Александр Сокол
(Бишкек, Орехово-Зуево. 1951 г. р.)
Из книги стихов ПОСЛЕДНЯЯ РАДОСТЬ
_________________________________________________________
Часть первая
_____________________________
* * *
Лазурный взгляд пылинкой пьян,
Слипаясь, пялясь из румян,--
Палитры солнечной потёк
Глазастокрылый мотылёк.
Но, медля вспять, как месяц, взор
Так свесился на поздний двор
Бревенчатый, что кокон для
Младенца в люльке в мотылях.
__________
1976
МУЗА В МАКИЯЖЕ
Я малевал эскиз картины счастья
Для галереи ласковых имён
Ты претерпела с лестью сладострастья
Там жёсткость линий в мимике времён
За кистью выбор импульса погнался
За жестом в зеркале но изменён
Твой след на полотне не признавался
Тонируемой складкой удручён
Так женское лицо неимоверно
Моложе всех нотаций премгновенно
Помимо сети их ползучих лет
Пустяк за мановеньем умолчаний
Цветов зияющих ловлю момент
Не перманент а конченность в начале
__________
1977
ПРОУЛОК
Ел я вишню. Занесло.
Ветерок пинали смело
Двое пьяных за углом.
Ты в окошко поглядела.
От судьбы ждала сластей.
Хоть гадала лишь на мужа,
Чудились шаги гостей,
Заблудившихся на ужин.
Билась бабочка в стекло.
Ты в окошко всё гляделась.
В телевизоре цвело.
Он погас, когда разделась.
Так и вышел из-за веток
Лет уж семь тому назад...
Но вернулся в тот край света --
Дом другой и палисад.
__________
1977
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Нарисуй мне дождь,
не зачёркивая дома
на асфальте и деревьев,
и меня, чтоб я поверил,
лишь стреноженную лошадь
напугай тележным громом.
Где рекою струи сложишь,
лодку дай, сломай весло
мелом об ноги прохожих...
как с мели меня снесло.
Нарисуй мне дождь,
не затушивая света;
там, где слита даль за плоскость,
не забудь земли полоску,
только тучной выси ношу
взгромозди на спину ветра.
Где же морем струи вскружишь,
парус вздуй и имя жди,
как смешают краски в луже
настоящие дожди.
__________
1977
ИСКУССТВО БЛИЗОРУКОСТИ
Листьев осень в двух ужимках:
Ласкова у глаз, устав
Сохнуть на морщинках, в жилках
Надрываясь, зла в устах.
Жаль, что жизни одной мало --
Чтобы знать, что жить -- тоска
По небесному лекалу
В почке сникшего соска.
И косметики не спросят:
Почему увял живот?--
Невесомость слив и сбросив,
Фаллос суеты жуёт.
Успевает,-- плод изыскан,--
Смыть чахоточный мазок
Диаформы сердцелистой
В трав адамов волосок.
Где прообраз, прародитель
Евы? Слепо вздёрну нос
На прозревший за ночь в виде
Пары листьев абрикос.
Сам в себе -- из щёк и ляжек --
В переродах лишь застрял
Недотыкой, скомкан, ляжет
С личной тенью, заострясь.
__________
1977
* * *
Не воспретить твой ветхий быт
о четырёх стенах,
где плесневелой коркой сыт
и краской от вина.
Хватаешь нож -- ушла жена,
ей холст вослед летит:
на нём же -- нянчит грудь -- она --
для тех, кто в дверь глядит.
От сквозняка тебя мутит
земля в порыв окна,
где битым донышком видна,
аж в горло кровь стучит.
В кафе прокинутого дня,
что под грибком коптит
с твоих картин, в прах обратит
тебя твоя страна.
__________
1977
АМПИР
Нам дышат
в колени махины
колесопреклонные в смоге
услужат из сил лошадиных
нам дышлом
вздыхая под ноги
шатун с коленвалом убогим
в калёном венце эвольвенты
за лихо попомнится долгом
отставшим от старой дороги
раздоленным на элементы
__________
1977
* * *
Одна дорога.
На Лысую гору ведёт --
Видна,
До поворота ждёт
Глаза --
Бедна,
Течёт
И рвётся
В логах,
Где долго
Бога
Ждёт --
Одна
Дорога,
Где лихо лиху господин
Мужик сказал,--
Ну, сатана,
Пади!
Ну, трогай!--
И конь упрётся
В города,
Где каждый --
Гид,
Ведя мадам,
Укажет
У самых масляных картин --
Не застить вид:
-- Вы здесь родились не один.
__________
1977
ВЕСНА ВЕЧЕРНЯЯ
Когда у деревьев, как зубы, режутся листья,
и старой женщине подслеповато приветлив
весь мир -- как взаимная исповедь,--
перестала ворчать на целующихся детей,
тогда на скамьи у подъездов, как сплетни,
лишь опускается шорох сплетённых дождей.
И улица отхаркивается от смога,
что чахоточная тощая девка,
нагулявшая с ветром не много --
лишь приблудного пса на своё поруганье;
тогда шелудивый дубок -- уж не древко
под флагом выброшенной газеты, а земли придыханье --
в ожидании пальбы падающих желудей.
Тогда молодая цыганка ворует
упавшую простынь с балкона на мокрые почки
сирени, лишь ветер на шторах взволнует
лишь кровь голубую экрана -- не лица,
лишь пьяный плебей на газоне -- цветочки,
когда, как на тоге, на простыни белой -- патриций.
И ягодку мнёт о панель упоённей
в подъезде битлак, как заплатку на джинсы,--
подумает тот в телевизорной дрёме,
когда пятернёю хватают за сердце
любимой гитары, визгливой девицы...
дождливо... балкон -- не трибуна для лекций.
Гармонии нравственность снится.
__________
1977
HOMO
|