Смоляков Сергей Петрович : другие произведения.

На час, но можем молодость вернуть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

НА ЧАС, НО МОЖЕМ МОЛОДОСТЬ ВЕРНУТЬ

  
  

ПЧЁЛОЧКА ЗЛАТАЯ...

   Так бывает, и это многие по себе знают, привяжется какая-либо мелодия к тебе и крутится в голове. Хочется отогнать её, а никак не получается, хоть убей! Вот так и ко мне пристала как-то незамысловатая песенка: - "Пчёлочка златая, что же ты жужжишь...". Напевал я её, занимаясь домашними делами, а младшая внучка моя крутилась рядом. Она быстро схватила слова и мелодию. Теперь, встречаясь или прощаясь со мной, она хитро прищуривает глазки и напевает про эту пчёлочку.
   Как-то раз, при этом, вспомнилось мне и первое моё реальное знакомство с "пчёлочкой златой", которое запомнилось на всю жизнь.
   Было мне тогда года четыре-пять. Только что закончилась страшная война. Жили люди в нашем небольшом городке, как и во всей стране, бедно и голодно. Не то что разносолов, но и хлеба не хватало. Ещё не отменили карточную систему выдачи продуктов. И вот как-то позвали меня друзья нашей семьи в гости, обещали угостить кашей. Я не бежал, а почти летел по пыльным летним улочкам, напрвляясь от нашего барака к частному домику на окраине. И, конечно же, предвкушал в уме обещанное наслаждение. Вдруг, глаза мои, глядящие не только под ноги, но и по сторонам, узрели подсолнух. Его цветущая головка склонилась через забор в сторону дороги, а на ней хлопотала в своих поисках пчела. О пчёлах тогда я не знал ещё ничего, кроме одного - они дают мёд. Как они это делают неизвестно, но слышал, что мёд является большим лакомством. Как же тут пройти мимо! Я быстро ухватил проворными пальцами пчелу за крылышки и положил себе на язык. Пчела отреагировала мгновенно, и я тут же издал сильный вопль. Но не восторга, естественно. Пчелу я тут же выплюнул, её жало из языка тоже извлёк. При этом движения мои очень напоминали дикий и быстрый танец, сопровождаемый воем.
   Тем не менее, путь свой я продолжил. Встретили меня приветливо, усадив тут же за стол. Я на приветствия не отвечал. Не потому, что воспитания не хватало, а потому, что язык мой уже распух, плотно закупорив рот, и поданную мне кашу тоже есть не смог. Я сидел и горько плакал, плакал от боли и обиды. Смотреть на кашу не было сил. Это ужасно, быть голодным, иметь еду и не иметь возможности её есть. Ложка в рот не лезла! Промучавшись ещё немного, не умея ничего объяснить, я побрёл обратно домой. И там, никто ничего понять не мог. Я тоже ничего расказать был не в силах. Всё прояснилось только на другой день, когда спала опухоль. Всем было очень смешно, только мама при этом отчего-то всплакнула. Ну а меня на мёд долгое время не тянуло совсем. Да и был он тогда редкостью на столе, только простуду иногда им лечили.
   Теперь, читая внучке про неудачную попытку Винни Пуха добыть у пчёл мёда, я вспоминаю и свой печальный опыт. Хорошо хоть то, что с дуба я не падал!
  
  

ЗАКУСИЛИ

  
   За время работы в Дальневосточном морском пароходстве, мне пришлось не раз посетить Японию, страну красивую, очень своеобразную. Побывал я и в её столице, Токио. Город огромный, весь его не обойдёшь, но кое-что увидеть удалось.
  

0x01 graphic

В Токио 1968 г.

  
   Прошлись с ребятами из экипажа по Гиндзе c её шикарными магазинами, театрами и другой экзотикой, которая нам явно не по карману. Побродили у императорского дворца. А чтоб окинуть взглядом весь город, решили подняться на телебашню. Она, кстати, очень напоминает парижскую по форме и высоте, только лифт расположен вертикально и по центру.
   Сказано - сделано! Куплены билеты, и лифт быстро доставил нас на смотровую площадку. Здесь множество народу, кто-то рассматривает панораму города в специальные бинокли, кто-то выбирает себе сувениры у многочисленных лотков. Я тоже взял с собой фотоаппарат и щёлкаю во все стороны, но расстроен тем, что смог мешает. В городе, где миллионы автомашин, где множество заводов, это не удивительно. Ближние кварталы видны хорошо, а далее всё расплывается в дымке. Из-за смога и на солнце до 10 утра можно смотреть без тёмных очков, оно красное, как на флаге этой "страны восходящего солнца".
  

0x01 graphic

Билет на смотровую площадку телебашни.

  
   Налюбовавшись на город, купив открытки и сувенирную мелочь, мы вновь вернулись на "грешную землю". У кого-то сразу же возникло предложение такое дело немного отметить, благо и ресторанчик у башни тоже оказался. Зашли, после долгого рейса полученная валюта нам позволяла себя чуточку побаловать. Сели за столик и стали изучать меню. Выпить решили виски, он здесь очень неплох, особенно марки "Сантори". А вот с закуской возникла проблема, даже в английском переводе местные названия блюд ни о чём нам не говорили. Но вот кто-то обрадовался: "Давайте печень закажем, есть тут такая". Заказали. Поболтали о своих впечатлениях от прогулки, тут и заказ подоспел. В стаканах маняще переливается виски со льдом. Но вместо ожидаемого дымящегося блюда с жареной печёнкой, на стол поставили маленькие блюдца с чем-то похожим на крохотный шашлык. Стали уточнять у юного официанта, а японцы все нам казались юными, что за чудо он нам принёс. После долгих объяснений до нас дошло - это печень ласточки или какой-то подобной птички, блюдо редкое и дорогое. Ну и что нам оставалось делать? Конечно выпили, занюхали этой экзотикой, ибо кушать там было по сути нечего. Расплатившись вышли, от души смеясь над собой - "аристократами по невежеству"! Но, с другой стороны, будь закуска обычной, ведь забылось бы всё напрочь. А так, помнится и через десятилетия!
  
