Скрыпник Александр Павлович : другие произведения.

Любовь. На руинах стереотипов. Глава 12. Любовь И Брак, Семья, Дети 12. 2. Дети

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава 12. ЛЮБОВЬ И БРАК, СЕМЬЯ, ДЕТИ
   12. 2. ДЕТИ
  
  Я хочу, чтобы твоя победа
  и твоя свобода желали ребенка.
  Ты должен создавать живые памятники своей
  победе и своему освобождению.
  Ты должен созидать вне себя.
  Но прежде ты должен быть сам построен...
  Заратустра
  
  Будь правдив даже по отношению дитяти:
   исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.
  Талмуд
  
  Ребенок - это правда любви.
  Михаил Михайлович Пришвин
  
  По правде говоря,
  ваши дети вам не принадлежат
  и никогда не принадлежали.
  Они принадлежат жизни.
  Вам же не принадлежит никто.
  Энтони де Мелло
  
  Чтобы родить лучшего ребёнка, нужна любовь между родителями
  Лобсанг Рампа
  
   В сборнике статей Дональда Вудса Винникотта "Маленькие дети и их матери" одна из статей называется "Начало личности". В ней он пишет: "... рождение, несомненно, является тем самым моментом, когда появляется человек. Такая точка зрения близка многим, но требует выделения различных стадий развития...". И далее он выделяет эти стадии. Перечислим их.
  1. Замысел.
  2. Зачатие.
  3. Мозг как орган.
  4. Шевеление плода.
  5. Жизнеспособность.
  6. Психика становится значимой.
  7. Рождение.
  8. Я и не-я.
  9. Объективная реальность.
  10. Принципы морали.
  11. Игра и приобщение к культурному опыту.
  12. Личная психическая реальность.
   Хочу особо обратить Ваше внимание, уважаемые читатели, на пункт 1 - "Замысел"!
   Это слово, - "замысел", можно представить в виде вопроса: "Зачем мы рожаем детей?". Попробуйте ответить на этот вопрос! И, уверен, Вы, как "белка в колесе", будете вращаться в кругу сложившихся стереотипов, древних как мир, но от этого не менее вредных.
   Сайт для мам supermams.ru решил собрать в одной статье причины, по которым люди рожают детей. Вот они:
  Первая причина. Залетная
  Просто так получилось. Никто не планировал ребенка, но беременность наступила, и будущие родители решили рожать.
  Вторая причина. Зависимость от общественного мнения.
  В нашем обществе так принято - иметь детей.
  Третья причина. Материнский инстинкт
  Просто в один прекрасный момент у женщины просыпается материнский инстинкт (а у мужчины - отцовский).
  Четвертая причина. Для удобства
   Да, некоторые действительно рожают ребенка, так как иметь ребенка очень удобно.
   Это тот человек, который в старости стакан воды принесет и не даст умереть от голода (на одну пенсию ведь не проживешь!). Это тот человек, который, добившись жизненных высот, потом сможет обеспечить и своим родителям красивую жизнь.
   Ребенок - это возможность взять квартиру в кредит по более низкой цене. А когда подрастет - будет помогать по хозяйству.
   Некоторые женщины используют ребенка как способ покрепче привязать к себе мужчину, или, заявляя о своей беременности, женить его на себе.
  Пятая причина. Самореализация
   У каждого в жизни должно быть дело, которому ты отдаешь всю свою душу, и получаешь от этого удовольствие. У некоторых это - рождение и воспитание детей.
   Родители, которые заводят детей по этой причине, часто воспитывают своих детей в духе "У меня не получилось, а вот он - сможет!".
   Ребенок исправит ошибки своих родителей, многого добьется в жизни и всем еще покажет, кто здесь прав! И ребенок появляется на свет, как продолжение нереализованных желаний своих родителей. Шестая причина. Смысл жизни
  Вопрос смысла жизни - вечный вопрос. Поэтому, не мудрствуя лукаво, многие избирают своим смыслом жизни рождение и воспитание детей.
   Практикующий психолог и процессуальный психотерапевт Истратова Екатерина Александровна из г. Москва в своей статье, посвященной этому вопросу, приводит ответы реальных женщин, которые готовились или готовятся к материнству. Любопытно?
  - "люблю мужа и хочу иметь что-то от него",
  - "всего уже добились, все есть, только детей нет",
  - "если у нас будет ребенок, муж будет больше время проводить дома",
  - "я смогу заниматься с ребенком, ходить с ним в театр, кино",
  - "настоящая женщина только та, которая родила ребенка",
  - "если мы родим еще одного ребенка, нам дадут квартиру",
  - "у меня есть дети, а у мужа нет... если я ему не рожу, он может меня бросить",
  - "мой первый ребенок вырос и живет не так, как я хочу... уж этого-то я воспитаю правильно!",
  - "мама говорит, что ей давно пора иметь внуков",
  - "мужу нужен наследник, чтобы передать дело",
  - "если я рожу ребенка, муж будет больше меня любить!"...
   И далее, автор сама же резюмирует: "Обратите внимание, что почти все ответы сводятся к желанию использовать будущего малыша, как средство достижения тех или иных своих целей. Кто-то хочет с помощью ребенка достичь положения в обществе, кто-то получить квартиру, кто-то удержать мужа, кто-то ублажить маму, кто-то избавиться от одиночества и т.д. И никто, в моих примерах, не говорит о будущем ребенке, как о самоценности, о желании родить ребенка ради самого ребенка, правда?"
