Ондатр: другие произведения.

О нужности всего сущего

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


  
   Глава первая. О небесспорной необходимости всего сущего, или Паровоз для машиниста
  
   "Паровоз для машиниста" - так называется классический рассказ-монолог Михаила Жванецкого. О чем там идет речь - можно, в общем-то, догадаться уже по названию. О системе, представляющей собой, в каком-то смысле, вывернутое наизнанку, но не ставшее от этого симпатичней общество потребления. В котором предназначение железнодорожного состава - не в том, чтобы перевозить пассажиров, а в том, чтобы обеспечивать работой машиниста и проводников; предназначение склада - в том, чтобы снабжать кладовщика... и так далее, и тому подобное.
   Я не собираюсь здесь и сейчас обсуждать, в чем предназначение литературы вообще и нереалистической прозы в частности. Я вообще, по большому счету, не вижу смысла в таком обсуждении: кто-то пишет для читателя - замечательно; другой заявляет, что под вкусы аудитории подстраиваются только ремесленники, а гении всегда идут своим собственным путем - и он тоже по-своему прав; третий пишет для Бога, четвертый - для потомков... Все молодцы, да лишь бы тексты хорошие были.
   Я хочу сказать несколько слов не о том, ДЛЯ кого или чего пишутся тексты. А о том, О ЧЕМ или О КОМ они пишутся. Слова эти будут, извините, грубоватыми, но зато доходчивыми. Так вот: значительная, если не большая, часть песен о певцах и книг о писателях - по большому счету суть особо извращенная форма духовного самоудовлетворения.
   Равно как и большая часть рассказов о художниках.
   Почему рассказы о том, как писатель пишет рассказ, считаются (и, зачастую, поделом) ползучим постмодернизмом со всеми вытекающими - ну, а про то, как художник пишет картину, значит, можно? Или - про волшебников, из которых каждый второй - никто иной, как более или менее тщательно замаскированный человек искусства?..
   Не вижу на то никаких веских причин.
   Дорогие Петухи и Кукушки, может, хватит уже воспевать друг друга, подразумевая, разумеется - себя и свою высокую миссию (многие, похоже, всерьез убеждены, что человечество существует лишь ради того, чтобы нести на своем горбу Храм Культуры)?..
   Чесслово, никому, кроме вас самих, это неинтересно - и дело вовсе не в умственной и духовной ограниченности неблагодарной аудитории...
   Однако!
   Из вышесказанного никоим образом не следует, что всякий и каждый рассказ о человеке искусства автоматически является вот этим вот самым, см. выше. Потому что в наше время, и для непрофессиональных литераторов, творческие командировки на производство, практиковавшиеся в эпоху соцреализма - это фантастика. Увы.
   Но в каждом сталеваре, и в каждом дворнике, и в каждом продавце-консультанте, и даже, возможно в каждом менеджере среднего звена... ну, не в каждом, пожалуй, но во многих из них... живет внутренний художник. Не в смысле - тот, который рисует. А тот, который Творит.
   И вот если писать об этом творце - тогда рассказ, совершенно вне зависимости от рода занятий героев и окружающей их обстановки, будет близок, интересен и, возможно даже, понятен каждому, в ком он, творец, еще жив.
  
   Прошу считать вышенаписанное в той или иной мере касающимся каждого финалиста. В том числе и тех из них, кто уже был упомянут в первых двух томах моего трактата.
  
  
   Глава вторая. О нужности всего сущего (в основном :-)
  
   Кабанова К.В., "Второй язык любви"
  
   Мне уже доводилось писать отзыв на этот рассказ.
   Не буду повторяться: текст с тех пор не стал хуже, а мои пристрастия если и изменились, то не слишком существенно.
   Я все так же полагаю, что тонкие и легкие, но крепкие и теплые вещи хороши не только тогда, когда речь идет о предметах одежды.
   И что самоирония в умеренных дозах - способна украсить даже и без того хороший текст.
  
  
   Ляпота Е., "Букет из еловых веток"
  
   Ну вот еще бы чуть-чуть, и получился бы приторный сиропчик.
   Но на сей раз божественные хранители вкуса и чувства меры проявили благосклонность.
   Возблагодарим же их за это!
   Честно говоря, даже и не знаю, что и добавить.
   Вроде бы, надо бы, но...
   Незачем, пожалуй.
   Это именно тот случай, когда грань между превосходным и преотвратным столь тонка, что ее и самому-то углядеть не всегда получается, не то что - на карте показать.
  
  
   Маранин И.Ю., "Опоздание"
  
   В данном случае "чем-то вы мне неуловимо напоминаете Брэдбери" - это коплимент.
   Хотя тема, конечно, скорее уж Азимовская...
  
