Скрыпник Александр Павлович : другие произведения.

Любовь. На руинах стереотипов. Глава 5. Сильнодействующее Снотворное - "стереотип"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава 5. СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕЕ СНОТВОРНОЕ - "СТЕРЕОТИП"
  
   ... как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
   Евангелие от Матфея, 16:11
   Полыхаю изнутри - и нет ничего моего!
   Мирча Элиаде
   А учили меня летать
   Те, кто к камням прикован цепями.
   А учили меня любить -
   С провалившимися носами
   ПИКНИК. "Танец волка ". 1984.
  
   "Будда никогда не говорил о Боге. Он говорил:
   - Какой смысл говорить о Боге с людьми, которые спят? Они будут слушать во сне. Они будут видеть сны обо всем, что им говорят, они создадут собственных богов, которые будут совершенно фальшивыми, совершенно бессильными, совершенно бессмысленными. Лучше, чтобы таких богов вообще не бьшо.
   Если бы все будды мира согласились в чем-то одном, это бьшо бы следующее: человек, какой он есть, - спит, а человек, каким он должен быть, - должен бьпъ пробужденным. Пробуждение - это цель, и пробуждение - это вкус всех их учений. Заратустра, Лао-цзы, Иисус, Будда, Бахауддин, Кабир, Нанак - все пробужденные учили только одному... на разных языках, в разных метафорах, но песня их остается прежней. Точно как все моря соленые на вкус, - попробуешь ли ты морскую воду на севере или на юге, вкус ее будет соленым, - так и пробуждение - вкус природы будды.
   ... Из своих снов вы создали религии, богов, молитвы ритуалы, - ваши боги настолько же остаются частью ваших снов, как и что угодно другое. Ваша политика - это часть ваших снов, ваши религии - это часть ваших снов, ваша поэзия, ваша живопись, ваше искусство, - что бы вы ни делали, поскольку вы спите, то и делаете все согласно своему состоянию ума" - (Ошо "Осознанность").
   Энтони де Мелло в своей книге "Осознание" пишет: "Духовность предполагает бодрствование. На протяжении всей своей жизни большинство из нас беспробудно спит. Люди рождаются, живут, женятся, плодят детей, умирают - и все это во сне. Им, так ни разу и не проснувшимся, никогда не постичь красоты и прелести человеческой жизни".
   Рождаемся, живём, женимся, плодим детей, умираем - и это всё во сне? Но ведь мы с Вами абсолютно уверены, что спим чаще всего по ночам, а днем у нас открыты глаза, мы бодры и деятельны, мы думаем и ощущаем, мы воспринимаем, мы реагируем, мы... Очень-очень многое мы делаем с открытыми глазами.
   Мы живём с открытыми глазами, но мы спим... Что же тогда этот "сон"? Почему же мы "спим" так долго, - тысячелетия? Что же тогда пробуждение? Когда и как мы сможем "пробудиться"?
   Что же такое "сон"?
  Википедия приводит следующее определение сна:
  Сон -
  Естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.
  Психологическая энциклопедия даёт более расширенную трактовку:
  Сон -
  периодическое функциональное психическое состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характерное значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, - состояние, в коем пропадает интерес к внешнему миру. У человека в снах наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В психологии западной традиционно рассматривается как период отдыха. Сон с сопровождающими его сновидениями оказывается гораздо сложнее, чем думали прежде. Стало известно, что сон - это состояние первостепенной важности, как по месту, занимаемому им в жизни, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе. Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, кои получили название сна медленного и сна быстрого (или парадоксального); их физиологические характеристики во многом противоположны. Обе фазы имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы. Фазы сна медленного и быстрого образуют цикл длительностью в 0-90 мин, повторяющийся в естественном ночном сне 4-5 раз. Длительность фаз сна быстрого к утру увеличивается, а медленного - убывает. При общем лишении сна сначала восстанавливается сон медленный, а затем быстрый. Сон способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Согласно З. Фрейду (его теории либидо), сон - состояние, в коем все привязанности к объектам, и либидонозные и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я. Сон - это отдых, разрыв связи с внешним миром и уход от реальности. Душевные процессы во время сна имеют совершенно иной характер, чем при бодрствовании. Изучение сна - самый надежный путь к исследованию глубоких психических процессов.
