Смотрицкий Евгений Юрьевич: другие произведения.

Философские арабески

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления в стиле потока сознания.


Смотрицкий Е. Ю.

Философские арабески

Итоги 20-го века и 20-ти веков

  
  

"Телеграмма

  
   Ложь. Подлость. Озверенье.
   Кровь. Страх.
   Мрак. Холод. Заверенья.
   Стыд. Крах.
  
   План. Винтики. Проценты.
   Хлев. Блуд.
   Речь. Бред. Аплодисменты.
   Бог. Шут.
  
   Смрад. Атом. Неизбежность.
   Гон. Бег.
   Сброд. Гогот. Безнадежность.
   Наш век."

(Геннадий Красников, 1990г.)

1. Собака

  
   Популяция домашних собак в мире огромна. Наверняка пара миллиардов людей мечтает о собачьей жизни и собачьей смерти. Таков итог ХХ века. Собака сегодня - не просто друг человека. Собака - чудо цивилизации. Собака никогда не предаст, не возразит, не обидит, не откажет, не прикажет, не потребует,
   Собака всегда теплая, пушистая, добрая, верная, отзывчивая, доверчивая, послушная, понятливая, безотказная.
   Собака радует, смешит, играет.
   Собака - опиум для народа.
   Собака - это вздох угнетенной твари.
   Собака - это звучит гордо!
  

2. Человек.

   Прославь в веках свою свободу -
   Уйми и гром, и свет, и снег,
   Смири реку - сломи природу! -
   Себя убей - себе в угоду! -
   Ты, всемогущий человек...
  

(Василий Казанцев, 1979 г.)

   Ступеньки эволюции:
  -- Говорящее орудие
  -- Человек-машина
  -- Робот
  
   Человек - самая дешевая запчасть социального конвейера.
  
   "Человек - самая большая скотина в мире".

(Василий Осипович Ключевский, великий русский историк XIX век).

  
   Человек... А что Человек? Человек - ничто. Человек "ничтожается" (Достоевский). Человек уничтожился. "Ищу Человека!".
  
   У моря пустынного, моря полночного
   Юноша грустный стоит.
   В груди тревога, сомненьем полна
   Голова,
   И мрачно волнам говорит он:
   "О, разрешите мне, волны,
   Загадку жизни -
   Древнюю, полную муки загадку;
   Уж много мудрило над нею голов -
   Голов в колпаках с иероглифами,
   Голов в чалмах и черных, с перьями,
   Шапках,
   Голов в париках, и тысячи тысяч
   Других,
   Голов человеческих, жалких,
   Бессильных...
   Скажите мне волны, что есть
   Человек?
   Откуда пришел он? Куда пойдет?
   И кто там над нами на звездах живет?
   Волны журчат своим вечным журчаньем:
   Веет ветер; бегут облака;
   Блещут звезды безучастно холодные;
   И дурак ожидает ответа!

(Г.Гейне)

  
   Человек закрыт забралом
   и стеклянным колпаком
   Чтоб ничто не проникало
   в душу, в сердце
   Как сверлом
   Взгляд опущен, взор не сущен...
   Что в душе своей несем?
  
   Человек - разновидность аэробных хемобактерий. Перерабатывают естественные минералы любой природы в техногенные минералы. Жизненный цикл заканчивается тотальным отравлением техногенными минералами, т.е. продуктами собственной жизнедеятельности, что характерно для всех типов хемобактерий.
   Специфические особенности: наделены Разумом, Волей, Чувствами и Душой...

ГОСПОДИ!

   "Ничего ты, видно, бесполезней
   и глупей не мог изобрести,
   чтобы мы всю жизнь спешили к бездне,
   да еще толкались на пути..."

(Геннадий Красников, 1990 г.)

  

3. Человечество.

   "Понятие это молодо, но ему принадлежит будущее".

(Штернберг Л. Человечество //

Энциклопедический словарь. -

Т.XXXVIII-A (76). - Издательство

Ф.А.Брокгауза и И.А. Эфрона. - Спб.:1903. - С. 486-488).

   Безмозглое многоголовое чудище
   Изощренный коллективный самоубийца
   Разновидность раковой опухоли
   Раковый цветок биосферы
  

4. Культура.

  
  
   "Я снова бич, опять подальше еду.
   Культуры мусор где-то позади.
   Опять меня несет по белу свету,
   И свежий холодок сосет в груди.
  
   Все позади - уютная квартира,
   Асфальт, театр и стриженый газон,
   Условности и предрассудки мира,
   Одежки-клейма званий и имен.
  
   А впереди - чистилище природы,
   По детски бескорыстная тайга,
   Нетронутые дымом небосводы,
   У пойм зеленых - сочные луга..."

(Валерий Степанович Шигорин, 1982 г.)

