Смирнов Василий : другие произведения.

1.9 Применение народного ополчения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пособие командиру и бойцу народного ополчения. Девятая глава первой части (исторической)

  1.9 Применение народного ополчения
  
  Ополчение формируется властью из добровольцев, не подлежащих призыву, но желающих защищать страну с оружием в руках. Граждане не подлежат мобилизации по вполне конкретным причинам. Они либо с военной точки зрения непригодны к строевой службе по возрасту или состоянию здоровья, либо являются ценными специалистами и большую пользу могут принести в тылу, работая в промышленности. Поэтому создание строевых частей из них в принципе нецелесообразно. Однако они могут быть использованы для создания нестроевых, вспомогательных частей, которые не предназначаются для ведения непосредственных боев с регулярными частями противника на фронте, а выполняют вспомогательные функции в тылу. Какие же функции могут выполнять такие части?
  Во-первых, это могут быть учебные функции, в частности всеобщее военное обучение и допризывная военная подготовка молодежи. Это очень важная задача, т.к. список призываемых возрастов в течение войны постоянно увеличивается, и под мобилизацию попадают те, кто раньше не подлежал призыву. Очень желательно, чтобы к этому моменту они были обучены хотя бы элементарным вещам, чтобы не нужно было тратить на это время, или посылать в бой совершенно необученных людей. Эту функцию могут выполнять учебные пункты и классы военного обучения.
  Во-вторых, это могут быть охранные функции. С введением военного положения подлежат охране многие важные объекты тыла - мосты, вокзалы, оборонные предприятия, аэродромы и т.д. Использование частей армии, или внутренних войск для этой цели будет отвлекать их от главной задачи - борьбы с армией противника, которую кроме них никто решить не может. Эту функцию могут выполнять рабочие охранные роты.
  В-третьих, это могут быть функции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. С введением военного положения на МВД ложиться целый ряд важнейших задач по охране тыла, такие, как обеспечение безопасности тыла, проходимости дорог для войск и военных груз, обеспечение проведения мобилизации и т.д. Для этой цели необходимо очищение дорог от беженцев введением контрольно-пропускного режима в прифронтовой зоне, уменьшение пассажиропотока путем введения комендантского часа и пропускной системы, регулярная перепись и перепрописка населения, борьба с диверсантами, дезертирами, мародерами, бандитами и т.д. Учитывая, что часть сотрудников МВД будут призваны на фронт, без широкой народной вооруженной поддержки органы МВД эти задачи выполнить не в состоянии. Эту функцию могут выполнять добровольные народные дружины, истребительные батальоны и другие вооруженные формирования при МВД.
  В-четвертых, это могут быть функции по защите гражданского населения от ударов противника и ликвидация последствий этих ударов. Поражение важных объектов тыла ударами с воздуха является одним из обычных способов ведения войны. От бомбежек и ракетных ударов население несет потери, которые зачастую можно значительно уменьшить, если организовать его своевременное оповещение и укрытие. После ударов образуются масштабные зоны разрушений, необходимо тушить пожары, освобождать улицы, разбирать завалы домов. Образуется большое количество пострадавших, требующих немедленной помощи. Пожарные команды, команды скорой помощи и спасатели МЧС в своей штатной численности мирного времени не в состоянии справиться со всем объемом задач, а учитывая призыв их части на фронт - и подавно. Привлекать же для этой цели армию - значит отвлекать ее часть от войны с армией противника. Эту функцию могут выполнять отряды местной противовоздушной обороны или гражданской обороны.
  В-пятых, перемещение фронта от границы внутрь страны потребует создания и оборудования новых прифронтовых районов со всей военной тыловой инфраструктурой. Необходимо срочно прокладывать новые и улучшать старые дороги, мосты, полевые аэродромы, строить оборонительные позиции и сооружения, оборудовать в гражданских зданиях казармы, госпитали и т.д. Весь этот объем работ оказывается не под силу инженерным войскам, которые во время войны около 25% своего личного состава должны отвлекать для проведения маскировочных операций. Эту функцию могут выполнять рабочие строительные батальоны, укомплектованные гражданской строительной техникой и специалистами.
