|
|
||
В славном городе Днепродзержинске недалеко от металлургического комбината стоит памятник античному богу. Единственному богу, которого "признавала" Советская власть, и которому она поставила памятник. На высокой колонне стоит красавец титан. В левой руке, поднятой вверх, он держит факел с огнем, а с правой, опущенной вниз, свисает обрывок цепи. Это - Прометей, принесший огонь людям и научивший человечество технологиям. Для советской власти Прометей был символом богоборчества, героем, который сделал людей сильными и подобными богам. Тем, кто как бы покровительствовал индустрии - средству создания материально-технической базы коммунизма. Мы собираемся поговорить о титане Прометее, а также о Боге, Которого Советская власть, наоборот, невзлюбила - об Иисусе Христе. Всякое воспоминание о Котором для власти было нежелательным, но лучшим памятником Которому была и до сих пор остается созданная Им Церковь. В которой каждый верующий мог обрести благодать и высший смысл жизни. Почему Прометей и Христос? Да потому что, несмотря на разное отношение к титану и Богочеловеку, первый и Второй связаны особыми эмоционально-смысловыми отношениями. Прометей и Христос - вот тема нашего разговора. |
"Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12: 49)
Введение
Титан Прометей принес людям огонь, дав начало материальным, промышленным технологиям. И понес за это кару от верховного олимпийского бога. Подвиг Прометея имеет тесное отношение к страданию героического божества ради людей.
Христос же низвел на Землю огонь Святого Духа, открыв начало Царству благодати, которое перерастет в вечное Царство Божие. Но ценой этого стали Его добровольные страдания и смерть. Здесь идея страдания Бога за людей реализовалась в полной мере и в подлинном ее смысле.
Но, может быть, образ благородного и гордого титана никак не близок к образу смиренного и возлюбившего грешников Богочеловека?
В данном вопросе каждый увидит свое решение. Ведь людьми совершенно по-разному оцениваются такие качества, как благородство, гордость, мудрость, смиренность, способность к жертвенной любви. Иногда некоторые благородные, гордые люди начинают с этих качеств, стараются творить добро, постепенно вразумляются Богом, и постигают премудрость и обретают смирение. И тогда им открывается Христос и Дух Святой.
И тогда им открывается, что без Сына Божия никто из нас не сможет сделать ничего доброго. Даже в тех случаях, когда нам кажется, что сделано нами нечто доброе, позднее открывается, что доброе зерно нашего дела посеяно и взращено Богочеловеком, незримо и премудро направляющим нас.
1. Прометей
Прометей - персонаж древнегреческой мифологии (задолго до Р.Х.). Он принадлежал к поколению титанов (богов старшего поколения), его отцом был титан Иапет, родной брат Крона, а матерью - вещая Фемида, богиня правосудия и справедливости. По другим версиям матерью Прометея была океанида Климена или океанида Асия. Прометей приходился двоюродным братом Зевсу. Имя Прометей может означать "предвидящий".
Памятник Прометею в городе Днепродзержинске. Фото с интернета
Когда Зевс одолел своего отца Крона, и началась война с остальными титанами, Прометей принял сторону Зевса. По совету Прометея Зевс освободил из подземелья Киклопов, гигантов и сторуких великанов, и те приняли сторону Зевса, причем Киклопы подарили Зевсу стрелы-молнии. С помощью новых союзников и нового оружия Зевс одолел титанов и сбросил их в тартар.
Согласно некоторым мифам, Зевс поручил Прометею возобновить на земле жизнь, выжженную молниями громовержца. Вместе с братом своим Эпиметеем, Прометей вылепил из глины животных и людей. Богиня Афина, сойдя с Олимпа, коснулась копьем каждого создания, и животные и люди ожили.
Генрих Фюгер. Прометей приносит человечеству огонь
Люди оказались жалкими и бессильными, но их судьба не интересовала олимпийских богов. И только Прометей не мог безучастно смотреть на людей, его печалила их судьба. На просьбы титана помочь людям Зевс отвечал отказом. И тогда Прометей решил ослушаться Зевса. Он посетил своего друга бога Гефеста и, улучив момент, выкрал из его кузницы искру божественного огня. Этот огонь Прометей дал людям и научил им пользоваться. И другие благодеяния сделал Прометей для людей (согласно трагедии Эсхила, V век до Р.Х.). Благородный и гордый титан, наверняка зная, что ему угрожает гнев всесильного громовержца, научил людей числам, письму, чтению и ремеслам, научил строить дома, добывать и использовать металлы, показал стороны света, построил первый парусник и многое другое. Прометей спрятал в специальный ящик недуги и несчастья людей.
Некоторое время Зевс ничего не знал о поступке Прометея, но рано или поздно все открылось ему. Гнев его был неописуем. Громовержца разгневало то, что люди стали подобны богам. Состоялся диалог Зевса и Прометея, в котором титан не признал себя виноватым, но заявил, что он исправил несправедливость, допущенную верховным богом, зато теперь люди счастливы и он, Прометей, тоже счастлив. Зевс изрекает издевательские (и в то же время вещие) слова, что раз Прометей помог людям, то пусть теперь люди помогут титану.
Зевс не оставляет Прометея без наказания, но приказывает своим подчиненным Силе и Власти отвести титана в неведомые и далекие скифские земли к вершинам Кавказа и там приковать к скале, что и было исполнено. Но Прометей мужественно терпел муки и не раскаялся и не посчитал себя в чем-либо виноватым. Более того, Прометей заявил вслух, что он знает тайну бесславного падения Зевса, но не раскроет ее громовержцу, пока не будет освобожден.
А тем временем верховный олимпийский бог Зевс посылает Эпиметею в жены прекрасную, но вздорную женщину Пандору, созданную для несчастья людей. Прометей пытался предупредить брата отказаться от такой жены, но Эпиметей, видя судьбу титана, побоялся ослушаться Зевса. И вскоре Пандора узнала о ящике Прометея и из любопытства открыла его. И тогда все недуги и несчастья, родовые муки, старость, пороки и страсти обрушились на людей. Но оттуда же вышла несбыточная мечта, которая давала людям силы жить.