  
   Погруженность в суету есть "Непогруженность-в-Бытие", есть "недобытие". Как вернуть в Бытие тех, кто находится в состоянии "небытие-в-Бытии", т.е. ведь человек-то есть, он о чем-то думает, общается, ест, куда-то и зачем-то ходит и зачем-то куда-то возвращается. И все это время - на автомате. А ведь "на автомате" и детей рожают (зачем?), потом воспитывают (как?) и учат (чему?), и хирургические операции делают (пардон, тампон забыли в животе...).
   Дело не в Человеке, вернее не только и не столько в нем, а в Культуре в целом. Допустим, я нашел Смысл Бытия и выбрал адекватный ему Способ Бытия. Но они оказались несовместимыми с Социальным Бытием. И что тогда делать? "И надо быть или монахом, иль принять мир таким, как есть". Валерий Степанович Шигорин тысячу раз прав, но эта правота далась ему ценой жизни. А проблема остается. Это вечная коллизия между личностью и социумом. Индивидуальное Бытие не может полностью совпадать, быть тождественным социальному бытию, хотя бы потому, что это бытие двух разных "объектов". Но и социальное, и индивидуальное бытие рушиться, если Смысл Бытия их "разнонаправлен". (Векторное описание бытия весьма абстрактно, но наглядно [?]). Отсюда делаю вывод, что индивидуальный способ бытия, направленный на реализацию (воплощение, достижение) индивидуального Смысла Бытия всегда требует от человека напряжения духовных и физических сил. И чем больше "расходятся" социальный и индивидуальный векторы - тем больше усилий требуется от человека ("Жить в обществе, и быть свободным от общества - нельзя", К. Маркс, помните?). Гораздо сложнее и хуже ситуация, когда отсутствует культурная заданность, или Социальный Смысл Бытия. Это говорит только об одном - нет культуры. Но что представляет собой социум без культуры. Пожалуй - это социальный газ (есть ведь термин "электронный газ"). Со временем он "развеется". Как безжизненный труп, который вроде бы еще есть, и сохраняет некоторое время облик Живого Человека, но мы-то уже знаем, что исход его уже предрешен - он разложиться, сгниет, и химические компоненты его включатся в биогеохимический круговорот. Так и социум без культуры (жизни) - "сгниет", разложится, а элементы-люди включатся в новый этносоциогенез. Конечно, не все, а только те, кто не включится в биогеохимический круговорот ("Кергуду бумбарбия. ШЮТКА!" Черный юмор из кинофильма "Кавказская пленница").
   Чтобы жить Человеку и Обществу - нужна Культура. Постоянно плыть человеку против течения можно, если хватает сил плыть быстрее течения, а если нет - тогда:
   1) или абсурд (Vчел. - Vобщ. * 0);
   2) или разбиться и утонуть (что-то вроде того, чтобы плыть против течения в водопаде);
   3) или научиться плавать и лавировать, а там - куда вынесет течение. Выбирай! "Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался" (Эпикур).
   Но что такое Культура? Культура начинается с запрета (А.В.Гулыга). Культура - это табу, это насилие, но насилие завуалированное. Человек по своей природе поддается (и требует) Воспитания. Воспитанный человек - культурный человек. Он не всегда делает как должно, но знает, хотя бы подсознательно, как должно - всегда. А вот у нас сейчас культура выродилась в антикультуру: все знают как выгодно, но никто не хочет задуматься над тем, как правильно. Современная культура ответов не дает: утерян в современных условиях (глобальные проблемы, глобальное (тотальное) общество, асоциальный социум, анонимные коммуникации, псевдогуманизм, "синтетические ценности" (Ю. Бондарев) и локальные цели бытия) смысл добра и зла, способность их различать, утрачены верх и низ культуры.
   То, что в традиционной культуре впитывается с молоком матери, сегодня требует рационального объяснения. Мы, потеснившие Веру в угоду Разуму, сами загнали себя в угол и поставили себя перед вопросом (или вопрос перед собой): "Почему нельзя, если можно?". Почему культура запрещает, если физика разрешает. Почему моральные запреты лишены физического смысла, но имеют социальный смысл. Мораль не выводима и несводима к физике, хотя моральная деградация ведет к социальной, биологической, а потом и химической деградации (биогеохимический круговорот). Мораль не следует из индивидуального опыта, а коллективный опыт - непереводим на рациональный язык, он требует осмысления и выразителя в лице непререкаемого авторитета, культурного героя, Бога. Но все же, как сегодня объяснить ребенку:
      -- Почему нельзя воровать, если физически я могу взять чужое (хотя каждый свое не отдаст)?;
      -- Зачем и "почему я должен" слушать старших?;
      -- Почему нельзя, если я хочу и могу (смотреть телевизор, например)?;
      -- "кому я должен" учить уроки?
  

