Слетова Лидия Александровна : другие произведения.

Полигон. Философская сказка. Сценарий. Действие второе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Полигон. Философская сказка. Действие второе
  Лидия Слетова
  
  ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
  
  
  СЦЕНА ПЕРВАЯ
  
  
  
  Комната Кощея в типовой хрущевке. Большое зеркало у авансцены сбоку. Зеркало выше человеческого роста, напоминает входную дверь. Порыв ветра со свистом выбивает оконную раму. Звон стекла и посуды. Окно распахивается, занавеска как парус надувается ветром. Громкий крик. На сцену вбегает Анисья. Она бросается к окну, пытается закрыть раму. Ей удается это не сразу.
  
  
  
  АНИСЬЯ. Ну, и погода. С утра было тихо... и вдруг такая буря... (неожиданно замечает на полу разбитый горшок с цветком.) Господи, а это что?.. Цветочек мой... разбился... Ох, горюшко ты мое! Испугался, спрятался... И листочки оборвались ... и головка надломилась. Потерпи, миленький, я сейчас, я мигом...
  
  
  Звуки возни и тихий стон, напоминающий кваканье. Анисья тревожно озирается. Внезапно на полу замечает Мотю.
  
  
  АНИСЬЯ. (бросается к ней, поднимает). О господи, Мотенька, деточка, что с тобой? (тревожно.) Да ты горишь вся! (поднимает Мотю и укладывает на подушку.) Ой, беда-беда... (с отчаянием.) Что за напасть... просквозило! Погоди, милая. Вот пересажу цветочек и сразу к тебе.
  
  
  Быстро уходит. Звучит флейта. Кристоф Глюк "Орфей" Мелодия. Анисья появляется с пустым цветочным горшком и совочком в руках, осторожно ставит его на стол, аккуратно пересыпает землю и пересаживает сломанный цветок, приговаривая.
  
  
  АНИСЬЯ. Вот несчастье! (горестно.) Эту веточку уже не приладишь. (цветку.) Да как же тебя угораздило?.. Нельзя тебе умирать. Никак нельзя. Не время. (в зал, взволнованно.) От матери он достался мне, цветочек этот. Заветный он. Нет таких, и не было никогда. А откуда взялся, и сама не знаю. Ммать стого-настрого наказала: "Береги, цветок как зеницу ока. В нем жизнь твоя"! (тихо, в отчаянии.) Не уберегла... (в голос.) Ой, не уберегла я тебя, родненький! Потерпи, не погибай, пожалуйста. Давай мы тебе листочки разгладим. Не бойся, не бойся. И головку тоже поправим. Вот и хорошо...
  
  
  Мелодия флейты неожиданно прерывается громким обиженным стоном, напоминающим кваканье.
  
  
  АНИСЬЯ. (Моте). Сейчас-сейчас, Мотенька. Сейчас, моя девочка ... (цветку.) Так-то оно лучше. (Моте.) Я мигом.
  
  
  Поспешно уходит и быстро возвращается с яркой жестяной коробочкой.
  
  
  АНИСЬЯ. Вот... вот он - Эликсир. (открыла коробочку и опешила.) Ох!.. Да тут их два!.. Который из них: тот или этот?.. Этот или тот?.. Который? Похоже, этот. А, может, тот?.. Без очков не угадаешь... (в сердцах.) И куда они подевались?.. Ума не приложу.
  
  
  Долго шарит очки в кармане, озирается вокруг, но не находит. Громкий квакающий стон, почти крик.
  
  
  АНИСЬЯ. Да бог с ними, с очками. Так... на глазок. Кажется, этот. Точно он! (громко Моте.) Ох, и хороший препарат... (зрителям.) волшебный... (Моте.) Давай-ка, мы с тобой употребим его в дело!
  
  
  Осторожно капает препарат на блюдечко. Считает капли.
  
  
  АНИСЬЯ. Погоди, накапаю ... одна... две... три... (подносит Моте.) На, не бойся! Пей и слушай, что расскажу.
  
  
  Тихо зазвучали гусли. Анисья медленно выходит на авансцену и начинает рассказ на зрителя.
  
  
  Болел у меня зуб. Терзал он меня денно и нощно, и жить не давал. А к врачу идти страшно. Как вспомню про бормашину, про клещи, да щипцы ... Брр... Легче умереть! Однажды он меня совсем доконал. И я решилась: будь, что будет!
  
  Стоял у меня флакон, а в нем Эликсир... страшной силы. Внук принес, припрятать... подальше от греха... с работы, значит. Я тихонько его достала и капнула на зуб маленькую капельку... Зуб, успокоился, и я уснула. А на утро зуб-то сам собой и выпал. (пауза.) А потом случилось чудо! На этом самом месте вырос другой, беленький.
  