  

SPICE

  
   О времена, о нравы! Так сокрушались древние, так сокрушаемся и мы, пожившие и повидавшие немало, оглядываясь ныне вокруг. Вот, казалось бы безобидное, слово "голубой". Это ранее о небесном своде, о милых глазах и тому подобное. А теперь? Примет какой мужик настоящий на свой счёт, может и по лицу настучать. Так и слово, вынесенное мной в заголовок, означало вовсе не наркотики под видом курительных смесей - спайсы, от которых иные стучат головой об асфальт. Это были просто специи или пряности. О них-то мне и вспомнилось кое-что.
   Пришли они к нам во времена великих географических открытий из мест дальних, экзотических и стоили очень уж дорого. Вот скажем, из экспедиции Магеллана вернулся только один потрёпанный бурями корабль. Погибло большинство моряков, пустившихся в первое кругосветное плавание. Но доставленный на родину груз пряностей окупил с лихвой эту экспедицию.
   За обыденным нашим столом специй было маловато. Обычно это просто соль, перец да горчица. К пельменям или холодцу подавали ещё уксус и хрен. А вот в кухне народов Востока и Юга чего только не пользовали. О многих ингридиентах мы и не слыхивали.
   Но и за нашим столом можно было ошибиться. Помню, как во время стоянки в японском порту Кобе, за обеденный судовой стол пригласили представителя местной фирмы. Ему, наравне со всеми, подали тарелку наваристого борща. Блюдо было явно не знакомым, а потому японец брал пример с наших. Они взяли хлеб, и он тоже. Они мажут на хлеб масло или горчицу, он повторяет. Но только горчицу намазал от души, не зная её коварных свойств. Уж не знаю почему, но предупредить его об этом никто не успел. За этим последовало то, что и должно было. Однако, у нас вслед за этим последовал бы крик и матерное выражение, а тут сидел явно потомок самурая. Он молчал, лицо его наливалось краской, из глаз потекли слёзы, а на губах, при этом, играла вымученная, но всё же улыбка! Вот тут ему бросились на помощь. Кто-то объяснял что-то про горчицу, более догадливые подали холодный компот. Гость вскоре отдышался, но продолжать трапезу далее не смог. Не знаю, что уж он при этом думал о русском гостеприимстве.
  

0x01 graphic

Возле острова Пенанг

  
   Сам я тоже, увы, попадал в подобные переделки. Расскажу о двух таких случаях. Есть в Малайзии остров Пенанг, у берегов которого и бросил однажды якорь наш теплоход. Выгрузка шла на баржи, которые подгоняли к борту. Перекусить местным грузчикам фирма привозила с берега. Стивидор, организатор работ, и предложил мне попробовать то, что с удовольствием уплетали смуглые малайцы. Я развернул пакет, в нём что-то вроде лапши с овощами, пахнет это вполне заманчиво. Ну и отправил я хорошую порцию себе в рот. Впечатление было такое, как будто в нёбо мне крепко ударили и опалили рот одновременно. Бросив пакет с этой огненной едой, я выбежал на палубу, глотая свежий воздух. Чтоб хоть как-то сбить палящий жар, решил закурить. Обычно мы не чувствуем, что дым при курении всё же тоже горяч, а тут я ощутил это в полной мере. Стало ещё хуже. Потом пил воду, глотал лёд, но отошёл с большим трудом. Больше никто из экипажа рисковать не стал.
  

0x01 graphic

Поселения порта Чална

  
   Вторая ошибка случилась в Восточном Пакистане, ныне это уже Бангладеш. В порт Чална нужно подниматься вверх по реке, куда прилив с океана заходит на сотни километров. Это один из рукавов дельты Ганга. Стали мы там на якорь и стали надолго, ибо в порту случилась забастовка. Поодаль стоял на якоре и пароход из Карачи. Вот с его экипажем у нас и завязалась вскоре дружба.Они к нам наведались, советские суда были в этих краях в новинку. Выяснили, что мы нормальные люди, медведи по судну у нас не ходят. Потом совместно посетили береговые поселения, нам показали бедные жилища местных крестьян. Побывали мы и у них на борту. Нас удивило то, что командный состав с рядовым почти не общается, только команды по работе. От нас пригласили тоже только командиров, штурманов и механиков. Принимали в уютном салоне, обслуживали всех трое, одетых в белое, стюардов. Ничего спиртного на столах не было, это и понятно, - мусульмане. Зато блюда из риса с курицей отличались отменным вкусом. И конечно же они были острыми. Настолько, что прослезился не только я, но и все мои российские спутники. Хозяева быстро сообразили в чём дело и тут же предложили запить еду холодным томатным соком. Помогло почти мгновенно.
   С тех самых давних времён я, прежде чем попробовать блюда южной кухни, всегда смотрю, а есть ли под рукой томаты или томатный сок. Да и вообще стараюсь меньше рисковать. Только бережёного Бог бережёт, не правда ли? Что касаемо специй, то пусть уж они только специями и будут.
  
  
  

"ЛАКОМКА"

  
   Всё, как известно, течёт, всё меняется. Возникают и исчезают города, даже страны или империи. Иной раз, правда, объект вроде бы и не исчез, а просто поменял название. Вот Сиамский залив существует, но сам Сиам с карты мира пропал. Хотя совсем ещё недавно в оперетте пелось: "мы ли Филиппинами не плыли в Сиам". Однако, именно туда и направлялся наш теплоход в шестидесятые годы минувшего двадцатого века. Его форштевень рассекал тёплые воды Сиамского залива, впереди лежали берега Камбоджи. Порт назначения - Сиануквиль. Его на карте тоже не найти, ибо ныне он зовётся Кампонгсаом. В те времена места эти ещё не знали ужасов войны и нашествия "красных кхмеров". Новые причалы порта принимали суда, сам город планировали сделать международным курортом.
   Вокруг раскинулись цветущие тропики, а в тропиках морякам нашим полагалось выдавать сухое вино, для профилактики. От стаканчика такого винца пьяным не будешь, но желудок от инфекции избавишь. Конечно были в экипаже такие, кто брал вино авансом и, употребив пару бутылок разом, вполне мог захмелеть. На сей раз рейс у нас был долгим, запас вина подошёл к концу и вместо него начали выдавать виноградный сок, что тоже было вполне законно. Начальству судовому так стало спокойнее, хотя морякам это было явно не по вкусу. Ну что это за напиток, мутная сладенькая жидкость, разлитая в трёхлитровые банки. Да ещё с детским улыбающимся личиком на этикетке и под названием "Лакомка"! Стыд и смех!
   А тем временем теплоход наш уже стоит у причала, грузовые операции идут неспешно. Рядом стоят теплоходы из Японии и Югославии. От последней тоже остались теперь только одни воспоминания. У югославов порядки на судах куда свободнее наших. Их морячки идут мимо и хвастаются, что женщины местные весьма дёшевы, отдаются чуть ли не за пачку сигарет. У нас подобные развлечения невозможны, да и сок настроения не поднимает. Но через пару дней, кто-то из наших сделал важное открытие, местная публика любит и ценит виноградный сок. Мало того, предлагается обмен, банка сока на бутылку местного коньяка. Это не "Камю", но всё же! И "процесс пошёл", - как любил говорить великий перестройщик. После трудового дня наши моряки стали посещать местный пляж, где не только можно было окунуться в тёплое море, но и поднять настроение новым напитком. Жить стало веселее. А весёлых часто тянет на приключения, естественно, в том числе - эротические. Закончились всё это у "лакомок" совсем не так уж и весело, но об этом мы узнали позже.
  