   Ещё один автор, - Алена Сигирева, - пытается найти ответ на это вопрос, размышляя по этому поводу на "Женском сайте" (www.womansait.ru), и выделяет, по сути, те же причины. Она пишет:
   "Первая причина ясна и понятна - это продолжение рода человеческого. Но она редко бывает единственной - обычно лишь служит фоном другим факторам.
   Вторая - желание иметь ребенка от любимого мужчины. Это здорово, когда дитё рождается в счастливом браке и является одинакового желанным как для жены, так и для мужа, когда по рождении оно купается в любви и заботе своих родителей. Хуже, когда с помощью малыша любовница пытается увести чужого мужа из чужой семьи.
   Иногда девушки рожают детей, дабы привязать к себе самца покрепче, чтобы он не сбежал куда-нибудь или наконец-то официально на ней женился. В такой ситуации малыш выступают не целью, а средством достижения других целей.
   Третья - решение материальных проблем. Да, родить малыша можно с целью заарканить мужика, выйти за него замуж, а самой не работать, а лишь деньги с супруга требовать или выдавливать с него алименты.
   К сожалению, именно у меркантильной причины обзаведения потомством наибольшее количество разновидностей.
  Четвёртая причина, почему заводят детей, состоит в том, что женщине просто хочется успеть на поезд - годы идут, время летит, а редкая настоящая женщина чувствует себя полноценной, не сумев поделиться своей любовью со своим чадом.
   Пятая причина: дети - это спасение от одиночества и защита от старости. Чтобы не остаться на старости лет одной и не прожить жизнь уж совсем зря и в пустую, нужны дети-они наполняют жизнь смыслом, счастьем и любовью. А также в мечтах мамы на склоне её лет преподнесут пресловутый стакан воды или просто будут рядом. ... я для себя выделила главное: либо
  1) женщина рожает ребенка для себя, для удовлетворения своих внутренних, эмоциональных, природных потребностей,
  2) либо она рожает малыша для достижения других, более значимых для неё целей (выйти замуж, привязать мужика, срубить "бабла", получить квартиру, чтобы сохранить здоровье),
  3) она не хотела, но так получилось".
   Честно говоря, изложив Вам всё это, у меня возникло непреодолимое желание закричать "Караул!!!!! Что происходит?????". Мы рожаем и рожаем детей и даже не знаем, не понимаем, - "Зачем?". Это ужасно!!! Почему? Давайте попытаемся разобраться...
   Дональд Вудс Винникотт сказал нам, - "Замысел"! Почему важен замысел?
   Президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), профессиональный педагог мадам Андрэ Бертин в своей небольшой, но очень содержательной книге "Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях" отмечает:
   "... возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток".
   Единственное, что мне не понравилось в этой фразе, так это слово "возможно". Можете соглашаться со мной или нет, - Ваш выбор! Но! Я уверен, что "плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток". Откуда такая уверенность? Я надеюсь, что это Вам станет понятным, когда я позволю себе дать своё определение понятию "человек".
   Итак: "Человек - это биосоциальный информационно-энергетический сосуд, наделённый сознанием".
   С биологией и социальностью человека всё более-менее понятно, с информационно-энергетическим аспектом и сознанием - сложнее. А слово "сосуд", возможно, покажется вообще не уместным. Тем не менее...
   Женская яйцеклетка и мужской сперматозоид несут в себе информацию? Вижу, как Вы машете руками, - "Да-да! Знаем! Геном! Наследственность и т.д.!". (Кстати, потрясающая работа Петра Петровича Гаряева "Волновой генетический код"! Кто не знаком, - очень рекомендую!). Кроме того, нет чёткого представления о том, как мы воспринимает информацию. Поэтому, слова Юлии Шмурак (Институт педагогических инноваций Российской Академии Образования) из её статьи "Воспитание до рождения: Теоретические размышления. Опыт развивающего пренатального воздействия": "Человек приходит в жизнь с опытом рождения, я к рождению - с опытом внутриутробной жизни", я бы дополнил следующими, - "а к опыту внутриутробной жизни - с опытом зачатия. А к опыту зачатия - с опытом замысла". Информация... Она не исчезает...
   Энергетика? Не вижу особых проблем в понимании этой характеристики человека. Вероятно, не вызовет ни у кого сомнения тот факт, что для того, чтобы развиться от оплодотворённой клетки до новорожденного младенца нужна энергия. Я уже не говорю о том, что без энергетических затрат, человек не способен ни расти, ни совершать какие-либо действия. А если есть энергетические затраты, - значит есть тот источник откуда они черпаются. Да?
   Что касается сознания, то о нём, мне кажется, мы очень детально поговорили в главе "БОГ".
   Остаётся разобраться с тем, что мы вкладываем в понятие "сосуд". Позвольте к этому вернуться чуть позже. Замысел... Зачем? ...
   Я должен Вам сказать, что ни одна из вышеприведенных "причин", - на самом деле, - НЕ причина. Давайте по порядку...
   "Причина" - "Залетная"... Следовательно, - замысел, как таковой, отсутствует! Вы не знаете причину, по которой ребёнок готов появиться на свет. Ну, - так получилось... Откуда тогда может знать он? Ребёнок также не знает! При зачатии информация ограничена. Как Вы думаете, - это скажется на его дальнейшем развитии?
   "Причина" - "Зависимость от общественного мнения"... Здесь как-то тоже сложно отыскать замысел. Важно ли для будущего ребёнка "общественное мнение"? Ведь, когда он появится, - общество будет несколько иное!
   "Причина" - "Материнский инстинкт"...
   Здесь, вероятно, мы немного "задержимся".
   Что касается "замысла" то и эта "причина" ничего конкретного нам не освещает. Если существует материнский инстинкт, то вопрос "замысла" должен сниматься априори. Корень слова "замысел" - от слова "мысль". В инстинкте никакой мысли нет.
