Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  
  
  
  
  
  Моя подборка архивных данных о Калининграде:
  
  - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml
  
  - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
  
  - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
  
  - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
  
  - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
  
  - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
  
  - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
  
  - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
  
  - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
  
  - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
  
  - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
  здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
  
  - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
  
  - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект"
  здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024)
  
  - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml
  
  - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
  
  - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024)
  
  
  
  
   Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
  
  
  "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
  
  "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
  
  "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
  
  "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml
  
  "5. Калининград, мундиаль-2018"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml
  
  "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
  
  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется ...

  
  
  

   Район дворца спорта "Юность"

  
  1. Калининградская история: Прародителем Дворца спорта "Юность" был немецкий ангар
  
  2. Кёнигсбергская история района Дворца спорта "Юность"
  
  
  
  
   []
  
  1.
  
  
  
   []
  
  2. При немцах
  
  
  
   []
  
  3. Карта послевоенного времени
  
  
  
   []
  
  4. Послевоенное время.
  Справа разровненное пространство, где в начале 1970-х годов построили Дворец спорта "Юность"
  
  
  
   []
  
  5. Послевоенное время.
  Справа разровненное пространство, где в начале 1970-х годов построили Дворец спорта "Юность"
  
  
  
   []
  
  6. Советское время
  
  
  
   []
  
  7. Дворец спорта "Юность" сегодня
  
  
  
   []
  
  8. Дворец спорта "Юность" сегодня
  
  
  
  

  1. Калининградская история:
  Прародителем Дворца спорта "Юность" был немецкий ангар

  
  
  Нашла здесь: https://strana39.ru/news/nash-kray/89494/praroditelem-dvortsa-sporta-yunost-byl-nemetskiy-angar.html
  
  
  Как теннисист теннисисту
  
  История появления "Юности" весьма любопытна. По словам заслуженного строителя РФ, ветерана восстановления Калининграда Александра Ильина, Дворец спорта был построен почти случайно.
  - В начале 1970-х годов я работал главным инженером "Калининградстроя", - рассказывает он. - И вот однажды ко мне пришел известный в области тренер по теннису Александр Заваляускас и как теннисист с теннисистом (я тогда активно увлекался этим видом спорта) поделился идеей строительства у нас крытых кортов. Мысль был такая: разобрать старый немецкий авиационный ангар на окраине Калининграда, перевезти детали в областной центр и там его заново собрать.
  С одной стороны, я был, как говорится, обеими руками "за", а с другой, понимал - этого сооружения не было в плане и включить его туда будет непросто.
  
  
   []
  
  9. Заслуженный строитель Калининграда Александр Ильин рассказал корреспонденту "СК",
  что изначально строить хотели не Дворец спорта, а крытые теннисные корты
  
  
  Все пропало!
  
  Александр Ильин пытался продвигать идею Заваляускаса среди городского начальства, но понимание нашел, по сути, только когда председателем горисполкома стал Виктор Денисов (он занимал эту должность с 1972 по 1984 год. - Прим. авт.).
  
  - Это был очень деятельный, смелый и решительный человек, - продолжает Ильин. - Когда я рассказал ему об идее Заваляускаса, он воскликнул: "Отлично! Давайте работать!" И мы после этой отмашки начали действовать. Для начала договорились с военными о передаче городу ангара. Конструкцию разобрали, сложили все в малоприметном месте. Дело было в конце лета. Думали - пусть полежит до весны. За это время был подготовлен проект (главным инженером выступила ныне покойная Эдита Иогановна Андрианова), вырыт котлован на берегу Преголи, вбиты сваи. И вот с началом весны мы приезжаем на место, где сложили разобранную конструкцию, а ее и след простыл! Видно, стащил кто-то. Что делать? Ведь котлован, повторюсь, уже был вырыт, все рассчитано под фермы (элементы стержневой системы в строительной механике. - Прим. авт.) для кровли, которые были в ангаре. Эти фермы имели особенность - немцы сделали их не поперечными, а продольными. Пришлось здесь, в Калининграде, своими силами изготавливать копии исчезнувших немецких металлических конструкций. Необычный заказ выполнил местный ремонтно-механичес-кий завод треста "Главстроймеханизация".
  
