Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Проблема происхождения законов природы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предложен анализ сходств и отличий научного (в физике элементарных частиц, космологии) и христианского (в святоотеческом богословии) решений проблемы происхождения законов природы. Подчеркивается аспект симметрии, определяющей структуру мироздания. Работа подготовлена для Всероссийской научной конференции "Научное и религиозное познание мира: единство и отличия", которая пройдет 11 октября 2013 года в ИНИОНе РАН.

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Проблема происхождения законов природы является одной из фундаментальных проблем естествознания и философии, и имеет определенное значение для христианского вероучения. Долгое время эта проблема была за рамками естествознания, и каждый ученый вырабатывал свой личный подход к тайне происхождения законов Вселенной, исходя из философских или богословских предпочтений. Верующие ученые, как например Исаак Ньютон, полагали, что законы природы установил Бог, когда сотворил мир. У неверующих ученых была иная позиция. Те, кто исповедовал вечность и несотворимость материи, обычно полагали, что и законы Вселенной вечны.

Естествознание в лице физики элементарных частиц, квантовой теории поля, космологии сравнительно недавно стало нащупывать решение проблемы происхождения законов природы, тогда как философия имеет более древнюю традицию трактовки этого вопроса. В христианском богословии, естественно, с самого начала утверждается, что законы природы установлены Творцом при сотворении мира. Однако, детальных проработок этого аспекта творения, и его систематического богословского изложения, наверное, не существует. Поэтому автор предлагает свой доклад, который подготовлен для тематического раздела "Космология и жизнь: современные коллизии между научными и религиозными представлениями" Всероссийской научной конференции "Научное и религиозное познание мира: единство и отличия". Возможно, эта работа внесет небольшой, но позитивный вклад в дальнейшую проработку и решение проблемы происхождения законов природы.

Освещение проблемы с научной, философской и богословской стороны должно способствовать укреплению цельного, гармоничного мировоззрения современного человека. Не должно быть такой ситуации, когда мыслящий, образованный человек вынужден делать болезненный выбор между наукой и религией, знанием и верой, но выбор человека должен быть смелым и свободным. Должно стремиться к тому, чтобы достижения и возможности современного естествознания не затмевали бы понимания человеком всемогущества и премудрости Создателя, который Один и мог только установить гармоничные и математически прекрасные законы Вселенной.

1 Научный подход. Физика элементарных частиц, космология

Подход к проблеме происхождения законов природы стал наполняться конкретикой, когда в физике элементарных частиц и в квантовой теории поля заговорили о возможности объединения в общую теорию четырех фундаментальных взаимодействий, таких как: электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное [1]. Это происходило одновременно с распространением теории "Большого взрыва" (модели горячей Вселенной) в космологии, т.е. во 2-ой половине 20-го века [2]. Оказалось, что первые из трех фундаментальных физических полей (взаимодействий), в принципе, являются проявлениями одного общего взаимодействия. Есть основания полагать возможным объединение с тремя взаимодействиями и гравитации. В настоящий момент довольно хорошо подтверждена теория электрослабого взаимодействия, объединившая электромагнитное и слабое взаимодействия (С.Вайнберг, Ш.Глэшоу, А.Салам, Нобелевская премия 1979 г.) - так называемая "стандартная теория электрослабого взаимодействия" [3]. Неплохо подтверждена "стандартная модель" (или "великое объединение"), в которой электрослабое взаимодействие объединено с сильным взаимодействием [4]. Но, до объединения этих фундаментальных полей с гравитацией еще пока далеко.

В чем суть объединения указанных трех взаимодействий (полей)? При переходе физической системы к более высоким энергиям сначала исчезают различия между электромагнитным и слабым взаимодействиями (энергии частиц порядка 200 Гэв, что соответствует температурам 10 в степени 15 К), а затем исчезают различия между (объединенным) электрослабым взаимодействием и сильным взаимодействием (энергии частиц порядка 10 в степени 14 - 10 в степени 16 Гэв, что соответствует температурам 10 в степени 27 - 10 в степени 29 К) [1].

А теперь скажем, как эти явления связаны с космологией. В теории "Большого взрыва" считается, что происходило расширение ранней Вселенной от состояния с чрезвычайно высокой плотностью и температурой (энергиями микрообъектов, частиц). По мере расширения температура снижалась и, соответственно, уменьшалась энергия частиц [2]. Полагают, что при очень высоких энергиях вначале от общего поля взаимодействий отделилась гравитация, затем при энергиях порядка 10 в степени 14 -10 в степени 16 Гэв сильное взаимодействие отделилось от электрослабого, и наконец, при энергиях порядка сотен Гэв слабое взаимодействие отделилось от электромагнитного. Отделение взаимодействий друг от друга происходило по механизму спонтанного нарушения симметрии. Что это означает?

Спонтанное нарушение симметрии - это самопроизвольное нарушение симметрии, выражающееся в том, что физическая система, описываемая уравнениями, которые обладают определенной симметрией, переходит в состояние, лишенное этой симметрии. Такое происходит, когда при уменьшении энергии первоначально симметричное состояние системы перестает быть энергетически выгодным, не обладает минимальной энергией, и потому неустойчиво. А устойчивое состояние с минимальной энергией является неоднозначным (вырожденным), т.е. ему соответствует несколько состояний, одно из которых реализуется [1]. Проиллюстрируем это примером, близким к предложенному в [1]. Представим себе, что легкий мягкий шарик с небольшой высоты вертикально падает на дно цилиндрически симметричной бутылки, донышко которой имеет в середине выступ вверх. Шарик падает строго вдоль оси симметрии бутылки прямо на центр выступа на донышке ее. Физическая система, очевидно, описывается уравнениями, симметричными относительно поворота вокруг оси симметрии бутылки. И вот шарик мягко упал на донышко и остановился (удар абсолютно неупругий) или немного подпрыгнул и вновь замер на донышке. Ясно, что шарик не будет лежать в центре выступа на донышке, ведь это положение неустойчиво, а система не обладает минимумом энергии. Шарик скатится в какую-то сторону вниз по донышку к его краю. Он может скатиться в одном направлении, а может и в другом. Тогда реализуется устойчивое состояние системы, только эта система спонтанно утратит свою симметрию. Ведь боковое положение шарика нарушит цилиндрическую симметрию. А вот совокупность всех подобных боковых положений шарика сохраняет первоначальную симметрию.

