Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Свержение идолов. Крещение киевлян

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Именно волевой шаг великого князя, его открытый призыв, провозглашение Христианства княжеской верой, а отказывающихся принять крещение - личными врагами князя - все это и определило судьбу Русского государства.

Равноапостольный великий князь Владимир,

во святом крещении Василий († 1015 г.)

(28 июля - нов. стиль, 15 июля стар. стиль).

Свержение идолов. Крещение киевлян

Здесь мы поведаем один важный эпизод из жития св. князя Владимира. После своего крещения и бракосочетания князь возвратился из Корсуни в Киев вместе с порфирородной царевной Анной и множеством трофеев. Киев восторженно встретил князя, здесь уже знали о крещении Владимира и его дружинников. Теперь для киевлян-язычников новый Бог Христос воспринимался, как княжеский бог, даровавший победу над "льстивыми" греками (взятие Корсуни). Князь смог удачно использовать этот момент и повелел ниспровергнуть всех кумиров (одних изрубить, а других предать огню). Главного же идола Перуна повелел привязать к конскому хвосту и волочить его с возвышения к небольшой речке Почайне (или Глубочице) - притоку Днепра, да еще и приставил 12 человек бить деревянного идола жезлами. Это было символическое поругание бесу, который обманывал людей в образе Перуна. А еще это было великое унижение для идола в глазах киевлян-язычников. Некоторые же из язычников оплакивали поруганного Перуна. Когда идола притащили к Днепру и бросили в воду, то князь повелел сопровождать Перуна вниз по течению и отпихивать от берега, если где пристанет, до самых днепровских порогов. И лишь, когда течение Днепра перенесло идола через пороги, его оставили. За порогами уже была фактическая граница Руси.

Аналогичным образом свергали Перуна и в других городах Руси, например, в Новгороде. Похожим образом поступали и с идолом Волоса. Все это делалось по указу великого князя Владимира. Русы-язычники увидели, что их боги не смогли защитить себя, но были беспощадно свергнуты и унижены. А ведь совсем еще недавно идолы во главе с Перуном грозно возвышались на отведенных им под капища местах. Перед идолами все обязаны были участвовать в ритуальной трапезе и приносить жертвы, в том числе, кровавые жертвы, а порой и человеческие жертвы. Тело Перуна было сделано из дерева, подобно фигуре человеческой, голова - из серебра, усы - из золота. В знак поклонения перед Перуном служители всегда содержали огонь, неугасимый ни днем, ни ночью. За нерадение, если вдруг огонь погасал, такого служителя наказывали смертью. И вдруг все резко переменилось... Идолы потеряли силу и пали!

За свержением идолов последовало крещение народа. Князь Владимир показал народу пример и открыто крестил своих сыновей. Источник, где были крещены сыновья князя, получил название Крещатик - небольшой ручей вблизи впадения речки Почайны в Днепр. (В начале XIX века на этом месте была сооружена часовня с золотым крестом на серебряном шаре - память о Крещении Руси.) Затем были крещены многие знатные киевляне, и началась проповедь христианская по всему Киеву среди простого народа. Но успех князя и киевского митрополита был относительным, потому что многие киевляне не торопились креститься. Тогда великому князю Владимиру пришлось проявить твердость и сказать свое веское слово. Князь посылает по всему городу глашатаев объявить жителям свою волю: "Если кто не придет завтра на реку - богат ли, или убог, или нищий, или раб - да будет противник мне". И тогда народ пошел. Многие при этом говорили так: "Если бы не хорошо это было, не приняли бы сего князь и бояре". Крещение произошло в водах Днепра и Почайны. (В настоящее время речка Почайна почти иссякла и исчезла с карты Киева, скрывшись под мостовыми города.) Мужчины, женщины, дети стояли в воде или перемещались в ней, малых детей держали на руках, а священники на берегу читали молитвы над крещаемыми. Так совершилось Крещение. Приняв крещение, люди вернулись к своим обычным делам. Но христианская проповедь и церковные службы уже стали регулярной частью их духовной жизни, постепенно преображая жизнь земную, жизнь отдельного человека и жизнь всего общества. Св. князь Владимир поблагодарил Бога в молитве за совершение великого дела: "Христе Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны! Утверди веру в них правую и непорочную и мне помоги, Господи, на супротивного врага, да надеясь на Тебя и на державу Твою, одолею козни его".

Фактически, св. князь Владимир выбрал и определил исторический и духовный путь целого государства - Киевской Руси, и народов в него входящих. Именно волевой шаг великого князя, его открытый призыв, провозглашение Христианства княжеской верой, а отказывающихся принять крещение - личными врагами князя - все это и определило судьбу Русского государства. Христианство распространилось в первую очередь в Киеве и ближайших городах, а также в Новгороде. Если крещение киевлян было мирным, то при крещении новгородцев были беспорядки, и проявилось сопротивление языческой части населения, даже были жертвы. Многие из народа, приняв Христа как одного из богов, продолжали поклоняться старым языческим богам. И только со временем, когда сформировалось поколение русских священников, и в народ пошла терпеливая проповедь Церкви, тогда и пошел активно процесс христианизации Руси. Это было уже после смерти великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Итак, Русь постепенно стала христианской страной. Сопротивление новой вере на Руси было не сильным, и переход ко Христианству в целом прошел без больших жертв. Во многом это заслуга великого князя Владимира, сплотившего Русь вокруг центральной княжеской власти и показавшего народу личный пример благочестия. Ведь народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. Св. князя Владимира народ помнил за его помощь бедным, больным и обездоленным. При князе по всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Все это создало князю и новой вере великий авторитет. Все это увеличивало число сторонников Христианства и пробуждало в человеке желание следовать путем Христовых заповедей.

В завершение можно предложить такую аллегорию. Человеку очень тяжело свергнуть своих внутренних идолов и принять Христа всей душой. Какой бы долгой ни была сознательная жизнь человека, а место духовному подвигу всегда найдется. Потому что в душе любого из нас еще много идолов - греховных страстей и привычек, проявляющих себя каждый день и каждый час, во множестве слов и поступков. Без решительного "княжеского" повеления разумной воли невозможно заставить себя самого свергнуть хотя бы одного мелкого идола, заставить себя сделать шаг к исполнению заповедей Христовых. Но и эта маленькая победа над собой дается только по благодати Божией при наличии искреннего желания самого человека.

Источники

1 Карпов А.Ю. Владимир Святой. - М.: Мол. Гвардия - Жизнь замечат. людей, 1997. - 446 с.

2 Как была крещена Русь. - 2-е изд., М.: Политиздат, 1989. - 320 с.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"