться даже в одной личности почти одновременно... Богочеловеческое время демонстрирует нам развитие, эволюцию богочеловеческого процесса от потенциальных возможностей до конкретной реализации во взаимоотношениях Бога и человека. В конце же последует Суд.
Историческое и богочеловеческое времена принципиально необратимы, и это убедительно демонстрирует опыт жизни отдельного человека и целого общества.
А теперь нам осталось затронуть очень важный аспект. Еще раз посмотрим на рис. 1.1 и зададим себе вопрос: можно ли полагать, что физический уровень является фундаментальным? Что физический процесс и есть базовый процесс, который определяет течение времени? Образно говоря, можно ли полагать, что на физическом уровне организации материи находятся "ведущие маховики", которые непрерывно вращаясь, передают вращение "шестеренкам" более высоких уровней организации материи и, таким образом, толкают весь "механизм", заставляя протекать время? Но если такое допустить, то какой конкретно вид фундаментальных физических взаимодействий отвечает за "поток" времени: сильные, слабые, электромагнитные, гравитационные? Среди них наиболее универсальными являются гравитационные силы, воздействуя на любой без исключения объект. Но, несмотря на такую универсальность, физический мир без остальных фундаментальных сил выглядит бедным, утрачивая все свое яркое многообразие. Это как минимум. Говоря точнее, известный нам физический мир без остальных фундаментальных взаимодействий просто не существовал бы! Потому трудно согласиться, что "поток" времени задается гравитацией. Здесь нужно искать более фундаментальные и универсальные взаимодействия, чем перечисленные четыре. Но они нам пока неизвестны. Помогут ли здесь "темная материя" и "темная энергия", относительно недавно открытые, сказать сейчас невозможно. Кроме того, не очевидна причина необратимости физического уровня времени. А ведь необратимость времени - одно из важнейших его свойств. Те результаты по необратимости времени, которые получены И. Пригожиным (см., например, [10]), есть лишь раскрытие механизмов, отвечающих за необратимость. Но они пока ничего не говорят нам, почему в природе именно так происходят процессы, а не иначе. Ведь долгое время большинство физиков себя чувствовали вполне комфортно, не вводя необратимости во время, и такими законами физики (с обратимым временем) большинство из нас пользуется до сих пор. Вселенная с обратимым физическим временем легко мыслится. Итак, почему же время физическое необратимо? Ответа пока нет.
По мнению автора настоящей книги, фундаментальным здесь является уровень богочеловеческий, высший уровень. Здесь, в богочеловеческом процессе нужно искать причину необратимости времени. Необратимость времени эквивалентна неповторимости, уникальности каждого момента, каждого события. Необратимый ход времени есть цепочка неповторимых, уникальных звеньев-событий. Эту цепочку, последовательность можно рассматривать как ряды: причина-следствие, потенциальное-реализованное. В богочеловеческом процессе все происходящее максимально наполнено смыслом, логосом, и потому из причины вытекает следствие, а из всякого потенциального состояния получается нечто реализованное. Мы из опыта знаем о неповторимости, уникальности каждого момента нашей жизни, каждого прожитого дня. Знаем мы также и об уникальности, неповторимости жизни в целом, которая каждому из нас дается единственный раз. Видимо, нужно искать смысл в уникальности каждого события на уровне богочеловеческого процесса. Ведь на остальных уровнях уникальность, неповторимость момента не так уж важна.
Если откроется, в чем смысл необратимости богочеловеческого времени, то можно допустить, что далее, по уровням иерархии, свойство необратимости должно передаваться прочим временам - историческому, биологическому и т.д., полностью или частично. Например, на низшем уровне время почти утрачивает свою необратимость: астрономическое время выглядит как обратимое (если пренебречь небольшой диссипацией механической энергии движения планет и некоторыми др. эффектами). На уровне астрономического времени свойство необратимости практически не важно, поскольку точность и цикличность обратимого движения планет даже повысили бы точность астрономического времени.
Смысл необратимости богочеловеческого процесса и богочеловеческого времени может заключаться в том, что потенциально возможное событие во взаимоотношениях Бога и человека единственный раз реализуется и единственный раз подлежит суду совести и Божию суду. В такой уникальности реализации есть однозначность, точность и строгость. В такой неповторимости события есть упорядоченность и смысл, и отсутствуют двойственность и неопределенность. По итогам необратимого богочеловеческого процесса становится явным для человека степень его приближения к Богу или, наоборот, отдаления от Бога. Становится очевидным для человека степень его уподобления Богу. (Для Бога же все изначально известно, но Он ведь пребывает вне времени.) Что же касается процессов и времен более низких уровней, то их необратимость нужна лишь в той мере, чтобы не препятствовать необратимости процесса богочеловеческого. Например, нетрудно вообразить Вселенную с обратимыми астрономическими процессами, в которой сохранялась бы необратимость процесса богочеловеческого. Так что, необратимость более низких уровней времени вторична по сравнению с необратимостью времени богочеловеческого.