  В-шестых, современный маневренный характер войны приводит к неожиданным прорывам линии фронта, куда устремляются высокоподвижные механизированные части противника. Свои войска не всегда имеют возможность встать на их пути, поэтому передовые и разведывательные отряды могут внезапно врываться в прифронтовые населенные пункты, с ходу захватывать стратегически важные мосты, переправы, аэродромы, вокзалы и целые города целиком. Вооруженным силам для того, чтобы их выбить с захваченных позиций, могут потребоваться значительные усилия и время, что приведет к большим жертвам, как среди военнослужащих, так и среди мирного населения захваченного города, которое будет фактически заложником в руках врага. С той же целью противником могут применяться массированные воздушные десанты, в т.ч. на большом удалении от линии фронта. Держать в каждом прифронтовом, а тем более тыловом городе гарнизон регулярных войск достаточной численности невозможно, т.к. это значительно ослабит войска на фронте, и противоречит принципу массирования сил и средств на наиболее важном направлении. Поэтому, для предотвращения захвата безоружных городов налетами подвижных войск противника целесообразно создавать в них отряды и части самообороны - собственно народного ополчения. По принципу организации и применения такие части подобны истребительным батальонам с той разницей, что предназначены для борьбы с многочисленным и хорошо вооруженным противником, а не с мелкими бандами и диверсионными группами. Поэтому численность частей народного ополчения должна быть больше, вооружение - серьезнее, а управляться они должны военными, а не МВД.
  Если посмотреть на все указанные задачи, то можно увидеть, что они преследуют главную цель - освободить вооруженные силы страны от несвойственных им задач, заменить их там, где это возможно, чтобы они могли все свои усилия сосредоточить на разгроме армии противника. Однако, как видно, задачи очень разные, и относятся к разным ведомствам. Всеобщее военное обучение имеет отношение к армии, охрана важных объектов - к внутренним войскам, охрана правопорядка - к МВД, защита населения от ударов с воздуха и борьба с их последствиями - к МЧС и войскам ПВО, оборонительное строительство - к инженерным войскам, а самозащита населенных пунктов от внезапных ударов противника - к армии. Определить наиболее рациональную организацию, подчиненность, применение добровольных гражданских частей и подразделений, а также их распределение заранее весьма сложно. Многое зависит от местных условий, от преобладающих угроз, наличных ресурсов и самих добровольцев. В течение войны ситуация может и будет меняться, а соответственно, будет меняться и понятие рациональности.
  Поэтому для разумного, адекватного и своевременного использования патриотического порыва граждан необходимо прежде всего создать Штаб (совет) народного ополчения. Штаб создается одновременно с созданием самого ополчения, постановлением правительства (в т.ч. местного, республиканского, районного, городского, того, которое решило создать ополчение). Штаб занимается разработкой основных руководящих документов - директив "О целях и задачах Народного ополчения", "Об обеспечении ополченцев и их семей", "Об организации и комплектовании частей и подразделений", "О вооружении и материально-техническом снабжении", "О боевой подготовке" и т.д. В дальнейшем в развитие основных директив и положений, штаб создает частные инструкции, разрабатывает штаты подразделений, программы боевой подготовки и т.д. Штаб занимается анализом практических действий и боевого опыта, обобщает их и своевременно корректирует руководящие документы. Штабы отдельных подразделений взаимодействуют с ним и создают свои местные документы на основе его руководящих документов.