0x01 graphic

На пляж.

  
   Заканчиваются и долгие рейсы. Когда теплоход ошвартовался у причала Владивостока, то нас удивило отсутствие родных на берегу. Зато сразу на борт поднялись люди в белых халатах. Едва власти оформили приход, как раздалось объявление: "Всем членам экипажа пройти медосмотр". У санитарного блока на корме вскоре выстроилась очередь, гадающая о причинах необычной встречи в родном порту. Седой капитан, подавая пример, пошёл первым. Я тоже чуть позже предстал перед пожилой врачихой, которая очень зло предложила раздеться. "Привозите всякую заразу к нам", - почти прошипела она. Сдав кровь из вены, так ничего и не поняв, я вышел на палубу. Закончилось всё тем, что двоих членов экипажа увезли на санитарной машине в сопровождении врачей, а позже остальным был разрешён сход на берег. Капитан потом объяснил мне, что он и судовой врач знали о неприятном случае. "Лакомки" сами, чуя неладное, обратились к медику. Капитан и радировал в пароходство, а оно обеспечило медицинскую встречу нам. Лечили потерпевших долго в стационаре, уж больно сложный "букет" они подцепили. Наверняка неприятности коснулись и их близких.
   Ведь берег для моряка, это не только радость встреч, это и опасность. Опасность не только наскочить на рифы. Так нас учили, а нам нужно уроки просто не забывать.
  
  
  

ПРИНЯЛИ ВОДУ (МОКРЫЙ СЮРПРИЗ)

  
   В должности штурмана, впервые плавал я на небольшом каботажном теплоходе. За год работы на нём обошёл всё северное побережье Охотского моря, посетил множество рыбокомбинатов на западном и восточном берегу Камчатки, да и Чукотку навестил тоже. Приобрёл опыт плавания в местах, где нет портов, где грузовые операции производятся на открытых рейдах. На побережьях этих и маяков почти нет, так что место своё определять приходилось по заметным мысам или высоким горам, отмеченным на картах. Заходил наш теплоход в такие бухты и устья рек, куда крупные суда сунуться не рискуют. Опасно было, но и очень интересно, уж больно места экзотические. Экипаж тоже был отчаянный, тут и молодые романтики, недавние выпускники мореходок, тут и каботажные "морские волки", недостойные заграничных рейсов. Было нескучно!
  

0x01 graphic

Мое каботажное судно

   Но год промелькнул, теплоход становился в ремонт, и мне светил отпуск, о котором давно мечтал. Отдел кадров уже направил замену на мою должность, осталось отстоять последнюю суточную вахту. Судно притулилось у заводского причала. Погода морозная, метёт позёмка. К вечеру свободные от вахты моряки разошлись по домам, на борту осталась вахта, да немногочисленные холостяки. Делать особенно нечего, наказано только пополнить запас пресной воды. Дал об этом распоряжение вахтенному матросу. Шланг присоединили к приёмнику ахтерпика, и матрос открыл клапан на причале. Водичка зажурчала, наполняя танк. Единственная проблема была в том, что мерительная трубка перемёрзла. Но это бывает. Когда вода потечёт через приёмник, нужно просто прекратить приём, только и всего. Так с матросом и договорились. Дело шло к полуночи, и я ушёл в каюту, где задремал на диване.
   Разбудил меня около шести утра не матрос, а кок. Вид у него был удивлённо-испуганный. Как-то запинаясь, он позвал меня пройти в артелку, то есть в кладовую провизии. Спустились по трапу в коридор кают мотористов, в конце которого дверь артелки. Кок открыл её, и тут остолбенеть пришлось уже мне. За дверью начинался трап, ведущий ниже в кладовую, но теперь он вёл в воду, на поверхности которой покачивался бочёнок с творогом. Немая сцена продолжалась недолго, я рванул на верхнюю палубу. Крикнул матросу, чтобы тот немедленно закрыл воду. Голос у меня был такой, что матрос не мешкал. Вода перекрыта, пора разбираться в случившемся и что-то делать!
   Вызвал вахтенного механика, приказал откатать воду. Через какое-то время тот доложил, что ничего не выходит, перемёрзли трубы. Пришлось мне бежать на соседнее судно, выпросил там погружной насос. Через пару часов осушили мы таким манером артелку, и стала ясной причина затопления. Горловина танка, который находился ниже, была открыта. Почему? Да потому, что механик её открыл её для ревизии танка, но не задраил после этого. А самое главное - не сказал об этом никому. Я не был расстроен - я был в шоке! Долгожданный мой отпуск, казалось, тоже утонул в проклятой воде вместе с продуктами.
   Но пришедший на судно капитан меня успокоил. Он за свою жизнь видел и не такое. Продуктов в кладовой перед ремонтом оставалось мало. Мука в мешках намокла только снаружи, жидкий теперь сахар перелили в вёдра. Это всё можно пустить в дело. Консервы в банках вообще не пострадали, масло и жиры тоже. Общий убыток оказался небольшим, с чем меня капитан и поздравил. Вскоре я вручил ему рапорт о сдаче дел, что мы слегка и обмыли. Отпуск состоялся!
   Тогда я был молод, а случись со мной такое сейчас, не знаю, выдержало бы сердечко или нет. Недаром море любит молодых и здоровых.
  
