В связи с нарастанием кризисных явлений в мировом человеческом сообществе все больше приковывает внимание широко мыслящих ученых феномен Жизни. Человечество стоит на пороге выработки нового миропонимания. К началу XX века благодаря напряженной работе естественнонаучной и философской мысли были сформулирована вопросы, от ответов на которые зависит дальнейшее развитие человечества и жизнь на планете Земля. Эти вопросы звучат просто: I) что такое жизнь? 2) где находятся пределы распространения жизни? 8) каково взаимоотношение и взаимосвязь между живой и косной материей? 4) каково место и роль человека в мире? Эти вопросы не новы. Но они по-новому зазвучали на очередном витке человеческой мысли, на фоне возросшего технического могущества человека, в связи с осознанием бесперспективности прямолинейного наращивания технической мощности, основанной на потребительском отношении к природе. Мифологическое и религиозное мировоззрение дает ответы на эти вопросы. Но они уже не могут удовлетворить нас. И все же извлечь рациональное зерно из богатого человеческого опыта, отраженного в мифах и религиях и дополнить его современными достижениями человеческой мысли было бы разумно.
Важное место в системе современного научного мировоззрения занимает учение о биосфере. Масштабное развитие этого учения, бесспорно, принадлежит В.И. Вернадскому. И в его тени, к сожалению, остается целая плеяда великих мыслителей, наших соотечественников. Среди них - А.Л. Чижевский. Являясь основателем космической биологии он расширил представление об условиях существования жизни на Земле, научно доказал наличие постоянно действующих связей биосферы с космическими факторами, существенно расширил понятие "внешняя среда", включив в него и космическое пространство.
Здесь не имеет смысла приводить биографию ученого. Она хорошо изложена самим А.Л. Чижевским в книге "Вся жизнь" (I). В добросовестной и обстоятельной биографии, написанной его коллегой и единомышленником В.Н. Ягодинским (2), а также в предисловиях к некоторым его книгам. Но хотелось бы указать на многогранность таланта этого человека. Это важно как для понимания психологии творчества, так и для выяснения генетической связи взглядов мыслителя с традициями философии русского космизма.
Прежде всего А.Л. Чижевский - ученый-естествоиспытатель. Его интересуют, как он сам пишет, различные "влияния": Солнца на биосферу Земли, ионизированного воздуха на животных и человека, состояния крови на жизненную активность организма. И как ученый он был неутомимым и изобретательным экспериментатором. Окончательные выводы делал только на основании строгих фактов и статистической обработки огромного исторического материала.
Но научные интересы ученого имеют прочный философский фундамент. Пока мы не имеем возможности ознакомиться с оригинальными философскими работами Чижевского, но их анализ, данный В.Н. Ягодинским в научной биографии мыслителя, позволяет поставить имя Чижевского в один ряд о Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, Н.А. Морозовым, В.И. Вернадским. Свое философское кредо, по нашему мнению, Чижевский выразил в следующих строчках: "В науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в Мире и чувство мира как неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни" (8, с.50). И далее: "Живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей - оно связано с атомами природы всеми атомами своего существа... Каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы" (8, с.51). Такой подход к миру определяет все его естественнонаучные искания.
Не менее глубок А.Л. Чижевский как Поэт и Художник. Вся его натура очень поэтична и чувствительна. Слабое здоровье и высокая психологическая чувствительность еще в детстве послужили толчком к увлечению астрономией, звездным небом, космосом. В его поэзии с большой полнотой отразилось его мировоззрение и мироощущение.
Такая полнота охвата с естественнонаучных, философских и художественных позиций давала мыслителю возможность целостного восприятия мира.
Длительная дружба связывала двух великих русских людей - К. Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. И она не могла не повлиять на взгляды молодого А.Л. Чижевского. Но здесь важно другое: взаимопонимание. Они принадлежали к разным поколениям людей, но одному поколению мыслителей - философии русского космизма. Последний сейчас стал объектом пристального внимания исследователей (4;5).
