Большой плюс повествования -- в удачно выбранном размере и структуре. Писать прозу такого типа всегда рискованно, есть шанс слишком сильно уйти в поток сознания, так, что в самый внимательный читатель из оного потока не выплывет. Однако тут размер достаточно небольшой, чтобы не утомить и достаточно большой, чтобы выразить мысль. Структура произведения нехитрая, но она также поддерживает читателя, давая произведению кое-какой стержень.
Однако, как мне показалось, все же главное в рассказе -- это именно то, что находится за пределами упорядоченного. Смутные образы, неявные намеки. Язык, пожалуй, не всем понравится, но он, безусловно, своеобразен и создает атмосферу. Насколько сможет проникнуться этой атмосферой читатель -- настолько и впечатлит его рассказ.
Я не могу сказать, что до конца ясно поняла, что хотел сказать автор. Осталось, скорее, лишь впечатление некоей мрачной безрадостной пустоши с заплутавшими в ней бедолагами, к которым весьма неявным образом просачиваются капли добра и надежды. Боюсь, что в тексте были некие аллюзии, которые прошли мимо меня.
Из-за специфики текста не вижу особого смысла говорить о персонажах и сюжете. И то и другое подано штрихами, лишь настолько, чтобы создать общее настроение и кое-какую структуру. Думаю, что в техническом плане тут все нормально, соответствует общей задумке.
Не знаю, насколько автор удовлетворен тем, что после чтения его произведения остается лишь довольно смутное впечатление, так сказать, отголосок атмосферы. Если планировалось вызвать более ясное послевкусие, то, возможно, стоит четче сформулировать мысль.
Зайпольд Г.А. "Веган"
Автор может писать ярко и достоверно. Причем так, что вроде бы и вымысел, но веришь -- интонации уверенные, картинка яркая, и веришь. Тем досаднее, что в эпизодиках обрамления сквозит фальшь. Первый момент -- разговор бабулек. Уж очень они последовательно и аккуратно рассказывают читателю именно то, что ему следует знать. Поэтому их беседа все-таки кажется немного искусственной. Второй момент, менее всего мне понравившийся, -- карты с блатными. Это вот знаете, когда человек очень приблизительно представляющий себе Одессу берется написать рассказ под одесский колорит. И уголовники, и сама ситуация в целом оставляют впечатление самодеятельной театральной постановки.
Зато центральный кусок с трупами описан смачно, ярко и верибельно. Даже если автор тут выдумал детали и где-то налажал -- плевать. Верю и в реакции героя, и в деловитую прагматичность санитара. На мой взгляд, эта часть отлично получилась.
В плане персонажей хочется отметить, что все вышли неплохо. Самым колоритным получился санитар. Толик, скорее, некий проводник для читателя, ничем особым не выделяющийся нормальный человек, на место которого легко может поставить себя читатель. О Боре сказано мало, но и эти краткие сведения дают понять характер. Бабушки стереотипные, но это не страшно, а вот картинность уголовников все же печалит.
Что касается структуры, то в тексте легко можно выделить экспозицию (разговор бабулек), завязку (игра с блатными), развитие (работка в морге) и развязку (снова разговор бабулек, в котором рассказывается о судьбах Толика и Бори). Заметим, что с завязкой и развязкой получается как бы закольцовка, изящно. Чего же не хватает? Вы будете смеяться, но -- кульминации. Вот все классические элементы структуры есть, а кульминация потерялась. Может, считать бабку в банках высшей точкой напряжения? Не соглашусь. К ней нас подводили постепенно, через все прочие подробности санитаров морга и нельзя сказать, что она -- нечто существенно более впечатляющее. Опасности никакой для героя нет, поэтому нет и особых переживаний за него. Возможно, кульминацией могло бы стать переосмысление им жизненных ценностей, но оно произошло за кадром.
Цокота Ольга Павловна "Всего несколько строк
История не лишена изящества. Она выдержана в едином стиле, несколько легкомысленном. Женские интриги -- всегда благодатная почва для сюжета.
Характеры показаны довольно скупыми штрихами, но они читаются. На мой взгляд, наиболее ярко показаны донна Мария и швея, и их разговор -- один из самых удачных моментов в рассказе. Чего немного не хватило: сильнее и яснее показанных изменений в характере героини. В них как бы вся суть: наивная женщина учится манипулировать и читать других людей. Это интересно, и могло бы быть показано глубже и фактурнее. Сцена манипулирования самая сюжетно важная, но не самая сильная. В разговоре со швеей присутствуют яркие и понятные читателю эмоции, и на этом тот эпизод выезжает. В эпизоде с фаворитом таких эмоций нет, и хочется больше увидеть именно изменения героини.
