Аннотация: Облажался на конкурсе "Антитеррор-2011"
Семен Борисович взглянул на часы. Без двух двенадцать. Время, отведенное на подготовку к ответу заканчивалось. Он обвел взглядом комнату. Интересно, кто сегодня пойдет первым? Маша Селиванова? Юрий Ромов? Может, Максим Казаков? Да, точно, Максим! Уже и ручку отложил, глазами по экзаменаторам шарит. Неужели, не к нему сядет, Прокоповича выберет? Нет, к его столу идет!
--
Разрешите, Семен Борисович?
--
Конечно, Максим, садись!
Казаков положил перед собой исписанные листы бумаги, ему протянул билет. Так-с, взглянем, чем ему сегодня подфартило!
Вопросы были простенькие: "Внутренняя нестабильность Римской Империи как основной фактор ее крушения. На примере восстания Спартака", "Роль Бисмарка в создании единого германского государства", из новейшей истории - "Терроризм, как основная угроза обществу в XXI веке". Что ж, вполне достойные вопросы, есть где показать знание истории.
--
Начинай, Максим!
Казаков ему нравился, хотя справиться с ним на занятиях было трудновато. Учебника для колледжа ему казалось мало, вечера часто просиживал в библиотеке. Все пытался обнаружить такой взгляд у авторов монографий, чтобы получить возможность поднять на семинаре руку и этак с вызовом заявить: "А вот профессор такой-то рассматривает события на Сенатской площади с совершенно другой точки зрения!" И, давай рассказывать про запутанную систему российского престолонаследия и коллизии, сложившиеся с восхождением на трон Николая Первого. А у самого уже и уши горят. Чудак! Чувствует себя ниспровергателем авторитетов, единственным бойцом, вставшим на защиту справедливости. Но и молодец при этом! Интересно с ним работать!
--
Хорошо! - кивнул Семен Борисович, когда Максим разделался с первым вопросом. - Приступай ко второму! - а сам сделал пометочку в своем блокноте, прикрывшись обложкой от Казакова: "1-отл."
На Отто фон Бисмарке Казаков поплыл. Во-первых, подзабыл княжества, вошедшие впоследствии в состав единого германского государства - мекал-бекал, так кроме Пруссии и Баварии, никаких и не назвал. Пришлось подсказать и Саксонию и Ганновер и ганзейские вольные города, Франкфурт-на-Майне, например. Никто от выпускника колледжа перечня всех германских земель того времени требовать не имеет права, но все же...
Слава Богу, потом выправился. Мольтке вспомнил, канцлера Горчакова, Наполеона Третьего. Было подозрение, что этот период Казаков скорее по романам Пикуля изучал, чем по учебнику, ну да ладно! Семен Борисович занес в блокнот: "2-хор." Жаль будет Максима, если последнюю тему не раскроет. Очень жаль! Два места всего по разнарядке от исторического факультета, а ведь и Маша Селиванова может на эту специальность претендовать. Да и колледж в городе у них не один такой, с гуманитарным уклоном.
--
Давай третий вопрос, Максим! - улыбнулся Семен Борисович. - Только соберись, как следует!
Помолчал Казаков, провел машинально рукою ото лба к затылку, чуть пригладив свои вихры, начал.
--
Терроризм как явление имеет длительную историю. Достаточно вспомнить громкие политические убийства прошлого века: президента Джона Кеннеди, Индиры и Раджива Ганди, Альдо Моро...
--
Максим! - прервал его Семен Борисович. - В твоем знании истории я ничуть не сомневаюсь! Более того, я уверен, - он выделил последнее слово, - что примеров из истории вы можете привести множество! Однако не стоит сейчас вспоминать ни Александра Третьего, ни конец Павла Первого. Да и Юлия Цезаря с его: "И ты, Брут!" вспоминать не следует! Прочитайте еще раз формулировку вопроса!
Растерялся Казаков, побледнел слегка. Повернул от экзаменатора к себе листок с вопросами.
--
"Терроризм, как основная угроза обществу в XXI веке!"
--
Вот! - воскликнул Семен Борисович. - В XXI веке! Вот и отвечайте строго в рамках поставленной вам задачи! Четко, с фактами и хронологией!