В трудах его основных представителей (В.Ф. Одоевский, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, И.А. Морозов, Н.Ф. Федоров и др.), впервые стала обосновываться необходимость обьединения людей не на социально-политической или иной основе, а обращаясь к идеям экологического порядка, ибо к природе человечество относится как единое целое, независимо от классовых или религиозных отличий. Вычленение глобально-экологической проблемы неизбежно должно было привести к обоснованию учения о ноосфере и формированию антропокосмического мировоззрения. Ведущая роль в этом, безусловно, принадлежит выдающемуся мыслителю В.И. Вернадскому. Природа в системе этого мировоззрения не объект, который должно обрабатывать техникой, а мир, в котором мы живем, и противопоставление в этом мире искусственного, техногенного - естественному чревато глобальными катастрофами. Выход, по мнению В.И. Вернадского, один: направить научную и техническую мысль в русло формирования ноосферы, т.е. сферы обитания "человека разумного", способного гармонизировать свои материальные и духовные потребности и сохранить равновесие в природе (6).
В.И. Ленин в "Философских тетрадях" подчеркивал, что "сознание человека не только отражает мир, но и творит его" (7, с.194). Но, оказывается, сознание может и разрушать мир, если оно не пронизано гуманистическими принципами, не диалектично, подчинено решению только утилитарных задач. Ныне остро поставлен вопрос о выработке нового мышления, открылась возможность для решения коренных вопросов общественного прогресса и кардинальных изменений во всех сферах социума. Разум и нравственность, честь и совесть начали отвоевывать позицию за позицией, выступая мощным рычагом революционных перемен. В этих условиях преодоление стереотипов сциентистской культуры, технократических подходов являются важным условием перестройки духовной сферы социалистического общества. Но надо понять, что для этого должны быть использованы все альтернативы и, прежде всего, нужно ассимилировать все культурные достижения человечества, как это советовали наши классики: переосмыслить все духовные искания прошлого и современности, какие бы ярлыки на них не были повешены в прошлые годы.
В полной мере духовное богатство философии русского космизма еще не осознано. И это понятно. Его представители сделали только первый шаг в направлении постановки и решения технических и этических проблем, связанных с противоречием бытия человека и человечества, таких, как смертность, экспансия жизни и ограниченность природных ресурсов, а также неудовлетворенность антропоцентристским мировоззрением, для которого парадоксальным образом космос оказался "пустым", в нем не нашлось места жизни и человеку. Различные представители русского космизма пользовались различной терминологией, разным языком, что и сейчас затрудняет адекватное усвоение их идей. По-разному расставлены акценты в их наследии. Но главный итог их исканий, на наш взгляд, заключается в следующем:
I) осознание жизни как космического явления, требование целостного восприятия мира;
2) осмысление космической роли жизни и мысли;
З) обосновали необходимость регуляции природы с целью космической перспективы развития человечества.
Таким образом, жизнь осознавалась как космическое явление, и в то же время выдвигалась практическая программа сохранения и развития именно Земной жизни, человека и человечества. Складывается активно-эволюционная мысль, по выражению С. Семеновой (8). С одной стороны жизнь - порождение космоса, "но возникает и обратная зависимость: человек, - пишет С. Семенова, - становится одним из мощных факторов, действующим сознательно" (8, с.199). Вот тут-то и возникает с новой силой вся гамма философских вопросов: в чем смысл жизни, истории, :космоса? какова природа человека? каковы регулятивы человеческого поведения, позволяющие ему выполнить свое предназначение, не нарушить экологический, в широком смысле, порядок и сохранить таким образом себя, человечество и космическую гармонию, и в то же время позволяющие ощущать полноту и радость жизни.
