Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Сотворение мира. Космологическая гипотеза "Большого Взрыва"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 3.66*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей работе изложена современная космологическая гипотеза "Большого Взрыва", гипотеза образования Солнечной системы, а также проведен небольшой сравнительный анализ этих гипотез с христианским учением о сотворении мира. Из этого анализа читатель должен узнать: имеются ли согласия между современными научными гипотезами и Божественным откровением о сотворении мира и какие между ними противоречия. Указаны признаки кризиса современных гипотез. Читателю предлагается также подумать: возможен и необходим ли синтез знания и веры; может ли научное знание не противоречить Божественному откровению, но служить цели познания премудрости и всемогущества Творца по Его творению?

СОТВОРЕНИЕ МИРА. КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА "БОЛЬШОГО ВЗРЫВА"

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Издавна человеческая мысль пытается разрешить проблему происхождения нашего мира, возникновения и дальнейшей судьбы вселенной. Этот вопрос относится к числу вечных вопросов, и, наверное, никогда не перестанет волновать умы людей. В разные времена предлагались и различные решения указанной проблемы. Согласно одним из них, мир был сотворен и когда-то начал свое существование; согласно другим - мир вечен и не имеет начала. Известны и такие точки зрения, согласно которым вселенная периодически возникает и уничтожается.

В настоящей работе мы кратко рассмотрим историю космологической мысли, изложим современную космологическую гипотезу "Большого Взрыва", гипотезу образования Солнечной системы, а также проведем небольшой сравнительный анализ этих гипотез с христианским учением о сотворении мира.

1 Краткая история космологической мысли

Содержание этого параграфа изложено в работе автора "Краткая история представлений о Вселенной. Зигзаги космологической мысли" на сайте "Многообразие и познание": http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/.

Во введении к указанной работе есть такие слова: "Принцип соответствия Бора, согласно которому новая научная теория уточняет старую, а старая теория становится частным случаем, пределом новой при некоторых условиях, так что между ними достигается определенное соответствие, этот принцип не является всеобщим и не охватывает многие закономерности развития научной мысли и поиска научной истины.

Насколько научная истина объективна и насколько она адекватно описывает окружающий мир? Чтобы ответить на этот вопрос хотя бы в частном случае, мы обратимся к истории космологической мысли и посмотрим, какие зигзаги, если так можно сказать, она претерпела".

А в заключении приведены такие соображения: "Затронув кратко историю космологических и космогонических представлений, мы видим, что эти представления не только уточнялись, но и кардинально менялись на противоположные по мере накопления новых наблюдательных данных и математического развития той или иной гипотезы, претерпевая, если можно так выразиться, зигзаги или описывая витки спирали. Почему же именно глобальные вопросы мироздания, затрагиваемые космологией и космогонией, претерпели такой драматический путь рождения, развития, умирания и замены научной концепции? Не связано ли это с тем, что в фундаментальных вопросах наука всегда была слишком слаба, и всегда таковой и останется?

Научная истина, какой бы полной она не представлялась на данный момент, всегда является истиной относительной, в чем-то адекватной, а в чем-то ошибочной. Особенно, это должно касаться вопросов, которые нельзя решить без участия философии и богословия - глобальных вопросов мироздания".

 []

Большой Взрыв (Взято с сайта: http://images.yandex.ua)

2 Гипотеза "Большого Взрыва" и образования вселенной

Согласно гипотезе "Большого Взрыва", первоначальное состояние вселенной характеризовалось чрезвычайно большой плотностью и температурой, недостижимыми современной физикой. В пределе в момент времени нуль, 10-20 млрд. лет назад, вся материя находилась в сингулярности - в бесконечно малой области с бесконечно большой плотностью и температурой. По неизвестной науке причине в момент времени "нуль" произошел так называемый "Большой Взрыв", в результате которого материя (частицы, античастицы и излучение) стала расширяться, заполняя все больший объем, причем состояние и свойства материи были однородными и изотропными (без выделенных областей или направлений), а плотность и температура частиц, античастиц и излучения снижались. Собственно сам "Большой Взрыв" нельзя называть взрывом в обыденном смысле этого слова, поскольку при всех известных взрывах не достигается однородного и изотропного разлета материи. Существующие теории вещества, излучения и гравитационного поля, как предполагается, применимы к материи, плотность которой ниже планковской плотности (10^93 г/см^3), а температура ниже планковской температуры (10^32 К). Согласно фридмановской модели, указанные значения плотности и температуры наступили через планковское время (10^-43 с) после начала расширения материи, т.е. от момента "Большого Взрыва". Все процессы, которые происходили в интервал времени до планковского остаются невыясненными для современной науки. Начиная с планковского времени, можно высказать предположения какие процессы и как происходили в первичной материи. При столь высоких температурах энергии фотонов было достаточно для рождения пар всех известных науке частиц и античастиц. Так, при температуре порядка 10^13 К протекали реакции рождения и уничтожения нуклонов (протонов и нейтронов) и антинуклонов, а также мезонов, электронов и позитронов, нейтрино и антинейтрино и др. По мере понижения температуры до 510^12 К прекратились реакции рождения фотонами нуклон-антинуклонных пар; нуклоны и антинуклоны аннигилировали и остался небольшой (относительная доля 10^-9) остаток избыточных нуклонов, для которых не хватило античастиц. Из этих избыточных нуклонов позднее составится все вещество Метагалактики. Причина наличия избыточных нуклонов (протонов и нейтронов) науке не известна. При температуре порядка 10^11 К плотность материи уменьшилась до плотности ядерного вещества. С этого момента времени, как считается, возможно изучение эволюции материи по твердо установленным ядерной физикой законам. При температуре примерно 210^10 К электронные нейтрино перестали активно взаимодействовать с частицами и отделились в свободный нейтринный газ, для которого вся материя вселенной стала прозрачной. Из-за расширения вселенной температура космологического нейтринного газа постепенно снизилась и в настоящее время должна составлять примерно 2 К, а плотность порядка 450 нейтрино на 1 см^3. Наука пока не в состоянии обнаружить космологические нейтрино. Если окажется, что нейтрино имеют массу покоя, то эти частицы внесут весьма большой вклад в среднюю плотность материи - на порядок большую, чем плотность непосредственно наблюдаемого вещества. Когда температура материи снизилась до (1-2)10^9 К наступил и продлился несколько секунд (1-3 с) период активного ядерного синтеза: протоны и нейтроны образовали ядра гелия, других же элементов образовалось исчезающее мало. В результате ядерного синтеза во вселенной на ядра водорода (протоны) должно приходиться 75% общей массы нуклонов, а на ядра гелия - 25%. Такое же соотношение для ядер водорода и гелия реально наблюдается, что, как считается, подтверждает гипотезу "Большого Взрыва". (Количество гелия, образовавшегося при термоядерном горении водорода в звездах за все прошедшее время, оценивается всего лишь в 2% по массе.) После стадии термоядерных реакций температура материи была настолько высока, что вещество еще примерно 1 млн. лет оставалось в состоянии плазмы, равновесной с излучением. При температуре плазмы порядка 4000 К произошла рекомбинация - протоны присоединили электроны и образовался нейтральный водород; несколько ранее образовался нейтральный гелий. Наступила эпоха разделения вещества и излучения: фотоны перестали активно взаимодействовать с веществом и стали распространяться свободно в ставшем для них прозрачном мире. Можно сказать, что в космосе вспыхнул свет, поскольку фотоны имели планковский спектр, максимум которого соответствовал температуре 4000 К, что характерно для видимого (в оптическом диапазоне) света. Вещество - первичные газообразные водород и гелий - позднее образовало звезды и галактики. Излучение же, по причине расширения Метагалактики, постепенно снизило свою температуру (длина волны увеличивалась пропорционально радиусу вселенной), и сейчас регистрируется как микроволновое фоновое (реликтовое) излучение с температурой 2,7 К, длиной волны от 60 см до 0,6 мм (максимум излучения при 1,1 мм) и плотностью 400-500 фотонов на 1 см^3. Наличие реликтового излучения считается еще одним подтверждением гипотезы "Большого Взрыва". Реликтовое излучение характеризуется высокой степенью изотропности, что подтверждает предположение о высокой изотропности первичного вещества во вселенной. Незначительные различия в интенсивности реликтового излучения, принимаемого от различных участков небесной сферы (анизотропия) несут информацию о характере первичных возмущений в веществе, которые, как полагают, в дальнейшем привели к образованию звезд, галактик и их систем.

