|
|
||
Настоящая ли смерть у одушевленной твари собаки или это всего лишь "прекращение физиологических процессов"? Значат ли что-нибудь страдания одушевленных тварей? Вкушают ли неразумные твари блаженство в этой жизни, полной борьбы за существование, боли, старости и смерти? И отсюда последний вопрос: с какой целью тогда всемогущий, премудрый и благой Бог создавал мир? |
(ПРАВ ЛИ ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ?)
Одной из распространенных попыток достигнуть компромисса между христианским догматом о сотворении мира Богом и синтетической теорией эволюции (неодарвинизмом) является христианский эволюционизм. Согласно этому направлению мысли Бог творил мир через механизм эволюции, постепенно в течение длительного периода времени, когда сменялись многие поколения живых организмов, вымирая и уступая жизнь новым, более совершенным. Т.е. через борьбу за существование и естественный отбор.
Серьезным аргументом сторонников ортодоксального христианства против христианского эволюционизма является следующий: эволюция предполагает наличие борьбы за существование и, что главное - смерти; но ни борьбы за существование, ни тем более смерти не было до грехопадения Адама. Сотворенный Богом мир был совершенен, животные и человек имели гармоничные взаимоотношения, причем животные добровольно подчинялись власти человека. А значит, эволюция была невозможна.
Чтобы защитить христианский эволюционизм, некоторые его сторонники выдвинули такое толкование: да, смерти не было до грехопадения Адама, это мы признаем, но не было смерти людской, тогда как смерть животных была, ибо ее и смертью то не назовешь. Ведь не зря говорят: человек умер, а собака сдохла. [о. дьякон Андрей Кураев в статье "Православие и эволюция" пишет: "уход животных не есть смерть, не есть нечто, подобное уходу человека. Если мы говорим "смерть Сократа" - то мы не имеем права это же слово применять в высказывании "смерть собаки", принято говорить: собака сдохла... Животные исчезали из бытия, прекращали свое существование в мире до человека. Но это не смерть. И поэтому в богословском, в философском смысле говорить о феномене смерти в мире нечеловеческом - нельзя." http://svitk.ru/004_book_book/15b/3407_kuraev-pravoslaviya_i_evolyuciya.php или http://www.netda.ru/belka/text_mil/evolution_r_ext.htm ] Так что и христианство с его догматами верно, и эволюция была возможна. Ибо первоначально была смерть животных еще до сотворения Адама, которую и смертью то называть неверно.
О том, что такое "толкование" есть лукавство ума (да простит меня за откровенность о. Андрей, которого я уважаю за его ученость и проповедь Православия, но с которым принципиально не согласен по данному вопросу), и что смерть животных есть настоящая смерть, с ее страданиями и концом, мне стало особенно ясно после следующего случая. Я переходил улицу, направляясь по хозяйственным делам, когда услышал собачий визг. Собака чуть поменьше убегала от собаки чуть побольше и визжала от страха. Обе так увлеклись выяснением отношений, что забыли: рядом проезжая часть. И вот меньшая собака выскочила на дорогу и угодила под легковой автомобиль. По всей видимости, машиной ей перебило позвоночник, потому что задняя часть туловища и задние лапы были обездвижены, а передними лапами она подгребала землю, пыталась схватить себя за хвост и дико визжала от боли. Она заваливалась на бок и вновь подскакивала. Несколько минут продолжались ее мучения, но я ушел, не в силах вынести эту картину.
Когда через десять минут я возвращался через это место, то уже увидел неподвижную собаку, лежащую на боку. Собака сдохла. Я не стал подходить к ней. Много лет назад я уже видел подобную собаку, только что убитую машиной, лапы которой еще вздрагивали, а широко раскрытые глаза медленно стекленели...
Люди, я ведь тоже - живая!
Фото с сайта ...
* * *
Я очевиднейшим для себя образом видел, что собака пережила сильнейшие мучения, я слышал ее истошные крики и визг. И я видел ее смерть. Я ни сколько умом понял, сколько нутром ощутил, что и мы - люди не застрахованы от таких несчастных случаев, от страданий и смерти. Что жизнь наша сегодня есть, а завтра ее может не быть. Что все в руках Божиих.
Господь не случайно показал мне этот пример, чтобы я задумался о быстротечности жизни, о страданиях и смерти и поделился этим с Вами, уважаемые читатели.
Но и другая мысль посетила меня. Страдания и смерть собаки - это настоящие страдания и настоящая смерть. Не важно, под машину попала она, или ее враг перегрыз ей горло и перебил хребет в борьбе за существование, или собака сдохла от голода. Но Бог милостив, преблаг и премудр, и Он смерти не сотворил. Не было страданий и смерти в совершенном мире, вышедшем из рук Божиих. Не было! И в новом преображенном Христом мире не будет страданий и смерти. Бог лишь попустил смерть животных для вразумления согрешившего человека и удержания царственного положения человека в мире. И эта смертность животных, как и человека, явление временное.