Философия русского космизма создала духовную атмосферу, идейный фундамент для естественнонаучной разработки учения о биосфере. Вернадский и Чижевский явились крупнейшими представителями естествознания, которые подхватили идеи и продолжили научную разработку учения о биосфере в их русле. Но в их подходах есть принципиальная разница. Вернадский шел к пониманию космической роли жизни от цикла геологических наук, Чижевский пришел к выводу о том, что "наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил" (З, с.26), изучая влияние солнечной активности на органическую жизнь Земли.
Но А.Л. Чижевский еще и с другой стороны подошел к осознанию жизни как космического явления. В исследованиях по аэроионификации он пришел к выводу, что для поддержания жизни необходим не просто кислород, а определенным образом ионизированный кислород, с вполне определенным соотношением положительных и отрицательных ионов. Отклонение от нормы сразу сказывается на живом организме. Причем он установил, что положительные аэроионы отрицательно сказываются на жизнедеятельности, а отрицательные - положительно, что позволило ему предложить эффективный метод лечения некоторых заболеваний и дать полезные рекомендации для сельского хозяйства. Но речь о другом. Дело в том, что необходимое для поддержания жизни состояние кислорода зависит как от внешних условий, так и от природы самих атомов. Как пишет П.К. Коржуев, "есть нечто величественное в том, что одно лишь свойство этого жизненно активного элемента, каким является кислород, определило сложнейший характер эволюции организмов на нашей планете" (9, с. 22-28).
И еще одна гипотеза А.Л. Чижевского заслуживает пристального внимания. Осмысливая большой экспериментальный материал по влиянию Солнца на живые организмы он пришел к допущению о существовании Z-излучения, испускаемого Солнцем и ответственного за усиление функциональной активности биосферы. Фактов, подтверждающих эту гипотезу, много, но трудность состоит в том, что это биоактивное Z-излучение неопределимо пока обычными физическими методами, а обнаруживается лишь в некоторых химических реакциях, прежде всего в клетках живых организмов, и поэтому его природа остается пока не раскрытой. К подобной рабочей гипотезе вынуждены были прибегнуть еще несколько естествоиспытателей: немецкий микробиолог Г. Бортельс, японские ученые Х. Морияма и М. Таката, итальянский химик Д. Пиккарди.
С точки зрения исторической правды интересен еще один вопрос. Два великих мыслителя и естествоиспытателя - В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский - были современниками. Оба имели мировую известность и работали над одними и теми же вопросами. Но если Чижевский в своих работах ссылается на труды Вернадского, то у Вернадского ссылок на Чижевского обнаружить пока не удалось, что трудно объяснить, зная научную добросовестность и корректность В.И. Вернадского. Этот вопрос могут решить архивные исследования. Хотя известно, что Вернадский знал о проблемах, над которыми работал Чижевский. В одной из своих книг Чижевский рассказывает о визите к Вернадскому томского врача П.М. Нагорского (10, с.75), который занимался сходными проблемами и даже по близким методикам, что и сам Чижевский. Вернадский выразил полное одобрение его исследованиями и пожелание продолжать "эту очень важную работу".
Таким образом, высказанное Н.В. Ягодинским положение о взаимосвязи идей Чижевского и Вернадского кажется нам вполне обоснованным, а с мнением Р.К. Баландина о том, что исследования Чижевского и Вернадского нельзя объединять, ибо они не соприкасались, мы позволим себе не согласиться (11).
Современное естествознание подтверждает выводы двух великих ученых и мыслителей о жизни как закономерном космическом феномене. Самый яркий аргумент в пользу этого - разработка антропного принципа, удивительная гармоничность мировых констант (12).