Приведенный выше пример иллюстрирует спонтанное нарушение пространственно-временной симметрии физической системы. В случае же фундаментальных взаимодействий (квантовых полей) речь идет о спонтанном нарушении так называемой калибровочной симметрии. Это более сложный вид симметрии, в суть которой здесь можно не вникать, во избежание излишнего усложнения материала. Но необходимо отметить, что понятие симметрии является фундаментальным, и при определенных условиях может быть успешно применено к любой стороне действительности. В самом общем виде, симметрия характеризует соразмерность и красоту, которые пронизывают и организуют наше бытие, как материальное, так и духовное. В физике под симметрией понимают следующее положение: если законы, устанавливающие соотношения между величинами, которые характеризуют физическую систему, или определяющие изменение этих величин со временем, не меняются при определенных преобразованиях (операциях), которым возможно подвергнуть физическую систему, то это означает, что указанные законы инвариантны относительно данных преобразований (операций), т.е. обладают симметрией относительно данных преобразований [1]. Вероятно, аналогичное понимание симметрии возможно при определенных условиях распространять и на др. области действительности, выделяя новые виды симметрий и расширяя само понятие симметрии.

Нужно отметить, что понятие симметрии тесно связано с общими, универсальными законами естествознания, законами физики. Речь идет о связи между симметрией и законами сохранения. Например, из симметрии физических законов относительно сдвига замкнутой системы в пространстве следует закон сохранения импульса; из симметрии физических законов относительно поворота замкнутой системы в пространстве следует закон сохранения момента количества движения; из симметрии физических законов относительно изменения начала отсчёта времени следует закон сохранения энергии; из симметрии относительно некоторых калибровочных преобразований следуют законы сохранения 'обобщенных' зарядов - электрического и др. Т.е., некоторые общие виды пространственно-временной симметрии: однородность и изотропность пространства (симметрии относительно сдвига и поворота в пространстве), однородность времени (симметрия относительно изменения начала временного отсчета) можно считать ответственными за законы сохранения: импульса, момента количества движения, энергии. А некоторые виды калибровочной симметрии можно считать ответственными за законы сохранения зарядов [1].

Но вернемся к космологии. Появившиеся позднее модели инфляционной Вселенной усложняют картину появления законов природы. К обычному расширению горячей Вселенной добавляется ранняя фаза быстрого инфляционного раздувания. Оно могло реализоваться при температурах 10 в степени 28 - 10 в степени 32 К. В этой области все гипотетично, и не ясно, почему инфляционное раздувание прекратилось и сменилось классическим фридмановским расширением. Природа "ложного вакуума", раздувавшего Вселенную совсем не известна, так что никто не знает, как прекратилась инфляция. Существует множество гипотетических моделей, не исключая уже упомянутого механизма спонтанного нарушения симметрии. Но если подбираться к самой точке "Большого взрыва", то здесь все покрыто неизвестностью. Научное понимание наталкивается на область "планковских" температур, времен, плотностей материи - 10 в степени 32 К, 10 в степени минус 43 с, 10 в степени 93 г/см3. Тут должны проявиться совсем неизвестные нам законы, возможно, квантовая гравитация. А уж само начало "Взрыва" тонет в бездне бесконечных температур, энергий и плотностей, что физически бессмысленно и вообще непостижимо - так называемая сингулярность [2].

Какое резюме? Резюме следующее. Естествознание может предположительно говорить о наличии некоторого взаимодействия (квантового поля), которое существовало во Вселенной с момента "Большого взрыва". Затем это единое взаимодействие постепенно "отщепляло" от себя все известные четыре вида фундаментальных взаимодействий. От единого физического закона в процессе расширения горячей Вселенной "отделились" остальные фундаментальные законы. Ряд общих, универсальных физических законов тесно связан с некоторыми общими видами симметрии. Если Вселенная возникла в момент "Большого взрыва", то и законы природы возникли вместе с ней, точнее - сначала единый закон, а потом "отделились" остальные. Если же, как утверждается в новейших гипотезах циклической Вселенной, "Большой взрыв" есть лишь "фазовый переход" мира от предыдущего цикла к последующему, то и законы могли пройти через такой "фазовый переход", существуя изначально, но лишь подвергаясь изменению в точке сингулярности.

2 Философский подход

По мнению автора, из наиболее разработанных философских систем лучше всего указанную проблему освещает диалектический материализм, в котором законы природы занимают "почетное место". Правда, в диалектическом материализме есть своя крайность: законами природы пытаются "запретить" возможность сверхъестественного воздействия Творца на Свое творение. К сожалению, в христианской философии по вопросу происхождения законов природы пока нет систематического изложения, и такой пробел требует восполнения.

Согласно диалектическому материализму, законы природы носят объективный характер, и не могут быть отменены или изменены по желанию человека. Но это не означает полной неизменности законов природы. С изменением и усложнением форм движения материи, происходит эволюция существенных связей между явлениями природы, т.е. эволюционирует форма проявления законов. Форма проявления законов зависит от конкретных условий их действия [5]. (Заметим, что такой подход хорошо гармонирует с достижениями естествознания, согласно которым общее единое взаимодействие при конкретных условиях проявляется как то или иное фундаментальное взаимодействие из числа четырех).