А значит ни о каком "христианском эволюционизме" не может быть и речи. Либо Бог сотворил совершенный мир в краткие сроки - в шесть дней - Своим всемогуществом и премудростью, либо Бога нет, и была долгая, мучительная и кровавая эволюция. Христианин может веровать только в сотворение мира Богом, мира совершенного, не знающего страданий и смерти ни одного одушевленного существа, а атеист - только в случайную эволюцию.
Никакие логические размышления христианских эволюционистов ничего не стоили для меня в те моменты, когда я созерцал мучения и смерть одушевленной твари - собаки. Боль и смерть собаки - это не просто "прекращение физиологических процессов" (цитата о. Андрея) в живом существе, а это упрек человеку за его грех перед Богом, из-за которого мучается и стенает вся тварь.
По мнению некоторых христианских эволюционистов, смертность животных до грехопадения Адама еще и потому не нарушает совершенства созданного мира, а значит и не противоречит благости и премудрости Творца, что животные не созданы для вечности, в отличие от человека. [о. дьякон Андрей Кураев в статье "Православие и эволюция" пишет: "Смерть животных не есть нарушение замысла Божия. Ибо Библия не обещает вечности нашему миру. Только человеческой душе уготовлена Вечность. К людям, а не к котятам обращается Спаситель: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25,34). Все остальное сгорит. И если по создании (не воскресении, а именно при новом творении "новой земли и нового неба") Бог пожелает снова населить их животными - они там появятся. Но это не будут увековеченные животные нашей Земли. Там все будет новым - кроме нас." http://svitk.ru/004_book_book/15b/3407_kuraev-pravoslaviya_i_evolyuciya.php или http://www.netda.ru/belka/text_mil/evolution_r_ext.htm ].
Хочется возразить. То, что в Писании не обещается вечность одушевленным неразумным тварям, еще не означает, что этим исчерпывается весь вопрос об их участи. Вопрос об участи неразумной твари вполне мог быть вынесен за рамки Писания, как не являющийся необходимой истиной для достижения нами спасения и обожения. Мы не можем исключить возможности того, что после Всеобщего воскресения человечества силою Христа, обоженный человек по воле и поручению Божию сможет своими творческими способностями воскресить неразумную тварь. Если хотите, то вот вам гипотеза автора на сей счет в статье "Смерть белой кошечки" http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/smertxbelojkoshechki.shtml, и в статье: "Мне - 45. Итог духовной жизни. Пасха 2011." http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/mne45itogduhownojzhiznipasha2011.shtml.
Лично автору не представляется его гипотеза о будущих богоподобных творческих способностях человека в Царствии Божием "менее православной", чем мнение христианских эволюционистов о том, что животные не созданы для вечности.
Но главное возражение автора не в этом моменте. Главное возражение заключается в краткой фразе "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия..." (Прем. 1: 13-14). Что значит "создал все для бытия"? Не означает ли это того факта, что творениe Богом мира было свободным Его актом, совершаемым по преизбытку Его благости и любви, и целью этого творения являлось блаженство твари, ибо, как учил преподобный Иоанн Дамаскин: "благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости" (Точное изложение православной веры, кн. 2, гл. II).?
И вот тут будет прямой вопрос христианским эволюционистам: вкушает ли неразумная одушевленная тварь блаженство в мире, наполненном борьбой за существование, страданиями, болезнями, старостью и смертью, как того требует теория эволюции? И не означает ли это, что всемогущий, премудрый и благой Бог не достиг Своей цели, когда творил мир?
Декабрь 2008 г. - Август 2011 г.
P.S.
Как учит апостол Павел, вся живая тварь доныне стенает и мучается и ожидает освобождения от смерти и тления, когда прославится человек (Рим. 8: 19-22), и когда страданий и смерти уже не будет.
Христианская интуиция не допускает смерти бессловесных животных в сотворенном Богом совершенном мире и в мире новом, преображенном вторым пришествием Христа. Сердце христианина протестует против страданий и смерти твари в мире совершенном и в будущем мире преображенном, и скорбит и плачет о всякой твари в этом мире падшем, ибо таково сердце милующее.
"Я был спрошен, что такое сердце милующее, и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может он вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления во всем Богу", так говорит преподобный Исаак Сирин (цитир. по "Добротолюбие. Избранное для мирян. Переиздание Спасо-Преображенского монастыря, Полтавская епархия, 1996. - 448 с.").
А преподобный Силуан Афонский не раз плакал перед Богом, когда видел страдания бессловесных животных. Потому и говорит этот старец: "Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра".
Страдания твари в нынешнем падшем мире не могут и не должны оставить человека равнодушным, но говорят о его ответственности перед тварью, напоминают о последствиях первородного греха, и о необходимости духовной работы и духовной борьбы в стяжании Царствия Божия, когда ни плача, ни болезни, ни страданий, ни смерти уже не будет (Откр. 21: 4).
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"