Структура в сюжете присутствует: есть все необходимые элементы. Однако, по моим ощущениям, было бы недурно немного подсократить начало. Особенно первый эпизод. Он слишком основательный и выглядит, скорее, как затравка для романа, чем вводная к короткой истории. В конце же остается чувство, что в истории вдовы еще не поставлена точка, - но это, пожалуй, даже на пользу рассказу.
Я б также немного пересмотрела соотношение юмора в разных эпизодах. Пока что практически во всех эпизодах настрой одинаково-легкомысленный. Возможно, эффект от рассказа был бы сильнее, если бы автор в одних сценках переходил к более серьезному повествованию, а в другие добавил еще больше юмора. Таким образом можно акцентировать сюжетно важные моменты.
Львова Лариса Анатольевна "Третьяк"
Начинается рассказ сумбурно. Толкутся какие-то люди, чего-то плачут, кто они и что у них за беда - фиг поймешь. Потом-то все становится яснее, а когда фокус рассказчика переключается на, собственно, Третьяка и Яся с Яськой повествование действительно захватывает. И атмосфера есть, и держащий в напряжении сюжет. Не так резко разворачивается перед читателем мир, что позволяет прочувствовать его, понять-таки проблемы персонажей.
А потом на читателя обрушивается совершенно скомканный конец. Я даже не уверена, что верна поняла его: мне кажется, суть была в том, что любовь Третьяка, которой его научила нечисть, некоим магическим способом очистила землю и спасла жителей деревни. Но не настаиваю на своем видении, может, там дело и в чем-то другом было. Автор совершенно не подводит читателя к концовке, по моим ощущениям там могло бы быть еще несколько авторских листов увлекательной повести.
Мир рассказа мне понравился. Он описан с тщанием, видно, что автор продумал детали. Быт жителей деревни вышел колоритным, а исходя из своеобразного биологического апокалипсиса, понятна и их зацикленность на очищении, уважение к земле.
Персонажей для рассказа такого объема все-таки многовато. Опять же, приходится держать в уме кто там кому какой родственник. Мне кажется, было бы лучше выделить основных персонажей, а остальных побольше увести в тень.
Прочитав рассказ до конца, я вернулась и еще разок перечитала начало - да, теперь-то все ясно, что там у них происходит. Но при первом прочтении - сплошной туман... Кроме того, для сюжета пара первых эпизодов и вовсе не критична. Их можно было бы без особых потерь вычеркнуть, а взамен красивее расписать концовку.
Тем не менее рассказ мне понравился. Не так часто доводится почитать хорошую атмосферную мистику.
Кузнецов Бронислав "Великаны топчутся"
Бодрая авантюрная история о злоключениях некоего мертвого великана. Чувствуется, что за кадром остался большой продуманный автором мир, из которого нам показали небольшой, но яркий кусочек. Кстати, введение в этот самый мир удалось неплохо, у меня не было ощущения, что я не понимаю каких-то важных реалий.
Главный герой, на мой взгляд, - смесь Д'Артаньяна и Швейка. Это, конечно, субъективные впечатления, но при чтении весьма сильно веяло Дюма и Гашеком. Он, в общем-то, симпатичен, но... Небольшую проблему вижу в том, что до конца его образ не складывается. Мне все время казалось, что наблюдаю за ним со стороны, чувства сопричастия не было. Возможно, это цена ироничности - тяжело действительно сопереживать персонажу, когда сам автор говорит о нем в ироничном ключе. Это касается и остальных персонажей: они забавные, колоритные, но особых чувств к ним не испытываешь. Не скажу, что это однозначно плохо, возможно, так и нужно. Просто вот на заметку автору.
Что же касается сюжета, то в общем он выстроен неплохо. Герой начинает свой путь с целью выбиться в люди, претерпевает множество приключений/проблем по пути и таки в некотором смысле достигает своей цели. Немного распыляет внимание обилие случайных эпизодов. Когда в повествовании одно событие логично вытекает из другого, текст читается более гладко, а когда идет просто набор эпизодов, то общее впечатление получается смазанным.
Сам стиль рассказчика мне очень понравился. На любителя, конечно, как и всякое повествование с юмором и аллюзиями, но мне такое как раз. Всего в меру, и иронии, и отсылок к другим произведениям.