Согласно некоторым мифам, Прометея на Кавказе посетил его сын - смертный человек Девкалион. И титан предупредил его, что Зевс собирается уничтожить человечество потопом, и посоветовал сделать ковчег. На этом ковчеге Девкалион и его жена Пирра спаслись от потопа. От этой супружеской пары восстановилось все человечество.
Долгое время Прометей мучался и страдал, прикованный к скале. И Океаниды и Гермес пытались его уговорить покориться Зевсу и раскрыть тайну будущей судьбы верховного олимпийского бога. Даже сам Зевс призывал гордого титана покориться. Но Прометей упорно отказывался и не раскаивался в содеянном. Тогда Зевс обрушил скалу вместе с опальным титаном в подземное царство, однако и там Прометей упорно молчал в течение веков и не желал покориться. Громовержец придумал новую кару для Прометея. Он поднял наверх скалу с прикованным Прометеем и наслал на него огромного орла, который каждый день прилетал и с утра до заката терзал его печень; кровь из раны стекала по скале, а за ночь рана затягивалась, и печень отрастала заново. Но и это не заставило титана покориться. Тщетно пытались уговорить Прометея пойти на уступку Зевсу и титаны и даже мать его Фемида. И так прошли еще века и века. А люди, хотя и знали о судьбе Прометея, но не могли помочь ему. Наконец Зевс дал понять богам, что готов освободить Прометея в обмен на раскрытие тайны его судьбы.
Питер Пауль Рубенс. Прометей прикованный
Освободил титана герой Геракл - сын Зевса и смертной женщины Алкмены, самый сильный и бесстрашный человек на земле. Так сбылись слова Зевса, что люди помогут титану, как он в свое время помог людям. Геракл застрелил из лука орла и разбил своей палицей оковы Прометея. В это время прилетел Гермес и сообщил, что Геракл не нарушил волю Зевса, но исполнил ее, а титану сообщил, что громовержец примиряется с ним. Верный своему слову Прометей открыл Зевсу тайну его судьбы: верховный олимпийский бог не должен жениться на богине Фетиде, ибо она родит сына, который отнимет у Зевса власть. Прометей, обладающий даром предвидения, дал совет громовержцу выдать Фетиду замуж за смертного человека царя Пелея, и тем самым спас Зевса от потери власти. Вот так заканчивается миф о Прометее. С тех пор Прометей изображается с кольцом (или обрывком разбитой цепи) в руке; в кольцо вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.
Практически никто из исследователей не сомневается, что Прометей - фигура мифическая. Некоторые исследователи считают, что образ Прометея возник в результате героизации культурного героя, что мифы о Прометее были наследием от догреческого населения Эллады, наследием более древним, чем религия олимпийских богов. Прометей имел черты божественного покровителя племени. С приходом олимпийской мифологии титан неизбежно противопоставляется Зевсу, ибо в одной координатной системе не может быть двух создателей человечества и носителей справедливости, но противопоставление это не грубое, не такое, как война Зевса с титанами, а тонкое: Прометей занимает позицию мученика, пострадавшего за людей.
Прометей, несущий огонь
Вызывает некоторое удивление тот факт, что хотя мудрый и благородный титан является благодетелем людей, но неблагодарное человечество практически не создало культа Прометея. По крайней мере, о таком культе нам известно очень мало: не сохранилось храмов в честь Прометея. Это дало основание одному из мифологов и мифотворцев (Л.Мештерхази) выдвинуть версию, что после освобождения Прометей поселился в Греции в Микенах, утратил божественное бессмертие и дожил там остаток своих лет, не совершив ничего выдающегося, и не требуя от людей поклонения себе. Впрочем, по некоторым источникам, в Афинской академии был жертвенник Прометея, и от него начинался ритуальный бег с зажженными факелами. В этом ритуале принимали участие горшечники, чьим покровителем был титан. Однако подобный ритуал был и в честь Афины, и в честь Гефеста. Сюжеты мифа о Прометее получили отражение в искусстве, от античности до наших дней, в греческой вазописи ("Прометей, прикованный к скале", "Прометей, несущий огонь"), на помпейских фресках, на римских светильниках.
Автор настоящей статьи знает человека, который однажды задумал организовать современный культ Прометея, при том важнейшим событием, связанным с божеством, подарившим нам огонь, стало бы считаться укрощение этого огня - завоевание ракетами космоса, а Прометей стал бы небесным покровителем космонавтов. Но этим замыслам не суждено было сбыться, ибо человек тот позже принял христианство.
2. Христос
Иисус Христос - реальное историческое лицо, Человек, в историчности которого многие не сомневались вплоть до середины XIX столетия - времени, когда появилась "мифологическая школа" в богословии. Впрочем, выступления авторов "мифологической школы" вызвали ответную волну апологетических публикаций, доказывавших историчность Христа. И действительно, существует множество христианских и нехристианских источников об Иисусе Христе, такое их количество, что гораздо проще усомниться в существовании многих других исторических персонажей, чем усомниться в историчности Христа. Мы будем излагать историю земной жизни Христа в каноническом русле, потому что признаем Евангелие. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа произошло сверхъестественно, от Святого Духа; Мария добровольно согласилась исполнить Божественную волю. Мнимый отец Христа плотник Иосиф смиренно принял этот факт и был для Иисуса, как родной отец. Рождение Спасителя человечества произошло в самых скромных условиях - в пещере на окраине города Вифлеема, куда пастухи в ненастную погоду загоняли скот, потому что не нашлось места в гостинице. За несколько месяцев до рождества Христова родился его Предтеча - великий пророк Иоанн Креститель, который должен был возвестить людям о скором пришествии Мессии.
В.Л.Боровиковский. Богоматерь с младенцем
Человечество узнало о рождении Христа сначала в лице простых пастухов, которым поведал об этом ангел, и которые пришли поклониться Спасителю, а затем в лице ученых волхвов, которых привела из далекой восточной страны (Персии или Вавилонии) чудесная Вифлеемская звезда, и которые преподнесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, должному пострадать и умереть. Когда на сороковый день после рождения Мария и Иосиф принесли Младенца в Иерусалимский храм и совершили за Него жертву, как того требовал еврейский закон, в тот день Его принял на руки праведный старец Симеон, который от Духа Святого прорек, что Иисус - Спаситель человечества. О том же возвестила и пророчица Анна.
