Смотрицкий Евгений Юрьевич: другие произведения.

Интерактивные технологии в школе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Введение интерактивных методов в образование – необратимый процесс. В чём смысл этого процесса? Какие силы его движут? Какие опасности он в себе таит?


   Смотрицкий Е.Ю.

Интерактивные технологии в школе:

внедрение инноваций или захват сегмента рынка

  
  

Прогресс остановить невозможно. Тем более если он приносит миллиардные прибыли. Введение интерактивных методов в образование - необратимый процесс. В чём смысл этого процесса? Какие силы его движут? Какие опасности он в себе таит?

  

СМЫСЛ

  
   Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеко-машинными системами или между человеком и человеком. Современный средства телекоммуникации позволяют осуществлять такое взаимодействие в масштабах планеты. Телемосты, телефонные и интернет-конференции, сетевые компьютерные игры со многими участниками, чаты и форумы, дистанционное обучение уже стали частью нашей повседневной жизни. Электронные телекоммуникации как бы уничтожают, аннигилируют пространство, а цифровые носители информации позволяют как бы консервировать и хранить информацию во времени и извлекать её в любой нужный момент. Техническая революция в способах хранения и транспорта информации привела к революционным изменениям практически во всех сферах жизни: банковское дело и электронные платёжные системы, электронная торговля, электронные библиотеки, виртуальные средства массовой информации, виртуальные брачные агентства и т.п. Благодаря таким техническим возможностям появляются новые педагогические технологии. Интерактивная доска в классе, дистанционное обучение, интерактивные олимпиады, заочные школы, компьютерные курсы по разным предметам, учебные методические игры... И это только дидактический аспект образования. Но открываются новые возможности и в менеджменте образования, и в воспитании, и в экономике образования. Например, что касается организации взаимодействия школы и родителей, то вполне реальна идея школьного он-лайн журнала и он-лайн дневника ребёнка, чтобы родители имели прямой доступ к информации о состоянии дел у ребенка в школе (особенно с нынешней любовью к прогулам...).
   Несколько слов следует сказать о средствах и формах интерактивных технологий в образовании. Просмотр литературы показал, что новая лексика уже активно эксплуатируется. Но вот новые смыслы, а часто и вообще просто смыслы, да простят нас коллеги-педагоги, улавливаются за этой лексикой не всегда. Существует разнобой в понимании самого термина "интерактивные технологии". Например, в интересной статье Н. Коломійця1 или Тараса Фасолі2. Вообще поражает отсутствие на сайте Министерства науки и образования нормативной базы и стратегии внедрения интерактивных технологий. Вообще отсутствуют отчёты о деятельности Министерства, невозможно найти данных о бюджете и его статьях расхода. Поэтому трудно сказать, есть ли у государства вообще стратегия развития в этом направлении.
   Итак, проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие
  
  -- Интерактивной доски
  -- Проектора
  -- Компьютера
  -- Интерактивной указки (не обязательно, но таковые существуют)
  -- Программного обеспечения
  
   Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные пособия на уроках мультимедийными: на уроки истории и географии не нужно носить карты и глобусы, на уроках химии не обязательно доставать из шкафов запыленные модели молекул и кристаллических решеток, в кабинете биологии не обязательно хранить скелет, на уроки литературы и художественной культуры можно не носить толстенные и дорогие альбомы репродукций. Но кроме этого, поскольку доска интерактивная, то учитель и дети могут взаимодействовать с ней: задавать вопросы, давать ответы (тестировать себя), работать над ошибками, совершенствовать произношение и т.п.
   Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании - дистанционное обучение. Для него требуется компьютер, подключенный к интернет и умение пользоваться электронной почтой и специальными программами по дистанционному обучению.
   Пожалуй, больше не стоит останавливаться на этих вопросах. Для этого есть специальная литература.
  

ЧТО ДВИЖЕТ?

  
   Внедрение интерактивных технологий - очень сложный и дорогостоящий процесс. Если отвлечься от экономической стороны, то главную трудность представляет подготовка кадров, владеющих интерактивными методиками преподавания, и подготовка программного обеспечения. Тем не менее процесс внедрения идёт. Потому что если раньше престижно было иметь компьютерные классы, то теперь - интерактивные комплексы. Это аргумент психологический, безусловно. Т.е. это разновидность моды. Частные школы заинтересованы привлечь новыми яркими педагогическими технологиями клиентов. Администрация школы и отделов образования заинтересована в том, чтобы "было что показать", т.е. также далеко не педагогический аргумент. Лет 10 назад на базе одной из школ проводили конференцию и иллюстрировали достижения открытыми уроками. На одном из таких уроков нас ошарашили использованием видеокамеры, видеомагнитофона, телевизора, кинопроектора и проигрывателя. Это за 45 минут! Понятно, что нормальные уроки так не проходят. И слава Богу! Но это, так сказать, негативные движущие факторы. Позитивным же является то, что резко повышается эмоциональность изложения и восприятия материала, информационная ёмкость урока, а главное, как нам кажется, - возможность использования лучших отечественных и даже мировых дидактических средств в каждой школе.
  