Среди законов можно выделить наиболее общие, универсальные законы, в которых понятия носят универсальный характер, и специфические законы, применяемые только к определенной форме движения материи или узкой области природной действительности. Например, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения момента количества движения и закон всемирного тяготения - справедливы для всех известных форм движения материи, а законы биологии справедливы лишь для сферы живых организмов [5].

Приведем пример, иллюстрирующий проявление законов классической физики, в зависимости от условий их действия. Если части механической системы перемещаются с малыми скоростями (по сравнению со скоростью света) и обладают небольшими массами, то справедливы законы механики Ньютона, а если скорости перемещения приближаются к скорости света, то необходимо пользоваться законами специальной теории относительности Эйнштейна. Еще пример. Законы классической механики для системы из малого количества материальных тел при переходе к системе с очень большим количеством тел (размерами которых можно пренебречь), уступают место законам статистической физики, хотя и положены в основу последних, включены в последние. И происходит это потому, что механическая форма движения материи в данном примере сменяется тепловой формой движения, как более высшей и сложной.

В диалектическом материализме разработано положение о том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и включают в себя низшие формы движения в преобразованном виде, в соответствии со структурой (а также, симметрией) и законами существования и развития более сложной системы [5].

Но кроме диалектического материализма, постулирующего объективность законов природы, их способность отображать существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями природы, известны и другие философские подходы. Есть группа философских течений, в которых ярко подчеркнуто субъективное начало в познании законов природы, и в рамках этих философских систем законы как бы лишаются онтологического статуса, объективного существования. Здесь законы природы становятся лишь математическими или языковыми формами для удобного отображения Вселенной, условными соглашениями между учеными специалистами и т.п. Сказанное относится к таким философским течениям, как позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, эмпиризм, феноменализм, конвенционализм, аналитическая философия и т.п. [5]. Например, известный математик Анри Пуанкаре подчеркивал, что геометрические аксиомы являются продуктами соглашений, не имеющими эмпирического происхождения; выбор той или иной системы аксиом обусловлен соображениями удобства и продуктивности математического доказательства. Но есть одно требование: научные конвенции должны быть непротиворечивы. В области арифметики Пуанкаре усматривал наличие самоочевидности конвенций, их интуитивно воспринимаемую достоверность. В области физики Пуанкаре к своему конвенционализму добавлял элемент реализма, утверждая, что здесь научные конвенции не являются абсолютно субъективным произволом: если, основываясь на принятых соглашениях, исследователи добиваются успеха в науке, то это служит доказательством верности избранного метода и пути. Так что Пуанкаре был умеренным конвенционалистом [6]. Один из современных физиков теоретиков и космологов Стивен Хокинг высказывал схожие мысли: "Чтобы можно было говорить о сущности Вселенной и о том, было ли у нее начало и будет ли конец, нужно хорошо представлять себе, что такое научная теория вообще. Я буду придерживаться простейшей точки зрения: теория - это теоретическая модель Вселенной или какойнибудь ее части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности (какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово). Теория считается хорошей, если она удовлетворяет двум требованиям: вопервых, она должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели, содержащей лишь несколько произвольных элементов, и, вовторых, теория должна давать вполне определенные предсказания относительно результатов будущих наблюдений" [7]. Впрочем, Хокинга нельзя назвать в полном смысле позитивистом, ведь для него характерно подчеркнуто уважительное отношение к фундаментальным физическим законам. Ему проще допустить модель вечно пульсирующей Вселенной, не имеющей начала, и не нуждающейся в Творце, но строго подчиняющейся законам квантовой теории поля, чем предполагать возникновение Вселенной из небытия вместе с законами физики. Бог Творец у Хокинга вытеснен законами природы.

Но если говорить о последовательных позитивистах или конвенционалистах, то для таковых проблема возникновения законов природы кроется в особенностях психического восприятия Вселенной человеком-исследователем.

Какое можно предложить резюме? Резюме будет таким. Автор считает нужным выделить следующую философскую оценку проблемы происхождения законов природы, отражающую взгляды многих естествоиспытателей: предполагается, что законы природы вечны, но при разных условиях существования Вселенной, и в разных формах движения материи они по-разному себя проявляют. Это последовательная философская позиция противников сотворения мира, не нуждающихся в понятии Творца. В качестве примера можно привести слова известного космолога Александра Виленкина: "Надо полагать, что законы физики существовали "до того", как возникла Вселенная". Ведь, по мнению этого исследователя, сам факт рождения Вселенной априори предполагает наличие определенных законов, по которым будет протекать ее дальнейшее развитие [8].

И еще один важный аспект. Многие выдающиеся ученые, особенно физики, полагают, что все многообразие законов природы основано на немногих основополагающих, фундаментальных законах, вероятнее всего - на одном общем законе. С такой научной программой активно работал Альберт Эйнштейн последние 30 лет своей жизни (пытаясь построить общую теорию поля). Другой пример: известный физик Стивен Вайнберг, один из авторов теории электрослабого взаимодействия, написал книгу с характерным названием "Мечта о единстве Вселенной". Чем же объяснить такое желание наиболее проницательных исследователей свести все многообразие феноменов к единому абстрактному принципу, идеальному началу? Не интуитивным ли ощущением факта единства Вселенной, произошедшей от Единого Творца, и созданной по предвечному плану? Выходит, что даже сознательная и последовательная атеистическая позиция ряда ученых не способна заглушить в них интуицию Первоначала.

