Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Философский путеводитель христианина. Система-Иерархия-Структура

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей главе раскрыты понятия: система, иерархия, структура, а также часть и целое

СИСТЕМА, ИЕРАРХИЯ, СТРУКТУРА

1 Система - совокупность элементов (частей), находящихся в отношениях, связях, взаимодействиях между собой, и образующих единство, целостность, которые выделяются из окружающего мира. Свойства системы обычно отличаются от суммы свойств элементов. Системы могут быть в духовном и материальном мирах. Системы обычно имеют свойство многоуровневости: когда система является элементом системы более высокого уровня (или порядка); когда элемент является системой более низкого уровня (или порядка). Системы также обычно имеют свойство иерархичности: уровни в системах упорядочены по "вертикали", в них происходит упорядоченное взаимодействие, проявляющееся в том, что высшие уровни управляют низшими, объединяют низшие уровни; а низшие уровни составляют основу для высших, включаются в состав высших. Понятие системы близко к понятию множества, поскольку оба понятия предполагают наличие элементов. Но множество подчеркивает количественный, численный аспект совокупности элементов, тогда как система подчеркивает взаимодействия, отношения между элементами.

В отношении к Богу понятие системы может быть применено лишь условно, с оговорками, ведь непознаваемый в Своей сущности Бог превыше любой системы. Мы можем условно говорить о системе трех Лиц в Боге - Отце, Сыне и Святом Духе, о внутритроических отношениях. Условно, потому что в полном смысле слова нельзя считать отдельные Лица (Ипостаси) элементами некоего множества - некоего совершенного Бога, а множество - суммой этих элементов (пусть даже сложной суммой), ведь каждое Лицо - совершенный Бог. Кроме того, Лица взаимопроникают друг друга и нераздельны. Мы можем условно говорить о системе сущность-энергии в Боге. Ведь нетварные энергии не отделяются от сущности Божией, в каждой энергии пребывает Сам Бог. Более полезным является применение понятия системы к отношениям между Богом, человеком и миром: Бога, человека и мир можно условно считать тремя элементами полной системы. И опять же - условно, потому что совершенный Бог не является в полном смысле слова элементом, ведь Он не есть часть чего-то более полного, более совершенного, какой-то "сверх-системы", в которую Он бы входил как элемент.

В отношении к духовному миру система может применяться для описания связей и отношений между ангелами, душами людей, душами животных и падшими ангелами. Кроме того, системы духовного мира, включающие души людей или животных, тесно взаимодействуют с системами материального мира, включающими тела этих людей или животных; поскольку человек и животные имеют сложную духовно-материальную природу. Эти явления изучаются в живых системах и социальных системах. В отношении к ангелам система применяется для характеристики отношений ангельских чинов небесной иерархии, поскольку каждый ангельский чин имеет свои преимущественные функции и служение Богу. Души усопших людей также могут описываться системой после отделения от тела и решения частного суда над ними. В отношении душ людей система может описывать благодатные действия душ усопших святых (по воле Божией) на души живущих людей, а также духовные, психологические, семейные, социальные взаимодействия душ живущих людей. В отношении душ животных система описывает взаимодействия душ животных в семьях и сообществах. Все это можно условно назвать внутренней формой движения духов и душ. Кроме того, к системе духовного мира можно отнести всякое организованное взаимодействие, связанное с внешней формой движения.

В отношении к материальному миру система используется для исследования многих вещей и явлений. Ведь все вещи и явления материального мира имеют некоторую структуру, этапы протекания, множество связей с окружающим миром. Все процессы, виды взаимодействий, проявления материи имеют некоторый порядок, делятся на элементы, стадии протекания, различаются по количеству и качеству, объединяются в совокупности, множества. Поэтому в системы можно включать проявления материального мира по степени плотности (одухотворенная материя, физическое поле, вещество в разных агрегатных состояниях и т.п.), по виду форм движения материи и законов (движение в обществе, движение в живой природе, движение в неживой природе), по виду фундаментальных физических взаимодействий (ядерные, электрослабые, гравитационные), по структурному уровню организации неживой материи (метагалактика, скопления галактик, галактики, звезды, планетные системы, различные части и сферы Земли - ядро, мантия, литосфера, гидросфера, атмосфера, вещество в разных фазах, молекулы и атомы, элементарные частицы), по структурному уровню организации живой материи (биосфера, био-гео-ценозы, живые сообщества, живые организмы, клетки, органические макромолекулы). Между разными проявлениями материального мира существуют тесные взаимосвязи, между разными формами движения материи и законами движения также существует множество связей, это же относится и к структурным уровням организации материи.

