|
|
||
Как соотносятся Божие предопределение и свободная воля человека? Не нарушает ли Божие предопределение и Божие всеведение святое святых - свободу человека? Применяет ли Бог насилие к свободной воле человека? Можно ли из этого тварного мира предложить аналогию, поясняющую соотношение между Божиим предопределением и свободной волей человека? И еще: по своей ли воле Иуда предал Христа или Христос его принуждал к этому по Божию предопределению? |
Введение
Одним из интереснейших богословско-философских вопросов христианства является соотношение Божия предопределения и свободной воли человека. Можно ли представить себе такое, что Бог в силу Своего всемогущества и всеведения все предопределил в жизни как отдельного человека, так и человечества в целом, но при этом человек - этот образ Божий, сохраняет свободную волю? Можно ли совместить Божие всемогущество и всеведение и святое святых человека - его свободную волю, перед которой даже Бог бессилен? (Бессилен не потому что не может насильно навязать нечто человеку, а потому что в силу любви к Своему образу не хочет насиловать его свободную волю.) Вот об этом мы и поговорим.
1 Священное Писание о Божием предопределении
В Священном Писании - Библии достаточно ясно пишется о Божием всемогуществе и всеведении, о том, что Бог хочет спасения человека, а также о предопределении. Божие предопределение представляется более тонким вопросом, чем всемогущество, всеведение и желание человеку спасения, поэтому на нем и остановимся подробнее.
В книге пророка Исаии написано: "С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?" (Ис. 14: 24-27).
В Евангелиях Сам Христос говорит о том, что Ему предстоит пострадать и умереть и воскреснуть: "И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет" (Мф. 20: 17-19), "...впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26: 24), "Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет" (Мк. 10: 32-34), "Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет" (Лк. 18: 31-33).
Кроме того, Спаситель в Евангелиях учит о предстоящих эсхатологических событиях конца времен (см. Мф. 24-25; Мк. 13 и др. евангельские тексты), причем весь тон бесед таков, что это обязательно состоится, ибо это Божие предопределение.
В Деяниях Святых Апостолов написано: "Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (Деян. 4: 27-28).
В апостольских посланиях сказано: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд. 1: 4); "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8: 29-30); "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Кор. 2: 6-8); "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа" (Еф. 1: 3-12).
И, наконец, вся книга Апокалипсис показывает нам Божие предопределение относительно конца времен.
Некоторые мыслители полагают, что предсказанного в Апокалипсисе может и не быть, ибо эти пророчества - лишь предупреждения для человечества. При этом обычно ссылаются на ветхозаветную книгу пророка Ионы, где рассказывается, как Господь призвал Иону проповедовать среди жителей Ниневии об угрожающем им Божием наказании, как Иона говорил ниневитянам, что через сорок дней Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4), но ниневитяне покаялись, и Бог их простил, сохранив им жизнь и их город в целости. Отсюда поспешно делается вывод, что любое пророчество лишь предупреждение, а не предопределение. Но дело в том, что по смыслу этой книги Господь именно ожидал покаяния жителей Ниневии, потому и посылал Иону проповедовать, чтобы те спаслись, и сам Иона догадывался, что это пророчество - именно это! - не сбудется, и не хотел идти на проповедь (Ион. 4: 1-2), но бежал от Бога, за что и попал в чрево кита на три дня.
Иное дело евангельские эсхатологические беседы Спасителя и Его откровение Иоанну Богослову в книге Апокалипсис. В частности, в Апокалипсисе, когда повествуется о будущих бедствиях от Бога, говорится и о свободном выборе людей, о том, что многие люди не захотят покаяться: "Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась" (Откр. 2: 21); "Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем" (Откр. 9: 20-21); "Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих" (Откр. 16: 10-11) и т.п. А раз не покаялись, то людям не миновать того, что предопределено в наказание.
Итак, мы видим, что некоторые важнейшие события Богом предопределены. Послушаем же, что говорят по этому поводу св.отцы и учителя Церкви.
2 Святые отцы и учителя Церкви о Божием предопределении
Так, прп. Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры", кн. 2, гл. 30: "О предведении и предопределении", пишет: "Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость" и далее:"Следует принять к сведению то, что добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать дьяволу, который - правда, без принуждения - нас к этому призывает; ибо порок есть не что иное, как удаление от добра, подобно тому, как тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь верными нашей природе, мы живем добродетельно; уклоняясь же от своей природы, т.е. от добродетели, вы приходим в противоестественное состояние и становимся порочными" и далее:"Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от дьявола к Богу".