3 Богословский подход. Святоотеческая мысль

В святоотеческом богословии подчеркивается мысль о сотворении Вселенной "из ничего". Вместе с материей появляются пространство-время, и поэтапно появляются те или иные стихии, усложняются и совершенствуются те или иные части мироздания. Процесс творения мира имел свое начало, а сотворенные вещи и существа получили природу изменчивую, подверженную переходу из одного состояния в другое. Как говорил выдающийся богослов Владимир Лосский, сотворенная Вселенная "не имеет никакого обоснования ни в самой себе, как созданной из ничего, ни в Божественной сущности", т.е. Вселенная не имеет ни извечных причин и законов, ни является эманацией, излиянием Божества. Сотворенного мира "могло бы и не быть", ибо Творец создал Вселенную свободно, свободным актом Своей воли [9]. Преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной веры" писал: "Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтоб произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не-сущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое..." [10, кн.2, гл.2]. "Бог, Который и все без изъятия сотворил, и существует прежде веков, есть один Творец всех веков" [10, кн.2, гл.1]. "Все, что существует по причине рождения (в контексте - все, что сотворено - примечание В.Ю.Скосаря) подлежит уничтожению сообразно с последовательностью, принадлежащей природе; также и небеса, но благодатью Божией они и содержатся, и сохраняются" [10, кн.2, гл.6]. Также о сохранности сотворенной земли и всего, что на земле, сказано: "все вместе сохраняется и содержится силою Творца" [10, кн.2, гл.10]. Это значит, что Творец все поддерживает благодатью и силой, т.е. Своими логосами-волениями (божественными идеями, нетварными энергиями). В естествознании устойчивость мироздания поддерживается законами природы, значит, в основе законов природы лежат Божии логосы-воления (идеи, нетварные энергии, благодать). Законы природы могли возникнуть лишь в процессе сотворения Вселенной, но не ранее ее, ибо Вселенная не имела никакого основания или причины в себе самой. Как мироздание, так и его законы возникли в результате свободного акта воли Творца, потому что Он восхотел сотворить этот мир и придать ему именно такие законы. "До" сотворения не было ни Вселенной, ни ее законов; не было ничего тварного. Не-сущее, из которого Бог все сотворил, не содержало в себе ничего, никаких законов и никакой материи, и никакого основания для творения мира. Не-сущее есть лишь понятийное обозначение не существования чего-либо до того, как Бог восхотел создать мир.

Святые отцы неоднократно подчеркивали, что акт сотворения Богом Вселенной был актом Великого Художника, создавшего гармоничное произведение, отмеченное красотой и соразмерностью. Эти мысли встречаются как у отцов-апологетов, так и у свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного и др. Преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной веры" писал, что, видя красоту сотворенного мира, "мы прославляем Творца как прекрасного Художника" [10, кн.2, гл.6]. Тварная Вселенная предстоит перед нами, перед нашими познавательными способностями, как сотворенный мир, "Богу желанный и ставший радостью Его Премудрости; "он - гармоничное расположение", "дивно составленная песнь в похвалу всемогущей Силе", по выражению св. Григория Нисского" [9].

Но известно, что одним из важнейших понятий эстетики, исследующей художественное творчество, есть понятие симметрии, соразмерности. Потому можно утверждать, что святоотеческое богословие однозначно содержит в себе понимание мироздания, как отмеченного печатью великого Художника - симметрией, соразмерностью, красотой. Блаженный Августин в кн.4 своего трактата "О книге Бытия буквально" рассуждает о совершенстве "шестеричного числа" в связи с шестью днями творения. Его рассуждения основаны на знании арифметики античности и понимании "совершенства", соразмерности и симметрии в мире чисел. Факт "совершенства" и симметрии св.Августин связывал с библейским высказыванием о том, что Бог "все расположил мерою, числом и весом" (Прем. 11: 21). Чуть позже вы вернемся к симметричности процесса творения, его шести дней плюс седьмой день покоя.

Сейчас отметим др. важные аспекты творения. Выше говорилось, что в течение шести дней творения поэтапно появлялись те или иные стихии, усложнялись и совершенствовались те или иные части мироздания. В "Точном изложении Православной веры" сказано, что Бог создал материальный мир, "приведя из не-сущего все без изъятия: одно - из вещества, которого прежде не существовало, как например, небо (небосвод, космическое пространство - примечание В.Ю.Скосаря), землю, воздух, огонь, воду; другое же - из этих происшедших от Него элементов, как например, животных, растения, семена. Ибо это по повелению Творца произошло из земли, и воды, и воздуха, и огня" [10, кн.2, гл.5]. Св. праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Бог создал сначала вещество вселенной, а потом уже приступил к постепенному устроению ее. Это вещество было в начале неопределенное и нестройное; тут все было вместе: и земля, и вода, и воздух, и огонь; ничто не было разделено, ничто не имело тех видов и форм, какие мы видим теперь" [11]. По словам Владимира Лосского, ссылающегося на свв. Василия Великого и Григория Нисского, "шестидневное творение... представляется последовательным "отделением" стихий, одновременно созданных в первый день... В течение пяти дней, следующих за сотворением элементов сверхчувственных и чувственных - сотворения неба и земли - мир видимый благоустраивается", причем благоустройство "управляется "светозарной силой", которой Бог пронизывает материю и которая есть те Его слова ("логосы-воления" святого Максима Исповедника), те Его повеления творимым вещам, о которых повествует книга Бытия" [9].

