Соболевский Олег Александрович: другие произведения.

Психоанализ интерьеров

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:


   "Психоанализ интерьеров"

ВВЕДЕНИЕ

  
  
   Уважаемые читатели, вы когда-нибудь пытались понять язык, на котором говорят ваши собственные вещи? А услышать важные сообщения шкафов и стульев, принадлежащих друзьям, к которым вы пришли в гости? Если вы подумали, что речь в этой книге пойдет о чем-то сверхъестественном, то... ошиблись.
   Эта книга посвящена описанию реально существующего языка -- языка интерьеров, и тому, как люди с его помощью общаются друг с другом. Из чего складывается этот язык и как научиться понимать его "без словаря"?
   Все дело в том, что люди создают, обустраивают, украшают свое жилище, исходя из своих представлений и знаний о том, как должно быть организовано жилое пространство. Эти представления не всегда осознаются самим человеком. Проще говоря, далеко не каждый может объяснить, почему он выбрал обои именно такого цвета, или что его заставило поставить обеденный стол именно на это место. В действительности любое действие, производимое человеком в своем доме, имеет конкретную психологическую подоплеку. И на вопрос "откуда чему взяться в интерьере?" есть только один ответ -- из нашей психики! Наши представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", что такое пошлость и что такое красота, материализуются в обстановке наших домов.
   Помочь читателю научиться понимать язык предметов, дать новую точку зрения на многие обыденные поступки и действия -- вот главная цель автора этой книги.
   Итак, расположение предметов в пространстве и их особенности символизируют психические процессы, происходящие в человеке. Другими словами, то, что происходит в нашей душе, находит воплощение в предметной атмосфере, в которой мы живем. Простой пример: иногда вещь мешает нам перемещаться по комнате, а мы ходим вокруг нее, словно боясь к ней прикоснуться, убрать или переставить в другое место. А иногда мы подолгу держим в руках предмет, пытаясь найти ему подходящее место в своей квартире. А откуда вообще берется представление о "подходящем месте"? Как мы определяем оптимальное расположение вещи? Можно сказать, что мы делаем это на основании своего чувства пространства, а также согласуясь с принципами рациональности, которым подчинено устройство нашего жилища. Каждый квадратный сантиметр жилья так или иначе учтен нами и "поделен" между членами семьи.
   Но если все устроено так разумно, почему же тогда в наших квартирах встречаются разного рода нелепицы? Один мой знакомый держал в квартире мотоцикл, так как у него не было гаража, и он, насладившись ездой с ветерком по дорогам Подмосковья, затаскивал своего "железного коня" в квартиру. Почему-то наш байкер никогда не задумывался, что это мешает остальным членам его семьи.
   Чем объясняются подобные казусы? Почему люди так сильно зависят от вещей, подчас не имеющих практического значения и приносящих больше хлопот, чем удовольствия и пользы? Попробуем в этом разобраться.
   Мы стремимся насытить пространство разными вещами, расставить их таким образом, чтобы сделать помещение удобным и функциональным.
   Предметы, составляющие обстановку дома, выполняют определенные функции, но нередки случаи, когда вещи используются не по своему прямому назначению. А многие вещи изначально задуманы как универсальные.
   Интерьерные вещи, как правило, специально приобретаются для удовлетворения бытовых нужд и потребностей. Некоторые из них имеют бесспорное практическое значение для повседневной жизни человека -- это шкафы, кровати, столы, стулья и прочая мебель, посуда. А иногда в качестве деталей интерьера выступают странные, на первый взгляд, предметы. Это может быть норковая шуба, вывешенная летом в прихожей, или вышеупомянутый мотоцикл. Их наличие в данное время в данном месте вызывает справедливый вопрос: зачем? Думаю, что, прочитав эту книгу, вы научитесь давать на него ответы, которые помогут вам лучше понять себя и своих близких.
   К слову сказать, любая хозяйка считает расположение предметов в своей квартире оптимальным, и готова до последнего отстаивать правильность своей точки зрения -- с этим мне не раз приходилось сталкиваться в моей практике. Любое замечание, сделанное подругой, ведет к спору или к обиде. О чем это говорит? Да о том, что пустяковые, на первый взгляд, детали интерьера задевают тесно связаны с важными особенностями нашей психики.
   В нашем быту все кажется простым и понятным, но на самом деле в этой обыденности внимательный наблюдатель может разглядеть предпосылки многих кризисных ситуаций. А, как известно, "кто предупрежден, тот вооружен": любую проблему легче решить на начальной стадии ее формирования, а не тогда, когда все уже запутано и запущено до крайности. Вот такую наблюдательность мы с вами и постараемся развить.
   В качестве примера, впрочем, очень конкретного и реального, хотелось бы рассмотреть комнатные растения. Пожалуй, именно они в наиболее полной мере отражают особенности жизни семьи в данном пространстве. Как правило, цветы ставят на подоконники, шкафы или на пол. Очень редко для цветка освобождается центральное, специальное место в пространстве помещения. Если же это так, то растение, очевидно, символизирует власть истинного хозяина ситуации и говорит о присутствии нарциссичной личности, которой окружающие постоянно уделяют особое внимание и которую окружают заботой.
   Больные цветы символизируют болезнь кого-то из членов семейства. Изначально они находятся или в глубине помещения, там, где мало света и где им уделяется недостаточно внимания. Но если заболевший получает от близких внимание и тепло, то цветок сразу перемещается на нормально освещенное место, где автоматически получает большее внимание. А вот когда семейные отношения далеки от идеала, и болезнь одного члена семьи оставляет других равнодушными, то и цветок не получит нового места под солнцем. Он будет хиреть и увядать.
   Человек формирует среду своего обитания по образу и подобию своего психического мира, частично вынося наружу конфликты, вытесненные в бессознательное. Так, если в младенчестве ребенка слишком рано изолировали от матери, то в интерьере непременно будет некий символ, представляющий эту несправедливость. Если мать слишком плотно опекала ребенка, то в помещении, где он будет жить уже взрослым, практически не будет свободного места. Если отец по каким-то причинам не принимал активного участия в воспитании ребенка, то в спальне будет находиться письменный стол, символизирующий занятость отца.
   Порой семейная система, созданная человеком, становится как бы зеркальным отражением того, что происходило в его жизни до брака. Он будет стремиться компенсировать детские разочарования и обиды, но в этом случае его собственная семья не будет нормально развиваться -- на основе вытеснение и обезличивание детских переживаний сложно создать нечто гармоничное.
   Завершая вводную часть своего повествования, хочу обратить внимание читателей на то, что традиция исследования характера человека на основе анализа среды его обитания, существует не только в науке, но и в художественной литературе. Так, великий знаток человеческих душ Ф. М. Достоевский виртуозно использовал этот прием, раскрывая мотивацию своих героев. Описанием их жилищ он нередко дополнял психологические портреты. Таким образом он создавал наиболее "объемный" образ своего персонажа. Позволю себе привести показательный в этом смысле отрывок из романа "Идиот", в котором описывается дом Семена Рогожина.
  
   Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он (князь Мышкин) сам удивился своему необыкновенному волнению; он и не ожидал, что у него с такою болью будет биться сердце. Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: "Это наверно тот самый дом". С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью внизу меняльная лавка. Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху. И снаружи, и внутри, как-то негостеприимно и сухо, все как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома, -- было бы трудно объяснить. Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: "Дом потомственного почетного гражданина Рогожина".
   Перестав колебаться, он отворил стеклянную дверь, которая шумно за ним захлопнулась, и стал всходить по парадной лестнице во второй этаж. Лестница была темная, каменная, грубого устройства, а стены ее окрашены красною краской. Он знал, что Рогожин с матерью и братом занимает весь второй этаж этого скучного дома. Отворивший князю человек провел его без доклада и вел долго; проходили они и одну парадную залу, которой стены были "под мрамор", со штучным, дубовым полом и с мебелью двадцатых годов, грубою и тяжеловесною, проходили и какие-то маленькие клетушки, делая крючки и зигзаги, поднимаясь на две, на три ступени и на столько же спускаясь вниз, и наконец постучались в одну дверь.
  
  
   Я твердо уверен в том, что мы подлинно узнаем человека, только побывав у него дома. Характер любого из нас непосредственно влияет на условия нашей жизни, и если хотите, наоборот, среда обитания во многом определяет наш характер. Предлагаю уважаемым читателям научиться извлекать пользу из знания и понимания этих закономерностей!
  