Так что, по словам этого св.отца, Бог все предвидит, и предопределяет то, что в Его власти, и не предопределяет то, что в нашей власти, иными словами - не насилует нашей свободной воли, хотя и предвидит наш свободный выбор. Таким образом, осуществляется гармония между Божиим предведением, предопределением и нашей свободной волей.
Однако же для многих читателей написанного прп. Иоанном Дамаскиным недостаточно для полного понимания, поэтому продолжим наше изучение.
Послушаем авторитетного учителя Церкви блж. Феофилакта Болгарского (Толкование на послание к римлянам Святого Апостола Павла):
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал. Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими. А первородный Он между многими братьями по домостроительству, ибо по Божественности Он есть Единородный. Он, восприняв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим, стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его.
А кого призвал, тех и оправдал, освободив от грехов и соделав праведными чрез баню возрождения.
А кого оправдал, тех и прославил, удостоив их усыновления и дав им прочие дары".
Т.е. видно, что Бог в Своих действиях, которые от нас не зависят, учитывает наш будущий свободный выбор, ибо полностью предвидит его. Таким образом, в уме Божием существует некий божественный сценарий, включающий как не зависящие от нас действия Бога, так и зависящие от нас действия, слова, мысли и чувства наши. Этот божественный сценарий гармонично включает в себя и Божие предопределение и нашу свободную волю.
Слово "сценарий" отнюдь не означает, что наша свободная воля нарушается, как это происходит в сценарии кинофильма и спектакля, когда актер вынужден придерживаться слов и поступков, навязанных ему сценаристом. Ибо в нашем случае речь идет о божественном сценарии, а не о его земном аналоге. В земном аналоге сценарист не предвидит свободного выбора актера и потому просто навязывает ему сценарий. Иначе с Богом, Который не навязывает, но лишь предвидит.
Рассмотрим это на примере жизни апостола Павла, о котором говорит блж. Феофилакт Болгарский. Повторим слова блаженного: "Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его". То, что Бог призвал Павла, от Павла не зависело, ибо это действия Божии, нам не подвластные. Но то, что Павел оказался достоин апостольского звания, зависело уже от свободной воли Павла. Бог же наперед предвидел, что Павел окажется достойным, потому и предопределил призвать его и сделать Своим апостолом. Так что в уме Божием уже был божественный сценарий относительно Павла, где уже наперед была известна судьба Павла, зависящая, как от Бога, так и от самого Павла.
Нам невозможно полностью знать божественный сценарий, Божие предопределение. Но кое-что Бог открывает нам в Своих пророчествах, как то мы видели выше.
Рассмотрим теперь такой авторитетный православный документ, признаваемый большинством за символическую книгу Православия, как "Послание патриархов восточно-кафолическия Церкви о Православной вере 1723 г." (http://www.sedmitza.ru/text/443634.html):
"Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины; ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который хощет всем человекам спастися и в познание истины прийти (1 Тим. 2, 4), но поелику Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поелику благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т. е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдает заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро - предаются вечному осуждению.
Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что всякий верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику то есть Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию. Не безумно ли после сего без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастия осужденных? Не значит ли это произносить страшную клевету на Бога? Не значит ли это изрекать ужасную несправедливость и хулу на небо? Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию; почему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистным, Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных".
Таким образом, и этот документ подтверждает сказанное нами выше. Но этот документ показывает также, что во все времена были еретики, которые Божие предопределение понимали однобоко, считая, что Бог все наперед уже навязал человеку - спасение или погибель, не учитывая свободную волю человека, его дела, слова, мысли и чувства. Так мыслил один из основателей протестантизма Кальвин, против которого, вероятно, и изрекли восточные патриархи свою анафему. Автор встречал людей, современных ему, которые также однобоко понимают Божие предопределение, видят в нем насилие над свободной волей человека...
Можно еще обратиться к слову авторитетного православного богослова 20-го века, благочестивого архиепископа Аверкия (Таушева), изреченного им в богословском труде "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета", глава "Послание св. апостола Павла к Римлянам" (http://www.sedmitza.ru/text/430619.html):
"В надежде на спасение утверждает нас и предвечное предопределение Божие о нашем спасении: "кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (ст. 29-30). Для правильного понимания этого места послания св. апостола Павла о Божественном предопределении надо иметь в виду, что апостол говорит не о безусловном предопределении, как учат кальвинисты, а о предопределении, основывающемся на всеведении Божием. Это не то значит, что Бог, помимо воли людей, одних предопределил ко спасению, а других - к погибели, но то, что Бог, как всеведущий, знает, кто из людей употребит на добро свою свободную волю, а кто - во зло, и в зависимости от этого и предопределяет вечную участь каждого".