Итак, следующей важной проблемой, которую должна была решить гипотеза "Большого Взрыва", это механизм образования звезд, галактик и их скоплений, ведь вещество и излучение были распространены однородно и изотропно. И в настоящее время наблюдается однородность вещества в крупных масштабах порядка 100 Мпк, отражающая однородность вещества в далеком прошлом. Но в более мелких масштабах наблюдаются неоднородности плотности вещества - вещество сосредоточено в галактиках и их скоплениях. Для того, чтобы однородно распределенное вещество подверглось фрагментации, необходимо существование отклонений от однородности, причем только возмущения плотности с характерными размерами, превышающими критический размер (джинсовскую длину волны), способны нарастать и увеличиваться, тогда как остальные возмущения плотности постепенно затухают. Критический размер возмущений плотности вещества зависит от его температуры и средней плотности. Проблема заключается в том, чтобы согласовать гипотезу расширяющейся вселенной с гипотезой образования галактик и их скоплений, имеющих конкретные размеры и плотность вещества. Трудности на этом пути еще не преодолены. Гравитационная неустойчивость вещества должна приводить не только к образованию галактик и их скоплений, но и к образованию значительно меньших объектов - звезд. Предполагается, что звезды могут образовываться из газо-пылевых комплексов массой от 10^3 до 10^4 масс Солнца, размерами 10-100 пк (парсек) и температурой десятки кельвинов. По мере сжатия таких комплексов происходит нагрев вещества и потеря тепла за счет мощного инфракрасного излучения. Сжимаясь, газо-пылевое облако дробится на все более мелкие фрагменты - протозвезды, которые, продолжая сжиматься, дают начало звездам. Наблюдения вселенной подтверждают, что в межзвездных газо-пылевых комплексах действительно существуют компактные источники инфракрасного излучения, что, как считается, свидетельствует в пользу продолжающегося и по настоящее время процесса звездообразования. Постепенно сжимаясь, протозвезды становятся все более непрозрачными для инфракрасного излучения, поэтому они нагреваются и достигают температур, когда начинается термоядерный синтез гелия за счет водорода, т.е. рождаются звезды.

Звезды проходят длительный этап эволюции, в течение которой они тратят ядерное горючее и прекращают свое существование. В недрах звезд происходит синтез химических элементов, причем таким способом возможно образование элементов вплоть до железа. Более тяжелые элементы образуются на конечных стадиях эволюции звезд - при взрывах так называемых сверхновых звезд. В ходе эволюции звезд вселенная обогащается тяжелыми химическими элементами, выброшенными первыми звездами при истечении вещества или при взрывах. Звезды последующих поколений, и в частности, как полагают, Солнце, образовались уже из вещества, обогащенного тяжелыми элементами. Возраст старых звездных скоплений в нашей Галактике оценивается в 10-15 млрд. лет, возраст нашего Солнца - 4,6-5 млрд. лет. Эти цифры получены в рамках теории эволюции звезд по наблюдаемым значениям их светимости и массы.