   Комментарий однокашника, прочитавшего эту байку:
   Читаю байку, как вдруг со мной происходит метаморфоза: явственно вижу, как спускаюсь по крутому трапу в артелку судна, на котором много лет назад я исполнял, помимо всего прочего, и должность артельщика. Что за наваждение...
   Закончив чтение, глянул на картинку, присланную вместе с рассказом, и ахнул: на рисунке изображен теплоход типа "Тисса" на фоне камчатских сопок - sister-ship судна, на котором ходил я в это же время, что описывает автор, только по Балтике!
  
  
  

КУЛЬТПОХОД

  
   Именно так называли раньше коллективные посещения музеев, театров, выезды на природу и тому подобные мероприятия. Их проводили в школах, институтах, да и в рабочих коллективах тоже. Не обходилось без этого и в воинских частях. Как народ, так и армия, иначе быть не могло. Только в данном случае, культпоход был куда более радостным делом, хотелось хоть немного оторваться от монотонной жизни в казарме или корабельном кубрике.
   Вот так однажды и на нашем корабле, ошвартованном у пирса главной базы Тихоокеанского Флота, объявили о походе в клуб. Там демонстрировался, в то время очень популярный, индийский фильм. Желающих было хоть отбавляй, но на берег можно было сойти не более чем половине экипажа. Кому-то повезло, они кинулись одевать форму "первого срока", то есть приличную, не рабочую. Ну а другим пришлось смириться с явной несправедливостью и задавать себе вновь вопрос: "Когда же кончится эта невезуха?"
   Я был дежурным по кораблю - мне в любом случае бдеть здесь до утра. А потому спокойно прогуливаюсь по палубе, изредка перекуривая. Наблюдаю, как наши хлопцы, сбежав по трапу на пирс, построились и по команде помощника командира двинулись в сторону пропускного пункта. Но главная база флота недаром так зовётся. Главного начальства здесь тоже полным-полно. Один из таких суровых начальников и встретился со строем наших моряков. То ли строй тот был не очень стройным, то ли начальство было не в духе, но тут же раздалась команда: "Стой!" Далее последовал втык помощнику командира, нелестные высказывания в адрес матросов-раздолбаев и в итоге приказ - отрабатывать строевой шаг в течении двух часов.
   Вечер плавно переходил в ночь, стемнело. Беда не приходит одна, стал сыпать довольно плотный дождь. В свете фонарей на плацу маршировали, ещё недавно радостные, моряки. Вода в лужицах разлеталась из-под ботинок сверкающими брызгами. Те же, кто остался на корабле, ехидно посмеивались, заранее готовя в уме вопросы типа: "Ну и как оно, кино?"
   Не знаю, как в других местах, но у нас на бригаде противолодочных кораблей с увольнениями было туго. Начальство, страхуясь от проишествий, придумывало то эпидемии в городе, то повышенную готовность, то ещё чего, лишь бы меньше себе забот было. Отпусти личный состав на волю, а там пьянки, драки, ещё мало ли чего. Пусть себе сидят на кораблях. Ну а молодым людям, оторванным впервые так надолго от дома, было тяжело. Сам, до службы уже вдоволь хлебнувший разлук в долгих рейсах на торговых судах, старался своим матросам дать какую-то разрядку. То на лыжах вылазку устраивал, то что-то интересное в окрестностях показать старался. Так и самому легче было тянуть служебную лямку.
  

0x01 graphic

Петропавловск-Камчатский. Редкий выход на берег.
Чтим память героев-предков.

  
   Теперь вспоминаю всё это, рассматривая старые фоторграфии. Былые тяготы уже не кажутся такими страшными, а забавное вызывает, как и тогда, улыбку.
  
  
  

СНИМАЕТСЯ КИНО

  
   На буксире "Амиго" утром приступила к работе новая суточная вахта. Первые задания были вполне обычными, перевести из одной гавани в другую плавкран, переставить траулер от одного причала к другому и тому подобное. А вот телефонный звонок от диспетчера, который раздался после полудня, несколько озадачил капитана. Он сообщил, стоящему рядом механику, что на борт вскоре прибудет съёмочная группа, будут снимать кино. И действительно, вскоре на причале показалась группа людей с соответствующей аппаратурой. Один из прибывших оказался режиссёром, он и объяснил экипажу задачу. Это будет учебный фильм по заказу Министерства Рыбного Хозяйства. По сценарию - горит судно, стоящее в ремонте, пожар тушит и буксир, прибывший на помощь.
  

0x01 graphic

Портовый буксир "Амиго"

  
   Предложена спецодежда, в которую тут же облачился боцман. На палубе засуетился оператор, выбирая удобные для него точки съёмки. На верхнем мостике буксира имеется мощный пожарный ствол, вода к которому подаётся от специального генератора с насосом. Его и предстояло задействовать. На судно, стоящее в соседней гавани, тоже послана группа, она будет "делать" пожар. По радио установлена с ними связь, потянулось ожидание сигнала к началу. На борту уже всё готово к действию.
   И вот, сигнвл получен. Буксир разворачивается на выход из гавани и спешит к указанному судну. Это БМРТ, большой морозильный рыболовный траулер, над ним поднимаются клубы "учебного" на сей раз дыма. Через секунды могучая струя воды вырывается из ствола. Боцман, как сказочный богатырь мечом, сечёт этой струёй очаги пожара. Стрекочет камера, буксир по команде крутится у дымящегося траулера. Всё красиво, всё, как нужно. Вся команда буксира на верхней палубе смотрит интересное кино, такое не каждый день бывает.
  

0x01 graphic

1985 г. В ролях: сменный капитан и сменный механик,
с этим механиком я и сейчас гуляю по Штромке. Уже не спеша!

  
   Была в этом фильме и вторая серия, но её мало кто видел. Когда дело было фактически закончено, механик случайно заглянул в свою каюту, а заодно глянул на трап, ведущий в расположенный ниже салон. Там было полно воды! Он сразу же бросился в машину остановить насос, а уже потом сообщил каптану о случившемся ЧП. Съёмочная группа, поблагодарив экипаж, сошла на берег, а команда буксира приступита теперь и к борьбе с водой. При этом уже фактически. Салон, помещение для рабочей одежды и кладовая оказались затопленными более чем на полметра. Видна была и причина этого: фланец магистрали, ведущей к верхнему пожарному стволу, не выдержал мощного напора. Вода выдавила прокладку и красиво била не только наверху, для учебного кино.
   Описывать работу по удалению этой воды я не буду. Это кино мало кому интересно. Но, как не странно, оно отлично сохранилось в памяти. А вот тот фильм, что снимали тогда на славном буксире "Амиго", вряд ли сохранился и вряд ли кто его помнит.
  