  Одновременно со штабом создается командование и утверждается командир народного ополчения, который наделяется властью в определенных пределах, оговоренных в постановлении правительства. Фактически правительство делегирует ему часть свих полномочий и власти для использования в целях обороны, в целях создания, управления и применения ополчения. Он лично отвечает перед властью (командованием, правительством) за действия, или бездействия ополчения в целом, и обязан принимать решения, которые отражаются в приказах. Именно приказы обеспечивают выполнение всех руководящих документов, разработанных штабом, и придают им юридическую силу. Командир должен не только утвердить и издать приказ, он должен разработать процедуру выполнения приказа, назначить сроки выполнения его положений и лично ответственных за это лиц, а также проконтролировать получение, правильное понимание и выполнение приказа. Тем самым часть личной ответственности перед властью за решения конкретной задачи в конкретные сроки передается на конкретного подчиненного. Штаб и командование совместными действиями обеспечивают управление. Штаб разрабатывает решения, а командование обеспечивает их реализацию в реальной жизни. По этой причине кроме центрального аппарата управления в каждой отдельной самостоятельной части народного ополчения должен быть командир и начальник штаба.
  Необходимо указать на некоторые важные свойства, которые отличают добровольческие гражданские формирования от кадровой армии - это их территориальность, т.е. формирование и применение на одной территории, служба без отрыва от работы и преимущественно расположение бойцов по собственным домам. Конечно, такие качества сильно ограничивают мобильность таких формирований, затрудняют их подъем по тревоге и оперативную переброску на нужный участок фронта. Но при этом они многократно уменьшают затраты на содержание ополчения, что позволяет сделать его поистине массовым. При этом важным является момент перевода вооруженных формирований на казарменное положение, что позволяет резко повысить их боеспособность, но увеличивает расходы на их содержание и может сорвать план выпуска оборонной продукции. Поэтому во время войны обычно такое решение принималось при резком ухудшении военной обстановки, обычно с началом боевых действий на территории области (района) и объявлении в нем осадного положения, т.е. тогда, когда боеспособность всех наличных войск важнее выпуска военной продукции. По окончании боевых действий на территории области следовала отмена осадного положения, и гражданские вооруженные формирования переводились на обычный режим несения службы без отрыва от работы, или же передавались кадровым воинским частям для пополнения убыли личного состава. После отмены военного положения все гражданские вооруженные подразделения расформировывались приказом местной власти и распускались по домам.
  Исходя из указанных особенностей применения добровольческих гражданских подразделений можно сделать вывод о том, что ополчение по своей сути не предназначено для создания крупных войсковых частей. Такие части должны оперативно применяться в нужное время в нужном месте для решения масштабных задач. Это возможно при постоянной боевой готовности части - нахождении на казарменном положении, полной укомплектованности командными кадрами и всем необходимым вооружением, высокой выучки войск. Каждое из этих условий входит в противоречие с возможностями и особенностями народного ополчения. Ополчение - это не армия, это территориальный гарнизон на самообеспечении, созданный местной властью из местных жителей для решения местных задач. И если истребительные батальоны создаются для охраны тыла, борьбы с бандитами и диверсантами, то ополчение создается для борьбы с армией противника, что требует формирования более крупных подразделений и оснащения их более тяжелым и разнообразным вооружением.
  По опыту войны дивизии народного ополчения оказались слишком сложным формированием для гражданских добровольческих подразделений. Отсутствие кадровых офицеров, необходимой учебной литературы, полигонов, средств связи, ремонтных подразделений не позволяло эффективно применять сложное вооружение даже при его наличии. Низкий уровень обеспеченности транспортом и связью снижал подвижность и управляемость подразделений, что делало дивизии народного ополчения малопригодными для маневренных действий. Вместе с тем мотострелковый взвод на машинах, который является основной боевой единицей истребительного батальона, слишком мал для выполнения самостоятельных задач в общевойсковом бою. По опыту войны численность ополчения в среднем на порядок превышала численность истребительных батальонов, что говорит о необходимости иной организации подобных подразделений. Какую же структуру формирования боевых частей народного ополчения можно считать наиболее рациональной?
