Аэропорт Шарль де Голь. Перрон шаттл-поезда. Последний день мая этого года.
Средних лет и спортивного телосложения мужчина скорым шагом приближался к открытым дверям беспилотного вагона шаттла, курсирующего между терминалами парижского международного аэропорта и подземными паркингами для автомобилей.
Одетый в отлично сшитый костюм джентльмен катил за собой чемодан и озирался по сторонам. Нужного ему указателя на перроне не было. Он заглянул в открытую дверь вагона и, не обращаясь ни к кому конкретно, властно спросил пассажиров:
- Где поезд до Парижа?
Многонациональная толпа, только что прилетевшая со всего мира, проигнорировала его вопрос. Тем более задан он был на английском. Американец слегка повысил тон и спросил вновь. Реакции - ноль. Я не выдержал и ответил:
- Этот шаттл курсирует только между терминалами.
Я хотел закончить мысль и уточнить, что железнодорожная станция, с которой в Париж отправляются поезда, находится в двух остановках от нас, но он не дал мне закончить.
- Я не спрашиваю куда идёт этот поезд, я спрашиваю откуда отправляется нужный мне.
В этот момент прозвучала мелодия, предупреждающая пассажиров о скором закрытии дверей.
- Садись в вагон, - сказал я. - В пути я всё тебе объясню.
К этому моменту я уже понял, что передо мной находится привыкший управлять людьми бизнесмен. Его требовательный голос и твёрдый взгляд импонировал мне. Независимая манера поведения выдавала в нём человека отвечающего за принятия важных решений. Я не знал идёт ли речь о крупных финансовых потоках или о судьбах тысяч людей, но то, что рядом со мной стоит один из руководителей крупной американской компании, мне было абсолютно ясно. И ещё я понял, что по какой-то причине, партнеры по бизнесу не встретили его в аэропорту и теперь он должен добраться до Парижа, непривычным для себя транспортом.
- Вам куда в Париже? - спросил я его через пару минут пути.
- Сейчас узнаю, - ответил он и достал Смарт-фон.
- Привет, - не обращаясь к абоненту по имени, сказал джентльмен. - Да, я прилетел. Оставь свои извинения, я уже еду в вагоне какого-то беспилотника. Скажи лучше, как добраться до твоего офиса? Не надо высылать за мной машину. Это будет дольше. У меня через шесть часов обратный рейс. Говори на какой станции мне выйти. Конкорд? Хорошо. Я позвоню когда доберусь до туда.
Закончив разговор он стал искать в гугле карту метрополитена столицы Франции.
- Брось, - остановил я его. - Я знаю где находится станция метро Конкорд.
- Тот поезд, на который мы пересядем, там останавливается?
- Нет, - ответил я и вновь хотел пуститься в разъяснения о том, где стыкуются поезда железной дороги и метрополитена, и опять не успел. Он снова меня перебил.
- А как же я тогда туда смогу добраться?
Как я его понимал. Привыкший командовать руководитель, вынужденный периодически общаться со среднестатистическим гражданином, иногда проявляет нетерпение к чужой медлительности или тугодумию.
Я улыбнулся, его характер был сродни моему. Я такой-же. Зачастую бываю нетерпелив и раздражителен к окружающим, особенно когда спешу успеть в нужное мне место, а сталкиваюсь с "тормозами".
Шаттл остановился у терминала "Один" и рассказывать незнакомцу о схеме местного метрополитена было уже некогда. Я принял ответственность за доставку незнакомца до нужного ему места на себя.
- Следуй за мной, - коротко скомандовал я и скорым шагом ринулся из вагона в сторону нужного нам тоннеля. В переходе было многолюдно.
Бизнесмен принял моё лидерство и старался не потерять меня в толпе из виду. На нашем пути к железнодорожному перрону стояли платёжные терминалы, а в дюжине шагов за ними виднелись заградительные турникеты. Я вынул из карманна две предоплаченные пластиковые карты и отдал одну из них ему.
- Проведи ей над розовым кругом разделителя, - бросил я на ходу и показывая пример, прошёл железную преграду впереди него. Он последовал за мной.
- Что это было?
- Я сэкономил тебе десятку и пять-семь минут твоего драгоценного времени, - ответил я и указал ему на очередь в билетную кассу, оставшуюся позади нас.
- Я возмещу, - тут же ответил он.
- Нет нужды. Эта карточка принадлежала моей жене, она только-что улетела обратно в Канаду. У меня есть своя, так что пользуйся ей пока не прибудешь до нужной станции. Когда доедем до места - вернёшь её мне.
- Ты поедешь со мной?
- Да.
- Тебе тоже нужно быть на станции Конкорд?
- Нет.
- А зачем же ты поедешь туда?
