Так уж устроена память человеческая, что со временем стирает вещи страшные и жестокие. Тем самым даётся человеку возможность не сойти с ума, продолжить жизнь, начать её, как бы заново. Но есть события, которые оставили в памяти шрамы очень уж глубокие. События эти нет-нет, да и всплывают из глубины прошедших лет, вновь тревожа душу.
Передо мной лежит тоненькая тетрадь, что-то вроде дневника, где сделаны коротенькие заметки двадцатилетней давности. А был я тогда капитаном ледокольного парома "KOGUVA", который перевозил людей и автомобили с материка на остров Сааремаа. В заметках этих, в основном, отмечены погодные условия, от них очень зависела возможность нашей работы. Здесь не было тогда гаваней, у открытых причалов гуляла высокая волна во время шторма.
Читаю запись от 28 сентября 1994 года: "Вчера закончили свою работу в 23.00 при ветре зюйд-вест 17 метров в секунду. Утром стоим в Куйвасту из-за штормовой погоды. Ужасная новость по радио, этой ночью погиб паром "ESTONIA", много жертв. Состояние шока." На этой же странице в тетради хранится заметка из газеты "Maaleht" от 29 сентября под заголовком "Katastroof Läänemerel", с кратким описанием страшного события.
Вспоминаю то утро. Первый рейс у нас по графику начинался в 6 часов утра. Поэтому в 5 я уже поднялся в ходовую рубку. Взял в руки анемометр, застегнул плотнее куртку и поднялся на верхний мостик. Чуть светало, по небу неслись тёмные облака, в антеннах завывал крепкий ветер. Прибор показал более 20 метров в секунду. Волна раскачивала судно и у причала, резина кранцев издавала противный визг. Связался по рации с морвокзалом, предупредил, что выход задерживается. Нам запрещено было инструкцией выходить при южных ветрах силой более 17 метров, потому что при сильном боковом волнении палубный груз может сместиться.
Ко мне в рубку поднялся и вахтенный механик, доложил о готовности машины. Сказал ему, что пока стоим. Налили по кружке кофе, включил радиоприёмник. И вот тут-то мы услышали новость, поверить в которую никак не хотелось. Такого же просто не могло быть! Громадный лайнер, гордость эстонского морского флота, и погиб? Здесь на Балтике, не в грозном океане? А диктор добавлял подробности, какие суда и чьи вертолёты участвуют в спасательной операции, примерное количество спасённых и погибших.
За завтраком обсуждали, уже всем экипажем, случившееся. Эмоций и вопросов множество, что именно произошло, почему так много жертв и т.д.
В последующие дни стала поступать пресса с фотографиями судов, принимавших участие в спасении, самих спасённых. Почти все журналисты и специалисты флота тоже шокированы. Многое неясно ещё, кто-то из спасшихся вдруг исчез. Строятся разные версии того, что случилось, идёт поток соболезнований. Всё это продолжалось длительное время.
Потом были похороны погибших, оплакивание пропавших в пучине моря. Позже подняли оторванный носовой визир судна, водолазы обследовали корпус, лежащий на дне. Была создана международная комиссия для расследования катастрофы. Ещё позже появились памятники погибшим. Расследование, однако, не дало ясного ответа о причинах гибели "Эстонии". Кто-то всё списывал на шторм, кто-то на конструктивные недостатки. Винили так же команду судна. При этом чувствовалось, что многое от общественности и родственников погибших скрывается. Из записей подводных съёмок вырезаны куски. Застрелен работник таможни, имевший информацию о грузе на борту. Множество других странностей. Всё это описано в различных статьях. Есть книги и фильмы об этой катастрофе. Нет только ясности.
И ещё, небывалый в истории случай: судно решили похоронить под бетонным саркофагом прямо на грунте. Зачем? Корпус вполне можно было и поднять. Это дало бы ответы на многие вопросы. Не было такого желания, нет и до сих пор. Зато есть явное стремление со стороны правительств стран, чьи люди погибли, забыть об этом. Значит есть, что скрывать. Всё скромнее теперь отмечают и годовщины гибели лайнера.
Но люди всё помнят. Они всё ещё надеются узнать правду. Она когда-нибудь да всплывёт - печальная, а возможно страшная правда о балтийском "Титанике".
Тогда же, 20 лет назад, пришлось наблюдать мне ещё одну печальную картину. Она была связана не с морем, а с политикой.
Заканчивалась поспешная эвакуация частей российской армии, расквартированных в Эстонии ещё с советских времён. Уходили они и с островов, пользуясь при этом и нашим теплоходом.
Вечно пьяный президент Ельцин очень торопился выполнить свои обещания, данные западным "друзьям". И он их выполнил в срок. Зато, тем людям, которые уезжали неизвестно куда при быстро наступавшей зиме, он ничего не обещал. Их ждало скорее всего чистое заснеженное поле. Но разве это важно? Русский человек всё вынесет. Так кое-кто считает и по сей день.
А тогда я смотрел на заезжающие на палубу автомашины. В их кузовах навалена разная техника и оборудование. В кабинах заплаканные лица женщин, дети даже частенько смеются, им ещё не понять, что происходит. И так рейс за рейсом. Кое с кем мне удалось переговорить. Люди подавлены, никто не знает, что их ждёт впереди. Брошены обжитые дома, детские сады и школы. Впереди одни проблемы. Люди чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Было очень больно это видеть.
Надеюсь, а что ещё остаётся, что эти люди выжили и как-то на новых местах устроились. Что выросшие дети стали достойными гражданами обновляющейся России. Пусть они выбирают себе руководителей, которые не предадут свой народ.
За океаном до сих пор вспоминают ельцинские времена с большим удовольствием. Здесь же многие прокляли его и его деяния. Потому и не видно цветов у барельефа под Вышгородом, укреплённого там в честь "царя Бориса". Знают люди цену и тем, кто кланялся членам Политбюро, а ныне так же усердно взялся служить "вашингтонскому обкому".
У народа своя память, он не забудет, он помнит всё. В отличие от тех, кому есть, что скрывать, чья совесть не чиста.