|
|
||
Моя подборка архивных данных о Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024) - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml "5. Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
======= Проспект Кнайпхофише Ланггассе (Pr. Kneiphöfsche Langgasse) ======= 1. Итак, улица Форштедтише Ланггассе закончилась Торговой биржей, возле которой начинался Зелёный мост, получивший название из-за постоянной покраски в зелёный цвет и соединяющий оставленную позади улицу Форштедтише Ланггассе с главным проспектом острова Кнайпхоф (остров Канта) - проспектом Кнайпхофише Ланггассе. 2. Начало Зелёного моста, соединявшего Форштедтише Ланггассе с проспектом Кнайпхофише Ланггассе на острове 3. Зелёный мост, соединявший Форштедтише Ланггассе с проспектом Кнайпхофише Ланггассе Oколо 1898 годa Две предыдущие фотографии, судя по левому угловому зданию, сделаны позднее тех, что идут ниже. Просто я не нашла в сети фотографий более раннего периода, показывающих крыльцо Торговой биржи и начало Зелёного моста. А теперь вернёмся обратно во времени: 4. Мост Зелёный и начинающийся за ним главный проспект острова - Кнайпхофише Ланггассе. Около 1890 года. Справа Отель де Прусс (Hotel Prusse). На заднем плане видны шпили и башни Королевского (Кёнигсбергского) замка 5. Мост Зелёный и начинающийся за ним главный проспект острова - Кнайпхофише Ланггассе. Около 1890 года. Справа Отель де Прусс (Hotel Prusse). На заднем плане видны шпили и башни Королевского (Кёнигсбергского) замка 6. Мост Зелёный и начинающийся за ним главный проспект острова - Кнайпхофише Ланггассе. Около 1890 года. Справа Отель де Прусс (Hotel Prusse). На заднем плане видны шпили и башни Королевского (Кёнигсбергского) замка Проспект Кнайпхофише Ланггассе совсем крохотен, он проходил по острову Кнайпхоф и занимал всего 300 метров. Однако это не уменьшало его значимости - участок считался главной транспортной артерией острова. Проспект отличался респектабельной архитектурой, здесь располагались офисы контор, банки, гостиницы, консульства. 7. Королевский замок и проспект Кнайпхофише Ланггассе (Pr. Kneiphöfsche Langgasse) до реконструкции. Начало 1860-х годов 8. Проспект Кнайпхофише Ланггассе до реконструкции, начало 1860-х годов. Ещё стоят Зелёные ворота с высокой башней перед Зелёным мостом. После реконструкции, расширяя проезд, в 1864 году и башню и ворота снесут Проспект также называли улицей "Мильонной". Как ни звучит смешным, но странное название проспекту придумали россияне во времена Семилетней войны. События этих лет превосходно описаны в дневниках российского учёного и энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова, служившего в те годы офицером. Цитаты из его дневников приведены с сохранением стиля: "Не успели мы расположиться на квартирах и кое-как обострожиться, как с нетерпеливостью хотелось нам удовольствовать давнишнее своё желание, и весь сей славный для нас город выходить и осмотреть. Я предпринял путешествие сие на другой же день после нашего прибытия и обегал все наилучшие площади, улицы и места сего города, и не мог довольно налюбоваться красотою и пышностью многих улиц, а особливо так-называемой Кнейпхофской большой улицы, которую наши тотчас окрестили по-своему и назвали Мильонною, потому что вся она была не только прямая, но состояла из наилучших и богатейших домов в городе". В другом письме Андрея Тимофеевича мы видим более подробное описание улицы: "... Но ни которая улица не достойна такого замечания, как так называемая Длинная Кнейпгофская, которую наши прозвали Мильонной. Она пересекает всю сию часть (Кнайпхоф) вдоль и имеет сообщение с обоими мостами, которыми связан остров с Альтштатом и Габербергскимфорштатом и из коих один глухой, а другой подъёмный, для пропуска судов. Название сие улице сей и не неприлично, потому что из купцов, живущих на ней, есть многие мильонщики, и улицу сию можно почесть наилучшей и богатейшей во всем городе; но дома и ней все сплошные, староманерные, превысокие этажей в пять и в шесть и чрезвычайно узкие, а единая ширина и прямизна придаёт ей наилучшую красу". Таким образом Болотов описал почти всю центральную часть Кёнигсберга, поэтому его заметки и письма вызывают огромный интерес, ведь записки и письма насыщены любовью не только к Кёнигсбергу, но и к его коренным жителям. Даже не верится, что всё это написано во время войны. Улица