В космологической модели Фридмана-Леметра с учетом конкретных данных по разбеганию галактик (значения постоянной Хаббла) возраст вселенной (Метагалактики) оценивается в 10-20 млрд. лет. Дальнейшая судьба вселенной зависит от средней плотности вещества в ней, точнее от соотношения между средней плотностью материи и критической плотностью, равной в настоящее время 510^-30 г/см^3. При плотности материи, превышающей критическое значение, рано или поздно произойдет остановка расширения и начнется обратное сжатие вселенной. (Некоторые ученые предполагают, что сжатием история вселенной не заканчивается. После сжатия вселенная вновь пройдет стадию сингулярности и опять начнет расширяться, и так без конца, периодически пульсируя. Но это всего лишь одна из многочисленных гипотез.) При плотности равной критической расширение будет постепенно замедляться до нулевой скорости. При плотности материи меньше критической расширение вселенной никогда не прекратится. По современным данным в настоящее время плотность материи ниже критической. Однако, возможно существование скрытой массы (сосредоточенной, например, в нейтрино), превышающей всю видимую массу вещества, и вносящей существенный вклад в общую плотность материи. В настоящее время вопрос о дальнейшей судьбе вселенной остается открытым.

Таким образом, мы кратко рассмотрели космологическую модель нестационарной расширяющейся вселенной в рамках гипотезы "Большого Взрыва". Считается, что эта гипотеза подтверждается такими фактами: красным смещением спектра свечения галактик (разбеганием галактик); наличием микроволнового фонового (реликтового) излучения с температурой 2,7 К; наблюдаемыми количествами химических элементов во вселенной: 75% общей массы нуклонов приходится на водород и 25% - на гелий, остальных элементов - незначительная доля, а также сопоставимостью возраста звездных объектов и времени их эволюции с возрастом Метагалактики. Но у гипотезы "Большого Взрыва" имеются свои трудности. Первая трудность возникает с самого начала - с момента существования сингулярности, когда вся материя была сжата в точку до бесконечной плотности и имела бесконечную температуру, что физически непостижимо. К той же трудности можно отнести самый ранний этап развития вселенной, когда ее плотность и температура превышали планковские значения плотности и температуры. Современная наука не может описать состояние материи с такой плотностью и температурой, а тем более наукой необъяснимо состояние сингулярности. Вторая трудность связана с первой и выражается вопросом: почему произошел "Большой Взрыв" и сингулярность исчезла? Каковы причины и механизмы этого глобального явления? Наука ничего здесь не может сказать. Третья трудность также связана с первой и выражается вопросом: что было до сингулярности, или откуда появилась вселенная? Чтобы обойти этот вопрос предлагали версию вечно пульсирующей вселенной - периодически расширяющейся и сжимающейся. Однако, в таком случае возникают другие вопросы: что побуждает вселенную после сжатия вновь начинать расширение? Четвертая трудность опять же связана с первой и состоит в том, что непонятны условия, благодаря которым "Большой Взрыв" привел к однородному и изотропному расширению вселенной, а не расширению в виде разлета отдельных "осколков" или струй, как это бывает при взрывах. Кроме глобальных неразрешимых вопросов, связанных с сингулярностью и причиной возникновения "Большого Взрыва", существуют и другие, более "прозаические" проблемы. Например, не ясно почему количество нуклонов во вселенной оказалось немного большим количества антинуклонов, так что этот избыток сформировал все существующее ныне вещество? Еще один вопрос связан с тем, что гипотеза "Большого Взрыва" пока не может объяснить существование галактик и их скоплений. Следующая проблема состоит в том, что в рамках нестационарной расширяющейся вселенной материя была однородной, но при этом существовало большое количество пространственных областей, не связанных друг с другом причинными связями. Т.е., не ясен механизм или причина, приводящая к установлению высокой степени однородности в этих не связанных друг с другом областях. Непонятно почему плотность материи в современной Метагалактике близка к критической. И наконец, как уже говорилось, непонятно как мог образоваться определенный спектр первичных возмущений плотности вещества, чтобы образовались галактики и их скопления. Чтобы как-то объяснить причину однородности материи и ответить на два следующих вышеперечисленных вопроса была предложена довольно странная, так называемая "инфляционная модель" вселенной, согласно которой на самых ранних этапах расширение вселенной шло ускоренно по экспоненте, при этом давление среды было отрицательным, а плотность энергии постоянной, несмотря на увеличение размеров Метагалактики. Однако, и в этой модели возникают свои проблемы. Например, какова природа физического поля, приводящего к инфляционному расширению? Почему инфляционное расширение прекратилось и наступило расширение фридмановское? Ученые надеются, что они смогут найти ответы и на эти вопросы. Мы же не должны забывать, что любая научная истина является истиной относительной и может быть в любое время пересмотрена.

 []

Большой Взрыв и образование мира (Взято с сайта: http://images.yandex.ua)