Свобода выбора
Взято с сайта: http://aeterna.ru/usertestresults.php?liono4ka
Некто о.Серафим, современный апологет в статье "Промысел Божий; Предведение и Предопределение" пишет http://www.isfarinka.ru/news.php?item.366.29:
"Предведение - не связывает нашей воли и зависит от нас. Господь предвидит то, как себя поведут те или иные человеки. Но, предвидя, не отнимает этим свободы их воли. Оно - по премудрости Божией.
Как зеркало, отражающее красивого и безобразного, не делает их такими, так и Божие Предведение, в котором один является предопределенным в рай, а другой - осужденным на муки, (на самом деле) ни первого не влечет ко спасению, ни второго на муки. "Предведение Божие, говорят богословы, только созерцательно, а не деятельно". Это значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит твое спасение или осуждение, а потому, - что добрыми своими делами, содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое спасение; или потому, что злыми своими делами, избегая благодати Божией, ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки.
Таким образом, Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик:
"Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события - причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего - Предведение; не Христос - виновник предательства Иуды, а предательство - причина Господнего Предведения". Если ты будешь жить богоугодно, - спасешься, а если развращенно, - погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух - несомненно, но не определено наперед" (Проповеди свт. Илии Минятия, "Слово в неделю 1-ю Великого поста").
Предопределение лежит вне человеческой воли: и зависит и не зависит от нее. По божественному Своему Предведению Господь знает те помышления, слова и дела, которые, по причине свободного произволения, в нашей власти и зависят от нас. Исходя из этого, - предопределяет, что должно случиться с нами, независимо от нашей воли. Вот как об этом говорит преп. Максим Исповедник в своем житии:
"Епископ Феодосий обратился к нему со словами:
- Как поживаешь, господин, авва Максим?
Он отвечал:
- Так, как Господь от века предузнал и предопределил обстоятельства моей жизни,
сохраняемой Его Промыслом.
Феодосий возразил на это:
- Как так? Разве Бог от века предузнал и предопределил деяния каждого из нас?
Святой отвечал:
- Бог предузнал наши помышления, слова и деяния, которые зависят от нашей воли; предуставил же и предопределил то, что должно случиться с нами, но это находится уже не в нашей, а в Его Божественной воле.
Епископ Феодосий спросил:
- Что же находится в нашей власти и что не в нашей... Воистину, я не знаю этого, и хочу уразуметь, какое различие между тем, что состоит в нашей власти и что не состоит и как одно относится к Божественному Предведению, а другое к Предопределению?
Преподобный Максим ответил:
- Все наши добрые и дурные дела зависят от нашего произволения; не в нашей же власти - наказания и бедствия, случающиеся с нами, а равно и противоположное им. В самом деле, мы не имеем власти над изнуряющею нас болезнью, или над здоровьем, но только над теми условиями, которые причиняют болезнь, или сохраняют здоровье. При этом как причиною болезни служит невоздержание, а воздержание служит условием доброго здоровья, - так и соблюдение заповедей Божиих служит условием достижения Царства Небесного, а несоблюдение их - причиною ввержения в геенну огненную". (Житие преп. Максима Исповедника).
"Воля Божия и произволение человеческое образуют Предопределение. Бог хочет: и если хочет и человек, то он уже предопределен... Так теперь, когда ты живешь, Бог предопределяет тебя в рай. Завтра ты согрешишь, и Бог определит тебя на мучения. Опять раскаешься - опять предопределен (на спасение). Как ты изменяешь свою жизнь, так и Бог решение. Божий суд сообразуется с нашим произволением, - и сообразуется с нашим расположением... Я хочу, брат, чтобы состоялось определение о твоем спасении. Но говорю при этом, что если ты не будешь содействовать этому, если до самого конца не будешь жить богоугодно, твердый в благости и любви к Богу, - несмотря на все решения о спасении, ты погибнешь. Пусть даже и состоялось решение о твоей погибели, но я говорю тебе: если ты обратишься и раскаешься, то спасешься, не смотря на определение о твоей муке. Подобно тому, как твоя воля переходит от хорошего к дурному или наоборот. Так и Божие решение переходит от спасения к наказанию и наоборот".
"Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каково наше внутреннее состояние, то же и Он воздает нам от Себя". Таким образом Предведение и определение Божие не препятствует ни Богу в желании спасти тебя, ни тебе - в свободе спастись...