Не означает ли это, что и законы природы возникали поэтапно в процессе сотворения Вселенной, ведь в основе законов природы лежат логосы-воления Божии, слова, произносимые Творцом по мере сотворения? В святоотеческом богословии именно такая мысль и прослеживается. Св. Василий Великий ("Беседы на Шестоднев") говорит, что "последовательный порядок природы, получив начало с первым [Божиим] повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общаго скончания вселенной". Иеромонах Серафим Платинский (Роуз), подытоживая высказывания св. отцов, пишет: "Каждый день творения дается повеление, которое становится законом природы на все последующее время. С первого дня начинается последовательность дня и ночи; а с третьего - воды начинают свое непрестанное движение" [12]. Можно сказать, что Творцом были установлены не только законы вселенной, но и начальные условия действия этих законов. Действительно, когда в первый день творения Бог повелел быть первозданному свету (Быт. 1: 3) до появления Солнца и др. светил, этот первозданный свет продолжал свое действие и позднее. Вот как писал преподобный Ефрем Сирин ("Толкование на Бытие"): "Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня... Он содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света". "Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь - покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда (первые три дня до сотворения Солнца - примечание В.Ю.Скосаря) не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь" - говорит св. Василий Великий в "Беседах на Шестоднев". Когда же Бог в третий день повелел собраться воде, покрывающей Землю, в одно место, и открыть сушу (Быт. 1: 9), то затем вода стала стремиться стекаться в низины и ложбины, и так - до сего дня. Св. Василий Великий в "Беседах на Шестоднев" писал: "Но, может быть, иной сверх сего спросит еще и о следующем. Почему, ...принадлежащее воде по природе, то есть силу стремиться вниз по скату, Писание приписывает повелению Зиждителя?... Ибо вода сама собою, по естественному стремлению вниз, неминуемо должна была стекать туда, где была наибольшая впадина, и не прежде остановиться, как по сравнении поверхности... Ответствуем, что тебе особенно известны стали движения воды после повеления Владыки. Теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места, но какую силу имела она прежде, нежели вследствие сего повеления, произошло в ней такое стремление к движению, сего сам ты не знаешь и не мог слышать от какого либо очевидца. Рассуди же, что глагол Божий творит самое естество, и повеление, данное тогда твари, определило порядок сотворенного и на последующее время. День и ночь созданы однажды, но с тех пор и до ныне не престают попеременно следовать друг за другом и делить время на равные части... Водному естеству повелено течь, и по сему повелению, непрестанно поспешая, оно никогда не утомляется...". Св. праведный Иоанн Кронштадтский учит нас, что в третий день творения "выдвинулись из земли и воздвиглись на ней горы - потому что для воды необходимо было сделать обширные и глубокие ложбины, а чтобы образовать их, очевидно, нужно было выдвинуть землю и поставить эти горные громады" [11]. В третий день творения была создана растительность (Быт. 1: 11-12), тогда же начали действовать биологические законы. Так, св. Иоанн Златоуст в "Беседах на книгу Бытия" писал, что законы, установленные Творцом во время творения растительной жизни, продолжают и теперь действовать и обеспечивать рост растительности на земле: "Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела только по слову Господа. Еще не было ни человека-делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни другого попечения о ней, но лишь услышала (земля) повеление - и тотчас исполнила свою обязанность. Из этого познаем, что и теперь приносит нам плоды не рачительность земледельцев, не труд и вообще не изнурительная работа по возделыванию земли, но прежде всего этого слово Божие, сказанное ей в начале".

Итак, четко прослеживается богословская мысль, что законы природы возникали поэтапно и соответственно появлению тех или иных частей мироздания, для которых эти законы должны были проявиться и начать своей действие.

И закончим этот пункт вопросом о симметричности процесса творения (его шести дней плюс седьмой день покоя). У святителя Филарета Московского проведена удивительная аналогия порядка шестидневного сотворения мира с порядком искупления и спасения человека Христом. Он пишет: "понятие о сотворении мира Евангелие сближает с учением о искуплении человека. Человека, возрожденного во Христе, оно называет новой тварью (2 Кор. 5: 17; Гал. 6: 15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхождению первоначального света от слова Божия (2 Кор. 4: 6), покой верующих во Христе соединяет с покоем Божиим по совершении творения (Евр. 4: 3, 4, 9, 10). Из сего открывается, что между делами Божиими в мире великом и малом, в царстве природы и благодати, несмотря на видимое их расстояние и существенное различие, находится некоторая таинственная соразмерность и соответствие". Эту соразмерность (соответствие), или - "динамическую симметрию" - св.отец изъяснил в своем толковании книги Бытия. Правда, здесь не предложена какая либо симметрия внутри самих шести дней творения, в части природных закономерностей и явлений, но зато "динамической симметрией" охвачена вся область сотворенного мира: от неживой, простейшей материи до человека - венца творения. Такой подход предполагает возможность дальнейшей детализации и поиска симметрий, присущих актам творения первоначальной Вселенной. Здесь интересны мысли современного богослова протоиерея Александра Салтыкова, изложенные им в статье с характерным названием "Художественный принцип Божественного творения мироздания". О.Александр пишет: "...по учению св. Отцов - апологетов, а также всей последующей святоотеческой традиции, прежде всего св. Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, бл. Августина и других Отцов, Бог творит мир как Художник. Поэтому о мироздании можно сказать, что стройность симметрических построений, ритмических пересечений и касаний, выявляющих смысл творения, есть условие, необходимо сопровождающее первоначальное творение и порождающее в нем истинную гармонию. Так считали ранние Отцы Церкви, великие каппадокийцы, бл. Августин Иппонский, современные им и более поздние мыслители христианского средневековья и нового времени". О.Александр описывает несколько вариантов симметрий (соответствий) дней творения. Первый вариант - попарные соответствия, дающие симметрию двух тридневий.

"События парных дней тесно сближаются между собой по смыслу творений. Более того, они, эти события парных дней, функционально зависимы и как бы следуют одно из другого. Если события дней прочитывать попарно по указанной схеме, они воспринимаются как достаточно последовательная, хотя и с определенными поправками на промежуточные дни, целостность творящих действий при сохранении общего иерархического порядка. Итак, здесь все тварное бытие разделено на три уровня:

1) световой: первозданный свет - светила;

2) небесно-водный: твердь небесная и вода - водные существа и летающие ("птицы");

3) водно-земной (как завершение): моря и суша с растительностью - земные животные и человек" [14].