--
Хорошо! - откашлялся Казаков. - Если сузить временнЫе рамки, то в нашем веке произошли принципиальные изменения террористической деятельности и ответов общества на эту угрозу...
Голос Максима постепенно окреп, он почувствовал, что выбрался с захолустного проселка на магистраль, и прибавил в скорости. Семен Борисович кивал, поддерживая любимца.
--
После первого теракта "Аль-Каиды", состоявшегося 11 сентября 2001 года и повлекшего за собой массовые жертвы среди гражданского населения, американское государство, а за ним и весь мир, установили новые правила соблюдения мер безопасности в области авиационных перевозок. Так, были введены досмотр личных вещей пассажиров, перевозимых в ручной клади компьютеров и другого оборудования, а так же личный досмотр. В дальнейшем, после чудом предотвращенного теракта в лондонском Хитроу, эти меры были еще более ужесточены. В частности, установлен запрет на пронос в самолет любых жидкостей, среди которых может быть скрыта взрывчатка. После взрыва самолета в Токио, когда пластид был спрятан в подошвах башмаков террористов, повсеместно введена процедура полного переодевания пассажиров в разовые комплекты одежды. Конечно, ни о какой ручной клади, проносимой в самолет, речи идти уже не могло...
Семен Борисович продолжал кивать. Казаков владел предметом. К тому же, все эти события не так далеко ушли в историю, не изгладились из памяти родителей. Максим рассказал о происшествии с "Невским экспрессом", который хоть и был подорван зарядом, установленным под рельсами, но привлек внимание государства к вопросам безопасности в области железнодорожных и автомобильных перевозок. Понятно, что там тоже были введены системы безопасности, хорошо зарекомендовавшие себя в авиации. И результаты не заставили себя ждать - крупные террористические акты стали происходить не чаще, чем раз в несколько лет. Да и не такие уж крупные - десять-пятнадцать, максимум, несколько десятков пострадавших!
--
Хорошо, Максим! - вклинился Семен Борисович, едва Казаков сделал паузу, перелистывая записи. - Давайте поднимемся чуть выше частных случаев! Поведайте-ка мне о политике других государств в области борьбы с терроризмом. Коротенько так, обобщенно!
--
Да! - продолжил Казаков. - Вследствие превращения терроризма в международный, остальные государства тоже не оставались сидеть сложа руки. Прежде всего, были произведены превентивные удары по странам, выступавшим оплотом деструктивных сил, предоставлявшим им свои территории под базы и лагеря, создавшим угрозу передачи в руки террористов химического, бактериологического и даже ядерного оружия. Так, вооруженными силами США и ряда других государств, был свергнут режим Саддама Хусейна в Ираке...
--
Я перебью, Максим, извини! - вмешался Семен Борисович. - Следует справедливо заметить, что первый опыт использования регулярной армии против террористов получен у нас, в России, на Северном Кавказе. И с неплохими результатами! Но извини, я тебя перебил, к тому же, это произошло еще в прошлом веке!
--
Спасибо, Семен Борисович, - кивнул Максим, - конечно, нужно было об этом упомянуть!
--
Продолжай!
--
Да! После Ирака был иранский опыт, когда для ликвидации опасности появления ядерного оружия в руках террористического правительства, по военным объектам этой страны был нанесен массированный удар с ограниченным применением ядерных зарядов...
--
Перегнули американцы палку, что уж говорить! - не удержался Семен Борисович от реплики. - Вполне достаточно было ракет с проникающими боеголовками, вакуумных бомб и ковровых бомбометаний для деморализации населения и разрушения инфраструктуры! Вот и наши военные советовали, да не послушались их...
--
Да, к сожалению! - подхватил Казаков.
Вот сейчас он стал настоящий, - отметил учитель. - Оживленный, радостный! Разговаривает с ним, как с лучшим товарищем, единомышленником. Да, разве и не так должно быть между учителем и учеником?
--
Таким образом, государства Запада использовали свою мощь вне своих территорий, пытаясь обнаружить и нанести упреждающие удары по центрам подготовки террористов.
--
И с чем вследствие этого столкнулись? - чуть подтолкнул Семен Борисович.