Часть 1.

УЧИМСЯ ВИДЕТЬ ОЧЕВИДНОЕ

  

Что такое хорошо и что такое плохо в семейной системе

  
   В созданной общими усилиями обстановке дома семья не только живет, но и развивается. И если не знать хотя бы самых общих законов, по которым осуществляется это развитие, вряд ли можно научиться понимать язык интерьеров.
   Семейные системы могут быть функциональными или дисфункциональными. Функциональной может считаться семья, где все здоровы и довольны жизнью. Если семья дисфункциональная, то, скорее всего, кто-то из ее членов страдает как соматическими, так и психическими заболеваниями, удовлетворение собственной жизнью у членов семьи отсутствует, и, как следствие, ориентируется эта семья либо на недостижимое материальное состояние, либо на отрицание значимости материального продукта вообще.
   В сбалансированных семейных системах желание поддерживать хорошие отношения между всеми членами системы является неотъемлемой частью взаимодействия.
   Гармоничные семейные отношения предполагают равноценное распределение материальных ресурсов между всеми членами семьи, в том числе, и равномерное территориальное деление. Счастливая семья может частично игнорировать принятые в нашей культуре стереотипы поведения, например: "мужчина обязан зарабатывать деньги и содержать семью", "женщина должна тащить на себе домашнее хозяйство, быть, в первую очередь, хранительницей очага".
   Чтобы семья могла претендовать на звание гармоничной и функциональной, личное пространство в ней не должно подвергаться агрессивным нападкам извне. У каждого члена семьи должна быть его территория, где только он может распоряжаться всеми вещами. Личные вещи человека должны принадлежать только ему. Одним словом, в функциональной семье свято соблюдаются личные границы человека. Сознательно или бессознательно, но каждый член семьи соизмеряет свои действия с действиями своих близких. А интерьер же может рассказать о том, что именно мешает членам семьи понимать потребности друг друга.
   Обстановка в жилище функциональной семьи уютна и воплощает сочетание представлений членов семьи о гармоничности, защищенности и функциональности пространства. Эта среда и является одним из продуктов семейной жизни.
   Еще один важный показатель -- есть ли у каждого из членов семьи возможность заниматься творчеством, причем в той сфере, которая ему действительно интересна. Для того, чтобы человек мог творить, нужна весьма специфическая обстановка. В первую очередь, она должна соответствовать внутреннему миру человека. В идеале, сначала сам человек должен создать интерьер своего жилища. Только после этого он может нормально жить и наслаждаться собственным творчеством.
   Когда создается интерьер нового помещения, очень важно, чтобы человек, которому предстоит в этом помещении жить, ориентировался на свое внутреннее представление и на мнения остальных членов семьи, а не на мнения посторонних людей, не являющимися специалистами в данной области.
   В этой связи стоит упомянуть о роли дизайнеров в процессе создания семейного очага. Дело в том, что хороший дизайнер, должен быть не столько "конструктором", сколько психологом интерьера. Хороший дизайнер бессознательно считывает типы характеров членов семьи, а потом воплощает их образы в интерьере, создавая для каждого наиболее подходящую обстановку.
   С моей точки зрения, при строительстве собственного дома, перепланировка квартиры обязательно нужно консультироваться со специально подготовленным психологом или дизайнером. Ведь, в конечном счете, именно эти специалисты помогают человеку осознать природу своих потребностей. В конечном счете, психолог помогает обрести мир и гармонию в семейной жизни, а дизайнер создает пространство для этого благополучия.
   На территории функциональной семейной системы должны проживать представители только двух поколений: жена, муж и их дети. Если в семейной системе присутствует третье поколение -- бабушки, дедушки, -- то семья автоматически становится дисфункциональной.
   Еще одно важное отличие функционального семейного пространства от дисфункционального -- наличие нейтральной территории, на которой все члены семьи имеют равные права и свои собственные места. Это очень важная часть семейного пространства, и именно по ней можно судить о гармоничности семьи, о том, все ли имеют в ней равные права.
   В функциональной семье один супруг всегда найдет в себе силы рассказать другому о причинах своего недовольства его поступками или словами, но сделает это так, чтобы не обидеть и не унизить его. Нужно уважать право другого человека на совершение ошибок и стараться исправлять их общими усилиями, без упреков и оскорблений.
   Необходимо общими усилиями создать среду, в которой отношения между супругами строятся на основе взаимного уважения и принятия проблем другого человека. Среду, в которой люди развиваются сами и способствуют развитию детей.
   При объединении людей в семью их личности подвергаются серьезной перестройке. Результат этих изменений -- новое психологическое образование, семья. Это новое образование заставляет людей пересматривать свои взгляды на межличностные отношения, предъявляя к ним целый ряд новых требований. Можно без преувеличения сказать, что для каждого из супругов начинается новая жизнь, не похожая на прежнюю.

