Северус Снейп : другие произведения.

Вошедшее и не вошедшее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предноминация


Вошедшее и не вошедшее

  
  
   Здесь темно, холодно и сыро. Здесь пахнет плесенью, аптекой, прахом веков. Здесь, на длинных рядах, на пыльных полках - зелья и снадобья. Заваренная гордость, закупоренная смелость, разлитая по склянкам мудрость. Тут - злоба и зависть, а вон там - бледно-зеленый страх. За темным стеклом - заспиртованные глаза. Они умоляют о свободе. Они умоляют об имени.
   О смерти.
   Для настоящего зелья нужны настоящие компоненты. Под ретортой мерцает огонек спиртовки. Готово почти все. Человек в длинной черной одежде застывает на миг. Он еще не знает, что получится. Он даже не знает толком, к чему идет. Впервые в жизни он не знает, что взять, а что отложить. Есть только один способ узнать. Только один.
   Ведь то, что тебя не убьет...
   Верно?
  
   Автор этого обзора - судья и предноминатор, чем гордится. Искренне надеюсь, что господин Цепенюк, любопытствовавший в комментариях, кто такие Конструктор и Снейп, не слишком огорчился. Автор не может обещать, что будет корректным. Ибо такие обещания всегда являются заведомо ложными. Однако автор обещает быть максимально конкретным. Не стоит рассматривать этот обзор как официальную позицию организаторов СНП. Это просто впечатления одного из участников процесса.
   Забегая вперед: тексты, прежде всего, разные. И это радует. Радует контраст, порой разительный настолько, что невольно удивляешься: и какими ветрами, какими судьбами?..
   А вот прочее радует гораздо меньше.
  
   Дробкова М.В. "Фальшивовампирщики"
   Тот случай, когда "хорошо сделано". Читается интересно. По технике вопросов нет. Есть вопрос к... концепции, обзовем это так. Название пришло вначале или уже в конце? Мотив фальшивого "вампирства" ("оборотничества", колдовства и т.д.) не настолько оригинален, чтобы рассказывать еще одну "историю на тему". Мне этот текст кажется ценным по той лишь причине, что маркирует нездоровые тенденции современного - и, если хотите, постмодернистского - социума.
  
   Дарк Лесс "Не буди во мне бога"
   Название смешное. Попытка соригинальничать, выехать на известной (пока еще) фразе. Дело, конечно, ваше. Однако миниатюра кажется слишком серьезной. Яркий образный ряд. Особенно удачен финальный образ - человек с зашитыми губами. Бог, любящий, всемогущий, - не волен. На поверхности плавают окололюбовные рефлексии, однако чуть глубже мы видим мотив отчаяния и самоотречения. Сюда бы еще здорового сарказма. Чтобы подчеркнуть, что герою действительно "плохо от солнца"...
  
   Кошка "На пороге рая"
   Три девицы под окном...
   Уж не знаю, чем сей опус так порадовал ваших читателей, у меня же осталось ощущение потерянного времени. Истории банальны, но это не страшно. Страшно, что рассказаны банально. Не трогает. Может, и не должно бы. Тогда хочется спросить - зачем? Еще один вариант загробного мира? Для чего? "А вдруг?" Это уж не говоря о том, что не меняются ни герой, ни читатель. Нет не то, что изменения - нет даже ощущения. Ни ожидания, ни воспоминаний, ни даже ощущения присутствия. Кого-то наверняка позабавит. Что же, на здоровье. На вкус и цвет... хе-хе... и каждому - по вере его.
  
   Антюфриев А.Ю. "Странная жизнь"
   Быть может, это позиция безнадежно устаревшая и ныне немодная, но жизнь - это комплекс поступков. Здесь жизни нет. Текст о сломанной игрушке. Ни грустный, ни ироничный, ни поучительный. Никакой. Ничто ничего не стоит. Бессмысленный эксперимент. При всем при том, что техника безупречна.
  