  Сон -
  В основном, определенная потеря сознания, характеризуемая рядом поведенческих и нейрофизиологических эффектов. В современной психологии сон и различные фазы сна обычно определяются и характеризуются через определенные физиологические события, в частности, паттерны биоэлектрической активности головного мозга, регистрируемые электроэнцефалографом, метаболические процессы, мышечный тонус, частота сердцебиения и дыхания и, что важно, наличие или отсутствие быстрых движений глаз.
  (Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А. Ребера, 2002)
  Сон -
  Физиологическое явление, при котором организм погружается в бессознательное состояние, во время которого связь с окружающим миром в значительной мере ослабляется и активность головного мозга является практически незаметной (не считая поддержания основных жизненных функций организма, например, дыхания), но четко определяется на электроэнцефалограмме (Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.)
  Сон -
  повторяющийся период относительного физического и психологического выключения индивида из окружающей обстановки, характеризующийся недостаточной степенью осознавания.
  (Криппнер С. Сновидения и творческий подход к решению проблем /глоссарий)
  
   Что общего во всех этих определения сна?
  - "пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир";
  - "отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, - состояние, в коем пропадает интерес к внешнему миру. У человека во снах наблюдается угнетение осознаваемой психической активности";
  - "сон - это отдых, разрыв связи с внешним миром и уход от реальности";
  - "в основном, определенная потеря сознания, характеризуемая рядом поведенческих и нейрофизиологических эффектов";
  - "физиологическое явление, при котором организм погружается в бессознательное состояние";
  - "выключения индивида из окружающей обстановки, характеризующийся недостаточной степенью осознавания"...
   Любопытное совпадение, - "копаясь" в определении значения термина "сон" мы опять с Вами наткнулись на слова "осознаваемой", "осознавание"...
   Кажется, уже становится понятным, что имели в виду и Ошо, и де Мелло, когда говорили о том, что мы спим бодрствуя. Это - недостаточная степень осознавания, а если быть точнее - отсутствие осознания, осознанности...
   Возможно, у Вас возникнет вопрос, - "К чему всё это? Зачем было озаглавливать книгу "Любовь... " и вести речь о Боге, о двойственности человеческой природы, об осознанности? Когда же мы будем говорить о Любви?". Вопрос в какой-то мере правомерен. Однако...
   Мы и говорим о Любви!...
   В Библии сказано: "Кто не любит, тот не познал Бога. Потому что Бог есть любовь!" Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, 4-8.
   Я говорю Вам, что "Бог - это Абсолютная Осознанность". Следовательно, осознанность и есть Любовь!
   И если мы находимся в состоянии "сна в бодрствовании" - мы находимся в состоянии "недостаточного степени осознавания", "определенной потери сознания". Мы находимся в состоянии отсутствия Любви и при этом "рождаемся, живём, женимся, плодим детей, умираем"!
   Но, вернёмся к теме данного раздела.
   Допустим, мы с Вами согласились с тем, что и в тот момент, когда мы бодрствуем - мы спим, мы не обладаем хотя бы достаточной степенью осознанности, остаются открытыми вопросы - почему, что заставляет нас "спать" в состоянии бодрствования?
   Барбитал, Фенобарбитал, Циклобарбитал, Барбамил, Гексобарбитал, Амобарбитал, Тиопентал, Пентотал, Триазолам, Флуразепам, Нитразепам, Лоразепам, Диазепам, Феназепам, Золпидем, Зопиклон, Этаминал натрия, Хлоралгидрат, Димедрол, Бромизовал, Геминейрин, Пиклодорм, Метаквалон, Флунитразепам, Эуноктин, Мепробамат, Гидроксизин, (Атаракс), Донормил, Зопиклон (Имован), Нозепам (Тазепам), Темазепам (Сигнопам)...
