Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Философский путеводитель христианина. Смысл-Смысл жизни-Потеря смысла

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей главе рассмотрены понятия смысла (значения), смысла жизни человека и жизни неразумных существ, потери человеком смысла жизни

СМЫСЛ (ЗНАЧЕНИЕ)-СМЫСЛ ЖИЗНИ-ПОТЕРЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

1 Смысл, значение - содержание некоторого выражения, предложения, слова, знака некоторого языка, функция некоторой вещи, некоторого процесса в деятельности человека или общества, роль некоторого живого существа в жизни человека или общества, активная роль человека в отношении Бога. В связи с тем, что человек всегда участвует во взаимоотношениях с Богом, то жизнь человека имеет особый смысл. Смысл, значение исследуются в таких науках, как: языкознание, логика, семиотика. В языкознании под смыслом, значением (лексическим) понимают содержание слова. Характерной особенностью слов является, как правило, наличие у них различных значений, изменчивость их смыслового содержания. Поэтому смысл (значение) слов сильно зависит от контекста и ситуации, в которой употребляются слова. В логике и семиотике под смыслом, значением языкового выражения понимают то множество вещей, процессов, которое обозначает это языковое выражение, а также содержание языкового выражения - информацию, благодаря которой можно отнести языковое выражение к данному множеству вещей, процессов. Можно сказать, что смысл, значение чего-либо - это совокупность важнейших информационных связей рассматриваемого "чего-либо" с остальным миром.

Логика, как раздел философии, посвященный закономерностям познания истины и формам мышления, первая начинает исследовать философский смысл вещей, процессов, предложений, выражений, жизни неразумных существ и жизни человека. Языкознание (языковедение, лингвистика), как наука о языке, об общих законах существования и исторического развития человеческого языка, фокусируется на исследовании смысла слов. Семиотика - относительно новая наука, сложный и неоднозначный комплекс научных концепций, исследующих свойства знаковых систем, в которых каждому знаку придается некоторый смысл, значение (примеры знаковых систем: разговорные языки; предложения научных теорий; искусственные языки; различные системы сигнализации; алгоритмы-программы для автоматов; сложные системы управления, рассматриваемые с точки зрения кибернетики; живые организмы; общество).

2 Смысл жизни человека

Жизнь человека имеет богатый смысл. У человека всегда и в любых обстоятельствах есть смысл жизни, потому что человек несет в себе образ Божий, и всегда находится в активных отношениях с Богом, даже, когда отрицает или игнорирует Его. Жизнь человека всегда есть деятельность по отношению к Богу.

Смысл жизни человека в спасении и обожении, в соединении с Богом, в стяжании Духа Святого - все это выражения одного и того же смысла. Для этого необходимо в земной жизни, прилагая труды к трудам, восходить от силы в силу ради достижения полного возраста Христова, ведь цель земной жизни - подготовиться к Жизни Вечной, творя добрые дела по воле Божией. И тогда духовная радость, ныне кратковременная, явится во всей полноте своей, никогда не оканчиваясь - в Будущей Жизни. Ибо благо человека заключается в блаженстве в Боге.

Началом же соединения с Богом является вера в Него, а дела веры - любовь, мирная жизнь с ближними и мир в душе, долготерпение, милость, смирение, несение своего креста - это проявления истинной веры. На пути к соединению с Богом смысл жизни наполняется надеждой и постоянным поиском Царствия Божия, ибо все остальное - земное - приложится благодаря Божию промыслу. При этом нужно трудиться духовно и физически, учиться радоваться жизни, терпеть скорби, и готовиться ко встрече со Христом, и спешить вперед, не задерживаться на достигнутом, тренируя и тело и душу, избегая праздности и уныния (отгонять уныние молитвой, делами милосердия, размышлением об истинах веры, участием в таинствах Церкви, беседой с богатыми христианским духом людьми), сохраняя бодрость духа, радуясь в Духе Святом. Нужно стараться любить ближних, даже врагов, даже самых человеконенавистников и христоборцев - жалеть, сокрушаясь сердцем, ибо это проявление любви к ним. Нужно понуждать себя исполнять волю Божию, даже если одолевает лень, равнодушие и нежелание следовать узким путем заповедей Христовых. Так должны в христианине жить вера, надежда и любовь.