В гостях у экстравертов и интровертов

  
   Гармония в семейных отношениях зависит, помимо всего прочего, от готовности партнеров контактировать с внешним миром, их потребности в общении с другими людьми. А устройство жилища может многое рассказать нам о том, насколько открытой или, напротив, замкнутой системой является семья в целом.
   Бывает так, что интерьер квартиры притягивает к себе хозяев, а бывает, что он их... отталкивает! С чем это может быть связано, и о каких индивидуальных особенностях свидетельствует та или другая ситуация? О чем может поведать интерьер, который "выталкивает" своих хозяев за пределы их жилища? Конечно же, о том, что данная семья явно экстравертирована. Экстравертам свойственно желание постоянно общаться с людьми, по-настоящему жить лишь вне дома, используя квартиру только как место для сна (возможно, только дневного, так как экстраверты часто ведут "ночной образ жизни"). У меня был опыт работы с экстравертированными семьями, и мне приходилось подолгу ждать каждого члена семьи -- они постоянно были чем-то заняты: разговаривали по телефону, принимали гостей, назначали на время сессии другие встречи.
   Работать с такими семьями было трудно, но интересно, поэтому расскажу об одной из них подробнее.
  
   В интерьере квартиры постоянно все менялось. Даже мебель в гостиной они умудрились поменять в течение двух месяцев, так как прежняя их перестала устраивать.
   Обстановка их квартиры чем-то напоминала музей. Но не по наполнению редкими экспонатами, а по разнообразию стоящих в ней вещей. Одно время я называл эту квартиру "лавкой современности", так как вещи покупались только самых последних модификаций, особенно бытовая техника и музыкальная аппаратура. Этих людей буквально распирало желание отправиться на "тусовки", вечеринки, в магазины. Трудно было понять, как они вообще до сих пор остаются друг с другом. А на самом деле они искренне друг друга любили!
   В какой-то момент нашей работы, я почувствовал, что и меня распирает желание покинуть это помещение. Меня охватило желание общаться с людьми, не задумываясь о том, нужно мне это общение или нет.
   Кстати, в гостиной у этой семьи стояло два телевизора. Я спросил, зачем им два телевизора в одном помещении. Оказалось, что иногда они смотрят по ним передачи следующим образом: каждый смотрит свой "телек", постоянно обмениваясь впечатлениями!
  