"Бог изменяет решение сообразно тому, как человек переменяет характер? Бог решил спасти праведных и наказать грешных. Ты праведен? Смотри не пади, ибо определение о твоем спасении превращается в определение о твоем наказании. Если ты грешен, постарайся раскаяться и тогда решение о твоем наказании превратится в решение о твоем спасении. "Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каковы наши внутренние чувства, то же самое и Он воздает нам от себя". Поэтому тебя не касается, что Бог решил о тебе, или что предвидит Бог; это ни полезно, ни вредно. Ты хочешь знать, что такое Предопределение? Это - благодать Божия и человеческая воля вместе. Бог хочет, ибо Он - человеколюбив; если хочет и человек, - ибо он свободен, - то человек предопределен"
(Проповеди свт. Илии Минятия, там же).
Предведение можно образно сравнить с предведением врача о больном, который видит по состоянию его здоровья дальнейший ход болезни. Господь знал, что императора Николая II и его семью убьют, но не спрятал их, хотя для Него это не представляет трудности. Господь знал, что так лучше и для Царя, и для русского народа.
Суть не в том, чтобы человек живой остался, а чтобы не умер без покаяния. Смерть сама по себе не есть зло - зло есть смерть во грехах (св. Златоуст). Воины шли на войну за веру, царя и отечество и, погибая в битве, шли в Царство Небесное.
И когда весы перевешивают в сторону зла, когда человека уже невозможно переделать ничем, то Бог такое и попускает: или царя нечестивого, или цареубийство. Не Петр I виноват в одном из поворотов русской истории, а все виноваты: интеллигенция к западному ко всему стала склоняться, народ к обрядоверию - духа нет, одна оболочка; или когда у царя такое окружение, что невозможно управлять, невозможно ничего сделать для спасения Отечества (как у царя Николая II). Вот как об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов в первой половине 19-го столетия: "Какое христианское образование найдем в России?.. В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы:- недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном... Вы находите в нём по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской... В человеке, который хвалится своим разумом - две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!" (Письмо 528).
Каждый поступок каждого человека влияет на судьбу всего мира. И если больше добрых, праведных, то и политика и обстановка в мире меняется на лучшее. Если больше в мире злых, то демоны имеют больше возможности проводить в мир свою бесовскую волю, потому и отвратить зло бывает невозможным. Судьбы предопределения Божия направлены для спасения людей. Но наше спасение зависит от нас - от нашего произволения.
"Воля Божия есть одно только крыло; необходимо и другое крыло, наша воля, чтобы взлететь на небеса. Воля Божия и воля человеческая образуют Предопределение...
"Благодать, говорит божественный Златоуст, хотя она и Благодать, но спасает лишь желающих". Спасение должно быть делом нашим и Божиим...
Однажды какой-то нехороший человек пришел к Апполону Дельфийскому с воробьем в руках, покрытым одеждою, и просил, чтобы ему ответили: жив ли воробей или бездыханен? Этот человек был очень хитер, и если бы прорицатель сказал ему, что бездыханен, он намерен был показать живого воробья, а если скажет, что он жив, задушить его и показать, что он мертв; так он хотел обмануть оракула. Но его хитрость была узнана и он получил такой ответ: "от тебя зависит это решить: то, что ты держишь, показать, мертвым или живым".
Ты, о христианин, спрашиваешь: твоей душе предстоит вечная жизнь или вечная смерть? "От тебя зависит это решить". Предопределение о тебе зависит от воли Божией и от твоей. Бог хочет: если хочешь и ты, то ты предопределен для вечной жизни" (Проповеди свт. Илии Минятия там же)".
Очень хорошее объяснение, особенно подчеркивающее значение свободной воли человека.
Но может показаться, что здесь как бы отрицается наличие божественного сценария в Божием уме, что Бог каждый раз как бы меняет Свое предопределение, в зависимости от свободного выбора человека. На самом деле это - неточность, это - снисхождение к слабому разуму слушателей проповеди свт. Илии Минятия. Бог ничего не меняет в Своем предопределении, потому что наперед уже все знает. Он лишь меняет Свои действия во времени относительно человека, поощряя его или наказывая, в соответствии со свободным выбором человека в данный момент. Но поскольку Богу наперед уже все известно, то Его предопределение неизменно и находится вне нашего времени - в Божием уме. Другое дело, что от нас скрыто это предопределение, поэтому мы должны не впадать в крайности: ни унывать, что мы уже обречены на погибель, ни благодушествовать, что мы уже спасены, но всю жизнь проводить в духовной борьбе. Именно к этому нас призывает Божие Откровение и св.отцы.
А теперь, чтобы проиллюстрировать нашу мысль о наличии некоего божественного сценария относительно каждого из нас, приведем земную аналогию его. Это будет... шахматная партия.