   Рюмина М.В. "Эпоха Водолея"
   Читается легко. Даже слишком. Написано хорошим публицистическим языком. Обыгрывается модная идея нового тысячелетия, когда люди обретут сверхвозможности. (Читал тут недавно про "Детей индиго" - ухохатывался...) "Эпоха Водолея" - узнаваемый символ. Отчего ж не воспользоваться. Последняя же часть вызывает улыбку. Прошу заметить, что ее действующие лица - пророки и святые исключительно мировых религий, монотеистических, никаких вам языческих божков. Чувствуете тенденцию? Шутки шутками, а цель написания так и осталась не вполне понятной. Земные герои - рабочий день супермена. Они не делают выбора, не очищаются, не раскрываются (хотя намеки на это есть), не меняются. Значит, рассказ не о людях. Небесные герои думают, как обустроить Вселенную. Банально - не то слово. На уровне восприятия "а вдруг..." - рассказ хороший. Но являются ли гипотезы о сверхвозможностях и высшем патронаже достаточным поводом?
  
   Silence S. "Лаяд"
   Стремление. Порыв. Бег. Путь. Разбитые пальцы. Дверь, ключом к которой есть герой. Преодоление. Прежде всего - себя. Переход за грань. За порог. "Объяснение" - это, мол, вампир, - изрядно портит впечатление. Мне кажется, это совершенно неважно, вампир герой или хомячок с Альфа-Центавры. Здесь важно ощущение движения. Шутка "я же не дьявол какой-нибудь..." была бы особенно смешна в контексте средневековой культуры. В принципе я - за, несмотря на стойкое ощущение обмана - или неосознанной фальши...
  
   Асотников О. "Подруга смерти"
   Написано достаточно умело, читать интересно. Хорошие переходы между главками. Мотив "подруги смерти" любопытен. Однако присутствие Черного и Белого, на мой взгляд, совершенно излишне. Оно ничего не объясняет. Самоубийцам заказан путь на небо? Спасибо, мы помним. Но ведь не все разделяют дуальную систему мира, не все принимают христианскую этику. Здесь куда органичнее смотрелась бы Смерть как персонаж, как подруга Карины. Это отнюдь не делало бы возвращение героини невозможным.
   Очень четкий финал. Распутье на "шоссе в никуда".
  
   Узланер М. "Подарок Алоры"
   Хорошо. Сочно, ярко, образно. Немного покоробила фраза: "О, Великая Праматерь всего сущего на Земле. К Тебе обращается твой сын и возлюбленный". Уж не дедушка ли Зигмунд материализовался в углу? Я-то понимаю, что нет, но с такими двойственностями надо обращаться аккуратнее. Во избежание. А вообще интересный рассказ. Не совсем понятно, почему же святотатца не сожгли живьем сразу, но это не главное. Живая передача изменения мировосприятия героя, особенно в каземате Братства. И отличный финал. Есть, конечно, банальности и шероховатости, но по моему скромному мнению, не столь их много, чтобы испортить впечатление.
  
   Акимов В.К. "Проблема с Законом"
   Очень забавный рассказ. Тема не то чтобы новая (о кибернетической бюрократии уже однозначно писалось), но тем не менее вызывает улыбку. Приятно, что герой - человек образованный, не очередной классический сталкер. Чрезвычайно порадовала хитрая казуистика - возникло впечатление, что робот издевается над человеком. Также неимоверно порадовал финал. Молодец, Мэтью! Так держать!
   Я бы от себя добавил авада кедавру ;)))))
  
   Госсен П. "Десять хищных лун"
   Знали же, что мы любим маленькую Торенс (в этот момент из-за шкафа выглядывает, хихикая, призрак доктора Фрейда, однако получив по физиономии экспеллиармусом, грустно дематериализуется). Хорошо как продолжение цикла (помнится, Старый Ворчун отозвался о нем, как о подростковом комиксе, но мне не кажется, что это столь уж плохо, как раз наоборот). Но как отдельное произведение - извините, прихрамывает. Карикатурно-преувеличенные проявления эмоций (что, мне кажется, довольно странно для японского мальчика с самурайской фамилией Сато, но для аниме-комикса - приемлемо), бум-ца-ца экшн (выражаясь популярно), а главное - мотив единого во многом. Дайте угадаю. Саймак, "Все живые"? Позабавила идея возникновения принцессы Ким из примитивных ящеров-жуков.
   Есть мысль. В каком-то рассказе была кошка-волшебница. Давайте скрестим ее с Масаюки-сан, а потомство будем продавать на элитных выставках. А то в Хогвартсе пора делать ремонт, а Министерство ни кнута не выделило ;(
   Если честно - я жду продолжения приключений Торенс и Акиры.
  
