"Где-то должен быть узел, связывающий меня с самим собой! И, даст Бог, когда-нибудь я обязательно попаду в то загадочное место - и встречу там самого себя. Там я превращусь в Того-Кто-Я-Есть, а Тот-Кто-Я-Есть превратится в меня. Между нами не останется ни щелочки".
Х. Мураками. "Девушка из Ипанемы"
Тот-Кто-Я-Есть
Одно из самых знамениты, глубоких, и в то же время - самых простых с виду упражнений практической психологии - это многократный ответ на один и тот же вопрос: "Кто я?". Выполняется оно элементарно: берете листок, ручку, задаете себе мысленно вопрос: "Кто я?" - и записываете ответ. Потом - снова тот же вопрос, но уже другой ответ. И - третий... Всего ответов может быть десять, двадцать... Да - хоть сто! Главное - взглянув потом на этот длинный список всевозможных "Я", попытаться увидеть за его поверхностью нечто общее, более глубокое, чем каждый отдельный ответ. Какую-то исходную форму - то, что можно назвать "истинным Я".
Но разглядеть это "истинное Я" бывает совсем непросто. Ведь каждый человек, как хор, состоит из множества голосов. В одной из теорий - "сценической теории личности" - каждого целостного человека представляют в виде актерской труппы, разыгрывающей спектакль на сцене сознания. Внутренние актеры играют разные роли - изображены все наши близкие люди, все мечты, все враги, все представления о себе самом, все обязанности ... Персонажи сменяют друг друга: одни выходят на сцену и становятся главными для нас на данный момент; другие скрываются за кулисами - и мы их на время "забываем". Актеры вообще могут на какое-то время оставить сцену пустой - в такое тяжелое время человек начинает всерьез сомневаться, что он существует в реальности. А иногда они способны появиться сразу большой толпой и затеять друг с другом яростный спор - тогда в нас кипит борьба, воюют разные непримиримые силы. Например, такая борьба всякий раз сопровождает принятие важного, неоднозначного решения. Представим, например, что Вы выбираете между двумя местами работы - на одном из них Вас ждут яркие события, новый опыт и интересные встречи, но мало денег, а на другом Вы будете за приличную зарплату выполнять неприятные и нудные обязанности. Тут же на сцену выбегают как минимум два "Я". Первое заявляет - "Я - человек, который хочет реализовать себя в интересной деятельности", а второе возражает: "Я - человек, который не может позволить себе нуждаться в деньгах". И начинается жаркий спор... Сознание же в данном случае - лишь сцена, круг света, в котором происходят подобные баталии. Победит в борьбе либо сильнейший, либо тот, кто сможет перетянуть на свою сторону другие "Я".
Эти отдельные неуживчивые персонажи называются субличностями. У них, этих разных частей нашей единой психики, могут оказаться совершенно непохожие пристрастия, вкусы, убеждения, взгляды... У них может быть различным возраст (иногда нашими глазами смотрит глубокий старик, а иногда - маленький ребенок). Нередко они отличаются по своим способностям - какие то субличности общительны и болтливы, умеют завязать знакомство и поддержать беседу, а другие - замкнуты, нелюдимы, зато умеют планировать, управлять и вычислять... У них может быть различным даже пол. Еще в начале ХХ века великий швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг заявил, что в глубине души каждого нормального, психически полноценного мужчины скрывается некая часть "женской" психики (Юнг назвал эту внутреннюю женщину в психике мужчины Анимой). Во внутреннем мире женщины, в свою очередь, где-то глубоко таится часть с мужским характером - Анимус. Если мужчина, выпячивая свою стопроцентную мужественность, отрицает в себе Аниму - он теряет почти все творческие способности, фантазию, вдохновение, активность, энергию, он не умеет перевоплощаться и ставить себя на место другого - то есть, его психика становится плоской, безжизненной. По сути, он превращается в самоуправляемый автомат. Если женщина не реализует свою "мужскую" часть, она теряет способность самостоятельно контролировать свою жизнь, становится зависимой, истеричной, не может ни в чем быть обязательной и ответственной.
Иногда Ваше поведение вдруг меняется. Это может проявиться даже в мелочах. Ну, например, обычно Вы пьете некрепкий зеленый чай и рано ложитесь спать, а тут вдруг не спите ночами, о чем-то думаете и заливаете в себя крепчайший кофе, чашку за чашкой. Такие моменты, как правило, говорят о внутренних изменениях, они не бывают случайными. Не исключено, что в Вашей личности произошел "переворот" - те части, что обычно управляли, вдруг оказались "под замком", а к власти прорвались какие-то другие субличности, которым раньше не удавалось влиять на поведение.
Сколько же отдельных частей могут сосуществовать в психике человека? Их может быть очень много, но постоянно проявляют себя обычно пять-шесть. Еще с десяток находятся в готовности и заявляют о себе время от времени. И, наконец, какое-то количество наших "Я" как бы "спят" - но они вполне могут вернуться к активной жизни, если изменятся обстоятельства и потребуются их способности и помощь. Далеко не все из них можно назвать "хорошими". Некоторые из частей нашего "Я" таковы, что их не любят все другие субличности. Но, раз они возникли, с их существованием теперь приходится считаться.
Итак, мы видим, что вопрос "Кто я?" может на самом деле оказаться очень сложным, а ответ на него - крайне запутанным. Многие выдающиеся люди писали о внутренней борьбе, которая идет между разными "Я". Например, в письмах Ван Гога читаем: "Я убежден, что ни в коем случае не могу больше отступать, даже если этого захочет впоследствии какая-то часть моего Я". Эта мысль относится к тому моменту жизни художника, когда он твердо решил стать проповедником. Мы уже знаем, что эта самая "какая-то часть" не дала будущему великому живописцу закончить богословское образование и принудила его вновь вернуться к искусству. Зная о страданиях, которыми Ван Гог заплатил за это свое решение, поневоле задумаешься - а в каком из его "Я" было больше правды? Но, судя по всему, так вообще нельзя ставить вопрос: в нашей душе никто никогда не бывает абсолютно прав. И если что-то и приблизится хотя бы чуточку к истине - то это будет весь хор, все голоса разом. Только в их созвучии можно расслышать гармонию, и только слушая все их одновременно, можно дать приблизительный ответ на такой, казалось бы, простой вопрос: "Кто я?"...