3 Гипотеза образования солнечной системы

Наша Солнечная система уникальная по своим характеристикам. В настоящее время в космосе не обнаружено ни одной планетной системы, подобной нашей. Вот почему ее изучение сталкивается с большими трудностями, чем изучение звезд и звездных скоплений, примеров которых наблюдается достаточное множество, причем, как считается, можно наблюдать звезды, находящиеся на самых различных стадиях своей эволюции. В настоящее время исследователи склоняются к тому, что Солнечная система образовалась 4,6 млрд. лет назад из протопланетного газо-пылевого облака (туманности). Возраст Солнечной системы оценен радиометрическими методами по соотношению содержания изотопов некоторых химических элементов на Земле, на других планетах, на метеоритах в рамках теории радиоактивного распада и используя некоторые дополнительные предположения. Таким образом, Солнце и планеты имеют одинаковый возраст и сформировались из одного материала. В центре облака образовалось сгущение - протосолнце, которое медленно сжималось, в то время как периферическая часть облака вращалась вокруг центрального тела. В результате столкновения частиц вещества облако постепенно сплющивалось и разогревалось - образовался вокруг Солнца газо-пылевой диск, в котором протекал процесс роста размеров частиц вещества (пылинок). Предполагается, что магнитное поле диска могло передать значительный момент количества движения от центра к периферии. Этим и объясняется тот факт, что подавляющая доля вращательного момента приходится на планеты, в то время как масса планет в общей массе Солнечной системы незначительна по сравнению с массой Солнца. Излучение молодого Солнца выбросило на периферию газо-пылевого диска легкие элементы, такие как водород и гелий. Поэтому ближе к Солнцу диск содержал больше тяжелых и твердых веществ, из которых позднее составились планеты земной группы, а на периферии больше было легких элементов, из которых позднее сформировались планеты-гиганты. Когда параметры, в первую очередь, плотность пылевого слоя диска, достигли критического значения, в туманности возникла гравитационная неустойчивость, и образовались кольца, которые распадались на отдельные сгущения вещества - планетезимали. Образование планетезималей из пылевого вещества длилось 10^4-10^6 лет. Планетезимали постепенно приобрели близкие к круговым орбиты, и становились зародышами будущих планет. Скорость роста планетезималей до размеров планет за счет аккреции вещества туманности и столкновения с другими планетезималями была тем выше, чем больший размер и массу имели планетезимали. Предполагается, что формирование Земли длилось порядка 10^8 лет. Формирование планет-гигантов - Юпитера и Сатурна длилось дольше. Скорость вращения планет вокруг своей оси и направление этого вращения устанавливались как суммарный результат объединения нескольких планетезималей и выпадения на планеты сгустков твердого вещества во время планетного формирования. Своим притяжением планеты, особенно планеты-гиганты, выбрасывали на периферию газо-пылевого облака частицы пыли и планетезимали, что привело к образованию вокруг Солнечной системы облака комет. Мощное приливное воздействие Юпитера помешало формированию планеты между орбитами Марса и Юпитера, где сейчас наблюдается пояс астероидов. Согласно другим предположениям, пояс астероидов - это разорвавшаяся планета Солнечной системы.

Выпадение на Землю допланетных тел, а также сжатие планеты привели к постепенному разогреву ее недр. Определенный вклад в процесс разогрева внес радиоактивный распад изотопов урана, тория, калия и других элементов. Частичное плавление земных недр привело к процессам гравитационной дифференциации вещества - легкие химические элементы и их соединения поднимались вверх, а тяжелые опускались вниз. Так формировались ядро, мантия и кора нашей планеты. Молодая Земля, как предполагается, была окружена мощной атмосферой из водорода, метана, аммиака и паров воды, захваченных из протопланетного облака, а также появившихся благодаря процессам дегазации и дефлюидизации недр. Согласно другим предположениям, атмосфера Земли состояла из азота, углекислого газа и водяных паров. Земля могла быть сильно разогрета до полного плавления, а могла быть первоначально достаточно холодной. В этом вопросе нет единого мнения. При определенных температурных условиях на поверхности Земли сконденсировались водяные пары, и образовался первобытный океан, разделенный вулканическими островами. Предполагается, что приблизительно 3,9-3,5 млрд. лет назад на Земле возникла первая жизнь - примитивные анаэробные одноклеточные организмы, подобные современным бактериям.

В настоящее время нет согласия по вопросу о происхождении Луны. Предполагается, что Луна могла сформироваться одновременно с Землей из множества небольших спутников протоземли на расстоянии от нее порядка десятка земных радиусов. В результате действия приливных сил расстояние от Земли до Луны стало увеличиваться, а скорость вращения Земли вокруг своей оси уменьшаться. По другой распространенной версии Луна образовалась в результате катастрофы - касательного столкновения с древней Землей крупного небесного тела размером с планету Марс. Выброшенное ударом силикатное вещество мантии Земли постепенно образовало Луну.

Подводя итог, можно сказать, что учение о происхождении Солнечной системы и нашей планеты Земля еще находится на стадии гипотезы и будет не только постепенно уточняться, но не исключено, что оно будет кардинально пересматриваться.

4 Сравнительное рассмотрение гипотез о происхождении вселенной и Солнечной системы с христианским откровением

История космологических гипотез свидетельствует о том, что наши понятия о космосе как бы описали виток спирали, начинаясь с представлений о конечной, ограниченной вселенной, в которой Божество дало начало всякому движению, пройдя затем стадию совершенно противоположных взглядов о бесконечной и вечной вселенной, не нуждающейся в Боге, и вернувшись к представлению об ограниченной вселенной, имевшей начало во времени, и, по мнению ряда исследователей, предполагающей Творца. Космогонические гипотезы о происхождении Солнечной системы также словно бы описали виток спирали, начинаясь с гипотезы Канта-Лапласа об образовании Солнца и планет из единой туманности, пройдя приливную гипотезу Джинса, гипотезу Шмидта о захвате Солнцем протопланетной туманности, и вернувшись к представлениям о формировании всей Солнечной системы из единой газо-пылевой туманности. Космология и космогония служат хорошим примером для иллюстрации относительности научной истины, которая может уточняться, но может и существенно пересматриваться по мере накопления новых наблюдательных данных и по мере развития математического и теоретического аспекта разрабатываемых гипотез.

Иначе обстоит дело с христианским учением о сотворении мира. Опираясь на тексты Священного Писания, проинтерпретированные св.отцами в духе христианской традиции, это учение является выражением Божественного откровения и не подлежит коренному пересмотру. Как и при раскрытии других вопросов, высказывания св.отцов по проблеме происхождения мира фактически не противоречат друг другу, но дополняют один другого.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: а имеет ли смысл проводить сравнение естественнонаучной картины мира, которая существенно изменяется во времени и на каждом этапе своего развития принимает различные черты, с неизменным Божественным откровением? Если современная гипотеза "Большого Взрыва" является лишь результатом очередного витка спирали в истории космологии и может быть через какое то время кардинально пересмотрена, то зачем тогда соотносить ее с христианским учением? Мы намереваемся дать положительный ответ на прозвучавший вопрос. Мы убеждены, что научное знание, исследуя окружающий мир, служит цели познания премудрости и всемогущества Творца по Его творению. Поэтому научные истины следовало бы всегда соотносить с Божественным откровением, чтобы направлять развитие науки в русло истинной веры. Синтез веры и знания - вот гармоничный путь духовного развития человечества. Столкновения между наукой и Церковью, имевшие место в прошлом, происходили тогда, когда та или иная сторона вмешивалась в область компетенции другой стороны. В зоне пересечения областей компетенции обоих сторон, например, в космологии необходимо проявлять глубокое уважение к мнению другой стороны, и открыто обсуждать имеющиеся противоречия.

