Смирнитский Сергей Алексеевич : другие произведения.

Проблема возникновения государства на Руси

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.32*21  Ваша оценка:

5 =

  
  

Проблема возникновения государства на Руси.

Предисловие.

   Настоящая работа посвящена одному из самых неоднозначных вопросов в истории Руси - возникновению государства. Сама история России первых веков после заселения славянами Русской равнины по большей части неясна, и состоит из одних вопросов. Даже само время их появления вызывает большие сомнения, разными историками указывается промежуток примерно с V-VI века до Р.Х. по VIII - IX века после.
   Главный источник по этому историческому промежутку времени - Повесть временных лет Нестора. Источник летописный, то есть, по сути, профессионально исторический, что накладывает на него особый отпечаток. Летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла. Ключевский в целом подтверждает факты, изложенные Нестором в Повести, чего нельзя сказать о Гумилёве: Особенно характерна историческая мифология для русского летописания - знаменитой Повести временных лет Нестора. Инок Нестор жил и трудился в Киево-Печерской лавре - культурном центре Киева, где в XI-XII веках были сильны антигреческие настроения. Отражением этих настроений служит, например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет (с 860 на 907 г.) и вообще приписание похода Олегу. Так подвиги древнего руса в войне с Византией оказались совершёнными варяжским конунгом. Достаточно поставить под сомнение сведения Начального свода конца XI в. и Повести временных лет начала XII в. о Рюрике, Аскольде и Дире, о приходе в Киев Олега и Игоря (а к тому имеются поводы: известия эти явно записаны на основе устных преданий, причем летописная хронология раннего периода опирается на византийские хро-ники), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял.
   Однако ограниченное количество источников, посвящённое этому историческому периоду, к тому же куда менее информативных и объёмных, делает Повесть временных лет важнейшим из источников, использованных в моей работе. По словам академика Лихачёва никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и литературного умения.
   Главной литературой, использованной в моей работе были Русская история В.О Ключевского, книга От Руси до России Л.И. Гумилёва и статья А.А. Горского Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X-го века.
   Имя Ключевского - символ нашей национальной культуры, один из духовных и нравственных ориентиров постоянно пребывающего в смуте Русского государства. Критиковать работы Ключевского по истории России сложно, поскольку за последние сто лет они стали классическими, на них опирается большинство современных исторических работ. Его тематические статьи, посвящённые VIII - X векам наиболее полно отражают социальную и экономическую сторону жизни Руси. Что касается стороны политической, то её возникновение автор относит к середине X-го века, и связывает со становлением Киевского княжества. Единственным явным недостатком Русской истории является относительно давнее время написания. Со времени создания книги стали известны некоторые новые факты по этой теме, которые, впрочем, работе Ключевского не противоречат, но существенно её дополняют.
   Книга Гумилёва От Руси до России - это начертание нашей истории. И, хотя, лишь небольшая вступительная часть его работы посвящена рассматриваемому мной вопросу, даже в двух главах о начальной истории Руси автор очень чётко формулирует свою позицию по отношению к ней. К слабостям книги Гумилёва можно отнести недостаточную работу с источниками. Собственные оригинальные авторские идеи не достаточно доказаны, ввиду отсутствия фактологического их подтверждения. С самого начала отметая Повесть временных лет, Гумилёв не приводит ни одного источника, который заслуживал бы большего доверия. Однако сама постановка под сомнение Повести... приводит к формированию авторской позиции относительно ранней истории Руси. Для того чтобы понять, что имеется в виду, необходим краткий экскурс в историю вопроса.
   Два взгляда на начало русской истории.
   Ключевский пишет о них в IV лекции, характеризуя эти точки зрения следующим образом: нашу историю следует начинать не раньше половины IX века изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния. В XVIII веке возникла норманнская теория, согласно которой государство у славян создали норманны, которых на Руси называли варягами. Ключевский особо подчёркивает политический подтекст её создания, но следует признать, что это теория наиболее доказана, так как подкрепляется главным источником по русской истории - Повестью временных лет.
   Но существует и, так называемая, антинорманистская теория. Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша Начальная летопись; здесь, в пределах Русской равнины, они поселились, может быть, ещё за несколько веков до Р.Х.. В отличие от норманнской, противоположная ей теория куда более обширна, так как разные авторы опираются на разные источники, и, соответственно делают из них различные выводы.
   Необходимо заметить, что сами эти теории уже давно сформировались, и бурная полемика вокруг них существовала уже относительно давно: 100 -150 лет назад. Ключевский уже занимает по отношению к ним нейтральную позицию, приводя аргументы за и против обеих точек зрения.
   Однако условно я разделил используемых мной в работе авторов на эти две группы. Повторюсь, это разделение условно, однако помогает полнее рассмотреть две существующие версии. Ключевский в своей работе опирается прежде всего на норманнскую теорию, и это вполне очевидно именно потому, что он очень серьёзно рассматривает Повесть временных лет как источник и основывает на ней свои выводы. Гумилёв, напротив, антинорманист, как мы уже видели Повесть... как серьёзный источник он не рассматривает, опираясь больше на собственные умозаключения.
  