   Получается, мы рожаем детей, потому что существует материнский инстинкт. У меня, честно говоря, возникло впечатление, что словосочетание "материнский инстинкт" возникло потому, что дети рождаются...
   Википедия следующим образом определяет "материнский инстинкт":
   "Материнский инстинкт (инстинкт матери) - собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружающей среды путём нежной заботы и внимания. Наблюдается как у людей и других млекопитающих, так и у рыб, насекомых и птиц. Зачастую материнским инстинктом называют вид поведения, при котором мать (или же приёмная мать) стремится оберегать, заботиться и воспитать своё чадо. Принято считать, что проявление материнского инстинкта начинается с рождением первого ребенка (в случае приёмных матерей - с момента принятия детёныша в семью). Феномен материнского инстинкта до сих пор является объектом изучения науки.
   Особенно меня впечатлила последняя фраза, - "феномен материнского инстинкта до сих пор является объектом изучения науки". То есть, как бы изначально предполагается, что такой феномен существует. Если он существует, почему же за столько лет наука так плохо его "изучила", что он "до сих пор является объектом изучения"?
   Ответ, по всей вероятности, прост! Потому что такого феномена как "материнский инстинкт" не существует. Невозможно изучить то, чего не существует!
   Мы с Вами уже пытались разобраться с тем, что означает "инстинкт". И, как было проиллюстрировано, понятия не имеем, что это такое. От того, что мы будем добавлять к слову "инстинкт" прилагательные, ("основной", "сексуальный", "материнский"), понимания слова, которое не имеет под собой никакого содержания, не прибавится. Увы...
   "Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от конкретной матери, ее индивидуальной истории и от истории общества", - сделала вывод Элизабет Бадинтер, проследив историю взаимоотношений матери к своим детям во Франции в течение XVII - XX веков.
   Бадинтер не одинока. Американский психолог Ллойд де Моз в книге "Психоистория" считает, что сила материнского инстинкта преувеличена: "История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю, тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным".
   Еще один француз, философ и писатель Бернар Вербер в "Энциклопедии абсолютного и относительного знания" уверяет, что этот инстинкт вообще появился лишь в начале XX века, (заметьте, не "существует", а "появился"!) когда правительство увидело в нем экономическую и социальную выгоду. После чего массовая реклама игрушек, памперсов, сосок, присыпок и искусственного молока впрыснула концепцию любящей матери и счастливого ребенка прямо в мозг потребителям. Бизнес...
   Джерри Стейнберг, основатель старейшей организации чайлдфри "No Kidding!" писал: "...среди родителей тоже полно детоненавистников. Исходя из данных Бюро судебной статистики США за 2000 год, среди пострадавших от насилия детей до 5 лет лишь 1% пострадал от незнакомых людей. Все остальные стали жертвами родителей (в 56% случаев) или родственников и знакомых".
   Одни из популярных интернетовских поисковиков на запрос "Мать убила своего ребенка" мне выдал информацию, - "найдено 15 млн. результатов"!!! Пятнадцать миллионов!!! Скажу честно, я смог просмотреть не более десятка сайтов. Почему? Как говорят: "Стало плохо! Очень плохо!". Это морально угнетает...
   Есть ещё одно простое подтверждение отсутствия такого явления как "материнский инстинкт", - это, аборты!
   По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодное количество хирургических абортов (обратите внимание, - есть ещё медикаментозные аборты!) в мире превышает 55 миллионов, на каждые 1000 рождений приходится 300-500 абортов.
   Статистика абортов по России показывает, что около 80% беременных женщин заканчивают тем, что идут на аборт. 80%, - это ведь больше половины, не так ли? Значительно больше!
   Россия удерживает 1 место в мире по количеству абортов и по материнской смертности. Каждый час в России происходят больше 300 абортов. По их количеству Россия опережает США в 8 раз, Англию и Францию - в 10, а Нидерланды - в 20. Аборт, сделанный в 15-18 лет, грозит будущим бесплодием. Поэтому в России рожают ребенка только 2 из 10 беременных юных женщин. Россиянок, не способных к материнству, ежегодно увеличивается на 200-250 тысяч. (Данные взяты с сайта www.moscowuniversityclub.ru). В 2008 году число абортов в стране приблизилось к числу новорожденных: 1,2 миллиона прерываний беременности на 1,7 миллиона появившихся на свет малышей.
   По иным источникам в России ежегодно делается 1,6-1,7 миллионов абортов.
   С момента легализации в США сделано 53 миллиона абортов. (Не буду напоминать, что население Украины - на 1 февраля 2011 года составляло 45,76 миллионов человек). Уровень абортов в стране достиг пика в 1,6 миллиона в 90-ые годы и затем уверенно падал на протяжении многих лет, хотя последние данные Гуттмахера 2005-2008 гг. показывают небольшой рост уровня абортов с 1 206 000 до 1 212 000. В 2003 году в США было сделано 1287 тысяч абортов или 20,8 на 1000 женщин в возрасте 15-44 года. Согласно статистике, в 2008 году в США было сделано 1,21 миллион абортов. Статистика по крупнейшим городам Соединённых штатов следующая: город Нью-Йорк с 767 абортами на 1000 рождений, город Вашингтон с 706. Более миллиона абортов делаются в США каждый год.