   Сударева И. "Напротив"
   Отличная миниатюра. Емкая и четкая. Возможно, возникает вопрос - что говорит о "нереалистичности" этого текста? На первый взгляд - реализм, так сказать, в натуре. Никаких фантастических элементов, да и социальная подоплека просматривается. Однако следует принять во внимание условность происходящего. Проще говоря, "так в жизни не бывает", чтобы беды одного человека так соответствовали неприятностям другого. Впрочем, "в жизни все не так, как на самом деле", как говаривал Станислав Ежи Лец. Очень хороший контраст. И такое чувство холодной отстраненности. Ощущение застекленной дождливости.
  
   Узланер М. "Барсик"
   Нестрашная детская страшилка.
   Нет, определенное ощущение есть. Начинает создаваться атмосфера тревоги, страха, паники... И в высшей точке нить обрывается. Как будто в темной комнате включили свет. Девочка испугалась и отключилась, оградилась, отказалась идти дальше обыкновенной "страшилки". Остается лишь спросить: ну и что? Как меняется герой? Как меняется мир? Как меняется читатель?
   А никак. Жаль. Зачин хороший.
  
   Акимов В.К. "Кофе"
   Тоже рассказ из серии "ну и что?". Еще одна версия сотворения мира. Нашего, не нашего - не важно. Как же тут не вспомнить Сартра с его замечательным пассажем о том, что нам, в принципе, должно быть безразлично, есть ли Бог; мы должны действовать вне зависимости от этого. Идея того, что наш мир - компьютерная программа, игра, проект некоего модератора, - простите, не нова. Единственный, на мой взгляд, стоящий вывод из этого текста: каков творец, таково и творение. Но и это уже было где-то в истории христианских ересей...
   Увы-увы, космогония себя изжила.
  
   Усович Е.В. "Чудесные пряники"
   И что, простите, вы хотели сказать? Читается скучно, финал просчитывается на раз, герой безлик, идея банальна, псевдоафанасьевский псевдорусский псевдосказочный стиль отнюдь не вызывает умиления. Мотив Рождества как времени чудес в данной трактовке вызывает недоверие. Читали в детстве Гоголя? Вот там Рождество настоящее. Религия не вредна сама по себе - вредна пропаганда.
   И мораль четкая, однозначная, чтобы всем все сразу стало ясно. И отличный финал, но это не главное.
   Вам бы на конкурс "Героической сказки" - цены бы не было.
  
   Смирнов А.Г. "Только ты мини"
   Гм... физиология. Автор, пожалуйста, скажите, что это юмор. Нет? Не скажете?..
   Психологический портрет женщины-робота прописан отлично. Трагедию тоже можно было бы воспринять как трагедию. Однако мне не дает покоя одна может и глупая, но навязчивая мысль: если инженер создал настолько тонкую, совершенную, отчасти человекоподобную машину, то как же он забыл установить ей "тормозные" программы, ограничители, в конце концов, банальные сведения о прочности различных материалов? В итоге получается нелепая, смешная и оттого еще более ужасная смерть.
   Героиню-робота жалко.
  
   Белявский Г.П. "Правитель и народ"
   По поводу этого произведения имею только два слова... нет, не авада кедавра ;).
   Скоро выборы...
   P.S. У Пушка на такие тексты аллергия.
  
   Кленов В. "Маффины"
   По моему скромному мнению, рассказ сыроват. Потенциал образа маффина (маффина-врага; маффина-друга; маффина-чужого и т.п.) не использован. Герой меняется в своем отношении к маффинам, но отнюдь не к жизни. То есть, очередной рассказ на тему "а вдруг?", очередной раз хочется спросить: ну и что? Герой-Читатель-Мир: что меняется?
   Маффины - симпатичные. Но (уж вы извините) этого определенно не достаточно.
  
   Кайлин "Забытая улица"
   Хорошо. Есть ощущение перехода. Неспешного, постепенного, неотвратимого. Ощущение присутствия. Ухода в мир... иной. Действительно иной. Отличный момент: "испугавшись крика, на высоком столбе оживился динамик". В нашем, условно-первичном мире динамики не оживают. "Мир выглядел заброшенным" - прекрасно. А вот фраза из финала "Ради этого и стоит жить" - лишняя. Оно как бы и так понятно. Пусть читатель сам решает. Пусть сам пройдет свою забытую улицу.
  
