Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

В честь Святого Духа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ко дню Святого Духа

Ко дню Святого Духа

(20 июня - нов. стиль, 7 июня - стар. стиль; 2016 г.).

1. Смысл праздника

В следующий за Пятидесятницей (днем Святой Троицы) понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Вместе с Отцом и Сыном Дух Святой совершает все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Святой Дух - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, "кроме нерождения и рождения", исходя от единого Отца. Святой Афанасий Великий говорит: "Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит". Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа: "...приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15: 26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

2. Ипостась Святого Духа и Его действия

Церковь Христова основана на двойном Божественном домостроительстве: на деле Христа и на деле Духа Святого, на двух Лицах Пресвятой Троицы, посланных в мир. Божественным домостроительством называют действия Бога, совершаемые ради нашего спасения. Христос - Глава Церкви, которая есть Его Тело, а Святой Дух есть Тот, Который "наполняет все во всем". Церковь есть Тело, поскольку Христос - ее Глава. Церковь есть полнота, поскольку Дух Святой ее животворит и наполняет Божеством. Апостол Павел учил: Бог Отец поставил Христа "главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1: 22-23). Святой Дух сообщает в Церкви верующим полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как личности, созданной по образу Божию.

Дух Святой участвовал и участвует во всех делах Святой Троицы. Святой Дух присутствовал как в деле творения, так и в деле спасения. Все совершает Дух Святой. Святитель Филарет (Дроздов) учит: "Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой... Дух Святой говорил и через апостолов..." (Православный катехизис). Это можно увидеть из слов апостола Петра: "...никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1: 21). Он же так говорил о себе и собратьях-апостолах, что апостолы "благовествовали Духом Святым, посланным с небес" (1 Пет. 1: 12).

До воплощения Сына и до схождения Духа оба Божественных Лица - Сына и Духа - действовали в мире. Сын являл Премудрость Божию в сотворении до того, как Он был послан в мир и вошел в его историю как воплотившаяся Божественная Личность. Духом Святым совершалась Божественная воля и до того, как Он сошел на Пятидесятницу. Но Дух Святой был послан в мир в определенный момент для того, чтобы присутствовать в нем как Лицо, Личность, Ипостась. Сын сообщает нам Духа, Который исходит от Отца. Сына мы можем изображать на иконах в телесном образе, потому что Он воплотился в Человека. Духа Святого мы можем изображать на иконах лишь символически: в виде одного из трех Ангелов, как в "Троице" св. Андрея Рублева, потому что так видел Бога патриарх Авраам; или в виде голубя, потому что так видел Духа св. Иоанн Креститель, когда крестил Христа; в виде огненных языков, потому что под таким видом Дух сошел на Пятидесятницу. Но за пределами времени и всей сотворенной вселенной - куда закрыт доступ человеку, как существу тварному, и куда не проникает мудрость мира сего - там Сын превечно рождается от Отца, а Святой Дух превечно исходит от Отца.

Все истины веры, все дарования нам преподносятся Духом Святым, но Лицо Святого Духа для нас сокровенно, Его мы не видели во плоти.

3. Плоды и дары Святого Духа

Бог Отец через Сына и Духа промышляет о человеке. Святой Дух вместе с Сыном усыновляет нас Богу Отцу (Еф. 2: 18), делает нас сынами Божиими (Рим. 8: 14), потому что Он есть Дух Сына, Дух Христов (Гал. 4: 6; Флп. 1: 19; Рим. 8: 9). Это усыновление делает нас свободными, ведь Дух Святой есть Дух свободы (2 Кор. 3: 17), а не дух рабства и боязни (2 Тим. 1: 7). Поэтому дети Божии творят волю Отца не по страху, а свободно, в силу сыновней любви. Вместе с Сыном Дух Святой освобождает человека и от рабства греху.

Верующие во Христа получают плоды и дары Святого Духа по мере своей веры и благочестия и участия в таинствах. Плоды эти следующие: "Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона" (Гал 5: 22-23), "Плод 6о духовный есть во всякой благостыни и правде и истине" (Еф. 5: 9). Что значит, что "на таковых нет закона"? Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) поясняет: "Это значит, что принявшие в полноте Святого Духа не нуждаются уже в руководстве внешних правил, так как Святой Дух Сам наставляет их на всякую правду" (Православный катихизис). Вот плоды Святого Духа, которые есть благодатные расположения сердца верующего человека. А дары Святого Духа это есть виды служения или деятельности верующего на благо ближнего или Церкви. По словам апостола Павла: "Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12: 4, 8-11). Иерархическое служение в Церкви тоже относится к дарам Духа Святого (Епископ Александр... Православный катихизис). Часто обозначают дары Святого Духа семью именами, которые мы находим в одном из текстов пророка Исаии (Ис. 11: 2, 3): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Здесь число даров - семь - означает полноту благодатных даров Святого Духа, поскольку благодать вообще означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям. Но все эти дары - "лишь средства к приобретению больших, а среди них - превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа - любви, о которой апостол Павел говорит, что в сравнении с ней - все ничто, так как даже если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13: 3). Вслед за апостолом Павлом так учат и все отцы Церкви" (Епископ Александр... Православный катихизис).

Можно полноте даров Духа Святого поставить в соответствие семь церковных таинств, означающих полноту излияния благодати Духа через таинства и обряды. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее - Господа Иисуса Христа и ее Кормчего - Духа Святого. Спаситель, раскрыв в Евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь таинств. По словам Священного Писания, "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (Притч. 9, 1). Святой Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о семи таинствах Церкви Христовой: "Семь даров Святого Духа, - говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение".

Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели - одно возрождающее, другое утверждающее - Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье божественное таинство - Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: "Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 55, 56).

Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое таинство - Покаяние. Оно подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

Как благословение Бог дал человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутнив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины таинством Брака, призывая их возлюбить друг друга по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца.

Заботясь о чаде своем, Церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым таинством Елеосвящения.

А для того, чтобы в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойнейших из сынов своих и рукоположением, не прерывающимся с апостольских времен, сообщает им таинство Священства. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святого Духа.

Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в Скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у Престола Славы.

Совершителями таинств церковных являются священнослужители, как свидетельствует апостол Павел: "Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" (1Кор. 4, 1).

И кающийся грешник может вымолить благодать Духа Святого по силе и искренности своего покаяния. Ведь Христос говорил ученикам: "...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лк. 11: 13).

Так будем же мы, грешники, просить Господа послать нам это бесценное сокровище - благодать Духа! Будем докучать Отцу Небесному неотступными мольбами!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Источники:

1. День Святого Духа. http://www.patriarchia.ru/db/text/670099.html.

2. Глава VIII. Домостроительство Святого Духа. Из книги В.Н.Лосского: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев, 2004.

3. Святитель Филарет (Дроздов). Православный катехизис. М., 2005.

4. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катихизис. - К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2008.

5. Настольная книга священнослужителя. Том 4. Таинства и обряды Православной Церкви. http://www.odinblago.ru/nastolnaia_4/3.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"