Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Письмо солдата к Богу

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это об одном случае, происшедшем во время Великой Отечественной войны, когда удивительное письмо было найдено в кармане шинели погибшего советского солдата. А в P.S. - удивительный случай из жизни фронтовика, ставшего после Победы в 45-ом храбрым... монахом

ПИСЬМО СОЛДАТА К БОГУ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Как трудно бывает человеку, воспитанному в материализме, привыкшему к мысли, что нет Бога, вдруг признать, что Бог есть. Как правило, одних доводов рассудка и разумных аргументов здесь недостаточно. Потому что ум человеческий будет изворачиваться и искать контрдоводы, сопротивляясь возможности изменить привычное мировоззрение. Нужно, чтобы человек вдруг во вспышке озарения увидел истину - Бог существует и Бог любит его, человека, и хочет, чтобы человек жил праведно.

Но что нужно для того, чтобы такой человек вдруг почувствовал бытие Божие? Наверное, не привычная жизнь с ее размеренным течением, с ее суетой и заботами, и не благополучие и комфорт, но какое-то сильное душевное потрясение, страдание, осознание конечности своего земного бытия. В такие мгновения человек переоценивает всю свою жизнь и может, наконец, прийти к убеждению, что Бог существует. А в некоторых случаях понимание приходит после встречи со святыми людьми, способными своим личным примером убедить в истине Божия бытия. Но редко кому повезет встретить на жизненном пути святого человека...

Здесь мы поведаем о случае, когда именно душевное потрясение, внезапное ясное осознание конечности своего земного бытия и видение потрясающей красоты мироздания привели неверующего человека к вере в Бога.

О "Письме солдата к Богу" я узнал совсем недавно от ветерана боевых действий Андрея Ефремова. Вот что он пишет: "В сборнике "Свет и жизнь" (Брюссель. 1990г.) было опубликовано письмо простого советского солдата Александра Зайцева, погибшего в бою с немецко-фашистскими оккупантами. Это письмо было найдено в кармане простреленной шинели. Меня это письмо потрясло тем, что оно отличается от всех других подобных писем". И далее Андрей, не понаслышке знающий войну, замечает: "На Войне можно привыкнуть к страху смерти и даже не замечать его. Но мысли о том, что в любую секунду ты можешь потерять жизнь, конечно же приходят. И чаще всего приходят такие мысли именно в минуты или часы полного затишья - это хорошо отражено в письме. Ещё это письмо отличается от других подобных тем, что оно обращено не к матери, не к отцу, не к любимой, а к Богу".

В последние часы, а может быть, минуты своей земной жизни солдат вдруг осознал бытие Божие. Вот текст этого уникального письма:

Послушай, Бог... Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя,

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого, мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь...

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой, ещё хочу сказать,

Что, как ты знаешь, битва будет злая

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

(Александр Зайцев. Из сборника "Свет и жизнь". Брюссель. 1990 г.)

Нашего советского солдата воспитывали с убеждением, что Бога не существует, ибо он рос в годы воинствующего атеизма. Но на войне, перед самой смертью, он вдруг познал Бога. Бог внезапно открылся его уму и сердцу. И какой Бог! Не бог - абстрактный Абсолют, а Бог - Личность, к Которому можно обратиться, Который слышит голос нашего сердца, Который примет с любовью нашу покаявшуюся душу...

Но есть скептики, которые прочитав "Письмо солдата к Богу", говорят, что во время войны многие стали верующими, а потом, вернувшись с фронта, под влиянием атеистической пропаганды, от Бога отреклись. Возможно, так оно и было. Многие люди не стойкие в своей вере. Но Бог стучит в душу каждого человека, призывает к Себе каждого. И этот солдат Александр Зайцев уже не отречется. Ибо он вскоре после внезапного озарения закончил свой земной путь. Хорошо это или плохо? С христианской точки зрения хорошо, ибо теперь его душа созерцает Божественный свет и совершенствуется в познании Бога и Его Царствия, в познании Христа, Его Матери Марии и всех святых, которых он не успел познать в жизни земной...

Вера солдата была еще несовершенная, но уже искренняя. Это еще неполное совершенство веры правильно подметил Андрей Ефремов, который прокомментировал так: " "Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь", - это слова всю жизнь не веровавшего, вернее уверовавшего в последние минуты своей земной жизни, человека, и это простительно. Позволю себе закончить письмо, через шестьдесят пять лет после Победы над нацисткой чумой, по-другому: "Здравствуй, Бог, иду! Сегодня я вернусь!" ". Действительно, "Здравствуй Бог, к Тебе иду, к Тебе возвращаюсь" - это уже слова православного христианина.

От первых ростков веры до ее развития и совершенства - долгий путь, путь трудов, скорбей и радостей. На этом пути бывают сомнения, бывают и падения. Но если человек искренне стремится к Богу, то Бог помогает ему и укрепляет его веру и вразумляет его. И на пути богопознания человеку на земле может посчастливиться, и может быть откроется истина, что путь к Отцу Небесному идет через Христа, через Его Церковь. Солдат Александр Зайцев, наверное, не успел постигнуть это здесь, на земле. Но у нас, православных христиан, есть все основания надеяться, что душа солдата по милости Божией познает это там, в том мире, ибо Бог примет ее - душу защитника Родины, душу человека, познавшего перед смертью Бога.

 []

Литература

Ефремов Андрей Николаевич. О письме солдата

http://zhurnal.lib.ru/e/efremow_a_n/

Август 2010 г.

P.S. (Август 2012 г.)

