Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Впечатления от Паломничества в Киев на 1000-летний Юбилей Равноапостольного Великого Князя Владимира

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поездка в Киев на 27-28 июля 2015 г., 1000 лет со дня преставления св. князя Владимира, Крестителя Руси. Рассказ и фотоматериалы. Киево-Печерская Лавра, чудотворные иконы Божией Матери

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от ПАЛОМНИЧЕСТВА в Киев на 1000-летний ЮБИЛЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

1 Отправление из Днепропетровска

Незадолго до описываемых событий нам повезло записаться в паломническую поездку в Киев на 1000-летний юбилей св. князя Владимира, Крестителя Руси. Это настолько воодушевило нас с Людмилой, что мы сразу же получили подарки: приподнятое настроение до самого дня отъезда и разрешение вопроса с отпусками на работе у жены и у меня. Люда давно уже меня просила организовать нашу поездку в Киево-Печерскую Лавру, и я сам очень хотел, но жизненные обстоятельства препятствовали. И вдруг все само сложилось!

Вечером в воскресенье 26 июля мы сели в автобусы, и около 22-00 стартовали из нашего родного Днепропетровска. Руководителем группы был молодой священник с семьей. Среди паломников были взрослые с детьми от 10 лет и старше. Мы ознакомились с программой паломничества, а перед сном приняли участие в молитвенном правиле: молитвы на сон грядущим. За вечер успели пообщаться с участниками общего нашего путешествия.

2 Киев, 27 июля. Крестный ход

Ночь в дороге прошла спокойно. Дремали, сидя в креслах автобуса. Утром были возле Киево-Печерской Лавры. Пока подъезжали к Киеву и заезжали в сам город, на нас успела обрушиться настойчивая политическая реклама грядущих местных выборов.

Старый златоглавый Киев всегда меня поражал. Какое обилие церквей! Красивые архитектурные формы. Исторические места...

Однако, горько от осознания, что здесь совсем недавно было кровавое противостояние. Днем нам довелось увидеть те места центра города, где пали жертвы событий на Майдане. Могилки погибших установлены то в одном месте, то в другом... Но это - лишь верхняя часть айсберга. Противостояние исподволь росло в душах людей. И не один год, и даже не одно десятилетие. Златоглавые церкви Киева все украшены крестами, и внутри каждой из них говорят о Христе, но не все они есть члены Тела Христова. А что тогда говорить о различных религиозных организациях, рекламными плакатами которых пестрит Киев? Противостояние и раскол начинаются в душе человека, а лишь потом ведут к насилию физическому и к пролитию крови. Физический упадок государства начинается с упадка духовного.

Около 12-00 мы были на Владимирской горке возле монумента святому равноапостольному князю Владимиру. Попали под дождик. Но это лучше, чем прогнозируемая на тот день жара. Пока ожидали, кто-то начал скандировать: "Слава Украине!". В ответ прозвучало: "Богу Слава!" И так было несколько раз.

 []

Монумент князю Владимиру на Владимирской горке. Фото с инета

Дождались 14-00, когда прибыло священноначалие нашей Украинской Православной Церкви и руководство страны и все гости, и начался молебен. Примерно через 40 минут мы с песнопениями двинулись в крестный ход. Пронесли святыни - 8 чудотворных Богородичных икон. Выходили от места проведения молебна очень долго, потому что выход был узкий, а нас таких - паломников, участников молебна - было не менее 20 тысяч, а по некоторым сведениям - не менее 30 тысяч! Люди пели Богородичные песнопения.

Идти было все-таки легче, чем стоять. Божья благодать действовала незримо. Никаких серьезных неприятностей не произошло. Правда, надо признать, что милицейское оцепление было достаточно мощным, а патрули от спецслужб угадывались то тут, то там. Но все это - лишь зримые стражи порядка, незримый страж - благодать Царицы Небесной и Того, Кто родился от Нее. И мы понимали это...