   Медики утверждают, что Украина - в пятерке мировых лидеров по количеству абортов. Специалисты отмечают массовость этого явления. Невзирая на некоторое постепенное уменьшение, из года в год в Украине все равно фиксируют 200-250 тысяч случаев искусственного прерывания беременности - по официальной статистике. Неофициально, общественные организации заявляют о 30 миллионах абортов за годы независимости. О таких же внушительных показателях говорит и официальная статистика осуществлённых абортов в Украине: в 1990 году было сделано 1 млн. 19 тыс. абортов, в 1992 - 902 тыс. абортов; в 1995 - 740 тыс. абортов; в 2000 - 434 тыс.; в 2001 - 370 тыс.; в 2002 - 346 тыс.; в 2003 - 316 тыс.; в 2004 - 289 тыс.; в 2005 - 264 тыс.; в 2006 - 230 тыс. абортов.
   Я наткнулся в Интернете на любопытный сайт, который предоставляет мировую статистику в реальном времени. Согласно информации с этого сайта, в текущем году (за пять месяцев) в мире уже сделано более 19 миллионов абортов.
   Можно было бы добавить к этому статистику оставленных в роддомах детей. Детей, которые растут в домах малютки и детских домах. Всё это Вы можете найти и сами.
   Вы всё ещё верите в материнский инстинкт? ...
   У этого вопроса есть и другая сторона. Её, на мой взгляд, великолепно осветил в своей книге "Материнская любовь" Анатолий Александрович Некрасов. На меня эта книга из всего, что он написал (вернее, что мне удалось прочитать) произвела наибольшее впечатление. Прочтите её и подумайте над ней обязательно! Единственное, может быть, замечание с моей стороны - всё, о чём он пишет в этой книге к материнской любви, по-моему, отношения не имеет. Анатолий Александрович пытался заменить словосочетание "материнская любовь" на "материнское чувство", но это получилось не чётко, не последовательно и не убедительно. Но если читать внимательно и вдумчиво, то понимаешь все те "изыски" матерей, которые, по существу, материнской любовью не являются.
   Но! Вернёмся к нашему исследованию.
   Следующая "причина", по которой рожают детей - "Для удобства". На первый взгляд, "замысел", как-будто бы, существует. Будет "человек, который в старости стакан воды принесет и не даст умереть от голода", "ребенок - это возможность получить государственное пособие, взять квартиру в кредит по более низкой цене и т.п. А когда подрастет - будет помогать по хозяйству".
   Но! Кого, собственно, касается этот "замысел"? Имеет ли он отношение к будущему ребёнку? Вероятно, но только как к средству получение определённых "благ"! Это не замысел рождения, - это замысел увеличения "удобств". Так что, - это скорее не замысел, а изыскание дополнительных "источников удобств, благ".
   Отдельные авторы, как мы заметили, в эту же "причину" включают и следующий аспект, - "Некоторые женщины используют ребенка как способ покрепче привязать к себе мужчину, или, заявляя о своей беременности, женить его на себе".
   Другие, - наличие "любимого" мужчины и реализацию его "желаний" выделяют в отдельную причину, по которой женщина идёт на рождение ребёнка. "Желание иметь ребенка от любимого мужчины", "люблю мужа и хочу иметь что-то от него", "если у нас будет ребенок, муж будет больше время проводить дома", "у меня есть дети, а у мужа нет ... если я ему не рожу, он может меня бросить", "мужу нужен наследник, чтобы передать дело", "если я рожу ребенка, муж будет больше меня любить!"..
   Как тут не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина и его гениальную "Сказку о царе Салтане". Помните?...
   "Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря".
   Идея родить "для батюшки-царя" (в нашей интерпретации, - "для мужчины") как мы видим, с одной стороны, - не нова. А, с другой стороны, увы, - не устарела.
  Вот цитата из статьи Татьяны Дневной "Хочу ребёнка" (сайт www.womansait.ru): "... когда чудесным образом, небеса посылают нам чудесного самца, мы, женщины, хотим, очень-очень, хотим от него родить ребёнка". О как! "Самца подослали", - теперь "хотим родить"!
   Хочу Вам, уважаемые читатели, привести высказывание одной моей знакомой. Услышал я его всего несколько месяцев тому назад. Речь шла о её первом муже, которого она спокойно оставила, по причине романа с другим мужчиной.
   Красочно описывая свои взаимоотношения с бывшим мужем, она сказала: "Он хотел сына и получил его так же быстро"! О, как! "Fast food", - не иначе! Не женщина, а "чудо-печка", "скатерть-самобранка"! А, может быть, - "инкубатор по быстрому производству сыновей"? Хотел ... Получил ... И .... Быстро!!!...
   Здесь очень уместно высказывание талантливой польской художницы и журналистки Янины Ипохорской: "От природы она была немного глуповата, но ей удалось превосходно развить свои задатки".
   Я уверен, что далеко не все женщины таковы! Однако, увы, и таких - не мало!
   К сожалению, стереотип - "Я б для батюшки-царя родила богатыря" не только живуч в женской половине человечества, но имеет и многих "приверженцев" среди мужчин.
   У Михаила Сергеевича Боярского есть очень красивая песня. Называется она, - "Спасибо, родная". Там есть такие строки:
   "Ты сладко спишь, а я шепчу тебе родная Спасибо за день, спасибо за ночь, Спасибо за сына и за дочь". Бесспорно, - песня очень красива! В ней выражение галантности мужчины по отношению к женщине достигает своего апогея. И... По-моему, даже перехлёстывает через край. Покруче средневековых трубадуров. Любопытно, а кто-нибудь задавал себе вопрос: "А за что, собственно, "Спасибо"?". Как, вообще, можно кого-то благодарить "за сына и за дочь"?
   Михаил Сергеевич не одинок! Вот цитата из журнала "Истории звёзд", которая принадлежит известному украинскому певцу, продюсеру и шоумену Потапу, - "Лучший подарок, который мне сделала жена, - положительный тест на беременность".
