|
|
||
| ||
2010-й юбилейный год Победы над фашизмом для русской диаспоры в Швеции стал знаковым: члены Cоюза русских обществ в Швеции под руководством Людмилы Сигель собрали воспоминания почти всех ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Швеции, оформили отдельными очерками, часть из которых, благодаря Ольге Тарасовой из Америки www.therussianamerica.com, вошли в изданную в Америке книгу. Приятно? Очень. Вдвойне приятно, что наши дорогие ветераны увидели: современники помнят подвиги воевавших, воздают должное труду ковавших Победу в тылу, чтут святую память погибших в те страшные годы. Погибшим и умершим – Вечная Память, живым – почёт и уважение. Ниже даю воспоминание ещё одного участника Великой Отечественной войны, прошедшего с боями от Сталинграда до Праги, Соломона Штерна, а ныне проживающего в Стокгольме.
Соломон ШТЕРН, ветеран Великой Отечественной Соломон ШТЕРН родился в 1922 году в городе Вологда. Он был младший ребёнок в семье. Кроме него было ещё четыре брата и две сестры. Вскоре семья переехала в Ленинград. В 1939 году он закончил школу и поступил в Вoенно-механический институт. В соответствии с изменением закона студенты призывались в армию по достижении 18 лет. Поэтому он ушёл из института и поступил в Борисовское военно-инженерное училище. В феврале 1941 года училище было переведено в Архангельск. В начале июля 1941 года он был выпущен досрочно из училища и направлен под Москву, в город Дмитров, где формировалась 277-я стрелковая дивизия. Он был назначен командиром взвода отдельного сапёрного батальона. Дивизию передислоцировали в белорусский Гомель, но к её прибытию город был уже окружён и вскоре взят немцами. Дивизия оказалась практически разгромленной, а батальон разбит на переправе через реку Десна. То есть познакомиться со своим взводом Соломону ШТЕРН так и не удалось. Оставшиеся в живых получили приказ двигаться на Кременчуг, а на переправе через реку Псёл попали в окружение. Из окружения выходили самостоятельно. ШТЕРНУ и ещё пятерым офицерам удалось добраться до Харькова. Из Харькова, после допроса в Особом отделе, Соломона ШТЕРНА направят в резерв Юго-Западного фронта, где он будет назначен командиром взвода 45-го отдельного инженерно-сапёрного батальона. Ему ещё напомнят об окружении и о том, что он «растерял и бросил» свой взвод. Но не теперь и даже не сразу после выхода Указа N 243 «Ни шагу назад». Его очередь дойдёт к ноябрю 1943 года, после форсирования Днепра и взятия Киева. Слишком уж много было в окружении, слишком уж много было в «Киевском мешке». Всех сразу не осудишь даже тройками СМЕРШа. Там, на суде «тройки», его опять спросят о взводе и дадут три месяца штрафбата. Тот факт, что взвод он свой никогда в глаза не видел, ибо не успел его получить – никого не интересовал. Однако повезло – не хватало офицеров, и командующий Армией отменил список наказанных. Но это будет потом, а пока ШТЕРН отходил со своим батальоном всё дальше на восток. И так отступали до самого Сталинграда. После Сталинграда ШТЕРН с родной дивизией прошёл Донбасс, Харьков, Запорожье, форсировал Северный Донец и Днепр, потом Одесса, Карпаты и, наконец, Чехословакия – Мукачево, Брно. Последнее место, где и встретил победу – Аламосу, это 20 километров от Праги. Прагу взять не удалось, опередил Конев. Его войска взяли Прагу, обойдя город с другой стороны. После войны Соломон ШТЕРН получил назначение в Прикарпатский военный округ на должность начальника штаба инженерно-строительного батальона. Потом – Закавказский военный округ, где он назначен начальником отдела инженерно-технической переподготовки. С 1946 по 1951 годы – учёба в Военно-транспортной академии Ленинградa. После академии подполковник С. ШТЕРН направляется на строительство стратегических объектов сперва под Архангельском - зам. начальника отдельного инженерно-строительного батальона. Затем под Красноярском («Красноярск-26», много позже, в 1965 году город нанесут на карту как «Железногорск»). Там С. ШТЕРН будет служить начальником отдельного инженерно строительного батальона. Демобилизация и возвращение в Ленинград, конец 1954 года. Карьера с нуля, с самой нижней инженерной должности, которая только есть в дорожном строительстве – линейный прораб. Через два года он – главный инженер дорожно-строительного управления «Лендорстрой». Еще через десять лет он – главный инженер «Треста эксплуатации дорог Ленинграда». С. ШТЕРН вышел на пенсию в 1989 году. В 1991 переезжает к сыну в Швецию. Его жена, Нора ШТЕРН, закончила 2-й медицинский институт, старший лейтенант медицинской службы, всю войну и блокаду была в Ленинграде. Два старших брата, Александр и Яков, погибли на Ленинградском фронте. Третий, Михаил, воевал под Мурманском. Четвертый брат, Николай, был в армии на Дальнем Востоке. Потом, в конце войны его переведут на Украину, где будет воевать с бандеровцами. Сестра, военный переводчик, после войны еще три года работала в Германии. Из записи в Военном билете: Июль 1941 – июнь 1942 год, Юго-западный фронт, лейтенант, командир взвода. Июль 1942 – сентябрь 1942, Сталинградский фронт, лейтенант, командир взвода. Сентябрь 1942 – ноябрь 1942, Донской фронт, ст. лейтенант, командир взвода. Ноябрь 1942 – декабрь 1943, Юго-западный фронт, ст. лейтенант, командир взвода. Декабрь 1943 – июнь 1944, 3-й украинский фронт, капитан, командир роты. Июнь 1944 – май 1945, 4-й украинский фронт, капитан, командир роты. Боевые награды: медаль «За боевые заслуги» – за Сталинградское сражение, медаль «За отвагу» – за форсирование Сев. Донца, Орден Красной Звезды» – за форсирование Днепра, Орден Отечественной войны II степени – за форсирование Днестра. Кроме орденов и медалей за эти сражения награждён медалями за взятия городов, юбилейными медалями и ещё одним Орденом Отечественной войны. Записала Алла Смолина Стокгольм, Швеция 05.05.2011 * * * A.C.: Mеня умилил до слёз факт наличия по сей день на руках у Соломона ШТЕРНA воинского билета. Казалось, какая армия, какой воинский билет в не знающем более двухсот лет войну Стокгольме? Ан нет. Свято хранит 90-летний Соломом Штерн все свои военные документы и награды. Как и свою военную память. С праздником, милые ветераны! С Днём Победы!
- Оставить комментарий
- © Copyright Смолина Алла Николаевна
- Размещен: 15/08/2021, изменен: 05/04/2025. 8k. Статистика.
- Глава:
Связаться с программистом сайта.