Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Призывал ли Христос обнажить меч?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Призывал ли Христос обнажить меч, призывал ли к "священному" убийству во имя Божие? Как Он относился к врагам и грешникам? Почему в православных храмах мы видим изображение крылатого грозного воина с мечом в руках?

ПРИЗЫВАЛ ЛИ ХРИСТОС ОБНАЖИТЬ МЕЧ?

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Вот о чем хочу я поведать. Более десяти лет назад, когда я скептически относился к Священному Писанию и был абсолютно неверующим, мне казалось, что я нахожу в Евангелиях принципиальные противоречия, доказывающие их очевидную спекулятивность и неистинность.

Гордость и тщеславие так и переполняли меня, когда я ощущал себя умнее "забитых" и "непросвещенных" православных. Оставалось только научиться эффектно надувать щеки. Помнится, тогда я указывал знакомым на один конкретный пример: в одном месте в Евангелии от Матфея Христос произносит слова "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9), а в другом месте Он изрекает: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..." (Мф. 10:34). К этому примеру я выбрал еще несколько аналогичных цитат из других Евангелий. Совершенно очевидно, утверждал я, что из этих внутренних противоречий следуют все те далеко идущие негативные выводы, о которых я уже говорил.

Прошло время, и многое изменилось в моей жизни. А жизнь повернулась так, что по воле Божией я принял крещение сознательно, в возрасте 38-ми лет. И теперь, когда с противоположных позиций вдумываюсь в аргументацию атеистической литературы, с неловким чувством вспоминаю, как когда-то сам собирал "противоречия" в Священном Писании... И мне становится стыдно и грустно: стыдно за себя и грустно за других, что они совершают те же ошибки. Теперь я вижу со всей очевидностью, что в атеистической литературе редко встречается автор, действительно умеющий толковать тексты Ветхого и Нового Заветов, понимающий их контекст, взаимосвязь, психологическую атмосферу, дословное и символическое содержания. А все это происходит от того, что авторы-атеисты исходят из априорной установки: "такое не может быть, потому что такое не может быть никогда!" И повсюду им видятся не только принципиальные противоречия в текстах, но и сплошные компиляции, саморазоблачения, невнимательное редактирование, заимствования из мифологии и многое, многое другое. Атеистически настроенные авторы поразительным образом не чувствуют одной явной нестыковки в своих рассуждениях: православные христиане, от простого мирянина до патриарха, регулярно обращаются к текстам Священного Писания, возносят молитвы, составленные, согласно Православному вероучению, участвуют в Божественной литургии, читают книги, толкующие библейские высказывания, образы и сюжеты, зрят эти образы и сюжеты на иконах, и вообще - пропускают Евангелия и жизнь Спасителя через свое внутреннее Я, но не обнаруживают тех "очевидных и принципиальных" противоречий, которые так легко находят неверующие, знакомые со всеми этими вещами весьма и весьма поверхностно.

Приведу пример для ученых. Скажите, если бы вы написали основательную научную монографию, и специалисты ее признали, более того, признали на деле и стали бы ваши идеи и выводы успешно внедрять в жизнь, а неспециалисты в этой области, выразимся точнее - дилетанты (не хочу никого обидеть), вдруг стали утверждать об очевидных просчетах и противоречиях в вашей работе, то какой бы вывод вы сделали? Наверное бы удивились. Ну, одному или двум критикам можно ответить, разобрав суть проблемы и устранив недоразумение. Ну, а если это - шквал критики? Тогда остается заподозрить априорную негативную установку или чей-то социальный заказ. Аналогия, думаю, красноречивая...

Но вернемся к теме. Прошел достаточно длительный промежуток времени, и один мой очень хороший товарищ и научный коллега, которого я весьма уважаю, прекрасно начитанный в современной философии, остроумный и обладающий даром произносить речи, вступил со мной в дискуссию о роли и сущности заповедей Божиих, и заявил примерно следующее:

- Заповеди, которые дал Христос в Евангелиях, сложны и противоречивы. Так у Моисея сказано "не убий", а у Христа "если нужно - возьми меч", то есть - убий, если нужно... К тому же, дескать, на фоне постоянной войны с сатаной все это еще более сложно и относительно, т.е. насчет заповедей.