3 Шахматная партия, как земная аналогия божественного сценария
Давайте посмотрим на нашу жизнь.
В ней есть участники: мы с вами, Господь Бог и враг рода человеческого - сатана. Аналогично, в шахматной партии есть участники - игроки.
В жизни участники неравносильны, так Бог - несравненно сильнее всех, сатана слабее, а человек, как правило, еще слабее. Аналогично в шахматной партии: один шахматист, как правило, сильнее, а другой слабее (за исключением полного равенства сил, что бывает редко), но чемпион мира - сильнее всех.
В жизни есть некая главная цель - движение человека к Богу, к спасению и обожению. Аналогично, в шахматной партии есть главная цель - выиграть.
В жизни есть определенные ограничения - законы (физические, юридические, этические), правила. Аналогично, в шахматной партии есть определенные фигуры и правила пользования ими.
В жизни у человека есть свобода выбора в пределах указанных ограничений. Даже если вы сможете нарушить законы юридические и этические, вы почти никогда не сможете нарушить законы физические. Аналогично, в шахматной партии есть свобода ходов для фигур, свобода замысла игроков, но в пределах правил игры.
В жизни у человека есть некоторое частичное предвидение событий, а у Бога - полное предвидение всех событий и наших действий и действий нашего врага. Аналогично, в шахматной партии у шахматистов есть некоторое предвидение своих ходов и ходов соперника. Причем, чем сильнее шахматист, тем, как правило, предвидение полнее и точнее.
Вот такое содержание аналогии.
А теперь поразмыслим. Пусть, например, вы, читатель, слабый шахматист, а против вас играет сильный шахматист. Каков исход игры? Почти наверняка вы проиграете, не так ли? Т.е. результат игры практически предопределен, не так ли? И сценарий игры во многом можно предугадать, зная ваши и вашего соперника стили игры, любимые дебюты и пр. Особенно ясен будет сценарий в самом конце игры, когда останется несколько ходов до "мата" вашему королю... Итак, в шахматной партии оказались реализованы и свобода выбора участников игры и предопределение относительно ее исхода и, частично, ее сценария. Так и в жизни сочетаются свобода выбора человека и частичное предвидение им и его врагом - сатаной предстоящих событий и действий сторон, т.е. жизненного сценария. Ибо такая аналогия игры двух шахматистов друг против друга - это аналогия духовной борьбы человека с сатаной без помощи Божией. Человек здесь наверняка проиграет, ибо сатана - более сильный "шахматист".
Но, слава Богу, в жизни есть еще один участник - самый сильный "шахматист", "чемпион мира", Он же - "тренер" ваш и вашего противника, ибо Бог создал и человека и ангелов, а сатана - бывший добрый ангел. Бог, как Творец всего, и знающий все обо всех, как бы "тренер" всех остальных шахматистов. "Тренер", Который знает стиль игры и мысли каждого участника. У Него полное предвидение ходов всех участников. Если Бог будет вам постоянно подсказывать, помогать в игре, что соответствует жизненной ситуации, то какой будет результат? Давайте прикинем:
- если мы будем послушны "тренеру", то мы наверняка выиграем у нашего соперника;
- если мы будем полностью непослушны "тренеру", то мы наверняка проиграем;
- если мы будем то слушаться "тренера", то не слушаться, то только "тренер" может знать, как мы сыграем, и чем все кончится.
Так и в жизни. При послушании человека Божией воле, мы победим сатану, победим свою немощь и свой грех и спасемся, обожимся. При полном непослушании Богу мы наверняка погибнем, ибо сатана и наша падшая природа нас искусят на грех, ведь мы слабее сатаны и собственной склонности ко греху. Но большинство людей то слушаются Бога, то не слушаются, то следуют голосу совести, то пренебрегают им. Потому только Бог может знать сценарий их жизни и конечный результат, но не сам человек, ни даже сатана.
Аналогия здесь, как представляется автору, весьма удачная. Но не полная, и это понятно, ибо Бог - всемогущий и всезнающий "тренер", что в реальной жизни не может относиться ни к гроссмейстеру, ни даже к чемпиону мира. Ведь чемпион мира предвидит шахматный сценарий на несколько ходов вперед, а Бог - до самого конца предвидит всю нашу жизнь и все козни сатаны. Но эта аналогия показывает, как могут сочетаться свобода воли и наличие сценария: в шахматной партии - свобода выбора игроков и шахматный сценарий их игры, который частично игрокам известен; в жизни - свобода выбора человека и божественный сценарий его жизни, который Богу уже наперед полностью известен.