Действительно, мы видим в этой схеме соответствие первого и четвертого дней, затем второго и пятого дней, и наконец, третьего и шестого дней. "Указанные выше парные соответствия дней указывают на гармонически организованный ритм в Моисеевом описании божественного творения. Симметрия двух тридневий указывает на такую достаточно глубокую связь внутри дней, которая должна иметь некоторый знаковый характер, раскрывающий замысел творения...

...Все эти творящие действия каждой пары дней разделены и вместе с тем соединены между собой действиями других дней по порядковой последовательности: так, светила поставлены на тверди небесной, морские существа должны наполнить моря, птицы должны размножаться на земле и т.д.

Согласно этой по-парной схеме, в первые три дня создаются как бы неподвижные основы, а в следующие три дня соответственно создаются их подвижные производные. Причем все три пары творящих действий и творений тесно взаимосвязаны, сплетены между собой, несомненно, как органическое, живое единство" [14].

Второй вариант - симметрия между началом и завершением творения. "Замечательно, что представленное в таком виде все творение подчинено закону симметрии не только внутри каждого уровня, но и в целом, между началом и завершением: первозданный свет - человек. Тварному первоначалу соответствует тварный образ и подобие Божие, созданный особым повелением Божиим; небесная твердь - земной мир;
вода первоначальная - водно-растительный мир. Отметим, что водное начало, расположенное как бы посредине всего творения, объединяет небесное и земное творение" [14].

И далее: "Два тридневия образуют три единства, составляющие одно целостное бытие. Тройственность - признак совершенства. И также становится более понятным, почему в шесть дней дано восемь оценок: особо отмечены Самим Господом симметричные завершения сотворенных в первом тридневий основ - дважды "хорошо"; и во втором тридневии подвижных сущностей - "хорошо весьма". Эта последняя оценка, относясь ко всему творению, еще свидетельствует, по нашему мнению, о более высоком уровне возникшего бытия второго тридневия - движущихся, светящих и звучащих тварей, завершенных особой тварью - разумной, свободной, ангелоподобной.

Три пары "дней" расположены в порядке иерархического восхождения в отношении к высшей цели Божьего творения - человеку, что вполне соответствует принципу художественной гармонии, который, в соответствии со св. Отцами, можно узреть как основной в мироздании. И поскольку сам человек также имеет два уровня, заданные ему при творении - физический и духовный - весь сотворенный материальный мир имеет, на более низком уровне, некое сходство и подобие с человеком в своей "двухуровневости": первозданная природа имеет в этой симметрии более низкий и более высокий уровни, составлявшие в каждой паре дней тесное, стремящееся к нерасторжимости единство. В общем, никто, вероятно, не будет спорить, что; творение Высшего Художника было, конечно, совершенным в угодной Ему степени совершенства" [14].

Важно и то, что о.Александр напоминает о включении в рассматриваемый порядок седьмого дня - дня покоя (Быт. 2: 2-3). Вот, что он пишет: "В литературе, посвященной происхождению мироздания, Седьмой день обычно привлекает менее внимания, поскольку применительно к нему говорится уже не о самом процессе творения, а о том, что Господь почил от дел Своих, совершенных в Шесть дней. Поэтому, рассматривая Шесть дней как исключительный период творения, мы как бы отстраняем Седьмой день. Вполне ли это правомерно? Некоторые св. Отцы, в частности, св. Феофил Антиохийский, говорили именно о семидневном творении. В самом тексте Седьмой день присовокуплен священным автором к предыдущим Шести дням, и потому может рассматриваться как особый, но завершающий творение день. "И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:3). Для человека покой есть праздник завершения делания, и этот праздник есть торжество и радость о сотворенном. Касаясь слова "почил", нельзя, конечно, забывать, "дабы не появилось у нас пустой и дерзкой мысли, что к вечности и неизменяемости Бога прибавилось некое временное благо", что "покой, каким Бог почивает в Самом Себе... не имеет ни начала, ни конца; по отношению же к произведенной Им твари этот же самый покой Божий имеет уже начало"... В Седьмой день Бог даровал Свой покой созданной Им твари: "покой собственной ее устойчивости заключается в покое Того (т. е. Бога)"... И каждый православный человек, по образу и подобию Божию, закончив строительство дома и, упокоившись от этого дела, устраивает праздник освящения этого своего нового жилища. Поэтому печать Божественного покоя лежит на всем первозданном Божием творении. Здесь важна, конечно, святоотеческая оценка. По словам бл. Августина, суть Седьмого дня - в таинственном седьмикратном повторении первозданного света: "седьмое повторение этого, первоначально сотворенного света и получило название Седьмого дня, в который Бог почил"...

Продолжим цитирование о.Александра: "Нет необходимости говорить о том, что число семь является символическим числом, выражающим полноту и совершенство в самых разных культурах и, прежде всего, в христианской культуре. Поэтому, на наш взгляд, полезно сопоставить, для лучшего понимания характера величественного и прекрасного Божия творения описанное первозданное бытие в обоих порядках: Шести и Семи дней. Это поможет, мы надеемся, также понять и сам момент катастрофы первозданного мира.