Все добродетели христианские - это средства стяжания благодати Духа Божия, Духа Святого, но не самоцель. Творить добрые дела нужно не ради себя, не ради своего тщеславия или гордости, но ради Христа. И только тогда обретается благодать Божия.

Смысл жизни в творчестве, прежде всего в творении своей личности по заповедям Божиим, а также в сотворчестве Богу в окружающем мире, в постоянной реализации и развитии талантов, полученных от Бога, сохраняя смирение, избегая гордости и тщеславия. Творя свою личность по воле Божией, человек высшим смыслом должен видеть стяжание любви, которая превыше всех талантов и всех знаний (ибо в любви - все). Человек должен постоянно разогревать свое сердце для любви к Богу и ближним, чтобы от Святого Духа вспыхнуло в человеке пламя чистой любви Христовой.

Жизнь человека - процесс многогранный и имеет свои этапы. Поэтому, наряду с высшим смыслом жизни, у каждого человека на данном этапе есть свой индивидуальный смысл. В каждом конкретном случае на том или ином этапе жизни могут доминировать по своему значению те или иные пути постижения смысла: получение образования, рождение и воспитание детей, служебный рост, творческие достижения, помощь ближнему и пр.

Человек живет в обществе, среди людей того или иного культурно-исторического типа, той или иной цивилизации, и потому, с точки зрения взаимодействия человека с обществом, смысл его жизни в освоении культурного наследия своего общества и внесения личного вклада в эту культуру. Притом, смысл жизни христианина - нести в общество учение Христа и своим личным примером показывать Христа, будь это цивилизация православная или неправославная, или секуляризованная. Будь это Север или Юг, Восток или Запад.

В аспекте всего человечества смысл жизни рода людского состоит в познании и прославлении Творца, радости единения с Ним и жизни в Нем. Человечество находит для себя осмысление как венец создания и разумно- свободное и совершеннейшее орудие славы Божией, славы - которая нужна не Творцу, но самой же твари, прежде всего - ангелам и людям. Человечество находит для себя осмысление как посредник между Творцом и неразумной тварью, ибо люди должны быть: как пророки, возвещающие среди твари (и в твари) словом и делом волю Божию; как первосвященники, возносящие от лица всей твари жертвы хвалы и благодарения Богу и низводящие Божии благословения на тварь; как цари, сосредоточивающие цели бытия всякой твари, соединяющие через себя все творение с Творцом, содержа все творение в стройном порядке и союзе.

Как возможно соединение всего творения с Творцом через род человеческий? А вот как: человечество должно научиться такой любви, чтобы преодолеть духовно-телесное разделение двух полов, преобразить грехом поврежденный "эрос" единением в христианском браке мужчины и женщины; должно самые благодатные места земные распространить на всю землю, преобразив безжизненные пустыни и антропогенные территории в цветущие долины, леса и поля, расширить "земной рай" на всю землю, и освоить космическое пространство; род людской должен достигнуть духовного единения с ангелами, усвоив их разумение и познание; человечество должно получить от Бога (по благодати) все, чем Бог обладает (по природе), и тем самым завершить обожение человеческого рода и всей сотворенной вселенной. Начало этому великому пути к великой цели и высшему смыслу каждый христианин основывает в своем сердце и своем уме, а полнота реализации этого наступит в Будущей Жизни, после второго пришествия Христа.

Но, в силу греховной поврежденности, человек ограничен в способности постигнуть смысл своей жизни, вплоть до такого состояния, когда он или не задумывается над смыслом своей жизни, или отрицает наличие такового смысла. Другие же ошибочно полагали и продолжают полагать, что смысл жизни человека в некоем счастье, субъективном состоянии и неопределенном понятии, которое пытаются наполнить конкретным содержанием. Но смысл жизни человека, его истинное благо не в счастье, а в блаженстве в Боге, в благобытии - духовной радости единения со Христом.