  
   Микхайлов С.А., "Мир дверей"
  
   Вот многие почему-то считают, что жизненный путь рядового потребителя в обществе потребления - тема не то что даже очень простая, а прямо-таки примитивная.
   Дескать, ну а чего там разбираться-то? Куда копать, какие тонкости выискивать, если все и так понятно: общество потребления - это плохо, а плохо оно - именно тем, что устроено примитивно, жизнь в нем монотонная, все предопределено заранее, и никаких в нем нет нюансов, более того, они там невозможны по определению. Так что нечего их там и выискивать, не так ли?..
   Не так.
   Чертовски досадно встречать очередной талантливо, в общем, написанный текст, отличающийся от многих прочих только подачей, образным рядом; в сущности - лишь оболочкой для единственной идеи - одной и той же, несложной и, что еще более печально, неверной.
   А меж тем - если бы вялая монотонность существования была единственным существенным недостатком ОП, оно было бы подлинным венцом развития человеческого социума...
   Но - увы.
   И ведь отличный все-таки образ найден: буквальное прочтение родительской отмазки, пришедшей на смену классическим аисту и капусте. Сколько из него можно было выжать!...
   Опять-таки, не сложилось.
   И дело тут, по всей вероятности, не в мастерстве литератора.
   А во взгляде наблюдателя. Слишком уж постороннего.
  
  
   Нейм Н., "Домашнее задание"
  
   Честно говоря, я затрудняюсь четко и однозначно объяснить, чем конкретно мне не понравился этот рассказ.
   А он мне не понравился.
   Есть сразу несколько причин, и каждая из них сама по себе - ну, не то, чтобы недостаточно веская... но так, не слишком. Из разряда "мне вот лично кажется, что здесь автор не прав, но я могу и ошибаться, а обижать автора на основании смутных подозрений как-то не хочется".
   Тем не менее, по совокупности...
   Ну вот, например. Если великое изобретение, позволяющее залезать в головы давно умерших людей, каким-то образом связано с множественностью миров, то ведь миры-то - они же не только множественные, но и, по идее, не тождественные друг другу. Погибший в параллельном мире Лавуазье - не совсем тот, а, возможно, и вовсе совсем не тот же самый Лавуазье, что был казнен в нашем мире, в период нашей французской революции, не так ли?..
   Опять же, терпеть не могу "религиозную веру в науку", построенную строго по образцу авраамических религий: с храмами, служителями культа, символом веры и, разумеется, развитой мифологией, в которой не последнее место занимают великомученики.
   Надо отдать автору должное: он весьма далек от советской атеистической пропаганды, представлявшей Бруно во-первых, невинным агнцем и, во-вторых, пропагандистом идей Коперника. И все же...
   Но это все, в общем, ладно бы.
   Но когда в финале дело доходит до Иисуса - это уж, извините, такая даже не эклектика, а совершенно необузданная "ньюэджевщина", сливающая все и вся в единый котел "вселенской любви", что для меня уж совсем слишком.
   В общем - отсутствие такта и чувства меры.
   Где-то так.
  
  
   Кусков С.Ю., "Губернаторская охота"
  
   Приятно все-таки увидеть в финале по-настоящему острую и злободневную вещь.
   Причем, несмотря на музыкальную атрибутику, не сбивающуюся на "паровоз для машиниста" ("песню о певце", в данном случае).
   По настроению рассказ неуловимо напомнил "Святочный киберпанк". И это, в данном случае, комплимент!
  
  
   Кишларь С., "Мария-туманница"
  
   Самое, пожалуй, интересное в этом рассказе - его финал.
   Никак не ожидаешь, что скучноватое, прямо скажем, повествование, начинающееся и развивающееся в духе "а вот еще был случай..." закончится вместо стандартного "...и тишина!" - такой вот мощной постановкой серьезных вопросов. Да еще без заготовленных заранее ответов - дескать, а теперь, читатель, решай за себя сам.
   Это само по себе замечательно.
   Только вот... слишком уж, все-таки, внезапно наступает финал. И задуматься-то, собственно, как раз и не успеваешь: только вздрогнешь, пробуждаясь - а рассказ-то уже и оборвался.
   Как-то все-таки надо бы заранее такое подготавливать.
   А то четыре пятых текста читаются как очень затянутое вступление.
  
  
   Смоленский Д.Л., "Галерея Труффа"
  
   Здорово!
   Хотя, по-моему, рассказ следовало бы все-таки... ну, подсократить-то вряд ли получится - так хоть динамичности добавить.
   А то структура у текста - как у юморески или детектива: сначала долгая-долгая экспозиция, а потом, в финале, в нескольких фразах раскрывается вся суть и соль.
   Но ведь не детектив же, и не юмореска! Среднеформатный, так сказать, рассказ, но при этом - со смысловой нагрузкой, которой могло бы хватить, в принципе, и на повесть.
   По-моему, лучше было бы эту самую нагрузку все-таки поравномернее распределить.
  
  
   Ступицкий С.Л., "Ганс"
  
   Да, нередко бывает так: человек старается как лучше, несет людям добро и радость, а приносит... ну, в общем, потом обижается, обзывает "неблагодарными" тех, кого хотел осчастливить. А другой человек - тоже старается, но не во имя высоких идеалов, а просто для своего интереса-развлечения, или даже просто за деньги... и, в конечном итоге, приносит людям добро и радость. Что характерно, порой даже и не догадываясь об этом.
   Сложная штука - жизнь, да и смерть, надо полагать, не слишком-то проста.
   Только почему, все-таки, "Ганс"? А не "Фриц"?.. А впрочем, какая, в сущности, разница...
  