Вот истошно завопила несчастная бесноватая. Все кто были рядом с ней, сразу перекрестились и запели громче Богородичные песнопения. "Значит, не зря мы молились, Бог принял наши молитвы", говорили верующие. И точно: враг внутри бесноватой вопил от нестерпимой для него благодати Божией... Бесноватую поддерживали за руки, а она, многострадальная, то замолкала и шла вместе с нами, то вдруг опять надрывалась жутким воем... не своим голосом, но голосом врага, который мучил ее. Вскоре, однако, движение крестного хода развело нас с несчастной, и мы уже не слышали этих страданий...

 []

Крестный ход. Фото с инета

 []

Крестный ход. Фото с инета

Но вот мы вышли на широкие улицы Киева. Песнопения не умолкали. Киевляне дивились такому количеству паломников: мужчин, женщин, семей с детьми, стариков... Киевляне смотрели с изумлением и снимали на камеры, фотографировали, звонили друзьям и делились своими впечатлениями от нашего крестного хода. Никогда еще не было такого многочисленного хода на праздник Крещения Руси и памяти князя Владимира! 1000 лет христианской цивилизации на нашей земле, на землях восточных славян! Что такое срок одной человеческой жизни по сравнению с периодом христианской цивилизации? Есть над чем задуматься и простому человеку и политику...

Около 17-00 мы были у стен Киево-Печерской Лавры. Здесь закончился крестный ход. Было немного времени передохнуть. Но вскоре началась вечерняя служба перед Успенским собором Лавры. К чудотворным иконам Божией Матери выстроилась огромная очередь. Мы с Людмилой сделали попытку в тот же вечер приложиться к иконам, но не получилось. Слишком много желающих было. Некоторые люди переспрашивали друг друга: "А где можно к исцеляющей иконе приложиться?" Это были те из верующих, кто только приходил к вере. Многие же смиренно ждали, когда подойдет их очередь приложиться к святыням. Были и такие, кто толкался, желал быть и здесь первым.

Общее настроение было приподнятым. Мы с Людой не сильно огорчились, что не попали вечером к иконам Богородицы. Нам еще утром повезло попасть в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры и приложиться к мощам святых. Уже этого преизбытка благодати нам обоим хватило на первый день паломничества.

Ночевать нашей группе пришлось в одном скромном храме Киева, в церкви святителя Петра Могилы на матрацах и досках на полу, а другим из нас - в автобусе.

 []

Памятник святителю Петру Могиле, митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси. Фото с инета

 []

Могилка митрополита Владимира (Сабодана). Фото с инета

Кстати, забыл сказать, что еще утром мы приложились к памятному монументу святителя Петра Могилы на территории Лавры. И тогда же мы приложились ко кресту на могилке блаженного митрополита Владимира (Сабодана), где священник помазал нас маслом с лампадки на могилке митрополита. Я тогда поделился вслух мыслью, что скоро начнется почитание митрополита Владимира (+2014 г.), как нового нашего святого...

3 Киев, 28 июля. Окончание поездки

На следующий день около 7-30 мы уже были в Киево-Печерской Лавре. Но и в этот раз нам не удалось попасть к чудотворным иконам Божией Матери, потому что очередь к ним стояла всю ночь. В 9-00 началась Божественная литургия перед знаменитым Успенским собором Лавры.

 []

Успенский собор. Фото с инета

 []

Успенский собор (справа виден Трапезный храм). Фото с инета

 []

