Славянка Ольга: другие произведения.

Заметки об аристократизме

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Издавай на SelfPub

Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 3.16*35  Ваша оценка:

  La noblesse oblige
  (Благородное происхождение обязывает)
  
   Сия французская пословица сложилась в трудные времена, ибо именно аристократы первыми вступались за страну. В России ныне тоже наступили нелегкие времена, так что впору вспомнить об аристократизме. Посему выскажу свою точку зрения, что же это за зверь такой...
  
   Начну со случая с "условно счастливым" концом. В переходе метро "Комсомольская" я подошла к сидящим на полу детям-беспризорникам, собирающим милостыню. На вопрос о причинах побега из детдома на еду не жаловались - с их слов, питались и одевались сносно. Жаловались на то, что воспитатели били ремнем. Дети были хорошо осведомлены о правах человека, о том, что это противозаконно и непедагогично, и привыкли к реакции возмущения со стороны сердобольных прохожих. Я спросила, за что били. Выяснилось - за дело. Они ожидали от меня эмпатии (дешевого сочувствия), а я лишь пожала плечами: "Ну и что? В 19-ом веке за те же самые проступки аристократы детей секли тоже ". На языке психологов это, видимо, называется "дедраматизацией". Этим детям никто никогда не рассказывал об аристократах, и моя фраза столь поразила, что их переживания стали им казаться смешными: если аристократы что-то делали, так это нормально. Беглецы попросили меня рассказать им об аристократах. Я на исторических примерах обсудила, что бы делали римляне и аристократы прошлого в их ситуации (понятно, что те не приняли их проблем всерьез, ибо сталкивались с более трудными), и дети решили вернуться в детдом и пошли искать милиционера.
   Вообще самый верный способ успокоить ребенка, сильно переживающего из-за телесных наказаний, - это сказать, что дети аристократов переживали то же самое. Почему сие успокаивает? В чем состоит притягательная сила аристократизма, что ради него дети - даже беспризорники с улицы, готовы терпеть розги?
  
   Тут я попробую осветить основные отличия аристократизма от интеллигентности, ибо эти понятия часто путают. Раз уж я затронула в общем-то неприятную тему телесных наказаний, то начну с нее.
   Против телесных наказаний детей выступали давно, но первым их ярым противником (из мне известных) был, видимо, Катон - известный своей фразой "Карфаген должен быть разрушен!". Другая его знаменитая фраза, которую он твердил не реже: "Кто бьет жену или ребенка, тот бьет самого себя!". Римляне называли Катона "новым человеком" - он не родился патрицием и выбился на самый высокий пост (консула) из низов общества (видимо, он был из бедных всадников). То, что он аристократом не был, понятно. Можно ли его отнести к интеллигенции? В каком-то смысле да, в каком-то - нет. Он выслал из Рима греческих философов. С другой стороны, он сам писал ученые трактаты и не был противником образования, ему не нравилось именно греческое. По положению он был ближе к интеллигенции.
   В России самую беспощадную войну розгам объявил в своем творчестве Чехов. Наша школа сделала отца писателя символом мракобесия, хотя тот из кожи лез вон, чтобы дать детям образование, а поскольку А.П. Чехов дважды оставался на второй год, а обучение в гимназии стоило дорого, то отец разорился, видимо, в том числе и из-за сына. Тем не менее розги воспринимались в детстве писателем крайне болезненно. Чехова горячо поддержали интеллигенты. С другой стороны, в среде аристократов жалоб на розги не раздавалось, хотя розги были те же самые. Почему? Розги-то были одинаковые, а вот унижение было разным. Когда простолюдин в стиле отца Чехова наказывал ребенка, он тем самым демонстрировал свою личную власть отца, а личная власть унизительна. Аристократы же считали себя рабами чести, имевшей статус своего рода "божества". Аристократ делал только то, что требовали соображения чести, и он не мог выбирать, что ему делать. Поскольку наказание мотивировалось соображениями чести, то элемента личной власти в нем не было - или он во всяком случае столь остро не ощущался, и обиды не возникало.
  
   Нельзя сказать, что интеллигенты были противниками чести, но только они не придавали ей такого значения. Отличия состоят не в противопоставлении, а скорее в акцентах. И интеллигенты, и аристократы считали, что люди должны быть хорошо образованы и вежливы. Однако мотивировка была разной. Интеллигенты думали, что нужно с уважением относиться ко всем людям, а вежливость есть проявление этого уважения. Аристократы думали иначе. Они полагали, что уважение нужно заслужить, а тех, кто его не заслуживает, должно презирать. Богатство заслугой не считалось, оценки производились из соображений чести. А те требовали быть одинаково вежливыми с богатыми и бедными, сильными и слабыми. Тут уместно вспомнить стихи Марциала:
  
   Cum uoco te dominum, noli tibi, Cinna, placere:
  saepe etiam seruum sic resaluto tuum.
  (Когда я тебя, Кина, зову "господином", то это не значит, что я хочу тебе нравиться, ибо я так же обращаюсь к твоему рабу, когда отвечаю на его приветствие).
  
  Если грубо разговаривать со слабыми, то с сильными всё равно придется разговаривать вежливо - по разнице в поведении сразу видно, кого человек боится, а в этом есть элемент унижения. Вежливое обращение со слабыми позволяет не унижаться перед сильными.
  
