Так сложилось, что в предшествующих текстах об Апокалипсисе последних дней у меня практически отсутствует тема о культуре и искусстве, которым я посвятил большую часть своей жизни и которым невольно пришлось столкнуться и испытать безумный прессинг нашего агрессивного и уже уходящего мира. Исправляюсь и дополняю этот пробел, используя некогда ранее начатый диалог Сима и Мимоида.
С: Слово культура ассоциируется у нас со словом культ, что по латыни обозначает, почитание или послушание. Своё начало она берёт с самых первых человеческих взаимоотношений. Образами, которых нам служит история двух братьев Каина и Авеля. В это простой и незатейливой истории сокрыт глубочайший смысл, о противостоянии духовных и материальных начал, которые проходят все эпохи человеческого развития, вплоть до наших дней. Это противостояние не ослабевает, а наоборот усиливается в наше время. Итак Каин преуспевает в своих делах, он осваивает и преображает землю и становится её хозяином. Он горд и счастлив и без страха несёт свои дары Богу. Но Бог неожиданно для Каина предпочитает дары Авеля. Который, как думает Каин проводит свои дни в праздности и лени. Размышления о величии бытия, о душе и духе, о творческом вдохновении, Каин не берёт в расчёт. Он работник и хозяин на земле. Но Бог определённо показывает Своё предпочтение Авелю, позднее Он сформулирует это в словах:
"Ищите прежде Царство Небесное, а остальное к вам приложится".
Каин не внял этим словам. Конец этой истории мы знаем. Теперь сегодня мы предчувствуем последствия этой истории, в которой нет поиска Бога, но есть возвышение самого человека, как такового, готовым стать главной фигурой во вселенной. Переложив свои поиски смыслов жизни и ответственность на плечи священников и служителям церкви потомки Каина ныне являются хозяевами цивилизованного мира. Они одерживают как бы постоянные победы над проявлением человеческого духа. Писание постоянно показывает эту борьбу. Откровение Иоанна вскрывает её суть, в которой человеческая цивилизация отображена в образе хищных зверей и ложных пророков. В них легко угадываются, так называемые материалистические представители научных достижений, нарушающие природную экологию, воздушную и водную среду, несущую людям техногенные катастрофы. Человек уже не в состоянии управлять выпущенным джином, который в конце концов подмял под себя многие виды направляющих культур и искусств, которые в какой то степени заполняли вакуум бездуховности от нарастающих всё новых и новых научных достижений, от которых уже захлёбывается цивилизация, не успевающая перерабатывать прежние. Результат не заставил себя долго ждать. Человечество осталось без ярких и выдающихся личностей, подобных С. Саровскому, И. Кронштадтскому, С.Аверинцеву, Д.Лихачеву и другим, которые были их честью и совестью. Приехали!
М: Здесь уместно будет напомнить небольшую историю развития технического прогресса, которую не без юмора рассказывает Станислав Лем, в своих предупреждающих заметках:
"Ну вот техническая цивилизация, поначалу, мелкими шажками мало помалу продвигалась вперед на примитивных тарахтелках, подползла под культуру и здание задрожало, ибо техническая цивилизация обещает подправить человека, оптимизировать его тело, его мозг, его душу. Эта внезапно нахлынувшая исполинская сила /информация, что копилась веками изверглась в двадцатом веке/ провозглашает возможность вечной жизни, граничащей с бессмертием, усилить таланты и способности, ум, подбирать черты характера человека и так далее...
А что делать с культурой? Да просто отбросить её за ненадобностью, эту клюку для увечных, костыль для хромых и кресло для паралитиков. В лучшем случае пусть останется ценностью, но ценностью другого рода, а именно исторической".
Вот так говорит С.Лем.
Индустрия, технология, а с ними и всепоглощающий монополизм шагают семимильными шагами, тогда как на духовное и нравственное образования требуются десятилетия, а то и более длительные сроки. Поэтому между современной цивилизацией и культурой нравственной образуется огромная пропасть, которая не успевает заполняться. Мы просто не успеваем, катастрофически не успеваем. Отсюда в отдельной частях человеческого сообщества проявляется такие симптомы, как; антиглобализм, растерянность, безнадёжность и полная апатия, даже в очень благополучных странах. Об этом, в общем, то и писали выдающие фантасты двадцатого века, такие как: Лем, Бредбери, Саймак, в своих романах-предупреждениях. В Ветхом завете Господь не спешил приобщить избранный народ к источникам развитых государств, подобных Египту и Вавилону. Он образовывал его в течении длительного "карантина", а потом давал Своему народу землю подальше от этих государств. Заботясь, чтобы зарождающее сознание народа опять не подхватило вирус стяжательства и потребительства. Был еще метод, когда избранный народ начинал обретать силу и обростать богатством, как вдруг звучал трубный глас, зов: В путь! Труба зовёт.
Характерен для этого один случай, рассказывающий про жену Лота, которой тяжело было расставаться с нажитым состоянием, за что и была превращена в соляной столб. Цивилизованный мир несет в себе массу соблазнов и искушений. Порой к ним устремляются тот, кто обязан по своему призванию остерегать от него людей. Вот слова Д.Андреева:
"Рубеж двадцатого века, как раз явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя людей, и чем дальше, тем определённей - не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наоборот наименее духовных".