  
  
   []
  
  10. Строительство Дворца спорта "Юность"(1974-1975)
  Фото отсюда
  
  
  
  Благородство очертаний
  
  Виктор Денисов в книге "Калининград - судьба моя" по поводу "Юности" пишет следующее:
  
  "В конце 1970-х город обрел наконец и свой великолепный Дворец спорта. Инициатором его возведения следует назвать наробразовцев (отдел народного образования), во главе которых в областном масштабе стояла энергичная и громкоголосая, смелая в суждениях и поступках Анна Михайловна Чубановская. Всецело поддерживал такие начинания и шеф отрасли - заместитель председателя облисполкома Виктор Владимирович Богданчиков. Поначалу это действительно был просвещенческий объект, скромно по документам числившийся детской спортшколой. Но грандиозность сооружения, благородство очертаний заставили прибегнуть к несколько высокопарному его названию - Дворец спорта".
  
  Упоминает Денисов в мемуарах и об Александре Ильине: "...человек не крикливого, как это нередко бывает в строительных сферах, нрава, высокоэрудированный талантливый инженер-практик".
  
  Не обошел Денисов вниманием и тему необычности конструкции Дворца: "Впоследствии, при посещении этой нашей достопримечательности иногородними коллегами-строителями, они, приятно пораженные размерами спортзала, удивлялись (да мы и сами не сразу привыкли к такому) отступничеству от наших нормативов и непременно спрашивали, почему применены продольные длинномерные фермы для кровли, вместо того чтобы сделать их наполовину короче - поперечными. Это, само собой, проще в исполнении и экономичнее по затратам. Но что сделано, то сделано. Дворец получился отменным: с залом - настоящим футбольным полем - и почти полноразмерными беговыми дорожками, с большим набором необходимых функциональных помещений и даже с электронным табло. Фасад украсился отличной работой маститого нашего художника А. Шевченко - обширной композицией на физкультурную тему, выполненную в технике "сграффито" (разноцветная штукатурка с элементами художественного вкрапления)".
  Впрочем, по словам председателя областного Союза художников Виктора Елфимова, Денисов в мемуарах неправильно назвал автора сграффито. Его сделал приезжий художник Кошкин.
  
  В 1990 году при Дворце спорта был открыт 50-метровый плавательный бассейн. А вот теннисным центром "Юность" так и не стала...
  
  Отсюда: https://strana39.ru/news/nash-kray/89494/praroditelem-dvortsa-sporta-yunost-byl-nemetskiy-angar.html
  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется ...

  
  
  

  2. Кёнигсбергская история района Дворца спорта "Юность"

  
  
  Время строительства: 1327 год.
  Архитектор: неизвестен.
  
  Адрес расположения:
  - Königsberg, Bohlwerksgasse / Neuer Graben / Unterlaak /Altstädt. Bauhofgasse / Lizentgrabenstrasse
  - Калининград, район улиц Н. Баграмяна / Красноярской / Московского проспекта / Гюго / Мариупольской.
  
  
  
  Историческая справка
  
  
  Строительство гидротехнических сооружений, которые обеспечивали внутреннее судоходство Восточной Пруссии, было начато в XII-XIII веках рыцарями Тевтонского ордена. На протяжении семи веков в Кёнигсберге создавалась единая водная транспортная сеть, которая включала в себя реки, заливы и огромное количество различных гидротехнических сооружений.
  
  Одновременно с этим в месте слияния двух рукавов старой и новой Прегели (Der alte & neue Pregel) был основан Кёнигсбергский порт.
  
  Одним из главных символов величественного Кёнигсберга являлись его Ластадии (Lastadie) - район старинных фахверковых складов. Данный городской район имел следующие границы: с севера границей являлась улица Unterlaak (ныне часть Московского проспекта в районе гостиницы "Ибис"), с юга границей служило русло Старой Прегели (Der alte Pregel), с востока - набережная Хундегатт (ныне изгиб бокового русла Старой Преголи, проходящий между эстакадным мостом и СК "Юность"), ну а с запада границей служила улица Lizentgrabenstraße (ныне это улица Мариупольская).
  