--
Они столкнулись с проявлением массового недовольства собственного населения, так как вооруженные силы оказались втянуты во множество крупных и мелких операций по всему миру, несли потери и требовали дополнительных ассигнований на поддержание боеспособности.
--
Правильно. Молодец! - одобрил сделанный вывод учитель. - Ну а как мы справились с терроризмом?
--
Российское государство после ряда проб и ошибок выработало единственно верную тактику. Во-первых, спецслужбы после тщательного анализа доказали, что распространение среди гражданского населения таких средств связи, как модные в свое время Интернет и мобильные телефонные аппараты способствуют увеличению риска террористических актов. Очень просто: бандиты получили возможность координировать свою деятельность не только внутри отдельных своих ячеек, но и в пределах города, страны и даже в международном масштабе. Правильность такого вывода подтвердилась в считанные месяцы после ликвидации в России сотовой связи и Интернета. Количество терактов значительно сократилось.
--
Во-вторых, - продолжил Максим, - сама городская инфраструктура препятствовала искоренению терроризма как явления и способствовала росту человеческих жертв в случаях совершения терактов в системе метрополитена, внутригородских пассажирских перевозок, объектов электро- и теплоснабжения. Плюс высотные дома, при подрыве которых жители гибли десятками и сотнями...
--
Поэтому, после промежуточных решений по введению в городах совместного патрулирования улиц силами милиции и Внутренних войск, установления комендантского часа и полного разоружения граждан (ведь даже гладкоствольное оружие, попав в руки бандитов, превращалось в средство нападения на силы правопорядка), была произведена постепенная деурбанизация страны.
--
Ну уж и деурбанизация! Скажешь тоже!
--
Вернее, были частично расселены все крупные города с населением от ста тысяч человек, - поправился Казаков.
--
Это другое дело!
--
...В оставшихся населенных пунктах выполнена стандартная перепланировка, создание защитных полос, контрольно-пропускных пунктов и другие спецмероприятия. Это позволило к настоящему времени полностью ликвидировать террористическую угрозу гражданам России, а также почти полностью покончить с преступностью.
--
Что ж, неплохо! - кивнул Семен Борисович. - Чуть схематично, пожалуй!..
--
Да! - спохватился Максим. - Забыл упомянуть о политических реформах в стране, без которых все вышеописанное было бы невозможно осуществить!
--
Пожалуйста! - разрешил учитель.
Сейчас он колебался между "хорошо" и "отлично", но если парень верно опишет изменения в политическом устройстве, создавшие из полууправляемой страны современное мощное государство, тогда сомнений не будет.
--
Первые изменения произошли под влиянием трагедии в Беслане, когда из-за бездействия местных властей террористам удалось произвести подрыв захваченного ими здания школы, в результате которого погибло несколько учащихся. Стало ясно, что без установления жесткой подчиненности региональных руководителей правительству и создания сквозной вертикали власти с терроризмом в стране покончить невозможно. Поначалу было введено прямое назначение губернаторов, а затем и других руководителей, по нисходящей. Также был введен дополнительный контроль их деятельности, по партийной линии. Естественно, что после этого отпала всякая необходимость проводить разорительные для страны выборы Президента: все последние тридцать лет он назначается Кабинетом министров, а сразу после назначения имеет право означенный Кабинет распустить и предложить новый его состав на утверждение Парламента.
--
Ну, а Парламент? - с подковыркой спросил Семен Борисович.
--
Парламент избирается у нас в стране абсолютно демократическим путем, посредством прямых и тайных выборов на основе всеобщего, равного и обязательного избирательного права! - отчеканил Казаков и добавил, увидев, что Семен Борисович начал соглашающийся кивок, но остановился, его не закончив. - Списки кандидатов готовятся двумя нашими партиями, "Сильная Россия" и "Великая Россия", таким образом, выборы, в отличие от тоталитарных государств, у нас являются альтернативными!
--
Замечательно!
На этом он мог бы завершить экзамен, но что-то удерживало Семена Борисовича от преждевременного решения. Он отложил уже взятую ручку.
--
Предлагаю дополнительный вопрос, не на знания, а на умение логично мыслить и самостоятельно формулировать выводы. Идет?