* *

*

  
   В основе культуры лежат запрет и жертвенность - табу, данное свыше, и самоограничение, направленное к высшему смыслу. На этом стоят все религии и культуры: от племенных культов до христианства и ислама, от племен до суперцивилизаций. Современный духовный дискомфорт пытаются сгладить несчетные количества протестантских проповедников, и, конечно же, ортодоксальные церкви. Да толку мало. Бизнес хороший, но дух тут ни при чем. Видать, не только "не вливают... вина молодого в мехи ветхие", но и старое вино в новые мехи тоже не наливают. Необходим новый механизм культуры, который стимулировал бы каждого человека на строительство своего духовного дома, служил бы иммунной защитой против духовной радиации, создавал бы силовое поле
   культуры, которое консолидирует общество и дает человеку жизненные ориентиры, адекватные современному миру.
  
   Устойчивость вещества обеспечивается ядерными силами, природа которых остается туманной. Устойчивость общества обеспечивают духовные силы, в основе которых лежит Любовь. И только она может противостоять духовному распаду, духовной трансмутации Человека и общества в биомассу.
  

* *

*

  
  

ДИАЛЕКТИКА САМООТРИЦАНИЯ КУЛЬТУРЫ.

  
   Мир стоит на пороге больших перемен. Это уже понятно всем. Главным инициатором и источником этих перемен выступает европейская цивилизация. Толкая весь мир на путь технического прогресса, Европа заставляет весь мир вооружаться. Если военная техника является оружием против человека, то техника по сути своей является оружием против природы в целом. Культ творчества обернулся тотальной агрессией. Как всегда взглянуть со стороны, отрефлексировать - некому. А если и найдется "гадкий утенок" - известно, как с ним надо поступать. Остается удивляться, как в Европе до сих пор сохраняется и пульсирует философская мысль. Да и не только в Европе. И Китай времен Цин Ши Хуана, и античность (Сократ, Диоген, Анаксагор, Аристотель), и средневековая Европа (Боэций, Роджер Бэкон, Томазо Кампанелла, Томас Мор, Джордано Бруно...) - не баловали философов. Последние 200 - 300 лет - не исключение. Их либо утрируют, либо третируют. Унижают при жизни. Искажают по смерти. Их подвергают остракизму (Спиноза, Вольтер, Герцен, Декарт, Локк, Бердяев, Булгаков, Трубецкой, Лосский, Фромм...) , гноят в тюрьмах (Новиков, Флоренский, Карсавин, Лосев, Вольтер...). Не лучше судьба философов с лирой в руках: Пушкин и Лермонтов, Эдгар По и Генрих Гейне, Рубцов и Кедрин. Отношение современников к Ламарку, Торо, Толстому Л., Канту, Гегелю - противоречивое, а потомков - восторженно-наплевательское. Культура, которая столь методично уничтожает свой разум с неизбежностью уничтожит и саму себя.
   Культура невозможна без запрета, но запрет должен быть культурным, т.е. жизнеутверждающим, а не разрушающим. Мы назвали лишь малую часть имен. Безусловно, все они неравнозначны и неравноценны с точки зрения истории философии и вообще культуры. И хотя сказано: "Не судите, да не судимы будете" - мы не можем не давать оценку, не анализировать, не судить. Но речь о другом: мы должны судить не с целью обосновать приговор, а с целью найти Истину и в конце концов - рецепт выживания.
   Европейская цивилизация свершила свой путь. Его вехами стали два абсурда: абсурд Тертуллиана и абсурд Камю. В первом случае верую, ибо абсурдно, и жизнь полна смысла. Во втором - существую, ибо абсурдно, и жизнь полна бессмыслицы. Логика развития европейской культуры, а может быть и культуры вообще, возможно представить в виде схемы, которая, безусловно, одномерна и неполна, но все же, на наш взгляд, имеет смысл. 1. Вера и жертвенность рождают культуру; 2. Сомнение и скепсис требуют ревизии веры и реформы жизни. Замена Бога как абсолютной ценности на Человека порождает Гуманизм и Антропоцентризм. Творчество обретает статус атрибута Человека и выступает мерилом его качества, его ценности. 3. Атеизм не верит в Сердце, но верит в Разум. Отрицает жертвенность человека, отрицает метафизику. Разум и наука сделают всех людей счастливыми ( читай - сытыми) . Мир приносится в жертву человеку. 4.Нигилизм. Все ценности отвергнуты, все жизненные ориентиры - утрачены. Жизнь есть борьба за выживание, сила и Разум - главные аргументы и орудия. Бог мертв, а Человек деморализован и дегуманизирован. 5. Абсурд. "Ни вехи, ни веры. И нету пути". Экзистенциальный вакуум. 6. Аксиология. Поиск новых ценностей, смысла, культуры. Признание кризиса и поиск путей выхода из него. Или короче:
   1.Вера.2. Скепсис. 3. Атеизм. 4. Нигилизм. 5. Абсурд. 6. Аксиология.
   Любая культура призвана обеспечить выживание и функционирование социума путем гармонизации отношений между человеком, обществом и природой. Для этого она должна выполнять следующие главные функции: 1) стабилизирующую; 2) регулирующую; 3) продуктивную; 4) репродуктивную. Понимание культуры как специфического способа бытия социального уровня организации материи является исключительно трудной, привлекательной и судьбоносной философской проблемой. Это подтверждается наличием множества взглядов, мнений, концепций. Мы хотим проанализировать два подхода в понимании культуры и рассмотреть некоторые следствия из этого. Речь идет о понимании культуры как Продукта, с одной стороны, и культуры как Проекта, с другой. Эти два подхода могут характеризовать начало и конец развития общества, внутреннюю временную структуру социального жизненного времени. В начале культуры, естественно, должен быть Проект. В конце ее развития получается Продукт, с которым в настоящее время чаще всего и отождествляется понимание культуры: накопленные духовные, художественные и материальные ценности. Но когда есть Проект, еще нет Продукта, а когда есть Продукт, уже нет Проекта.
   Из такого понимания культуры следует два, как нам представляется, вывода. Первое - то, что любая культура не может быть "внетелесной", без ценностей, норм, артефактов. Назовем это "телом культуры". Тогда новый Проект неизбежно накладывается на старое "тело культуры". Новое вырастает из старого. Это банально, но так. Старое неизбежно сопротивляется. В сущности, это нормальная коллизия нового и старого в ходе исторического процесса. Но в эпохи крутой ломки, резкой смены парадигмы социального развития это приводит к трагедиям миллионов людей. В момент зарождения Проекта можно сказать, что культуры нет, ибо старая рухнула, а новая - не возникла. Но в то же время в точке начала отсчета, точке нулевого Бытия культуры в потенции существует все Бытие культуры, ибо еще все - будущее, все - впереди. В конечной точке развития культуры ее Проект исчерпан, он материализовался в тело, Продукт культуры. Но Продукт есть факт, данность. У него нет будущего. В этой точке культура мертва в расцвете. Мы привыкли называть эту стадию развития общества цивилизацией.
   Но культура не только Проект и Продукт. Она еще и Процесс по реализации Проекта в Продукт. Именно в ходе этого процесса и происходит напряжение творческих сил человека и общества в целом. Собственно говоря, Жизнь и есть напряжение творческих сил человека и общества в ходе реализации процесса превращения Проекта культуры в ее Продукт. С пониманием культуры как процесса связан второй вывод: поскольку жизненное время неоднородно, то с ходом времени жизни общества функции культуры меняются. В пределе мы имеем вырождение функций культуры в свою противоположность, а культуры в целом - в антикультуру. Это нетрудно проследить при анализе истории культуры. Но еще явственнее самоотрицание культуры наблюдается в господстве "массовой культуры" и сциентистско-технократического мышления Опредмечиваясь в социальной жизни, то и другое превращается в инобытие культуры.
  