  
  
   []
  
  20.
  
  
  
  Точное происхождение слова Lastadie доподлинно не известно. По одной из версий, оно относится к латинскому языку и звучит как Lastadium или Lastagium, что в переводе на немецкий означает Ballast (last в переводе с немецкого означает "груз, ноша, тяжесть"). Именно так в старых портовых городах Европы называли районы складов и перевалки судовых грузов, которые в наши дни принято называть грузовыми терминалами.
  
  Есть и другая версия происхождения данного слова: слово Lastadie возникло от Lad-Staden, то есть Lade-Stellen (места погрузки) или Lade-Ufer (места погрузки на берегу). Интересно отметить, что все жители Кёнигсберга от мала до велика произносили это слово, протягивая звук "А", и звучало это как Lastaadje.
  
  Шпайхеры Ластадий имеют многовековую историю, а первое упоминание о них относится к 1327 году, когда были построены первые фахверковые склады в городском районе Лаак (Laak) возле набережной Хундегатта (Hundegatt), ставшие потом одной из главных достопримечательностей всего Кёнигсберга.
  
  Большое количество шпайхеров в Кёнигсберге в то время было обусловлено действием так называемого складочного права (ius stapulae emporii et despositorii), дарованного в 1365 году Альтштадту, Кнайпхофу и Лёбенихту 22-м великим магистром Тевтонского ордена - Винрихом фон Книпроде (Winrich von Kniprode). В 1519 году складочное право подтвердил последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии - Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (Albrecht von Brandenburg-Ansbach), сделав его традиционным к дальнейшему подтверждению всех суверенов Пруссии, включая польских правителей, вплоть до его отмены в 1782 году.
  
  Сам район Лаак являл собою рабочий район, где весь день портовыми рабочими шла погрузка и выгрузка грузов с причаливших к набережной Прегели многочисленных судов. Его южную сторону занимал порт, на восточном берегу располагались Ластадии, в центре Лаака был расположен Лицентский (Lizentbahnhof), или Пиллауский (Pillauer Bahnhof), вокзал, а у северной стороны стояли цеха сталелитейного завода "Унион" (Union).
  
  Местный пейзаж представлял собою причалы, фахверковые склады, железнодорожные рельсы, торговые и транспортные конторы. Здесь всегда была напряжённая, рабочая атмосфера, которая задавала ритм остальным районам города. Каждый из трёх средневековых городов Кёнигсберга (Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф) имел в своём распоряжении "складскую базу", но лишь альтштадтские Ластадии стали в итоге полноценным городским портом. Произошло это благодаря тому, что находились они ниже по течению старой Прегели и принимали грузы, идущие мимо вокзала 'Голландское бревно' (Holländerbaum Bahnhof) с Балтийского моря и залива.
  
  
  
   []
  
  21.
  
  
  
  Фахверк - узнаваемый архитектурный стиль Кёнигсберга
  
  
  На карте Кёнигсберга, составленной в 1600 году Иоахимом Берингсом (Joachim Behrings), квартал шпайхеров Лаcтадий носил такие названия, как Therhoff, Packhaus, и Großen Krahn. К сожалению, этот район с его старыми и, на первый взгляд, не очень-то привлекательными складскими постройками не вызывал особых симпатий у жителей города. Из-за этого они появлялись тут лишь по необходимости, когда путь неминуемо пролегал через этот район Кёнигсберга.
  
  Да, старинные фахверковые шпайхеры трудно было отнести к монументальным, величественным сооружениям, они не являлись выдающимися произведениями искусства. Однако если рассмотреть их поближе и более пристально, нельзя не согласиться с тем фактом, что былые мастера дерева и камня, создавшие эти, на первый взгляд, неказистые, зачастую по-ремесленному простые творения, несомненно, обладали художественным вкусом и чувством прекрасного. В качестве примера можно привести склад Schäferspeicher с его изящной конфигурацией фахверковых конструкций. С ним контрастировали шпайхеры, построенные на берегу Прегеля приблизительно в 1900 году. Это были самые обычные строения из обожжённого кирпича, лишённые декоративных элементов и оттого выглядевшие весьма мрачно.
  