Развитием идей как Вернадского, так и Чижевского является предлагаемый В.А. Фроловым системно-кибернетичеокий подход в понимании биосферы, который заключается в представлении космоса и биосферы "в виде двух аналогичных по структурно-функциональным особенностям, тесно увязанных и активно взаимодействующих иерархических цепей - космической (КИЦ) и биосферной (БИЦ), образованных по принципу "целое нормирует параметры частей" (т.е. отрицается редукционизм, сведение целого к части). Можно предположить существование единого спектра пространственно-временной космобиоритмики, объединяющего обе цепи в единый колебательный ансамбль с едиными основами синхронизации и когерентности, исходящими из первичных звеньев КИЦ, а также содержащемся в этом спектре единый космический код (ЕКК), который несет в себе информационные программы основных моментов пространственно-временной организованности, универсального пути синтеза звеньев по линии от КИЦ к БИЦ" (13, с.33). "Развитие биосферы - Великий Процесс, развивающийся в пространстве-времени системы Земли. И этот процесс есть ПВ (пространственно-временное - авт.) отражение еще более Величественного Процесса, разворачивающегося в масштабах Вселенной, отражение эволюции Вселенной" (13, с.33). Но поскольку биосфера в лице человечества способна сознательно оказывать обратное влияние в огромных масштабах на саму себя, а в перспективе и на космос, то человечеству необходим экологический императив, который бы предостерегал от внесения чрезмерных или даже необратимых искажений в Миропорядок. Необходимо созидание ноосферы (у Чижевского - психосферы). А для этого нужны новые этические регулятивы и новые естественнонаучные подходы, исходящие из целостного описания Мира, противоположного редукционизму. Как раз системно-кибернетический подход и "позволяет с единых позиций рассмотреть проблемы охраны биосферы и космоса от загрязнений на вещественном и полевом уровнях" (13, с.34). Но системно-кибернетический подход в свою очередь тоже нуждается в выработке категориального аппарата и знании реальных параметров описываемых систем, плюс знание соотношений этих параметров между собой на различных иерархических уровнях. Большую пользу здесь может оказать исследование этнографического материала и фольклора, в которых отражен богатый исторический опыт человечества по регламентации жизни человека и общества: организация ритмики жизни, различные системы природопользования, сложная регуляция брачных отношений. Ведь обычаи, лишенные смысла, не могли ни возникнуть, ни тем более сохраниться, а значит, в них нашли отражение какие-то объективные причины, которые не всегда легко понять с первого взгляда. Собственно, если исходить из целостного подхода к миру, то принципиальной разницы между гуманитарным и естественнонаучным знанием не существует. Чижевский, будучи по образованию археологом и историком, а потом уже биофизиком, прекрасно доказал это своим творчеством.
Вклад Вернадского в развитие учения о биосфере общепризнан. Его труды издаются. Но этого мало. Необходимо более пристальное внимание к наследию Чижевского, требуется комментированное издание его трудов. Кроме того, ждут введения в научный оборот многие работы русских авторов (Н.Я. Перна, В.Я. Данилевский, Д. Кайгородов, М.А. Боголепов, Н.А. Скаловский, В.Б. Шостакович) если не переизданием научных трудов, то хотя бы критическим анализом их в специальной монографии. Это должно ускорить выработку нового мировоззрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чижевский А.Л. Вся жизнь. - М.: 1974. - 208 с.
2. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. 1897-1964. -
М.: 1987. - 304 с.
3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: 1976. - 367 с.
4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. - М.: 1987. - 357 с.
5. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М.: 1987.
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: 1988.
7. Ленин В.И. Философские тетради// Полн. собр. соч. - М.: 1968. - Т. 29. - 784 с.
8. Семёнова С. Семья идей // Знамя, 1988, N 8, с. 186-201.
9. Коржуев П.К. Идеи А.Л. Чижевского и проблемы эволюции // Солнце, электричество, жизнь. - М.: 1969. - 104с.
10. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме солнца. - М.: 1969.- 112 с.
11. Баландин Р.К. Путь исканий // Природа, 1988, N 2, с.28.
12.Новиков И.Д., Полнарев А.Г., Розенталь И.Л. Численные значения фундаментальных постоянных и антропный принцип // Проблема поиска жизни во Вселенной. - М.: 1986. - С. 36-40.
13. Фролов В.А. Взаимодействие космоса и биосферы в свете учения В.И. Вернадского // Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, 1988, N4.