Приступим же к обсуждению согласий и противоречий между современными космологическими представлениями и христианским вероучением о сотворении мира. Для этого основные события сценария "Большого Взрыва" и происхождения Солнечной системы представим схематически в виде таблицы.

 []

Галактики во Вселенной (Взято с сайта: http://images.yandex.ua)

Таблица 1. События сценария "Большого Взрыва" и происхождения Солнечной системы

Событие-------------------------------------------------------------------------- Время

Сингулярность. "Большой Взрыв".

Начало расширения горячей вселенной:

уменьшение температуры и плотности материи------------------------ 10-20 млрд. лет назад

Разделение вещества и излучения

(во вселенной вспыхнул первичный свет)--------------- Через 1 млн. лет после "Большого Взрыва"

(10-20 млрд. лет назад)

Образование нашей Галактики и др. галактик--------------------------- 10-15 млрд. лет назад

Образование Солнечной системы:

Солнца, Земли, Луны и др. планет-------------------------------------- 4,6 млрд. лет назад

Возникновение жизни на Земле

(примитивных анаэробных

одноклеточных организмов)-------------------------------------------- 3,9-3,5 млрд. лет назад

Примечание к таблице 1 - В наши планы не входит рассмотрение возникновения и развития жизни на Земле, поэтому мы ограничились лишь общим указанием о появлении первой жизни.

Аналогично в виде таблицы представим основные события сотворения мира в течение шести дней, согласно христианскому учению.

Таблица 2. События шестидневного сотворения мира

Событие------------------------------------------------------------------------- Время
Сотворение неба и земли из ничего.

Земля была покрыта водами и находилась во тьме.

Сотворение света; отделение света от тьмы;

смена дня и ночи----------------------------------------------------------Первый день творения

Создание тверди (неба) посреди воды;

отделение вод под твердью от вод над твердью-------------------------Второй день творения

Собрание вод в моря и появление суши.

Сотворение первой жизни: по Слову Божию земля

производит зелень, травы и деревья------------------------------------ Третий день творения

Создание Солнца, Луны и звезд----------------------------------------- Четвертый день творения

Дальнейшее сотворение жизни:

по Слову Божию вода производит рыб, пресмыкающихся

(водных животных) и птиц---------------------------------------------- Пятый день творения

Окончание творения. По Слову Божию земля

производит наземных животных.

Бог творит первого человека: мужчину и женщину--------------------- Шестой день творения

Теперь, когда перед нашим взором находятся две таблицы, выясним: какие существуют согласия между современными космологическими представлениями и христианским учением о сотворении мира. Таковых согласий оказывается не так уж много. Самым главным совпадением рассматриваемых точек зрения является утверждение о начале возникновения вселенной: и в гипотезе "Большого Взрыва" и в христианстве считается, что когда-то вселенная начала свое существование во времени. Таким образом, гипотеза "Большого Взрыва" намекает на Творца, создавшего наш мир. Правда, начало сотворения мира по-разному понимается в космологии и в христианстве. В космологии начало мира связано с сингулярностью и последующим расширением вселенной - сгустка плазмы, при этом неизвестно, как и откуда возникла сингулярность, как и почему произошел "Большой Взрыв". Тогда как в христианстве в начале мира происходит сотворение неба и земли, причем сотворение происходит не из материального сгустка, а из ничего. Вторым совпадением рассматриваемых точек зрения, как указывается во многих публикациях, является появление в космосе первичного света на заре возникновения мира и до появления Солнца и звезд. Но свойства первичного света по-разному описываются в космологии и в Божественном откровении. В космологии первичный свет по мере расширения вселенной постепенно увеличивает длину волны и уменьшает плотность энергии, так что в настоящее время это излучение вышло за диапазон видимого света. В христианском учении первичный свет появляется в первый день творения и пульсирует, возникая и исчезая, формируя смену дня и ночи вплоть до четвертого дня творения, когда появится Солнце и Луна. Третьим совпадением, если только это можно назвать совпадением, является одновременное возникновение Солнца, Луны и некоторых "звезд" (имеется в виду планет Солнечной системы). Но и здесь существуют обстоятельства, которые практически сводят на нет указанное совпадение. Дело в том, что в космогонии одновременно с Солнцем и Луною возникла вся Солнечная система, в том числе Земля. В христианском учении Земля возникла раньше, в первый день творения, а Солнце, Луна и звезды (и, вероятно планеты) - на четвертый день. На этом мы исчерпали список согласий между космологическим сценарием и христианским вероучением о сотворении мира. Перейдем теперь к рассмотрению противоречий между ними.

