Давайте представим, что рынок труда - это большая клиника. Врачи-специалисты в ней - управленцы, которые предлагают свои платные услуги, а врачи-терапевты - это кадровики (рекрутеры, хэдхантеры, экзекьютив сёчеры и проч.), к которым пациенты - заказчики - приходят за консультацией, когда они точно сами не знают, к какому врачу-специалисту им нужно обратиться [реальная потребность], либо когда им необходимо получить направление на посещение того или иного доктора [формальная потребность].
И вот приходит к такому терапевту [консультанту по подбору персонала] больной [заказчик со своими потребностями] и жалуется на то, что у него вот уже несколько месяцев как нестерпимо болит коленка [постоянно в кассе нет денег в тот момент, когда они нужны, и вообще непонятно, что происходит с финансами]. Терапевт [кадровый консультант] осматривает пациента и говорит:
- Лечиться Вам, барин, надо. Выпишу-ка я Вам направление к хирургу-ортопеду. [Нужен Вам хороший финансовый директор, который наладит у Вас систему финансового планирования и учета]
Пациент с готовностью кричит "да-да!" и добавляет (он платит, его коленка, имеет право):
- Только мне любой хирург-ортопед не подойдет. Выпишите мне направление к самому лучшему: к такому, который последние 10 лет - обязательно последние 10 - занимался лечением нефетхимиков [отраслевой опыт], - я нефтехимик. Понимаете? И обязательно, чтобы все последние 10 лет он специализировался преимущественно на коленных суставах [узкая специализация]. Ах да, мне еще курс мануальной терапии неплохо бы пройти, так что он должен еще и этим заниматься не меньше 5 лет, и тоже последних [т.е. должен уметь все, что мне нужно, и сразу, чтоб я на других спецов не тратился]. И еще, халатик у него должен быть розовым, а не белым, как у вас всех обычно, чтоб выделялся из общей массы! [гибкость мышления и нестандартный подход в понимании пациента-заказчика]
И вот тут наступает момент истины.
Терапевт [кадровый консультант], который гонится за сиюминутной выгодой или попросту не умеет вести дела с пациентом [заказчиком], а то и вовсе слабо представляет, чем занимаются врачи-специалисты [профессиональные управленцы], ответит, что конечно-конечно [клиентооориентированный подход в искаженном понимании], найдем Вам такого.
- Это будет стоить несколько дороже [раза в три] и займет больше времени [за которое болезнь пациента продолжит прогрессировать и, возможно, приведет к такому исходу, что хирург-ортопед в розовом халатике уже не поможет ни своим нестандартным подходом, ни мануальной терапией]. Но обязательно найдем!
Хороший же терапевт [консультант по подбору персонала], который стремится к долгосрочным отношениям с пациентом и, действительно, стремится к тому, чтобы вернуть ему здоровье, скажет, да так, что пациент [заказчик] не только не обидится, но и согласится:
- Станислав Игоревич, дорогой Вы мой! Глупости все это!
И объяснит, что строение коленного сустава у нефтехимиков и других людей ничем не различается [отсутствие принципиальной отраслевой специфики в управленческих принципах], а потому и методы лечения применяются одни и те же, что к нефтехимикам, что хлебопекарям. Что гораздо важнее понять, что конкретно случилось с его коленкой, чтобы назначить лечение [нанятый Вами управленец разберется в стоящих проблемах и Вам поможет это понять, и потом Вы вместе утвердите план действий]. А хирург-ортопед - он и в Африке хирург-ортопед. Не существует таких, которые лечили бы только коленные чашечки, не отвлекаясь на другие суставы [не бывает стратегов, специализирующихся исключительно на стратегиях вывода на рынок моторных масел, или финансистов, которые только и делают, что рассчитывают показатель средней стоимости капитала]. Но и мануальщиков среди них нет [так что, Станислав Игоревич, сисадмина Вам придется нанять отдельно: финдиры 1С администрировать не будут]. А розовый халатик... Ну подарите Вы его доктору. Пусть он надевает его специально к Вашему приходу.
И только в том случае, если Станислав Игоревич болен гемофилией [практически банкрот], и ему потребуется срочная операция на колене [позарез выиграть вчера объявленный тендер, поскольку это единственная возможность получить быстрые деньги], то ему понадобится хирург-ортопед, специализирующийся на гемофиликах [человек, способный продвинуть заявку к выигрышу], поскольку это уже случай с принципиальными особенностями.
P.S. Хочу добавить относительно отраслевой специфики, поскольку в редкой вакансии от управленца не требуют всю предыдущую жизнь, начиная с момента зачатия, жить и дышать парами индустрии компании-заказчика. Возможно, это важно для технических специалистов, но я еще раз повторюсь, речь идет об управленцах, в том числе, высшего звена. Она, эта специфика, тем сильнее сидит в сознании человека, чем меньше в этом сознании понимания того, что такое управление и системный подход. Но это лечится с повышением понимания. Один из наиболее быстрых методов лечения - образование. С ним, а еще лучше в сочетании с опытом приходит понимание, что никакой принципиальной специфики нет. Отраслевой опыт важен в двух случаях: когда требуется тесная работа с госорганами и когда необходимо срочно выправить критическую ситуацию за счет личных связей, которые отсутствуют в компании на данный момент. В остальных случаях гораздо большую ценность представляют управленцы, способные построить такую систему, которая хотя бы не приведет ко второму случаю, при котором отраслевой опыт незаменим.А с отраслевой спецификой они без проблем разберутся по ходу дела.
Еще одна причина, по которой работодатели и рекрутеры ценят отраслевой опыт кандидатов гораздо больше, нежели управленческий (и) функциональный, кроется в неоправданных ожиданиях. Они ведь как рассуждают: "Мне некогда ждать, пока человек из другой отрасли войдет в курс дела. Мне нужно, чтоб пришел и делал". Когда речь идет о поваре, водителе или даже продавце, то, действительно, человек из отрасли приходит и делает в том смысле, что достаточно быстро, а то и немедленно начинает давать измеримые результаты. Но ошибочно ожидать то же самое от управленца. Профессиональный управленец точно так же приходит и делает. Только это "делает" означает "разбирается в ситуации" - в ситуации компании, рынка, отрасли, в тех целях и задчах, которые ставят перед ним собственники или вышестоящее руководство, в путях их достижения и решения, исходя из существующих реалий и имеющихся ресурсов. Отрасль здесь - не единственное, в чем надо разобраться.
Есть у высших управленцев негласное правило "100 дней". Согласно этому правилу, грамотный управленец даже из той же отрасли никогда не начинает махать шашкой, едва войдя в компанию, если, конечно, речь не идет о срочном выводе компании из кризиса. Он отводит себе примерно сто дней на то, чтобы разобраться в ситуации, расставить приоритеты и наметить шаги. В случае кризисной ситуации все то же самое происходит быстрее, хотя тоже требует времени. За такой срок параллельно со всеми остальными направлениями грамотный управленец успеет понять и наиболее важные аспекты, относящиеся к отрасли.