   Blanka K. "Ландыши"
   Отлично. Тема пожилых людей - вообще очень благородная и трудная тема. Иногда их поведение кажется старческими причудами и капризами. В том смысле что "Когда же черт возьмет тебя..." и так далее. Подчас за этими странностями скрываются глубокие душевные раны, воспоминания, утрата, одиночество. Рассказ очень человечный. И уход - снова - уход - спокойный, естественный, радостный и грустный. И песня, старая песня, и первый танец, который навсегда останется первым...
  
   Емелюшка "Пой, менестрель"
   Отлично. Подкупает.
   Наверное, надо сказать, что это все банально. Наверное, надо пристыдить автора, что он пошло давит на жалость. Наверное, надо упрекнуть в заигрывании с вампирско-оборотническими стереотипами. Наверное. Но я не хочу.
   Пой, менестрель.
   Пой.
   Вот только "у нас впереди целая вечность"... Не работает, автор, не работает. Или... оно так и задумывалось? Слова и песни нежити - мертвы?
   P.S. Недавно видел в магазине фэнтезюшный роман с таким же названием. Неисповедимы пути коллективного бессознательного.
  
   Тищенко В.Л. "Ставки сделаны, ставок больше нет"
   Плутовской рассказ с участием "Высших сил" - Доброго и Злого. Азартным людям наверняка пощекочет нервишки. Мне же думается, что это авторская игра с ситуацией. И ничего более.
   Был один французский фильм с Депардье и Клавье... Там было забавнее.
  
   Джек "Обычная сказка (Эразм затевает убийство)"
   Весьма вы меня озадачили. Столько всего вплели в небольшой, по существу, сюжет...
   Чем мотивировано желание убийства? Почему именно отец становится жертвой? Прозорливый маленький Эразм вычислил, что у папы кто-то есть на стороне? И так наказывает папу? Бог любит троицу: в окне снова маячит призрак Фрейда?
   Финал неоправдан. Линия Эразма, которая идет сначала, незадолго до окончания грубо обрывается. Мальчик убил, никто его не нашел... ну и что? Что с ним было дальше? Эразм вам нужен только как средство? Как собственно персонаж он неинтересен? ;)
   Финальное моралите вызывает умиление своей наивностью - или псевдонаивностью. Вы нам показываете гнилое детское сердце? Благодарю, мне как раз не хватало для коллекции. Это предостережение? Постановка проблемы? Констатация факта? Почему маленький мальчик в девять лет состарил свое сердце и умертвил совесть? Это было бы чрезвычайно интересно.
   Также вызывает недоверие саморефлексия Эразма: "Его не волновала ни этическая, ни моральная сторона задуманного, ни сам процесс и ни вызываемые этой затеей чувства, а только мысль: "Не захочется ли ему, Эразму (еще такому нежному и молодому), убив однажды, убить еще раз?" Молодые и нежные не воспринимают себя молодыми и нежными. Разве что эмо, но это отвратительное явление явно из другой реальности, нежели городок Эразма. Кроме того, слова "этическая" и "моральная сторона" выбивают из текста. Это же не философский трактат. Та же претензия к первым предложениям следующего абзаца. Все эти абстракции вообще ничего не объясняют об Эразме как о человеке.
   "...мне становится удивительно, сколько простых, но в тоже время мудрых вещей могут знать маленькие дети, и как легко они (а вместе с ними и ты) способны разглядеть обман там, где взрослые его никогда не заметят", - о, великолепная подачка читателю!
   И это "...обратиться в нарциссизм"... Найдите синоним, а то мы тут подумаем, что это "сказка для взрослых" (да падет проклятие на ту голову, что выдумала сей термин)...
   Думаю, Эразм был бы как дома у нас в Слизерине.
  
   Есть еще много рассказов, о которых мне есть что сказать. Но не все сразу. Чуть позже. Настоящее зелье не достаточно просто сварить. Его надо отфильтровать и охладить. Зелье должно настояться...
  
    []
  

Always yours

Prof. S. Snape


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"