А тем временем еврейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Христа, и боясь потерять свою власть, захотел умертвить Младенца. Иосиф и Мария, по внушению ангела, взяли маленького Иисуса и отправились в Египет. Ирод же, не зная кто Христос, приказал перебить всех вифлеемских младенцев (всего четырнадцать тысяч детей). Святое семейство пребывало в Египте некоторое время до момента смерти Ирода, после чего они вернулись в землю израилеву - в Назарет, где и остались жить.
Младенец Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Нам мало что известно о детских и юношеских годах Иисуса Христа. В иудейской раввинской литературе, в Коране и в предании у арабов мусульман есть указания на то, что уже тогда Иисус был необыкновенный чудотворец, например, Он мог слепить из глины птичек и вдохнуть в них жизнь, и они становились живыми птицами. В Евангелиях описан лишь один эпизод из этого периода жизни Спасителя, когда Он двенадцатилетним отроком вместе с родителями посетил Иерусалим. Мария и Иосиф потеряли Иисуса из вида, а когда через три дня нашли, то Он оказался в Иерусалимском храме, сидел среди учителей закона, внимательно слушал их, задавал им вопросы, и Сам отвечал на их вопросы. Тогда всех поразил необыкновенный разум Его и Его ответы. После этого эпизода Иисус вернулся к родителям и был у них в повиновении, помогая Иосифу в плотницких трудах.
Прошло время, и вот Иоанн Креститель, когда ему исполнилось тридцать лет, по внушению Святого Духа выступил с горячей проповедью: "Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное". Иоанн возвещал о скором пришествии Спасителя, требовал от всех искреннего покаяния и исправления добрыми делами. Исповедавших свои грехи он крестил в реке Иордане, погружая в воду с возложением руки на голову крещаемого. Приходили слушать Иоанна многие из народа, а также фарисеи и саддукеи - вожди еврейского народа, воины и сборщики податей (мытари), ибо уже более четырехсот лет не было у евреев пророка. Но не все признавали свои грехи, не все каялись. Поскольку многие, под впечатлением проповеди Иоанна, думали, что он и есть Христос, то Иоанн объявил, что не он Христос, но Христос идет вслед за ним.
Как раз в это время, когда Иоанн проповедовал, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он пришел из Назарета принять от Иоанна крещение. И вот они встретились: Иоанн и Иисус. И Иоанн прозрел в Иисусе Спасителя и посчитал себя недостойным крестить Его. Но Христос убедил Предтечу, что так нужно им исполнить всякую правду, исполнить Закон Божий и показать пример людям. И тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса, и вот, когда Христос выходил из воды, произошло нечто необыкновенное, то, что позже было названо Богоявлением - вдруг разверзлись над Христом небеса, и Иоанн увидел Духа Святого в виде голубя спускавшегося на Спасителя, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Р.М.Волков. Крещение Господне
После совершенного крещения Христос удалился в пустыню и провел там сорок суток в строгом посте и молитве, не вкушая пищи. Так Он готовился к Своему служению человечеству. Там в пустыне Христа, как человека, искушал дьявол, пытаясь соблазнить Его на грех, но Христос победил искушения от дьявола и показал людям, что Он пришел освободить человечество от власти дьявола, и первый дал этому пример.
И началось общественное служение Иисуса Христа. Где бы Он ни был, Он находил Себе учеников. Ближайшими Его учениками были двенадцать: Петр и Андрей, Иоанн и Иаков Заведеевы, Филипп, Нафанаил, Матфей (Левий), Иаков Алфеев, Фома, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Иуда Искариот (который и предал Его). Христос пошел по городам и селениям земли израильской проповедовать людям благую весть (Евангелие) о том, что Он есть Спаситель человечества, что Он принес людям вечное спасение - Царство Божие, что благодаря Ему будет преодолено трагическое разлучение человека с Богом, возникшее вследствие греха. Свое учение о Царствии Божием Христос часто излагал в притчах, в образах, сравнениях и примерах из повседневной жизни. Он всеми силами и средствами доносил до человеческого сердца истину о Боге, о грехопадении и о спасении души. Сущность Ветхого Закона Спаситель изложил в двух кратких и точных заповедях: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Христос призывал к сердечной молитве и искреннему покаянию во грехах. "Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды Его" - говорил Он. Требования морали Христос поднял до невиданной доселе Евангельской высоты: призывал любить врагов, смирять гордость и тщеславие, обуздывать гнев, прощать ближних и не осуждать их, жить со всеми мирно и дружелюбно, быть милосердным, не делать греха не только словом или делом, но и даже мысленно не грешить. Для подтверждения Своего Божественного статуса Христос творил невиданные чудеса: усмирял бурю, ходил по водам, насыщал тысячи людей несколькими хлебами, исцелял неизлечимых больных, парализованных, прокаженных, слепорожденных, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Слава о чудесных способностях Сына Божия нашла отражение не только в христианской литературе, но даже во враждебных Христу раввинских источниках, а также в Коране и предании мусульман. Первым чудом Спасителя было претворение воды в вино, когда Он посетил брак в Кане Галилейской. И здесь важно два момента: первый - Христос Своим Божественным присутствием освятил брак; второй - Он сотворил чудо по ходатайству Своей Матери, что для нас всех и до сих пор означает силу ходатайства Богородицы перед Сыном. Чуть ли не последним чудом Сына Божия, которое произвело сильнейшее впечатление на народ, было воскрешение Его друга Лазаря, умершего и уже четверо суток лежащего в гробу. По вере в своего Учителя и апостолы творили чудеса именем Иисусовым. Многие из евреев уверовали в Иисуса Христа и толпами ходили за Ним, слушая Его учение. Но множество других, особенно вожди еврейского народа, фарисеи и саддукеи, священники и старейшины, не захотели принять Его Божественное учение, и поверить, что Он и есть Мессия, и, опасаясь потерять власть над народом, стали злейшими Его врагами. Впрочем, не все вожди еврейские были врагами Христу. Один из начальников иудейских фарисей Никодим, а также член синедриона Иосиф Аримафейский стали тайными учениками Христа (тайными, потому что боялись гнева иудеев).