  Как я радовалась тогда! Неделю пела! Так, за год один за другим поменяла я старые зубы на новые. (повернулась к Моте, и улыбаясь.) Ну как, нравится? (демонстрирует.) То-то же. (игриво) Кусаются!.. Так... хватит... (протягивает блюдце.) На, лизни... (уговаривая.) Лизни, не горький... (Мотя осторожно слизнула эликсир с блюдечка, остатки бабушка быстро стряхнула в цветок.) (цветку.) И тебя заодно подлечим ... (зрителю лукаво.) не пропадать же добру...
  
  
  Мгновенно все потемнело, завертелось, засвистело, грянул гром, и сцену заволокло туманом.
  
  
  АНИСЬЯ. (диким воплем в темноте.) Убила!..
  
  
  Тонкий луч света освещает АНИСЬЮ и МОТЮ, АНИСЬЯ рыдает, тормошит МОТЮ.
  
  
  АНИСЬЯ. Мотенька!.. Не дышит!.. Господи-господи!
  
  
  Всплеснула руками, судорожно ищет очки, неожиданно натыкается на них в кармане, быстро достает и надевает.
  
  
  АНИСЬЯ. (обреченно). Ох! (испуганно.) Да это не тот! Этот с печатями... Да как же это я?! Ой, слепая! Его же в руки брать нельзя! Говорил мне Александрушка, говорил же: "Смотри, бабуля, не трогай. Запомни, и не трогай (медленно.) никогда! Нельзя его трогать и открывать нельзя: опасно. Страшной силы этот препарат. Он врата Бессмертия открывает". (нараспев.) Ой, горе мне, горе! Голубка моя ненаглядная! Ангел мой синеглазый! Матильдушка... (громко в отчаянии.) Убила! Убила ребенка!
  
  
  Луч второго прожектора падает на цветок. Цветок в горшочке начинает вращаться: медленно, потом быстрее и быстрее, и вдруг резко выпрыгивает из горшка. Но другим конце сцены Мотя вздрогнула, зашевелилась, застонала и подняла голову.
  
  
  АНИСЬЯ и МОТЯ, испуганно глядя друг на друга, обе разом: "Ах!" Мотя от неожиданности, бабушка от счастья.)
  
  
  МОТЯ. Что со мной? (человеческим голосом, но с хрипотцой и закашляла.)
  
  
  Обе оторопели. Продолжительная пауза... Уставились друг на друга, и от испуга обе вместе завизжали в унисон, громко и протяжно. Мотя падает в обморок. Анисья бежит к ней.
  
  
  АНИСЬЯ. Мотенька!.. (радостно.) Живая! (всплеснула руками.) Красавица ты моя, свихнулась я, доченька, прости господи!.. Да ты ли это, твой ли голосок?! Что с тобой, девочка?
  
  
  Мотя поднимает голову, удивленно оглядывает комнату, падает на подушку и начинает тихо сопеть. Дверь в прихожей громко скрипнула и захлопнулась. Часы пробили ровно шесть. Бабушка медленно посмотрела на циферблат, метнулась к столу, затем к кровати, поспешно прикрыла чистой тряпочкой уснувшую Мотю и побежала встречать внука.
  
  
  
  СЦЕНА ВТОРАЯ
  
  
  
   Те же и КОЩЕЙ.
  
  
  АНИСЬЯ. (прислушиваясь). Александрушка... родимый ... (запричитала.) Ой, лихонько! Ой, горе! Ой, что будет!
  
  КОЩЕЙ. (испуганно). Да что стряслось, бабуля?
  
  АНИСЬЯ. Ой, не спрашивай... Тут такое было!.. Молчи-молчи... Потом расскажу.
  
  КОЩЕЙ. (целует ее, схватив в охапку). Ладно, давай чай пить.
  
  
  АНИСЬЯ уходит, КОЩЕЙ раздевается и садится в кресло.
  
  
  КОЩЕЙ. Тишина. (телефонный звонок, Кощей берет трубку). Да. Привет. Нормально. Загрузили. К утру, я думаю... Надеюсь. А что компьютер?.. Самостоятельно завершит процесс и выйдет из программы. Как обычно.
  
  
  Входит Анисья с подносом. Накрывает на столик, наливает чай и замирает в ожидании. Хочет что-то сказать, но Кощей знаком останавливает ее и показывает жестом на стол, как бы прося не прерывать разговор.
  