Кнайпхофше Ланггассе была значительно расширена в конце XIX века, тогда же начали меняться и её дома. К началу XX века в Кнайпхофе становилось всё меньше и меньше родовитых купцов. Их дома выкупали банки, организации и просто богатые люди, желающие жить в центре города. Кёнигсберг начал стремительно преображаться и медленно шёл по пути известных европейских городов. Появлялось всё больше туристов из самых разных стран, а вместе с ними росли гостиницы, рестораны, банки и витрины модных магазинов. Кнайпхофше Ланггассе к 1912 году стала настоящей туристической Меккой. Первые этажи старинных купеческих домов украшали яркие вывески магазинов, сверкающих огромными витринами. 9. Проспект Кнайпхофише Ланггассе около 1890 года 10. Проспект Кнайпхофише Ланггассе около 1890 года 11. Проспект Кнайпхофише Ланггассе около 1990 года 12. Проспект Кнайпхофише Ланггассе около 1990 года 13. Проспект Кнайпхофише Ланггассе между 1900-1906 годами 14. Проспект Кнайпхофише Ланггассе между 1900-1906 годами 15. Проспект Кнайпхофише Ланггассе около 1912 года 16. Проспект Кнайпхофише Ланггассе после второй мировой войны. Остов Торговой биржи 17. Проспект Кнайпхофише Ланггассе после второй мировой войны. Королевский (Кёнигсбергский) замок в руинах После второй мировой войны территория острова Кнайпхоф не сохранила ни одного строения, кроме скорбных руин Кафедрального собора, и о причине я рассказала выше. Нет, не бомбёжки и не обстрелы раскрошили островную архитектуру, часть зданий можно было отреставрировать. Но советское руководство не верило в долгосрочность прусского проекта и из области вывозилось всё, что можно было вывезти, включая стройматериалы, необходимые для восстановления разрушенного Ленинграда. Вывозили водным путём по реке Преголя, впадающей в Калининградский (Вислинский) залив, и далее по Балтийскому морю. Остров Кнайпхоф, благодаря своим малым размерам, густой застройке и удобному месторасположению попал под "расчистку" первым, разобрали до последнего кирпичика, до последней оконной рамы, до последней дверной ручки, до последнего болта или гвоздя, оставив только печальный остов Кафедрального собора, а на месте когда-то красивых многоэтажных зданий, по праву считающихся архитектурными памятниками, на месте дворов, дорог, тротуаров решили разбить парк, облагороженный скульптурными композициями. 18. Руины Кафедрального собора О судьбе Кафедрального собора и о том, какой вид приняла территория острова, я рассказываю в самом начале в главе "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 1). Остров Канта" здесь: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/3aabshtml.shtml Со второй половины 1960-х годов стала очевидной необходимость замены двух старых немецких мостов через реки Новая и Старая Преголя: Лавочного и Зелёного - на современный эстакадный мост. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях облисполкома, областного отдела по делам строительства и архитектуры и отдела коммунального хозяйства. 19. В 1968 году Совет Министров РСФСР утвердил Проектное задание на строительство мостового перехода, разработанное Институтом "Гипротрансмост" Министерства транспортного строительства. 5 ноября 1972 года состоялся митинг по случаю завершения строительства эстакадного моста. Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию 26 декабря 1972 года, Совет Министров РСФСР утвердил Акт Госкомиссии 18 января 1973 года. С этого времени Ленинский проспект стал проходить по эстакаде длиной 827,7 метров: 20. Ракурс похож, что фотографировали с крыши Дома культуры моряков. Если спорткомплекс "Юность" в Калининграде появился в 1978 году, то фото сделано ранее 21. Противоположный ракурс на Дом культуры моряков 22. Ракурс похож, что фотографировали с крыши Дома культуры моряков. 