   Статью А.А Горского я умышленно как бы вынес за скобки обзора литературы. Несмотря на то, что его статья существенно уступает в объёме лекциям Ключевского и работе Гумилёва, это единственная из использованных мной работ строго посвящённых рассматриваемой теме.
   Горский опирается на четыре основных источника по истории Руси X-го века, на Повесть... (включая договоры князей с Византией), сочинение Константина Багрянородного О народах, Книгу путей и стран ал-Истархи и на Хазарское послание, так называемый Кембриджский документ. В попытке их сопоставления и содержится суть данной работы. К слабостям статьи можно отнести её несколько обзорный характер и отсутствие связи между авторскими мыслями. Но в целом именно эта статья представляла собой образец того, что нужно было включить в мою работу.
   Основной целью моей работы будет определение периода создания Русского государства, именно периода, поскольку чёткий промежуток времени выбрать сложно, да и неправильно, поскольку это являлось бы профанацией вопроса.
   Я подразделил работу на две главы - в первой будут определены основные природные особенности Русской равнины - места поселения восточных славян, во второй - хронология правления первых князей вкупе с определением их власти, как государственной или негосударственной.
  
   Глава 1.

Географические особенности и природные условия Русской равнины.

   Чтобы понять закономерность возникновения государства в каком-то определённом географическом поясе, географической области необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе внешние природные условия, играющие немаловажную роль при его создании. Гумилёв пишет об этом так: В те века, когда начиналась история нашей Родины и её народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие в степях или глухих лесах, третьи - на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили...следовательно, мы должны начать изучение истории народов с описания природы климата территорий, на которых они живут.
   Первые славянские племена заселили западную часть русской равнины, то есть наиболее близкую к европейской: Две географические особенности отличают Европу от других частей света и от Азии преимущественно: это, во-первых, разнообразие форм поверхности и, во-вторых, чрезвычайно извилистое очертание морских берегов. К территории Русской равнины два этих отличия имеют лишь косвенное отношение. Выход к морю на этой территории весьма ограничен: Море образует лишь малую долю её границ; береговая линия её морей незначительна сравнительно с её материковым пространством, именно, одна миля морского берега приходится на 41 квадратную милю материка. Что касается разнообразия форм поверхности, то здесь Ключевский выделяет основные, сыгравшие наибольшую роль в образовании поселений, а чуть позже и государства: Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Скажем о каждом из них по порядку.
   И бяше около града лес и бор велик. Сейчас большая часть первородного леса на территории Русской равнины вырублено: лесной пояс вследствие вырубки и распашки значительно отступил с юга. Но ещё в VI -X веках лес занимал огромную часть территории, на которой находились поселения, и играл большую роль в экономической жизни: В первые века нашей истории, когда главная масса русского населения сосредоточивалась в черноземной области среднего Днепра с его обоюдосторонними притоками, важнейшие реки южной Руси направляли русскую торговлю к черноморским, азовским и волжско-каспийским рынкам, где спрашивались преимущественно мёд, воск, меха - продукты леса и в меньшей степени хлеб. Это сделало внешнюю торговлю господствующей силой в народном хозяйстве русских славян и вызвало усиленное развитие лесных промыслов, звероловства и бортничества.
   Если лес был прежде всего экономически значим, то реки влияли фактически на все стороны жизни. Речная сеть, по-видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по естественным местным условиям. Ключевский неоднократно называет торговлю одним из главных факторов образования государства, в том числе и поэтому заселение около речных областей было особенно густым, в древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные и болотистые пространства.
   Степь играла роль не своими климатическими или природными особенностями, а географическим положением и заселённостью различными племенами. Степь была вечной угрозой для Древней Руси и нередко становилась бичом для неё. Необходимость постоянно защищаться от степных набегов сначала хазар, потом печенегов заставила племена всегда быть начеку, создавать и укреплять свои военные отряды, что стало одним из знаковых событий в образовании государства; подробнее речь об этом пойдёт в следующей главе.
   Говоря о природных условиях нельзя упустить ещё несколько внешних факторов. Сильное влияние на климат Европейской России имеет направление ветров, являющееся одной из характерных климатических особенностей нашей страны. Разность температуры между зимой и летом здесь, на материке, вдали от морей. Не менее 23 градусов, по местам доходит до 35. Средняя годовая температура от 2 до 10 градусов. Суровый климат - тоже фактор немаловажный. На зимнее время крестьянская жизнь почти полностью замирает, зато активизируется торговля, с возникновением ледяных речных дорог.
   Подводя итог важнейшим природным и географическим особенностям, Ключевский останавливается на трёх из них: 1) её деление на почвенные и ботанические полосы с неодинаковым составом почвы и неодинаковой растительностью, 2) Сложность её водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов, 3) общий, или основной, ботанический и гидрофический узел на центрально алаунско - московском пространстве. Природные факторы сложно разделять на важные и неважные, потому что каждый из них, вкупе с остальными, формирует картину в целом. Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа.
  
   Глава 2.

Начало истории Руси. Вопрос образования государства.

Признаками государства являются: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции гос. власти; 2) право, закрепляющее определённую систему норм, санкционированных государством; 3) определённая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Советский энциклопедический словарь.

   Наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину из одного её угла, с юго-запада, со склонов Карпат. Сама это фраза не вызывает возражений, но Ключевский уточняет: с VII века, когда в жизни восточных славян обозначались явления, которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых местных условий. Переселение славян в VII веке - это первое звено цепи, вторым, и не менее важным был приход варягов в веке IX. Хронология событий и Гумилёва несколько иная: В VI-VIII веках славяне - народ сильный и энергичный - имели большие успехи. Повесть... говорит о разных славянских племенах, расселившихся по территории равнины, все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Но автор книги От Руси до России представляет историю славянских народов несколько иначе - к IX веку раскол славянского единства привёл к созданию новых, ранее не существовавших народов. Единство - это идея, причём идея важная, и ясно присутствовавшая в сознании людей того времени, есть она и в Повести... - всего важнее в своде идея, которою в нём освещено начало нашей истории: это идея славянского единства.
   Русскую равнину заселила одна ветвь славян - восточная. И они, по словам Ключевского, увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей, чуждых по происхождению и низших по развитию. Если остановить своё внимание на VII - VIII веках, то главным вопросом будет существование или отсутствие государства как такового, как формы общественной жизни.
   Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов. У нас нет никаких сведений о существовании на Руси письменного права в VII - VIII веках, первый текстовый документ, дошедший до нас - это договор князя Олега с Византией, датируемый только X веком. Письменный закон - один из важнейших критериев существования государства, но далеко не единственный. Однако не только государства, сами города, по мнению Ключевского, появились лишь в VIII веке: Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII веке, было возникновение древнейших торговых городов Руси. До этого момента они и не могли существовать, так как расселение шло стихийно и распространялось по равнине не постепенно путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь. Переносились птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые.
   Основным занятием была торговля, чему немало способствовали внешние природные условия. Господствующим фактом экономической жизни в этот период является внешняя торговля с вызванным ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством. Это Русь Днепровская, городовая, торговая. Торговля, прежде всего с Византией, как единственного очага культуры и цивилизации. Для днепровцев, послушных данников хозар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Выплата дани рассматривалась как нормальное явление, фактически это была пошлина за возможность торговать через степные рынки. В летописи это представлено таким образом: И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: Вот, новую дань нашли мы. Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель. Это очень важное замечание хазар, трактующееся летописцем как предсказание, указывает, прежде всего, на то, что главные торговые города Руси должны были сами взять на себя защиту своей торговли и торговых путей. С этой минуты они начали вооружаться, опоясываться стенами, вводить у себя военное устройство, запасаться ратными людьми.
   Говоря о VII - VIII веках, Ключевский подчёркивает два основных момента: Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам: это 1) развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов, 2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшими к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIII веку.
   А к веку IX относится одно из важнейших, а если принимать сторону норманнистов, то и важнейшее событие в истории создания государства - появление на территории Русской равнины варягов. Около IX века и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.