  
  КОЩЕЙ. (продолжает говорить по телефону). А зачем его караулить?.. Лабораторию опечатали. Да, до утра. Да нет... волноваться не стоит, мы такое уже практиковали. Да, проверили... Что-то слышал, но некогда было вникать. (заинтересовано.) Что, правда?! А где? На CNN?! Давно?.. Целый день?! Вот так новость! Сейчас включу. (быстро складывает телефон и берет в руки пульт, тревожно Анисье.) Ты плакала? (Анисья испуганно улыбается и поспешно мотает головой.) А почему глаза грустные?
  
  АНИСЬЯ. Так, пустяки... Шила вот... да палец уколола. Не углядела... пришлось отложить... завтра доделаю. (быстро заканчивает разговор.) Поздно уже, я пошла спать.
  
  
  Анисья перекрестилась, Кощей включил пульт. Звук сигнала точного времени. На экране титры информационной программы. Документальная хроника середины прошлого века. Черно-белая. Неожиданно громко врывается музыка. Кощей на пульте убирает звук. Музыка стихает. Голос диктора комментирует события на экране. Звучит фонограмма. Звет угасает. Перед зрителями проходят кадры из жизни одного из островов экваториальной зоны Юго-Восточной Азии.
  
  
  ДИКТОР. В середине прошлого века на одном из островов Индийского океана ученым удалось получить эликсир Бессмертия.
  
  (ВИДЕОРЯД. Медико-биологическая лаборатория, сотрудники с радостными лицами.)
  
  ДИКТОР. Триумф науки решено было засекретить, и ни в одной газете мира не упомянули об этой дерзновенной победе человека над природой.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Солидное здание, подписание контракта, рукопожатия, наличные деньги пачками и мешками.)
  
  
  ДИКТОР. Деньги на продолжение исследований были выделены, контракт подписан, и Остров выкуплен.
  
  
  (ВИДЕОРЯД.Очередь, обнищавшие жители острова получают из рук европейца гуманитарную помощь.)
  
  
  Добровольцы нашлись из местных. Какой будет вечная жизнь, никто сказать не мог. Питание и одежду островитянам подвозили регулярно, а в медикаментах они не нуждались.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Полуобнаженные улыбающиеся люди азиатского типа: высокие, крепкие, белозубые. Демонстрируют свои физические возможности.)
  
  
  ДИКТОР. Результат превзошел ожидания. Болезни покинули Остров, костная ткань людей изменилась и стала необычайно крепкой, раны зарастали на глазах. Но люди менялись, и это настораживало.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. День, безлюдное место, скала, Древо Жизни: небольшое, пышное)
  
  
  ДИКТОР. Основой Эликсира стали плоды Древа Жизни. Оно произрастало там же, на Острове, и было похоже на другие деревья, но суть была иной.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Ночное небо, светящееся дерево.)
  
  ДИКТОР. По ночам Дерево светилось, и подходить к нему было страшно.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Экзотические плоды на ветке)
  
  
  ДИКТОР. Плодов на нем было семь. Всегда. Плоды стали основой Амброзии. Она заменила Бессмертным пищу.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Группа островитян с равнодушными лицами. Контакт с медиками затруднительный.)
  
  
  ДИКТОР. Как результат, необходимость в труде утратила себя, а заменить его было нечем. Постепенно люди одичали и перестали интересоваться друг другом.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Люди недружелюбно отворачиваются от камеры, пугаются, закрывают лицо руками, нападают.)
  
  
  ДИКТОР. Общение утратило смысл: тяготили даже обычные разговоры. Доминировали Леность и скука. Таким, по мнению ученых, мог бы стать коммунизм.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Морской пейзаж, пустынный берег, легкие жилые постройки экваториального типа, безлюдные дворы. Запустение везде.)
  
  
  ДИКТОР. Бессмертие оказалось бесплодным. Дети на острове не рождались, опыт передавать было некому, и потому язык стал забываться сам собой. Вечная жизнь тела продолжалась, но сознание угасало естественным путем.
  
  
  Яркий свет. Резкий телефонный звонок. Кощей достает мобильник и отключает экран.
  
  
  КОЩЕЙ. Да... Нет, вы ошиблись. (закрыл телефон.) Вот это новость... (ритмично постукивая костяшками пальцев по крышке журнального столика.) И где же выход?.. Но ведь он есть ... наверняка, есть?
  
  
  
  СЦЕНА ТРЕТЬЯ
  
  
  
  Тихо. Звучит длинная пронзительная нота с оттенком тоски. Кощей встает, идет по комнате, останавливается.
  
