Читатель (по-иностранному "ридер") нынче дорог. И чем дальше, тем дороже. Это хорошо известно каждому автору.
Причин тому великое множество. Во-первых, грамотность. Хоть формальная, но всеобщая, она сбивает с панталыку морально неустойчивых читателей и толкает их на скользкую дорожку сочинительства. Затем - погоня за хлебом насущным. Приходится с грустью признать, что множество людей сегодня занято этим ежедневно, с подъёма до отбоя, и им просто не до чтения. Кроме того, растущее с онкологической быстротой медиапространство пачками перетаскивает читателей -- ладно, если б только в зрителей, а то ведь и в игроманов, и в шопоголиков, и Бог знает в кого ещё.
При таком положении вещей встретить настоящего β-ридера (это по-нашему "второй читатель" -- тот, кто читает произведение вторым после автора и потому хорошо видит все его ляпсусы, кляксы, помарки и просчёты) нисколько не проще, чем отыскать в тонне макулатуры личное счастье.
Мне повезло. Судьба свела меня с Милой Эвоян.
Она сразу, без предисловий, взяла быка за рога и стала действовать решительно, как заправский редактор. Замечу в скобках, что автор, не терпящий редактуры, подобен фотомодели, которая не подпускает к себе ни гримёра, ни парикмахера. Равным образом и редактор, который видит свою цель в самоутверждении за счёт ошибок автора, просто занимает чужое место.
Ничего подобного нет во взаимоотношениях с Милой. В её замечаниях, как правило лаконичных и точных, видится искреннее желание помочь автору сделать текст более ярким, выпуклым, образным, а иногда и просто более понятным. У автора появляется бесценная возможность посмотреть на своё новорожденное творение со стороны читателя. Такое не сымитировать, не сыграть, не развить никакими тренингами. К тому же взгляд Милы -- это взгляд читателя искушённого, грамотного, вдумчивого, воспитанного, доброжелательного и имеющего хороший вкус. Я бы ещё добавил: профессионального. В полной мере обладающего качеством, являющимся неотъемлемой чертой профессионализма, -- обязательностью. Если уж она согласится поработать с произведением, то автор обязательно получит толковый отзыв, а не формальную отписку.
Мила не погнушается "мелочами" и скрупулёзно укажет на орфографические ошибки, если они в тексте найдутся. Такую дотошность в наше время, которое я для себя называю "эпохой демонстративной безграмотности", трудно переоценить.
Но это вовсе не означает, что она ограничивает свою деятельность корректурой. Совсем наоборот. Для её манеры характерно глубокое проникновение в сущность излагаемого, что позволяет ей высказывать весьма ценные суждения и композиционного, и концептуального характера, от которых порой один шаг до полноценного соавторства.
Мне немного грустно писать эти строки. Ведь в них колом торчит неприятный вопрос: если после этого выступления к Миле Эвоян выстроится очередь авторов, жаждущих захватывающе интересного и весьма плодотворного сотрудничества, - чего она вполне заслуживает, -- то найдётся ли у неё время для моего скромного творчества?
Но... Дорогие авторы, я не считаю себя вправе становиться у вас на пути. Тем более что пресловутая очередь всё равно когда-нибудь выстроится и без меня. Поэтому я радостно иду на самопожертвование и сообщаю, где можно лично познакомиться с этим замечательным β-ридером. https://vk.com/milyaka
Олег Скрынник,
в разное время член РСП, ИСП, победитель, лауреат, номинант, участник всякого-разного