Вот те на! Приехали...

В первый момент все мое существо возмутилось, чутьем понимая, что не мог Христос к такому призывать. И я поспешил ответить моему товарищу:

- Это ж надо! А я, глупый, думал, что понимаю дух и суть христианского учения! А оказалось, что простые заповеди "сложны"! Что Сам Христос призывал к убийству... "если нужно"... Какой ужас! (Вот и найдено оправдание "священной" войны, инквизиции и крестовых походов!)

Но в следующую минуту во мне всплыло воспоминание о тех давних событиях, когда я сам тыкал своим знакомым на "противоречие" в Евангелии насчет "мира и меча". Старая нерешенная задача вновь возвратилась ко мне. И поэтому мне очень захотелось хоть как-то исправить свою ошибку и разобрать этот вопрос.

Думаю, читателям будет интересно. Итак, неужели Христос призывал обнажить меч и оправдывал убийство? Поищем ответ на этот вопрос в Евангелиях.

Евангелие от Матфея, глава 26:47-56. Иисуса арестовывают воины. Он понимает, что находится в смертельной опасности. Понимают это и Его ученики. И к чему же Он их призывает? Посмотрим:

"И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

как же сбудутся Писания, что так должно быть?

В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

Сие же всё было, да сбудутся писания пророков."

Вслушаемся же в слова Христа. Находим ли мы здесь "призыв к убийству": "возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут"? Вот как Христос "призывал убивать" врагов Своих!

Известный толкователь Евангелий блаженный Феофилакт архиепископ болгарский (11 век по Р.Х.), который большей частью приводит сокращенный вариант обширных толкований древних св.Отцов, так разъясняет нам приведенный текст. Иуда, зная человеколюбие Господа, без зазрения совести целует Учителя, и Иисус терпит до самого последнего часа, желая привести его к покаянию Своим долготерпением. Иисус называет Иуду другом в смысле укоризны за то, что тот как будто друг, дает Ему лобзание, хотя пришел к Нему как предатель, и привел вооруженных воинов и иудейских служителей. Ученик, который отсек ухо рабу первосвященника, был Петр. Отсечением уха Петр показывает болезнь иудеев непослушанием. Мы не осуждаем Петра за его ревность об Учителе. Но Господь, приучая Петра к евангельской жизни, дает наставление не употреблять меча, хотя бы и за Бога кто думал совершать мщение. Христос напоминает ученикам изречение закона: "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:6), а также пророчествует о том, что иудеи, поднявшие на Него меч, будут истреблены от меча римлян. Далее Сын Божий не говорит, что может в свою защиту представить двенадцать легионов Ангелов, но говорит - "могу умолить Отца Моего", так говорит, как человек, по Своей благопромыслительности, ради немощи учеников. Ведь и перед этим Он показал в Себе много человеческого: кровавый пот, страх, моление. Они должны знать, что Он еще и человек, а не только Бог. И поскольку иудеи имели в душе желание совершить все это зло, то в Священном Писании и изложено так пророками по внушению Духа Святого. Иисус показывает иудеям все безумство их предприятия и тот факт, что взять Его зависело не от их усилия, ибо и в храме они хотели схватить Его да не могли, но лишь потому теперь арестовывают Его, что Он добровольно предался им.

Но вернемся к Евангелиям. Эти же события более подробно описывает Лука. Евангелие от Луки 22:35-52:

"И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из
двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?"