   Как Вы думаете, что это? Правильно, - если человек не может сам осуществить "естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир", т.е. заснуть, - он прибегает к помощи медицины, фармацевтики...
   Все эти "загадочные" слова - это название снотворных лекарств.
   Подозреваю, что этот список далеко неполон. Прошу прощения у тех фармацевтических компаний, которые выпускают снотворные средства под другими наименованиями.
   Если мы не можем заснуть в состоянии "сна в бодрствовании" и нам необходима "помощь", - нам всячески готовы "помочь"...
   Сколько выдумывают средств, чтобы заснуть!!! Есть ли какое-нибудь средство, чтобы проснуться, пробудиться, быть "Пробужденным"?
   Здесь абсолютно обосновано меня могут обвинить в определенной спекуляции,
  - я пытаюсь говорить о духовном пробуждении, а примеры привожу из области физиологии... Только... Если мы пристально посмотрим на человека, то увидим - нет для человека духовности без конкретного уровня проявления физиологии, нет физиологии без конкретного уровня проявления духовности.
   Человек, как мы уже говорили - это тело (животное) и человек - это не тело (не животное)... Одновременно! Одномоментно! ...
   Если для физиологии так много снотворного, что же держит нас в состоянии "сна в бодрствовании" в духовном аспекте?
   Я думаю, что самое сильное снотворное, которое не занесено ни в один медицинский справочник - это стереотипы.
   Простите мне мою амбициозность, но я не мог не внести в название этой книги слова - "На руинах стереотипов". Я отдаю себе отчёт в том, что одной единственной книгой разрушить все стереотипы не возможно! Но, я очень надеюсь, что если мне удастся в чьём-то сознании разрушить, хотя бы один стереотип или хотя бы побудить задуматься над тем, в какой системе координат мы живём, что мы определяем как смысл нашей жизни и, главное, находим ли мы в ней смысл, -- значит всё это не зря!
   Если мы с Вами собрались здесь, чтобы разрушать стереотипы, - мы должны с Вами понимать, что мы разрушаем? Итак, что же такое "стереотип"? Почему они, стереотипы, существуют? Почему они так живучи? Почему они, - наше "снотворное" для состояния бодрствования? Мы в состоянии жить без них? Существует ли опасность создать новые или просто заменить одни стереотипы на другие? Какие стереотипы мы хотим разрушить? Почему мы этого хотим?
  Стереотип -
  (от др-греч. - твёрдый, пространственный "отпечаток"). Изначально "стереотип" - метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия "стереотип", в зависимости от методологического направления научной школы.
  Стереотип -
  устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
   Итальянский психолог и философ Антонио Менегетти в своей книге "Система и личность" писал: "Под стереотипом следует понимать связующий фактор, конфигурирующий и предписывающий поведение и отношения в рамках какого-либо общественного института, закона, религии, любой общественной группы.
   ... За рамками нормальности или ненормальности этого явления остается неоспоримым, что наша изначальная сила, способность структурировать власть самозащиты, самоопределения безвозвратно уничтожается, когда мы связаны рамками стереотипа, образующего вокруг нас своего рода клетку.
   ... Стереотипы надо использовать, а не переживать как высшие цели нашего бытия, ибо все они суть факторы обезличивания индивида. Истинным объектом рынка любого стереотипа, типа поведения, вида культуры, захватывающих сегодня лучшую часть молодежи, является обезличивание личности".
   Мы же будем понимать под стереотипом стандартное умозаключение в стандартной ситуации, принимаемое человеком без явного осознания. Предназначение стереотипов - экономить время и ресурсы нашего мозга.
   Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу "Общественное Мнение" (Public Opinion). Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Как правило, общественное мнение просто ставит "штамп" на основе некоторых характеристик. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов (впоследствии появилось много других градаций, которые, тем не менее, во многом следовали идеям Липпмана).