Жизненный сценарий
Фото с сайта: http://www.anapa.info/news/1150/
Вот как можно понять слова апостола Павла: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8: 29-30).
Впрочем, Бог иногда может "нарушить" все правила жизни и спасти человека и обожить его, если у человека чуткое к истине и добру сердце. Нечто подобное произошло с самим апостолом Павлом - тем самым Савлом, который убежденно и фанатично гнал христиан. Но Христос видел его сердце и потому применил "крайние" меры - мощное благодатное воздействие на Савла, чтобы тот прозрел. И было это осиянием божественного света, временно ослепившего Савла на его пути в Дамаск с целью гнать христиан и в этом городе: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил..." (Деян. 9: 1-9).
Это было чудесное духовное исцеление Савла, после чего он крестился и прозрел и стал апостолом Павлом.
Можно ли думать, что Христос Бог насильно обратил Павла? Что Божия благодать пересилила немощную человеческую волю?
Жизнь - шахматная партия
Взято с сайта: http://blogs.mail.ru/mail/arkadi48/772D0B10ABB3D078.html
Нет. Христос не насиловал волю Павла, Он лишь показал ему Себя в божественной славе воскресшим, и Павел прозрел в Нем Бога, ибо до того момента он, как иудей, не мог поверить в Божество Христа, считая Его всего лишь человеком, а значит - обманщиком, выдающим Себя за равного Богу. Но когда Павел прозрел и воочию убедился в воскресении Христа, он всю свою свободную волю направил на служение Христу, ибо и до своего прозрения он старался служить Богу; он был благочестивый, честный, богобоязненный иудей и ему только не хватало веры в божественность Христа.
Но то, что произошло с апостолом Павлом - редкое событие. Не каждый из нас ревностно стремится в свой Дамаск и не каждого Христос осияет Своим божественным светом.
Впрочем, с автором этой статьи однажды произошло нечто напоминающее драму апостола Павла... Нет, нет, автор не приравнивает себя к великому апостолу! Автор лишь хочет сказать, что и ему немного посчастливилось познать Христовый свет благодати, и почувствовать его в тот момент, когда болезненная немощь его тела неожиданно усилилась и физическая смерть казалась близкой, и страхом и досадой наполнилась душа. Вот тогда, в невидимом телесными очами свете представилась вся бессмысленность прожитой жизни и ее преждевременный конец. И тогда от самой глубины души я сказал: "Господи! Если Ты дашь мне еще шанс, то я обязательно приму Тебя и приму крещение Твое!" Так автор начал христианскую жизнь уже в зрелом возрасте...
Но вернемся к шахматной партии. Редкие случаи сильного воздействия Божией благодати - исключения. Как правило, Бог говорит тихо и смиренно, воздействуя через нашу совесть, подсказывая свою волю в жизненной борьбе. И эта борьба во многом аналогична игре в шахматы, только еще более сложная, непредсказуемая, в которой много участников. Даже когда Бог мощно воздействует на человека, как это случилось с апостолом Павлом, это есть мощный ход "ферзем" в "шахматном" сценарии. Все равно существует божественный сценарий, который Бог предвидит. Господь Бог - над всеми, Он, как "тренер" каждого игрока, знает стиль и методы "игры" каждого, и полностью ему ведом жизненный сценарий. Ибо это - божественный сценарий, находящийся в Божием уме, но неведомый ни одной тварной сущности, кроме тех сведений, которые Сам Бог пожелал дать в Откровении, в пророчествах.
4 О роли предателя Иуды в божественном предопределении
Некоторые, считающие себя мыслящими людьми, полагают, что роль предателя Иуды в нашем спасении ключевая. Что не будь Иуды, не было бы распятия и не было бы нашего спасения. Что Иуда, дескать, тайный друг Христа, самый близкий Его апостол, которому Господь поручил самое важное поручение - предать Себя.
Боже мой! Какое коварство и, одновременно, убожество мысли! И какой соблазн духа...
Всемогущий Бог Христос нуждался в жалком предателе, чтобы совершить Свой искупительный подвиг! Как будто Он не мог как-то по-другому сложить обстоятельства Своего добровольного пленения иудеями!