  Тем не менее, видимо, в этом и состоит главное отличие между интеллигентностью и аристократизмом: интеллигенты делали акцент на отношениях с окружающими, аристократы - на отношении к самому себе. Поэтому интеллигенты особое внимание обращали на справедливость в оценках, а аристократы - на красоту своего облика. В частности, интеллигентам не возбранялось в поисках эмпатии (дешевого сочувствия) рассказывать посторонним людям о своих бедах. Например, они не осуждают принцессу Диану, поведавшую журналистам о том, как она страдала из-за измен принца Чарльза или как трудно жить на виду у всех и т.д. С точки зрения аристократизма подобное поведение неприемлемо. На самом деле посторонние люди не могут принимать чужую боль близко к сердцу, а от демонстрации слабых мест красота проигрывает. Это не значит, что аристократы вообще никому не рассказывали о своих неприятностях. Естественно, при ограблении они обращались в полицию, а при вызове психиатра кому-либо из сумасшедших родственников рассказывали о семейных проблемах. Но они не делали этого ради дешевого сочувствия (эмпатии), ибо справедливость оценок посторонних людей их мало волновала.
   В отношения ко внешности тоже есть отличия. И те, и другие требовали, чтобы во внешности не было бы вульгарности, но интеллигенты были к ней все же снисходительней. Интеллигентность требует проявления снисходительности, если кто-то не умеет вести себя за столом и, скажем, отставляет локоть во время еды. В аристократической среде подобное поведение встречалось с презрением: снисходительности не было. Соответственно, больше внимания уделялось привитию детям хороших манер. В частности, чтобы дети не отставляли бы локоть в сторону во время еды, они под мышкой держали книги. Жесткие требования предъявлялись к походке: женщины могли ходить лишь мелкими шагами - чтобы движение начиналось от бедра (а не с коленки). Английская королева ныне служит топ-моделью и не может выбирать косметику: она думает об имидже фирм. В 19-ом веке аристократки не использовали макияжа. Ну, могли припудрить прыщик или ссадину - но так, чтобы это не было заметно. А декоративную косметику не использовали даже в том случае, когда она была к лицу - ибо лицо переставало быть "настоящим". Позиция аристократки: вы должны принимать мое лицо таким, какое оно есть, и я не буду приукрашивать его ради вашего удовольствия - вы этого не заслуживаете. Румяна и губная помада была привилегией купчих. А интеллигенты относятся к косметике довольно снисходительно - если она не слишком яркая.
   Отношение к ценности человеческой жизни было тоже разным. У аристократов были дуэли, т.е. они ставили соображения чести выше жизни. Интеллигенты думают иначе, для них честь не играет такой роли.
   Разное отношение было и к патриотизму. С точки зрения интеллигента произносить громкие слова о патриотизме если не зазорно, то во всяком случае не стоит - по принципу "не поминай имя господа всуе". Аристократы беспрерывно, каждый день твердили о патриотизме - и дети привыкали к этому с раннего детства и никак не считали это зазорным. Аристократа раздражают не ура-патриотические призывы, а, наоборот, их отсутствие. Это связано, видимо, с тем, что интеллигенты сталкивались в своей среде, в основном, с ложным патриотизмом, а аристократы - с настоящим.
   В связи с этим предъявлялись разные требования. Интеллигенты рассуждали о несправедливости войн, но не требовали ни от мужчин, ни от женщин той самоотверженности, к которой взывает аристократизм. В первую мировую войну императрица Александра Федоровка стала сестрой милосердия и ухаживала за ранеными солдатами, т.е. она своими руками их подмывала и выносила за ними судно. Ее примеру последовали аристократки. А вот среди купчих и интеллигенток такого движения не было.
   В связи с этим выскажу точку зрения, что аристократизм не только намного красивее интеллигентности, но и прагматичнее - хотя бы потому, что в фокусе ставит отношение к самому себе, но не к обществу (на общество мы не всегда можем повлиять, а на себя самих - всегда).
  
  Посему думаю, что идеалом нашего общества должна быть не интеллигентность, а именно аристократизм. Вопрос в том, как его возродить. Полагаю, что первым шагом на этом пути должна быть школьная реформа, и школы должны быть переделаны с уклоном в гуманитарную сторону, дабы больше походить на царские гимназии, и, в частности, латынь должна преподаваться как один из основных предметов с начальных классов, по-настоящему. На мой взгляд, в детстве несравненно важнее выучить латынь, чем английский... Просто потому, что понятие о чести можно привить только в детстве, а программа царских гимназий этому способствовала...
  
Оценка: 3.16*35  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Н.Королева "Не попала, а... залетела! Адская гончая" (Юмористическое фэнтези) | | E.Maze "Секретарь для дракона" (Приключенческий роман) | | Д.Данберг "Элитная школа магии 2. Факультет Защитников" (Попаданцы в другие миры) | | М.Эльденберт "Поющая для дракона" (Любовная фантастика) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Охота на феникса" (Попаданцы в другие миры) | | Н.Любимка "Власть любви" (Приключенческое фэнтези) | | А.Тьюдор "Сертификат" (Романтическая проза) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | Н.Мамлеева "Я подарю тебе верность" (Любовное фэнтези) | | С.Волкова "Жена навеки (И смерть не разлучит нас...)" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"