Невозможно в краткой статье описать все чудеса и все учение Иисуса Христа. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов в конце своего Евангелия признает, что "многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг". Необходимо подчеркнуть, что одним из важнейших дел Спасителя было созидание Церкви Христовой на камне веры.
В земных условиях, при отдаленности человека от Бога, человеческой греховности и сильной власти сатаны над людьми невозможно достичь Царствия Божия, не пострадав. Потому недолгой была проповедь Иоанна Крестителя. Подготовив народ к принятию Спасителя, он принял мученическую смерть. Царь Ирод Антипа приказал его обезглавить. Но вот и Сын Божий начал открывать ученикам (апостолам) Своим, что Ему для спасения людей надлежит пострадать от первосвященников и старейшин, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. Это пророчество не сразу было воспринято апостолами. Сначала они, как и большинство еврейского народа, думали, что Мессия будет земным царем, который освободит свой народ и поставит его во главе всех других народов. Страдающий Мессия был не понятен большинству евреев. Однажды, чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Христос показал им Свою Божественную славу. Он призвал ближайших из апостолов на гору Фавор и долго там молился, и пораженные ученики увидели нечто необычное: Христос преобразился - лицо Его просияло, как солнце, одежды стали белыми, как снег, все тело Его и одежды излучали фаворский свет. Рядом со Христом стояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о предстоящем страдании и смерти. Тогда же апостолы услышали голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Так ученики еще раз убедились в Божественном происхождении своего Учителя.
Христос учил, что наступит конец этому миру, земная жизнь человечества окончится, и тогда Сын Божий прийдет во славе Своей, воскресит всех мертвых (тела усопших соединятся с душами их и оживут), и произведет Суд, на котором каждому воздастся по делам его: "Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения". Но перед концом света для людей наступят тяжкие времена, будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, войны, люди начнут погибать от страха. И в тоже время умножатся беззакония: вера ослабеет, не станет любви между людьми, появится много ложных пророков, развращающих людей. Но перед этим Господь даст последний шанс человечеству - Евангелие будет проповедано по всей земле и всем народам. На вопрос учеников: когда это будет, Христос ответил, что время второго пришествия Спасителя известно лишь Отцу Небесному.
Но вот приблизилось время страдания Спасителя, и Христос накануне еврейской пасхи совершил торжественный вход в Иерусалим, показывая всем, что Он есть истинный Царь иудейский и идет на смерть добровольно. Множество народа, собравшегося на праздник, встречало Иисуса Христа с радостью и восклицаниями, ибо многие узнали, что Он воскресил Лазаря четверодневного. Спаситель в эти предпраздничные дни учил народ в храме и исцелял больных. Первосвященники же и книжники уже давно задумали погубить Христа, и искали удобного случая, чтобы схватить Его, но народ постоянно окружал Его и верил Ему.
И вот предстал удобный случай схватить Иисуса не при народе. Один из Его учеников - Иуда Искариот - предал Христа первосвященникам. Христос, зная, что в эту ночь Он будет схвачен, провел последнюю пасхальную вечерю с апостолами. После вкушения пасхи еврейской, Спаситель установил таинство Причащения: под видом хлеба и вина ученики вкусили Тело и Кровь Христовы. Причастив апостолов, Он заповедал им всегда совершать это таинство: "сие творите в Мое воспоминание". Когда вечеря уже близилась к концу, Христос обратился к ученикам: "Дети! Не долго уже быть Мне с вами... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам". Совершенно точно можно сказать, что этой заповедью любви Христос обращается к каждому христианину, и не только к христианину, но к каждому живому человеку. Тогда же, на тайной вечери Спаситель обещал послать от Отца вместо Себя другого Утешителя - Духа Святого, который научит христиан учению Христову и даст силу нести свой крест во имя Христа.
Когда вечеря была окончена, Христос и апостолы пошли в Гефсиманский сад. Здесь Христос смиренно молился Богу Отцу о чаше страданий: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты". Здесь Его и схватили воины и служители, посланные первосвященниками, и приведенные Иудой Искариотом, который знал в каком месте был Иисус. Апостолы попытались заступиться за Учителя. Петр, имея меч, выхватил его и отсек одному слуге ухо, но Христос, желая сохранить жизнь ученикам, запретил им сражаться и, исцелив того слугу, добровольно предал Себя в руки врагов. В эту ночь, когда Иисуса Христа схватили, Его ученики разбежались в страхе, а Петр трижды отрекся от своего Учителя, как было предсказано Христом, после чего он горько плакал.
А дальше был суд у первосвященников, на котором Христос прямо ответил Каиафе, что Он - Сын Божий, что послужило обоснованием для обвинения Его в богохульстве и для вынесения смертного приговора. Здесь над Иисусом издевались, били и оскорбляли. Затем был суд у прокуратора Понтия Пилата, поскольку смертный приговор должен быть утвержден римской властью. Здесь первосвященники хитро поменяли тактику и обвинили Христа в государственной измене. По приказанию Пилата воины жестоко бичевали Господа, а потом, одев на Него багряницу и терновый венец, издевались и били по лицу и по голове. И хотя Пилат объявил о Его невиновности, но народ, незадолго до этого славивший Христа при входе Его в Иерусалим, теперь, по наущению первосвященников и старейшин, требовал распятия Спасителя. И, Пилат, умыв руки, утвердил смертный приговор. Евреи же заявили: "кровь Его на нас и на детях наших".