   Интерьер интровертированной семьи допускает наличие гостиной, но... ее члены там появляются крайне редко, так как практически все время сидят "по своим углам". "Вытащить" таких людей на общение крайне сложно, поскольку они постоянно думают о чем-то своем. Интерьер интровертов заполнен книгами, журналами и газетами, которые могут быть везде: на кухне, в спальне, в туалете.
   Интроверты редко доверительно общаются вне своей семьи, поэтому гостей в их доме практически не бывает и сами они редко выбираются из своего "логова" в гости, так как им жалко "тратить время на глупости".
   Как правило, семейные союзы создаются из интровертов и экстравертов -- это позволяет естественным образом сбалансировать семейную систему. Такие "комбинированные" семьи могут быть амбивертированными, то есть готовыми проявить и то, и другое свойство. Большинство семей, с которыми мне приходилось работать, были именно такими.
   В таких семьях интерьер крайне функционален и может меняться в мелочах каждый день. С утра он выталкивает своих владельцев наружу, а вечером превращается в "логово", где у каждого есть свое место для раздумий, и дает своим владельцам возможность пополнить энергетический жизненный потенциал, ведь если экстраверты получают энергию в общении с людьми, интроверты наоборот -- только когда остаются в одиночестве.
   Независимо от "открытости" или "закрытости" семейной системы, если семья не является функциональной, то, как любая система, она будет стремиться поддержать свой системный статус любыми средствами. Сложно? Поясню.
   Итак, если семья дисфункциональная, то в ней присутствует парадокс -- "мы не хотим жить так, как мы живем, но мы не можем ничего изменить в нашей жизни". Почему "не можем"? Дело в том, что в таких семьях часто происходит, как говорят психологи, ролевое смещение: изменение роли и функций одного члена семьи влечет за собой взятие на себя этих функций другим членом семьи. В результате семья теряет способность к развитию, и, как следствие, члены семьи становятся не способными к нормальному удовлетворению своих собственных потребностей.
   В семейной системе множество событий происходит в одно и то же время. Каждое действие, которое совершается в семье, является неким сообщением для всех ее членов. Сообщения бывают как словесными, так и не словесными. Каждое сообщение заставляет других членов семьи реагировать и совершать ответные действия, хотя сами люди редко отслеживают эти причинно-следственные связи. Единственной возможностью выявить эти взаимосвязи становятся... скандалы -- конфликтные ситуации, во время которых члены семьи обвиняют друг друга в совершении действий, приведших к нежелательным последствиям. Как не парадоксально, именно такие конфликты показывают членам семьи их взаимную зависимость и привязанность друг к другу, проясняют позиции членов семьи, но ровно настолько, насколько это прояснение границ принято в данном семействе.
   В большинстве случаев положение дел в семье остается неизменным до тех пор, пока не происходит некое масштабное событие, которое заставляет систему меняться. Это может быть рождение ребенка, смерть кого-то из родителей, резкое улучшение материального положения семьи и, как следствие, улучшение жилищных условий.
  