Вот направление, в котором автор ищет причину необратимости времени.
И напоследок рассмотрим социально-психологический аспект проблемы времени. Как мы воспринимаем и осознаем время? Выше говорилось, что социальное время у нас входит в качестве уровня (или компоненты) в историческое время. А психологическое время рассматривается как разновидность времени социального (или, например, как компонента социального времени). В индивидуальном бытии человек воспринимает и переживает время психологическое. Но, общаясь с себе подобными, в социальном бытии человек переживает время социальное. Восприятие и переживание времени происходит у человека в процессе социальных взаимодействий между людьми и в процессе внутреннего общения с самим собой. Человек не воспринимает непосредственно время физическое или "идеальное" время. Но лишь усилием интеллекта, абстрагируясь, человек осознает физическое время (и др. уровни времени). Это осознание, познание реализуется через призму социального (и психологического) времени, через соотнесение с ним. В качестве аргумента, подкрепляющего сказанное, сошлемся на результаты социально-психологических исследований "механизмов" мышления. Результаты эти показывают, что познание объекта субъектом невозможно без общения исследователя с другими субъектами. Т.е., познавательная деятельность человека неразрывна с его деятельностью коммуникативной [11.С.60,65,112; 12]. В процессе познания времени физического (или др. уровня времени) происходит и более глубокое познание времени социального. Это и понятно, ведь познание любого уровня времени позволяет глубже познать природу времени как такового.
Итак, что же нового дает нам предложенная здесь иерархическая схема (рис. 1.1)? Какую особенность времени позволяет осмыслить гипотеза о многоуровневой его природе? В других статьях автора (см. ниже примечание) читатель увидит, что автономия процессов и уровней времени подсказывает нам решение некоторых сложных загадок, касающихся космологического возраста Вселенной, геологического возраста Земли и возраста останков живых организмов, а также останков анатомически современного человека.
Список литературы
1. Арманд А.Д. Время в географических науках. Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. М: Изд. Моск. Ун-та, 1996. С.201-233. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/ru/rnameindex/armand-ad.
2. Левич А.П. Субституционное время естественных систем. Вопросы философии, 1996, - ? 1. - С.57-69.
3. Негруца В.З. Биотическая геохронология в свете изотопной хронометрии. Литосфера, 2008, ?3, С.26-35. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lithosphere.igg.uran.ru/pdf/16819004_2008_3/16819004_2008_3_026-035.pdf.
4. Эпоха историческая. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3562.html.
5. Время. Философский энциклопедический словарь. / Редкол. С.Аверинцев и др. / 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. - 815 с.
6. Святитель Григорий Богослов. Избранные творения. - 2-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 400 с.
7. Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на книгу Бытия. - М.: Лепта-Пресс, 2004. - 831 с.
8. Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - 476 с.
9. Церковь небесная и земная. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 288 с.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. Пер. с англ. - 3-е изд., перераб. и исправ. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 240 с.
11. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение (2-е доработанное издание). - Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 128 с.
12. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры. Социологические исследования, N7, 2000. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22513300.
Примечание. Развитие темы см. в других статьях автора:
1. Скосарь В.Ю. Проблема асинхронности научной и библейской хронологий. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Сборник материалов Третьего Международного конгресса российских исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ), т.7 (дополнительный), С.151-172. Режим доступа: http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2017/05/Kongress-Tom-7.pdf.
2. Скосарь В.Ю. Проблема структуры пространства-времени. Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под общей ред. О.Н. Бушмакиной, Э.Р. Рогозиной - Ижевск: Издательский центр "Удмуртский университет", 2016. - 227 с., с.199-211.
3. Скосарь В.Ю. Модель многокомпонентного биологического времени // Международный научный журнал "Интернаука" // N 2 (24), 2 т., 2017. Режим доступа: http://www.inter-nauka.com/issues/2017/2/2064.
4. Скосарь В.Ю. К модели многокомпонентного биологического времени // Международный научный журнал "Интернаука" // N 6 (28), 2017. Режим доступа: http://www.inter-nauka.com/issues/2017/6/2461.
Август 2017 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"