- Тебя провожу до самой Триумфальной арки, а потом поеду туда, куда нужно мне.
- Не понимаю, зачем ты это делаешь?
- В детстве я прочитал сказку Антуана де Сент-Экзюпери под название "Маленький принц". В ней лис сказал принцу золотые слова: "Люди забыли эту истину, но ты не забывай. Мы в ответе за тех, кого приручили". По жизни я следую совету лиса. В данном случае, я чувствую ответственность за тебя. Я предложил тебе помощь и теперь не могу бросить тебя на половине пути.
- Почему?
- Да хотя бы потому, что пройдя по моему проездному на поезд, ты не сможешь доехать до нужной тебе станции метро без билета. В подземке касс нет. Ты даже выйти из метро не сможешь, потому что в Париже турникеты расставлены не только на входе, но и на выходе. Если тебя в переходе или на платформе поймают контролёры, то ты заплатишь сотку евро штрафа, потеряешь кучу времени и, в придачу, испытаешь стресс. А перед важной встречей он тебе ни к чему. Так что, взявшись помогать я доведу дело до конца.
Он ненадолго задумался, а потом сорок минут пути от аэропорта до сердца Парижа, станции Шатле-Ле-Аль, расспрашивал меня о моём жизненном пути и проверял мой кругозор.
Широкий спектр его интересов сперва ввёл меня в замешательство. Он прыгал с одной темы на другую, едва выслушав первые фразы моих ответов. С такой манерой общения я раньше не сталкивался, хотя имею опыт работы в офисах второго этажа власти.
По долгу службы мне доводилось отвечать на вопросы министров и флотоводцев.
Порой бывало сложно уследить за полётом мысли руководителей стоящих на четыре-пять ступеней выше тебя в иерархической лестнице. Скорость мышления людей такого уровня гораздо выше, чем у большинства населения. Поэтому, нам иногда кажется, что в череде вопросов власть имущих нет логики. Нужно стоять на одном с ними уровне, в худшем случае - на ступеньку ниже, чтобы понимать как они связывают между собой последовательные вопросы. Например такие:
Первый: - Что там с атомными электростанциями?
На него следует мой развёрнутый ответ, а за ним я получаю:
- А как там казаки?
Где связь? Какова логика босса? О каких казаках идёт речь? И какое они имеют отношение к выработке электричества при помощи цепной реакции деления ядер плутония?
Я выкручивался и был благодарен, что меня выслушивали и не перебивали.
Со случайным попутчиком было всё иначе. Только я начинал отвечать на вопрос об Арктическом совете и интересах его восьми государств-членов, как он тут же интересовался перспективами экономического взаимодействия стран Дальневосточного региона, затем затронул Карибский бассейн, а после - отношения между Буэнос Айресом и Монтевидео. Почти час мы прыгали по мировой политике и экономике как два кузнечика по травяному лугу.
В одиннадцать утра мы поднимались из подземки по длиной гранитной лестнице. Я шёл чуть впереди него и когда над парапетом показалась Триумфальная арка, оглянулся на попутчика. Американец волочил за собой чемодан, с трудом поднимая и опуская его на каждую ступеньку.
- Не повезло тебе. В Париже на центральных станциях неглубоко залегания нет эскалаторов.
- Их и в Нью-Йорке нет. Но у нас хотя бы железные рельсы уложены, для колёсиков чемоданов.
- Извини, что не помогаю тебе с багажом, - сказал я. - Считаю, что это было бы слишком.
- Не проблема, я и так тебе должен.
- Забудь, - ответил я и протянул ему руку на прощанье.
Задержав мою ладонь чуть дольше, чем того требовали приличия, попутчик достал из кармана визитную карточку и дал её мне.
- Разыщи меня и я найду применение твоим знаниям.
Я кинул взгляд лицевую сторону и убрал визитку в карман. Три огромные буквы теснённые на ней мне ничего не сказали. Поблагодарив его за предложную помощь, я спустился обратно в метро. В трудоустройстве я не нуждался и поэтому на несколько недель забыл об американце и его визитке.
Разбирая чемодан по возвращению в Канаду, среди вещей я обнаружил маленький прямоугольник плотной бумаги и внимательно изучил его. Прочитав название организации и должность моего попутчика, я понял, почему человек, которому я вызвался помочь, вёл со мной диалог в такой странной манере.
Вице-президента консультативной компании с мировым именем, занимающей целый этаж в новом здании Мирового Торгового Центра на Манхеттене, не интересовали ответы на заданные им вопросы. Он проводил со мной интервью для приёма на работу.
Проявив интерес к человеку, готовому оказать безвозмездную помощь первому встречному, второе лицо компании, с персоналом в несколько десятков тысяч сотрудников, решил добавить в свой штат ещё одного аналитика.