Семейная мифология и ее сюжеты

  
   Совместная жизнь -- это непрерывная учеба. Изучают члены каждой семьи один, но очень сложный и интересный предмет -- умение жить вместе. И, как и любые ученики, они совершают в процессе "обучения" немало ошибок. Нельзя забывать о том, что каждый из супругов воспитан в традициях и по правилам, принятым в семье своих родителей, которые могут кардинально отличаться от правил, действующих в первичной семье партнера. И вполне естественно, что, совершая "пробы и ошибки" при построении собственной семьи, человек опирается на нормы, усвоенные до брака. Эта закономерность распространяется и на организацию внутреннего пространства жилища: как должны располагаться предметы, чего в интерьере быть не должно -- обо всем этом каждый из супругов имеет собственные представления.
   Особо стоит сказать о тех случаях, когда семьи молодоженов материально зависят от родителей. Такие семьи просто не отделены от своих первичных семей, причем в действительности зависимость может иметь как материальные, так и эмоциональные корни.
   Если семья не отделена от родительской семейной системы, то она рискует получить новое поколение, воспитанное по стандартам своих родителей. В таких семьях бабушки и дедушки нередко близки с внуками и вступают в конфликт с их родителями этакой коалицией. На вопросы типа "как жить дальше?" в подобных семьях даются однозначные и категоричные ответы. Например, при обсуждении проблемы будущей профессии ребенку, скорее всего, предпочтение будет отдано варианту "пойти по стопам родителей".
   Я как-то столкнулся с крайним проявлением такой категоричности: отец семейства заявил, что материальную помощь будет получать только тот ребенок, который пойдет учиться на строителя.
   Вот здесь-то и стоит ввести такое понятие, как семейный миф. Одним из самых распространенных в семейной мифологии как раз и является сюжет о "великом предназначении потомка". Удовлетворенный своей работой родитель стремится устроить будущее своего ребенка, убеждая (или заставляя) его приобрести такую же профессию. Зачастую родители пытаются поддержать у ребенка естественный интерес к себе и к тому, чем они занимаются, при этом не замечая его природных склонностей. Результат вполне предсказуем: человек получает профессию родителей, не имея к ней никакой склонности, преуспеть в данной сфере деятельности не может, разочаровывается в своих возможностях. Кроме того, у него появляется чувство вины перед родителями -- ведь он не способен выполнить свое предназначение!
   Другой вариант -- миф о сохранении тайны семьи или тайны, не принадлежащей семье. Его влияние на взаимоотношения внутри семьи очень и очень существенно, в первую очередь, потому, что жизнедеятельность одного из членов семьи рассматривается только в узком, специально оговоренном "коридоре".
   В семьях хранителей собственных тайн все построено на чувстве стыда -- "не дай Бог, кто-то посторонний узнает", -- которое является гарантом сохранения тайны. А вот у тех, кто считает себя хранителем чужой тайны, формируется чувство гордости: "мы знаем то, чего не знают другие!"
   Подобные семьи, как правило, достаточно закрыты для внешних контактов, так как утечка "секретной информации" приводит, по мнению членов семьи, к ее распаду. Часто люди выбирают себе друзей и партнеров по схожести поведения: один стыдится раскрыть тайну, а второй оберегает его от ее раскрытия.
   Носители тайного мифа не могут существовать автономно -- это еще один парадокс. Всегда находится кто-то, кто будет поддерживать сохранение тайны. Кроме того, тайна обязательно найдет свое отражение в интерьере семьи: в нем обязательно будут места, куда имеют доступ не все члены семьи, например, кабинет, спальня или определенная территория в пределах одной комнаты, куда "прячут" свои тайны члены семьи.
   Часто встречаются семьи, в которых существует двухуровневая система "охраны тайн": младшее поколение хранит тайну своих родителей, для которых она тайной уже не является -- они ее разгласили. Тем не менее, старшее поколение гордится стойкостью младшего. Как правило, это семьи разведенных родителей. Дети сохраняют тайну развода родителей от сверстников, стыдясь неполноценности семьи, а родители (мать и отчим) поощряют эту таинственность. Часто подобные семьи производят на свет детей-параноиков, которые испытывают чувство стыда абсолютно за все события в своей семье, перекладывая вину на себя.
   Нередко они становятся ревнивыми супругами. Их ревность порождается не изменами супруга, она выступает как трансформация чувства. Скандалы, сцены ревности направлены на ограничение социальных контактов партнера. Для чего? А для того, чтобы он не стал разглашать тайну ревности супруга. Снова парадокс!
   С появлением семейного мифа система как бы замыкается сама в себе. Если семья молодоженов живет в родительской квартире, это проявляется в том, что из шкафа изымаются вещи родителей. Шкаф становится собственностью молодоженов. Борьба начинается на территории родителей -- на кухне. В результате возникает серьезнейший конфликт, связанный с удовлетворением естественной потребности человека -- потребности в питании. На кухне появляются личные вещи молодоженов, которые отвоевывают себе новое место, новое пространство на территории родительской кухни. Конфликт приобретает осмысленность, все понимают за что, собственно говоря, идет борьба. Если условия совместной жизни становятся невыносимыми, квартира становится объектом торга между детьми и родителями. В идеальной ситуации она меняется на две квартиры, в которые переселяются семьи. В противном случае, постоянное вмешательство старшего поколения в дела молодоженов может пагубно повлиять на семейное благополучие последних.
  

