Смоленский Дмитрий Леонидович: другие произведения.

С. Жарковский. "я, хобо: времена смерти".

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:


   Сергей Жарковский. "Я, хобо: времена смерти".
   (ПринТерра-Дизайн, 2005, 520стр., ISBN: 5-98424-019-X).
  
   Выбор этого романа был неслучайным: товарищ подсказал. Он же подкрепил свою позицию ссылкой на премии, уже завоеванные произведением. "Бронзовый Икар", премию им. В.Одоевского на Бастконе, премию им.В.Савченко на "Портале" - немало, согласен. Но все же, прежде чем решиться, посмотрел отзывы других читателей. Они настораживали: от стопроцентной поддержки через благоприятные с замечаниями до абсолютно негативных (последних, впрочем, было немного).
   Итак, довольно объемистый текст, как сразу заявлено - первая часть цикла "Я, хобо". Чуть архаичное прямое общение Автора с Читателем, которым начинается роман: "...вы не знаете меня, а я не знаю вас, но коль скоро уж вы здесь, а я здесь и был, - я помогу вам увидеть звездолет, склоняющийся в надримане над одинокой проксимой Центавра". Впрочем, через несколько страниц в дело вступает Главный герой - Марк "Аб" Байно, - а Автор выходит из кадра, где ему и в самом деле не место.
   Чтобы не отвлекаться в дальнейшем, пунктиром набросаю основную сюжетную канву романа.
  
   Будущее (возможно, середина XXII века). Земное общество объединено под властью Императора. Технологии позволяют космическим кораблям перемещаться вне пространства, в надримане. Для полной безопасности и удобства, в раз и навсегда заданном направлении провешивается космическая трасса, представляющая собой ряд гигантских устройств - титанов класса "Сердечник", являющихся приемниками и передатчиками кораблей нефорвардного (не первооткрывательского) типа. Для запуска таких устройств требуется наличие в звездной системе хотя бы одной планеты земного типа, заселяемой быстроразвивающимися клонами, отвечающими за добычу полезных ископаемых, изготовление конструкций и поставку их в пространство, где живут и работают "космачи". Один из таких космачей (космических аборигенов) в результате непонятного процесса получает странные способности жить "мертвым" и быть адаптированным не только к пространству, но и к существованию на планете - что дано далеко не каждому. В системе Императорской дюжины (XIII-ой, если считать от Земли), в 191-ом парсеке от метрополии, на 4-ой планете, находится Судья. Артефакты, принадлежащие ему, хочет получить Император, но достаются они Марку "Абу" Байно.
  
   Я был предупрежден о своеобразном стиле изложения и, следовательно, вооружен и подготовлен. Но и мне пришлось буквально продираться сквозь полузнакомые и вовсе незнакомые термины, словесные конструкты, не имеющие хождения в настоящее время, но - с точки зрения Автора - имеющие перспективу возникнуть и распространиться в будущем. Гораздо труднее, чем с "космическим новоязом", мне было смириться с обилием детальнейших, подчас напоминающих технологические инструкции, описанием действий персонажей в космическом корабле.
   Чтобы не быть голословным, приведу первую цитату, являющуюся, несмотря на длину, лишь частью гораздо более крупного по размеру абзаца:
  
   "В известном мне месте я вскрыл универсальным инструментом секцию палубного настила, отделил её, отвёл в сторону и прикрепил двумя карабинами к первому попавшемуся поручню. В образовавшийся проём я толкнул светильник, нырнул вниз головой сам, проник в неглубокую каверну технического хода, ведшего прямиком в подпалубу. Отдраил люк, без всякой лёгкости протиснулся в подпалубное помещение, осмотрелся там, среди опор и магистралей, проверил задрайку люков на обоих ограничниках, убедился, что всё в порядке, задрайка ого-го какая, вернулся ногами вперёд в рубку, подпалубу тщательно залючил и затем осмотрел и попробовал на "дыхание" клапан уравнивания давления на тяжёлой переборке подпалубы. В положение "аварийный сброс" клапан типа КДК-4, как я и надеялся, становился движением в полключа, и ключ ходил очень хорошо. Я открыл клапан, расчековал и вытащил из патрубка стакан с фильтрующей решёткой, сунул его в карман на лодыжке, закрыл клапан".
  
   Мало и непоказательно? Даю еще одну произвольно выдернутую цитату страниц через 80-100 текста:
  
   "Кратко отчитавшись и подробно, по пунктам, описав намеченные эволюции, я переключаю климатизацию и электропитание спецкостюма на автоном, в четвёртый раз проверяю герметичность (под двусторонним давлением, из костюма наружу и из фала в костюм) и отсоединяю фал от нагрудного гнезда на кирасе. Фал я не прибираю, пусть болтается, смотаю на обрате. Первый зажим, тот, что с рулеткой, - на трос, трос прослабить, продеть, надеть, подработать ушком, закрыть предохранитель, проверить питание. Второй зажим - механический - на левую перчатку, это резерв, на трос его не цепляю. Проверяю механизм, работает, усилие на сжатие - килограмм пять. Нормально, усилие - килограммов пять. Окольцовываю трос поясным карабинчиком. Отключаю магниты в подковках. Короткий линёк карабином к наколеннику, кольцо - к тросику. Я уже вишу вдоль троса, цель - теперь сверху. Берусь, включаю моторчик, рулетка влечёт меня к балку".
  