А еще я прочитал в книге "Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова) аналогичную историю. Ветеран боевых действий, Иван Михайлович Воронов, за четыре года Великой Отечественной войны храбро прошел путь от Москвы до Берлина. И потом стал монахом и даже наместником Псково-Печерского монастыря, и уже бесстрашно защищал монастырь от хрущевских гонений, от давления властей и провокаций органов безопасности. А стал вот почему. По его признанию: "... Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет...".

А еще я слышал от одного моего друга, что генералу Эйзенхауэру принадлежит фраза: "на войне, в окопах - атеистов нет". В некоторых источниках утверждается, что это сказано кем-то другим. А еще известны протесты со стороны атеистов, которые всячески стараются опровергнуть указанный тезис, даже специальный памятник установили воинам-атеистам.

Здесь, на острие проблемы - в условиях смертельной опасности, когда вся жизнь человека по-иному оценивается - здесь наиболее ярко может обнажиться истина... и наиболее остро выступить духовно-идеологическое противоречие и даже противостояние: между верующими и атеистами.

Но христианским подвижникам и святым отцам известно, что не только сильное душевное потрясение и страдание способны обратить человека лицом к Богу. Бывают ситуации и обстоятельства, когда осознание конечности своего земного бытия к человеку приходит постепенно, и это осознание оказывается благотворным, говоря прагматичным языком, такое осознание оказывается конструктивным, способствует духовному росту и совершенствованию человека.

Например, древние св.отцы говорили:

- "как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел", "одно из всех благ человеческих самое великое - это смирение сокрушенного сердца, всегда размышляющего о дне смерти" (свт. Иоанн Златоуст, 344/354 - 407 гг.);

- "добрый педагог и телу и душе есть незабвенная память о смерти, и то, чтобы, минуя все посреде сущее (т.е., от осознания до самого дня кончины), ее всегда перед собой зреть..." (прп. Исихий Иерусалимский, ум. после 451 г.);

- "всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое - истинные черты любомудрия" (прп. Нил Синайский, ум. около 450 г.).

Св.отцы, таким образом, говорили, что человеку очень полезно постоянное размышление и постоянная память о смерти, которая являются хорошим педагогом, учителем жизни и мудрости. Эта память не есть некое пессимистическое ожидание, не есть безысходность отчаявшегося человека. утратившего веру и надежду. Нет! Это трезвое состояние души, это постоянная готовность ответить на суде Божием, это постоянная надежда на Божию милость и вечные блага по окончании земной жизни.

Не удивительно, что есть некоторые убежденные люди, которые даже в минуты смертельной опасности не признают бытия Божия, и даже периодически видя рядом с собой смерть, не помнят о смерти постоянно, не думают о ней, заглушают мысли о ней. Не хотят вникать в тесную связь двух важнейших утверждений: во-первых, я - человек, и я смертен; во-вторых, существует живой Бог. Такие люди и поставили памятник воинам-атеистам. А неудивительно это потому, что они не в состоянии признать бытие Божие и полноценно признать свою телесную смертность, увязав тесно оба этих факта. Не в состоянии, потому что им это не дано свыше, ибо, как писал прп. Иоанн Лествичник (ок. 525-649 гг.), "должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий...", т.е. дается свыше. Потому мы, верующие, не осуждаем таких атеистов. Бог не дал им осознавать постоянно свою смертность, и через призму этого - размышлять о Боге, стремиться к Богу. Если и помнят о своей смертности, то делают совсем другие выводы... Я же обращаюсь к тем атеистам, которые оставляют для себя возможность порефлексировать над смертью в течение долгой своей жизни (дай Бог вам здоровья!).

И под конец хочу показать, как св.отцы раскрывали душевно-духовный механизм благотворного влияния памяти о смерти. Прп. Исаак Сирин (7 век), один из самых глубоких мистиков и суровых аскетов, писал: "Первая мысль, которая по Божию человеколюбию входит в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества. За сим помыслом естественно следует пренебрежение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни. И как бы основание какое полагает в человеке сопутствующая ему Божественная сила, когда восхочет обнаружить в нем жизнь. И если человек эту сказанную нами мысль не угасит в себе житейскими связями и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии, и остановится в ней созерцанием, и займется ею, то она поведет человека к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана ненавидит сей помысл и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке. И если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысл. И если бы мог, как сказано, то сделал бы это охотно. Ибо знает коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются. Будем же разуметь это не о том первом помысле, который напоминанием своим возбуждает в нас память смертную, но о полноте сего дела, когда влагает оно в человека неотлучную память о смерти, и когда помышлением о ней человек поставляется в состояние непрестанного удивления. Первый помысл есть нечто телесное, а сей последний есть духовное созерцание и дивная благодать. Сие созерцание облечено светлыми мыслями. И кто имеет оное, тот уже не входит более в разыскания о сем мире, и не привязан к своему телу".

Проще говоря, если Бог по любви Своей даст человеку первое осознание смерти, пусть грубое и еще примитивное, и человек, задумавшись, начнет дальше сам работать над этой мыслью, часто помня о смерти, то Бог будет помогать человеку совершенствоваться. Человек постепенно освободится от суеты этого мира, которая будет стараться втянуть его обратно в болото мелочных забот (точнее, падший дух будет стараться усложнить обстоятельства жизни так, чтобы усилить суету). А побеждающий суету и врага духовного человек - достигнет светлого состояния духа, созерцания высших истин, ощущения Божией благодати, а значит, радости и крепости духа.

Литература к P.S.

Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том 10. Изд-е Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2008. - 576 с.

Август 2012 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"