Такое сопоставление дает интересный результат. Рассматривая вместе, как бы параллельно, четный - Шестидневный и нечетный - Семидневный ряды дней, мы получаем в них совершенно разные ритмику и разную симметрию дней. Это само собой понятно. Но суть в том, что разная симметрия определяет разное значение дней для каждого порядка в их внутренних смысловых отношениях в одном творении и по-разному определяет время и пространство. Если для Шестоднева, как мы отмечали выше, два тридневия образуют два параллельных ряда, дополняющих друг друга, то в Семидневии это не так. Понятие покоя в семидневном ряду можно рассматривать как особую характеристику времени и пространства. Мы не будем здесь углубляться в трудное и небезопасное дело истолкования символики седьмочисленного ряда, ограничившись лишь несколькими наблюдениями, основанными на суждениях св. Отцов. Число "семь" означает полноту и завершенность, и в таком значении оно выступает и в библейском тексте. При анализе числа "семь" древняя христианская традиция отмечала, что это число состоит из двух чисел: "три" - обычно понимаемое, как символ Св. Троицы, и "четыре" - указывающее на стороны мироздания. Есть и более расширенные толкования, к которым мы должны будем еще обратиться в дальнейшем.

Здесь для нас достаточно отметить, что в седьмочисленном ряду дней объединяются в число "три": Первый, Четвертый и Седьмой дни. Замечательно, с нашей точки зрения, что в их описании особенно выделяется значение света: в Первый день созданного, в Четвертый, как мы знаем по учению св. Отцов, собранного во светила; в Седьмой же день Бог почил от дел, - но как источник всякого света и Сам - Свет миру (Ин. 8,12; 9,5) и Отец светов, ибо "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак. 1:17). Здесь выступает чрезвычайно глубокая и обширная тема символики света, как одной из первооснов всякого бытия вообще, и земного мира - в частности...

В число "четыре" входят остальные: Второй, Третий, Пятый и Шестой дни, которые объединяются преимущественно творением оформленного бытия природы. При этом: Второй и Шестой дни объединяются собственной симметрией более высокого творения: 1) твердь небесная - 2) Рай с человеком, животные; Третий и Пятый дни объединяются симметрией первичных творений земли и воды: 1) зелень травная и деревья с плодами - 2) пресмыкающиеся, птицы, рыбы...

При таком порядке творение объединяется вне всякого временного принципа. Описанная симметрия - космический образ вечного, идеального творения, понимаемого нами в смысле высказываний бл. Августина о Божественном покое, сообщаемом Богом Своему творению при самом моменте творения. При этом творения получают определенную фигурность и как частные формы, и как целостная совокупность единого сотворенного произведения. В этой целостной совокупности группа трех дней ("свет - светила - Божественный покой") как бы возглавляет и объемлет собой группу творений оставшихся четырех "земных" дней. Все творения здесь объединены по значению - от более высоких к более низким, так что образуется некоторая "трехъярусная" конструкция. И здесь мы вновь наблюдаем тройственное начало. В этой конструкции можно различить два "яруса": высший - из света и покоя; и более низкий, который подразделяется сам на два уровня, названные выше. Конечно, это сказано несколько схематично, но, по существу, это и есть основной принцип мироздания. Сложившаяся расстановка дней творений намечает образ мироздания, как первозданного храма.

И здесь выясняется, что Четвертый день, в который создано "светило великое" с прочими меньшими светилами, является центральным днем Семидневного периода. В плане показанных формально симметричных построений творения как бы по сторонам Четвертого дня, покой Божий в Седьмой день соединяется с особым значением Четвертого дня, своим центральным положением как бы объединяющем все земно-небесное творение, что соответствует также и управленческой функции солнца. Напомним, что, благословив и освятив Седьмой день, Господь благословляет и освящает все дни, все благоустроенное мироздание во главе с солнцем, которому дано управлять днем, и луной, управляющей ночью.

Итак, при рассмотрении творения в седьмочисленном ряду, первозданный мир предстает как идеальный космос с солнцем и другими небесными светилами в центре. Это и есть благодатный и относительно совершенный мир до грехопадения. Рассматривать его следует не только в обычной последовательности Шестоднева, а и в указанной фигурности вневременных сочетаний Семи дней.

Созданные в Четвертый день светила есть космос, - если его понимать как совокупность небесных тел, - бесконечно раздвигаемый современной наукой. Изучение космоса является основой современных наук о мироздании. Между тем, этот космос является лишь частью шестодневного мира, и при том не основной, а служебной. Однако замечательно, что Седьмой день - это, по суждению некоторых св. Отцов, еще и как бы "день" после грехопадения, и именно для этого периода (Седьмого дня) значение космоса становится всеохватывающим. Таким образом, шестодневие и семидневие - это два разных ряда единого творения, которые несколько по-разному являют мироздание и в которых открываются две смысловых линии. Если Шестидневный ряд показывает, говоря формально, ритм творения как "процесса", то Семидневный ряд показывает "завершенный результат" - грандиозную "трехъярусную" конструкцию пронизанного Божественным светом и запечатленного Божественным покоем совершенного духовно-материального мироздания. Они представляют собой единство движения и покоя, которое есть несомненное выражение совершенной гармонии. Все это имеет значение, как мы полагаем, для осмысления последующих событий грехопадения" [14].

В связи со всем изложенным в данном пункте, автор хочет предложить такое резюме. Творцом были созданы не только стихии и оформлены части мироздания, но и установлены законы природы, а также начальные условия действия этих законов. Процесс сотворения был пронизан симметрией и соответствием, поэтапным вступлением в силу законов природы. Процесс сотворения Вселенной был уникален и чудесен, и не был похож на все известные современные процессы. Вот почему мы не можем в полной мере экстраполировать в прошлое - на дни творения те закономерности нашего мира, которые действуют сейчас. Есть и другая причина некорректности переноса на дни творения современных законов. Дело в том, что мир и человек в нем сильно изменились после грехопадения Адама и Евы. Законы совершенного первозданного мира также изменились и трансформировались в законы современного падшего мира. Этот факт нельзя игнорировать [15].