   Таким образом, женский стереотип, что "ребёнок - подарок мужчине", не только принимается мужчинами, но и поддерживается, и поощряется!
   Мужское желание "наследника", "продолжателя рода" широко распространено и понятно! Но! В чём же тогда состоит замысел? Получается, - женщина замыслила "сделать подарок", а мужчина замыслил "подарок получить"? И где же здесь ребёнок? Это, - такая "форма подарка"?
   Однозначно, "подарок" замыслом быть не может и, по всей видимости, и не должен!
   Следующая "причина" рождения ребёнка, - самореализация.
   "У каждого в жизни должно быть дело, которому ты отдаешь всю свою душу, и получаешь от этого удовольствие. У некоторых это - рождение и воспитание детей.
   ... Ребенок исправит ошибки своих родителей, многого добьется в жизни и всем еще покажет, кто здесь прав! И ребенок появляется на свет, как продолжение нереализованных желаний своих родителей".
   Опять может показаться, что замысел существует. На самом деле, - никакого замысла нет! Во-первых, самореализация она потому и самореализация, что человек должен реализоваться сам, а не через другого человека. Надеюсь, - ни у кого нет сомнения, что ребёнок, - это другой человек. Это, - не мама! И это, - не папа! Он - новый человек! И должен стать новой личностью! Во-вторых, как абсолютно верно отметил Анатолий Александрович Некрасов: "Дети ничего не должны родителям. Они пришли в эту жизнь для решения своих задач!" Своих! А не Ваших! Следовательно, никакой "самореализации в детях" быть не может! Её не существует! Это, - стереотип, миф!
   Следующая "причина", - "Смысл жизни".
  "Вопрос смысла жизни - вечный вопрос. Поэтому, не мудрствуя лукаво, многие избирают своим смыслом жизни рождение и воспитание детей".
   Опять мы видим иллюзию наличия замысла. Смысл жизни - это очень серьёзно! "Рожу ребёнка и сразу станет понятно, - зачем я живу!". А если, не приведи Господи, Вы бесплодны? Тогда как? Повторюсь, - "Дети пришли в эту жизнь для решения своих задач!". И они должны сами обрести свой смысл жизни! Не возможно, чтобы смысл жизни одного человека заключался в другом человеке. Смысл жизни индивидуален, личностен! Дети, не смотря на всю их значимость для родителей, смыслом жизни не являются! К вопросу о смысле жизни мы ещё вернёмся. А пока, хотелось бы привести отрывок из не однократно упоминавшейся мной книге Алтынова Виктора Доброславовича "Любовь и влюбленность. Роковая ошибка человечества":
   "Основная же причина проблем с детьми состоит в неистинном отношении родителей к своему ребенку.
   Так же, как неистинное отношение супругов всегда приводит к конфликтам, так и у родителей с детьми отсутствие Любви всегда будет порождать неприятности.
   Как же должен относиться родитель к ребенку, чтобы потом в их взаимоотношениях обязательно возникли проблемы???
  - Как к живой кукле или к игрушке.
  - Как к средству воздействия на мужчину и его шантажа.
  - Как к своей собственности.
  - Как к вещи, которую можно продать или купить (как это сделал, например, Майкл Джексон за 1 млн. долларов).
  - Как к средству получения материальных благ (квартиры, пособий, милостыни и т.п.).
  - Как к дешевой рабочей силе.
  - Как к бестолковым малолеткам.
   В последнем случае взрослые постоянно говорят: "Я больше тебя прожила, поэтому я лучше знаю". На что можно ответить словами одного сатирика: "Возраст еще не подвиг". А продолжительность жизни - не показатель ума...
   Кстати, дети чувствуют подобное к ним отношение, находясь еще в утробе матери... Что уж говорить о терминах: "завести ребенка" или "иметь ребенка". Другими словами: завести "животное" или иметь "вещь"...
   Такое понимание всегда будет приводить к конфликтам. И все же большинство отвечает на вопрос: "а чьи дети?", однозначно. "Мои, чьи же еще, раз я их родила?" - забывая, что: ""Женщина рожает ребенка не для себя, она в последнюю очередь рожает для себя. В первую очередь, она рожает для него самого и потом уже для общества, и потом уже для себя".
   Хочу отметить, что фраза "потом уже для общества, и потом уже для себя", на мой взгляд, не более чем реверанс Виктора Доброславовича в сторону существующих стереотипов. Ребёнок рождается исключительно для себя!
   Помните удивление практикующего психолога Истратовой Екатерины Александровны: "... никто, в моих примерах, не говорит о будущем ребенке, как о самоценности, о желании родить ребенка ради самого ребенка, правда"?
   Замечательно сказал Ошо:
   "Я считаю разрушительным представление многих родителей: "Это мой ребенок, и я могу делать со своим ребенком, что хочу". Это насильственно, это разрушительно. Ребенок не вещь, не стул, не машина. Ты не можешь делать с ним, что захочешь. Он появляется из тебя, но тебе не принадлежит. Он принадлежит существованию. Ты, самое большее, заботишься о нем; не становись его собственником.
   ... Ребенок - это не вещь, его нельзя "сделать". Ребенок похож на дерево. Да, ты можешь помочь. Ты можешь подготовить почву, можешь принести удобрения, можешь его поливать, можешь следить за тем, получает ли растение достаточно света, - вот и все. Но в твои задачи не входит "растить" растение; оно растет само по себе. Ты можешь помочь, но не можешь его "вырастить" или "воспитать"".
