Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Послевкусие от фильма "Названные сестры. О медицинских сёстрах Афганистана"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  
  
  
  
Алла Н. Смолина
  
  
  
  
  Послевкусие от фильма "Названные сестры. О медицинских сёстрах Афганистана (1988 год)"
  
  
  Этот фильм несколько месяцев назад прислала молодая женщина, добровольная помощница Ольга Анатольевна КОРНИЕНКО, проделавшая огромную работу по сбору военных материалов.
  Фильм старый, но в сети появился недавно.
  
   Обычно, просмотрев и взяв информацию, я ставлю ссылку в раздел, куда собираю
  ролики и фильмы об "афганках".
  
   С этим же... Я долго не могла определить своё послевкусие.
  
  Фильм находится здесь:
  https://www.youtube.com/watch?v=WWD64Yt7DBc
  
  Главная редакция программ для молодёжи, 1988
  Автор сценария - Александр Бархатов
  Режиссёр - Андрей Гончаров
  Оператор - Андрей Леонов
  Оператор - Вячеслав Айзатулин
  
  
* * *
  
  К просмотру приступила с интересом, за долгие годы работы с афганским архивом я познакомилась в сети со многими "афганками", пять из которых присутствует в фильме. Ведь одно дело читать, а другое дело видеть вживую.
  
  Сначала перечислю основных героинь:
  
  1. Татьяна Александровна БЕССАРАБ (минута 1:49), Баграм, операционная сестра,
  100-й отдельный медицинский батальон 108-й мотострелковой дивизии, 1980-1982 годы.
  
  О Тане есть несколько строк в разделе "Дай cвoй адрeс, "афганка". Часть 50-я":
  
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z3tce.shtml#528
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z3tce.shtml#528
  
  
  2. Елена ГЕРГОВСКАЯ (минута 2:38), Баграм, медсестра.
  
  Девичья фамилия Елены -- ТАТАРИНОВА и она есть у меня на фотографиях:
  
  - здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/s_43a.shtml#29
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/43a.shtml#29
  
  
  3. Галина БИБИКОВА (минута 10:37), Баграм, медсестра.
  
  О Галине у меня материала нет, но знаю, что жива-здорова, живёт в Санкт-Петербурге.
  Это на тот случай если кто её разыскивает.
  
  
  4. Людмила Ивановна ДМИТРЕНКО (минута 14:03), Баграм, медрота, старшая медсестра-анестезистка.
  При необходимости - перевязочная или операционная сестра, 1980-1981.
  
  О Людмиле информация внесена в раздел "Они ушли после войны...":
  
  - здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_0660.shtml#21
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/oniushliposlewojny.shtml#21
  
  
  5. Лида АМЕЛЮШКИНА (минута 24:39), Баграм, медсестра 100 ОМЕД б 108 МСД в/ч пп 93982.
  
  О Лидии информация внесена в раздел "Они ушли после войны...":
  
  - здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_0660.shtml#23
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/oniushliposlewojny.shtml#23
  
  
  Так что если бывшим сослуживцам захочется увидеть девчонок ещё раз молодыми, то - пожалуйста, повторю ссылку:
  https://www.youtube.com/watch?v=WWD64Yt7DBc
  
  
* * *
  
  Казалось бы, наша юность, где девчонки молоденькие и красивые, а меня после просмотра не покидало горькое чувство.
  
  1988 год, Ташкент, Всесоюзный слёт медиков-интернационалистов, где гражданский медицинский персонал, прошедший афганскую войну, запросил себе военных льгот. Не всем девчонкам по линии Министерства Обороны, которые в Афганистане нас обкармливали, обстирывали, обшивали, одевали, а только себе.
  
  Это как нужно понимать?
  
  Я безмерно уважаю военных медиков, знакомство с которыми случилось гораздо раньше, чем "афганки"-медсёстры поступили в свои медицинские училища. Просто так сложилось, что в некоторых военных гарнизонах наша семья жила через забор от медсанбата (медроты, лазарета), куда я, будучи ребёнком, протиснувшись в заборную щель или преодолев забор, самостоятельно носила свои фурункулы, сбитые ногти, загнившие царапины.
   С самого детства к военным медикам испытываю безмерное доверие и уважение.
  
  На афганской войне советские медики - военные и гражданские - лица своего не уронили. Наши девочки оказались достойнейшей сменой медсёстрам, прошедшим Великую Отечественную. Ангелы-спасители, ангелы-хранители, я боготворила их настолько, что у меня, никогда стихов не писавшей, на волне бушующих чувств патриотического преклонения перед, невидимым для посторонних глаз, героическим подвигом девочек джелалабадской медроты в/ч пп 93992 66-й ОМСБр внезапно сложился стих "Aфгaнским мадоннам, провожающим ровесников в Вечность".
  