   Византийцы XI века знали под именем варягов норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора. Нет как таковых сомнений в том, что варяги - это именно норманны, языческое племя, наводившее ужас на Европу своими воинственными набегами - В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.
   Однако у нас варяг - преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию. Слово варяг и торговец были почти синонимичны, поэтому варяжить означало заниматься торговлей.
   Но чисто торговый статус варягов быстро сменился на другой. Летопись говорит об этом так: Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью. Варяг на Руси - это не только торговец, это и третейский судья, и инстанция в которую можно обратиться в случае несправедливости. Они легко покидали значение торговых товарищей или наёмных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Само присутствие варягов на Руси - это некий гарант стабильности, об этом говорит и Повесть..., подчёркивая усобицу между племенами.
   Ключевский призывает не понимать летописную историю буквально: Сказание о призвании князей, как оно изложено в Повести, совсем не народное предание, не носит на себе обычных его признаков: это - схематическая притча о происхождении государства. Эта схематичность по мнению Ключевского, заключается ещё и в том, что сам мотив призвания вызван не внутренними проблемами: очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов. Всё-таки норманны прежде всего профессиональные воины, поэтому их призвание есть не что иное как военный найм.
   Главная проблема в этой ситуации заключается в том, какую власть представляли собой варяжские князья, были ли они только военными вождями конунги и викинги" аналог "князя и витязя, или чем-то большим, властью политической и, возможно, государственной. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как ни одна из этих двух мыслей полностью не доказана. Традиционно началом Русского государства как такового определяют периодом правления князей от Олега до Ольги, то есть становлением Киевской Руси. Попробуем понять, почему и с чем это связано.
   Пришёл Рюрик sine hus, thru waring (с домом и дружиной). И принял всю власть один, и стал раздавать мужам своим города. По профессии он был варяг, то есть наёмный воин. По своему происхождению - рус. Я не стану подробно останавливаться на правлении Рюрика, отмечу лишь, что в рассказе о его правлении летописец уделяет самому князю лишь несколько строк, сосредоточив внимание на другом событии, которое было центральным в его правление. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.
   Киев - важнейший стратегический пункт для торговли, мгновенно превращается в главный город на Руси. Причём слово главный в данном случае означает не политическое главенство, а положение получателя дани. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, Киев служил главным оборонительным форпостом страны против степи и центральной вывозной факторией русской торговли. Киев стал симбиозом военной мощи и торгового главенства, не подчиняться ему было не возможно, да и не нужно, потому что союзничество, пусть и облагаемое данью, сулило куда больше, чем вражда. Подчинение было вынужденно политической и экономической зависимостью от Киева.
   Зависимость политическая вызвана тем, что варяжские князья, начиная с Олега, правили, вернее владели Русью именно из Киева, поставив во главе других городов своих наместников. В городах князья сажали своих наместников, посадников.
   Наместники были в достаточной мере независимы от центра, это были чаще всего дружинники или родственники. Внешне это напоминает попытку князя разделить свою власть с наместниками, однако это не совсем так, потому что власти как таковой нет, есть только найм и получение денег за него, более того, сама власть наместников не была столь безграничной, в городах было по- прежнему сильно племенное управление, авторитет своих управителей был высок. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Свидетельство об этом можно найти у византийского императора Константина Багрянородного, который в своём сочинении О народах, писанном в половине X века, рисует изобразительную картину полюдья современного ему русского князья. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья со всей Русью, т.е. дружиной выходили из Киева на полюдье.