Успенский собор (вид сзади). Лаврская колокольня (слева). Фото с инета

Расскажу пока о чудотворных иконах. В Киев прибыло восемь икон Божией Матери, и все они прибыли из разных регионов Украины, что можно рассматривать как свидетельство молитвенного единения украинского народа. С востока страны - "Святогорская" икона; с центра - "Ахтырская" икона; с запада страны - "Почаевская" икона; с юга страны - "Троеручица-Бердянская" и "Касперовская"; с других мест Украины - "Зимненская", "Песчанская" и "Призри на смирение". Вот, например, "Касперовская" икона Богородицы. В конце XVI века она была принесена одним сербом в Херсонскую губернию на территорию нынешней Украины, а в 1809 г. - досталась помещице Касперовой. Имея много горестей, Касперова долго ночью молилась перед этой иконой, и в 1840 г. сильно потемневшая икона, на которой трудно было различить изображение, вдруг обновилась, и лики Богородицы и Предвечного Младенца просветились. Вскоре стали происходить чудесные исцеления болящих, молящихся перед иконой, и другие чудотворения. В 1852 г. жители Херсона получили разрешение совершать ежегодно крестный ход с чудотворной иконой. Во время Крымской войны в 1854-56 гг. совершался крестный ход с чудотворной иконой в Одессе, которую осаждал британский флот, и город остался невредим. 1 октября 1855 г. свт. Иннокентий Херсонский совершил молебен на Соборной площади и осенил город Одессу иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. Это было принято как знамение особенного покровительства Божией Матери.

 []

Во время Крымской войны икона Божией Матери "Касперовская" защитила Одессу от вторжения британского флота. Фото с инета

Расскажу о "Почаевской" иконе. Примерно в 1340 г. на горе Почаевской, вблизи местечка Почаева (ныне Тернопольская обл. Украины) произошло дивное событие. Двум монахам, которые жили в пещере на горе, и пастухам было ночью видение в огненном столпе Божией Матери, стоящей на камне. Там же Богородица оставила вдавленный в камень оттиск правой стопы своей, из которого (оттиска) и доныне источается целебная вода. С тех пор Почаевская гора стала местом паломничества, селением Божией славы.

 []

Икона Божией Матери "Почаевская" избавила Почаевскую Лавру от турецкой осады. Фото с инета

А в 1595 г. Константинопольский митрополит Неофит в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицей Анной Гойской благословил ее иконой Богородицы. Эту икону митрополит привез из Константинополя. Вскоре от иконы стали происходить чудеса, и Анна Гойская с благоговением начала теплить неугасимую лампаду перед иконой. Но когда слепорожденный брат помещицы - Филипп Козинский - после горячей молитвы пред иконою вдруг прозрел, то страх Божий понудил Гойскую отдать икону в Почаевскую обитель. Торжественное перенесение иконы "Почаевской" при стечении многочисленного народа произошло в 1597 г., и доныне икона пребывает в Свято-Успенской Почаевской Лавре. С тех пор много чудес произошло от этой иконы. Но особенно замечательно чудесное избавление Почаевской обители от турецкой осады в 1675 г. Турки уже приступили к монастырским стенам, а монахи всю ночь молились и пели акафист перед чудотворной иконой. И вот, когда возгласили "Взбранной Воеводе победительная", вдруг Пресвятая Богородица явилась в светлой одежде, окруженная ангелами с обнаженными мечами... На турок напал внезапный страх, и они обратились в панике в бегство.

Одно время Почаевской обителью завладели униаты, и в 1770 г. учреждена была специальная комиссия для расследования преданий о чудесах от "Почаевской" иконы. Выяснилось, что чудеса и исцеления происходили не только среди православных и униатов, но и среди католиков и евреев, которые после этого принимали крещение. В 1831 г. по возвращении Почаевской обители православным, монастырь наименован Почаевской Лаврой.

Пора вернуть повествование в Киево-Печерскую Лавру, где перед красивейшим Успенским собором продолжалась Божественная литургия. Люди молились. Многие терпеливо ожидали своей очереди приложиться к чудотворным иконам, медленно перемещаясь в сторону собора. Места для принятия исповеди были отведены прямо на площади. И кающиеся отдельными очередями-ручейками двигались к принимающим исповедь священникам. И таким образом жило и дышало все это море православного верующего народа. Но были среди нас и чуждые нам - лукавые царебожники, приняв полунищенский вид, с иконами страстотерпцев царя и царской семьи, активно распространяли свои листовки, смущая и соблазняя верующих. Некоторые православные женщины слепо целовали деревянный крест на груди царебожников, как будто они иереи...