  И вдруг эти мадонны, ангелы наши спасители, забыв о милосердии, решили бороться только за себя, собравшись после войны в Ташкенте, отстаивая только свои - медицинские - интересы.
  
  Как же так, сестрички?
  
  Не понял медицинского профессионального эгоизма и генерал Фёдор Иванович КОМАРОВ, на то время начальник центрального военно-медицинского управления Министерства Обороны СССР, по-простецки рубанувший с трибуны: "Вопрос не такой простой о льготах. Вот здесь ставится вопрос об особом статусе медика-интернационалиста. Но ведь в войне, кроме медиков, участвует огромное число, я имею ввиду гражданских, огромное количество других специалистов. А шофера? A повара? Они что? Не испытывали тех же тягот?.."
  
  Если кого-то зацепило упоминание о шоферах, то не удивляйтесь. Среди водителей 40-й армии числились в том числе женщины, например, Наталья Викторовна БАЙКОВА, Кандагар, водитель уазикa-"таблетка" военторгa бригады в/ч пп 71176 (торгово-бытовое предприятие 2307).
  
  Или Любовь, Баграм, водитель военторга 541-го отделения торговли.
  Фамилии девушки нет, зато есть фото
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/41.shtml#62
  
  
  
* * *
  
  Не менее странным, чем требование медиков, показалось выступление (на минуте 7:10) одного братушки, вопрошающего: "Девчонки, теперь вопрос к вам всем: назовите мне хотя бы одна из вас смертность медсестёр, врачей в Афганистане? Процентная смертность? Из десяти тысяч человек - одна?".
  
  Неумный вопрос неумного человека.
  
   Во-первых, война только закончилась и общих сведений на руках ни у кого не могло быть. У медсестёр их не было по понятной причине, а для имеющих доступ к информации гибель гражданских специалистов считалась второстепенной. "Мамки ещё нарожают". Да что там Всесоюзный слёт 1988 года, если ответственный за афганский вопрос в Министерстве Обороны в 2012 году не смог мне назвать количествa погибших "афганок". Похоже, мой Список погибших - единственный в мире обобщённый документ.
  
  Во-вторых, ни один срочник не служил в Афганистане более полутора лет, в то время как иные гражданские специалисты находились на войне от двух до пяти лет. У меня и у самой почти три года, но сейчас это же могу утверждать о других "афганках". Примеров в моём архиве предостаточно, всё проверяемо в Подольском военном архиве. Но я не о сроках, а о тупой самоуверенности иных братушек, бравших на себя смелость рассказывать не за себя лично или своё подразделение, а за всю 40-ю армию за все десять военных лет.
  
  
  Если брать процентное соотношение погибших, раненых и контуженных в Афганистане, то среди гражданских специалистов Министерства Обороны оно не менее, чем среди военнослужащих.
  
  Официальные данные подтверждают факт гибели в Афганистане 2,4 % военнослужащих и 0,8 % рабочих и служащих от общего количества побывавших в Афганистане (повторяю: процентное соотношение от общего числа всех побывавших на войне).
  
  Сюда не входят раненные на войне, но вывезенные для лечения в Союз. Эти умершие шли небоевыми потерями.
  
  
  А если обратиться к Cписку погибших "афганок", то на 56 официально зарегистрированных фамилий, медицинских сестричек - 20 человек. Остальные были машинистками, поварами, продавцами, инженерами, бухгалтерами, уборщицами и т.д.
  
  По счастливой случайности во взорванном над Кабулом самолёте не оказалось нашей парикмахерши Ларисы, регулярно мотавшейся в Кабул на центральную торговую базу за своими одеколонами, кремами, лосьонами, пользуемыми при наведении порядка в шевелюрах военнослужащих 66-й бригады. Зачирикалась с кем-то перед посадкой и лишилась десантной экипировки, а без парашютов, начиная с конца 1985-го -- начала 1986-го, на борта не пускали. О том, как неожиданная встреча сохранила Ларисе жизнь, рассказываю в тексте "Афганистан. Джелалабад. Лариса-парикмахерша"
  здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_0611a.shtml
  
  
  Но более всего погибло девочек из военторга, а те, кто не погиб, реально участвовали в боестолкновениях и имеют ранения и контузии.
  