   Мы очень близко подошли к пониманию замысла! К пониманию того, зачем мы рожаем детей! Бесспорным является тот факт, что ребенок должен появляться на свет ради себя самого. Никаких других причин не существует! И здесь мы можем определить единственный замысел, единственную причину, которая обуславливает рождение ребёнка, - это увеличение объема Любви!
   Здесь уместно вернуться к определению понятия "человек", которое я привёл выше, - "Человек - это биосоциальный информационно-энергетический сосуд, наделённый сознанием".
  Мы оставили без рассмотрения часть этого определения, а именно, - что мы вкладываем в понятие "сосуд".
   Каждый из Вас, уважаемые читатели, имеет представление о том, что такое "сосуд". Википедия предоставляет нам очень простое определение:
   "Сосуд - вместилище для жидких или сыпучих тел, например, бутылка, баклага и т. д.". Кстати, - любопытно, что к этому слову очень близко примыкает понятие "сосуды" - трубчатый орган у животных и растений, по которому движется жидкая среда. Например: кровеносные сосуды, лимфатические сосуды.
   Каким бывает состояние сосуда?
   Не вдаваясь в детали, мы может различить три состояния сосуда:
  1. Сосуд пуст;
  2. Сосуд полон;
  3. Сосуд наполнен частично.
   Последнее состояние может иметь множество вариантов: чуть-чуть наполнен, на четверть наполнен, на треть, на половину, более чем на половину и т.д.
   Обобщая сказанное, можно говорить о том, что человек как биосоциальный информационно-энергетический сосуд может находиться в двух состояниях - наполненности и не наполненности.
   Единственное, что реально может наполнять такой "сосуд" как человек, - это Любовь! Наполненность и есть Любовь! Не наполненность - это отсутствие Любви! Или, проще говоря, - пустота!
   Мы с Вами обязаны понять, что зло, насилие, агрессия, глупость, ложь, трусость, зависть, жадность, все так называемые людские пороки, - это всего лишь производные от пустоты! Пустота невыносимое для человека состояние. Если выразиться образно, - пустота разъедает человека изнутри. Сознательно или бессознательно человек стремиться заполнить её кем-то или чем-то внешним, - сексом, властью, деньгами, насилием, причастностью к группе, банде, партии, нации, государству, алкоголем, наркотиками, различными шоу, телесериалами, сплетнями, чем угодно!
   Все эти старания тщетны! Заполнить "сосуд" способна только Любовь! Чтобы этот "сосуд" был, как можно более наполнен, мы должны проходить по следующему алгоритму:
  - Любовь к себе;
  - Любовь к партнёру (жене, мужу);
  - Любовь к ребёнку (детям);
  - Любовь к родителям;
  - Любовь ко всем остальным людям;
  - Любовь ко всему.
   Я не включил в этот алгоритм "Любовь к Богу" по одной причине, - "Бог и есть Любовь"!
   Двигаясь по такому алгоритму, мы увеличиваем объём Любви, а, следовательно, развёртываем внутри и вне себя Бога!
   Поэтому, следует особо подчеркнуть, - почему так важен замысел в рождении ребёнка? Потому что уже на стадии замысла мы начинаем "заполнять" новый, будущий "сосуд", нового человека!
   И поэтому, становится понятным, почему так важно зачатие, беременность, роды и всё последующее отношение к ребёнку. Он должен уметь любить себя! Чем больше Любви на всех этих этапах он будет ощущать, тем "полнее будет сосуд"! Тем больше он будет любить себя и тем больше Любви он сможет "отдать"!
   Очень часто, обращаясь за информацией о зачатии, Вы находите фразы похожие на эту, - "В период, предшествующий зачатию, необходимо уделить особое внимание своему здоровью. В первую очередь нужно отказаться от употребления алкогольных напитков, наркотических веществ, сигарет, заниматься спортом, сдать анализы и убедиться в отсутствии инфекций. При выполнении этих условий вероятность успешного зачатия и рождения здорового ребенка довольно высока". В правильности подобных утверждений вряд ли кто-то сомневается. Всё это очень важно и необходимо! Без выполнения этих рекомендаций действительно будет проблематично родить физически здорового ребёнка. Но будущий ребёнок, - это не только физиология и биология. Это ещё и психология. Это ещё и энергетика. Это - будущий "носитель" Бога в себе!
   Поэтому, центральное место в вопросе зачатия ребёнка следует отвести Любви между его родителями и их замыслу увеличить объём своей Любви! Только таким образом Вы сможете заложить фундамент для действительно счастливой жизни своего будущего ребёнка.
   Тогда становится понятным и значение пренатальной медицины и пренатальной педагогики.
   Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы.
   Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
   По мнению Руперта Шелдрейка, английского биолога, мысли и чувства - это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.
   Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по "бороздкам" поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость, как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психику и даже физическую структуру.
   Это расширяет значение того, что Дональд Вудс Винникотт назвал "холдингом", рассматривая влияние родителей на уже родившегося ребёнка. По словам Винникотта, "холдинг - это все, что мать делает, и все то, чем она является для своего грудного ребенка". Он пишет: "... объясняя понятие "холдинг", мы имеем в виду два момента: мать осуществляет холдинг, держит ребенка и ребенок, которого держат, окруженный заботой, быстро проходит фазы развития, чрезвычайно важные для формирования личности".
   Масару Ибуки в книге "После трех уже поздно" пишет: "Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно". И далее, - "Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание". А кто, прежде всего, воспитывает детей? Верно, в первую очередь - родители!