Как мы уже отмечали выше, противоречия начинаются с самого начала возникновения мира. Космология экстраполирует открытые в земных условиях законы на всю вселенную и считает, что эти законы действовали все время существования вселенной вплоть до экзотически высоких пределов плотности материи и ее температуры - до планковской плотности и планковской температуры. В результате такой экстраполяции в прошлое физических законов получается модель горячей вселенной с сингулярностью и "Большим Взрывом" в точке "нуль". Дойдя до этого предела, наука бессильно стопорится перед загадочной точкой "нуль", не в состоянии объяснить ни причину "Большого Взрыва", ни свойства материи в этот момент. Наука не может ответить на вопрос: является ли "Большой Взрыв" началом возникновения материи, или, как думают философы-материалисты, "Большой Взрыв" лишь переход материи из одного состояния в другое, так что материя существовала и до "Взрыва". В основе христианской точки зрения находится утверждение о сверхъестественных актах творения, когда законы природы только впервые устанавливались вместе с объектами, которые подчиняются этим законам. Поэтому, с христианской позиции, мы не можем законы природы свободно экстраполировать в прошлое. Начальные условия, с которых началось действие законов природы, устанавливаются в Священном Писании, в книге Бытия. Христианское вероучение утверждает, что Бог сотворил мир из ничего, и первыми сотворенными объектами были небо и земля. И если под небом некоторые св.отцы понимают духовный мир, то, по крайней мере, Земля явилась первым материальным объектом. Так что Земля старше Солнца и Луны. Земля старше и первичного света, тогда как в космологии первичный свет возник гораздо раньше появления Земли. Да и свойства первичного света, как указывалось выше, по-разному описываются в космологии и в христианском учении (в космологии частота и плотность излучения непрерывно уменьшаются, в христианском учении первичный свет пульсирует, формируя день и ночь). Христианское учение утверждает, что сотворенная Земля была полностью покрыта мощным слоем воды. Затем, на второй день творения произошло загадочное разделение вод небесной твердью. Ничего подобного ни из космогонии, ни из геологии Земли нам неизвестно. Разве что, если считать, что воды над твердью сформировали космические тела Солнечной системы, частично состоящие изо льда. В науке предполагается, что первичные моря существовали на Земле, но они, также как и сегодня, не полностью покрывали ее поверхность, а наполняли ее углубления. В космологии первые звезды гораздо старше Солнечной системы и Земли; в христианском учении Земля старше всех звезд. Как упоминалось выше, космогония утверждает, что Солнце, Земля, Луна и планеты возникли одновременно; в учении о сотворении мира Земля старше и Солнца и Луны и планет. В космологии процесс рождения новых звезд продолжается и по настоящее время; в христианском учении говорится о сотворении звезд лишь на четвертый день, а после шести дней творения Бог прекратил творческий процесс. Впрочем, вероучение не запрещает дальнейшему действию естественного звездообразования, сверхъестественное начало которому было положено Творцом на четвертый день творения. Еще одним существенным противоречием между рассматриваемыми двумя точками зрения является вопрос о возникновении жизни. Наука считает, что жизнь на Земле возникла после возникновения Солнца, т.к. Солнце сыграло решающую роль как в возникновении жизни, так и в ее поддержании своим излучением. Причем считается, что первыми живыми организмами были примитивные анаэробные одноклеточные. В христианском учении первые живые организмы - зелень, трава и деревья, причем жизнь возникла на третий день творения до появления Солнца, Луны и звезд. Солнечный свет, необходимый сейчас для растительности, на третий день творения отсутствовал; его заменял первичный свет вселенной. Есть и еще одно существенное отличие между двумя рассматриваемыми точками зрения: согласно космологическим и космогоническим представлениям вселенная постепенно эволюционировала в течение миллиардов лет, тогда как по христианскому вероучению сотворение мира происходило мгновенными актами, распределенными на отрезке времени в шесть дней, и возраст вселенной составляет всего несколько тысяч лет. И хотя в интерпретации шести дней творения существует точка зрения, по которой шесть дней не являются шестью современными земными сутками, а представляют собой шесть продолжительных периодов времени, тем не менее несогласие Библейской хронологии с оценкой возраста вселенной и возраста различных космологических объектов является серьезной проблемой. В связи с указанной хронологической проблемой можно сделать такое замечание. Оценка возраста вселенной и ее объектов произведена в рамках некоторых моделей. Эти модели могут быть ошибочными, особенно это относится к периоду сверхъестественного сотворения. Например, вот как св. отцы комментировали мгновенное чудесное появление и возрастание растительности на третий день творения. В частности, св. Василий Великий ("Беседы на Шестоднев") говорит: "... земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябения до совершенства". А прп. Ефрем Сирин ("Толкование на книгу Бытия") пишет: "Злаки, во время сотворения своего, были порождениями одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Также и дерева, во время сотворения своего, были порождениями одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождениями годов". Т.е. во время творения растительность развивалась весьма ускоренными темпами от ростка до взрослого растения. Аналогично мы полагаем, что Земля, Солнце, Луна и планеты, и многие объекты Метагалактики во время своего творения формировались чрезвычайно ускоренно, многие процессы характеризовались необыкновенной быстротой, так что вселенная и ее объекты кажутся порождениями длительного времени.

После того, как мы отметили существенные противоречия между современными космологическими (и космогоническими) представлениями и христианским вероучением о сотворении мира, возникает недоуменный вопрос: на каком основании Ватикан заявил о согласии научной и религиозно-католической картины мироздания?**** Мы же видим, что в настоящее время еще далеко до согласия между научными гипотезами и христианским учением о сотворении мира; такого согласия еще предстоит достичь.

**** - Думается, что это связано с малоуважительным отношением католических богословов к тексту Библейского Шестоднева, как отмечает о.Серафим Роуз в своем "Православном понимании книги Бытия".

5 Пример гипотезы расширения Вселенной, альтернативной "Большому Взрыву"

Одна из главных проблем гипотезы "Большого Взрыва" - наличие в начале расширения сингулярности, в которой не действует ни один из известных физических законов. Этот момент неопределенности, состояния материи с бесконечной плотностью и бесконечной температурой предшествует всему остальному гипотетическому развитию Вселенной. "Вначале было непонятно что и непонятно как, а затем уже все ясно", примерно так рассуждают космологи - сторонники "Большого Взрыва". Правда, наиболее трезвые из них признают, что сингулярность, по сути, серьезная проблема в их гипотезе. Но сингулярности можно избежать, если не экстраполировать далеко в прошлое наблюдаемое ныне расширение Вселенной, т.е. не экстраполировать его до минимально возможных геометрических размеров - до точки. Исходя из христианского богословского учения, физические законы начали свое действие с какого-то момента сотворения, и начальные условия действия этих законов нужно искать в Священном Писании.