1980 год. Эстакадный мост проложили над островом Кнайпхoф и территории бывшего кёнигсбергского проспекта Кнайпхофише Ланггассе выпала горькая участь - она оказался под эстакадой: 23. Cо стороны Кафедрального собора, 1984 год. Эстакадный мост, а территорию под ним когда-то занимал кёнигсбергский проспект Кнайпхофише Ланггассе. На заднем плане выступает крыша спорткомплекса "Юность". Глава "Район дворцa спорта "Юность" у меня поставлена здесь http://world.lib.ru/editors/s/smolina/3aabshtml3.shtml 24. Всё, что осталось от проспекта - щебёнка и грязные лужи, 25. Остаток кёнигсбергского бордюра, как напоминание о когда-то пролегающем здесь проспекте Кнайпхофише Ланггассе 26. На правом снимке сфотографировано место, где Лавочный мост переходил в улицу Канта (Кантштрассе) Больше фотографий Pr. Kneiphöfische Langgasse находится здесь: https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/ulicy-koenigsberga-_-kaliningrada/kneiphoefsche-langgasse *** Дополнение из 2023 года: Под эстакадным мостом открыли баскетбольную площадку после ремонта. Подрядчик заменил покрытие и смонтировал новые кольца. Как передаёт корреспондент Калининград.Ru, на спортивном объекте уже занимается несколько десятков человек. Центр уличного баскетбола 'Мост' открыт с 06:00 до 24:00. Площадка находится под оживлённой трассой. Однако специалисты не зафиксировали. "Это общемировая практика размещать баскетбольные центры под мостовыми пролётами. Там открытое место и постоянное проветривание. Зато есть защита от прямых солнечных лучей и осадков", - написали представители министерства спорта региона в комментариях "ВКонтакте". Отсюда Там же много фотографий
======= Улица Кантштрассе (улица Канта) ======= Продолжаем речь о нашем Ленинском проспекте. Если предыдущий проспект Кнайпхофише Ланггассе проходил только по территории острова Кнайпхоф и длина проспекта составляла 300 метров, то улица Канта (Кантштрассе) чуть длиннее - 375 метров. Она простягалась от границы острова Кнайпхоф до Королевского замка. С островом её соединял Лавочный мост. 40. На карте видна слева широкая магистраль. Участок над островом, очерченный синим цветом, при немцах назывался проспектом Kneiphöfsche Langgasse. А дальше, за границами острова, проспект обрывался и начиналась улица Канта - Кантштрассе, ведущая к Королевскому замку (сейчас это район недостроенного Дома Советов и гостиницы "Калининград"). Из-за малых размеров улицы трудно найти её фото в сети, поиск выдаёт "Kaiser Wilhelm Platz - площадь императора Вильгельма". Ту самую площадь, на которой обрывалась Кантштрассе, площадь перед Королевским Замком, где сейчас высится несуразная недостроенная громадина Дома Советов. 41. Кантштрассe (улица Канта) в направлении от Лавочного моста. B сторону Королевского (Кёнигсбергского) замка, где сейчас находится Дом Советов и гостиница "Калининград" 42. Кантштрассe (улица Канта) в направлении от Лавочного моста. B сторону Королевского (Кёнигсбергского) замка, где сейчас находится Дом Советов и гостиница "Калининград" 43. Кантштрассe (улица Канта) в направлении от Лавочного моста. B сторону Королевского (Кёнигсбергского) замка, где сейчас находится Дом Советов и гостиница "Калининград" 44. На улице находилась кондитерская и марципановая фабрика Курта Гелхаара. Знамениты тем, что здание построено на месте домика, где в 1783‑1804 годах проживал Иммануил Кант В средневековой Европе конфетами называли все сладости - к примеру, вафельные трубочки с кремовой начинкой. Но кондитерская "фишка" у каждого города была своя. В Кёнигсберге такой "фишкой" стал марципан. Oсобенностью здешнего марципана стал его чуть горьковатый вкус: в Кёнигсберге в тесто добавляли больше горького миндаля, чем где бы то ни было. И готовый марципан обжигали в печи, из-за чего сахар карамелизировался и возникал особенный оттенок вкуса. Курт Гелхаар владел кондитерской на Кантштрассе, по соседству с Монетной площадью. Его предприятие было открыто в здании, построенном на месте домика, где когда-то проживал Иммануил Кант. На заднем дворе располагались цеха, в цокольном этаже - фирменный магазин. 45. Здесь, возле стен Королевского (Кёнигсбергского) замка, улица Канта (Кантштрассе) заканчивалась площадью императора Вильгельма - Kaiser Wilhelm Platz 46. На площади императора Вильгельма (Kaiser Wilhelm Platz) одни трамваи, судя по трамвайным путям, сворачивали налево в сторону площади перед мэрией Другие сворачивали направо к озеру, недалеко от которого сейчас находится ЗАГС 47. На площади императора Вильгельма (Kaiser Wilhelm Platz) одни трамваи, судя по трамвайным путям, сворачивали налево в сторону площади перед мэрией Другие сворачивали направо к озеру, недалеко от которого сейчас находится ЗАГС 48. Обратный маршрут от замка (от гостиницы "Калининград") к реке. Фото 1935 года 49. Обратный маршрут от замка (от гостиницы "Калининград") к реке. Фото 1941 года 50. Tак улица Канта (Кантштрассе) выглядела после бомбардировок и обстрелов 1944-1945 годов.