Так что получается - Христос призвал браться за мечи? Тогда почему же он ответил, что двух мечей достаточно? Почему Он усиленно призывал учеников молиться, "чтобы не впасть в искушение"? О каком искушении тут речь? Не об искушении ли силой, мечом отбиться от воинов, чтобы миновала чаша сия?... И не об искушении ли разувериться в Нем, как в Сыне Божием, когда Он будет взят под стражу? Почему Он остановил апостолов, когда один из них всего лишь отсек ухо воину? Заметьте - не голову, не руку или ногу, а ухо... Не для того ли, чтоб исцелить раненного? Чтобы на этой маленькой ране продемонстрировать силу и милосердие Божии? Сын Божий предается в руки врага, а враг всего лишь лишается уха, да и то на минутку!... Вот где "призыв убивать" во Имя Господне? "Если надо..."? Тогда о каких же мечах шла речь в начале? А может быть, речь шла о духовном мече ревности по Богу? О том, что после окончания земной жизни Спасителя апостолам прийдется вооружиться против греха и, неся свой крест, потрудиться во имя Христово. "...Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу."

Давайте теперь посмотрим, как описывает это же событие Евангелие от Иоанна 18:1-13:

"Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.

Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?

Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.

Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,

да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.

Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,

и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником."

Писание совершенно однозначно нам говорит, что Христос запретил совершить убийство во имя Свое, соглашаясь принять от Отца чашу страданий. Он даже не допустил серьезного кровопролития, а ведь Он мог потом эффектно воскресить убитого! Или вообще не воскрешать его. Подумаешь: одним убитым больше, одним меньше - во имя Господне..., "если надо"... Однако же Он думал иначе, и это совершенно очевидно.

"Ну да!" - скептически возразит начитанный оппонент. "Тогда так надо было. Надо было отдаться в руки врага по замыслу Божию, чтобы совершилось Искупление. Ведь так выглядит христианский догмат?"

Отвечу: Отдаться можно было и с кровопролитием и с убийствами, однако же у врага лишь ухо отсекли, да и то на минуту. Но Иисус говорит вот какие слова воинам и служителям иудейским: "Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого." Христос не хочет смерти ни воинов, ни Своих учеников. Но Он хочет всех сделать Своими учениками и не погубить никого.

 []

Лик Христа

После крестной смерти и воскресения Спасителя человечеству открывается путь к Богу, но путь этот узок и тернист. И много прийдется потрудиться и претерпеть страданий. Ибо еще велика власть греха над человеком. Будут массовые гонения на христиан. Будет недопонимание и вражда между родственниками и друзьями.

Об этом и говорит Спаситель, см. упомянутый в самом начале статьи евангельский текст: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Мф. 10: 34-36). Здесь говорится не о мече кровопролития, о мече разделения, разделяющем близких людей, что и подтверждает аналогичный текст из Евангелия от Луки: "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Лк. 12: 51-53). Христос лучше любого понимал, насколько тяжело и больно будет происходить исцеление человеческой натуры, как грешные люди отреагируют на Его учение. Но иного пути, более легкого пути к спасению нет. Аналогичное состояние души грешного человека описано в Ветхом Завете: "Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его"(Мих. 7: 6), так что Христос еще раз подтверждает Свое знание природы человека, поврежденной грехом.

А при проповеди апостольской и, особенно, в конце времен все эти разделения только усилятся. Вот как об этом говорится в Евангелии от Луки 21:5-36:

"И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

будет же это вам для свидетельства.

Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

но и волос с головы вашей не пропадет, -

терпением вашим спасайте души ваши.

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что
приблизилось запустение его:

тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого."

Вот каким мечом Христос вооружал своих учеников - "устами и
премудростью, которой не возмогут противоречить ни противостоять все,
противящиеся вам
", "терпением вашим спасайте души ваши", "смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого".

В таком же ключе говорится в Евангелии от Матфея 10:16-22, когда Иисус посылает двенадцать учеников на проповедь:

"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется."