О чем рассказывают вещи

  
   Конечно же, абсолютно здоровые и гармоничные семьи, как и любой идеал, встречаются довольно редко. И все же, если проявить должную наблюдательность, по обстановке квартиры можно легко понять, насколько живущая в ней семья близка к этому идеалу.
   С чего начинается первый визит в любую квартиру в качестве гостя? Хозяева показывают вам свои владения. Однако эту экскурсию можно проводить очень и очень по-разному. Если вам предложили посмотреть все комнаты в квартире, то это означает, что вам доверяют, и вы, в свою очередь, вполне можете довериться хозяевам. Но если ваши передвижения ограничивают пространством гостиной, то о доверии говорить сложно. Причины этого могут быть различны.
   На что стоит обращать внимание, пребывая в качестве "экскурсанта" в незнакомом доме? Многие вещи, "живущие" в наших квартирах и домах, несут на себе особую психологическую нагрузку. Самый яркий пример -- вещи детей. Детские комнаты буквально наполнены фантазиями, чувствами и мыслями своих маленьких владельцев. Если это детский шкаф, то в нем обязательно живет ночное привидение, которое появляется, когда малыш спит. Если это стол, то он заполнен атрибутами детских занятий. Столы девочек отличаются от столов мальчиков. Мальчики редко допускают наличие на столах кукол, а девочки -- игрушечного оружия. Даже детские кроватки, и те несут специфическую нагрузку во время детской игры, и нельзя думать, что дети перестают наполнять их смыслами во время сна. Ничего подобного! Дети постоянно "оживляют" свою территорию.
   Так и все семейное пространство заполнено вещами, которые "нагружены" дополнительными символическими смыслами. А в них не так просто разобраться, особенно если вещью пользуются все члены семьи.
   Пол в квартире (доме) напрямую связан с ощущением единства человеческого "Я" и окружающего мира. Неудовлетворенные своим материальным и социальным статусом люди часто совмещают паркет с ковровыми покрытиями, кафелем и ламинатом. В этом хаосе человек постоянно ищет подтверждения собственной целостности. Другое дело, когда человек ощущает себя целостным и гармоничным. В этом случае он старается и пол сделать однокомпонентным и, в тоже время, украсить его рисунком (декоративные узоры на паркете).
   Потолок символизирует связи человека с другими людьми и культурой в целом. Люстры, лампы, световое оформление указывают на удовлетворенность или неудовлетворенность этими связями. Чем более затемнено помещение, тем сильнее переживания человека в интимной сфере.
   Высокие потолки рождают ощущения свободы, простора. В помещениях с высокими потолками "квадратные метры жилой площади" воспринимаются иначе, чем в квартирах с низкими потолками. Низкие потолки "давят" на человека, создают ощущение тревоги, беспокойства.
   Если квартира не убрана перед приходом гостей, если в ней находятся вещи, которым в ней не место, если в прихожей отсутствует освещение, а в кранах нет воды, словом, царит разруха, то в этой квартире проживает семья, в которой бесспорно нарушены принципы функциональности. Разумеется, если дело происходит не в прифронтовой полосе. А если при этом перед вами даже не извиняются за беспорядок, то, скорее всего, в недалеком будущем эта семья вообще перестанет существовать как единое целое.
   Вообще, если вы попали в незнакомую квартиру, осмотритесь и найдите в новом для вас пространстве свое место. Помните, что в большинстве домов есть некие нейтральные зоны, где вы почувствуете себя в безопасности.
   Наличие в квартире нейтральной зоны -- очень непростая тема. Дело в том, что у людей не всегда есть достаточно пространства, чтобы создать специальные места для гостей, и часто гость, сам того не зная и не желая, вторгается на территорию хозяев квартиры. А нарушение (пусть и ненароком!) территориальных границ, всегда чревато испорченными отношениями! Особенно часто подобное происходит на кухне, где, как правило, за каждым членом семьи закреплено свое место.
   Если вам повезло и вас разместили в гостиной, то стоит обратить внимание на то, есть ли в комнате растения, и как они расположены. Если цветы стоят на полу, в больших, массивных горшках, то хозяева квартиры, скорее всего, будут сдерживать свои эмоции, стараясь не сказать ничего "лишнего". Если цветы стоят на подоконниках, то их стоит пересчитать: в большинстве случаев их количество совпадет с количеством членов семьи, проживающих в этой квартире. Растением на окне, вероятно, отметится и домработница -- если вы оказались в гостях у людей состоятельных.
   Если цветы стоят на полочках, прикрепленных к стене, то, скорее всего, вы имеете дело с подавленной творческой активностью. Исключение -- декоративные полочки, изготовленные хозяином квартиры.
   Из декоративных предметов интерьера определенный интерес представляют также напольные вазы. Как правило, большие вазы изготовлены в Китае, и если вы видите подобное украшение в гостиной или другой комнате, то это свидетельствует о том, что кто-то из хозяев изучал восточную культуру и таким образом подчеркивает свою эрудицию. О чем это говорит? Люди, изучающие Восток, миролюбивы и склонны к мистификациям. Они часто являются знатоками гороскопов, астрологии и прочих звездных "наук". Впрочем, очень может быть, что данный предмет интерьера попал в квартиру случайно, от людей увлекающихся Востоком.
   Небольшие вазочки, стоящие на полках серванта, поведают о мещанских ценностях, исповедуемых их владельцами. С такими людьми лучше говорить не о политике или философии, а об обыденных вещах: одежде, погоде, кулинарных рецептах. Поддерживая с ними подобную беседу, вы создадите психологически комфортную обстановку.
   Еще один интересный, хотя и достаточно редкий предмет -- чучело животного. Если это не чучело любимой кошки бабушки хозяев квартиры, а чучело убитого животного, то вы можете ожидать агрессивного поведения со стороны кого-то из членов семьи. И тут вы рискуете разрушить хорошие отношения с вашими знакомыми: если вы сблизитесь с хозяевами квартиры, то и на вас может излиться агрессия, так что во взаимоотношениях с ними лучше держать определенную дистанцию.
   Среди всего многообразия предметов, наполняющих наши дома, есть вещи, выполняющие особую функцию -- это вещи-коммуникаторы, вещи, при помощи которых члены семьи общаются друг с другом, передают важную информацию. Самое интересное, что роль таких "посредников" зачастую не осознается в полной мере их хозяевами!
   Приведу интересный пример из своей практики.
  