Итак, начальные условия расширения Вселенной нужно искать в Священном Писании, где устами боговидца и пророка Моисея сказано, что в первый день творения были сотворены небо (духовный мир) и Земля, покрытая водами, а также свет (Быт. 1: 1-5); на второй день творения была сотворена "твердь" - видимое небо, в промежутке между водами, покрывавшими Землю, и отделившая воды под твердью от вод над твердью (Быт. 1: 6-8); на четвертый день творения были созданы Солнце, Луна и звезды (Быт. 1: 14-19). Значит, небо вначале занимало узкое место посреди вод Земли (на второй день творения), а затем стало приобретать громадные размеры, вмещая звезды (на четвертый день творения). Таким образом, за три дня творения небо заметно расширилось. О возможном расширении видимого неба мы находим упоминание и у пророков, говорящих, что Господь "распростер" небеса: Иов. 37: 18; Пс.103: 2; Ис. 40: 22; 45: 12; Иер. 51: 15; Зах. 12: 1. Так что расширение Вселенной необходимо считать имеющим начало не с проблемной сингулярности, а от конечного объема. Будет ли этот объем соизмерим с современной Землей, сейчас сказать трудно. Может быть, первичная Земля, покрытая многими водами, имела довольно внушительные размеры, так что и зарождение "тверди" начиналось с большой области пространства.

Нечто подобное предложил в своей космологической гипотезе доктор Рассел Хамфриз, физик-креационист. Впервые Р.Хамфриз доложил результаты своих выкладок в 1994 г. в Питтсбурге на Международном креационном конгрессе.

Новая космологическая гипотеза основана на общей теории относительности, согласно которой протекание времени во Вселенной зависит от гравитационного поля в ней: чем больше значение гравитационного потенциала, тем медленнее ход времени. Вблизи горизонта событий, окружающего область с высокой концентрацией массы, время практически останавливается.

Если Вселенная в прошлом расширялась с размеров, в 50 раз меньше современных, а современные размеры близки к ныне наблюдаемым размерам, то ее расширение происходило из состояния, в котором она была окружена горизонтом событий. По мере расширения Вселенной, горизонт событий уменьшался, и в какой-то момент Земля оказалась на горизонте событий, и время на ней замерло. Но для наблюдателя на Земле этот эффект не был ощутим. За миллиарды лет, прошедших в дальнем космосе, на Земле не прошло и одного дня! А свет в это время от дальних звезд достиг Земли. (Если бы земной наблюдатель мог "видеть" скорость распространения света от дальних звезд, то ему бы показалось, что его скорость гораздо выше, чем известная скорость света.) Утверждается, что "новая космология с легкостью разъясняет все наблюдения, используемые в поддержку "Большого взрыва", включая красное смещение и микроволновое фоновое излучение; и при этом не приходится искать компромиссы с библейской летописью молодой Земли".

 [] Горизонт событий

(Взято с сайта: http://schools.keldysh.ru/sch1216/students/black_holes/1011623241-2.jpg)

Конечно, создание новой космологической гипотезы еще не означает решения всех проблем. Например, по мнению автора настоящей статьи, недостаток космологической модели Р.Хамфриза в том, что расширение Вселенной происходит от довольно большой области пространства, всего лишь в 50 раз меньшей, чем нынешняя Вселенная, что, видимо, плохо стыкуется со Священным Писанием. Но это гораздо лучше, чем предполагаемое расширение от сингулярности в модели "Большого Взрыва". Второе: по всей видимости, масса вселенной была величиной переменной, поскольку громадные массивы звезд были сотворены только в четвертый день творения. В модели же Р.Хамфриза, судя по всему, масса вселенной считается величиной постоянной. Но в любом случае, создание альтернативной космологической гипотезы, подкрепленной наблюдениями и солидной теоретической базой, радует и обнадеживает креационистов и сторонников "молодой Земли".

Заключение

В настоящей работе мы прикоснулись к тайне происхождения вселенной, кратко сославшись на историю космологической мысли, рассмотрев космологическую гипотезу "Большого Взрыва" и гипотезу образования Солнечной системы, а также проведя сравнительное рассмотрение этих гипотез с христианским вероучением о сотворении мира. Сравнительный анализ показал, что между современными научными гипотезами и Божественным откровением о сотворении мира имеются некоторые согласия, но в целом больше противоречий. И это неудивительно. Во-первых, космология и космогония предполагают возможность экстраполяции открытых в земных лабораториях физических законов на всю вселенную и на все время ее существования вплоть до экзотических форм сверхплотной и сверхгорячей материи. Тогда как христианское вероучение говорит о сверхъестественных актах творения мира, когда законы природы только еще создавались, а начальные условия действия этих законов были описаны в тексте Священного Писания, в книге Бытия (Шестодневе). Чтобы привести к согласию научные гипотезы и Божественное откровение, необходимо отказаться от экстраполяции современных законов до крайних пределов времени, но соотноситься с начальными условиями их действия. Во-вторых, научные гипотезы выражают научные истины, которые всегда относительны, и могут уточняться и даже кардинально пересматриваться. Не исключено, что через 10-20 лет гипотеза "Большого Взрыва" отойдет в историю космологических представлений, будучи вытеснена другими гипотезами. Уже сейчас можно говорить о признаках кризиса этой гипотезы: это и появление инфляционной модели, это и разработка в последнее десятилетие представлений о "темной материи" и фантастической "темной энергии". Это и "первая ласточка" - альтернативная космологическая модель Хамфриза, согласующаяся с библейской летописью "молодой Земли". В рамках этой новой модели становится понятным, почему существуют старые космические объекты - звезды, галактики, свет которых доходит до нас миллиарды лет, тогда как Земле всего несколько тысяч лет.

Христианское же учение о сотворении мира неизменно, как неизменны Библейские тексты, и если неизменны традиции их толкования.