Иероним Босх. Жестокая толпа
После того, как Иисус Христос был осужден на смерть, воины снова били Его и издевались над Ним. Они заставили Его нести крест свой до места распятия - до Голгофы. Спаситель, жестоко избитый, едва шел и несколько раз падал под тяжестью креста. Вслед за Иисусом шло множество народа, и многие женщины плакали. Когда привели Его на Голгофу, то распяли вместе с двумя разбойниками. Смерть на кресте была самая позорная и мучительная. Но Христос отказался пить напиток, облегчающий страдания, ибо Он принял их добровольно за грехи людей, потому и желал перенести их до конца. Там на кресте Спаситель молился за Своих распинателей: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают". Там Он приобрел Своего последнего ученика: один из распятых разбойников покаялся и попросил Христа помянуть его в Царствии Божием, и Христос обещал ему спасение. Там же Христос поручил заботам любимого ученика Иоанна Свою Мать. А между тем враги Христа продолжали злословить Его и на кресте, искушая Его сойти со креста, чтобы они уверовали в Его Божественное происхождение. Когда Христос был распят, произошли страшные знамения - солнце померкло, и наступила тьма до самой Его смерти; когда же Он умер, то завеса в Иерусалимском храме, закрывавшая святое святых, раздралась надвое, и земля потряслась, и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, явились многим в Иерусалиме. Увидев знамения, римский сотник Лонгин и некоторые из его воинов, испугавшись, сами поверили в Сына Божия.
К.П.Брюллов. Распятие
Иисус Христос, измученный издевательствами и жестоким бичеванием, умер на кресте раньше двух разбойников. Один из воинов, чтобы не осталось сомнения в смерти Христа, пронзил ему грудь копьем, и из раны вытекли кровь и вода. Копье пробило сердце Иисуса, кровь пошла из сердца, а жидкость вытекла из легких или из сердечной сумки. Тело Христа было выдано для погребения Иосифу Аримафейскому; они вместе с Никодимом обмазали тело благовониями, завернули в плащаницу по иудейскому обычаю и положили в новом гробе (пещере), который Иосиф Аримафейский высек в скале для себя. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Это был вечер пятницы.
На следующий день первосвященники и фарисеи, с разрешения Пилата, осмотрели гроб Христа, опечатали его и приставили к нему стражу, потому что вспомнили обещание Иисуса воскреснуть на третий день. Иудейские начальники боялись обмана со стороны учеников Христа, которые, по их мнению, могли выкрасть тело и объявить о воскресении Мессии. Но апостолы были полностью подавлены и не в состоянии на какие-либо решительные действия. Напуганные, они прятались по домам. Для них со смертью Христа умерла и надежда на Царство Божие...
Но то, что произошло далее, стало неожиданностью для всех. На третий день после распятия (по нашему календарю - в воскресенье) произошло одно из величайших чудес, которое имеет огромное значение для человечества, и которое подкрепляет надежду на Всеобщее наше Воскресение из мертвых - Иисус Христос воскрес. Он воскрес первым из людей, воскрес силой Своего Божества, воскрес в преображенном теле. И значит, мы имеем основание верить, что и нас Он воскресит из мертвых в последний день. Воскресение Христово сопровождалось знамением и явлением ангела, отвалившего камень от гроба; перепуганные стражники омертвели от страха, а потом разбежались. Первыми пустой гроб обнаружили жены мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, которые рано утром в воскресный день пришли помазать Господа благовонным миром. Ангелы поведали изумленным женщинам, что Иисус воскрес, и напомнили им это обещание Спасителя; а затем направили их оповестить апостолов. Со страхом и радостью женщины побежали оповещать учеников. Но ученики не поверили женщинам, только Петр и Иоанн побежали ко гробу, узнав раньше остальных от Марии Магдалины об исчезновении тела Иисуса. Найдя пустой гроб, лежащие пелены (плащаницу) и плат (повязку) для головы, Петр удивился происшедшему, Иоанн же уверовал в воскресение. Вскоре воскресший Иисус Христос явился Марии Магдалине, когда она плакала у пустого гроба, Марии Магдалине и Марии Иаковлеве, когда они шли от гроба, и Петру. По Преданию Церкви, Христос в первую очередь через ангела оповестил о воскресении Свою Мать.
Первосвященники и старейшины, узнав от стражи о всем происшедшем при гробе Христа, посовещались и решили скрыть все от народа. Они подкупили стражу и уговорили воинов пойти на ложь - сказать, что ученики украли тело Иисуса, когда стража спала; пообещав также похлопотать перед Пилатом и избавить воинов от наказания за нерадивое несение службы. И действительно, воинов не наказали. А слух о выкраденном теле до сих пор вращается среди евреев.
Воскресший Христос еще сорок дней являлся Своим ученикам и объяснял им пророчества о Себе и беседовал с ними о Царствии Божием: в первый день Клеопе и Луке, когда они шли из Иерусалима в Эммаус; тогда же остальным из двенадцати апостолов, кроме Фомы; через неделю - Фоме, которому позволил вложить пальцы в Свои раны; еще позже апостолам, ловившим рыбу на Генисаретском озере; затем более, чем пятистам ученикам в Галилее; потом Иакову. Тогда же Христос простил Петра за его отречение от Господа и восстановил его в апостольском служении. Воскресший Спаситель повелел ученикам исполнять их миссию: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".
К.П.Брюллов. Христос воскресший
Через сорок дней после Своего воскресения Иисус Христос, благословив учеников, вознесся к Отцу Небесному. А еще через десять дней произошло значительное событие - на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков и дал им знание и силы для проповеди учения Христова всем народам. И апостолы, укрепляемые верою в воскресшего Христа и силою Святого Духа, не боясь трудностей, мучений и самой смерти, проповедовали слово Божие. День схождения Святого Духа считается днем рождения Церкви, когда Царство Божие начало созидаться на земле.