  
  КОЩЕЙ. (сам себе). Ищи-ка, парень, систему... Ищи... А где ее искать? (резко разворачивается, идет к стеллажу с книгами.) Так, Мифы... Мифы... Греция... Вот... (спокойно садится в кресло, листает книгу, одиноко звучит не то флейта, не то английский рожок, КОЩЕЙ, обращаясь в никуда.) Ты здесь?..
  
  
  На заднике сцены проекция развалин (Архаика, Крит, Микены на выбор). В глубине сцены фигура старого слепого человека в длинной белой тунике. Он сидит. В руках древняя арфа из рога антилопы.
  
  
  ГОМЕР. Ты звал? Я здесь. Поговорим?
  
  КОЩЕЙ. Поговорим, Гомер, мне многое неясно. Скажи, тебе известно о Бессмертных?
  
  ГОМЕР. Проблема ненова. Стара как мир.
  
  КОЩЕЙ. По сути да, но форма изменилась. Бессмертны были боги, но теперь бессмертны те, кто ранее был смертен.
  
  ГОМЕР. О ком ты говоришь, о людях?
  
  КОЩЕЙ. Да, о них...
  
  ГОМЕР. Ты уничтожил Смерть? Зачем?.. Предвижу катастрофу.
  
  КОЩЕЙ. Нет, это сделали другие... до меня. Я лишь узнал о них сегодня.
  
  ГОМЕР. Бессмертие богов определялось величием задач, которые стояли перед ними. Они творили мир. А что творили люди?
  
  КОЩЕЙ. Похоже, ничего. Они хотели жить и жизнью наслаждаться.
  
  ГОМЕР. Наслаждаться? Что означает это... пить и есть, спать, враждовать, иль просто размножаться? Для этого бессмертие не нужно. И жизни за глаза и даже много...
  
  КОЩЕЙ: Гомер, любовь покинула Бессмертных. Лишенное любви сообщество распалось, и люди перестали быть людьми.
  
  ГОМЕР. Природа отомстила за насилье, тому, кто преступил ее законы, и породила ненависть и месть.
  
  КОЩЕЙ. Проблема ненова. Стара как мир.
  
  ГОМЕР. Природа возвращает нас туда, откуда жизнь берет свое начало. Бессмертным просто некуда идти. Для них закрыта Вечность, и они обречены на вечное скитанье в Настоящем.
  
  КОЩЕЙ. Гомер, ты видишь то, что недоступно людям, ты смотришь вглубь, а не вовне себя. Скажи, в чем смысл божественной любви и почему богов так тянет к людям. Что общего меж ними и людьми?
  
  ГОМЕР. Ответить сложно мне, но ты же знаешь, божественная страсть неодолима, а стрелы эроса остры и так точны, что ставят на колени неизбежно перед земными девами богов. Неопытность и искренность в любви легко броню любую пробивают. Никто не может Эрос победить, не покорившись этой грозной силе. Теряют голову и Боги и цари, горят дворцы, рождаются герои, и воспевает подвиг и любовь слепой Гомер в античной Илиаде.
  
  
  Прожектор высвечивает античную сцену. Звучит музыка. Хореографический дуэт "Похищение Европы" Девушка в сандалиях и длинном полупрозрачном хитоне и Зевс в короткой тунике и в античной маске белого быка с отметиной на лбу. Фабула: "Красавица и Чудовище". Гомер и Кощей незаметно исчезают. Танец заканчивается, прожектор высвечивает фигуру Кощея. Он ставит книгу на полку и отходит к дивану. Прилег. Часы бьют час.
  
  
  КОЩЕЙ. Все... Спать... Бессмертие, проблемы, планы - все на завтра.
  
  
  Сцена во мраке. Со стороны окна появляется странное существо. Это преображенный бабушкин цветок. Он с тихим сопением обходит спящего Кощея, подбирается к журнальному столику и, окунув в кувшин руку в виде тонкого отростка, вытягивает из него воду. Затем цветок вернулся на место и сгруппировался калачиком. Дверь скрипнула, и осторожно вошла Анисья. Кощей слегка приподнял голову.
  
  
  АНИСЬЯ. (тихо цветку). Тсс... Иди ко мне... (цветок не соглашается, отрицательно мотает головкой.) Пойдем, не мешай человеку спать... Давай - давай... Мотя зовет.
  
  
  Цветок маленькими перебежками уходит вместе с Анисьей. Заспанный Кощей в недоумении провожает взглядом эту странную пару.
  
  
  КОЩЕЙ. Привидится ж такое. Все, надо спать. Устал. (проваливается в сон.)
  
  
  
  СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
  
  
  Бой часов. Появляются Творец и Хаос. Звучит космическая музыка. На заднике видения.
  