--
Давайте, Семен Борисович!
Кто бы сомневался, что Казаков не откажется блеснуть эрудицией!
--
Как лично ты думаешь, в чем принципиальное отличие антитеррористической деятельности государств Запада и России?
Задумался Максим. Нос почесал, лоб наморщил.
--
Я считаю, - начал, - что на Западе пытаются уничтожить противника - отсюда переменный успех, с которым ведется эта борьба. Террористы сопротивляются, приспосабливаются, ищут новые приемы. Плюс распыление государственных средств: не разобрались с Ираком, а уже - Иран, Венесуэла... Кубе тоже досталось на орехи, Северная Корея постоянно требует внимания. А у нас государство сосредоточилось на безопасности самих граждан, и они всецело поддерживают эти мероприятия, ведь они не "против", а "за"!
Сохраняя каменное лицо, Семен Борисович поставил в своем блокнотике "3-отл.", занес в зачетку Казакову отличную оценку и привычно, с кудряшкой на конце, расписался.
--
Все, Максим, можешь идти!
--
Спасибо, Семен Борисович! - ответил Казаков.
Улыбка у него была до ушей. Ну, совсем еще мальчишка!
До конца экзаменационного дня Семен Борисович опросил еще троих. Маловато в этом году выпускников выбрало историю в качестве профилирующего предмета! Ну, да ничего, год на год не приходится!
В четыре часа, оформив, как старший преподаватель, экзаменационные ведомости и сдав их в комиссию, с чувством честно выполненного долга Семен Борисович вышел на высокое крыльцо колледжа.
"Ах, хорошо!" - вздохнул он полной грудью свежий воздух едва начавшегося лета. Прохожих на широких тротуарах было немного - квартал был не жилой, учрежденческий, а время еще рабочее. До дому идти было всего ничего - сорок минут по Третьей Радиальной и пять минут по Восьмой Кольцевой Боже мой! Как вспомнишь ранние свои учительские годы - по полтора часа в московском метро до работы, да еще столько же назад! В духоте, в тесноте, на нервах! Не то, что сейчас - бодрым, упругим шагом, мимо дружелюбно улыбающихся тебе при проверке документов парней в бронежилетах и с автоматами, раскланиваясь при встрече со знакомыми. Ни смога нет (откуда ему взяться, коли весь транспорт служебный, а много ли его нужно?), ни мусора на улицах. Улицы широкие, чтоб беспрепятственно могла проходить бронетехника, переходы через улицы - подземные. Будь иначе - пришлось бы возвращаться к старой светофорной системе, мешающей быстрым перемещениям государственных лиц и спецслужбам. Здания не выше четырех этажей, по современной безлифтовой схеме, с легкими фанерными дверями квартир. Красота и порядок!
Шагая по улице, Семен Борисович снова вспомнил Казакова. Повезло мальчишке! - подумал он. - Завтра вывесят окончательные результаты экзаменов, день на прощания с друзьями и родителями, потом - сборный пункт, охраняемая автобусная колонна до сортировочного лагеря, эшелон до Уссурийска-22. Восемь суток поездом - полстраны перед глазами пройдет, проплывет, пробежит. Далековато, конечно, но ближайшие места на истфак выделены их Омску-16 только там. А окончит университет, может, и в науку пойдет. Тогда там же, в университетском городке и останется. А, бывает, и в другие переводят, даже в Выборге-14 его, Семена Борисовича, бывшие выпускники есть!
"Да! - продолжал думать учитель, легко и широко шагая по Третьей радиальной к своему дому. - Повезло парню! Да всем им, нынешним мальчишкам и девчонкам, повезло! Впервые люди могут быть уверены, что ничего, ничего страшного в их жизни не произойдет! Ни одна безумная сволочь не прорвется к ним сквозь сплошную полосу минных полей, бетонных надолбов, ряды колючей проволоки под током, которыми окружены наши мирные города! Ни один самолет не упадет на их дома, потому что все самолеты в России военные, а у военных - полный порядок! Здесь вам не Бейрут, не Лондон и не Токио! Здесь - великая, единая, могучая Россия!"