  Марина СТРИЖАК (НЕТЫКС) из Газни:
   "Два года моя подруга работала ревизором на ТЗБ в Кабуле. Ездилa по всему Афгану по магазинам. Их БТР подорвался на мине, она была вместе с Леной Чигвинцевой. Третий год работала в Газни, в вертолётном полку, продавцом, где мы с ней и познакомились. От 191-го полка это было в 4-х километрах. Я оттуда в Кабул за товаром летала. Два раза я колонной ходила и то сразу же под обстрел попала, автолавка сгорела. С тех пор знаю, что ящики с патронами открывают как консервные банки, магазины после стрельбы пальцы обжигают, а патроны в них вставляют в шахматном порядке. Автолавка моя сгорела, а мне повезло. А всего 2 октября 1983 года в колонне под Сурпулем погибло 19 человек и 35 ранило. Писали мне на медаль и с военторга, и с 191-го полка. Командующий сказал, что "у нас гражданские не воюют". Меня в БРДМ засунули, двоих солдат из него снайпер ранил. Там внутри тесно, тело Игоря Романова у меня на коленях лежало. На голову не смотрела, туда пуля попала, а худой мальчишеский живот до сих пор перед глазами. Пишу и плачу, так жалко... Фильмы про войну не смотрю, расстраиваюсь. А в колонне я через неделю поехала в Кабул за товаром. Работа была такая, хотя чаще на вертолетах летала..."
  
  
  Ольга ЗИНОВЬЕВА (НЕМЧЕНКО) из Шинданта:
   "Вспомнила девчонок, продавцов автолавок. Они пристраивались к колоннам сухогрузов или наливников, колесили вместе с ними от точки до точки, и зачастую тоже попадали под обстрелы вместе с этими колоннами. Девчонки-продавцы из Герата приезжали к нам на базу за товаром на БТРах, и тоже попадали под обстрел. Жаль, не помню фамилии девочек, кто попав под обстрел, совсем не растерялись. БТР перевернулся, "духи" обстреливали, были раненые. Oдна из девочек взяла автомат у раненого солдата и отстреливалась наравне со всеми. А вторая продавщица в это время раненного тащила за БТР. Бойцы потом благодарили их. Вот так девочки съездили за товаром..."
  
  Больше примеров находится в тексте "Афганистан. О девочках-продавцах, гражданских специалистах Министерства Обороны, взрывающихся в афганских межгорьях" у меня поставлен
  здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_0610-2.shtml
  
  
  Заодно вспомнились собственные командировки по воздушному трафику Джелалабад-Кабул-Джелалабад, по тому самому маршруту, где из восьми разорванных в афганском небе девочек на нашем маршруте погибло пятеро. А мне тех командировок с парашютом на спине (под задом, на груди) досталось поболее иного бравого военнослужащего именно в те годы, когда по 40-й армии пошёл разговор о приравнивании воздушных перелётов к участию в "боевых". Настолько эффективными оказались "стингеры", подаренные американцами моджахедам. Мужчины стали бояться бортов, по возможности старались передвигаться колоннами по земле. Другие же, включая почтовых работников, "секретчиков", командировочных, не имели лишнего запаса свободного времени и пользовались единственным транспортом - воздушным. Я в том числе.
  
  Текст "О девочках Министерства Обороны, погибших в афганском небе" поставлен
  здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_0590-1.shtml
  
  
  
* * *
  
  Но медсёстры, собравшись на медицинский слёт-междусобойчик в Ташкенте, защищали только себя.
  A выступающий с трибуны солдат выгораживал только погононосцев.
  
  B результате?
  
  В результате в РФ все ветераны Афганской остались с носом, ведь нельзя считать достойной оплатой копейки, выплачивающиеся тем, кто на войне носил погоны? А гражданских по линии Министерства Обороны вообще послали лесом, включая медсестёр. Потому что не дело, живя в одном обществе, начинать деление шкуры не убитого медведя с мелких дрязг и ненависти друг к другу. Общество сильно, когда оно живёт единым организмом. Чего у нас не было ни 30 лет назад, нет сегодня, не будет, думаю, ещё лет 50 (в лучшем случае). А без единения счастливая жизнь не возможна, ведь понятие "счастье" включает в себя не только сытый желудок, но в том числе уважительное отношение друг к другу и одинаковую готовность отстаивать интересы ближнего.
  
  Вот с таким горьким философским послевкусием закончился для меня просмотр старой киноленты, попавшей в ютуб лишь в 2021 году.
  
  27.12.2021
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список