О том, что Христос должен пострадать и умереть, было Божие предопределение, и было сказано еще ветхозаветными пророками. Так пророк Даниил предвещал: "И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9: 26). Т.е. существовал божественный сценарий земной жизни Иисуса Христа, согласно которому Христос должен был пострадать и умереть. Но в этот сценарий входила и свободная воля людей и их свободные действия, предвиденные наперед всеведущим Богом, в том числе предательство Иуды, совершенное им свободно по своей воле, а не по воле Христа. Посему Иуда, как негодяй, как предатель нес полную ответственность за свой поступок, и достоин адского пламени. О чем и говорил Христос: "...впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26: 24). И в другом Евангелии Христос говорит о греховной нечистоте Иуды: "Иисус говорит ему [Петру]: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты" (Ин. 13: 10-11) и далее: "Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою" (Ин. 13: 18). Т.е. Бог прекрасно предвидел предательство Иуды, зная его лукавое сердце, что и было предсказано Писанием, в частности псалмами: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40: 10). О том, что Иуда сильно согрешил и потому погиб, не возжелав покаяния, есть еще слова Христа: "Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание" (Ин. 17: 12). Какое пророчество здесь сбылось? Опять же пророчество из псалма Давида, многие псалмы которого являются мессианскими; в частности в псалме 108 говорится о нечестивых врагах праведника и о том, что нечестивец "возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается" (Пс. 108: 17-19). В том же 108 псалме говорится о нечестивце: "да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой" (Пс. 108: 8), что и сбылось на Иуде, когда он потерял апостольское достоинство и вместо него был избран 12-ым апостолом Матфий. Об этом прямо сказано в книге Деяний апостолов: "И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой" (Деян. 1: 15-20). Кроме того, по словам Петра, здесь исполнилось пророчество из мессианского псалма 68: "жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих" (Пс. 68: 26) - кого "их"? - тех, кто напоил праведника уксусом и желчью: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68: 22). Все это было сказано пророком Давидом о Христе, ибо самого Давида никто не поил уксусом и желчью.
Вот как получается! Христос наперед знал о предательстве Иуды и использовал этот его предательский поступок в целях нашего спасения. Но некоторые тут скажут, дескать, может Христос и не принуждал Иуду, но попросил его предать Себя и это, дескать, подтверждается словами Спасителя Иуде: "что делаешь, делай скорее" (Ин. 13: 27). Но может быть нам лучше не самочинно толковать Св.Писание, о чем нас предупреждает апостол Петр (2 Пет. 1: 20), а обратиться к толкованию Церковью? Авторитетный учитель Церкви блаженный Феофилакт Болгарский комментирует (Толкование на Евангелие от Иоанна): "И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим... Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. - Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. "Сатана вошел в него", то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство. Иисус говорит Иуде: "что делаешь, делай скорее". Сим Господь не побуждает Иуду к предательству, но как бы укоряет его в том, что он идет на предательство. Словом: "делай" Господь как бы так говорит: вот Я оставляю тебя, делай, что хочешь; не препятствую твоему намерению, не удерживаю тебя более. Ибо прежде сего Господь обуздывал злобу Иуды, соблюдая Сам для Себя время смерти, почему и говорил: "никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я отдаю ее Сам" (Ин. 10, 18). - И "никто из возлежавших не понял". Достойно исследования, отчего никто не узнал этого, когда Господь на вопрос о предателе сказал, что он - тот, кому Я подам кусок. Видно, Господь сказал это тихо одному только Иоанну, так что из прочих никто не слыхал. Притом Иоанн, припав к груди, спрашивает почти под ухо, так что предатель не был объявлен. Ибо иначе Петр, может быть, простер бы меч и умертвил бы его. Неужели и Иоанн не узнал сего? Да, даже и он, ибо он не ожидал, что ученик будет способен на такое беззаконие. Святою душою своею, будучи далек от такой злобы, он не предполагал этого легким и для другого. Итак, слов: "делай скорее" никто не понял, но подумали, что Господь повелевал Иуде купить что-нибудь для праздника или дать что-нибудь нищим...".
Так что получается, что Христос какое-то время удерживал злобу Иуды, а потом просто позволил этой злобе проявиться в полной мере. Ибо часто Бог попускает человеку грешить для вразумления других людей и в ожидании, что грешник покается.
Но опять некоторые могут спросить: если Христос наперед знал, что Иуда Его предаст, зачем Он взял его в апостолы? И я тогда спрошу: а зачем Бог вообще создавал ангелов, зная, что часть их отпадет? Зачем создавал людей, зная, что они согрешат? Не все можно объять своим немощным разумом. По крайней мере, попустив Иуде предать и погибнуть, Бог искупил все человечество. Попустив человеку грешить, Бог научает его ценить добро и жизнь без греха. Это то, что понять можно. А многое ныне нам недоступно в Божием промысле, но откроется в будущем веке...
