Аннотация: Проблема мотивации, свободного выбора и постановки личных целей.
"Свобода учиться" - так называется одна из книг Карла Роджерса, американского психолога и гуманиста. Сегодня мы поговорим именно об этом - о том, как совмещаются (и совмещаются ли вообще) Свобода и Учёба.
Свобода учиться
Не так редко можно встретить ситуацию, которая мне лично кажется совершенно абсурдной: студента (студентку), испытывающих отвращение к своему ВУЗу, факультету, специальности и к учебе вообще. Мы настолько привыкли к таким вещам, что даже не осознаём всей парадоксальности явления. Вот если бы, к примеру, мы увидели человека, который ест мороженое и при этом кривится от отвращения и жалуется на тошноту, и всем рассказывает, как он ненавидит это самое мороженое, мы бы удивились. Удивившись, мы, вероятно, сказали бы: "Почему тебе не нравится - вкусно же?! Но, если не нравится - не ешь! Что ты мучаешься? Противно - выплюни!". Но то - мороженое. С учёбой всё несколько сложнее.
Если подобный студент - страдалец слышит от преподавателя призыв "полюбить учёбу", он воспринимает это как особо утончённое издевательство. Ему, как правило, не хватает воображения, чтобы представить - как такое может быть? Некто, любящий учёбу, с его точки зрения - "заучка", человек скучный и неинтересный. На предложение же бросить занятие, которое не приносит никакой радости и пользы, как правило, отвечает: "Нет, ни за что не уйду из ВУЗа, буду мучиться, стиснув зубы терпеть все пять лет ради диплома". (Мы сейчас не рассматриваем вариант с нежеланием служить в армии. Не будем смешивать две разные темы.) Так вот, если этого студента родители заставляют учиться, то с ним, беднягой, всё понятно. Но гораздо чаще сам человек добровольно принимает - осознанно или не осознанно - решение "отбывать" пять лет в Университете, как будто это не Вуз, не "Almamater" - ("кормящая мать" дословно!), а что-то типа исправительной колонии.
Большая часть студентов, так же как и подавляющее большинство старшеклассников в школах, даже не догадываются, что учиться - это привилегия, право, удовольствие, радость и проявление Свободы. Жаль...
С подобной ситуацией сталкиваемся не только мы в России. Когда в шестидесятых годах ХХ века в США начали распространяться идеи гуманистических психологов о том, что учиться человек должен тому, что ему близко - в университетской среде поднялась буря. Традиционные научные журналы, к примеру, часто отказывались печатать статьи К. Роджерса, одного из самых ярких гуманистических психологов. Не печатали потому, что были по другую сторону "баррикад".
Вот Вы, существо лет семнадцати - двадцати двух со скучающим и апатичным лицом, я к Вам сейчас обращаюсь! Вы лично - Вы осознаёте, что Ваш самый свирепый "препод", которому доставляет искреннее удовольствие унижать студентов (Вас то есть) на экзамене, и Вы, такой невыразительный и жалкий на этом самом экзамене - Вы с ним на одной стороне баррикады? А на другой стороне - студент, которому "больше всех надо", и преподаватель, который вместо отвращения испытывает любовь к своей работе, несмотря на совершенно оскорбительную оплату труда? "Баррикада" эта проходит в каждом университете, каждой школе. Но она - не между преподавателями и студентами (учителями и учениками). Не между администрацией и всеми остальными. Не между теми, кто получает деньги и теми, кто их платит. Она разделяет "живых" и "мёртвых". Тех, у кого "бытие определяет сознание" - и осознающих. Эта баррикада делит каждого человека пополам - большая часть людей лишь отчасти живы, отчасти же мы все уже давно попахиваем мертвечиной.
Карл Роджерс, о котором я уже упоминала, среди прочего вспоминал, какое сильное впечатление на него, тогда ещё студента, произвёл один профессор. Этот профессор прочитал лекцию об использовании фактов в науке и подчеркнул мысль о бесполезности энциклопедических знаний, усвоенных только ради знаний. Свою эмоциональную лекцию тот профессор закончил пожеланием: "Не будьте проклятой повозкой с боеприпасами - будьте ружьём!". Ну, специально для пацифистов перефразируем это так: "Не будьте ямой с удобрением, будьте цветком".
Однако такие вещи всегда просто провозгласить, но гораздо труднее осуществить. Обратимся снова к воспоминаниям Карла Роджерса о студенческих годах.. Он пишет: "Некоторые из нас почувствовали, что знания впихивают в нас, в то время, как мы с самого начала хотели сами дойти до ответов на наши вопросы и сомнения... Мы попросили администрацию разрешить открыть семинар с зачётом, семинар без руководителя, программа которого была бы составлена из наших собственных вопросов. Понятно, что начальство было озадачено такой просьбой, но они её удовлетворили! Единственное ограничение состояло в том, что молодой руководитель должен был присутствовать на семинаре, но по соглашению, не принимать в нём участия, пока мы сами этого не захотим... Сейчас, хорошо зная университеты и аспирантуру, я действительно удивляюсь этому". Как видите, даже внутри жёсткой и формальной структуры может родиться и принести свой плод что-то по-настоящему нужное людям, живое и свободное. Нужно только очень и очень захотеть. Найти единомышленников. Выдвинуть инициативу. Упорно "продвигать" эту самую инициативу... Короче говоря, ленивых и апатичных просим не беспокоиться.
Свобода учиться важна не только студентам. Ведь преподаватель тоже учится - он учит и учится одновременно. Как гласит одна древняя поговорка - "Никто тебе не враг, не каждый - друг, но каждый человек - учитель". Студенты - тоже люди, у толкового студента преподавателям можно многому поучиться. Роджерс, будучи сам университетским преподавателем, старался создавать такой климат на занятиях, когда поощряется самостоятельное высказывание своего мнения, своих чувств и отношения к изучаемому материалу. Также он часто просил студентов заполнять "листки обратной связи", в которых они могли написать, что им понравилось (не понравилось) на занятиях прошедшей недели или месяца. Каков же был результат? Вот, например, что написал один из студентов Роджерса: "Обучение, которое проводится у нас - наилучшее. Но для таких, как мы, привыкших к авторитарному стилю, этот новый тип обучения непонятен. Такие люди, как мы, привыкли слушать указания, пассивно записывать лекцию за лектором и заучивать то, что задано, для экзаменов. От таких привычек очень трудно избавиться, даже если они не дают результатов и бесполезны". По этому отзыву видно, какая в этом студенте идёт борьба - столкнулись между собой два способа жить. Один способ жизни заключается в пассивном следовании, в поиске "колеи". Другой способ жизни - это "свободный полёт", "Своя Стезя", как назвал это Паоло Коэльо в "Алхимике". Для такого пути требуется гораздо больше сил и смелости. Университетский семинар или лекция вполне могут стать тем местом, где студенты и преподаватели (каждый - для себя) решают эти самые главные задачи жизни - задачи определения своего Пути. Было бы желание.
Свобода учиться неотчуждаема. Если Вы сейчас поняли, что её у Вас нет - Вы сами отдали инициативу в руки "начальства". Если хочется это изменить - вперёд! Открыв глаза, можно увидеть путь. Как пел один нестандартный человек - "Выбирайся своей колеёй".