Невзирая на существенные разногласия между современными космологическими (и космогоническими) гипотезами и учением о сотворении мира, мы сохраняем убежденность в возможности синтеза знания и веры, в том, что такой синтез необходим. Мы считаем, что научное знание призвано не противоречить Божественному откровению, но служить цели познания премудрости и всемогущества Творца по Его творению. Научные теории приблизительны и верны лишь отчасти, и те из них, которые не противоречат Священному Писанию, имеют большие шансы на истину.

Но мы не исключаем, что тайну сотворения мира человечество не сможет постичь до самых последних времен, до скончания вселенной. И тайна эта предуготована для испытания нашей веры.

Литература

1. Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. Изд-ние 4-ое. М.: Изд-во политической литературы, 1980.

2. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд-ние. М.: Советская энциклопедия, 1989.

3. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.

4. Климишин И.А. Открытие Вселенной. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат лит., 1987. - 320 с.

5. Климишин И.А. Релятивистская астрономия. 2-ое изд., перераб. И доп. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат лит., 1989. - 288 с.

6. Астрономия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов/ М.М.Дагаев, В.Г.Демин, И.А.Климишин, В.М.Чаругин. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.

7. И.А.Мусский. Сто великих мыслителей. - М.: "Вече", 2000.

8. Александров Ю.В. Вселенная и человек.

http:/universitates.kharkov.ua/2000_2/aleksandrov.htm

9. В.М.Чаругин. Почему ночью небо темное?

http:/crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/3num/V3pap1.htm

10. Теория Большого Взрыва

http:/www.peterlife.ru/download%20free%20online/Exact%20Science/Boom.htm

11. Космологические модели вселенной.

http:/www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=25889&page=1

12. И.А.Резанов. История космогонической гипотезы О.Ю.Шмидта/ Вопросы истории естествознания и техники, ?4, 2002.

http:/vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/SCHMIDT_1.HTM

13. Василий Великий, архиепископ Кесарийский. Беседы на Шестоднев. http:/acadclasses.narod.ru/lib/basile1.htm или

http:/lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/shestodnev/contents.html

14. Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия.

http:/creatio.orthodoxy.ru/rouz_genesis/index.html

15. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. Раздел I. Бог как Творец и Промыслитель мира. http:/www.sedmitza.ru/index.html?sid=239&did=3686

16. Священник Константин Буфеев. Ересь эволюционизма.

http:/www.creatio.orthodoxy.ru/sbornik/rev_kbufeev_eresy.html

17. Если Вселенная молода, почему мы видим дальние звезды? Глава из книги К. Хэма, Д. Сарфати, К. Виланда под ред. Д. Баттена "Книга ответов: расширенная и обновленная"

http://www.goldentime.ru/hrs_text_020.htm

Ноябрь 2006 - апрель 2012

P.S. Продолжение темы настоящей статьи см. в работах:

"А был ли Большой Взрыв?..."

.

Приложение

Космологические парадоксы

В 1744 г. швейцарский астроном Жан Филипп де Шезо открыл фотометрический парадокс, связанный с предполагаемой бесконечностью вселенной. Суть его в следующем: если в бесконечной вселенной бесчисленное множество звезд, то по любому направлению взгляд земного наблюдателя непременно наталкивался бы на какую-нибудь звезду, и тогда небосвод имел бы яркость сравнимую с яркостью солнца, чего в действительности не наблюдается. В 1826 г. немецкий астроном Генрих Ольберс независимым путем пришел к тем же выводам. С тех пор фотометрический парадокс носит имя парадокса Шезо-Ольберса. Ученые пытались различными путями устранить указанный парадокс, предполагая неравномерность расположения звезд или поглощение света газопылевыми межзвездными облаками, как это пытались сделать Шезо и Ольберс. Однако, как было позже показано, газопылевые облака должны были нагреться и сами переизлучать поглощенные лучи, и этот факт не позволял избежать фотометрического парадокса.

В 1895 г. немецкий астроном Хуго Зеелигер открыл гравитационный парадокс, также связанный с предполагаемой бесконечностью вселенной. Суть его такова: если в бесконечной вселенной бесчисленное множество равномерно распределенных звезд (масс), то сила тяготения их, действующая на любое тело, становится или бесконечно большой или неопределенной (в зависимости от способа расчета), чего не наблюдается. И в этом случае предпринимались попытки избежать гравитационного парадокса, предполагая в законе тяготения другую формулу для гравитационной силы, или, считая, что плотность масс во вселенной близка к нулю. Но точные наблюдения за движением планет солнечной системы опровергли эти предположения. Парадокс оставался в силе.

В 1865 г. немецкий физик Рудольф Клаузиус на базе открытого им второго начала термодинамики обнаружил термодинамический парадокс, связанный с предполагаемой вечностью вселенной. Суть его состоит в том, что за бесконечное время вселенная должна была достигнуть состояния теплового равновесия с максимумом энтропии, когда световая энергия звезд перейдет в теплоту. Это эквивалентно "тепловой смерти" вселенной, когда все звезды погаснут, и никакие процессы в мире уже не могут происходить. Термодинамический парадокс пытался опровергнуть Людвиг Больцман, предполагая, что Земля и весь видимый космос - это маловероятная флюктуация от обычного состояния остальной бесконечной и вечной вселенной, пребывающей в тепловой смерти. Внутри этой флюктуации возможны наблюдаемые нами активные процессы.

Во вселенной, ограниченной в пространстве и имеющей начало во времени, сотворенной или нестационарной расширяющейся, устраняются все три космологических парадокса.


Оценка: 3.66*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  С.Шавлюк "Начертательная магия 2" (Любовное фэнтези) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | Vera "Летняя подработка 2.0" (Короткий любовный роман) | | Н.Алексеева "Строптивые" (Короткий любовный роман) | | Н.Самсонова "Помолвка по расчету. Яд и шоколад" (Любовное фэнтези) | | А.Ардова "Мое проклятие. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | И.Арьяр "Тирра. Невеста на удачу, или Попаданка против! " (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "Я для тебя сойду с ума" (Любовное фэнтези) | | Ю.Меллер "История жизни герцогини Амальти" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"