   Главная мотивация варягов - торговля, главный торговый рынок - византийский, проходящий по пути из варяг в греки: и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.
   В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. Именно в правление второго князя постепенно утвердилась вторичная и тоже местная форма, варяжское княжество. Власть князя из чисто военной медленно, но верно перерастала в нечто большее - Став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной из вооружённой силы превращается в политическую власть.
   Олег освободил города Руси от Хазарской дани, послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.
   Важнейшим событием его правления был договор с Константинополем 911 года. Торговцы с Руси получили право на беспошлинную торговлю в Византии, в обмен на мир и на соблюдение порядка в самом Царьграде: входяще же Русь в град, да не творят пакости. Олег добился полноправного законодательства, как для греков, так и для русов. Если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства.
   Олег обладал политической властью, прежде всего в Киеве, и ограниченной в других городах, где находились его наместники. Однако использовал он её исключительно в целях обогащения собственного и своей дружины.
   Одним из важнейших аргументов в споре о существовании государства было наличие у правителей немонархических титулов. Князь (то есть конунг) - титул исключительно военный, никак не связанный с властью политической. В этом смысле очень важной может считаться версия Гумилёва, который утверждает Ольга - женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица, Игорь, по - скандинавски Ингвар, то есть младший. Если предположить, что это действительно так, то наш взгляд на этот исторический период может измениться. Теоретическим подтверждением его слов могут служить данные Кембриджского документа: Речь идет о захвате русским князем по имени Хельгу, т. е. Олегом, хазарского города на восточном берегу Керченского пролива (будущей Тмуторокани), однако, согласно летописям, Льву Диакону и Лиутпранду Кремонскому, предводителем похода 941 г. был Игорь, а русский князь по имени Олег умер, согласно Начальному своду конца XI в., в 922 г., а по ПВЛ в 912 году. Если Олег - титул, то Хельгу вполне может быть титулом Игоря и, соответственно подтверждать мнение Гумилёва. Однако даже если Хельгу - титул, ничто не указывает на то, что он - монархический.
   Но проблема была не только в немонархических титулах формальных правителей.
   Общество ещё не самоиндефицировало себя как единое целое, как государство. Первый раз словосочетание Русская земля появляется в Игоревом договоре 945 года. Хотя и это не является прямым признаком государственности по мнению Горского: Употребляемые в договоре термины люди русские, Русь (в этничес-ком смысле), русин вряд ли распространялись на представителей славян-ских союзов племенных княжеств, сохранявших свою автономию: скорее всего, договор имел в виду население, находившееся под непосредственной властью киевского князя, т. е. обитавшее на территории вдоль пути из варяг в греки.
   Правление Игоря в целом мало отличалось от Олеговского. Игорь ходил в Византию, где в 945 году заключил c ней договор. Тогда проявился ещё один признак будущего единства: Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, видно, что князь был способен создать коалицию славянских племён, пусть и путём найма.
   Несколькими месяцами позже Игорь был убит древлянами, племенем, платившим Киеву дань, которую он решил собрать сверх договорённой меры. Показательно, что князь по-прежнему напрямую зависел от своей дружины, обеспечивавшей его силу. Именно дружина склонила Игоря к походу в Искоростень, ради обогащения.
   Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Перерасти этому интересу в нечто большее мешали традиционные мотивации обогащения, вкупе с зависимостью от дружины и сильной ещё племенной властью в городах.