  Говоря о боевой части, необходимо прежде всего сказать, какие задачи и в каких условиях она должна выполнять. Например, структура боевого подразделения истребительного батальона исходит из боевой задачи - уничтожения банд, диверсионных и разведывательных групп противника. Т.е. борьба с живой силой противника вне укрепленных позиций, численностью в основном 6..18 человек. Для решения такой задачи достаточен взвод численностью 30..40 чел, вооруженный стрелковым оружием. Однако, для своевременного прибытия к месту обнаружения противника, взвод обязательно должен быть оснащен автотранспортом. После обнаружения банды окружение района, прочесывание, преследование и уничтожение ее происходит в течение нескольких дней. Поэтому необходимость в специальных подразделениях тыла отсутствует. Поэтому, хотя организационно и численно истребительный батальон и близок к армейскому батальону, он не имеет рот, бронетехники, артиллерии, подразделений тыла, а основными его боевыми подразделениями являются мотострелковые взвода на машинах, из которых состоит маневренный резерв. Даже при выполнении задач по уничтожению крупных банд, когда необходимо объединение усилий маневренных резервов нескольких истребительных батальонов, они действуют отдельными взводами, не объединяясь в роты. Потому, что рота - это объединение подразделений из различных родов войск - стрелковых, пулеметных, гранатометных и противотанковых взводов, приданной бронетехники и поддерживающих артиллерийских подразделений, что необходимо в общевойсковом бою. Для ликвидации банды вне укрепленных позиций нет необходимости использовать тяжелое вооружение.
  В отличие от истребительных батальонов народное ополчение предназначено для борьбы с кадровой армией противника, т.е. для общевойскового боя с участием всех родов войск - пехоты, танков, артиллерии, авиации и т.д. Поэтому в своем составе такое формирование должно иметь подразделения борьбы с танками и авиацией, разведывательные и инженерные подразделения, а также огневые средства. Боевые действия могут длиться недели и месяцы, поэтому важным вопросом является сохранение и поддержание боеспособности подразделения в процессе боев. Необходимо доставлять бойцам боеприпасы и продовольствие, оказывать медицинскую помощь и эвакуировать раненых, ремонтировать вышедшую из строя технику и вооружение. Для выполнения всех этих задач нужны подразделения тыла. И наконец, в общевойсковом бою связь с командованием может быть нарушена, а обстановка будет требовать ведения самостоятельных боевых действий, не предусмотренных заранее планами и инструкциями, для чего необходим штаб. Поэтому, исходя из необходимости вести самостоятельные боевые действия в общевойсковом бою, минимальным боевым подразделением ополчения является батальон.
  Вместе с тем, уровень подготовки ополчения затрудняет эффективное применение сложного вооружения. Как показывает практика, огонь из всех видов вооружения в основном ведется прямой наводкой и на близкую дистанцию. Корректируемый огонь артиллерии с закрытых позиций практически не находит своего применения, т.к. требует высокой выучки расчета, корректировщика и командира. Бронетехника часто выходит из строя по техническим причинам из-за сложности обслуживания, в бою применяется отдельными машинами для решения местных задач, в основном для поддержки пехоты. Сложное вооружение борьбы с воздушными целями не применяется. Фактически, гражданские добровольцы в состоянии эффективно применять гражданскую автомобильную и строительную технику и самое простое вооружение - противотанковые гранатометы и орудия, легкие минометы, крупнокалиберные зенитные пулеметы, переносные противотанковые и зенитно-ракетные комплексы. Дальность огня по противнику соответствует дальности видимости и не превышает 1,5..2 км, что позволяет прикрыть огнем фронт аналогичной ширины. Исходя из боевых возможностей применяемого оружия, максимальным по численности подразделением ополчения является полк.
  Однако низкий уровень подготовки подразделений, обеспеченность самым простым, зачастую устаревшим оружием, отсутствие бронетехники сильно ограничивают боевые, особенно наступательные возможности ополченцев. Батальоны или полки народного ополчения не могут быть тождественны по своим боевым возможностям и тактике применения армейским мотострелковым батальонам или полкам. В бою с кадровой армией противника они должны использоваться для обороны и опираться на преимущества гарнизонов - подготовленные позиции, хорошее знание местности и заранее подготовленный маневр. Наступательные действия они могут вести на второстепенных участках. Полк отличается от батальона большой глубиной занимаемой позиции, которая не просматривается противником. Это позволяет включать в состав полка небоевые подразделения - связи, ремонтные, медицинские, учебные, снабжения и т.д. Подготовка позиций требует большого объема инженерных работ, поэтому в состав полка целесообразно включать специальные строительные подразделения, имеющие на вооружении мобилизованную гражданскую технику - экскаваторы, трактора, бульдозеры и т.д.