ОПАСНОСТИ

  
   За всеми реальными и мнимыми позитивными моментами внедрения интерактивных технологий кроются, на наш взгляд, две опасности. Первое - то что яркость, интенсивность, игровая форма урока могут превратится в простое развлечение, когда главное-то как раз и останется "за кадром", пройдёт мимо внимания и не останется в памяти ребёнка. Сейчас активно исследуется во всем мире психология интерактивного взаимодействия. И всё вроде бы говорит "за" новую технологию (см., например, http://personal.in.ua/article.php?ida=331). Но всё же не следует забывать, что всё зависит от учителя, от его умения увлечь и сконцентрировать внимание класса. А наличие программного обеспечения и хорошей техники может как раз расслабить учителя: что напрягаться, если есть доска, которая сама и покажет, и спросит, и выслушает, и исправит!
   Вторая проблема - опасность коммерческой экспансии на школу фирмами - производителями интерактивных технологий. Ведь образование - это тысячи школ, многие тысячи класов. Это огромный сегмент рынка. И за него идёт борьба. Безусловно, чем больше товара выпускается, тем выше его окупаемость и тем дешевле будет розничная цена товара. Но прежде всего общество должно думать о школе, о качестве образования, а не об экономических интересчах производителей товара. А сайты производителей и дистрибюторов этой техники порой навязчиво рекламируют свою продукцию. Например, фирма Interactiv Kazakhstan (http://www.interactiv.kz/price/) вместо размещения прайс-листа предлагает связаться с ними для получения информации. Это называется - "пусть клиент придёт, а мы уж его раскрутим!". А вот компания "ЛИТЕР" на своём сайте таки и пишет: "24 января в 15:00 в школе N291 прошла очередная презентация интерактивных досок SMART, в этом раз по Дарницкому району Киева" (www.projectorshop.com.ua/index.php?lang=ru&theme=news&item_id=445.html). Заметьте! Прошел не открытый урок, а презентация! И дальше написано: "В президиуме находились заместитель Киевского городского мэра и начальник главного Управления образования и науки г. Киева Кирьян Валерий Андреевич, первый заместитель начальника главного Управления образования и науки г. Киева Горюнова Вера Зиновьевна, директор школы N291 Дударенко Лариса Валерьевна, начальник Управления Образования Дарницкого района Штангей Наталья Петровна, заместитель начальника Управления Образования Дарницкого района Тарнай Михаил Михайлович и генеральный директор компании "Литер" Шкула Олег Владимирович". Безусловно, что бизнес не пожалеет денег на презентации и даже на спонсорство для одной, а то и не одной школы, чтобы захватить потом - десятки и сотни! Повторяем: мы не против интерактивных технологий! Но нужно очень многое взвесить, чтобы решить, как расходовать бюджет государства (строить дороги и восстанавливать сельское хозяйство), и как расходовать бюджет на образование (дать учителю достойную зарплату), или вбухать миллионы гривен в интерактивные комплексы, на которых не умеют работать учителя и которые не обеспечены программным продуктом. Один комплекс стоит от 10000 до 20000 гривен, что соизмеримо с годовой зарплатой учителя. Мы уже проходили моду на телевизор в каждом классе, на компьютеризацию, а уровень образования от этого не повысился. Центральная фигура системы образования - Учитель! И никакая техника его не заменит!
  

ЧЕГО ХОТЕЛОСЬ БЫ

  
   Хотелось бы, чтобы государство системно подходило к введению инноваций в образовании, в том числе связанных с интерактивными технологиями. Главные направления работы:
  
  -- Подготовка кадров, умеющих работать с новыми технологиями
  -- Создание национального (на государственном языке) программного обеспечения для интерактивных технологий
  -- Создание национального банка программного обеспечения для интерактивных технологий
  
   Государство должно стимулировать создание программного продукта и должно обеспечить независимую экспертизу и отбор лучшего. Глядя на то, что у нас твориться с традиционными учебниками, возникают сомнения в способности нашего Министерства решить эту задачу. Но решить её надо!
  
   Информация к размышлению ( для Министерства науки и образования, Академии педагогических наук, Центрального института последипломного образования педагогов, пединститутам, университетам с педагогическими факультетами): из примерно 3700 диссертаций, представленных в каталоге Центральной научной библиотеки им. Вернадского, защищённых в период с 1994 по 2008, к интерактивному образованию можно отнести примерно ... 5!..
  
  
   Полезные ссылки в интернете:
  
  
   http://pedsovet.org/forum/topic2517.html
  
   http://www.interactiv.kz/tech/
  
   http://www.spint.ru/servise.asp
  
   http://www.hitachi-interactive.ru/edu/eduschqa.htm
  
   http://www.yspu.yar.ru/projects/infomet/inter/index.htm
  
   http://www.cdp.tsure.ru/moodle/
  
   http://cippe.edu.ua/forum/viewtopic.php?p=683
  
   http://www.agronmc.com.ua/exhibition/mk04.html
  
  

По заказу издательства ПЛЕЯДИ, Киев

Журнал "Відкритий урок". Принята

Kaiserslautern,

1-12.06.2008

   1 Коломієць Н. Інтерактивні технології в особистісно зорієнтованій освіті // (http://www.pleyady.kiev.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=55)
   2 http://ostriv.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2858&Itemid=-5
  
  
  
  
   4
   Смотрицкий Е.Ю., Шейнина Е.Я. Интерактивные технологии в школе
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"