  Старинные же шпайхеры, напротив, оживляли городской пейзаж, и не только за счёт удачной конфигурации фахверковых конструкций, но и благодаря яркой окраске, с применением болюсного грунта и охристых цветов. При беглом взгляде на эти здания могло показаться, что все они выглядят абсолютно одинаково. Однако это было обманчивое ощущение. Благодаря разной высоте шпайхеров и выдвинутых в сторону фасадов помещений для лебёдок узкие улочки Ластадий оживали, а открытые дверцы многочисленных загрузочных люков и окошек придавали им особое очарование, усиливавшееся, помимо прочего, за счёт несоблюдения фасадной линии при строительстве этих зданий.
  
  Общую картину дополняли причудливые кованые замки и петли на дверях складов, многие из которых являлись подлинными произведениями искусства. Весь район шпайхеров был исчерчен поперечными и продольными узкими улочками и закоулками. Из-за этого, когда очередной ряд складов заполнялся грузами до отказа, городские власти начинали строить новую серию фахверковых складов параллельно старым, но уже с небольшим удалением от предыдущих для более удобного проезда повозок и телег с различными грузами. Таким образом и образовалась сеть переплетений узких улочек Лаака, в которой любому горожанину можно было потеряться как в сказочном лабиринте.
  
  
  
   []
  
  22.
  
  
  Архитектурное описание здания
  
  
  Около 500 лет назад в Германии, а затем в других странах Центральной и Северной Европы появился архитектурный стиль под названием фахверк (Fachwerk). Фахверк - это разновидность строительной конструкции, где секции из диагональных балок придают зданию характерный вид и пространство между балками заполняется глинобитным материалом (глиняный саман, кирпич или камень). Все деревянные узлы здания были скреплены специальными строительными элементами - нагелями (деревянными гвоздями).
  
  Фахверк применялся в основном в строительстве жилых домов для людей среднего класса, которых в Европе было большинство, а также в сооружениях, предназначенных для торговли, для складских помещений. Применение фахверка в строительстве амбаров, складов и других сельскохозяйственных постройках объясняется его устойчивостью к влаге (хранящееся внутри имущество не сырело и не плесневело) и его повышенной теплосохранностью. Вместе с тем фахверк требовал большого ухода, т.к. помещение было необходимо "прогревать", чтобы солома, находящаяся внутри, не оставалась сырой.
  
  Шпайхер (он же склад) района Ластадий имел фахверковую конструкцию, характерный узкий фасад здания в пять-семь этажей, узнаваемый продлённый конёк крыши, под которым скрывалось колесо лебёдки, и многочисленные деревянные дверцы на каждом этаже (высота внутреннего этажа не превышала двух метров).
  
  Первый, цокольный, этаж шпайхера строили из клинкерного кирпича, специальной степени твердости обжига. Над ним ставили длинные столбы во всю высоту здания, которые носили название "стойки" (вертикальные конструкции через весь фасад). Эти опоры были несущими, на них крепилась вся деревянная конструкция межэтажных перекрытий.
  
  Мощный деревянный каркас склада выдерживал многотонные грузы, вес самих стен склада, его кровлю и вспомогательные механизмы для подъёма грузов с земли на верхние этажи склада. А вот сами стены фахверкового склада особой нагрузки на себе не несли, именно поэтому каркас постройки мог заполняться даже саманной массой (смесь соломы и глины). Но владельцы складов всё-таки предпочитали родной и милый сердцу клинкерный кирпич, которым охотно заполняли ниши между деревянными конструкциями лицевого фасада склада.
  
  
  
   []
  
  23.
  
  
  На лицевой стороне каждого шпайхера имелось несколько входных ворот для проезда повозок, телег и прочего грузового транспорта. Рядом с ними находились обычные деревянные двери, рассчитанные на рост портового рабочего, несущего на своей спине тяжёлый мешок с грузом. Разделение широкого и узкого входов в склад имело одну функциональную особенность - за узкими входными воротами находилась специальная лестница, ведущая сразу на второй этаж, по ней рабочие и таскали свои тяжёлые мешки.
  