М: Мне интересно, почему ты используешь иногда мнения людей, не совсем христианского направления, зараженных другими учениями и понятиями?
С: Порой в них проступают здравые мысли. Сатанинский мир вынужден считаться с человеческим началом, в котором изначально заложено Богом, признание добра, контролируемое совестью. Ведь на одном зле нельзя, что-то создать. А критика со стороны противника всегда полезна. Не поэтому ли поводу Христос говорит, чтобы мы любили врагов своих? Эта заповедь имеет ещё дальнейшее продолжение...Но вернемся к нашей теме, закату культуры и искусств, где потомки Каина явно преуспели. Знакомый уже нам С.Лем с сарказмом говорит:
"Все искусства пытаются ныне выполнить маневр спасения, всераскованность творчества стала кошмаром, проклятием, бегством. Искусства хотели бы вернуться к источнику, да не способны. Скульптор, подсовывающий нам необтёсанные булыжники и одухотворяющей нас экспозицией из случайного мусора, пытается забраться обратно в палеолит, в шкуру прачеловека. Но куда ему, нет, не видать ему сырого мяса первобытной экспрессии. Что остается? Поясним на примере музыки, поскольку ближайшие перспективы открываются перед ней. По ложному пути идут, ломая контрапункту хребет и компьютерами пуская Бахов на распыл. Ещё не пришел новатор-спаситель, ясно видящий цель. Я жду его с нетерпением - жду его музыки".
И чуть далее:
"Высшей формой духовной тревоги стало ныне искусство. Как уберечь творческий дух, от самозахлёбывания?"
Таков безутешный вывод писателя - фантаста, а слова Ф. Достоевского "Все позволено" давно уже стали провидением, как в материально-потребительской так и культурной жизни.
С: Подобная беда происходит и в науке. Учёные умы в восхищении и восторге, когда рассуждают о лунных экспедициях, двойной спирали, клонировании животных, а потом и человека. Но если на это посмотреть под другим углом, то это покажется смешным и тщеславным занятиям. Тратятся миллиарды, отдаются годы напряженной работы, для того чтобы совершить несколько неуклюжих скачков в сухой, безводной и каменистой пустыне - в таком месте, куда вряд ли по собственной воле, отправился человек в здравом уме и на трезвую голову. А ведь мистики, используя лишь свой духовный опыт, пересекали небесные сферы и видели Бога во всём Его великолепии, что давало им силы жить, озаряться и просвещать близких.
О материалистах-прагматиках Господь говорит:
"Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Ибо когда мир своей мудростью не познал Бога, то Бог обратит
мудрость мира в безумие".
Может нам хватит создавать иллюзии в непогрешимости научного подхода, создавая искусственные ходули и конструкции, в поддержании этого цивилизованного безумия?
М: Изменения конечно же нужны. Они необходимы и насущны. Прежние и нынешние визуальные формы искусств и их идеи не справляются с новыми требованиями времени, ибо изжили себя. Все сферы человеческой деятельности; политика, экономика, наука, культура и прочие институты, как будто бы сговорились и в один момент подошли к своему кризису и завершающему концу, к точке Х - называемый по библейски Армагеддон.
В подобной ситуации важно понять сам этот процесс, его идею и исходящие от его метаморфозы, то есть в какие новые формы все это может вылиться?
Скажу только о живописи; а о музыке пусть говорят композиторы подобные В.Мартынову и А.Рыбникову, да и среди писательской среды найдутся мудрые люди. Благо тому есть примеры. Изобразительное творчество В.Кандинского, К. Малевича и многих других художников совершило некую уже упомянутую метаморфозу, когда их творчество благополучно растворилось в людских массах и явилось в новых своих качествах и свойствах, до модных подиумов, архитектуры, русского авангарда и конструктивизма. Сработал тот самый " прибавочный элемент ", о котором мечтал и писал Малевич.
Когда К.Моне писал свое " Впечатление ", он вряд ли предполагал. Что оно станет символом Импрессионизма. Но это была его рядовая работа, к тому же не из лучших. Нечто подобное произошло и с " Черным квадратом ", который практически закрыл эпоху живописи. Ибо подошло время. Те художники, которые продолжают проповедовать реалистический путь, топчутся на месте, живя прошлыми наработками великих мастеров, не привнося в живопись ничего нового и позитивного. Они питаются за счет необразованной публики, которая слабо разбирается в вопросах искусства, но готова платить. И стоит этой публики избавиться от своего невежества, как вся эта создаваемая сотнями лет " пирамида " успешно развалится.
С: Хочется отметить одну важную особенность. О постепенном стирании граней между профессионалами и так называемыми " любителями ".
М: Да, проблема сложная, этим " любителям " постоянно тычут в глаза, заявляя им: Кто ты такой?! Нечто подобное говорили в свое время Сыну Божию и Его последователям, бывшим плотникам и рыбакам. Впрочем зачем далеко ходить, Сезанн, Ван-Гог, Гоген и другие блистательно указали на это " различие ".