  
  

ХАЛТУРА

  
   Так называют обычно недобросовестную, без знания дела, некачественную работу. Но было у этого слова в советские времена и другое, более безобидное значение. Так называли любую подработку на стороне или же на основной работе, но во внеурочное время. Ивестно, что заработная плата у нас была весьма скромной и лимитированной. На любой должности был "потолок" оплаты, его превысить было нельзя, как не старайся. Вот народ и искал приработка где-то в других местах, зачастую совсем не по специальности. Помню и сам я временами разгружал фургоны на овощной базе, ездил в колхоз на уборку картофеля. Словом, хочешь лучше жить, не бойся руки приложить.
   Но временные работники нередко трудились как-то без энтузиазма, а иногда старались просто "прихватить то, что плохо лежит". Ведь и публика на халтуру подбиралась аховая, часто алкаши и бродяги, которых на постоянную работу нигде уже не брали.
   На солидном предприятии, где я работал, тоже легко было заметить некую закономерность. Толковые работники, добросовестно потрудившись неделю, выходные дни старались провести с семьёй. Их трудно было уговорить вместо этого затыкать прорехи производственного процесса, появившиеся не по их вине. А таких прорех в планах возникало немало. Но были люди и другого склада. У кого-то в семье не сложилось, дома ругань, так лучше на заводе и заработать чуть, и расслабиться с друзьями потом. Были такие, кто в чём-то провинился перед начальством, нужно было заглаживать вину. А вина эта чаще всего тоже была связана со злоупотреблением спиртным. Такие выходили на работу безропотно и в субботу, и в воскресный день. Но, того и гляди, жди беды от подобных умельцев. Вот она и случилась.
   В одну из суббот я заступил на вахту, будучи сменным капитаном буксира. Морской буксир "Румб", построенный в Германской Демократической Республике, предназначен не совсем для портовых работ. Высокая рубка, мачта с антеннами только мешали в тесной гавани, где приходилось буквально пролазить между корпусов судов, стоящих в ремонте. Но в остальном был он хорош на ходу, поворотлив, каюты тесноваты, но вполне комфортабельны. Управление машиной осуществлялось прямо с мостика, не нужно было звенеть телеграфом механику, чтоб изменить ход.
   Около десяти утра мне поступила команда вывести в залив траулер для ходовых испытаний после ремонта. Дело привычное, закреплен буксир, отданы швартовы с берега. Медленно провожу судно между волноломами. Выйдя на створную линию в средине залива, получаю подтверждение по радио о готовности судна следовать самостоятельно. Буксир отдан, желаю успешных испытаний рыбакам. Сам развернул буксир в сторону заводской гавани и прибавил ход. При подходе к берегу что-то показалось мне необычным. Не сразу понял, что, но потом вдруг сообразил, не видно высокой стрелы плавучего крана. Эта стрела, высотой около 70-ти метров, обычно наблюдалась издалека, возвышаясь в порту над другими береговыми сооружениями. Обогнув волнолом, подхожу поближе и вижу печальную картину, стрела уникального крана грузоподъёмностью до 250-ти тонн рухнула. Часть её лежит на понтоне крана, часть на берегу. Людей на кране не видно. Сообщил по радио диспетчеру о случившемся и ошвартовал буксир рядом с краном. На нём при осмотре обнаружили одного из членов экипажа, он погиб под обломками стрелы. Остальные, как потом выяснилось, испугавшись, просто сбежали.
  

0x01 graphic

Наломали дров

   Вот что там произошло. Экипаж крана был вызван в субботу на "халтуру", то есть для выполнения вполне обычной работы, необходимо было снять с железнодорожной платформы судовой дизель весом 60 тонн. Пока такелажники готовили на платформе дизель к выгрузке, экипаж крана поднял давление пара для мощной лебёдки и стал поднимать стрелу. Но был этот экипаж уже хорошо "навеселе", а потому никто не откинул тормозные колодки. То есть стрела осталась на упорах, а лебёдка через огромные гини со страшной силой потянула её вверх. Та сломалась почти по центру и рухнула со всей своей высоты. Её при этом повело чуть в сторону, и она не упала на такелажников - жертв было бы куда больше. На сей раз "халтура" окончилась трагически.
   Были потом соответствующие выводы, вскрылись недостатки в кадровой работе и многие другие. Но человеческой жизни уже не вернуть, да и уникальный кран восстановить не удалось. Кто виноват, в чём причина? Есть теперь удобная такая формулировка - "человеческий фактор", она вроде всё и объясняет.
  
  
  

КТО ЭТО ТАМ ГОРИТ?

  
   Вот и закончилась моя очередная морская вахта. Отработав свои две недели на грузо-пассажирском теплоходе или пароме, говоря проще, наш экипаж разъезжался по домам. Я тоже сел на автобус, идущий с острова на материк, и направился в Таллин. Время в пути около двух часов. Удобно устроившись в мягком кресле, наблюдаю знакомый, много раз виденный пейзаж за окном. Настроение прекрасное, в голове крутится мотив известной песенки: "Хорошо, что есть на свете это счастье - путь домой". Такой путь, как многие заметили, всегда короче, чем путь из дома. А вот уже и пригороды промелькнули. Выхожу на автовокзале. Трамвай везёт меня прямо к дому, у которого схожу. Напротив магазин, куда я и заглянул, нужно порадовать жену и дочь чем-то сладеньким. С сумкой и тортом в руках направляюсь к дому.
   Только теперь замечаю во дворе некую суету и пожарную машину. Что-то у кого-то произошло. Но я спешу домой. Открыл дверь подъезда, быстро поднялся на пятый этаж. Только войдя в квартиру и сразу же вдохнув гари понял, что это не где-то и не кто-то, а мы горим. Бросив сумку и торт в прихожей, бросился на кухню. Там на плите дымит кастрюля с каким-то выгоревшим варевом. Тут же её в раковину и залил водой. Открыл окна на кухне и в комнатах, проветрить. Пока я бегал, в дверях квартиры появился мужик в полном облачении пожарного.
   Начался диалог. Я ему объяснил, что только вошёл, дома никого не было и ничего толком самому не понятно. Он мне рассказал, что соседи увидели дым, идущий из окна кухни, и позвонили в пожарную службу. Хорошо, что не оказалось на месте машины с высокой лестницей, а то разбили бы окно, для проникновения к очагу возгорания!
   Всё хорошо, что так заканчивается. За вызов платить не пришлось, урона нет фактически, старая кастрюля - не в счёт. Подошедшая чуть позже жена, тоже изрядно перепуганная, рассказала о случившемся. Дочь наша отправилась в поликлинику, а там её направили срочно в больницу, о чём она и позвонила матери. Жена, разволновавшись, тут же бросилась тоже в больницу. А про кастрюлю на плите и не вспомнила конечно - ребёнок в беде! Но, в конце концов, и пожара не случилось, и дочь подлечили быстро. Зато урок этот запомнился, теперь, перед выходом из дома, не забываем заглянуть на кухню.
  