  
   Deadly.Arrow, "Пилот"
  
   Все было бы совсем замечательно, если бы не одно важное обстоятельство: капитан на корабле - он не просто так, только чтобы фуражку носить. Именно капитан принимает решения, и он же отвечает за все. А не пилот-рулевой. И, сдается мне, на космическом флоте порядки будут примерно такими же, как ныне - на морском и на воздушном. А в этом рассказе - прямо-таки какая-то пиратская вольница описывается, а не торговый и не пассажирский флот!..
   А в остальном - редкий случай добротного звездного приключения... в здоровом авантюрном духе... пожалуй, раннего Хайнлайна.
  
  
   Томских В., "Увидеть солнце"
  
   Хоть название-то можно было выбрать не столь явно указывающее на развязку - "...и умереть"?!
   Впрочем, и это не помогло бы.
   Потому что - даже не банальность: шаблон.
   Знаете, романы Стефании Майер - они и сами-то по себе, скажем так, не первой свежести, а уж вал вдохновленной ими романтической (не)мертвечины...
   И только несколько ярких деталей не позволяют рассказу мгновенно стереться из памяти, зато позволяют надеяться, что автор все-таки способен на нечто лучшее. Если научится "видеть солнце" не в чужих растиражированных историях.
  
  
   Попова А., "Девочка и ее Пес"
  
   Хочется написать "ниасилил, патамушта стихи".
   Ну, то есть - и в самом деле не осилил. Прочесть-то прочел, а смысла не уловил совершенно.
   И, видимо - потому что, конечно, не стихи в строгом смысле слова, но - "лирика".
   Причем - современная поп-песенная.
   Построенная на отрывочных, чтобы не сказать - бессвязных, образах.
   В общем, нечто совершенно не в моем вкусе...
   Поэтому порицать не буду, но и хвалить - не вижу, за что.
  
  
   Сырцова А., "Цена сентября"
  
   Интересный сюжет - но не очень, на мой взгляд, удачная реализация замысла.
   Насколько я понимаю, автор предполагал построить повествование на контрасте между меланхоличностью осеннего отеля, где ничего, в сущности, не происходит - все только ждут, пусть очень напряженно, когда же с ними что-то произойдет, а кругом осенний раскинулся парк... - и драматичными событиями ("а тем временем...") в реальной жизни.
   К сожалению, контраста не получилось: получился диссонанс.
   На мой взгляд.
   Может быть, будет лучше, если чувства главного героя тоже слегка приглушатся, в тон окружающей обстановке; пусть он переживает, конечно - но... не так остро. Достаточно, если он будет переживать сильнее всех прочих.
   В конце концов, само это место предназначено для неторопливого ожидания - разве оно само по себе не должно успокаивать, убаюкивать "постояльцев", настраивая их на философский лад, на примирение с судьбой, какой бы она ни была? А у вас оно не то, чтобы "злое"... но, скажем так, нервирующее.
  
  
   Беленкова К., "Скала Алмазов", "Улыбка Бубыкиной"
  
   Даже интересно: сколько рассказов можно извлечь из одной темы, прежде чем слово "извлечь" захочется заменить на "выжать", а то и, упасиоспади, на "выдоить"?..
   Нет, ну в самом деле: счастливые чудаки, приносящие счастье окружающим - они, конечно, прекрасны... Но все же, будь я редактором в издательстве - ни в коем случае не стал бы включать в один сборник все три попавших в финал текста К. Беленковой.
   При том, что "Улыбка", например, сама по себе великолепна. Действительно - чУдное и чуднОе чудачество, при этом - вполне себе логичное своей собственной внутренней логикой. К тому же "Улыбка" не просто радостна - она иронична и даже самоиронична, а самоирония, по-моему, украшает любой текст.
   "Скала Алмазов" - напротив, самый серьезный текст из тройки - и самый слабый. Все-таки серьезность этой теме определенно не идет. Веселое чудачество - это веселое чудачество, а серьезное чудачество - это уже нелепица, а то и, извините (не про вас), придурь.
   К тому же сюжет "Скалы" - настоящее лоскутное одеяло, сшитое из разнородных фрагментов. Нет, что вы, никаких обвинений в плагиате! И сшито аккуратно, и сами фрагменты, скажем так, давно уже перешли в общественное достояние... или изначально им были (например, волшебные алмазы, превращающиеся в воду в кошельке неправильного человека). Но... хотелось бы все-таки чего-то более оригинального. Вроде "Бубыкиной". Но, наверное, уже все-таки не про чудаков?..
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) Н.Самсонова "Отбор не приговор"(Любовное фэнтези) Ю.Ларосса "Тихий ветер"(Антиутопия) Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"