2 Иерархия - тип отношений, связей, взаимодействий в системах, характеризующийся упорядоченностью, организованностью между уровнями по "вертикали". Такая организованность тесно связана с протеканием информационных процессов в системе. Между уровнями и элементами системы происходит взаимодействие, проявляющееся в том, что высшие уровни управляют низшими, объединяют низшие уровни, обрабатывают и обобщают информацию от низших уровней. А низшие уровни составляют основу для высших, включаются в состав высших, доставляют для высших уровней детальную информацию, содержащую множество частностей и конкретики. На высших уровнях используется информация, характеризующая существование всей системы и ее иерархии, и принимаются решения по управлению всей системой. А на низших уровнях используется информация, характеризующая существование отдельных частей системы и ее иерархии, и принимаются решения по управлению отдельными аспектами существования системы.

По отношению к Богу понятие иерархии можно применять лишь условно, поскольку условно и относительно применение к Богу понятия системы. Известно лишь, что источником Бога-Троицы является Бог Отец, как монарх, потому Его можно считать верхом иерархии, как первое Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы. А Бога Сына и Бога Духа Святого нужно считать вторым и третьим, соответственно, Лицами Троицы, поскольку Сын есть образ Отца, а Дух - образ Сына. Но в то же время такая условная иерархия не является линейной - нельзя полагать нисходящую линию Отец-Сын-Дух, поскольку Отец есть источник и Сына и Духа Святого: Он есть родитель Сына (Сын предвечно рождается от Отца) и изводитель Духа (Дух извечно исходит от Отца). Известно также, что в Боге различаются непознаваемая и неприступная сущность, трансцендентная тварному миру, и нетварные энергии, исходящие от сущности и неразрывные с ней, допускающие причастность к себе тварных существ - людей и ангелов, пронизывающие весь тварный мир. Потому сущность можно считать верхом иерархии, а энергии - низшим уровнем, но опять же - в условном смысле, ведь энергии неотделимы от сущности, и в энергиях заключен Сам Бог. Сами же нетварные энергии по сути есть общая энергия Единого Бога, но мы их разделяем на множество, чтобы подчеркнуть то или иное проявление Бога. Более конструктивным и полезным применять иерархию для исследования отношений между Богом, ангелами, людьми и миром, но не забывая, что в полном смысле слова Бога нельзя рассматривать, как элемент, пусть даже высший, некоей системы и иерархии, ведь Бог есть полнота всего.

Священное Предание раскрывает нам, что ангелы образуют свою небесную иерархию, где вверху пирамиды стоят более высокие чины. Ангелы видят Бога настолько, насколько это возможно высшим тварям, и имеют такое созерцание своей пищей. Выше ангельской иерархии находится Божия Матерь в обожженном, одухотворенном, преображенном теле. Она - ближе всех к Богу. Ангельская иерархия участвует в передаче Божией благодати от высших чинов к низшим, а последние - людям и прочим тварям. Сами же высшие чины получают благодать от источника благодати - Бога. Скорее всего, нам неизвестна вся картина ангельского мира, различия между природами ангелов, исчерпывающее количество чинов. Падшие ангелы, по всей видимости, тоже образуют свою иерархическую пирамиду, во главе которой стоит сатана (дьявол) - первый и высший из падших ангелов. Души людей образуют свою иерархию, которая проявляется в семейных, социальных и религиозных отношениях, где выделяются лидеры, среднее звено и основа (низ). Кроме того, в душе человека процессы также иерархичны: движения высшей части души (духовные) и движения низшей части души (душевные). Души усопших также образуют свои иерархии после отделения от тела и решения частного суда над ними: праведные, святые души занимают верх иерархии, тогда как осужденные, грешные - низ. Души животных образуют иерархию, которая проявляется в их семейной жизни и жизни сообщества, где также выделяются свои лидеры (доминирующие особи) и середняки.