   Во-первых, стереотипы всегда проще, чем реальность - сложнейшие характеристики стереотипы "укладывают" в два-три предложения.
   Во-вторых, люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта.
   В-третьих, все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
   В-четвертых, стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.
   Формируется, по словам Липпмана, "псевдомир". Автор, не обвиняя ни публику, ни журналистов, лишь объясняет, откуда берется псевдодействительность, или "промежуточный мир".
   Наряду с вынужденной редукцией сложности существует "селективное восприятие", разрабатываемое социальной психологией и наукой о коммуникациях с середины 40-х годов в качестве центрального понятия. Селективное восприятие и стремление человека избежать когнитивного диссонанса, т.е. создать непротиворечивое представление о мире, представляют собой второй неизбежный источник искажений в восприятии действительности и искажений в сообщениях.
   Насколько достовернее были бы его описания в век телевидения, благодаря которому во много раз возрос - по сравнению с оригинальными самостоятельными наблюдениями - объем опосредованно воспринимаемой людьми информации об окружающем мире, пропущенной сквозь призму собственных представлений! Эмоциональные компоненты - что нравится и что не нравится - неотделимые слагаемые изображения и звука: эмоциональные впечатления, вызывающие протест, задерживаются в памяти, если долго отсутствует их рациональное объяснение, как пишет Липпман.
   Липпман заключает: многое зависит от того, что из многообразия действительности не показано на картинке, которую получает общественность. При этом он далек от морализирования. При пересказе его идей часто опускают одну деталь - Липпман, пожалуй, даже положительно оценивает стереотип, потому что лишь сильное упрощение позволяет человеку распределить свое внимание на несколько тем, не довольствуясь его концентрацией на одной-единственной.
   Однако затем Липпман настойчиво пытается разъяснить последствия отбора: то, какие упрощенные картины действительности возникают в результате отбора, и есть действительность людей, "картинки в нашей голове" и есть наша реальность. Какова действительность на самом деле, не имеет значения, в расчет берутся лишь наши предположения о действительности, лишь они определяют наши ожидания, надежды, устремления, чувства, поступки. В свою очередь наши поступки, будучи реальными, создают новую действительность. Тогда может иметь место, так называемое самореализующееся пророчество: предсказание или ожидание осуществляется собственным действием - это одна возможность. Вторая возможность - коллизия: исходящее из ложных предположений действие вызывает совершенно непредсказуемые последствия в необозримой реальности, действительность снова вступает в свои права, и затем - с запозданием и затянувшимся риском - происходит вынужденная коррекция "картин в нашей голове".
   Таким образом, мы живем под "гипнозом" стереотипов, в "псевдомире". Это - то "снотворное", которое и делает нас "спящими". Многие люди проживают свою жизнь, так и не познав реального мира, от рождения до смерти пребывая в состоянии сна.
   Закономерно возникает вопрос: "Почему люди не в состоянии проснуться? Что им не позволяет?".
   Попытаемся ответить на этот вопрос. Я уже отмечал, что считаю человека животным и не-животным одновременно. На вопрос, что всё-таки отличает человека от животного, ответ практически у всех один - сознание, самосознание или рефлексия и саморефлексия. Думаю, никто возражать не будет. Но!
   Мы как-то не задумываемся над тем, что люди обладают далеко не одинаковым сознанием. Вы скажите, - это и так понятно. Но, не торопитесь.
   Я имею в виду не уровень знаний, которые формируются под воздействием огромного количества факторов - места рождения человека, семьи и социального окружения, доступности системы образования и т.д. и т.п.
   Я рассматриваю сознание как раскрытие Бога, который находится внутри каждого человека. Обдумывая этот вопрос, я пришел к выводу, что можно было бы провести определённую градацию уровней сознания. Вы вправе не соглашаться с моей классификацией уровней сознания. Она же мне помогла найти для себя ответы на многие вопросы. Итак, я выделяю четыре уровня сознания:
   1. Рассудок, рацио;
   2. Ум, разум;
   3. Осознанность;
   4. Абсолютная осознанность.