 []

Икона "Успение Божией Матери" (Киево-Печерская).

Икона вделана в круглый киот. Фото с инета

Но вот начался дождь, и люди стали прятаться под зонты и в дождевики. А мы с Людой, за неимением оных, решили спрятаться от дождя в каком-нибудь храме со службой. И тут Пресвятая Богородица сделала нам еще один подарок. Мы попали в Крестовоздвиженский храм, где над царскими вратами находится список древнейшей чудотворной иконы "Успение Божией Матери". Нужно сказать, что Киево-Печерская Лавра названа Успенской (как и Почаевская Лавра). Икона "Успение Божией Матери" является одной из самых чтимых икон, и - древнейшая чтимая на всей православной Руси. Она была принесена в 1085 г. из Константинополя как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери нашей Церкви, причем принесена четырьмя греческими зодчими, которые были чудесно посланы самой Богородицей в Киев созидать Киево-Печерский Успенский храм (нынешний Успенский собор). Ныне в Крестовоздвиженском храме находится список (изготовлен в XIX веке) этой чудотворной иконы, также почитаемый. Список с иконы, как и сама древняя икона, вставлен в позолоченный круглый киот. К иконе "Успение Божией Матери" нам и довелось приложиться после окончания литургии, когда икону опустили на ремнях для верующих. А вот подробный рассказ про икону "Успение..." - это тема для отдельной статьи.

Да. Забыл сказать, что в это утро, еще до начала литургии мы побывали в Ближних пещерах Лавры и приложились к мощам святых. Людмила в этот день отчетливо почувствовала тонкое благоухание, идущее от мощей. Когда мы со свечами приближались к мощам, я тихонько называл имя святителя или преподобного, чье святое тело почивало в раке. Здесь были постники, исповедники, мученики, целебники, просфорники... Мы ощутили все богатство духовного подвига и святости, которыми отмечены киево-печерские отцы, и вся наша Украинская Православная Церковь.

Если бы все православные находились в единстве с нашей Церковью, с мировым Православием! Увы... Духовное помрачение, церковный раскол вовлекли в отпадение от Церкви Христовой многих православных в нашей стране. Единому Телу Христову они предпочли свою национально-религиозную организацию, главой которой стал не Христос, а лжепатриарх "киевский и всея...". Невозможно никакими организационно-юридическими мерами "склеить" глубинную трещину раскола, невозможно административными "лекарствами" уврачевать духовную проблему такой тяжести, которая приводит к потере Божией благодати. Здесь нужно именно духовное врачевание, здесь необходимо покаяние за свое отступничество...

Как важно осознать это нам всем, православным Украины, нам - христианам страны, которая сейчас проходит тяжелое испытание и хоронит многих своих граждан! Как важно понять это в светлый праздник великого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси!

На вопрос о том, почему историческая личность князя Владимира настолько значима для нас именно сейчас, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ответил так: "Князь Владимир умом и сердцем осознал, что необходимо найти первопричину всех явлений и сделать ее стержнем жизни вверенной ему державы. Реализация этого стремления позволила обеспечить не только сплоченность людей, но и процветание страны. Православная вера подарила народу Киевской Руси постоянное соприкосновение с Богом и Его благодатью, дающей силы для любых свершений и позволяющей подниматься даже после самых страшных исторических ударов. В этом и заключается величие князя Владимира. Он привел свой народ к источнику вечной жизни и всех земных и неземных благ, а также показал образец строительства гармоничного государства. В основе всего этого лежит простой принцип. Вокруг стержня - веры в Бога - выстраиваются все остальные сферы: политика, экономика, общество в целом. Тогда все действует как надо и даже лучше ожидаемого". Предстоятелем нашей Церкви совершенно четко высказана мысль, что искренняя вера в Бога - это основа для построения политики, экономики, социальной сферы, культуры и всего прочего. Уповая на Бога, на Христа, великий князь Владимир создал одно из самых процветающих государств своего времени, добился единения народов Киевской Руси. А нынешнее время - это время отпадения от Бога, расколов, противостояний, вооруженных конфликтов, время оскудения любви в людях. Физическая болезнь государства стала следствием духовной болезни общества и отдельного человека. Когда нашей Украинской Православной Церковью руководил блаженный митрополит Владимир (Сабодан), он в сложных условиях принял евангельское решение - врачевать раскол любовью и терпением. И в этом, по мнению митрополита Онуфрия, проявилось его подражание равноапостольному князю Владимиру. Кстати, нужно отметить, что блаженный митрополит Владимир был одним из инициаторов общегосударственного почитания князя Владимира.