В отношении к материальному миру также применимо понятие иерархии, поскольку многие материальные системы иерархичны. Иерархичность проявляется в степени плотности материи: от одухотворенной материи, тонкой материи рая до физического поля, вещества в разных агрегатных состояниях. Иерархия явно видна в структурном уровне организации: от метагалактики, скопления галактик до молекул, атомов и элементарных частиц; от биосферы, био-гео-ценозов до клеток, органелл, органических макромолекул. Иерархия проявляется в формах движения материи и законах: высшие, сложноорганизованные формы включают в себя низшие формы, но в преобразованном виде. Например, духовные процессы в человеке основаны на материальных, нейрофизиологических процессах (без которых они в живом человеке не происходят), процессы в обществе основаны на биологических процессах живых организмов - членов общества (без действия которых общество просто невозможно), а биологические процессы в организмах основаны на процессах в неживой природе - физико-химических, био-химических и пр. Но при этом духовные процессы не сводятся к нейрофизиологии, социальные процессы не сводятся к биологическим, а биологические процессы не сводятся к химическим. Наоборот, законы высших форм движения подчиняют себе законы низших форм движения.

3 Структура - строение, форма организации системы, которая проявляется как единство взаимосвязей между элементами, а также законов этих взаимосвязей. В структуре обычно можно выделить уровни - совокупности элементов, которые отличаются по критерию "вертикали", характеризующему протекание различных процессов, в том числе информационных, характеризующему различные качественные и количественные аспекты систем, в том числе степень плотности духа и материи, масштабы и др. Можно утверждать, что все вещи и явления имеют системную природу, а значит, имеют структуру. И зачастую структура вещей может изменяться, претерпевая качественные и количественные изменения. Например, структура вещества качественно меняется при фазовых переходах, изменениях агрегатного состояния: твердое тело - жидкость - газ - плазма и т.п. Структура общества также качественно меняется по мере его развития или в зависимости от национальных, этнических особенностей. О структуре духов (ангелов и бесов) и душ людей и животных нам ничего неизвестно. Многие полагают, что духовные существа просты, т.е. не имеют структуры.

4 Часть и целое - понятия, выражающие отношение между системой (совокупностью) элементов и той связью (взаимодействием), которая объединяет эти элементы и приводит к появлению у системы (совокупности) новых, суммарных (интегративных) свойств, не присущих отдельным элементам. Тогда целым является система элементов (вещей, явлений, существ), а частью является любой элемент. Целое не сводится к простой сумме частей, но характеризуется качественно новыми свойствами благодаря связи, взаимодействию частей (элементов).

Проявления целого и части обнаруживаются в материальном и духовном мире, поскольку сотворенный мир образует системы, иерархии и структуры. Например, свойства атомного ядра качественно отличаются от свойств входящих в него элементарных частиц, а свойства молекул качественно отличаются от свойств атомных ядер и электронов. Свойства живых организмов качественно отличаются от свойств химических веществ, их составляющих, и т.п. Свойства и действия ангельской (небесной) иерархии качественно, интегративно отличаются от свойств и действий одного ангела.

В процессе познания и творчества человек применяет методы анализа и синтеза, причем анализ подразумевает расчленение целого на части, а синтез - объединение частей в целое. Чаще в начале познания человек охватывает некое целое, потом анализирует его части, а под конец синтезирует части в их связях - в некое целое. При познании и творчестве человек создает системы более высокого уровня, новые структурные уровни, новые иерархические соподчиненности.

1 Богословская энциклопедия. DirectMEDIA - CD-диск.

2 Ангелы. Православно-аналитический сайт Правая.ru

http://www.pravaya.ru

3 Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

4 Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.Аверинцев и др. / 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. - 815 с.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Гринберга "Отбор без правил"(Любовное фэнтези) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) П.Роман "Ветер бури"(ЛитРПГ) Т.Рем "Призванная быть любимой – 3. Раскрыть крылья"(Любовное фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"