  Если говорить об опыте создания народного ополчения во время войны, то формирование подразделений шло именно батальонами по территориальному принципу (на базе райсоветов, крупных предприятий), из которых потом создавались более крупные подразделения. Нежелательной оказалась перетасовка бойцов по подразделениям, т.к. разрушались связи внутри подразделений, созданные в мирное время. Специальные учебные подразделения хотя и были положены по штату, фактически не применялись, т.к. с одной стороны, отсутствовала учебная база, а с другой стороны обучать необходимо было всех бойцов и все подразделения, а не какую-то их часть. Более эффективным в таких условиях является поочередный отвод подразделений в тыл и обучение их в полном составе. Из наиболее боеспособных батальонов формировались отдельные мотострелковые полки, составлявшие маневренный резерв командования обороной.
  Несколько сложнее ситуация с применением стихийно созданного ополчения. Создание ополчения вообще является мерой чрезвычайной, а самостоятельное создание гражданами вооруженных формирований для самозащиты говорит о кризисе местной власти - либо о потере доверия населения к ней, либо об ее самоустранении от управления вверенной ей территорией в военное время. И то и другое говорит о том, что власть нужно менять. В любом случае, если ситуация дошла до массового желания населения взяться за оружие, власть должна возглавить это движение, организовать его и направить в нужное русло. Однако, как показывает история, бывает и так, что граждане вынуждены браться за оружие самостоятельно.
  Стихийно созданное ополчение не имеет материального обеспечения, социальной защищенности и юридического статуса. Поэтому, после первых дней острого кризиса, ополчение должно или разойтись по домам, или встать под знамена какого либо органа власти. В противном случае оно будет вынуждено жить за счет мародерства, грабежа и вымогательства и превратится в банду, которая будет уничтожена. В качестве органа власти может выступить либо полиция, либо местная власть. В первом случае небольшие подразделения ополченцев становятся нештатными сотрудниками полиции и служат для усиления полицейских в борьбе с бандитизмом, мародерством и уличной преступностью. Во втором случае отряды ополчения объединяются в крупные части и служат для территориальной обороны области против вооруженных сил противника. Обычно и местная власть, и командиры стихийно созданных подразделений ополчения понимают это, и организуют процесс легализации. "Непримиримые" же подразделения объявляются вне закона, рядовые бойцы разоружаются, а их руководители арестовываются.
  Отдельной проблемой является взаимодействие армии и стихийно созданного ополчения. Военные обычно и так достаточно косо смотрят на гражданские вооруженные формирования, организованные властью. Стихийные вооруженные формирования граждан ими воспринимаются как банды, которые необходимо немедленно разоружить, а при сопротивлении - уничтожить. Это приводит либо к ненужному кровопролитию и уходу оставшихся ополченцев в реальные банды, либо же к тому, что после ухода военных разоруженное население снова оказывается беззащитным и оставляется властью противнику на поругание. В обоих случаях армия, решая свои задачи и действуя в рамках приказов и инструкций, не выполняет своей главной задачи - защиты населения страны. Поэтому, в случае кризиса местной власти, в качестве буфера между военными и "самооборонщиками" должна активно использоваться полиция.