  Характерной чертой всех факверковых складов Ластадий являлось множество маленьких неостеклённых окошек с деревянными ставнями на каждой из половин лицевого фасада склада. Эти окошки открывались в определённом порядке: если слева все окна были открыты, то справа их все закрывали, и наоборот. Эта хитроумная оконная система была придумана специально для размещённых внутри склада грузов. Открытые настежь окна одной из половин скалада предназначались для проветривания и регулировки воздухообмена сложенного там груза, очень чувствительного к сырости и нагреванию складского воздуха.
  
  Ещё одной характерной особенностью фахверковых складов был их так называемый клюв. Он представлял собою эркер (выступающая за плоскость фасада часть помещения) высотой в половину этажа, располагавшийся под самым коньком двускатной крыши склада. Помимо декоративной функции, он выполнял ещё и очень важную функцию, являясь помещением для подъёмного механизма грузов.
  
  Вся эта система работала так: связку мешков с различными грузами крепили на строп (специальное устройство из тросов), роль которого выполняла прочная лебёдка, которая шла от механизма, установленного в эркере до уровня нужного этажа. Сам эркер выполнял функцию подъёмного крана. По центральной оси фасада, где проходил строп, каждый этаж имел ворота в высоту человеческого роста. Стоящий в воротах портовый рабочий принимал поднятый на стропе груз на нужной ему высоте и этажности склада и складировал его. Другой рабочий крутил внушительных размеров колесо, приводя в движение коленчатый вал, и привязанный к канату груз поднимался на нужную ему высоту. Всё гениальное - просто!
  
  Но немцы не были бы немцами, если даже здесь не проявили свою педантичность и предусмотрительность: чтобы углы поддонов и коробов от поднимаемых грузов не побили штукатурку склада, его стену на пути груза покрывали специальными деревянными щитами, что надёжно защищало фасад шпайхера от случайных повреждений.
  
  Все эти элементы делали данные строения узнаваемыми горожанами и выделяли их на фоне всех остальных районов Кёнигсберга. Многие из шпайхеров украшались родовыми гербами, знаками торговых фирм или индивидуальными знаками. Они служили заменой табличкам с номерами домов и указывали на название того или иного хранилища. Их делали из камня и чаще всего встраивали в стену над входом в здание. Эта традиция знаков пришла к нам из средневековья , когда городские постройки не имели номеров, а лишь носили определённые названия.
  
  
  
  Шпайхеровская марка - лицо каждого фахверкового склада
  
  
  Каждый склад имел соответствующий знак (марку или маркировку), оставшуюся в наследство со времён средневековья. Сам знак представлял собою табличку с рельефным изображением, которую по традиции укрепляли на фасаде склада. Он помещался выше человеческого роста, ближе к углу фахверка, чтобы избежать его повреждения поднимаемым на лебёдке грузом. Сюжеты шпайхерских марок были очень разнообразными - на них помещались фигурки животных, различные аллегорические образы, мифологические сцены, эмблемы с надписями или геральдические щиты.
  
  
  
   []
  
  24.
  
  
  В Кёнигсберге этот давний обычай соблюдался в течение многих веков. Из самых колоритных и причудливых на названия стоит выделить такие марки шпайхеров: представителями диких животных были "Лев", "Орёл", "Слон", два "Медведя" и три "Оленя"; представителями домашних животных были "Козёл", "Лошадь и бык", "Петух", два "Янгёнка", "Корова" и "Телёнок"; представительство людей составляли "Пастух" и "Охотник"; представителями воздушной среды были "Пеликан", "Гриф", "Аист", два "Лебедя" и "Голубь"; ну и наконец, представителями водной стихии являлись "Налим", "Карп", два "Кита" и "Летучая рыба".
  