  
  ТВОРЕЦ. (глядя на спящего Кощея). Смотри, как измотали юношу сомнения. Спит как убитый. Тяжкое это дело, однако, созидание.
  
  ХАОС. И неблагодарное. Создатель всегда и во всем виноват.
  
  ТВОРЕЦ: Меня постоянно удивляет одна вещь: ищешь одно, а получаешь другое. И так всегда.
  
  ХАОС. Меня уже давно ничто не удивляет. (достает из-под одежды медальон, показывает Творцу.) Смотри, вот медаль, она примитивна, но даже она имеет две стороны. Желаешь одну, а получаешь обе...
  
  ТВОРЕЦ. Так и есть... И при этом никогда не знаешь, чем все обернется. Искомый результат непредсказуем. Вот он, (указывая на спящего Кощея.) искал один Эликсир, а нашел другой, и не в средневековом манускрипте, а в Мифах. Обидно, что сразу не понял, где надо искать. Время потерял.
  
  ХАОС. Время потерять невозможно: оно нематериально. А вот рецепт Бессмертия, да... Но для этого его сначала надо найти. Ты свой рецепт упрятал капитально... в Мифах ... аккурат между строк, сразу и не догадаешься.
  
  ТВОРЕЦ. Умному достаточно, иначе нельзя, иначе не сохранить. А в Мифах есть все, любые знания: и о Мире, и о материи. (с гордостью.) Я сам придумал эту форму. Она универсальна... Тогда библиотек-то не было: ни книг, ни букв, ни даже глиняных табличек - только память. Но в памяти такое не удержишь: объем велик. Пришлось придумать Мифы.
  
  ХАОС. Да... это ты удачно оживил историю начала мирозданья и отразил ее в обыденном сознании. Отличный способ сохраненья знания. Гомер немало поспособствовал тебе, слепой певец, ты помнишь?
  
  ТВОРЕЦ. Мне ль забыть... ведь я тогда лишил Гомера зрения и дал взамен чудесные виденья. Он не вовне, он вглубь себя смотрел и видел то, что людям недоступно. А люди слушали и верили ему. У нас к слепым особое доверье: они мудрее зрячих.
  
  ХАОС. (решительно подтверждая). Без сомненья. Но эликсир...(восхищенно покачивая головой.) придуман гениально! И никакой экзотики совсем. Три составляющих всего: Огонь, Вода и Трубы Иерихона.
  
  ТВОРЕЦ. Ты о меди? Там нет ее, там мысли о вибрации, она лежит в основе информации.
  
  ХАОС. Не спорю, но без Пламя и Воды вибрация бессильна проявиться. Когда твой Разум отделился от меня, Вселенная от взрыва содрогнулась. Энергия наполнила ее, и ты использовал ее для созиданья. Я не способен был тебе перечить... я был аморфным до тебя, был вечным. Ты дал мне форму. Формой стало Время.
  
  ТВОРЕЦ. И время уничтожило тебя.
  
  ХАОС. Я дважды изменился: в первый раз я стал Огнем и овладел пространством, а во второй я просто стал рекой с прозрачною и светлою водой, погибшего Огня холодною плотью, и, наконец, в воде обрел покой.
  
  ТВОРЕЦ. Не сразу я постиг твою вторую суть. Вода была не так проста, какой казалась. Она хранила и распространяла в единой капле память обо всем и информацию. Ее хранила вечно.
  
  ХАОС. Так продолжалось долго... бесконечно... пока однажды где-то там, в пучине, по воле Разума иль по другой причине, не зародилась Жизнь.
  
  ТВОРЕЦ. (задумчиво). Да... Жизнь получилась удивительной: разнообразной, непредсказуемой! Не я, а случай стал определять ее течение, в этом и была особая прелесть. Жизнь изменила мир, а человека мы уже творили вместе: Я и Жизнь.
  
  ХАОС. Блестящая работа, Творец! Ювелирная... Снимаю шляпу.
  
  
  Творец и Хаос вдвоем медленно удаляются и исчезают из поля зрения. Часы бьют дважды. На заднике медленно разворачиваются картины Космоса. Преамбула снов Кощея. Видеоряд. Звучит соответствующая теме музыка.
  
  
  МИР АБСТРАКЦИЙ.
  
  Музыка меняется. Можно использовать музыку Альфреда Шнитке или Бела Бартока на выбор режиссера.
  
  Видеоряд: Абстрактные символы, пространственные геометрические формы, фрагменты математических доказательств, физические и химические формулы, ряды чисел положительных и отрицательных. В центре задника возникает рисунок Леонардо Да Винчи "Квадратура круга".
  