   Стихийные подразделения народного ополчения являются временными формированиями, предназначенными для защиты мирного населения от непосредственной угрозы, поэтому по завершении исполнения этой задачи ополчение должно быть расформировано. Однако, как показывает опыт, расформированию подразделений стихийного ополчения мешает недоверие к местной власти, боязнь репрессий и страх отдать с таким трудом добытое оружие и оказаться снова беззащитным. По этой причине в случае силового разоружения ополченцев многие граждане могут податься в бега, или же перейти на сторону противника. Поэтому процесс расформирования ополчения требует серьезной политической работы с населением, направленной на восстановление доверия к местной власти, законности и порядка послевоенного устройства. Для обеспечения выполнения договоренностей между местной властью и гражданами целесообразно участие в качестве посредников представителей центральной власти, в угрожающих случаях ввод в качестве миротворцев войсковых частей центрального подчинения. При расформировании ополчения военное имущество должно быть в полном составе и без изъятий передано военному представителю центральной власти, а гражданское имущество (реквизированное ранее на нужды обороны) без исключений возвращается прежним владельцам с соответствующим документооборотом. Разоруженные ополченцы направляются в военные комиссариаты, где проходят проверку и назначаются в подразделения МЧС (при негодности лица к военной службе), Минобороны (если причина непризыва лица на действительную военную службу утратила силу), либо демобилизуются и возвращаются к мирному труду.
   Отдельно необходимо остановиться на таком явлении, как террористическая война, направленная на ослабление и развал страны без прямого военного вмешательства извне. Наиболее ярким современным примером такого рода войны являются гражданская война в Сирии. Террористы проникают вглубь страны до начала боевых действий, снабжаются оружием, и в нужное время начинают действовать. Обычно их действия прикрываются демонстрациями, пикетами и другими актами гражданского неповиновения. Боевики проводят теракты для запугивания населения и раздергивания сил правопорядка, нападают на отдельные малые подразделения армии и полиции для их уничтожения и захвата вооружения, разрушают инфраструктуру, разграбляют и вывозят ценности. Нападения и терракты ведутся по всей стране, чтобы не дать возможность власти маневрировать силами. Все действия прикрываются "народно-освободительными" лозунгами, толпами демонстрантов и иностранными журналистами с целью выдать нападение на страну за революцию. Дальнейшая тактика действий террористов - захват незащищенного населенного пункта, ведение боевых действий с силами правопорядка под прикрытием гражданского населения и отход при угрозе уничтожения. Подобные боевые действия ведут к большим разрушениям и жертвам среди гражданского населения, которое бежит от войны в соседние страны, где вдоль границы образуются многочисленные лагеря беженцев. Т.к. террористическая атака была организована соседними странами, на их территории боевики готовились, снабжались оружием и забрасывались через границу, лагеря беженцев становятся местами вербовки новых террористов. Люди, доведенные до отчаяния отсутствием пищи в лагере беженцев (все продовольствие конфискуется боевиками для "борьбы с режимом"), ради шанса на выживание семьи и детей записываются в банды боевиков и отправляются воевать в собственную страну, из которой бежали, спасаясь от войны. Их семьи остаются заложниками в заграничных лагерях. Война разрастается, инфраструктура рушится, и ослабевшая страна становится легкой добычей соседей и террористических образований.
  Как и в любой другой войне с нерегулярными частями противника в тылу, успех напрямую зависит от участия мирного населения. Однако в отличие от разведывательно-диверсионных групп численность банд террористов намного больше и составляет до 1,5..2 тыс. чел. Поэтому истребительных батальонов при райотделах полиции для борьбы с ними будет недостаточно. Необходимо создавать территориальные отряды самообороны из местного населения, задача которых - не дать боевикам с налета захватить населенный пункт до подхода войсковых подразделений, не дать прикрыться мирным населением, разграбить и разрушить город. Т.к. налет зачастую происходит неожиданно, развертывание ополченцев с объявлением осадного положения может опоздать. Держать же постоянно значительную часть населения на казарменном положении нецелесообразно. Поэтому устанавливаются сигналы оповещения на случай обстрела или нападения, по которым все граждане должны немедленно покинуть улицы и укрыться в домах, а ополченцы с оружием должны прибыть на пункт сбора. Создания ополчения не заменяет необходимость создания истребительных батальонов. Бойцы истребительных батальонов и групп содействия осуществляют свою деятельность постоянно, а ополченцы собираются только по сигналу тревоги, для отражения нападения крупной банды противника.