   В книге "Вначале было воспитание" Алис Миллер, критикуя "чёрную педагогику", пишет: "Если раньше ребёнка физически уродовали, эксплуатировали и чуть ли не открыто преследовали, то теперь измываются над его душой, называя это благозвучным термином "воспитание"". И далее, - "я высказала сомнение относительно самой возможности гуманной педагогики как таковой, так как на основании достаточно богатого опыта убедилась, что даже самые утонченные формы педагогического воздействия представляют собой манипулирование людьми. ... На мой взгляд, любое воспитание совершенно излишне, если рядом с ребёнком с раннего детства постоянно находится человек, позволяющий ему спокойно выражать свои чувства. Ребёнок не должен бояться потерять его, если он будет откровенным с ним. Если к ребёнку относится с уважением, он может без всякой санкции воспитателя самостоятельно постигать как свой внутренний, так и окружающий мир".
   Выдающийся английский педагог XX века Александр Сазерленд Нилл в книге "Саммерхилл - воспитание свободой" пишет:
   "Я считаю, что трудным ребёнка почти всегда делает неправильное обращение с ним дома.
  ... у свободных детей в отличие от подавленных нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей.
  ... Задача ребёнка в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую выбрали ему беспокойные родители. Разумеется, и не ту, которая соответствовала бы целям педагога, полагающего, что уж он-то знает, как лучше. Вмешательство и руководство со стороны взрослых превращают детей в роботов.
  ... Агрессивные дети, которые у нас есть, - это всегда те, которые не получают в семье ни любви, ни понимания.
  ... большинство детей воспитывается на смеси лжи и невежественных запретов.
  ... Нет трудных детей, есть только трудные родители.
  ... Взрослые, которые боятся, что дети станут испорченными, на самом деле испорчены сами.
  ... Я повторяю: родители разрушают жизнь своих детей, навязывая им устаревшие представления, манеры, нравственные правила. Они приносят ребёнка в жертву прошлому.
  ... Самое поразительное в родительской лжи - они не имеют ни малейшего представления, какой вред наносят детям.
  ... Спасение - в любви, но беда в том, что никого нельзя принудить любить". Безусловно, прав Александр Сазерленд Нилл, - "Спасение - в любви"! И в том прав, что "никого нельзя принудить любить". Принудить нельзя! А научить? Научить можно?
   Очередной глубоко укоренившийся стереотип: "Любви научить нельзя! Это, - Дар! Дар свыше!".
   Многие люди, отталкиваясь от этого стереотипа, рассуждают приблизительно так: "Если это, -Дар, то не удивительно, что даётся он не всем! Вот, например, у меня нет голоса, нет слуха, поэтому я - не певец! И в том, что я НЕ люблю, в этом нет ничего страшного! Ну, нет у меня этого Дара! И что поделаешь? Живут же люди без ...".
   Не знаю, как Вам, уважаемые читатели, но мне кажется, что подобные рассуждения, с одной стороны, - убогие, (убогие, - потому, что свидетельствуют об абсолютном непонимании сути Любви). А, с другой стороны, опасные (опасные, - потому что свидетельствуют об отсутствии желания учиться Любви).
   В мире так мало проявленной Любви!!!
   Отбросьте веру в этот избитый стереотип! Любви можно научиться! Любви нужно учиться!!! И, возможно, главное, - учите Любви своих детей! Как? Нил Дональд Уолш писал:
  "Учите этому своих детей не через слова,
  Но через свои действия.
  Не через дискуссии,
  А через демонстрирование.
  ... И то, что вы будете делать, ваши дети будут отражать. И как вы живете сейчас - они будут жить".
   Я уверен, что в мире мало Любви по одной простой причине, - мы с Вами из поколения в поколение тиражируем пустоту.
   Заключение брака по причине влюбленности, сексуального притяжения, по расчету, по причине "все подруги (друзья) уже..", по причине "так принято" и т.п., - всё это приводит к росту пустоты.
   Зачатие ребёнка "по залёту", для мужчины, для себя, для получения пособия и т.п., - всё это приводит к росту пустоты.
   Рождение нежеланного ребёнка, отсутствие родительской ласки и внимания, моральное и физическое насилие над ребёнком, - всё это приводит к росту пустоты.
   Ссоры, скандалы между родителями, адюльтеры родителей, о которых узнают дети, разводы, - всё это приводит к росту пустоты.
   А пустота неизбежно приводит ко злу!
   Чтобы ребёнок был полон Любви, необходима реализация ряда условий:
  - Родители должны любить друг друга;
  - Родители принимают решение зачать ребёнка для:
  а) увеличения объёма Любви, которую они испытывают друг к другу;
  б) ребёнка; для него самого.
  - Весь период беременности родители общаются с будущим ребёнком. Рассказывают ему о том, что он придёт не просто реализовать их Любовь, он придёт увеличить объём Любви. Он придёт нести Любовь в мир! Он - Любовь!
  - При рождении ребёнка родители чётко осознают, что появился НОВЫЙ человек. Это, - не часть матери! Это, - не часть отца! Это, - ДРУГОЙ человек!
  - Далее, помните о том, что Дональд Вудс Винникотт назвал холдингом. (Я бы посоветовал обратить на это внимание не только матерям, но и отцам!). Чем больше, чем чаще Вы держите младенца на руках, чем больше Вы с ним общаетесь, тем больше его "сосуд" наполняется. Тем больше в нём Любви!
  - Родители всегда должны помнить, что ребёнок воспринимает информацию не только визуально, аудиально, сенсорно, но и энергетически. Ребёнок "считывает" Ваше негативное настроение, Вашу раздраженность, Ваш гнев. И он не осознаёт, что этот гнев вызван нерадивым соседом или глупым чиновником, кем бы то ни было. Вашу раздраженность, Ваш гнев он принимает на себя и... теряет Любовь. Увеличивается пустота!