  
  МИР ИНТУИЦИИ.
  
  Музыка меняется. Фонограмма сложная. Включает звуки ветра, капли дождя, шум волн и фрагмент из Симфонии ? 6 П.И. Чайковского, главная партия.
  
  Видеоряд: Игра света, бликов, цветовых пятен. На заднике один за другим наплывают и исчезают фрагменты греческих статуй, фрагменты фресок Микеланджело и Рафаэля , картины художников экспрессионистов. Акцент на глаза, затем лица целиком. Идеи гуманизма. Музыка стихает. Прожектор освещает комнату и спящего Кощея.
  
  КОЩЕЙ и ГОМЕР
  
  Гомер подходит к спящему Кощею и кладет ему руку на плечо. Кощей вздрагивает и приподнимает голову с подушки.
  
  
  ГОМЕР. (тихим голосом). Ты спишь? Пойдем... (Кощей медленно поднимается с дивана, оба подходят к зеркалу, останавливаются) Я покажу тебе, что ждет тебя за гранью пониманья. Но только помни: Вечность - не процесс, не слепок прошлого, а мира состояние.
  
  КОЩЕЙ. Тогда и ты запомни наперед, что Вечность - символ Времени и Жизни антипод.
  
  
  Друг за другом медленно проходят сквозь зеркало и исчезают. Свет гаснет, полная темнота.
  
  
  
  
  СЦЕНА ПЯТАЯ
  
  
  
  
  
  Светает. За окном угадывается раннее утро. В комнате появляется босоногая миниатюрная девушка в зеленом в обтяжку. Она идет неуверенной походкой, прикасается к предметам, берет их в руки, осматривает их и себя. Подходит к зеркалу и испуганно отпрыгивает. Входит Анисья. В руках халат и домашние тапочки.
  
  
  АНИСЬЯ. (ласково). Не спится, Мотенька?
  
  МОТЯ. Не спится, бабушка. Мне что-то не до сна. Может, уже выспалась? Уж утро на дворе. (подходит к окну.) Мне думается... мне легко и страшно...
  
  АНИСЬЯ. Чего ж ты боишься, глупенькая? (подзывает ее жестом к зеркалу.) Вот, смотри, это ты. Видишь, какая ладна: и глазки, и ножки, и пальчики - все на месте. Нравится?
  
  МОТЯ. Нет, бабушка, не нравится. Это не я. (показывая на отражение в зеркале.) Она некрасивая... Я другая. У этой все не так. У меня, бабушка, лапки были круглые и удобные, красивые лапки. Знаешь, как я высоко на них прыгала?! А эти... смотри, какие длинные, некрасивые. (тихо с ужасом.) Лапища!.. Я даже ходить на них не могу - боюсь, упаду. Бабушка, а я могу разбиться... ну, как твой цветочек? Вчера...
  
  АНИСЬЯ. Нет, Мотенька, не можешь. Не бойся, глупенькая. Научишься ходить. И танцевать научишься красиво... Привыкай. Возьми, вот халат и тапочки ... Надень, а то простудишься.
  
  МОТЯ. (не может справиться с рукавами). Не получается, бабушка. Помоги. У вас, у людей, такая сложная одежда!.. Научи меня, бабуля, как надо...
  
  АНИСЬЯ. Сейчас-сейчас научу. (подходит, помогает, вставляет руки в рукава.) Ну, вот и все. Нравится?
  
  МОТЯ. Теперь да. Мягонький... тепленький. (довольная.) И кто только такой замечательный халатик придумал?..
  
  АНИСЬЯ. (с улыбкой). Люди.
  
  МОТЯ. (старательно повторяет за бабушкой по слогам). Люди... (с удовольствием.) А я теперь тоже люди, да, бабуля?..
  
  АНИСЬЯ. Да, и ты тоже. Ты теперь (напевно, удлиняя первый слог.) девушка, Мотенька.
  
  МОТЯ. (повторяя интонации Анисьи). Мотенька. Девушка... Я девушка. Нравится.
  
  АНИСЬЯ. Что нравится?
  
  МОТЯ. Нравится разговаривать. В горле щекотно и голос перекатывается по-другому. Бабушка?
  АНИСЬЯ. Что, милая?
  
  МОТЯ. А ты петь меня научишь?
  
  АНИСЬЯ. Научу, научу, родная. Всему научу: и блины печь, и сказки рассказывать, и песни петь.
  
  МОТЯ. Бабуля, а где Александр?.. Мне грустно и почему-то поплакать хочется.
  