Блаженный Феофилакт говорит нам, что Господь вооружил учеников чудесами исцеления и изгнания злых духов, обеспечил пропитанием и гостеприимством друзей, Лично покровительствует им, обещает им Свою собственную силу и дар речи убедить мудрецов, правителей и судей своих. Но Спаситель хочет, чтобы ученики Его были кроткие, как овцы, и побеждали кротостью своей; но мудрые, как змии, ибо змий дает бить себя по всему телу, но прячет голову, так и христианин может отдать имущество свое и даже тело свое на избиение, но должен сохранить голову - веру во Христа; и простыми и незлобивыми, как голуби, которые всегда возвращаются к хозяевам своим, даже если и худо пришлось им с теми. Ученики должны быть готовы проявить стойкость, когда враги Христа в своем неистовстве не пощадят даже родных своих.

Вернемся еще раз к Евангелию от Матфея 10:32-42, когда Христос произносит уже известную нам фразу - "не мир, но меч":

"Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку - домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей."

Вот еще раз то самое место, которое некогда привело меня в смущение. И, вероятно, сегодня смутило моего товарища. Я его спросил, не это ли имел он в виду, когда изрек: "а у Христа "если нужно - возьми меч", то есть - убий, если нужно"? Но он не решился прямо мне ответить. Вероятно, ему стало стыдно...

Мы же внимательно вчитаемся в текст. Христос принес не меч кровопролития и насилия, но меч, "разделяющий человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее", так что станут даже "враги человеку - домашние его". Он призывает христиан не к "священной" войне или убийству, а призывает нести крест свой во имя Его, так что, если надо, то и душу отдать за Него. И не смущаться тем, что друзья и родные вдруг отвернутся от вас и станут на сторону врагов Христа. Ибо велика власть греха и повреждена еще природа человека страстями. Ибо положение человечества настолько плачевно, что исцеление не может произойти безболезненно. Такова суровая правда жизни. Вот очевидный смысл Его слов*.

* - Не имеют правды жизни и бесплодны по существу попытки фальсификации, типа конструкции: "Не мир принес я вам, но меч...ту о мире" ("Отягощенные Злом" А. и Б. Стругацких).

Где здесь призыв убивать?

Нет такого!

Посмотрим же как комментирует этот текст блаженный Феофилакт. Спаситель призывает учеников к исповедничеству: не довольствуется верою, таимою в душе, но хочет, чтобы вера исповедуема была и устами. Всякий, исповедующий Христа Богом, найдет Самого Христа исповедующим его пред Отцем Своим. А те, которые отрекаются, услышат от Бога: не знаю вас! И далее Спаситель предупреждает, что даже самых близких пришел Он разделить, с особенною силою указывая на родственные связи. Ибо не всякое согласие хорошо, напротив, иногда бывает хорошо и несогласие. Меч, о котором говорит Христос, означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания. Но удаляться от сродников должно лишь тогда, когда они не ведут нас к вере, но, наоборот, препятствуют нам в этом. Сами слова о разделении домашних взяты у пророка Михея, который говорит: "Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его" (Мих. 7:6). Пророк обращался к древним иудеям, забывшим заповеди Божии, Спаситель же обращается вообще к верующему, показывая, что все его домашние могут стать врагами ему. Более того, Христос устанавливает высочайшее требование к Своим апостолам и ученикам: "...кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Это означает, что христианин, если потребуется во имя Христово, должен быть готов даже предать себя позорной смерти. Не каждый способен на такой подвиг... Но, если кто хотя бы примет ученика Христова или пророка или праведника, и тот получит награду от Бога. Или если кто хотя бы напоит ученика чашею холодной воды, признавая его учеником Христовым, и тот получит награду свою. Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и страстей, и соделывает его учеником Христовым: и сей не погубит награды своей.

Итак, призывал ли Христос к "священному" убийству ради имени Своего? Совершенно очевидно, что нет!

Разве не Он научал нас заповеди любить врагов наших? Евангелие от Матфея 5:43-48:

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный."

Совершенно очевидно, что Христос не призывал к "священному" убийству.