Кратко поведав о земной жизни Иисуса Христа, мы должны изложить и некоторые догматы Церкви Христовой. В этих догматах сформулированы основные положения христианской веры, результаты осмысления соборным разумом Церкви Священного Писания и Предания, священной истории, а также отграничено учение Церкви от ложных учений. Согласно учению Церкви, Иисус Христос - Богочеловек, Сын Человеческий и Сын Божий, сочетающий в Себе человеческую и Божественную природу, имеющий человеческую и Божественную волю, притом Его воля человеческая сознательно покорна воле Божественной. Как Сын Божий, Он - второе Лицо Пресвятой Троицы, рожден от Бога Отца (первого Лица Троицы) до начала времен, и единосущен Отцу. По человечеству Он рожден от Пресвятой Девы Марии в определенный момент истории. Его рождение - это Боговоплощение под действием Святого Духа (третьего Лица Троицы), истинное соединение человеческой и Божественной природы. Христос является Спасителем человечества, победителем греха, смерти и дьявола, Посредником между Богом и человеком, устранившим в Себе разлучение человека с Богом. Претерпев страдания, смерть и воскреснув в преображенном теле, Христос исцелил поврежденную грехом человеческую природу, стал первым человеком, проложившим путь к бессмертию и обожению, стал живым примером для всех нас. Все человечество получит бессмертные тела при втором пришествии Спасителя. Своим вознесением к Отцу Иисус Христос соединил земное с небесным, прославил человеческое естество, открыл двери Царства Божия для всех верующих в Него. И каждый человек наследует Царство Божие, если уверует во Христа и будет исполнять Его заповеди. Христос спасает не только живых, но Он вывел из ада всех усопших ранее праведников. Христос - Основатель и Глава Церкви, Церковь же - духовное тело Христово, совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных верою и любовью Христовой, священноначалием (преемственным от апостолов) и святыми таинствами. Церковь хранит учение Христово; верующим в Церкви подается благодать Святого Духа.
3. Прометей и Христос
Теперь, читатель, когда мы освежили память и перед нашим взором прошли две истории - история мифического божества Прометея и история истинного Божества Иисуса Христа, когда мы привели интерпретации этих историй, нам предстоит выяснить: имеются ли какие эмоционально-смысловые соотношения между Прометеем и Христом, между мифом и историей, между язычеством и христианством? При этом мы не должны забывать, что хотя история Прометея очень давняя и относится только к греческой мифологии, и культ Прометея ныне отсутствует, все же античная культура оказала сильное влияние на развитие европейских народов. И потому значение образа Прометея для человечества нельзя недооценивать.
Начнем по порядку и проведем сначала схематическое сопоставление.
Титан Прометей - один из множества языческих богов греческого пантеона. Иисус Христос - Богочеловек, Сын Человеческий и Сын Божий, по Божеству Он второе Лицо единого Божества Пресвятой Троицы.
Рождение Прометея - это "обычное" рождение бога от богов. Рождество Христа - это Боговоплощение, соединение человеческой и Божественной природы.
Прометей был мудр и предвидящий будущее. Христос - всеведущий, прозревающий настоящее, прошлое и будущее, Ипостасная Премудрость Божия.
Прометей был включен в отношения богов греческого пантеона, имел над собой верховного бога Зевса. Христос, как истинный Бог, не имел никого над Собой, но как Сын послушен воле Бога Отца.
Прометей вылепил из глины животных и людей с разрешения Зевса; богиня Афина оживила каждую вылепленную тварь. Сын Божий создал материальный и духовный мир, живые твари и людей; через Сына и Духа Святого творил мир Бог Отец.
Прометей спрятал несчастья человечества в ящик, но Пандора открыла его и выпустила зло на людей. Бог запретил вкушать плоды от древа познания добра и зла, но Ева послушала совета змия и ела и дала есть Адаму, и тем самым прародители навлекли беду на людей.
Олимпийского Зевса заботы и потребности человечества не интересовали; они интересовали только Прометея. Бог Отец любит человечество и через Сына сохраняет и пестует его Своим Божественным промыслом, и через Духа Святого изливает на людей Божественную благодать.
Благодаря титану Девкалион и Пирра в ковчеге спаслись от потопа, насланного Зевсом. По повелению Бога Отца Ной и его семья спаслись в ковчеге от потопа, насланного на землю за развращение людей.
Чтобы послужить человечеству, Прометей восстал против воли верховного бога; Прометей - богоборец. Христос же исполнил волю Отца; Спаситель восстал против власти дьявола над людьми.
Прометей принес людям материальные блага, подарил огонь и научил их ремеслам. Христос принес человечеству блага небесные, дал свет Евангелия, победу над грехом, смертью и дьяволом.
Гнев Зевса был вызван тем, что люди стали как боги, благодаря Прометею; здесь проявляется мотив зависти языческих богов. Ярость дьявола вызвана тем, что Христос открыл человечеству путь к спасению и обожению, в Царство Божие; дьявол изначала завидовал человечеству.
Прометей понес наказание от Зевса, он был прикован к скале, но гордо отказывался подчиниться верховному богу, зная тайну его падения. Христос на предвечном совете Пресвятой Троицы дал согласие на добровольную смерть; Он был жестоко избит и распят, но смиренно выполнял волю Отца.
Прикованный к скале Прометей был сброшен Зевсом в подземное царство, но не подчинился верховному богу. Христос после смерти душею сошел в ад и освободил праведников.
В конечном итоге Прометей был освобожден человеком по воле Зевса; на этом заканчивается повесть о Прометее. Христос умер на кресте за людей по воле Отца, но затем Он победил смерть и воскрес и вознесся к Отцу; на этом заканчивается земная история Иисуса Христа.
Культ Прометея в настоящее время отсутствует, известны лишь отрывочные сведения о существовании этого культа в античности. Церковь Христова жива; Христос и Дух Святой всегда пребывают с верующими.
Проведенное нами схематическое сопоставление более выпукло демонстрирует сходства и отличия в образах Прометея и Христа, но еще не устанавливает смысловых связей. А ведь именно этот вопрос интересует нас более всего. Прометей и Христос - один и Другой пострадали; один прикованный к скале с растерзанной печенью, Другой страждущий на кресте с пробитыми руками и ногами. Этим титан и Богочеловек впечатляют человеческий ум и воздействуют на человеческое сердце, это заставляет нас искать смысловые соотношения между титаном и Богочеловеком.
