После того, как Скотт Вискин расстался с мечтой стать с Божьей помощью как философ Иммануил Кант, окружающие его женщины, пожалуй, в нём разочаровались. Однако и сам он осознал: женщины охотнее ожидают встретится, даже случайно, с Дьяволом, чем с Богом Отцом или Сыном. Неизвестно почему... Но может быть, разгадка проста - это ещё отцы церкви учили: чрево женщины - janua diaboli, врата дьявола. Впрочем, сами женщины, как догадывался Скотт Вискин, и не знают - другими отцами на основе апокрифов был составлен сборник "Страсти Христовы", в котором в отдельной главе "О воскресении Христове и о сошествии его во ад" рассказывается, что "Исус Христос сниде во ад, диявола гоня" и приводится рассказ с описанием как приход Христа производит там панику. И написано там, что Господь в аду, простёрши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. Вот, поэтому, Скотт Вискин думал, что проблема его с женщинами в том, что, не имея на то никаких причин, кроме чувств к ним, он участвую в сошествии в ад с ними.
-- Скотт! - обратилась к нему Кэт, - тебе не кажется - роли Бога и Дьявола в отношениях между мужчиной и женщиной сильно преувеличены?
-- Суета сует, - ответил ей Скотт Вискин, - суета сует, всё - суета!
Сам он в действительности считал: если человек мысленно уже свернул с пути Божьего, то дальше можешь идти куда угодно. Так и было. Этой ночью они с Кэт вышли из кафе "Виртуалный Хоспис", где познакомились, и отправились бродить по набережной Канта.
Центральная часть города сохранялась веками неизменной. Здесь словно жил исторический дух старого довоенного Фордере Форштадт - бедняцкого пригорода Кенигсберга, в котором жил Иммануил Кант. Суетливое движение нефилософской мысли - всё это как будто здесь старинная конная железная дорога - огромные, чистые, длинные мысли как вагоны конки несутся по улицам со скоростью десять миль в час, огибая углы как ошалелые. "В них, - как вспоминал Джером К. Джером, чьи путевые заметки любят цитировать в российском Калининграде до сих пор, ездят все за исключением офицеров, которым это не разрешено: и носильщики с вещами, и разодетые дамы, отправляющиеся на бал, - все едут вместе. Конка внушает большое почтение: все на улицах спешат дать ей дорогу. Если вы зазеваетесь и попадете под блестящие вагоны, но случайно останетесь живы, то вас, поднявши, немедленно оштрафуют за недостаток почтительности..."
-- Скотт! - опять спросила Кэт. - Тебе не кажется, что мы спешим?
-- Vanitas vanitatum, - ответил опять Скотт Вискин, - vanitas vanitatum omnia vanitas!
И попытался прижать спутницу к стенке, чтобы проткнуть (будто ощутил - в ней есть что-то похожее на мыльный пузырь, который необходимо проткнуть).
"Человек - мыльный пузырь" - именно так и сказал Скотт Вискин, когда проткнул, и именно эта крылатая фраза, принадлежащая древнеримскому писателю Маркусу Терентиусу Варро, объясняет присутствие мыльных пузырей на натюрмортах в традиции Vanitas - сделанные из мыла, они медленно разрушались, также как и человеческое тело под влиянием процесса старения.