   Любому грамотному читателю (и, тем более, автору, пусть и начинающему - каковых вполне достаточно на Прозе и Самиздате) совершенно ясно, что передать атмосферу производства, труда - в широком смысле этого слова, включающего как боевые действия звездолетов, так и копку картошки в огороде - невозможно без некоторой детализации в описании процессов и использования терминов. В одном случае достаточно будет слов "черенок лопаты", в других - "задраить", "комингс" и "фал". Иначе читатель просто не поверит имитации правдоподобия, какой и является художественное произведение, воспримет ее за картонный муляж, коему далеко даже до намалеванного очага в каморке Папы Карло. Но мне впервые, пожалуй, пришлось читать десятки и сотни страниц технических, по сути, описаний, далеко превышавших объемом и тщательностью прорисовки необходимый и требуемый масштаб. Своеобразный авторский overkill - ежеминутное и ежестраничное требование к читателю вжиться в обстановку Дальнего и Открытого космоса, влезть в странную шкуру главного героя, задышать "обратом" - многократно прошедшим через легкие и систему поглотителей углекислоты воздухом. Избыточное, на мой взгляд, насилие - читатель, продержавшийся первые полсотни страниц, уже на все согласен.
   Но при этом совершенно понятна справедливость замечания одной из читательниц романа, звучащего примерно так: "Так и видишь Автора, буквально живущего своей книгой: с ней ложащегося спать, с ней встающего, только о ней и думающего". Это именно так. Не знаю, какими из способов пользовался Автор для написания романа - карточками с главами, специально составленными словарями, портретами персонажей, собранными в интернетовской паутине, - но мир, им сконструированный, чрезвычайно правдоподобен, структурен и логичен. В этом Сергей Жарковский - не побоюсь этих слов - достиг вершины мастерства.
  
   Теперь о действительно сложном.
   Роман выстроен в режиме реконструкции (привет братьям Стругацким с их "Волны гасят ветер"). Часть реконструкции дается дневниковыми записями-воспоминаниями самого главного героя, часть вставками записей различных переговоров и отчетов, часть - изложением событий, свидетелем которых главный герой быть не мог, но о которых догадался и расцветил собственной фантазией.
   Повествование замкнуто в кольцо: роман начинается с событий на шипоносце (боевом корабле) "Чайковский", превращается в чтение дневника о прошлом Марка Байно, стертого из его памяти полетом в надримане, и заканчивается возвращением на "Чайковский" к настоящему времени. Периодические ссылки на названия файлов-воспоминаней, типов их, темы, даты, музыкального сопровождения и пр., сбивают с ритма чтения первый десяток страниц, в последующем лично мной игнорировались и роли в чтении не играли никакой.
   Социальное устройство общества будущего во многом неясно. На Земле правит Император Александр Галактика, гвардией его являются "крестоносцы" (привет Фрэнку Герберту и его "Дюне" с сардукарами Шаддама IV). На Трассе же существует две полурасы клонов: планетники (маленькие люди) и космачи. Вся их жизнь состоит из работы и простейших (а, зачастую и убогих) развлечений. К числу последних относятся распитие "горькой" и "малиновой", игра в "сардинки" (она же "поймал-имей" - привет Альфреду Бестеру с его "Человеком без лица") и игра в карты. Основной язык общения, как кажется, русский.
   Трасса строится по приказу Императора, но силами, в основном, самих трассовиков. Две последние дистанции обязаны за свой счет и из своих ресурсов организовать обустройство "дальшей" системы. Поставки с Земли скудны и нерегулярны. Земляне в космосе появляются редко и лишь с чрезвычайными миссиями, как обеспечивается порядок на Трассе - можно только догадываться.
  
   Выстроенный в целом по канонам научной фантастики (и это многократно подчеркнуто обилием технических терминов и прочими подробностями), роман неожиданно - буквально на последней полусотне страниц - сваливается в мистико-фэнтезийное пике с бродячими мертвецами ("обсли" по-тамошнему), Призраки, Бэйлифы и Судьи. Это ладно, это можно списать на неполное мое владение информацией - может быть, и под этим есть наукообразый базис, но. Но артефакты в виде мечей Ночь и Утро, Печати и Камня... Кажется, что это перебор.
  
   Резюме. "На пока" я склонен считать "Я, хобо: времена смерти" самым значительным отечественным фантастическим романом последних лет. Не в силу идейной его мощи (идеи и цели Автора мне по-прежнему неясны), но по масштабу сконструированного Сергеем Жарковским мира, по широте полотна, так сказать. Может быть, оно превратится в литературный аналог "Явления Христа народу" Александра Иванова, может быть выродится в многотысячестраничное чтиво - не знаю. Скажу точно: работа по чтению первого романа была трудна. Но я непременно повторю ее, когда появится роман второй. А уж дальше от Автора все будет зависеть...

Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) М.Эльденберт "Танцующая для дракона. Книга 4"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) Н.Любимка "Пятый факультет"(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Соколов "Фаэтон: Планета аномалий"(Боевик) Ж.Борисова "Геном Варвары-Красы: Аляска"(Научная фантастика) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Level Up. Нокаут 2"(ЛитРПГ)
Хиты на ProdaMan.ru High voltage. Виолетта РоманВ дни Бородина. Александр МихайловскийНочь Излома. Ируна БеликСердце морского короля (Страж-3). Арнаутова ДанаПорченый подарок. Чередий ГалинаЗавтра наступит, я знаю. Вероника ГорбачеваСоветник. Готина ОльгаВам конец, Ева Григорьевна! ПаризьенаОтверженная. Печурина МарияГостья Озерного Дома. Наталья Ракшина
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"