Заключение

Если говорить о сходствах между научным и христианским решением проблемы происхождения законов природы, то сходства эти видны, прежде всего, в понимании наличия единого начала законов Вселенной: предполагаемого единого квантового поля, единого взаимодействия (физика элементарных частиц, космология) и Единого Творца с Его планом сотворения, управляемого логосами-волениями (святоотеческое богословие). Сходства видны в признании ключевой роли симметрии: предполагаемой калибровочной симметрии квантовых полей (наука) и красоте-соразмерности-симметрии процесса шестидневного творения (богословие). Отличия между научным и христианским решением проблемы происхождения законов природы достаточно очевидны. Наука не может себе позволить непосредственно вводить Творца в свои гипотезы и теории, тогда как христианское вероучение немыслимо без Бога Творца. Отсюда и начинаются разногласия и различия подходов к пониманию происхождения законов мироздания.

Однако, эти отличия научного и христианского подходов, по мнению автора, не являются непреодолимым препятствием для дальнейшего взаимодействия науки и христианского вероучения, Православия. Ведь Творец ставит задачу человеку познавать Его через познание творения, и мы не можем не воспользоваться доступными нам средствами науки для выполнения этой задачи. Только необходимо помнить, что научный анализ, исходя из современных данных, должен распространяться в прошлое строго до момента установления соответствующих законов природы, т.е. до установления начальных условий действия этих законов, но никак не в более раннее прошлое, когда соответствующие законы еще не были установлены. Начальные же условия действия законов природы никак нельзя узнать научными методами, но о них можно узнать из текста Св. Писания и святоотеческого богословия [15].

P.S.

Безусловно, при построении научных моделей начала Вселенной и теории поэтапного возникновения законов природы нам придется преодолевать барьер, обусловленный грехопадением человека и падшим состоянием современного мироздания. "Мы отпрыски помраченного рода" - так говорил о человечестве святой Макарий Великий (цитир. по [9]). О помрачении нашего ума и нарушении всего духовно-душевного строя говорили и др. св. отцы. Это с неизбежностью указывает нам на ослабление наших познавательных способностей в сравнении с тем состоянием, которое было у человека до грехопадения. Но сложность возникшего барьера не только в наших познавательных способностях. Нам предстоит еще выяснить конкретику падения мира, конкретику трансформации законов первозданной, совершенной Вселенной ("И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1: 31).) в законы Вселенной современной, падшей и тленной ("...проклята земля за тебя..." (Быт. 3: 17).). Известный греческий богослов П.Неллас писал: "Мир до падения... благодаря человеку был относительно целостным. Через человека движение материи естественно устремлялось к своей Цели. И само это движение было, опять же через человека, в известной мере, духовно. Падение Адама нарушило естественную динамику материи. От того, что ее отношения с человеческим телом, а следовательно, с душою и с Богом стали противоестественны, она оказалась замкнута на себя, стала двигаться слепо и бесцельно. Вещественность - это такое состояние мира, в котором материя определяется исключительно своими собственными свойствами, как не обусловленная движением в сторону духа. То есть падение включает в себя и падение материи" [Неллас П. Обожение: основы и перспективы православной антропологии / Пер. с англ. Н.Б.Ларлонова. - М.: Никея, 2011. - 304 с.].

Проклятие земли из-за грехопадения Адама (Быт. 3: 17-18) святитель Филарет Московский комментирует следующих образом: проклятие земли означает скудость плодов земных, но не только этим ограничивается, иначе не потребовались бы "новое небо и новая земля" (2 Пет. 3: 13), поэтому "мы не можем определить точно, сколь велико действие сего проклятия, потому что не видали ее в состоянии первобытного благословения" [13].

После грехопадения человека произошло такое искажение, изменение законов природы, которое легло в основу болезненности и смертности человека и всех живых существ, в основу хищничества и паразитизма, привело к уменьшению плодородия земли и пр. Можно полагать, что поправка к законам природы привела к росту энтропии, к негативной трансформации биологических и экологических законов. Вероятно, в указанном направлении нужно искать разгадку последствий падения Адама для всей Вселенной.

Литература

1. Физический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 944 с.

2. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. - 2-е изд-е, М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 783 с.

3. Степановский Ю.П. Квантовая структура электрослабых взаимодействий (Нобелевская премия по физике 1999 г.). Электромагнитные явления, Т.1, ?4, 1998. - С. 571-596. Режим доступа:

http://emph.com.ua/4/pdf/stepanovsky.pdf

4. Стандартная модель. Режим доступа: http://elementy.ru/LHC/HEP/SM

5. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

6. Конвенционализм. (Сайт "Институт Философии РАН"). Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1475.html.

7. Стивен Хокинг. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр. Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/22_h/ok/ing_1.htm.

8. Волков А.В. Сто великих загадок астрономии / А.В.Волков. - М.: Вече, 2012. - 432 с.

9. В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Общество любителей православной литературы, Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2004. - 504 с.

10. Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры / Преподобный Иоанн Дамаскин. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - 476 с. (воспроизводится по: Св. Иоанн Дамаскин. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1913.)

11. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. О Боге - Творце и Промыслителе мира. М.: Паломник, 2005. - 304 с.

12. Иеромонах Серафим Роуз. Православное понимание книги Бытия. Режим доступа: http://www.creatio.orthodoxy.ru/rouz_genesis/index.html

13. Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на книгу Бытия. - М.: Лепта-Пресс, 2004. - 831 с.

14. Протоиерей Александр Салтыков. Художественный принцип Божественного творения мироздания. Cборник статей "Искусство христианского мира", ?10, ПСТГУ, 2008 г. Режим доступа: http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_iskusstvo10.html

15. Скосарь В.Ю. Сотворение мира. Шестоднев. Режим доступа: http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/sotworeniemirashestodnew.shtml

Октябрь 2013 г.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) В.Соколов "Прокачаться до сотки 3"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Невеста для герцога"(Любовное фэнтези) М.Торвус "Путь долгой смерти"(Уся (Wuxia)) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"