Смирнова Марина : другие произведения.

Однотипное развитие в экономике на примерах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для крутого развития бизнеса идеи нужно искать крутые.В различных областях бизнеса происходит очень похожий процесс развития, отмечаются одни и те же этапы... Надо осознать, на каком вы этапе и сделать следующий шаг.


  

Эта статья составляет важную часть опубликованной в 2005 г. книги "Коммерческая идея" Ее можно увидеть здесь

  
   Для крутого развития бизнеса идеи нужно искать крутые, например, использовать опыт новаторов в области техники и науки. Очень интересно, что эволюция, казалось бы, разных явлений в этом мире проходит одни и те же этапы: исходная точка, специализация, объединение, динамизация, осуществление модульного принципа сначала на макроуровне, а затем и на микроуровне. Этот путь эволюции носит всеобщий и закономерный характер, о чем следует задуматься бизнесменам в поиске новых идей.
  
   Основные этапы эволюции в экономике
   В различных областях бизнеса происходит очень похожий процесс развития. Однотипная для них эволюция протекает в направлении последовательного расширения их функциональных возможностей и проходит, как правило, одни и те же несколько этапов. Эту особенность можно проследить в эволюции как товаров, так и способов их производства, организации производства, ценообразования, рекламы и т.д. В дальнейшем рассмотрим это на конкретных примерах.
   Какие это этапы? Исходная точка пути, специализация, объединение, динамизация (гибкость), модульный принцип (сначала на макроуровне, а затем и на микроуровне)
  
   Рассмотрим примеры, иллюстрирующие всеобщность такого рода эволюции в бизнесе. Рассмотрим отдельно такие направления, как эволюция товара, эволюция цены, эволюция организации производства, эволюция структуры компании, эволюция зарплаты.

Эволюция товара

  
   Первый пример товара: светильники.
   Исходный объект. Лампа.
   Специализация. Большая лампа, средняя лампа, маленькая лампа. Подвесной светильник, настольный светильник, настенный светильник.
   Объединение. Люстра, то есть светильник, состоящий из нескольких ламп.
   Динамизация. Настольные и настенные светильники, обладающие гибким штативом или шарикоподшипниками, обеспечивающими поворот лампы в нужном направлении.
   Модульность. Светильники, состоящие из световодов, расходящихся веером из пучка.
  
   Второй пример товара: ножи.
   Исходный объект. Нож, состоящий только из лезвия.
   Специализация. Ножи разных размеров, с разным оформлением лезвия (нарезка, рифление, желобки), разным материалом и оформлением ручек и разного назначения (столовые, столярные, для разрезания бумаги и т.д.).
   Объединение. Несколько ножей в одном станке для нарезания салатов.
   Динамизация. Складной нож: ножи разной формы убираются в рукоять.
   Модульность. Проволочная сетка в круглой пластмассовой рамке для нарезания салатов. Лазерный нож (нож, состоящий из пучка лучей).
  

Эволюция цены

  
   Первый пример цены: цены в магазине.
   Исходный объект. Пробная цена.
   Специализация. Цены в магазинах варьируются в зависимости от места продажи, сезона и обслуживаемой группы покупателей.
   Объединение. Цена выставляется за набор товаров (за комплект), в который входят как ходовые, так и неходовые товары, но их общая цена ниже.
   Динамизация. Взимается плата за вход в магазин, цены же на товары невысоки.
   Модульность. Цена выставляется не за тип товара, а за каждую единицу товара (посредством наклейки на самом товаре). При этом учтено качество товара, качество его упаковки, время продажи и т.д. Таким образом, покупатель может точно подобрать подходящий ему товар и условия покупки, а производитель получает точную информацию, что ему выгодно производить.
  
   Второй пример цены: цены на авиабилеты.
   Исходный объект. Цена на билет на самолет одинакова для всех пассажиров.
   Специализация. В идеале авиакомпании должны были бы установить максимально высокие цены на билеты для людей, совершающих деловые поездки (так как они их купят по любым ценам), в то же время цены билетов для отдыхающих нужно сделать настолько низкими, чтобы в самолетах не оставалось свободных мест. Таким образом, авиакомпании смогли бы увеличить выручку и максимизировать прибыль.
   Объединение. На деле цена зачастую устанавливается посередине.
   Динамизация. Авиакомпании предлагают скидки тем, кто приобретает билеты заранее или выбирает время полета, не пользующееся спросом у деловых людей. Например, дается скидка на вечерний самолет в субботу, т.е. для того, чтобы получить скидку, нужно обязательно переночевать в субботу там, куда вы направляетесь. Это требование практически не подходит людям, совершающим деловые поездки, так как они стремятся проводить выходные дни дома.
   Модульность. Цена строится из ряда надбавок. Компании используют специальные компьютерные программы, позволяющие следить за спросом на билеты и проводить очень гибкую ценовую политику, чтобы обеспеченные пассажиры не воспользовались льготными тарифами.
  