* *

*

  
  
   Мы живем в условиях выродившейся культуры. Культура выродилась в антикультуру. Культуре свойственна органическая целостность, замкнутость, о-предел-енность, обеспечивающих бытие субстрата культуры вне этого субстрата. Благодаря культуре как целостному силовому полю обеспечивается выделенность-включенность социального субстрата в метасоциальный и природный субстрат.
   Антикультура характеризуется разорванностью бытия на всех иерархических уровнях социальной системы, у всех элементов-субстратов и проецирует эту разорванность на природу как метасистему.
   Человек в условиях антикультуры теряет человеко-соразмерные ориентиры бытия. Потенциальная бесконечность культуры, замкнутая идеологически на духовную метасистему, превращается в актуальную бесконечность, которая воспринимается как дурная и компенсируется чисто психологически позитивно окрашенной идеей прогресса и обилием локальных целей, которые призваны заменить одну глобальную, метафизическую цель. В результате мы все погружаемся в суету и гонку престижа, лишенные смысла. И, как ни парадоксально, но чем больше этой суеты и бессмыслицы, тем легче жить, ибо некогда осмыслить эту бессмыслицу. Нужно успеть одно - заработать денег, а заработав - необходимо успеть другое: потратить на приобретение удовольствия в различных вариантах.
   Культура, утратившая органическую целостность - антикультура, и она неизбежно распространяет свою экспансию на природу. Природа же, будучи в свою очередь также органически целостной, до определенной степени оказывает сопротивление, а потом может и сломаться. В этом сущность экологического кризиса.
   Кристалл культуры должен выполнить 2 функции:
      -- положить предел разрастанию социального субстрата;
      -- структурировать социальный субстрат (создать социальный хронотоп).
   Это ведет к полному пересмотру системы ценностей, главными вехами которой станут:
      -- Природа - не средство, а условие Жизни (она сама Жизнь);
      -- Человек (абстрактный) - не хозяин природы, а ее специфический элемент, осознающий метафизическую целостность, а значит и смысл Бытия своего и Природы и несущий за обоих как физическую, так и метафизическую ответственность;
      -- Человек (конкретный) - не безликий, атомизированный, абстрактный и, следовательно, имеющий равные права и обязанности член социума. Человек конкретный должен быть членом конкретного микросоциума и архитектоника прав и обязанностей неизбежно будет сложна, но главное - она полностью отрицает идею равенства и существенно изменяет понимание свободы. Человек остается (всегда) функцией, по-разному понимаемой:
  -- Новый человек должен выполнять сакральную функцию в профанном мире, который соприкасается с сакральным бытием как с тайной;
  -- Старый человек сегодня - функция социального конвейера, придаток экономической махины, выжимающей все соки и "выплевывающей", даже при материальном комфорте невозможно устранить духовный дискомфорт, т.е. бессмысленность.
  