  АНИСЬЯ. Не знаю, милая. Не знаю, где. Вчера был здесь. А плакать не надо. Нет нужды. Я эту ночь с тобою провела. Ты так стонала, Мотенька, что, если честно, я даже не заметила, как он ушел. Может, еще вернется. На работу, поди, рано. (отходит от Моти.)
  
  МОТЯ. (пытается ее задержать). Бабуль, а бабуль, вчера что-то страшное случилось. Не знаешь?.. Не здесь - в мире. Не знаю что, но чувствую печаль.
  
  АНИСЬЯ. А что же может случиться в мире такого страшного? Уж не война ли?..
  
  МОТЯ. Нет, кажется, не война. (задумчиво.) Нет... точно не она. Другое непонятное событие. Давай, посмотрим новости, а?
  
  АНИСЬЯ. Давай.
  
  
  Анисья щелкает по кнопке пульта, и комната наполняется голосами. На сцене проекция большого телеэкрана. На экране под бодрую музыку проходят кадры черно-белой кинохроники середины ХХ века. Любые, из жизни народов Юго-Восточной Азии: природа, обычаи, национальные типы, этнография.
  
  ГОЛОС ДИКТОРА. (Пейзажи островов экваториальной зоны) ... и о голоде попросту забыли. Людям не было нужды становиться сильнее, умнее и находчивее. Будущее их уже не интересовало: оно отсутствовало у Бессмертных априори. Бесконечное Настоящее исхода не имело. Но главная беда была впереди.
  
  Получив Бессмертие, люди остались людьми. Их ген мутации продолжал работать четко, как часы, так, как это было заложено природой - до конца жизни. Но конца у этой жизни не было, и не было надежды на то, что Смерть поставит точку в этой бесконечной цепи генетических изменений. (пауза.)
  
  
  (ВИДЕОРЯД. На экране современная научная лаборатория: препараты, лабораторная посуда, приборы. Типы лиц европейские.
  
  
  ГОЛОС ДИКТОРА. Ученые заметили: последнее время скорость мутаций Бессмертных стала возрастать. Изменения Бессмертных носят ярко выраженный необратимый характер.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Медицинские исследования, взаимодействие ученых и местного
  населения.)
  
  
  ГОЛОС ДИКТОРА. Кем станут эти люди, предсказать сложно, но вероятность появления монстров-мутантов уже не отрицается. (
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Генетическая спираль разворачивается в космосе, космические пейзажи.)
  
  
  ГОЛОС ДИКТОРА. На планету надвигается катастрофа. Она чрезвычайно опасна тем, что грозит охватить всю Землю целиком и выйти за ее пределы.
  
  
  (ВИДЕОРЯД. Видеозапись в цвете. Время действия - наши дни. Место действия - Европа, Латинская Америка. Демонстрации, транспаранты, беспорядки на улицах.)
  
  
  ГОЛОС ДИКТОРА. Из тупика путь только один: назад к Смерти.
  
  
  Конец телехроники. Яркий свет на сцене. Перед зрителем телевизионная студия. Программа напоминает популярное ток-шоу "ПУСТЬ ГОВОРЯТ". МОТЯ и АНИСЬЯ отходят и останавливаются сбоку, слушают.
  
  
  КОММЕНТАТОР. (появляется ведущий, аплодисменты). Спасибо. Итак, поговорим о Смерти и о Бессмертии. Всех нас чрезвычайно волнует эта тема. Ситуация в мире тревожная, нам предстоит ее обсудить и найти единственно правильный выход. Кто начнет?
  
  ПОЛИТИК. Я начну. У нас от всего происходящего уже волосы дыбом. Мир вышел из равновесия и возвращаться туда не собирается. Это факт. Реакция неоднозначная. Смотрите, что творится! Антиглобалисты грозятся разнести планету в щепки, и сделают это. Они считают Бессмертие надругательством над слаборазвитыми странами. "Green Peace" обнаглел. Витрины магазинов и автомобильные окна сплошь заклеены лозунгами. Повсюду демонстрации протеста.
  
  КОММЕНТАТОР. (пытаясь перевести тему разговора удобное русло). Неудивительно. Телерейтинг нашего шоу зашкаливает... Цена рекламной минуты в программе о Бессмертии стоит безумно дорого!.. Но даже это никого не останавливает. Миллиардные прибыли!..
  