   В квартире проживало два поколения: родители и дети -- и это была вполне функциональная семья. У них было достаточно индивидуального жизненного пространства, а также имелось общее пространство гостиной, в которой находился некий объект, позволявший членам семьи общаться друг с другом и, самое главное, передавать свое настроение, которое естественным образом влияло и на настроение в семье в целом.
   Что это был за объект? Деревянный человечек, которого, благодаря подвижным "суставами", можно было зафиксировать в любом положении.
   Каждый член семьи придавал фигурке позу, соответствующую его личному эмоциональному состоянию и таким образом сообщал о нем другим, не вступая в этот момент с ними в непосредственный контакт. В течение дня фигурка претерпевала целый ряд трансформаций и к вечеру ее поза отражала системное, семейное настроение. Например, если руки ее были заломлены за спину, это означало, что в данный момент времени в семье кто-либо из членов чувствует притеснение со стороны другого.
   Каждый мог выразить свое состояние при помощи деревянной куклы! Все члены семьи могли с большой уверенностью сказать, кто именно придал человечку ту или иную позу, а так же сделать предположение о его эмоциональном состоянии. Дети четко знали позу, придаваемую человечку отцом, и матерью, родители знали позы детей. При этом их действия были бессознательными, и никто не уделял особого внимания этой фигурке до тех пор, пока я не переместил фигурку на территорию отца семейства, сказав ему, что теперь воздействовать на нее имеет право только он.
   Я и не предполагал, насколько бурную негативную реакцию вызовет это действие в семье! Была нарушена некая взаимосвязь между близкими людьми, что привело к обострению межличностных отношений. Члены семьи вели себя, словно их лишили света: они натыкались на эмоции других, как на острые шипы. И все это потому, что они лишились возможности узнавать об эмоциональном состоянии друг друга от привычной фигурки! Через некоторое время жена и дети стали проникать на территорию отца семейства и придавать фигурке позы, соответствующие их настроению, а впоследствии переместили фигурку на ее прежнее место.
  
   К числу вещей/мест-коммуникаторов можно отнести журнальные столики в гостиных, открытые шкафы в прихожих, обувные полочки, кухонное пространство в целом -- все места общего пользования хранят информацию, доступную всем членам семьи. Они поведают о желании сексуальной близости, конфликте между детьми, материальных затруднениях кого-то из членов семьи, недовольстве приготовленным ужином и т.п.
   Остается только наблюдать за этими процессами и расшифровывать эту информацию. Возникает вопрос: зачем? Кому это надо?
   В первую очередь, самим членам семьи. Ведь именно их общение является самым важным, определяющим моментом для нормального существования вне семейной системы: для детей -- в школе и институте, для родителей -- на работе. Если родитель утром "считал" информацию о том, что у ребенка конфликт с кем-то из домашних, и отправился с грузом этой информации на работу, то, так или иначе, он будет бессознательно возвращаться в семейную атмосферу, пытаясь проанализировать сложившуюся ситуацию. Он будет, образно говоря, отсутствовать на рабочем месте, что не позволит ему полноценно выполнять свои обязанности.
   Вывод предельно прост: в наших с вами домах не бывает ничего не значащих вещей. Будьте внимательны к мелочам -- это поможет вам сохранить прочные, построенные на любви и доверии отношения с близкими.
  

https://bookriver.ru/book/ol1972-psikhoanaliz-intererov


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"