Сальвадор Дали. Корпус гиперкубус
А теперь мы сможем достигнуть цели нашего исследования, если выскажем некое исходное положение о соотношении между мифом и историей. Это положение заключается в том, что в мифе может содержаться искаженный пересказ древнего предания, усвоенного человечеством еще от Адама и Ноя. Содержание этого предания нам известно из Библии, в которой Моисей записал откровение, данное ему Творцом в гораздо более позднее время, чем описываемые события. Применительно к нашему исследованию это означает, что в мифе о Прометее, кроме предполагаемой некоторыми исследователями героизации культурного героя или вместо этой героизации, содержится искаженный пересказ о Боге Творце, Промыслителе и Спасителе. Это тем более вероятно, что миф о Прометее древнее, чем религия олимпийских богов во главе с Зевсом. Поэтому Прометей лепит из глины животных и людей подобно тому, как это сделал Бог Творец, повелев земле и воде извести животных и вылепив из праха Адама и вдохнув в его душу. Прометей - благодетель человечества подобно тому, как Бог Промыслитель заботится о людях и о каждой твари. Зависть дьявола о том, что людям уготовано Царство Божие, в искаженном виде отражается в мотиве зависти богов в греческой мифологии. Предание о том, как Ева вкусила от запретного древа и дала есть Адаму, нашло отражение в мифе о ящике Пандоры. Предание о Всемирном потопе мало исказилось и нашло соответствующее отражение в мифе о Прометее, Девкалионе и Пирре.
Если мы продолжим наши рассуждения, то прийдем к следующему: в образе Прометея могло найти отражение предание о Боге Спасителе. Ибо еще Адаму и Еве Творец дал надежду на то, что явится Спаситель, который победит дьявола - семя жены сотрет главу древнему змию. Догреческое и греческое население древней Эллады могло интуитивно прозревать значение такого Божия обетования, и потому в его среде был популярен образ Прометея, который дал человечеству огонь и ремесла и тем спас его от прозябания. Языческая мысль без Божия откровения, конечно, не могла подняться до уровня библейских истин, потому титан Прометей приносит людям земные блага, а не победу над дьяволом. Однако, уже в таком виде Прометей предвосхищает в себе идею Спасителя. С приходом греков в Элладу начинает доминировать религия олимпийских богов, и титан неизбежно включается в отношения богов греческого пантеона и даже становится в некоторую оппозицию Зевсу, потому что не могло быть двух творцов мира, двух покровителей народа. В религии олимпийских богов роль Прометея неизбежно понизилась, титан творил людей с разрешения Зевса, а жизнь им дарила олимпийская богиня Афина. Но в этой смысловой системе Прометей неожиданно нашел свою новую роль: он становится страдающим спасителем человечества. Почему так случилось, никто не знает. Ясно, что Зевсу, как верховному сильному богу, а другого бога язычество и не могло себе представить, не к лицу роль страдающего спасителя. Думается, что в установлении страдающей роли титана в мифологии можно усмотреть особенный Божий промысел. Автор осмеливается сказать, что мифический Прометей играет функцию языческого прообраза Христа. Другим таким языческим предтечей Христа стал древнегреческий мудрец Сократ (см. работу автора "Сократ и Христос").
Итак, мы высказываем такое предположение: Прометей догреческой и греческой мифологии является прообразом Христа для язычников. Иудеям Бог дал прообразы Христа в Ветхом Завете, но язычникам эти прообразы были неведомы. Поэтому милосердный Господь дарит язычникам особый прообраз Спасителя в лице титана Прометея. Да, этот прообраз несовершенный: Прометей - гордый титан, а Христос смиренен. Но иной прообраз, по всей видимости, и не могла вместить языческая мысль. Прообраз апеллирует не сколько к рассудку, сколько к сострадательному сердцу человека. Сердце человека будет сопереживать страдающему богу, который принес человечеству огонь. Этот огонь - прообраз Евангельского света истины, света, который освещает путь в Царство Божие. Этот огонь - символический предшественник Благодатного Огня, который сходит на Гроб Господень накануне Пасхи. Этот огонь - прообраз огня, который низвел на Землю Иисус, огня Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков. И того огня, который в конце истории сожжет греховную землю, очистит ее и подготовит к преображению в новый мир.
Такова, по всей видимости, смысловая связь между Прометеем и Христом. Тот же Божий промысел, который наделяет Прометея функцией страдающего спасителя, в дальнейшем умаляет или уничтожает культ титана. Когда Прометей уже сыграл роль прообраза Христа, его культ становится ненужным для осознания величия подвига Христа и созидания Церкви Христовой.
Заключение
На этом мы заканчиваем наш труд о титане Прометее и о Сыне Божием Иисусе Христе. Хочется надеяться, что этот труд был не напрасен. Главный итог работы - более или менее обоснованное предположение о том, что Прометей сыграл роль языческого прообраза Христа. Эту роль титана в свое время Советская власть не увидела. Думается, что и сейчас героический образ Прометея подготавливает некоторые души человеческие к принятию Христа. Если только гордое ослепление человека не запретит ему принять возвышенный, но смиренный образ Распятого. Того, Кто всемогущ, но Кто настолько любит Отца и любит нас, что смирил Себя и ждет нашего смирения перед волей Отца. Неисповедимы пути Господни, и потому мы не можем точно знать как Промыслитель откроет нам Себя, когда и как нас призовет следовать за Ним. Как говорил один умнейших святых отцов, преподобный Иоанн Дамаскин: "Следует иметь в виду, что много путей Божественного промышления, и их нельзя ни выразить в слове, ни постигнуть умом".
Литература
1. Библия Ветхого и Нового Заветов.
http://biblia.org.ua/index.html
или
http://dearfriend.narod.ru/books.html
2. Закон Божий для семьи и школы. Составил протоиерей Серафим Слободской. Изд-е 4-ое, 1987.
3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книги 18, 20
http://www.krotov.info/acts/01/joseph/drevn01.html
4. Историчность Иисуса Христа. Архиепископ Михаил. Из книги "Введение в основное богословие"
http://orthodox.etel.ru/2003/15/history.shtml
5. Майкл Грегорн. Ранние свидетельства об Иисусе из нехристианских источников
http://www.crimea.com/~creation/text/176.htm
6. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1989. - 336 с.