   Действия ополчения - это зачастую маневренная война против более сильного противника в условиях нехватки всего, с трудным контингентом бойцов и острой нехваткой специалистов. Поэтому очень важно максимально использовать гражданские навыки и умения бойцов. По опыту последних конфликтов из всей массы гражданских лучше всего себя показали люди, приученные думать своей головой. Адекватные мужики с ясной головой - следователи по уголовным делам, егеря, учителя математики и т.д. Основное поражение в бою наносит не стрелковое оружие, а огневые средства, и определяющим является наличие людей, умеющих с ними обращаться и понимающих, как воевать в условиях применения мин, современных средств разведки, наличия у противника бронетехники, артиллерии и авиации, и которые могут быстро осваивать новую информацию и методы ведения войны.
   Каждый, кого жизнь заставила встать на путь вооружённой защиты себя и близких, должен отчётливо понимать, что война - это не игра, не интересное приключение и не спортивное состязание. Это тяжелая, трудная и опасная работа, где насмерть ведут между собой борьбу военные системы разных сторон. Даже военные профессионалы, подготовка которых занимает не один год, вооруженные лучшим оружием, в этой борьбе гибнут целыми подразделениями. Гражданские добровольцы вступают в борьбу, будучи, по сути, группой дилетантов-любителей, без подготовки, без организации, без оружия, без всей военной инфраструктуры за спиной. Все это они вынуждены создавать в процессе войны. Поэтому ополченцы практически всегда, особенно в первый период, несут в боях тяжелые потери. Вступая в ополчение, гражданин с высокой вероятностью "покупает билет в один конец", и должен идти на этот шаг обдуманно, поступая так для защиты своей семьи, своей страны, своей земли от уничтожения и порабощения.
  Однако одного мужества для победы недостаточно. Война ничему не учит - она экзаменует. Необходимо помнить, что высокая боевая выучка войск является основой их выживания. На заключительном этапе прошлой войны советские подразделения постоянно вели боевую учебу, пользуясь каждым перерывом между боями. Именно это позволило нашим войскам переломить ход войны и разгромить врага. Гражданские добровольцы отличаются от принудительно мобилизованных солдат кадровой армии. Они сами решили идти на войну, сами пришли в ополчение. Поэтому их не надо заставлять учиться военному делу, изучать военную технику, добросовестно относиться к службе. Как показывает история, ополченцы готовы воевать, хотят научиться воевать и достаточно быстро осваивают воинское ремесло. Но в добровольности и отсутствии принуждения есть и обратная сторона - низкая дисциплина. Никто не будет заставлять ополченца что-то изучать, осваивать, тренироваться, сознательно относиться к рутинным, скучным и утомительным обязанностям несения караульной службы, строительных работ, заготовки дров и т.д. Но война сурово спросит за все. Поэтому ополченец должен обладать не только гражданским мужеством, но также высокой сознательностью и самодисциплиной.
  
  Литература:
  1. 2-я стрелковая дивизия в Московской битве. Хроника фактов и событий / В.А. Белов, Л.Е. Муждабаева. М., 2017 г.
  2. Московское народное ополчение в годы Великой Отечественной войны на примере 13-й Ростокинской (140-й стрелковой) дивизия /дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук / С.А. Разин М., 2017 г.
  3. История формирования народного ополчения РСФСР в годы Великой Отечественной войны на примере Москвы и Ленинграда / Г.Д. Пилишвили Курск, 2014 г.
  4. Организация подразделений народного ополчения в начальный период Великой Отечественной войны в Центрально-Черноземном регионе на примере Курской области (июль-август 1941) / Г.Д. Пилишвили // История, с.152-159
  5. Щелковский батальон народного ополчения в боях 1941 / М.М. Федоров-Чеберако. Щелково-Фрязино, 2015 г.
  6. Деятельность органов власти по организации обороны Ленинграда в начале период Великой Отечественной войны / М.Г. Дружинина-Зайцева // Известия ПГПУ, ?27, с.595-600, Пенза, 2012 г. 7. Состав и боеготовность войск Ленинградского военного округа накануне Великой Отечественной войны / В.Н. Скворцов, М.И. Фролов // К 65-ти летию великой победы (сборник), с.7-24, 2010 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"