  Также были и совсем диковинные названия: "Великан", "Справедливость", "Виноградная гроздь", "Дикарь", "Ноев ковчег", "Пальма" и "Дева". Для того чтобы вы в полном объёме смогли оценить всё разнообразие и причудливость шпайхеровских марок, мы сделали для вас их сводную подборку в виде мозаики из отдельных марок. В ней мы привели все самые известные и узнаваемые марки шпайхеров Ластадий. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, насколько бережно и трепетно относились хозяева складов к своим родовым строениям и насколько важно для них было иметь своё "лицо" в виде именной марки.
  
  В XVIII веке у складов Ластадии появились свои собственные адреса и номера, как у других городских зданий. Именно эти цифры стали гравировать на складской марке хозяева каждого отдельного склада. Также на марке высекался год основания самого склада, тем самым подчёркивая его благородство и исторический возраст. Но время стремительно шло, и каждый из хозяев складов норовил перещеголять своего конкурента, посему тематика зверей и мифических мотивов стала стремительно сходить на нет. Её постепенно стали заменять отдельные вычурные и красивые родовые купеческие гербы. В таком многообразии причудливого исполнения и форм они просуществовали вплоть до конца войны, пока их навсегда не уничтожил огонь напалмовых бомб английской авиации...
  
  
  
  
   []
  
  25. Склад с маркой "Лебедь" и проезд от Райфшлэгерштрассе к Ластадиенштрассе в южном направлении.
  Довоенное фото отсюда
  
  
  
   []
  
  26. Входные ворота складов с марками "Бык" и "Лошадь".
  Довоенное фото отсюда
  
  
  
   []
  
  27. Марка склада "Медведь" на Ластадиенштрассе, 1930-е годы.
  Фото Э. Рудольфа отсюда
  
  __________________________________________________________________________________
  
  
  Алла СМОЛИНА: Отличный текст "Кёнигсберг в деталях": марки Ластадии - как обозначали склады в районе СК "Юность"
  находится здесь: https://kgd.ru/news/livekenig/item/59328-kjonigsberg-v-detalyah-marki-lastadii--kak-oboznachali-sklady-v-rajone-sk-yunost
  
  
  
  
  Железные дороги - важные рабочие "артерии" Ластадий
  
  
   []
  
  28.
  
  
  
  Теперь стоит рассказать о сети железнодорожных путей, что шли по всему району шпайхеров Ластадий во всех направлениях. Именно по ним портовые рабочие развозили грузы по отдельным складам с приходящих в порт кораблей.
  
  Сама железнодорожная сеть рельсов Ластадий появилась чуть раньше расположенного западнее товарного Лицентского (Пиллауского) вокзала. Сам вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне город Балтийск), отсюда и происходит его второе название - Пиллауский. Первое же название вокзала - Лицентский - было связано с тем, что находился он на улице Lizentgrabenstrasse (ныне улица Мариупольская) в районе Лаак. Параллельно в этом районе был построен подъёмный Железнодорожный мост (Eisenbahn Brücke) через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом (Ostbahnhof) в районе Фридрихсбургских ворот (Friedrichsburger Tor).
  
  В 1895 году Лицентский вокзал становится одной из конечных остановок первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, которая связала вокзал с городской площадью Neuer Markt (Новый рынок), начала работать в 1891 году.
  
  Интересно отметить, что в те времена в городской черте, и в частности районе Ластадий, существовали "железнодорожные круговые развязки", представлявшие собою пересечение нескольких ж/д линий, соединённых в узле специальным поворотным кругом. Вся это система работала следующим образом: паровоз с небольшим количеством вагонов или вагонетка въезжали на круговую платформу, круг поворачивался вокруг своей оси и перемещал весь состав целиком на нужную ветку.
  
  В 1890 году началось строительство Кёнигсбергского морского канала, а в 1920-х годах ХХ века был построен новый Кёнигсбергский порт, сразу став одним из самых современных на тот момент в мире. Одновременно была проведена реконструкция всего кёнигсбергского железнодорожного узла, после чего Лицентский вокзал потерял свою первоначальную функцию и стал функционировать только как грузовая станция. Основной грузооборот переместился в Вольную гавань нового порта, а старые Ластадии стали играть вспомогательную роль.
  