Итак, завершаю свое повествование. По окончании литургии вновь хлынул дождь. Мы с Людмилой укрылись под навесом одного кафе на выходе из Лавры. Чудотворные иконы во время сильного дождя заносили в Успенский собор, куда также организовали доступ верующим. По подсчетам, к иконам за два дня успели приложиться порядка 100 тысяч верующих. Праздник действительно стал всенародным. И тот факт, что в Киеве встретились люди с самых разных регионов страны - это нужно рассматривать, как символ духовного единства Украины. Молитвенные торжества Украинской Православной Церкви отныне есть важное, консолидирующее явление украинского общества. Чудотворные иконы были пронесены теми улицами Киева, с которыми связаны трагические события в новейшей истории Украины. Все это укрепляет нашу надежду на то, что Господь благословит людей своих миром. Замечено любопытное совпадение: 27 лет назад на 1000-летие Крещения Руси (в 1988 г.) тоже шел проливной дождь. Любое проявление погоды мы воспринимаем как милость Божью, а особенно, если накануне стояла многодневная засуха и страшная жара, а на праздник пошел летний дождь. Это не огорчило людей, но возрадовало. Потому что верующие воспринимали летний ливень как благодатную росу.

К 12-00 мы успели вернуться в автобус, и примерно в 14-00 отправились в обратный путь. В родной Днепропетровск вернулись в 21-30.

Эта знаменательная поездка запомнится нам надолго.

Слава Богу за все! И пусть Господь и Божия Матерь хранят Украину!


Примечание. Для составления отчета я использовал следующие дополнительные материалы:

1. Святыни Киево-Печерской Лавры. - К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007. - 76 с.

2. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон / Сост. София Снессорева. - М.: Терирем, 2010. - 640 с.

3. ПредстоятельУкраинской православной церквимитрополит Онуфрий в своем интервью "КП" в Украине" рассказал о значимости фигуры Крестителя Руси, а также о нынешней религиозной ситуации в стране.Режим доступа:

http://uoj.org.ua/novosti/vopros-very/glava-upts-mitropolit-onufrij-knyaz-vladimir-pokazal-obrazets-stroitelstva-garmonichnogo-gosudarstva

4. Комментарий председателя Синодального информационного отделаУкраинской Православной Церкви епископа Ирпенского Климента по поводу торжеств посвященных1000-летию блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира. Режим доступа:

http://religions.unian.net/orthodoxy/1106747-episkop-irpenskiy-kliment-vladimirskie-torjestva-osoboe-blagoslovenie-dlya-ukrainyi.html

(В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск, июль-август 2015 г.)

+

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ - личные фотоматериалы

+

+

+

 []

Вечерняя служба перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры. Лаврская колокольня

 []

Людмила на фоне Триумфальной Арки в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Меня помазывают маслом на могилке митрополита Владимира (Сабодана)

 []

Это я вблизи памятника князю Владимиру

 []

Это наш крестный ход от памятника князю Владимиру до Киево-Печерской Лавры

 []

Мы с Людой (с задней стороны Успенского собора)

 []

Киево-Печерская Лавра. Трапезный храм (справа)

 []

Троицкая надвратная церковь (слева) - главный вход в Лавру. Успенский собор, вид сзади (справа)

+

+

+


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"