   Такова диалектика самоотрицания культуры. Сегодня сквозь старую, выродившуюся в антикультуру культуру пробивается новая. Ее контуры пока угадываются с трудом. Перед нами стоит эпохальная задача в новом акте творчества создать новые ценности, новые формы, новые механизмы функционирования социума и влить их в вечные "меха" культуры: религию, образование, мораль. Мы должны вернуть Человеку его сущность: Созидателя, а не Разрушителя.
  

* *

*

Экология и культура.

   Причина неустойчивого развития общества, ведущая к экологическому кризису, кроет­ся в конфликте между природой человека и природой природы. Экологический кризис он­тологически предопределен. Смягчить, а может быть даже и устранить его, т.е. перейти к состоянию устойчивого развития (коэволюции, ноосферы, психосферы, пневмосферы...) может и должна культура как механизм саморегуляции общества во всех аспектах, в том числе и во взаимодействии общества и природы. При переходе к культуре как механизму саморегуляции происходит скачок от биологической к духовной природе человека при со­хранении биосоциального субстрата.
   Сущность кризиса в биосфере - разрушение человеком пространственно-временной организации последней.
   Разрушение биосферы есть результат духовной деградации и саморазрушения общест­ва. Поэтому переход к устойчивому развитию предполагает принципиальную духовную трансформацию (перестройку) общества. Только при таком условии имеет смысл техниче­ский прогресс.
   При моделировании устойчивого развития мы должны исходить из возможностей био­сферы, а не потребностей человека. Экологическое пространство - важная и полезная кате­гория. Главными характеристиками его являются не количество ресурсов, которые можно безболезненно изымать для потребностей человека, а его структура (морфология и тополо­гия), механизм гомеостазиса, отражающий функциональные внутренние связи и временные параметры. Перейти к устойчивому развитию, избежать экологического кризиса - значит сохранить топологию экологического пространства, еще лучше - сохранить экологический хронотоп.
   Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологи­ческих, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.
   Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, пре­образование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Ду­ховная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.
   Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности в Духовную Метасистему.
   Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.
   Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.
   Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Разные культуры обеспечивают разную плотность населения.
   При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодей­ствующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию.
   Человек обладает Разумом и Волей. Они должны управляться высшим, метафизиче­ским, метасистемным "критерием". Энергия человека, управляемая только волей и разумом, ведет к разрушению эго, социо и природы. Разум должен и способен решать оперативные, тактические, локальные задачи. Стратегические задачи всегда метафизичны. Жизнь человека не может строиться на принципе "аби день до вечора". Необходим вектор, как человеку, так и обществу и задается он культурой, духовной метасистемой. Культура должна сублимиро­вать, ограничить избыточную энергию человека. Ядром культуры всегда была и остается (реликтово) религия.
   Силовое поле культуры должно дать человеку напряжение жизни, осмысленность, стержень, недостижимый идеал, забирающий у человека все силы, всю энергию, зовущий, манящий, таинственный. Тайна - манит, неизвестность - отпугивает. Тайна блокирует тита­низм человека, обернувшийся современной социогеной и экологической катастрофой. Ду­ховная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком, так и человека с природой.
  

5.Логос.

  
   Логос - "слово"; "смысл"; "стабильность и гармония динамичного и катастрофичного мира"; дао; "душа космоса"; "формообразующая потенция"; "эманация умопостигаемого мира"; "образ Бога и второй Бог - "В начале был логос, и логос был у Бога, и логос был Бог"; второе лицо Троицы; Логос - цельное и органичное знание...

