Об авторе:Олеся Николаева, поэт, прозаик, публицист, член союза писателей. Доцент Литературного института им. Горького. Закончила Литературный институт им. Горького (отделение поэзии), где с 1989 г. преподает на кафедре литературного мастерства, являясь руководителем творческого семинара поэзии. Олеся Николаева известна как один их создателей нового направления (школы) в поэзии - акцентного стиха.
Помимо стихов и прозы, она выступает с многочисленными литературно-критическими эссе, публицистическими статьями, посвященными проблемам культуры, религии и Церкви.
- Что такое святочный рассказ как литературный жанр?
- Лесков, который сам был мастером святочного рассказа, дает такое определение устами одного из своих героев: от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера, то есть чтобы в нем был задан хронотоп; все происходит в период от Рождества до Крещения; чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль в виде хотя бы опровержения некоего вредного предрассудка, а кроме того обязательное условие святочного рассказа - чтобы он непременно заканчивался весело.
Но мне кажется, что понятие святочного рассказа может быть шире: его содержание не обязательно должно быть фантастическим, оно может быть и вполне реалистичным, но тогда в нем должна присутствовать некая мистификация, которая, в конце концов, разоблачается, может быть, какое-то недоразумение, которые благополучно и забавно разрешаются, может быть, какая-то загадочная нелепость, к которой читатель, дочитавший рассказ, получает ключ.
В более общих словах можно сказать, что в святочном рассказе должна совершится некая неожиданная метаморфоза ситуации, внезапное преображение характера. При этом святочный рассказ должен окончиться не только благополучно и забавно, но и, как пишет Лесков, назидательно.
У самого Лескова есть целый цикл святочных рассказов, "Жемчужное ожерелье", "Привидение в Инженерном замке", "Зверь", "Дух госпожи Жанлис" - всего 14. Есть цикл святочных рассказов и у Диккенса. Для писателя этот жанр очень привлекателен, ведь он требует и живого сюжета, и элементов драмы, порой даже водевиля, и умелой игры; писатель должен так замистифицировать читателя, чтобы тот до самого конца не мог догадаться, к чему клонится вся история, и был бы удивлен и обрадован, получив ответ.
Святочный рассказ - это веселый маскарад с разоблачением.
Элементы святочного рассказа (я говорю о литературно-жанровых принципах) мы встречаем часто у Достоевского ("Чужая жена и муж под кроватью", "Дядюшкин сон", например), а также у Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" ("Ночь перед Рождеством").
- Святочный и новогодний рассказ - можно сказать, что это синонимы?
- Я не знаю, что такое "новогодний рассказ", сомневаюсь, чтобы вообще был такой сугубый жанр. Вспоминается лишь фильм "Ирония судьбы", у которого, безусловно, святочный сюжет. Но, строго говоря, фантасмагоричность святочного рассказа обусловлена самой стихией святок: это время рождественской радости, шуток, песен, колядок, игры, развлечений, гостей, смеха, угощений, некоторого расслабления после сурового поста, это сплошная седмица, и сюда так или иначе просачиваются языческие элементы. Вспомним девичьи гадания в "Евгении Онегине": "Раз в Крещенский вечерок девушки гадали"... А Новый год, тот, который встречает теперь и наша страна, и весь мир - приходится для церковного человека на время поста, на самую строгую его неделю. Это время серьезное, время молитвы, воздержания, самоуглубления, уклонения от развлечений и игр. Но, разумеется, в светской литературе эти грани стираются. Для нецерковного человек Новый год - самый любимый и самый радостный праздник: это время ожидания счастливых перемен и надежд на скорейшее исполнение желаний.
- А можно ли сказать, что в литературе советского периода жанр святочного рассказа погиб? Или он во что-то трансформировался?
- Он не погиб, но он утратил свои родовые черты - привязку к святкам. Есть элементы святочного рассказа у Искандера в некоторых историях его книги "Сандро из Чегема", но было бы весьма странно называть их "святочными".
- Как вы считаете, в наше время этот жанр нужен читателю?
- Конечно, нужен. Сейчас так мало живой прозы, где присутствовала бы интрига, где развивался бы остроумный сюжет с разоблачениями, с движением к преображению. Всегда эти рассказы читать увлекательно, забавно, порой и поучительно.
- А должен ли в наше время святочный рассказ быть строго каноничным или возможны отступления?
- Литературный канон отличается от канона церковного и, разумеется, от него могут быть отступления. Но главное, чтобы сохранялся сам принцип неожиданного разоблачения, метаморфозы. Содержание его может быть очень реалистическим, если иметь в виду, что подлинный реализм всегда на грани фантасмагории. Хотя у Лескова герой утверждает, что сюжет святочного рассказа должен быть фантастическим, тем не менее, "Жемчужное ожерелье" - реалистичный рассказ: скряга и ростовщик вдруг превращается в щедрого дарителя. Фантастическая подоплека может быть заменена неким неожиданным сюжетным ходом. И в этом смысле (если не брать первое условие, что все должно происходить от Рождества до Крещения) на святочные рассказы похожи новеллы О Генри, в которых всегда очень неожиданный конец. Например, у него есть замечательная история о том, как вор забирается в богатый дом, хозяин его ловит, но при этом сам неожиданно делается беспомощным от приступа радикулита. И вор, имеющий теперь возможность благополучно улизнуть, вдруг проникается к нему сочувствием, поскольку сам страдает радикулитом, и начинает давать ему всевозможные советы, как справиться с проклятой болезнью. В конце концов, это их так сближает, что они, как заправские друзья, отправляются в соседний бар выпить по стаканчику. Это настоящий святочный рассказ по своему принципу. Или, например, "Скверный анекдот" Достоевского. Здесь тоже действие происходит не на Святках, но есть в основе рассказа курьезный перелом ситуации: генерал, либерал, чтобы показать свой демократизм и широту взглядов, отправляется на свадьбу к одному из своих мелких чиновников. Он считает, что этим он осчастливит бедных людей, а на самом деле он вносит своим появлением страшный переполох, портит им всю свадьбу, устраивает в их доме ужасный разгром и, главное, вопреки своим расчетам, попадает на страницы либеральной прессы не как "народолюб", а как напившийся мракобес и самодур.
- Что можно посоветовать тем людям, которые будут писать святочные рассказы?
- Можно посоветовать воплотить те принципы, которые предложил мастер святочного рассказа Лесков. Главное, не забывать, что святочный рассказ должен оканчиваться весело. Ведь это - своего рода карнавал, а нет ничего более фальшивого, чем искусственное веселье, и нет ничего более томительного, чем скучный праздник.