Смирнитский Сергей Алексеевич : другие произведения.

Принципат как форма монархии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.21*5  Ваша оценка:

  Принципат как форма монархии.
  Предисловие.
   Основная цель этой работы - указать характерные черты принципата, особой формы монархии, существовавшей в Римской империи времён Юлиев - Клавдиев и Флавиев.
   Зарождением принципата часто называют скоротечное правление Цезаря, но на нём, прежде всего из-за уже указанной скоротечности я останавливаться не буду. Классический принципат, созданный Октавианом Августом - вот основная тема моей работы.
   Именно поэтому в качестве источников я в основном взял ретроспективы правления первого римского императора. Это биография Августа у Транквилла, Дион Кассий и ещё несколько авторов из "Хрестоматии по истории древнего Рима". Немаловажным источником являются также "Деяния божественного Августа", написанные им самим. Небольшое количество источников объясняется прежде всего теоретическим характером работы.
   Немировский называет Августа "гений пропаганды" , говоря о том, что большинство источников времён его правления весьма тенденциозны. Это несколько ограничивает их использование в данной работе.
   Труд Транквилла в особых комментариях не нуждается, в нём представлена обширная информация о личности Августа и о форме правления, установленной им. Светоний собирает прежде всего факты, его интересует их набор, без обобщения и выводов.
   Работа Диона Кассия говорит о эпохе принципата в целом, этому посвящена полностью одна из глав его "Римской истории". Остальные источники - это в основном документы времени правления Августа, наиболее ярко характеризующие его реформы и новообразования.
   Литература, использованная мной - это Немировский и Кузищин. Несмотря на краткость изложения и сравнительно небольшую часть, посвящённую принципату в этих работах, они тем не менее дают немало теоретической информации и характеризуют принципат в целом.
   Эта работа подразделена на две главы, первая - это описание принципата Августа, вторая - сравнение принципата с другими древними формами монархии: восточной деспотией, древнегреческой тиранией и древней римской царской властью. В чём сходства и различия между ними, каковы характерные особенности принципата; на эти вопросы и должна ответить моя работа.
  Глава 1.
  Установление принципата. Эпоха Августа.
   Рим, полученный в правление Августом после многих лет гражданских войн был далёк от былого величия времён ранней республики. Сама республиканская форма правления полностью себя дискредитировала. Понятие "республика" было связано в сознании каждого римлянина с беспрерывными войнами, разрушительными и кровавыми.
   Выбрав Августа, одного правителя, а на его месте мог быть любой из участников последних гражданских войн, римляне прежде всего сделали ставку на спокойствие и мир в обмен на право участвовать в общественной жизни. Но это стало понятно значительно позже. А пока Август оставался всего лишь консулом, пусть и без напарника, но избираемым каждый год на эту должность.
   Важнейшей задачей нового правителя на первом этапе было установление непоколебимого мира внутри государства, так как свеж был пример Цезаря, личности харизматической, тем не менее убитого уже на второй год правления.
   Для того, чтобы не повторить печальной судьбы Цезаря Август активно начал укреплять свою власть. При этом он использовал политику патернализма, введённую знаменитым предшественником - "Всех, кто бунтовал слишком часто или вероломно, он наказывал только тем, что продавал их в рабство с условием, чтобы рабскую службу они несли вдалеке от родины и освобождение не получали раньше, чем через 30 лет" . Не совершая никаких поспешных и чересчур жёстких действий, Октавиан старался угодить всем. Каждому сословию он старался предоставить необходимые привилегии. Сенаторы получили обновлённый сенат, в котором вновь установился довоенный порядок. Транквилл писал, что: "Сенат давно уже разросся и превратился в безобразную и беспорядочную толпу" . Хотя необходимо заметить, что именно сенаторы в наибольшей степени пострадали от новой политики Августа, так как почти полностью потеряли власть и стали превращаться в простых чиновников. Всадническое сословие получило от Августа наибольшие привилегии. Именно на всадников Август делал ставку, как на будущий чиновничий аппарат: "Август стремился сделать опорой своей власти всадническое сословие" . Все его представители получили возможность добиваться высоких должностей, упростился переход из всадников в сенаторы. Плебеи же стали объектом стандартных популистских ходов: "В отношении зрелищ он превзошёл всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие".
   Август укрепил собственную власть, укрепил настолько, что "высшие и почётнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные". Вторым шагом, и не менее важным чем первый, стало учреждение преторианских когорт: "Август создал особые преторианские когорты, которые, в отличие от легионов, стоявших на границах империи, были расквартированы в Риме". Подчинённые исключительно Августу преторианцы были мощной военной опорой, способной уберечь от военных переворотов. Сразу нужно сказать, что первому императору прибегнуть к помощи преторианцев не пришлось, а для его потомков этот рычаг власти будет просто необходим.