Но надо отметить, что культура и искусство, это всё-таки душевный, а не духовный мир, который воздействует на чувства душевные, которыми пользуется человек. Душа, то есть наша самобытийная психология весьма изменчива и порой несет в себе негативные впечатления, которые художник черпает из окружающей среды и через муки, страдания зачастую не осознавая этого переносит все на холст, тем самым заражая зрителя или читателя этими негативными энергиями. Чего не следует делать. По моему мнению истинное произведение должно рождаться легко и без напряжения, изливаться от духа ( вдохновения ). Некие образцы подобного мы можем наблюдать у Пушкина, Моцарта и других выдающихся личностей.
Это в какой то мере дает возможности отличить истинное от всевозможных подделок и халтур, число которых явно превосходит число подлинных творений.
Примерно с середины прошлого столетия политический и культурный мрак постепенно начал рассеиваться. Этому послужили несколько причин и изменений, начавшихся в мире, после чего последовали более значительные события. Таких, как переговоры о сокращении и не распространении вооружения, небывалое умножение и появление НЛО, потом о падении " берлинской стены " и наконец о крахе самой мощной атеистической державы. Мир явно пошел на поправку. На фоне этих эпохальных событий происходили и другие, так называемые частные случаи индивидуального порядка. Стали появляться некие люди, в начале просто любители и энтузиасты, страстно желающие докопаться до истин, благо, что разрушившаяся система уже не была преградой. Среди этих людей стали появляться и другие более странные личности, обладающие незаурядными способностями, можно сказать сверх возможностями - это ясновидящие, медиумы, целители, проповедники и почти все они имели под собой какую то религиозную, мистическую основу. Можем ли мы увидеть в них тех людей, о которых говорили древние пророки и христианские апостолы? А почему бы и нет?
" И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемые будут; И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать; И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь, и курение дыма...И будет: всякий кто призовет имя Господне, спасется."
Иоил.2-28. Деян.2-17.
Как видим среди всех перечисленных не упоминаются " профессиональные " личности. Дух изливается на всякую плоть. Пожилые люди начинают писать трактаты, стихи и браться за кисть, раскрывая в себе до поры дремавшие в них таланты. Появляются пророки и философы, умножаются контактеры поддерживающие связь с внешними мирами и рождаются дети с выдающимися способностями и много еще чего. Но в их среду успешно вливаются множество лжепророков и шарлатанов. И неопытному человеку невероятно сложно и практически невозможно отличить, кто есть кто? Но такое происходит всегда во времена великих исторических изломах. Когда начальная фаза подобных метаморфоз проходит хаотично с издержками и нередко принимает уродливые формы. Пока со временем все не расставляется по своим местам. Это мучительный и сложный процесс. Не дай нам Бог прожить в эпоху перемен, как говорили мудрые люди. Но именно ее мы сейчас и переживаем. В Евангелии об этом процессе частично упоминается, " когда последние будут первыми, а первые станут последними... "
Ближайшее будущее это покажет, и уже показывает через Духа Святого судя по тексту из Деян.2;17, а затем главное: " ...пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. " 1-Фес.3;13.
С: Иисус Христос прибывая на земле частично показал образ будущего человека, владеющего новыми сверх возможностями - это телепатия, гипноз, целительство и воскрешение человека, хождение по водам, прохождение сквозь стены и мгновенное преодоление больших расстояний. А также изменение и преображение самой личности, которые она должна претерпеть в новом тысячелетии.
М: Да, из этого можно сделать определенный вывод, что многие человеческие институты потерпят большие изменения, а некоторые просто исчезнут. С преображением человека будет преображаться и мир. В том числе и его культурная среда, которую сложно себе представить сейчас.
С: Но какова же роль человека в этом происходящем процессе? И что делать? Ибо человек практически не может управлять данной ситуацией.
М: Да, но до определенной степени человек может управлять собой.
Как мне думается, необходимо спокойно продолжать свой творческий путь; несмотря на катастрофическое состояние культуры и ее заката. Не опускать рук от отчаяния. А наоборот, внимательно всматриваться в события, происходящие в мире и при этом всегда помня, что говорит Святой Дух через своих поставленных Апостолов, пророков, пастырей и учителей:
" ... Дабы мы не были более колеблющими и увлекающими всяким ветром учения. По лукавству человеков. По хитрому искусству обольщения.
... Отложить прежний образ жизни ветреного человека. А обновиться духом ума вашего.
... И облечься в нового человека, созданного по Богу.
... Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобой да будут удалены от вас.
... И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления.
Еф.4;11-31
... Но всегда ищите добра и друг другу и всем.
... Всегда радуйтесь.
... За все благодарите.
... Удерживаетесь от всякого рода зла.
... Все испытывайте, хорошего держитесь.
... Духа не уничижайте.
... Аминь.
1-Фес.5;15-22
P.S. В заключении несколько слов от Т. Манна:
" Думать о Боге - значить не только стараться понять, что Он Такое.
Это прежде всего, знать и думать о том, чтобы выполнить Его волю.
Не упустить сделать то, чему пора свершиться, чему уже пробил срок