(Из "Философского энциклопедического словаря").

   Знание - Логос ХХ века. Знание - сила, злая сила.
   Логос - сила... Пошло...
  

6. Машина.

  
   Машина - повелевающее творение,
   бездушный гипнотизер,
   друг человека - враг человечества,
   "доброе" оружие.
  

7. Земля.

   Земля - Мать, колыбель, кормилица, корабль, Дом ...
   Мачеха, тюрьма, могила...
   Сырье и свалка!

8. Эссе о гуманизме

  
   Гуманизм довел нас до беспредела!
   Так что же такое Гуманизм?!
   Это что - сказка с несчастливым концом? Или Гуманизм - Ложь, общепринятая и закрепленная в "Декларации прав человека"! Может Гуманизм - это греза, вечная и несбыточная? А может Гуманизм - это ширма...
   Гуманизм - величайшая ценность, которая возникает как духовный пророческий прорыв в момент осознания кризиса традиционной культуры. Это крик о возврате к Человеку в будущем, начиная с сегодняшнего дня, с момента осознания, но которому так и не дано реализоваться в его истинном, великом, жизнеутверждающем и человеколюбивом смысле. Ситуация распада, рассыпания социального хронотопа с человекосоразмерным социумом на биологические хронотопы человеческих особей, лишенных комфортной социальной ниши, порождает тоску-мечту о Гуманизме, которая быстро деградирует и диалектически вырождается в антропоцентризм в идеологии, а на практике - в антропоэгоизм, закрепленный в системе буржуазных ценностей: Жизнь, Свобода, Собственность, Равенство, приукрашенные эмоциональным "Братством".
   Неужели гуманисты, мечтая о гармоничном развитии человека, его духовном и физическом совершенстве, реализации его творческих сил, о достижении Человеком соразмерности с Богом, неужели они желали человеку полного удовлетворения алчности, равенства в гонке престижа, гонке за обладание ложными ценностями? Неужели они желали свободы совести как свободы от совести? Неужели желали свободы как осознанной необходимости, свободы как всеобщего безразличия, ибо свобода каждого от всех обернулась свободой всех от каждого. Если мне никто не нужен, никто мне не указ, что ж удивляться, что и я никому не нужен, кроме абстрактно-холодных Закона и Государства? Мечта о братстве, когда в трудную, да и радостную минуту всегда окажется рядом плечо товарища, обернулась реальностью, но несколько другой - каждый постоянно чувствует локоть конкурента в животе или на зубах. Человек человеку...
   Гуманизм выродился и в ХХ веке приобрел чудовищные формы. Разве не во имя Человека в фашистских концлагерях ставили опыты на Человеке? А ради Кого шли войны? А в угоду Кому изуродована Голубая планета?
   Гуманизм требует меры. Как и все. В противном случае он вырождается в тоталитаризм, который есть его (да, да - Гуманизма) логическое завершение. Тоталитаризм - это доведенный до абсурда Гуманизм.
   Гуманизм возникает как призыв к реализации духовных творческих потенций человека, задавленных жесткими нормами христианской культуры и общинно-цеховой формой организации жизни, а реализуется как "борьба всех против всех" в стяжании и потреблении материальных благ. Духовная самореализация требует Жертвенности, в то время как материальная - требует Жертвы. Истинный Гуманизм только тогда возможен, когда каждый готов жертвовать за любого другого и за всех вместе. В противном случае -"теория общественного договора": давайте будем убивать "МЫ" "ИХ", чтобы не убивать друг друга. Так из псевдогуманистов возникает дегуманизированное "МЫ", прикрывающееся ширмой Гуманизма во имя коллективного эгоизма. А кто не с нами, тот против нас...
   Гуманизм требует меры: меры-предела и меры-критерия. И определить их не так уж сложно. Предел Гуманизма проходит там, где Человек начинает вредить обществу (целому) и природе, а тем самым и самому себе. Критерий Гуманизма - жертвенность. Мы все нуждаемся в выработке новой системы контроля Общества над Человеком при соблюдении (без иронии) Чести и Достоинства Человека.
   Имеющий уши - да слышит!
  
  
  

9. Игра.