  Ещё нельзя не упомянуть о главной проблеме всего района шпайхеров Ластадий - речь идёт о часто случавшихся в то время городских пожарах. Деревянные конструкции фахверковых складов являлись тому отличным подспорьем. Поэтому городские власти были вынуждены выстроить севернее района Лаак отдельную пожарную часть с высокой тренировочной фахверковой вышкой, выполнявшей в том числе и наблюдательную функцию. Речь идёт о вахте N 1, носившей имя Альтштадт. Она была построена в 1907 году и расположена на улице на Altstädt - Bauhofgasse (ныне улица Гюго в районе СК "Юность"), но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
  
  Из хроник кёнигсбергских пожаров в этом районе можно отметить следующие даты. В 1464 году выгорел весь складской квартал старых шпайхеров Ластадий. В 1764 году сгорело 49 фахверков, в 1769 году - уже 143, а в 1811 году - 134 склада.
  
  Много шпайхеров погибло в огне городских пожаров 1813 и 1839 годов. С развитием пожарного дела и улучшением противопожарной охраны количество пожаров заметно уменьшилось, поэтому лишь немногие склады становились жертвами огненной стихии.
  
  
  
  
  Послевоенная судьба шпайхеров Ластадий
  
  
  
   []
  
  29. Вид со стороны Биржи. Послевоенные годы.
  Фото отсюда
  
  
  
  Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945 года району Ластадий был нанесён непоправимый ущерб. Ввиду того, что весь район фахверковых складов был построен из дерева и камня, от напалмовых бомб английской авиации сгорел как спичка за несколько часов, оставив после себя тлеющее пепелище. В огне погибли уникальные и многовековые шпайхерные склады - гордость и достопримечательность всего Кёнигсберга.
  
  После Второй мировой войны остатки сгоревших Ластадий были снесены и сравнены с землёю. Проходившая через Лицентский вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована; сам же вокзал окончательно прекратил своё существование. Пролёты Железнодорожного моста были разобраны и сняты и теперь хранятся на территории Музея Мирового океана.
  
  
   []
  
  30. Послевоенные годы. Вид на Биржу
  
  
  
  С конца войны и до начала 1970-х годов территория бывших Ластадий Кёнигсберга пустовала, будучи похожей на одно сплошное выжженное поле, отпугивая население близлежащих кварталов. Пока 1978 году на этом пустыре не был построен и открыт дворец спорта "Юность".
  
  
   []
  
  31. Дворец спорта "Юность"
  
  
  
  А в 1990 году во дворце был построен 50-метровый плавательный бассейн, так популярный среди горожан Калининграда. Фасад здания дворца до сих пор украшает сграффито (техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость), фигуры спортсменов, напоминающие изображения на античных вазах.
  
  Помимо него, на бывшей набережной Хундегатт были установлены два памятника: памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу.
  
  Памятник рыбакам (пионерам океанического лова) был установлен в Калининграде в 1978 году. Монумент представляет собой бетонную конструкцию в виде двух парусов рыбацкой шхуны (по другой версии - в виде двух ладоней). На западной стороне стилобата размещена надпись из бронзовых букв: "Пионерам океанического лова". На восточной стене - посвящение: "Светлой памяти рыбаков, погибших в море". Эпитафия дополняется парящей бронзовой чайкой - вечным спутником мореплавателей.
  
  
  
   []
  
  32. Памятник рыбакам (пионерам океанического лова)
  
  
  
  В 2008 году обветшавший памятник был отреставрирован и заново открыт ко Дню города 12 сентября.
  
  Второй памятник - Николаю Чудотворцу - был установлен 23 декабря 2009 года перед памятником рыбакам. Таким образом, оба памятника составляют теперь единый ансамбль. Торжественное открытие всего реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года.
  