7. Александр Мень. Исторический Иисус
http://www.krotov.info/library/bible/comm2/ist_iis.html
8. Иисус в раввинской литературе
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Derevensky5.html
или
http://www.nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=0/03/4/05
9. Талмуд об Иисусе. Талмуд о Мессии (Лекция 21) Автор: Йосеф Шулям
http://cis.jewsforjesus.org/forum/viewtopic.php?t=148&view=next
или
http://mashiach.bashnet.ru/index.php?dlcategory=1
10. Коран. пер. с араб. Акад. Ю.И.Крачковского. Предисл. к изд. 1986 г. П.Грязневича; предисл. к изд. 1963 г. В.Беляева, П.Грязневича. - М.: Издательско-полиграфическая фирма "АНС-Принт" Ассоциации "Новый стиль", 1990. - 512 с.
11. Абд-эль-Фади "Личность Христа в Евангелии и в Коране"
http://eresitora.narod.ru/koran.htm
12. Иисус в мусульманской традиции
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Derevensky6.html
или
http://www.nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=0/03/4/06
13. Мифы Древней Греции. Составитель И.С.Яворская. Киев: изд-во "Муза", 1993. - 351 с.
14. Грейвс Р. Мифы древней Греции. Издательство "Прогресс", 1992.
15. Е.М.Мелетинский. Предки Прометея (культурный герой в мифе и эпосе). http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky15.htm
16. Греческая мифология. Прометей. http://www.ancientrome.ru/religia/greece/person/prometheus.htm
17. Н.Кун. Легенды и мифы древней Греции. Прометей.
http://ellada.spb.ru/?p=3010203
18. Лайош Мештерхази. Загадка Прометея.
http://www.lib.ru/INPROZ/MESHTERHAZI/prometej.txt
P.S.Когда автор уже закончил эту статью, ему на глаза попался один интересный обзорный материал, в котором есть сведения о попытках сопоставления образов Прометея и Христа, предпринятых в Средние века и в Новое время. Приведем выдержки из него:
ФЭБ: Прометей// Литературная энциклопедия. Т. 9 - 1935 (текст)
"... Образ Прометея в средневековой лит-ре получил истолкование как образ предшественника Христа. Так, один из отцов церкви Тертуллиан [примечание Ск.В.Ю.: Тертуллиана правильнее называть апологетом, поскольку он не является св.отцом] говорит о Прометее как кавказском распятии и дважды повторяет, говоря о Христе, - "вот доподлинный Прометей". Прометей как предшественник Христа, как искупитель истолковывался и в испанской религиозной драме XVII в.
... Эдуард Кине в своей драме "Прометей" (Promйthйe, 1838) превратил Прометея в заурядного предтечу Христа, к-рого архангелы Михаил и Гавриил вводят в лоно христианской церкви".
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3141.htm
P.S. P.S. И еще в одной публикации встречается мысль, что Прометей - греческий прообраз Христа:
Фролов Игорь Александрович. Откровение Мандельштама:
"Миф о Прометее уже есть предтеча новозаветных событий, а сам Прометей как жертвующий собой ради людей является греческим прообразом Христа".
http://artofwar.ru/f/frolow_i_a/text_0101.shtml
Автор хочет заверить читателя, что к решению проблемы существования эмоционально-смысловых связей между титаном Прометеем и Богочеловеком Иисусом Христом он пришел самостоятельно и совершенно независимо от указанных публикаций.
P.S. P.S. P.S. Вот несколько фоток памятника Прометею в Днепродзержинске и кратко об истории памятника:
Фото с интернета
"Из свалки истории в Днепродзержинск вернулась знаменитая скульптура, которую удалось реставрировать благодаря технологии... ремонту автомобилей.
Тяжело найти населенный пункт, где бы скульптура стала настолько органическим его символом, как знаменитый 'Прометей раскован' в Днепродзержинске. Установленная еще в 1922 году, она продержалась вплоть до 2000-го. И прижилась настолько, что дала второе название Днепродзержинску - "город Прометея".
История создания памятника чрезвычайно интересна. В городе, который до 1936 года назывался Каменское, происходили бурные революционные события. Они и родили идею создания памятника, который стал бы символом неповиновения царю, стремления к свободе и величию профессии металлурга. Воплотил ее в жизнь архитектор Алексей Сокол, ученик Репина и Серова, который тогда работал в Каменском на металлургическом заводе. Вместе с Соколом за дело взялся литейщик Сергей Гречнев. В стране еще бурлила гражданская война, завод стоял. Поэтому качественного чугуна для Прометея не нашлось. А тот, из которого отлили памятник, был, за терминологией металлургов, грязным, с разными примесями. Уже готова скульптура еще два года пролежала на заводе. И только 7 ноября 1922-го памятника был установлен на Новобазарной площади над братской могилой большевиков-каменчан. Во время Великой Отечественной войны скульптуру сбросили из постамента и отправили на переплавку как металлолом. Однако завод в те годы так и не заработал. Поэтому скульптура чудом уцелела. А после войны Прометея повернули на старое место, но уже 'раненого', - при падении из постамента чугун в одном месте треснул, поэтому повреждение пришлось заваривать...
Фото с интернета
В 2000 году Днепродзержинск торжественно отмечал свое 250-летия. Тогда же чиновники обратили внимание и на памятник Прометею. Специальная комиссия признала его аварийным. И старика отвезли к Музею истории города, где он пролежал целые девять лет. Вместо этого на кардинально обновленной прежней Новобазарной площади появился второй Прометей...
Фото с интернета
С тех пор судьба легендарной скульптуры не оставляла в покое директора Музея истории города Наталию Буланову. Дело тронулось с места, когда за нее взялся известный днепродзержинский скульптор, заслуженный художник Украины Гарник Хачатрян. Интересно, что для реставрации он использовал современную технологию... ремонту автомобилей - отскребал чугунное 'тело' от ржавчины и грязи, а в некоторых местах искусно приварил металлические детали, изготовил новый факел вместо затерянного прежнего, покрыл поверхность Прометея защитным слоем и краской.
Обновленный раритет установили возле Музея истории города. Это теперь многие считают символическим событием - мол, именно с этим Прометеем Днепродзержинск пережил много несогласия, и именно он станет своеобразным ангелом-хранителем города".
http://moloda.odessa.ua/?p=101
Фото с интернета
Ниже приведено фото первого варианта памятника.
Фото с интернета
Похоже, что неудачный выбран был ракурс съемки...
Июнь 2007 - ноябрь 2011 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"