   Все три этих преграды были фактически устранены во время правления жены Игоря - Ольги. В год 6455 (947) отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. Ольга установила погосты на всех территориях, так или иначе подконтрольных Киеву, структурированные, записанные, то есть не просто договорённые с Ольгой лично, они сделали очень много для того, чтобы объединить все эти города в единое целое.
   Ольга - женщина, и, значит, не может руководить военной дружиной. Но её сын Святослав слишком мал для этого. Некоторая неясность в отношениях между князем и дружинниками привела к тому, что тесная связь, которая существовала всегда - стала ослабевать. Внутри самого войска появились две различные группы: христиане и не христиане. И, хотя христиан было меньше, однако количество ощутимое, это можно понять ещё из Игоревого договора: Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или не христиан.... Князь стал восприниматься некоторой политической фигурой, обладающей авторитетом и без прямого контроля над дружиной. До полной независимости от дружины ещё далеко, но продвижение в этом направлении существует.
   Никаких военных побед и завоеваний, за исключением мести за мужа древлянам Ольга не совершила. Благодаря новым законам, а именно при Ольге появились первые письменные законы, и приостановке внешней экспансии границы державы, как называет её Гумилёв, утвердились и стали восприниматься как единое целое. Не хватало только одного - общей религии, которая сплотила бы города ещё больше, наладила бы взаимопонимание между людьми и в будущем сформировала бы у них примерно сходную систему ценностей. Ольга совершила важнейший шаг и в этом направлении, став первым русским правителем, принявшим христианство: Ольга же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. Приняв крещение в Византийском обычаи, Ольга тем самым включила свой народ в состав христианского мира, сделав возможным крещение всего населения в целом. То, что под крещением Ольги подразумевалась вся Русь, а не только конкретная личность, говорят слова патриарха: Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих.
   К моменту смерти Ольги в 969 году существовали все предпосылки к возникновению государства на Руси: законы, пусть пока и в небольшом, зато в письменном виде, примкнувшие после завоеваний первых князей новые земли, определившие границы будущего государства, политическая роль князя, которая при Ольге выросла многократно и стала вполне очевидной. Складывание государства Русь завершилось только к концу Х в., с лик-видацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств (кроме вятичей) были посажены на-местники киевского князя.
   В 988 году эти предпосылки были реализованы, князь Владимир крестил свою дружину в Херсонесе, положив тем самым начало всеобщему переходу русского народа в христианство, и принял титул Великий князь. С этого момента Киевское княжество можно по всем признакам обозначить государством. Итак, с гибелью князя - язычника Святослава Киевская Русь всё более стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало всё больше сторонников.Киевское варяжское княжество этих витязей стало зерном того союза славянских племён, который можно признать первоначальной формой Русского государства.
   Вывод: Как таковой процесс преобразования военной княжеской власти в политическую, и, следовательно, превращения княжества в государства, происходил, начиная с самых первых князей. Такие предпосылки будущего государства, как устойчивые границы, политическая и экономическая зависимость от Киева, вкупе с восприятием себя Русской землёй, реализовались во время правления Ольги. Создав первые письменные законы и приняв христианство, она предопределила создание на Руси государства. Некоторая отсрочка в виде недолгого правления Святослава ситуации не изменила и, уже при Владимире был сделан последний шаг, уже формально определивший Русь как политическое единство: принятие им титула великий князь и крещение русского народа.
  