  - Ребёнок растёт и родителям следует помнить замечательные слова сказанные Эдуардом Александровичем Севрусом:
  "Терзают наши семьи ссоры, склоки, Бурлящий их поток неиссякаем, Мы не прощаем детям те пороки, Которые им сами прививаем".
   А это изречение Василия Александровича Сухомлинского, - "трудные дети - это дети, которые не знали любви".
   Практически о том же писал Ошо: "Дети - это великие тайны. В то мгновение, как ты начинаешь их воспитывать, в то мгновение, как ты начинаешь создавать в них образны и характер, ты заключаешь их в тюрьму. Они никогда не смогут тебе этого простить. Но это единственный путь, которому они научатся, и они будут делать, то же самое со своими собственными детьми, и так далее, и так далее. Каждое поколение продолжает передавать свои неврозы новым людям, которые пришли на землю. И каждое общество упорствует во всем своем безумии, несчастье".
   Что касается отношения к ребёнку, можете воспользоваться для их построения десятью заповедями для родителей и десятью шагами навстречу ребёнку от Януша Корчака:
  "1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Бог дал тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
  10 шагов навстречу ребёнку
  1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае - тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.
  2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах "я отвечу тебе завтра" нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, я за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее 'Преподносит". Сначала справьтесь сами с собой, зятем говорите с ребенком. Только не лгите!
  3. Знайте: забывчивость - это тоже разновидность обмана. Пообещали - и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете - выполняйте. Если у вас плохая память - записывайте. Если вспомнили, что забыли, - поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете.
  4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: "Ах, как здорово ты нарисовал", глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно (!) скажите: "Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал". Опять же - не обманывайте: когда закончите - обязательно посмотрите.
  5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие "платите" присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, я не деньги. Способ откупаться подарками за то, что "недолюбили" ребенка, - предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.
  6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.
  7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.
  8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать "нет" в конкретной ситуации, - соглашайтесь. "Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?" - "Нет". Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.
  9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: "Кого ты больше любишь?" Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать "лучшего> или "худшего". В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой.
  10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: "Ты самый лучший!" "Лучшим" быть тяжело!".
   И, возможно, самое главное, - Ваш ребёнок будет наполнен Любовью, только если Любовью наполнены Вы сами! Всегда помните риторический вопрос Ошо: "Если ты не смог узнать вершин любви, чему ты можешь научить детей?".
   Замечательно сказал немецкий писатель и поэт Новалис (Фридрих фон Гарденберг): "Ребенок - это любовь, ставшая зримой". Только... Зримой должна быть Любовь между родителями ещё до зачатия ребёнка. Я бы немного перефразировал высказывание Новалиса: "Ребёнок - это Любовь, которой стало больше!".
   В заключение этой главы мне хотелось бы рассмотреть ещё один аспект, через который проходит практически каждый человек. Это, - знакомство со сказками. Так ли уж безобидны сказки, которые читали нам и которые мы читаем своим детям?
  
  
  
  1. Д. Вудс Винникотт "Маленькие дети и их матери" - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/donald-vuds-vinnikott-malenkie-deti-i-ikh-materi
  2. Истратова Е. А. "Зачем женщина рожает ребёнка?" - http://www.vashpsiholog.ru/R2-zachem-zhenschina-rozhaet.htm
  3. Андрэ Бертин "Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях" - http://modernlib.ru/books/bertin_andre/vospitanie_v_utrobe_materi_ili_rasskaz_ob_upuschennih_vozmozhnostyah/read/
  4. Гаряев П.П. "Волновой генетический код" - http://rusnaukastock.ru/lib/author/garyaev_p_p/1/
  5. Шмурак Ю. "Воспитание до рождения: Теоретические размышления. Опыт развивающего пренатального воздействия" - http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=939
  6. Элизабет Бадинтер "Больше чем любовь: история материнской любви в XVII-XX вв" - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4356353
  7. Ллойд де Моз "Психоистория" - http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=22
  8. Бернар Вербер "Энциклопедия абсолютного и относительного знания" - http://www.aboutwerber.com/read/encyclopedia/page1.htm
  9. Некрасов А.А. "Материнская любовь" - http://modernlib.ru/books/anatoliy_aleksandrovich_nekrasov/materinskaya_lyubov/read_1/
  10. В. Доброславович. "Любовь или влюбленность? Роковая ошибка Человечества!" - http://bookz.ru/authors/viktor-dobroslavovi4/dobrslvkt01/1-dobrslvkt01.html
  11. Ошо "Любовь. Свобода. Одиночество" - http://www.universalinternetlibrary.ru/book/osho/osho10/4.shtml
  12. Ошо "Свобода" - http://osoznanie.org/1338-osho-svoboda.html
  13. Масару Ибуки "После трех уже поздно" - http://lib.ru/KIDS/after3.txt
  14. Алис Миллер "Вначале было воспитание" -
  http://sadfamilychild.livejournal.com/63094.html
  15 . Нилл А.С. "Саммерхилл - воспитание свободой" - http://samlib.ru/e/epshtejn_s_d/samm.shtml
  16. Нил Дональд Уолш "Беседы с Богом" - http://lib.ru/HRISTIAN/UOLSH/besedy_s_bogom_1.txt
  17. Януш Корчак "Как любить ребенка" - http://modernlib.ru/books/korchak_yanush/kak_lyubit_rebenka/read/
  
  
  
  РЕКОМЕНДУЮ: - http://maxpark.com/community/5639/content/2098544
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2102150
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2103847
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2105701
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2107553
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2109476
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2111298
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2116034
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2121839
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"