  ПОЛИТИК. (страстно и полемично, не замечая окружающих). Сейчас прибыльно все, что хоть как-то касается Смерти. Смотрите: (перечисляет, загибая пальцы.) кладбищенский бизнес процветает; самая дорогая недвижимость - могильная яма; в супермаркетах торгуют посмертными масками и ритуальными венками, мемориальными плитами и гробами... Нас всех ежедневно зомбируют похоронными маршами. Модели от кутюр после полуночи выходят на подиум только под звуки реквиема, причем исключительно в гламурных саванах и белых тапочках на босу ногу или в нижнем белье траурных расцветок. (эмоционально.) Мир сошел с ума! Однозначно.
  
  КОММЕНТАТОР.(поеживаясь, и как бы приглашая присутствующих принять участие в дискуссии). Я слышал, в моде украшать лужайки перед домом кладбищенскими крестами и заборчиками, в виде могильной оградки... Говорят, теперь в Кресты попадают только авторитеты, и только самые-самые... по личной рекомендации прокурора...
  
  ПОЛИТИК. (клеймит позором). Дожили!.. А кто-то видел, что творится в театрах?! Аншлаг на месяц вперед! Билетов не достать! Хит сезона - "За три дня перед смертью" или этот, как его... "До гробовой доски". Примитив! А зал битком, яблоку негде упасть!
  
  ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗАЛА. (агрессивно). А вот этого не надо... (с угрозой.) Не надо! Яблоко еще вернется.
  
  ПОЛИТИК. (оратору). Я не о том. Есть другие, но их попросту игнорируют. (зрителям на сцене.) Театры прогорают. Однозначно!
  
  КОММЕНТАТОР. (мягко уводит тему в сторону). Кстати, о театральных тусовках! Теперь их принято называть "Собраться на 40 дней" или "На поминки".
  
  
  Анисья щелкает по выключателю. Свет гаснет. Полная темнота. Освещены только двое: АНИСЬЯ и МОТЯ. Тишина. Пауза.
  
  
  АНИСЬЯ. (тихо и решительно). Хватит...
  
  МОТЯ. (в ужасе). Бабушка, это правда?
  
  АНИСЬЯ. Неправда, милая. Неправда.
  
  
  Анисья уходит, Мотя одна.
  
  
  
  
  СЦЕНА ШЕСТАЯ
  
  
  
  Мотя внимательно смотрит на ладони, ощупывает лицо, трогает волосы, тело, подходит к зеркалу, отходит от него. Потом разворачивается спиной, садится на пол, пытается прыгнуть, согнуть ногу подобно лягушке, пятится... В этот момент прямо из глубины зеркала, спиной выходит Кощей, и в какой-то момент оба сталкиваются спинами. Оба цепенеют и резко разворачиваются, отпрянули и впились глазами друг в друга. Мотя в ужасе, Кощей в восхищении
  
  
  КОЩЕЙ. (очарованно).
  
  Ты сон?.. Ответь мне...
  Ты всего лишь сон
  Предутренний?.. Какое огорченье!
  
  Протягивает руку, Мотя параллельно его движениям совершает противоположные, в точном соответствии со скоростью и направлением.)
  
  Боюсь открыть глаза, боюсь спугнуть
  Тебя, мое волшебное виденье.
  
  (Мотя пытается увеличить дистанцию.)
  
  Нет-нет, не исчезай, прошу тебя, прошу...
  Я не хочу!.. Постой, не удаляйся!
  Как больно сердцу!
  
  МОТЯ. (искренне).
  
   Как вокруг светло,
  И грустно, и легко, и тяжело!
  
  И я не знаю, что теперь хотеть:
  Остаться девушкой иль лучше, умереть...
  А может, прежнею лягушкой обернуться?
  
  Но мне так хочется лица его коснуться,
  Его плеча... Ах, сердце, не стучи.
  Мне так тревожно с ним, так сладко и так страшно...
  
  И я прошу, прошу тебя, замри.
  Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
  
  КОЩЕЙ.
  Мне кажется, я ждал тебя всегда.
  Среди людей и снов ты возникала сказкой.
  Но ты живая, ты ко мне пришла.
  Ты боль моя, ты радость, ты прекрасна!
  
  Я без тебя не проживу ни дня.
  Скажи мне, милая, скажи, как звать тебя?
  
  МОТЯ.
  Твои слова светлы, и где-то в глубине
  Мне сердце отвечает легким эхом.
  Я остаюсь, и только для тебя
  Я стану женщиной, я стану человеком.
  
  АНИСЬЯ. (зрителю).
  Мне кажется, я знаю наперед,
  Что между ними здесь произойдет.
  И, если ни один из нас не против:
  (Кощею громко.)
  Знакомься, Александр, это - Мотя.
  
  
  Немая сцена. Анисья и Мотя улыбаются, Кощей в ужасе.
  
  
   Конец второго действия
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"