   Заручившись военной поддержкой, Август использовал её исключительно как внутриримские военные силы. Крупных внешних войн он не вёл. Мир - политическое кредо Августа, от него он старался не отступать, об этом он говорит сам: "При мне, принцепсе, сенат трижды постановлял запереть храм Януса - Квирина, тогда как до моего рождения, с тех пор, как основан Рим, он был заперт, по преданию, лишь дважды" . Это подтверждает и Светоний: "Никакому народу не объявлял он войны без причин законных и важных" . Но нельзя не отметить, что своего первого консульства Август добился военным путём: "Август подступил к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовал консульства от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять, сказал в глаза сенаторам: "Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!".
   Продвижение Октавиана по государственной лестнице шло безостановочно. Год за годом он избирался консулом, военным трибуном, чуть позже великим понтификом. Это позволяло ему владеть всей полнотой власти. "Вся власть народа и сената перешла к Августу" . "Создавая видимость сохранения республики, Август принял титул принцепса, первого среди равных". Видимость республики была необходима, так как она была по-прежнему традиционной формой правления и любая попытка очевидно её поколебать приводила к непредсказуемым последствиям. "Конечно, и при Цезаре власть сената была призрачной. Но единодушия не было, и свидетельство тому - убийство Цезаря в сенате".
   Решающим шагом к даже формальной полной власти Август сделал тогда, когда вроде бы от неё и отказался: "О восстановлении республики он задумывался дважды: в первый раз - тотчас после победы над Антонием, когда ещё свежи были в памяти частые обвинения его будто единственно из-за Октавия республика ещё не восстановлена; и во второй раз - после долгой и мучительной болезни, когда он даже вызвал к себе домой сенаторов и должностных лиц и передал им книги государственных дел. Однако, рассудив, что и ему опасно будет жить частным человеком, и республику было бы неразумно доверять своеволию многих правителей, он без колебания оставил власть за собой" . С промежутком в несколько лет он получил два важнейших титула, определяющих его власть: "Но имя отца (pater patrie) дало им вскоре над всеми нами такую власть, какую обычно отцы имеют над своими детьми". Теперь Август официально "отец народа" и на правах отца может руководить государством. Наряду с пожизненным консульством он получает титул императора. Титул нейтральный с точки зрения римлянина, император - это не царь, чей титул до сих пор вспоминают с содроганием, император - военачальник до триумфа. "...титул императора из них получают не только те, кто победил каких-нибудь врагов, но постоянно и все другие для того, чтобы отметить их неограниченные полномочия и притом не называть их ни царями, ни диктаторами. Эти последние титулы никому больше не даются, после того как они раз вышли из употребления при новом строе, но функции их закрепляются за лицами, получившими титул императора. На основании этого титула они получают власть набирать войско, взимать деньги, начинать войны, заключать мир, повсюду и во всём одинаково командовать как государственными регулярными, так и союзными военными силами" .
   Говоря о политической поддержке правления Августа нельзя не упомянуть новую политику в отношении провинций, которые из "собственности римского народа" превратились во вполне полноправные составные части империи. Рим перестал быть единственно необходимой опорой власти. Он по прежнему оставался политическим центром империи, но для полноты власти очень важны были ровные отношения с провинциями. Для этого император сделал немало, прежде всего прекратив выкуп прав на сбор налогов с провинций, что естественно повлекло за собой улучшение их финансового состояния. Часть из них, наиболее перспективные, принадлежали Августу: "из провинций он взял на себя те, которые были значительнее" , более старые и устойчивые в политическом отношении - во власти сената. Именно с Октавиана берёт начало традиция более тесного контроля над провинциями.
   Феномен чиновничества появился при Августе и был связан с политическими реформами в управлении. Бывшие когда-то выборные должности трансформировались в назначаемые императором и стали оплачиваемыми. "Чтобы больше народу участвовало в управлении государством, он учредил новые должности". С ростом должностей естественным образом падала их значимость, народ был постепенно удалён от управления государством. Причём видимость республиканского устройства сохранялась, император активно поддерживал её традиции: "Присутствуя на выборах должностных лиц, он всякий раз обходил трибы со своими кандидатами и просил за них по старинному обычаю" .
   Реформы Августа носили не только политический характер. "Целью законов Августа было укрепление традиционных моральных ценностей, пошатнувшихся в результате гражданских войн, создание новой администрации, подчинённой не выборным органам власти, а ему". В рамках восстановления моральных ценностей он: "Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий". "Он пересмотрел старые законы и ввёл некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий" .
   Действия и решения неполитические всегда были так или иначе связаны с политикой, с попыткой укрепить и увековечить своё имя. "Стремление представить себя отцом и благодетелем народа, а своё царствование - образцом, достойным подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам" . Август прославился необыкновенным количеством новых сооружений в Риме: "Общественных зданий он выстроил очень много". Новый император старался слыть традиционалистом: "Даже одежду и платье он старался возродить древние" .