   Последний, четвертый уровень сознания - это и есть Бог. Три первых уровня сознания могут быть присущи человеку. Дело в том, что я считаю, что большинство людей живут на уровне рассудка, рацио. Впрочем, видимо, вначале необходимо разъяснить, в чём различия между этими уровнями.
   Основная задача рассудка, рацио - это обслуживание инстинктов человека. Так как человек - животное, он обладает всеми животными инстинктами. Но, так как человек не-животное и обладает сознанием, то сознание "первого уровня" подчинено исключительно "рационализации" процесса обслуживания инстинктов. Именно об этом уровне пишут многие этологи - Протопопов, Дольник, Доккинз и другие. Главная их ошибка, на мой взгляд, в проведении параллелей между поведением животного и человека - это то, что они не "подымаются" выше первого уровня сознания и считают, что всё человечество обладает одинаковым сознанием, которое обусловлено исключительно природными инстинктами. Их выводы во многом правильные, но только по отношению к рассудку человека. Именно на этом уровне сознания и действует самое сильное "снотворное" человечества - стереотипы. Их шаблонный характер вполне достаточен для обслуживания инстинктивных потребностей человека. И, к сожалению, вся социальная система сориентирована на формирование "людей рассудка". (Детально эту проблему мы попытаемся рассмотреть в главе "ЛЮБОВЬ И СОЦИУМ").
   Следующий уровень сознания - это уровень ума, разума. Чем отличается этот уровень от первого уровня? Я назвал бы ещё этот уровень - уровнем экзистенциальных вопросов. Человек переходит из состояния рассудка в состояние ума, когда он начинает задавать вопросы "Кто я?", "Зачем я здесь?", "В чём смысл моей жизни?". Т.е. он становится "ищущим", как это часто называется в традициях восточной философии. Это уровень, когда происходит оценка стереотипов, их критика и делается первый шаг на пути к истинной реальности.
   Следующий уровень - это уровень осознанности. Это - уровень "получения ответов". Это уровень жизни в действительной реальности.
   Исходя из этой классификации уровней сознания, я построил для себя и характерологический уровень человека.
   Первый уровень - индивид.
   Второй уровень - личность.
   Третий уровень - пророк.
   Думаю, именно это имеет в виду Карлос Вальверде в своей работе "Философская антропология", когда говорит: "Индивид рождается, живёт, производит потомство, продолжает свой вид и умирает, полностью исчезая. Напротив, личность есть своя собственная цель и предназначение: она живёт не только для продления вида, но и для того, чтобы реализовать саму себя".
   Как это не печально осознавать, но на сегодняшний день преобладающая часть человечества - это индивиды, которые личностями по своему существу не являются.
  Мирча Элиаде в "Апологии мужества" говорит: "Заблуждение неизлечимо". Но я позволю себе поискать "противоядие от снотворного".
   В дальнейшем мы с Вами будем обращаться к указанной выше классификации, чтобы детально разобраться в том, почему возникает столько разночтений в понимании феномена "Любовь". А теперь вернёмся к её "отправной точке" - Любви к себе.
  
  
  1. Онлайновая Библия - http://jesuschrist.ru/bible/#.UeetaayZHRk
  2. Ошо (Бхагван Шри Раджниш) "Осознанность" - http://www.yogalib.ru/osho/1426-osho-osoznannost
  3. Э. де Мелло в книге "Осознание" - http://www.rulit.net/books/osoznanie-read-90130-1.html
  4. А. Менегетти "Система и личность" - http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=857
  5. У. Липпман "Общественное мнение" - http://nashaucheba.ru/v3026/липпман_у._общественное_мнение
  6. К. Вальверде "Философская антропология" - http://www.xpa-spb.ru/libr/__KATOL/Valverde-Filosofskaya-antropologiya.html
  7. М. Элиаде "Апология мужества" - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eliade/ApolMy.php
  
  
  Рекомендую: - http://maxpark.com/community/5639/content/2098544
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2102150
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2103847
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"