  
   Человек всегда жил играючи. Он всегда выдумывал правила игры и строго следил за их выполнением. Нарушение правил всегда строго наказывалось. Занятия, важнее игры, - у человека в жизни не было. Чем ответственнее он играл, - тем серьезнее он жил. Но вдруг человек вырос, почувствовал себя взрослым и отказался от детских забав. Он ощутил себя богоподобным демиургом. Вначале он творил, творил, творил. Упивался своей силой. Человек стал жить всерьез. И чем серьезнее он старался жить, - тем смешнее это у него получалось. Сама жизнь оказалась вдруг игрой. Он выдумывал все новые и новые игры и правила. В конце концов, запутался и... стал играть без правил, без цели, без смысла. Игра в жизнь стала обременительной и человек для разрядки, для быстрого и приятного отдыха придумал... игровые автоматы. И вот мы уже играем с автоматами, по их правилам, в их ритме. Автоматы нас тестируют и выбирают, ставят нам оценки и утешают. Сбылась мечта идиотов: человек создал искусственный интеллект... У себя... Из своего естественного... Подобный машинному.
   Чем серьезнее мы живем, - тем больше мы похожи на игровые автоматы. Чем серьезнее мы играем - тем осмысленнее жизнь.
  

10. ТАЙНА

   Тайна - манит. Неизвестность - страшит и отталкивает. Мы забыли о существовании великой Тайны Жизни, ибо мы всецело поглощены страхом - страхом Неизвестности Смерти.
   Стремление постичь Великую Тайну наполняло смыслом и энергией все культуры. Дух культуры формировал душевный настрой человека, позволяя его разуму выбирать между духом и телом, Великой Тайной и Животной радостью. Разгадка Великой Загадки находится за гранью Жизни. Она трансцендентна, метафизична, а поэтому избавляет от страха смерти, делает ее даже привлекательной в каком-то смысле, дающей разгадку, избавляющей от животных трудностей. Тайна Жизни постигается в Смерти. Тем самым Тайна соединяет в единое целое Жизнь и Смерть, наполняет их смыслом и тонусом. Плыть по морю Жизни можно лишь устремившись к Тайне Смерти, к надежде избавления и искупления, перерождения и воскрешения. Мы же утонули в суете жизни, пытаясь избежать смерти. Поэтому и живем в вечном страхе и спешке. Страхе неизбежности конца и гонке за удовольствиями.
  
  

Ценности

   Ценности - это цели, к которым стремится человек и культура. Главные ценности - это святыни. Они не подлежат обсуждению и общеприняты для всех членов общества. Они впитываются с молоком матери, воспринимаются на веру всем сердцем и осознаются лишь в том смысле, что считаются истинными и не поддаются сомнению.
   Ценности определяют смысл и направленность культуры и человеческой жизни.

11.Ложные ценности (миражи)

  
   Свобода
   Равенство
   Прогресс
   Капитализм
   Коммунизм
   Открытое общество
   Рынок
   Разум
   Демократия
  
  

12. Негативные ценности

  
   Зло - только на его фоне может сиять добро (Гете).
  
   Боль - индикатор, сигнализирующий об опасности.
  
   СМЕРТЬ - давит на каждого человека, но в конечности жизни, в факте смерти есть великий смысл. Именно смерть дает смысл и цену жизни (Николай Трубников), а духовное преодоление смерти придает ей тонус, остроту, радость, одним словом - смысл. Сама мысль о смерти требует от человека вопрошания, осмысления жизни, избавления от страха как смерти так и жизни. Мысли о смерти превращают биологического человека в Человека Духовного, указывает как стоит жить, как должно жить, что значит Жить в противоположность Умереть. Смерть стоит на страже жизни.
  
   Страх - заставляет нас быть начеку. "Люди! Будьте бдительны!" (Юлиус Фучик).
  
   Ненависть (священный гнев) - дает нам силы бороться со злом, болью, смертью, страхом.
  

13. Осколочные ценности

(бывшие позитивные)

  
   Бог, Человек, семья, Вера, надежда, любовь, истина, добро, красота, совесть, долг, честь, достоинство, ответственность, жертвенность, искренность, бескорыстие, справедливость, патриотизм, добрая воля.
   Дружба.
  

14. Суррогатные ценности

  
   Порядочность
  
  

15. Современные ценности

   Деньги и Комфорт - любой ценой. Шантаж - норма жизни.

16. Амбивалентные ценности

   Наука.
   Искусство.
   Обе, если не в меру, убивают разум и душу (Руссо, Сковорода, Л.Толстой).

17. Наркотики

  
   Человек ХХ века не может жить без наркотиков. У каждого - они свои. Удовольствие, музыка, информация, суета, работа, хобби. Все стремятся к беспамятству и анемии. Лишь бы не "memento mori", лишь бы не размышлять о бессмысленности, лишь бы не вспомнить о правде и долге.
  

Общечеловеческие ценности

  
   Жизнь, здоровье, достаток, стабильность, потомство, радость, удовольствие. От этого не откажется ни одно животное. Нет общечеловеческих ценностей в человеческом смысле. Общечеловеческое - это биологическое!
  
  
  

18. Символы века.

  
   Человек с ружьем, человек с микрофоном, человек с протянутой рукой...
  
   реклама, менеджмент, маркетинг, доллар...
  