   Октавиан не только возродил старые традиции, но и стал законодателем новых. Время его правления Немировский называет: "от культа богов к культу личности". Старый пантеон во многом утратил свою значимость и ниша главной религиозной идеи оставалась незаполненной. Введённый после смерти Августа "культ императора" был совсем не похож на восточную сакрализацию власти. Новые жертвы, новый культ - всё это помогло новому социальному развитию империи. "Культ императора" стал неотъемлемой чертой принципата и в дальнейшем перерос в признание императоров Dominus in deus, богами на земле в период домината.
  Вывод: Принципат - монархия особого типа, воплощённая в жизнь императором Октавианом Августом. Основными его особенностями являлись: неограниченная власть правителя, лишь формально связанная с бывшими республиканскими традициями (с этим же связано образование чиновничьего аппарата не из выборных, а из назначаемых должностей) , проводимая правителем политика патернализма и улучшение внутри имперских отношений с провинциями, введение новой религиозной системы не вместо, а вместе со старой ("культ императора").
  Глава 2.
  Сравнение принципата с другими формами монархии в древнем мире.
  Принципат и древневосточная деспотия.
   Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн.
   Сходных черт у принципата и восточной деспотии немного. Прежде всего потому, что на Востоке неограниченная власть правителя - традиция и опора любой власти, в Риме же само слово "царь", как символ полноты власти вызывало сопротивление. Если сравнивать конкретные примеры, то можно заметить, что страны Востока держались на каких-то определённых конкретных ресурсах власти. Например на ирригационном земледелии, как Месопотамия, на религиозной основе, как в Египте или за счёт армии, как в Ассирии. С принципатом всё сложнее. В это понятие входит некоторая (но не теократичная) сакрализация власти и контроль над легионами, но это не важнейшие опоры власти. Если на Востоке абсолютная власть - традиция, то в Риме традиция - это демократические объединения, такие как сенат и комиции.
  Некоторые ограниченные сходства всё же могут быть найдены - в Египте жреческий аппарат немногим отличался от Августовских чиновников. Армия играла в Риме столь же важную роль, как и в деспотиях Востока. В целом восточное общество куда более традиционно, чем римское времён империи, поэтому сравнение классической восточной деспотии с принципатом Августа представляется неправомочным.
  Принципат и греческая тирания.
  Эллинская тирания - это один из видов полисного устройства, при котором правителем является харизматическая личность, опирающаяся на верность армии, популистскую политику и на исконно полисные традиции.
  Из рассматриваемых в этой главе форм монархии ближе всего к принципату именно эллинская тирания. Харзматический лидер, политика патернализма опора на традиции - это характерно для обоих форм монархии. С другой стороны в Риме принципат - система: "Это был, если отвлечься от частностей, старый механизм власти, только безукоризненно отлаженный, как таран или какая-либо другая из римских военных машин, которую приставили к республике и пустили в действие". В истории Эллады тирания - лишь эпизод, не так часто появлялась харизматическая личность способная захватить власть. После кровопролитных лет тирании Гиппия и Гиппарха тирания дискредитировала себя как форма правления, что произошло и в Риме значительно позже после убийства Коммода. Очень важно понимать, что во времена принципата Рим - уже не полис, следовательно управлять его полисными методами, которым несомненно является эллинская тирания - невозможно.
  Но при этом корни возникновения у тирании и принципата одни и те же: нестабильность действующей власти, поиск мира и спокойствия в государстве, пусть и в обмен за право его управления.
  Принципат и раннеримская монархия.
  Раннеримская монархия - это система государственного устройства, при которой упор сделан на традиционность правления (вплоть до сакрализации), верность армии и поддержку выборных органов власти (сената и комиций).
  Сходств и различий между двумя этими формами монархии примерно поровну: с одной стороны, что естественно, Август старался не повторять ошибок царей, дискредитировавших свою власть, с другой - должен был опираться на традиции ими созданные.
  Царский Рим намного демократичнее империи Августа. Прежде всего он имеет немало сходного с полисной системой эллинов, при этом первых царей избирали комиции, что само по себе подразумевает демократизацию. Сенат и комиции при царях не столь формальны, как при Августе. Царский Рим меньше - им ещё можно управлять, как полисом.
  Последние цари имели почти неограниченную власть, которая не удовлетворяла воле народа, что привело к смещению Тарквиния Гордого и установления республики. Стройная система Рима первых царей была разрушена их потомками, что произошло и с последними императорами эпохи принципата.
  
  Библиография и примечания.
  1) Г.С. Транквилл / "Жизнь 12 Цезарей" / изд. "Ладомир" / г.Москва / 1999 г.
  2) "Хрестоматия по истории древнего Рима" / составитель: С.Л. Утченко / изд. Социально - Экономической литературы / г.Москва / 1962 г.
  3) В.И. Кузищин / "История древнего Рима" / изд. "Высшая школа" / г. Москва / 1981 г.
  4) А.И. Немировский / "История древнего мира. Античность" /изд. "Владос" / г. Москва / 2000 г.
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 3.21*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"