  
  

КОМУ ПОВЕЗЁТ

  
   Напевали мы когда-то такую песенку: "Если к другому уходит невеста, то не известно, кому повезло." И верно, сразу не угадать, какая из невесты жена получится. Бывает, что уже через полгода пожалеешь себя и вспомнишь о том, что твоя мама говорила до свадьбы! Не всегда, со временем, оправдываются наши мечты и стремления. Мы желаем одного, получается чаще совсем другое. И это другое иной раз бывает лучше того, о чём мечталось. Но бывает так именно "иной раз". Грядущее для нас всегда тайна. Кто нам выбирает путь? Мы сами или некто свыше? Не знаю. Но кажется мне иногда, что не всё в жизни я выбрал сам. Вернее выбирал-то я, но кто-то меня всё время подправлял.
   И не только у каждого человека своя судьба, у каждого корабля, у каждого теплохода она тоже своя. Иное неказистое судно, за долгий свой век, вполне достойно и благополучно преодолеет любые морские невзгоды. А иной, новенький и могучий красавец-лайнер, печально и глупо погибнет на рифах, как "Costa Concordia". Случается, что человек губит свой корабль, случается и так, что корабль погубит человека.
   Мне повезло. Теплоходы, на которых я бороздил моря, не горели и не тонули в шторм. Обошлось так же без столкновений и других аварий. А могло ведь, очень даже просто, случиться иначе. Будучи ещё практикантом, встретил я в Дании красавец теплоход, только что спущенный там на воду. Белая, высокая надстройка, по его чёрному корпусу тоже тянется белая полоса. На корме выведено название "Тикси" и порт приписки Владивосток. Ах, как я тогда мечтал попасть на такое судно! Но во Владивосток я попал, был направлен туда после окончания мореходного училища. Уже там вновь мы свиделись, но работал я на других, более скромных судах. А вот красавцу "Тикси" выпала трагическая судьба. Вскоре до нас дошла печальная весть о том, что на переходе из Австралии в Японию, где-то в Тихом океане, теплоход в сильный шторм погиб со всем экипажем. Как точно всё произошло, никто теперь, увы, не узнает.
  

0x01 graphic

Теплоход "Тикси"

  
   Вот ещё один пример из моей жизни. Вернулся я как-то из отпуска и зашёл в отдел кадров за новым назначением. Инспектор пожурил меня, дескать, что же ты чуть раньше не появился. Оказывается, он только что отправил экипаж в Польшу, на приёмку вновь там построенного теплохода ледового класса. Я даже расстроился, и теплоход новый упустил, и переход интересный вокруг Европы, через Суэцкий канал, мимо всей южной Азии. Но, как оказалось, расстраиваться не нужно было. В южную Азию я попал на другом теплоходе, вот тот новый, ледокольного типа, теплоход недолго прожил. Суровая обстановка сложилась в 1965 году у северного побережья Чукотки. Зажатому во льдах теплоходу "Витимлес", не смогли помочь и ледоколы. Судно раздавило и оно ушло под воду на глазах экипажа. Арктика ещё раз показала свой суровый нрав!
   Теперь, на пенсии, имея такую замечательную вещь, как интернет, я смог проследить судьбу многих своих судов. Все они, достойно прослужив, состарились и закончили свою жизнь, дав свой металл для чего-то нового. Но это произошло не на моих глазах и где-то в далёких портах. Только один теплоход начинали резать при мне, и это было тяжело пережить. Так прощаешся с умершим человеком, очень близким тебе.
  

0x01 graphic

  
   При встречах с друзьями, тоже старыми моряками, мы вспоминаем былое. Вспоминаем людей и суда. Мы благодарим судьбу за то, что к нам она была, наверное, более благосклонна. Сколько в этом нашей заслуги, сколько кого-то свыше, кто знает?
  
  
  