Ну, а как же быть в мире, где есть сатана, с которым идет постоянная война? Неужели возможно обойтись без оружия? Реально ли в таком мире соблюдать заповеди? Можно ли вообще быть уверенным в однозначном, истинном понимании заповедей? Таков был смысл последней фразы моего коллеги.

Сама постановка подобного вопроса из уст образованного, подкованного в философии человека доказывает не только его личное недопонимание сущности христианского вероучения, недопонимание роли и значения заповедей Божиих, но обнажает ту степень абсурда, в который скатывается секуляризованный мир. "Возможно ли вообще быть уверенным в однозначном, истинном понимании заповедей?..." Вот, где спрятано искушение. Вот где начинается разрушительная работа лжи...

Мы вынуждены обратиться к Священному Преданию, чтобы поведать историю отпадения сатаны и рождения в мире всяческой лжи. О.Иоанн Крестьянкин рассказывает нам, что еще до создания человека и всего видимого мира один из верховных ангелов - Денница - возгордился и восстал против Творца. Сотворенный ангел ложно посчитал себя равным Богу, желая занять Его место. Мир духовный поколебался и разделился, часть ангелов последовала за Денницей. Но другой ангел - Архистратиг Михаил - выступил в защиту чести ангельского мира и засвидетельствовал величие Божие. Архистратиг Божий Михаил со всеми верными Богу ангелами вступили в борьбу с Денницей и его силами. Борьба была трудной, поскольку Денница был наделен великими совершенствами. Но войско Архангела Михаила победило, и Денница был свергнут с неба со всеми падшими ангелами. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. А поскольку падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания, они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога. Вот почему Архангел Михаил не перестает воевать с сатаной и его падшими ангелами, ограждая верных чад Божьих от их коварных происков. И борьба эта в высшей степени ожесточится перед концом мира... Вот почему в православных храмах Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Крылатый грозный воин держит в руках огненный меч. Он защитник Церкви Божией, наш небесный покровитель и воевода Ангельских Сил.

 []

Архистратиг Божий Михаил

Но есть меч и в руках христианина. Духовный меч христианина направлен не против человека, а против греха и падших духов, чему и учит апостол Павел: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6: 11-17).

Мы же должны понимать, что оружием и качествами падших ангелов являются гордыня, ложь, всякое зло и всякий грех, которые они пытаются привить людям. Когда человек допускает в себе подобные проявления души, он уподобляется этим демонам. Вот почему опасно для души человеческой недопонимание Божиих заповедей, а еще хуже извращение их смысла, попытка подменить истинные заповеди ложными измышлениями, ссылаясь на относительность и сложность реального мира. В реальном мире постольку все относительно и сложно, поскольку грех повредил природу этого мира.

А заповеди Божии ясны и просты.

Здравое чувство подсказывает нам, что если мы начинаем искать в заповедях иной смысл, толковать их так, как удобнее каждому из нас, мы утрачиваем единую систему этических и духовных координат, порождая вместо нее множество относительных ориентиров сомнительного достоинства, вместо единой системы ценностей, заповеданной Творцом, создаем множество искаженных подсистем. Фактически, мы расщепляем единый реальный сотворенный мир на множество виртуальных недо-миров, в каждом из которых есть свой бог, свои небеса, земля и человечество. Но этот путь и есть широкая дорога в преисподнюю, когда дух человеческий неминуемо погружается в пучину хаоса...

Так давайте же обратимся к Священному Писанию и поищем здесь живые примеры исполнения заповедей, примеры, однозначно показывающие нам отношение Спасителя к врагам и грешникам, примеры, отсекающие всякие ложные измышления, и позволяющие точно ответить на поставленный вопрос. И вот тогда мы увидим, что Христос никогда не призывал убивать грешников или винить одержимых злым духом. Наоборот, Он прощал и исцелял их, и дал власть апостолам прощать грехи и исцелять их. Пророк Иезекииль говорит: "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был..." (Иезек. 33:11). Апостол Павел утверждает: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников..." (1 Тим. 1:15). И св.Отцы все в один голос говорят, что ненавидеть грешника - это не любить ближнего. Ненавидеть надо только грех в человеке, а не самого человека. Вот чему учил Иисус Христос!

"Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы подлежим ответственности. Если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И для чего тебе ненавидеть его? Ненавидь грех его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, а молился о них" - говорит преп. Исаак Сирин.

А Максим Исповедник говорит так: "Для чего заповедал Господь любить врагов (Мф. 5:44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего всем спастися и в познание истины приити (1 Тим. 2:4)."

Духовное оружие христиан - это любовь к Богу, к человеку и ненависть ко греху. Этим мечом и этим усилием восхищается Царство Небесное (Мф. 11:12).

А что касается меча физического - оружия, которым защищается правосудие в обществе, или которым защищается родная страна и народ ее, то здесь об этом скажем лишь вкратце. Ведь это - отдельная и сложная тема...

Итак, напоследок - о мече физическом. Христиане некоторых конфессий, обычно протестанты, осуждают Православную Церковь, что она вместе со своим народом и что призывает защищать родину оружием, благословляет воинское оружие и т.п. При этом ссылаются на заповедь Ветхого Завета: "не убий" (Исх. 20: 13). Можно усилить это требование учением Христа: "Вы слышали, что сказано древним: 'не убивай'; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду..." (Мф. 5: 21-22). Можно еще усилить это требование, включив в понятие убийства еще и убийство духовное - развращение неокрепших душ человеческих. Это убийство еще более страшное и ответственное перед Богом, ибо Спаситель сказал: "...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18: 6-7). Но значит ли это, что Священное Писание запрещает невольное убийство в сражении на войне и приравнивает его к преступному убийству (кроме случаев, когда воин убивает сдающегося в плен, допускает зверства)? Значит ли это, что к преступному убийству Священное Писание приравнивает казнь преступника по закону, и запрещает казнь? Разве для злостных преступников казнь не останавливает ряд убийств и преступлений, и часто для закостенелого преступника смертная казнь не дает ли единственный повод для покаяния? Разве в той же Библии нет прямых указаний закона Божия на справедливую казнь тяжких грешников и хулящих Бога? Разве в той же Библии нет прямых указаний пророков Божиих на покорение языческих народов мечом и военной силой еврейского народа? Да сколько угодно! Автор даже затрудняется перечислить все эти места Ветхого Завета. Но обратимся к Новому Завету. Иоанн Креститель, когда воины обратились к нему с вопросом - как им праведно жить, что ответил им? "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3: 14). Разве великий пророк ошибался? Разве осуждал воинский долг и труд? А Христос или апостолы разве осуждали справедливое исполнение закона или воинского долга? Конечно же нет! Разве Христос не применил силу и не использовал бич для изгнания торгующих из храма? Разве Он не гневался на грешников праведным гневом, а не гневом напрасным, который Сам же осуждал? Потому наши братья протестанты не правы, ибо толкуют Библию односторонне. Да, война - бедствие и зло, но, к сожалению, война - порой единственный способ устранить еще большее зло, порабощение и уничтожение мирного населения и множества беззащитных людей. Вот вкратце по этому сложному вопросу...

 []

Христос изгоняет торгующих из храма

В заключение хочется сказать, что христианин должен быть скромным человеком; прощать своих личных врагов; никому не мстить за обиды; любить грешника, но ненавидеть грех; не гневаться напрасно и чрезмерно; но, если потребуется, уметь защитить слабого и беззащитного, в крайнем случае, применив силу. Ибо Христос был духовный воин, и мы должны быть духовными воинами. Но когда надо, христианин должен по примеру Христа сплести бич и выгнать злодеев из места, которое ими занято незаслуженно.

Октябрь 2005 г. - июль 2011 г.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) Н.Жарова "Выжить в Антарктиде"(Научная фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Дашковская "Пропуск в Эдем. Пробуждение"(Постапокалипсис) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"