   Эволюция организации производства
  
   Пример организации производства: производство прохладительных напитков.
   Исходный объект. Компания начинает выпуск колы.
   Специализация. Далее стала выпускать разные виды этого напитка: традиционный (с сахаром) и диетический, легкий (на сахарозаменителях); к традиционной разновидности напитка добавляются лимонная, вишневая, яблочная и др.
   Объединение. Продаются смеси напитков в разных пропорциях.
   Динамизация. В зависимости от ситуации на рынке напитков администрация нацеливает все производство на выпуск то одного из напитков, то другого.
   Модульность. Происходит реструктуризация производства: оно дробится на мелкие производства, каждое из которых по мере надобности может целиком перейти на выпуск то одного, то другого вида напитка.
  

Эволюция структуры компании

  
   Примеры структуры компании: фирма по производству программного обеспечения или по производству пластиковых пакетов.
   Исходный объект. Предприятие состоит из одного человека, который одновременно является и руководителем, и рабочим-производителем, и продавцом, и водителем, и плановиком-экономистом.
   Специализация. Основоположник кооперируется со специалистами: бухгалтером, водителем, рабочими, но руководителем он только считается; основа такой фирмы - дружба.
   Объединение. Руководитель берет на себя функции общего контроля, в структуре предприятия выделяются подразделения, и их возглавляют профессиональные руководители.
   Динамизация. Работа предприятия налажена, руководитель перестает вмешиваться в повседневную работу подразделений и контролирует поочередно то один, то другой сектор. Гибкость работы организации обеспечивается созданием временных рабочих групп или проектных центров при постоянно существующих подразделениях предприятия.
   Модульность. Руководящие должности в компании упраздняются, кроме должности руководителя предприятия. Все специалисты равны по положению в компании и подотчетны непосредственно руководителю. Все специалисты взаимозаменяемы, все в состоянии выполнять высокопрофессиональную работу, и при этом никто не чурается вспомогательных видов работ (поскольку все руководствуются интересами общей прибыли). Например, в компании IBM около полусотни "вольных сотрудников", получающих полную свободу действий на пять лет. Или другой вариант: крупная компания состоит из "молекул" - самостоятельных отделений или, лучше сказать, бригад. Для организации работы характерны перетасовки, частый переход сотрудников из подразделения в подразделение. Так, в крупных японских фирмах (например, "Тойота") упразднены управляющие промежуточных уровней. Несколько сот менеджеров отчитываются перед одним руководителем.
   Американская фирма по производству пищевых продуктов "Кэмбэл соуп", представлявшая собой некогда большую корпорацию, была преобразована в 50 независимых хозяйственных центров. Серьезным стимулом к нововведениям в каждом из центров стало конкурентное распределение средств из штаб-квартиры корпорации. Последняя представляет собой по существу банк, выдающий средства только тем центрам, которые разрабатывают наиболее ценные нововведения. Такой подход за один год привел к созданию почти 100 новых пищевых продуктов, что на порядок больше результатов большинства крупнейших фирм.
  

Эволюция зарплаты

  
   Исходный объект. Стихийный товарообмен.
   Специализация. Происходит дифференциация оплаты труда - от высокой оплаты труда специалистов до мизерной оплаты труда неквалифицированных рабочих.
   Объединение. Твердая зарплата, хотя и различная для различных категорий работников, но на основе принципа уравниловки.
   Динамизация. Гарантированная зарплата составляет лишь часть оплаты труда, а к ней добавляется система премий и надбавок.
   Модульность. Оплату труда составляют проценты от каждой совершенной сделки.
  
   P.S. Исторические примеры эволюции
   Эволюция на примере экономики России XX века
   Исходный объект. Натуральное хозяйство.
   Специализация. После Октябрьской революции большевики были вынуждены считаться с мнением специалистов, несмотря на непролетарское происхождение последних. Вскоре и В.И. Ленин пришел к выводу, что наиболее рациональная организация производства достигается на основе разделения труда, и каждый должен заниматься своим делом. Наступил период новой экономической политики (НЭПа).
   Объединение. Электрификация всей страны. Сталинские идеи: концентрация производственных мощностей, создание крупных предприятий, колхозов вместо единоличных крестьянских хозяйств, концентрация капитала. Считалось, что наиболее рациональная идея организации производства состоит в объединении.
   Динамизация. Пред- и особенно послеперестроечное время. Повсеместное увлечение модульным принципом. Повышение мобильности ресурсов. В настоящее время некогда крупные заводы зачастую простаивают, но то один, то другой предприниматель подкидывает им крупные заказы.
   Модульность. Опора экономики на мелкий бизнес. Создание временных объединений мелких производителей.
   Эволюция законодательной системы
   Специализация. В Англии - прецеденты.
   Объединение. Кодекс законов.
   Динамизация. Кодекс плюс поправки к нему.
   Модульность. Конституция (основной закон); еще не развита до такой степени, чтобы заменить собой кодекс.
  
   ПОСЛЕСЛОВИЕ
   Из сказанного можно сделать следующий вывод:
   В поиске новых идей бизнесмену следует осознать, на каком этапе эволюции находится его бизнес и сделать следующий шаг.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"