Библиография и примечания.

      -- В.О. Ключевский / Русская история / изд. Феникс / г. Ростов - на - Дону / 2000 год.
      -- Л.И. Гумилёв / От Руси до России / ООО Издательство В.Шевчук / г. Москва / 2000 год.
      -- Повесть временных лет / www. old-russian.ru - povest.
      -- С.Г. Горяйнов / статья Обыкновенный гений, в книге Русская история В.Ключевского / изд. Феникс / г. Ростов - на - Дону / 2000 год.
      -- С.Б. Лавров / статья Завещание великого евразийца, в книге От Руси до России Л.И. Гумилёва / ООО Издательство В. Шевчук / г. Москва / 2000 год.
      -- А.А. Горский/ Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X-го века/
  
  
  
  
  
  
   Ключевский - Русская история/ с.90
   Гумилёв - От Руси до России/ с.40
   Горский - Русь в первой половине X-го века/ с.1
   Горяйнов - Обыкновенный гений/ с.3
   Лавров - Завещание великого евразийца/ с.301
   Ключевский- Русская история/ с.93
   История России/ с.134
   Ключевский - Русская история/ с.93
   Гумилёв - От Руси до России/ с.20
   Ключевский - Русская история/ с.39
   Ключевский - Русская история/ с.39
   Ключевский - Русская история/ с.57
   Повесть временных лет/ с.24
   Ключевский - Русская история/ с.47
   Ключевский - Русская история/ с.20
   Ключевский - Русская история/ с.55
   Ключевский - Русская история/ с.61
   Ключевский - Русская история/ с.60
   Ключевский - Русская история/ с.42
   Ключевский - Русская история/ с.41
   Ключевский - Русская история/ с.55
   Ключевский - Русская история/ с.40
   Ключевский - Русская история/ с.24
   Ключевский - Русская история/ с.102
   Гумилёв - От Руси до России/ с.28
   Повесть временных лет/ с.4
   Гумилёв - От Руси до России/ с.30
   Ключевский - Русская история/ с.84
   Ключевский - Русская история/ с.22
   Повесть временных лет/ с.4
   Ключевский - Русская история/ с.116
   Ключевский - Русская история/ с.24
   Ключевский - Русская история/ с.25
   Ключевский - Русская история/ с.115
   Повесть временных лет/ с.5
   Ключевский - Русская история/ с.119
   Ключевский - Русская история/ с.117
   Ключевский - Русская история/ с.119
   Ключевский - Русская история/ с.121
   Ключевский - Русская история/ с.122
   Ключевский - Русская история/ с.122
   Повесть временных лет/ с.6
   Ключевский - Русская история/ с.126
   Ключевский - Русская история/ с.131
   Ключевский - Русская история/ с.128
   Ключевский - Русская история/ с.128
   Ключевский - Русская история/ с.126
   Повесть временных лет/ с.6
   Гумилёв - От Руси до России/ с.29
   Повесть временных лет/ с.7
   Ключевский - Русская история/ с.131
   Ключевский - Русская история/ с.133
   Ключевский - Русская история/ с.135
   Ключевский - Русская история/ с.139
   Ключевский - Русская история/ с.140
   Ключевский - Русская история/ с.141
   Повесть временных лет/ с.2
   Повесть временных лет/ с.7
   Ключевский - Русская история/ с.128
   Ключевский - Русская история/ с.135
   Повесть временных лет/ с.8
   Повесть временных лет/ с.10
   Повесть временных лет/ с.12
   Гумилёв - От Руси до России/ с.30
   Гумилёв - От Руси до России/ с.29
   Горский - Русь в первой половине X-го века/ с.6
   Ключевский - Русская история/ с.153
   Горский - Русь в первой половине X-го века/ с.4
   Повесть временных лет/ с.16
   Ключевский - Русская история/ с.139
   Повесть временных лет/ с.23
   Повесть временных лет/ с.19
   Повесть временных лет/ с.23
   Повесть временных лет/ с.23
   Горский - Русь в первой половине X-го века/ с.8
   Гумилёв - От Руси до России/ с.58
   Ключевский - Русская история/ с.135
  
  
Оценка: 3.32*21  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"