Но вернемся к Иуде. Когда Христа приговорили к смерти, Иуда отчаялся и окончил жизнь как нечестивец - самоубийством. Почему отчаялся? Потому что не верил во Христа как в Бога, не верил в Его воскресение, не верил в Его всепрощение, не мог смириться с утратой потенциального богатства ("потому что был вор" (Ин. 12: 6)), стань Христос иудейским земным царем. И это не вина Христа, но вина самого Иуды. Ибо Христос неоднократно демонстрировал апостолам, как Он умеет прощать грешников, и что Он не собирался быть земным царем, и потому не обещал апостолам материального богатства. Так что тут нечего больше доказывать.
Можно только спросить: а простил бы воскресший Христос Своего предателя? Думаю, что простил бы, если бы Иуда покаялся. Но Иуда не покаялся. Предание говорит нам, что Бог несколько раз предотвращал самоповешение Иуды, когда ветка осины, на которой он пытался повеситься, подгибалась вниз, не давая ему погибнуть, но нечестивец был непреклонен в своем решении умереть. Так что Христос все сделал для спасения Иуды, но тот сам не захотел спасения.
Посему получается, что Христос, предвидя предательство Иуды, использовал его злой поступок в Своих благих целях. Именно так Бог и промышляет, исправляя зло и обращая его в добрые последствия. Но каждый человек сам несет ответственность за то зло, которое он свободно совершил.
Заключение
Мы рассмотрели один из интереснейших богословско-философских вопросов христианства: о соотношении Божия предопределения и свободной воли человека. И оказалось, что в силу своего предведения Бог наперед все предопределил в жизни как отдельного человека, так и человечества в целом, но при этом человек, как образ Божий, сохраняет свободную волю. И, сохраняя свободную волю, несет ответственность за свою жизнь. Свободная воля человека вписывается в божественный сценарий его жизни, сценарий, находящийся за пределами этого мира, в Божием уме, и недоступный ни одному тварному существу. Но это реальная свобода, реальный выбор возможностей, выбор поступков, слов и мыслей. Бог не применяет насилия по отношению к свободной воле человека не потому, что не может насильно навязать нечто человеку, а потому что в силу любви к Своему образу не хочет насиловать его свободную волю.
Подходящей аналогией, дающей возможность проиллюстрировать соотношение Божия предопределения и свободной воли человека, является шахматная партия.
И в самом конце статьи мы поговорили о роли предателя Иуды в Божием предопределении, показав, что Иуда свободно, по своему желанию предал Христа, и потому справедливо понес за это ответственность. Воистину, уж лучше было ему не родиться, ибо душа его сейчас в худших местах ада...
Ноябрь 2010 г.
P.S. Наш батюшка, протоиерей Владимир, настоятель храма Богородицы Целительницы, высказал такое суждение по поводу этой статьи: вряд ли шахматную партию можно считать удачной аналогией соотношения Божия предопределения и свободной воли человека. Слишком это искусственное сравнение. И еще: в шахматной партии все действия ограничены правилами, тогда как Бог абсолютно свободен и легко может поступить вопреки всяким правилам в Своем промысле над человеком.
Действительно, можно согласиться, что настоящая аналогия больше понравится людям с логико-математическим складом ума, чем гуманитариям (которым она вообще, скорее всего, не понравится). И нужно подчеркнуть, что свобода Творца в промысле над человеком не подчиняется шахматным или др. формальным правилам. Это всегда нужно помнить.
Вместе с тем, невероятно трудно подыскать аналогию или простое пояснение соотношения Божия предопределения и свободной воли человека. Автор пока затрудняется предложить подходящую аналогию для людей с гуманитарным складом ума. А теперь насчет свободы Бога - Творца и Промыслителя. Бог Сам по Себе абсолютно свободен, Он находится вне правил. Но для созданного Им мира Бог установил правила - законы. И человек, отчасти принадлежа тварному миру, во многом подчинен правилам. И Сам Бог редко нарушает законы созданного Им же мира, за исключением случаев чудесного вмешательства. Потому для большей части жизни человека, как полагает автор, можно говорить о шахматной аналогии. А что касается случаев исключительных, то о них в статье особо оговорено.
Тем не менее, замечание отца Владимира остается в силе. Ведь автор статьи оговаривает, что в жизненном сценарии человеку важно прислушиваться к голосу Божию, к Его воле. В шахматной аналогии это означает, что слабый игрок человек должен прислушиваться к подсказкам премудрого Тренера - Бога. А такие действия нарушают шахматные правила и, конечно, подрывают формальную аналогию жизни человека с шахматной партией. Жизнь все-таки, даже на уровне аналогии, оказывается богаче. Батюшка оказывается прав.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"