   диоксиновый "апельсин" (пестицид "Орейндж"), Т-34, напалм, атомный гриб...
  
   конвейер, микропроцессор, ракета, луноход, лампочка, автомобиль, самолет, телевизор, детектор лжи, алюминий, уран, нейлоновое сердце, пенициллин, ДДТ ...
  
   противогаз, бомбоубежище, отстойник...
  
   мутация, СПИД, клонирование, зомби...
  
   атом, ген, множество, ДНК, бит, гомеостазис...
  
   женщина в штанах, мужчина в строю...
  
   Зимний, Рейхстаг, Капитолий...
  
   ГПУ, ГУЛАГ, Беломорканал,
   Освенцим, Бухенвальд, Салласпилс, Треблинка, Хиросима, Нагасаки, Ленинград, Белград...
  
   Рим, Берлин, Москва, Пекин, Токио...
  
  
   Освальд Шпенглер
  
   Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзе Дун, Муссолини, Трумэн, Франко, Пиночет, Горбачев-Кравчук-Шушкевич-Ельцин ...
  
   Кеннеди,
  
   Неру, Ганди, Ганди, Ганди, Мартин Лютер Кинг, Януш Корчак, Швейцер...
  
   Нобель...
  
   Планк, Эйнштейн, Бор, Резерфорд, Гейзенберг, Кюри, Кюри-Склодовская, супруги Жолио-Кюри, Ган, Мейтнер, Оппенгеймер, , Курчатов, Сахаров, Рассел, Ландау, Капица, Мордухай Ванун...
  
   Ферми,Теллер ...
  
   Вернадский, Шарден, ...
  
   Габер, Хиншелвуд, Семенов, Полинг, Пригожин...
  
   Богданов, фон Берталанфи, Винер, Шеннон...
  
   Фриз, Морган, Вавилов, Павлов, Вальтер Кеннон, Уотсон и Крик, Шерингтон...
  
   Фрейд, Юнг, Фромм, Пиаже, Выготский...
  
   братья Люмьер, братья Райт, Сикорски, Королев, Гагарин...
  
   Бергсон, Марк Блок, Бродель, Камю,
   Томас Манн, Клаус Манн,
   Розанов, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Карсавин, Лосев, отец и сын Лосские, Тростников, Волошин...
  
   "Вехи", ООН, Пагоушское движение, Римский клуб...
  
   Битлз, хиппи...
   .........................................................................................

19. Б-г.

   Активное Ничто, невидимое Все, ? и ?
   "Gott mit uns" - надпись на пряжке ремня немецкого солдата при Гитлере.
   "С нами Бог" - девиз журнала "Бухгалтерский учет" при Кучме (Украина).
  
   "Пойми, - я только человек!
   И горы падают в кальдеры.
   Кончается двадцатый век,
   И он кончается без веры."

(Борис Левит-Броун, 1989 г.)

20. ВРЕМЯ

  
   Время. Великая тайна. Разгадать ее - разгадать тайну жизни и смерти. Понять ее - понять секрет молодости и старости. Постигнуть ее - постигнуть смысл концов и начал. Время. Горенье свечи и капли клепсидры. Движение тени вокруг гномона, движение стрелок, качание маятника... Время... Мгновенья и вечность. Мерное вращение светил и планет. Время - Великий Властелин. Время - ценность. Время - деньги. Время - цепи, сковывающие свободу и эгоизм. Время - самая неуловимая из реальностей, созидающая и разрушающая. Паутина времени, сотканная вокруг алтарей и капищ, часовен и храмов, организует всю нашу жизнь. Бешеный конь свободы Возрождения разорвал паутину времени, разрушил временную соразмерность человеческого бытия. Свобода бешеного коня оказалась смешной и безумной. Жив Паук Вечности и чем больше бьется в бешеной скачке конь, тем прочнее опутывает его новая паутина времени. Конь свободы, желая ускорить прогресс движением напрямик, попал прямо в лапы к пауку-вечности. И вот она уже заглядывает в наши глаза множеством ипостасей небытия.
  
   "Даль рухнула, и пошатнулось время,
   Бес скорости стал пяткою на темя
   Великих гор и повернул поток,
   Отравленным в земле лежало семя,
   Отравленный бежал по веткам сок.
   Людское мощно вымирало племя,
   Но знали все, что очень близок срок."
  

(Анна Ахматова, 1960г.).

   P.S.
  

Синоптики сообщают:

  
   "...сидеть при свече
   и думать о том,
   что кончилось "до",
   что будет "потом""...

(Борис Левит-Броун, 1990 г.)

   "Пророки распяты, сожгли мудрецов,
   В их роли - водители масс...
   Суетны деяния наших отцов.
   А что ожидает нас?"

(Валерий Степанович Шигорин, 27.02.1982)

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"