Верующий человек, но не христианин, находит смысл жизни в ценностях своей религии, своего религиозно-философского учения. Неверующий человек, но включенный в некоторую идеологию, также находит смысл жизни в ценностях своей идеологии. Богом попускается как существование нехристианских религий и религиозно-философских учений, существование различных идеологий, так и возможность "обретения" в них смысла.

Путь Христов крайне труден, труд христианина крайне напряжен, и человек может терпеть частые поражения за поражениями. Пусть даже земная жизнь человека подходит к концу, и ничего не сделано положительного, и не достигнуты поставленные цели, даже тогда в жизни есть важнейший смысл - покаяние в грехах и надежда на Божие милосердие, что является залогом спасения. Даже тогда человек не теряет шанс узреть Божий Лик и быть не вдали от Бога. Потому у жизни есть смысл, даже если человек тяжко или смертельно болен, лишен пожизненно свободы или возможности полноценного передвижения, общения и пр., даже когда человек в полном одиночестве, утратил дорогих и близких ему людей, покинул родину, глубоко скорбит и т.п.

3 Потеря смысла жизни

Потеря смысла жизни человеком ставит его на грань бытия и небытия, ибо в этом случае человек как бы прекращает свою деятельность в отношении Бога, как бы замораживает отношения с Ним - Источником бытия и жизни.

Особенно актуальной и острой проблема обретения или утраты смысла жизни для многих людей становится в "смутные времена", во "времена перемен", когда рушатся старые общественные идеалы, старый миропорядок, или у конкретного человека в период его личностного кризиса. В современной психотерапии сформулировано понятие "ноогенного невроза", такого страдания души, которое соответствует состоянию утраты человеком смысла жизни, вкуса к жизни, интереса к жизни, погружению в "экзистенциальный вакуум", развитию болезненного состояния апатии, депрессии. В наиболее трагичных случаях такие состояния ведут человека к суициду.

Поскольку человек очень слаб в своей способности постигать смысл жизни, то он весьма часто не только не распознает высший смысл жизни, но и не вполне понимает значение текущего этапа своей жизни. Человек проживает время своей жизни, а "смыслы" в его жизни рождаются, трансформируются и исчезают. На эти изменения "смыслов" влияют обстоятельства, состояние здоровья, семейное или служебное положение, возраст и пр. Иногда человеку удается интегрировать эти преходящие смыслы в некий "личностный смысл жизни" - как бы стержень его самосознания и деятельности, жизненное кредо. Но бывает, как уже отмечалось, что этот смысл рушится, утрачивается.

Почему же это происходит, причем происходит чаще во времена общественной нестабильности при разрушении устоявшихся общественных ценностей и идеалов, или в периоды личностного кризиса?

К проблеме утраты смысла жизни нужно подходить, основываясь на факте духовно-телесной природы человека. Со стороны духовной: потеря смысла жизни происходит при острой неудовлетворенности тех потребностей человека, которые лежали в основе ложно понимаемого им смысла жизни, или преходящих, изменчивых "смыслов", причем на фоне того, что человек не удовлетворил истинным своим потребностям - общению с Богом, любви к Богу и к ближнему, совершению добредетелей (сам не осознавая даже такой фундаментальной неудовлетворенности). Например, некий человек мог быть не удовлетворенным своим служебным статусом и творческими достижениями (притом сильно страдало его неудовлетворенное тщеславие, его гордость), и вследствие этого лишился смысла жизни; а глубинного, фундаментального смысла, основанного на общении с Богом, у него не оказалось, и он погрузился в "экзистенциальный вакуум", ощутил пустоту жизни, ее бессмысленность. Или другой человек не смог жениться на красавице или выиграть гонки, и сразу после этого утратил вкус жизни, погрузился в апатию или депрессию. Третий человек всю жизнь создавал некое детище (это может быть оригинальное направление в науке или культуре, а может быть организация семейного бизнеса, предполагающего большую и дружную семью, включающую несколько поколений), и под конец жизни обнаружил бессмысленность своего напряженного труда, ненужность его родным и близким, отсутствие понимания, любви - осознал тщету своей жизни. Четвертый человек перестал испытывать эйфорическое ощущение счастья, жизнь стала ему казаться серой и скучной, и приносящей лишь печали. И т.п. Со стороны телесной: потеря смысла жизни происходит при болезнях, сопровождаемых психосоматическими расстройствами, выражающимися в апатии, депрессии и пр. Здесь толчком могли послужить душевные переживания или сработать эндогенные (на уровне нейрофизиологии) причины, особенно, если человек имеет наследственную склонность к подобным психосоматическим расстройствам.