ЛЕГКОВЕС

  
   Это сейчас, в свои 74 года, выгляжу я пожилым, средней упитанности мужчиной. Хотя подвижность и сохранил, но она уже далеко не прежняя. А вот в юные годы был шустрым, но худым, сказывалось голодное, военное и послевоенное детство. Таким и окончил среднюю школу, имея "убойный вес" в 52 килограмма. С лучшим своим школьным дружком Витей, при построении на уроках физкультуры, занимали мы не почётное место в самом конце шеренги. Что несколько расстраивало. С другой стороны, только нас с ним медицинская комиссия военного комиссариата признала годными к службе в любых родах войск. У наших же одноклассников-здоровячков обнаружились в организмах изъяны. Поэтому, при поступлении в мореходное училище, медкомиссия для меня проблемы не составила.
   Морская учёба началась почему-то с отправки на работу в колхоз. Тогда принято было помогать селянам в уборке урожая. Тут меня опять подвёл мой "лёгкий вес". Как потомку казаков, вручили мне лошадь. Пришлось на ней возить всякое, в том числе и пшеницу в мешках. И вот, молодая и крепенькая эстонка, ловко зашив мешок только что намолоченного зерна, перекинула его мне. У неё это получилось легко и просто. Я тоже легко ухватился за него и тут же понял, что "просто" у меня не выйдет. Мешок-то оказался потяжелее меня, его я на телегу еле взгромоздил. Покраснев и вспотев при том от тяжести, от стыда за свою неловкость. Однако, через неделю и я без проблем с мешками справляться наловчился. А через месяц, при активной сельхозработе на свежем воздухе, при хорошем питании, я прибавил около 7 кило веса. Физически здорово окреп, с мешком на плече мог уже и бегом пробежать. Спасибо селу!
   Позже, во время учёбы, попробовал заниматься боксом, при этом пришлось даже несколько сбросить вес. Категория у меня была до 57-ми килограмов, в этом весе конкуренция слабее, так что моя комплекция тут была не во вред.
   Потом началась и плавательская практика, естественно, в чине простого матроса. А матрос, он не только штурвал крутит, мне пришлось и на камбузе поработать, и каюты начальства убирать. Приходилось и кочегарам помочь, и мыть палубы, красить борта, а уж трюма чистить, это само собой. Вот в этом последнем случае вновь понадобилась моё лёгкое тело. На судах тоже перевозят зерно, да ещё и насыпью. Это когда в трюм насыпают целую гору пшеницы, овса и т.п. Чтобы эта гора в качку не перемещалась, трюм разгораживают на части временными стенками, шифтингами. Мороки для матросов много, всё это установить, потом убрать. Да и трюма от остатков зерна быстро освободить. А зерно не только на палубе трюма оставалось, там его смести не проблема. Оно ещё и в пайола набивалось. Это такие узкие карманы по бортам. Там ещё и вода собирается. Зерно же, размокшее и чуть разложившееся, очень по виду и запаху на дерьмо похоже. Тем не менее, всё это нужно из пайол достать, иначе забивается осушительная система. Кого-то в углубление нужно опустить, причём вниз головой, чтоб ручками жижу выбирать. Держать конечно легче того, кто меньше весит, и выбор пал, тут и гадать не надо, снова на меня. До сих пор мутит при воспоминании, но дело было сделано.
   В другой раз меня, опять же в силу малых моих габаритов, шахту лага послали чистить.Это очень маленькое помещение в самом судовом низу, в междудонном пространстве. Даже я туда еле-еле протиснулся между каких-то труб. Посветил себе переносной лампой и начал работу. Всё шло нормально, да вдруг свет у меня пропал. Сам я кабель потянул так, что выдернул его из розетки, или наверху кто-то повернул выключатель, не знаю. Вокруг полный мрак, я зажат между трубами, натуральная могила получилась! Никто не услышит, никто не поможет. Стало жутко, холод по спине пробежал. Но всё же стал тихонько сдавать назад, двигаясь на ощупь. Вот уже ногам стало посвободнее, а вот и горловина над головой, выше чуть виден свет. Выбрался по скобтрапу довольно шустро, а сердечко колотится, всё же страшно было. Этот случай я на всю жизнь запомнил. Будучи командиром, никогда матроса одного в такие помещения не посылал, и другим строго делать это запрещал.
   Ну а вес с возрастом медленно, но прибавлялся. И питание на судах получше стало, и двигаться много не приходилось. Но ведь и матросы молодые, что приходят теперь на суда, стали ростом повыше и комплекцией покрупнее. Прежде чем послать такого на мачту, при надобности, десять раз подумашь. Да и побаиваются они - нас-то парусная практика научила на высоте работать. Вот чтоб не рисковать молодой чужой жизнью, я и в годах будучи, лазил до самого топа мачт. Обошлось, Бог миловал. Зато какой вид сверху! Теплоход кажется не таким уж и большим, но зато лихо рассекает волну. За кормой пенится след, растворяясь вдали, а вокруг всё время разное, но всегда такое прекрасное море.
  
  
  

МЕЛОЧЬ

  
   Каждое судно, будь то теплоход торгового флота или рыболовный траулер, это и небольшое предприятие, занятое своей, хотя и своеобразной работой. Как и на любом предприятии имеется здесь и своя бухгалтерия, которой занимается один из помощников капитана. Он же является кассиром, выдаёт экипажу в родном порту рубли, а в иностранных портах соответствующую местную валюту. Так как в мореходном училище финансовую науку не изучают, приходилось молодым штурманам осваивать арифмометр, приходно-расходную документацию и пишущую машинку самостоятельно. Бывали при этом и ошибки, и забавные случаи. Вот что рассказал мне один старый капитан.
   Был он когда-то молодым помощником у известного в Эстонии капитана Вилиора Левковича. За получением денег для экипажа, отправились они как-то раз в банк вдвоём, так надёжнее. Оформив необходимые бумаги, получили на руки жетон, который нужно предъявить кассиру. Но в кассу вызывают по очереди, а потому присели моряки на скамью, ожидать. Повертев в руках жетон, капитан сунул его в карман, да за разговором видимо промахнулся. Жетон, скользнув по брюкам, без стука оказался на полу. Капитан этого не заметил, а штурман узрел и решил над шефом подшутить. Накрыл он жетон ботинком, подвинул поближе к себе и чуть погодя незаметно поднял. Вот настала их очередь, подошли к окошечку кассы. Капитан сунул руку в карман, потом в другой. На лице растерянность, переходящая в панику. Помощник, для вида покрутившись вокруг, жетон тут же "обнаружил". Капитан что-то конечно заподозрил, но промолчал. По прибытию на судно, капитан сказал, что деньги будет выдавать народу сам. Штурман удивился, но с начальством ведь не спорят. Моряки по одному заходили в капитанскую каюту, получали свои деньги и расписывались в ведомости. Штурмана-кассира капитан вызвал последним. Тот понял причину этого чуть позже. Капитан велел ему сначала расписаться, а потом поставил на стол мешок: - "Бери свои деньги, шутник. Погляжу, как ты в кабаке расплачиваться будешь!". В мешке была одна металлическая мелочь, рубли и полтинники, но ровно на причитающуюся помощнику сумму.
   Был и у меня самого случай с мелочью. Мы пришли во Владивосток ночью, и агент Трансфлота, доставивший на борт деньги, извинился за то, что часть нужной суммы привёз в металле. Забрал в банке то, что было в наличии. Но я распределял металл, а это были полтинники, всем по горсти, чтоб не было обидно. Народ ворчал, но брал, куда деваться-то. Однако, через пару дней до меня дошли благодарности от моряков. Обычно, расплачиваясь за такси, они никогда сдачи не ждали. Да и таксисты морякам её давать не спешили, пусть тратятся на берегу. А полтинничками-то получалось почти точно. Мелочь, но приятно!
  