  
  
   []
  
  33. Фото отсюда
  
  
  
  За ними располагается ещё один узнаваемый и важный городской объект, что косвенно располагается на территории бывших Ластадий - речь идёт о Музее Мирового океана. Это первый в России комплексный маринистический музей, расположенный в Калининграде, имеющий экспозиции посвящённые судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии Мирового океана, а также маринистическую библиотеку и действующую экологическую станцию. Сам музей начал свою работу в 1994 году, когда на вставшем на вечную стоянку у музейного причала судне "Витязь" были оборудованы выставочные площади. Ну а в остальном территорию бывших Ластадий занимают типовые советские многоквартирные многоэтажки, которые располагаются на улицах Набережной Баграмяна, Красноярской, Мариупольской и части Московского проспекта. Тех самых улицах, что когда-то были узкими улочками кипящего, как котёл, от тяжелой и непрерывной работы Лаака...
  
  
  
  Послесловие от автора
  
  
  Несколько лет назад на территории Музея Мирового океана была открыта символическая памятная доска, посвящённая погибшей в огне войны кёнигсбергской Ластадии. Это единственное, что сейчас напоминает нам о прежде крупном порту, его портовой набережной Хундегатт и самом районе фахверковых складов Лаака, каждый день похожих на один огромный муравейник, где всё время шла тяжёлая работа и время не было властно над ним. Сейчас же бывшая набережная Хундегатт уже активно застраивается, появилась гостиница "Ибис", на очереди ещё одна по соседству. А в планах у городских властей - застроить всю территорию бывших кёнигсбергских Ластадий новыми элитными многоэтажками и гостиницами. Только вряд ли они будут нести их наследие и быть так же узнаваемыми горожанами, как их предшественники почти 700 лет назад. А в итоге всё получается, как в известной поговорке: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем"...
  
  
  
   []
  
  34.
  
  
  
  Иван СКОБЕЙ
  
  Отсюда: https://klops.ru/news/2017-03-25/152444-skladskoe-pravo-i-shpayherovskie-marki-istoriya-rayona-sk-yunost-spetsproekt-klops-ru-oskolki-kyonigsberga
  
  
  
  
  
  Алла СМОЛИНА:
  
  
   []
  
  35. Так выглядит сейчас (2021 год) упоминаемый в статье калининградский Mузей Mирового океана
  
  
  
   []
  
  36. А таким он должен стать через короткое время, пока же ведутся отделочные работы.
  Фото отсюда
  
  
  
   []
  
  37. Понтонная переправа в 1996 году в связи с ремонтом Эстакадного моста.
  Фото отсюда
  
  
  
   []
  
  38. Понтонная переправа в 1997 году в связи с ремонтом Эстакадного моста.
  Фото отсюда
  
  
  На двух предыдущих фото понтонный мост ведёт на набережную возле Ленинского проспекта. Но в планах городской реконстркции стояло соединение улицы Гюго с островом Канта. Несколько раз переносили и, в конце-концов, установили сроки к чемпионату мира по футболу-2018. Калининград оказался в числе городов, принимающих ЧМ. Текст о знаменательном для калининградцев событии "Калининград, мундиаль-2018" у меня поставлен
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ddd1a.shtml
  
   Но к Мундиалю не успели, а работы начались лишь в 2021 году, что радости не yменьшает. "Лучше поздно, чем никогда".
  
  
   []
  
  39. Рождение нового моста, соединяющего с островом Канта район Дворца спорта "Юность" и Музея Мирового океана
  Фото отсюда
  
  
   Отличный текст "Кёнигсберг в деталях". Улицы Лаака - район спорткомплекса "Юность"
  находится здесь: https://kgd.ru/news/society/item/45566-kjonigsberg-v-detalyah-ulicy-laaka--rajon-sportkompleksa-yunost
  
  Отличный текст "Кёнигсберг в деталях". Гроссе Крангассе - набережная напротив Музея Мирового океана"
  находится здесь: https://kgd.ru/news/society/item/47622-kjonigsberg-v-detalyah-grosse-krangasse--naberezhnaya-naprotiv-muzeya-mirovogo-okeana
  
  Так же отличный материал "Кёнигсберг в деталях: Ластадиенштрассе - улица Виктора Гюго"
  здесь: https://kgd.ru/news/society/item/56479-kjonigsberg-v-detalyah-lastadienshtrasse--ulica-viktora-gyugo
  
  
  
  
  

Продолжение "Ленинский проспект"
  здесь: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/3ab.shtml

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"