Во времена общественной нестабильности (при разрушении устоявшихся общественных ценностей и идеалов) человек теряет многие привычные опоры в жизни, как на уровне материального благосостояния, быта, так и на уровне психологического климата в коллективе и в обществе. Все вместе это увеличивает уязвимость человека. В периоды личностного кризиса, когда человек переоценивает свои жизненные ценности, пересматривает свою жизнь, также растет уязвимость человека, поскольку им самим ставятся под сомнение основные постулаты жизни.

Помочь человеку преодолеть тяжелое состояние потери смысла жизни, снять остроту страданий может психотерапевт, но подлинное решение этой проблемы возможно лишь на пути обретения веры во Христа. В других случаях Богом попускается "обретение" смысла жизни вне христианства, особенно если речь идет о представителе общества с нехристианским культурно-историческим типом, нехристианской цивилизации.

4 Смысл жизни неразумных живых существ

Поскольку весь мир сотворен ради человека, то и смысл жизни неразумных существ определяется их ролью по отношению к человеку. Роль живых существ состоит в обеспечении равновесия в биосфере, осуществления экологических связей в ней, для создания жизненного пространства для человека, в том числе - для питания человека. Кроме того, роль живых существ состоит в обеспечении возможности для человека познавать и осваивать мир, живые существа, а также организм человека (прокладывая смысловую иерархическую связь от низших организмов - к высшим, к человеку, а затем - к Богу). В душевном и духовном аспектах смысл жизни неразумных существ состоит в научении человека состраданию, заботе о живом - о растениях, животных и пр. тварях. Это не означает, что человек может безрассудно распоряжаться живыми существами, распоряжаться их жизнью, здоровьем, просто так доставлять им страдания. Жизнь любого организма заслуживает внимания и уважения, а если надо, то и заботы.

1 Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.Аверинцев и др. / 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. - 815 с.

2 Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

3 Свт. Иннокентий Херсонский. Молитва Великого поста. Толкование молитвы прп. Ефрема Сирина. М.: Игнатия, 2010. - 80 с.

4 Житие, пророчества и наставления преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001. - 241 с.

Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Его жизнь и подвиги с приложением беседы с Н.А.Мотовиловым "О цели христианской жизни". Одесса: по изд. Русского св.-Андреевского Скита на Афоне, 1903.

5 Проповеди свт. Луки Крымского, старца Паисия Святогорца из сборника: "Помоги, Господи, изжить гордыню. Сост. игумен Митрофан (Гудков). М.: Сибирская Благозвонница, 2011. - 208 с".

6 Архимандрит Киприан (Керн). Восхождение к Фаворскому свету / Сост., предисл. Н.Н.Лисового. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 240 с.

7 Закон Божий, составленный по Св.Писанию и изречениям св.отцов, как практическое руководство к духовной жизни. - М.: Ковчег, 2010. - 704 с.

8 В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Общество любителей православной литературы, Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2004. - 504 с.

9 Н.Кофырин. Обретение смысла жизни. Интернет-форум на Phenomen.Ru

10 В.Ю.Скосарь.

Настоящее и будущее "одной иллюзии"

Психологическая зависимость от телевидения

http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"