  
  

СОН И БЕССОННИЦА

  
   Старому моряку порой не спится. То, по старой привычке, прислушивается он к порывам ветра за окном, то к стуку капель дождя. Бывает, что просто в тишине ночи приходят к нему воспоминания. А, казалось бы, спи себе и спи, никто пенсионеру не мешает. По молодости бессонница у него бывала только вынужденной, напряженная работа не давала расслабиться. То на севере сложная ледовая обстановка, то работы по самовыгрузке у необжитых берегов, да и молодые желания не дававли поспать в свободное время. Тогда сон мог отомстить и настигнуть внезапно в неподходящий момент. О таких случаях вспоминать не очень приятно, но "из песни слова не выкинешь".
   От Владивостока до японских берегов переход скорый. Стоянка в порту была короткой, быстрая погрузка, приём снабжения, отчёты, так что не до отдыха. И вот ночная вахта. Видимость хорошая, по правому борту проплывают дальние огоньки острова Хонсю. Отгонять сон штурману помогает сигарета, да беседа с рулевым. О чём только не переговорено за четыре часа. Но кончается и эта утомительная вахта. Взяты пеленги маяков, нанесено на карту место судна. Сменщик принял вахту, осталась запись в судовом журнале. Штурман перешел из рулевой рубки в штурманскую и склонился над столом. Выводит строки в журнале, а сон уже смежает веки. Через силу гонит штурман сон, который на мгновение всё же побеждает. Или показалось так? Но через пару дней пригласил капитан своего помощника на мостик. Показывает ему страницу журнала и просит объяснить некую странность. Эту странность теперь видит и штурман. Читает он, глазам не веря собственным, но его рукой довольно чётко написано: - "истинный пеленг маяка Хиномисаки такой-то, широта, долгота", а потом вдруг: - "и делили махорку пополам". Далее снова, как и положено: - "Вахту сдал и роспись". Смотрит штурман в журнал, смотрит на капитана, ничего сказать не может, потому что и понять не может, как такое случилось.Откуда и как пришли ему в голову слова какой-то забытой фронтовой песни? Куда на секунды унесло засыпающий мозг, продолжающий управлять рукой, выводящей строки? Немая сцена...
  

0x01 graphic

  
   Журнал переписывать не пришлось. Ничего в дальнейшем с судном экстраординарного не случилось, стало быть и читать этот журнал больше никому не пришлось, пролежав в архиве, был он в своё время просто уничтожен. А старый ныне моряк всё ещё помнит об этом, тогда очень смутившем его, а теперь просто забавном, случае.
   Помнит он и ещё одно сонное приключение, его вспоминать очень стыдно, но что было, то уж было. Так штурмана учили когда-то: - "что наблюдаем, то пишем". А наблюдал он, хоть и единожды в жизни, даже такое невесёлое заведение, как вытрезвитель.
   Судно, после длительного рейса в южных морях, возвращалось в родной порт. А это не только долгожданная встреча с берегом, с друзьями и родными. Это ещё и куча бумаг, всяческих отчётов, которые необходимо нести в отделы пароходства. На судно там прибудут всяческие начальники с проверками, будет не скучно! Вот и занимаются командиры после вахт бумажными делами, их множество. Ведь помимо своего заведования, финансового, технического, продуктового и т.п. у каждого есть ещё нагрузки общественные. На судне имеются партийная, комсомольская и профсоюзная организации. Мы занимаемся спортом, проводим культурные мероприятия. Да и о военной подготовке нам тоже положено не забывать. На всё есть планы, обо всём нужно нам и отчитаться. Перед приходом, таким образом, двое последних суток штурман практически не отдыхал.
   Наконец-то судно застыло у знакомого причала, оформлен приход, пограничники и портовые власти покинули борт. Впереди у штурмана свободный вечер, который он договорился провести с приятелем механиком в ресторане. Некуда больше пойти в порту холостому моряку. Сменив форменный костюм на цивильный, сошёл штурман на причал. Миновал проходную порта, проследовал по нахоженному маршруту к ресторану, проще именуемому кабаком. Механика на месте не оказалось, но встретился знакомый кёльнер, предложивший хорошее место за столиком. На скатерти быстро появился коньяк и закуска. После первой рюмки по телу штурмана разлилось приятное тепло. Напряжение последних дней переходило в расслабление. Этому поспособствовала приятная, негромкая пока музыка оркестра. Лангет местного приготовления был вполне по вкусу. Выпил штурман ещё коньячку и... И далее полный провал в памяти. Открыл штурман глаза, лёжа на каком-то диванчике и будучи одетым в свой приличный костюмчик. Под головой свёрнутый его же плащ, рядом лежит и шляпа. Перед глазами стол, за столом сидит мужчина в белом халате.
   - Где я? - спросил тихо штурман.
   - А вы не видите? - ответил мужчина.
   Штурман обвёл глазами помещение, увешанное антиалкогольными плакатами, и понял, что попал в большую неприятность. Визит сюда грозить может и потерей визы, тогда надолго загремишь в глухой каботаж. Но дежурный врач, а именно им оказался человек в белом, успокоил его. Конечно, крепко уснувшего в ресторане, пришлось отправить сюда, но кёльнер попросил бригаду обойтись с бедолагой поприличней. Потому и оказался штурман на диванчике, а не на койке в соседнем помещении, где после холодного душа трезвели другие посетители. От денег в благодарность, врач с улыбкой отказался и обещал бумаг никуда не отправлять. Вот так, в шесть часов утра, совершенно с ясной головой, оказался штурман на улицах просыпающегося города. На судне о приключении он рассказал только механику, который до ресторана накануне так и не дошёл, его перехватила подруга.
   Но вот ведь какая штука, иногда сон приводит к беде, иногда и наоборот бывает. При расследовании одного столкновения судов, выяснилось следующее. На теплоходе, выходившем из порта Находка, после всех береговых хлопот и забот, уснул на вахте старший помощник капитана. Рулевой матрос, увидев близко огни встречного судна, громким голосом разбудил старпома. Тот же спросонья, мало что ещё соображая, подал команду на изменение курса. Это и привело к столкновению с тяжелыми последствиями. Экспертиза установила, что если бы штурман продолжал спать, суда разошлись бы благополучно. Если бы...
   Не спится старому моряку. Думает о том, что могло бы что-то и в жизни пойти иначе. Наверное. Но получается всегда так, как есть. Значит, всё правильно! Спасибо судьбе и за это!
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"