Вовсе не того, кто может творить. Творить может практически любой человек, творческим мы называем человека, имеющего настоятельную потребность творить.
Плюсы такого человека
А. Такому человеку никогда не скучно, он самодостаточен, поскольку ему всегда есть, чем заняться - любимым делом.
Б. У него есть цель, вернее множество целей.
В. У него более интересная жизнь, т.к. она наполнена событиями не только внешней жизни, но и внутренней: найден нужный образ, пришло в голову замечательное сравнение, открыт неожиданный поворот сюжета, пришло вдохновение.
Г. Доступен целый спектр удовольствий, недоступных другим людям: тонкое ощущение красоты природы, человека; более проницательный взгляд, позволяющий проникнуть в сущность событий и вещей и многое другое.
Минусы творческого человека
А. Он более чувствителен к проявлению грубости, непониманию людей. Он ревнив к чужой славе, обидчив и завистлив, поэтому больше страдает от эмоций.
Б. Его угнетают муки творчества, когда ничего не получается,
В. Он может быть более зависим от мнения других людей, особенно тех, кого ценит и уважает.
Г. В обычной жизни он может быть наивен как ребёнок, его легко обмануть, легко над ним посмеяться.
Д. Он, словно растение к свету, стремится к славе и признанию, а поскольку это ценности преходящие, то творческого человека нередко ждут разочарования, депрессии. (см. Б. Акунин, "Писатель и самоубийство").
Е. Цветы, распустившиеся в душе творческого человека, способны быстро увять от холода внешнего безразличия и непонимания.
Ж. Многие творческие люди мечтают не только о славе, но и о материальном успехе, выражающемся в денежном эквиваленте. И здесь их подстерегают разочарования. Заработать литературным творчеством, а тем более кормиться от издания своих книг - редкая удача.
Что предлагает интернум философия
Как же человеку, в полной мере воспользоваться преимуществами своего положения и сгладить его недостатки? На помощь приходит интернум философия - практическая философия нового типа.
Далеко не все люди верят в ангелов-хранителей, но они есть. И некоторые из них сидят в вашей голове. Это ценные мысли, неоспоримые истины, запечатленные в сознании. В нужный, а может быть в критический момент, они вспоминаются, приходят на помощь, успокаивают, исцеляют, не дают совершить ошибочный, непоправимый поступок. Они как страховка для альпиниста, как подушка безопасности для водителя автомобиля, бронежилет для воина. Эти истины, словно спасательные круги, брошенные нам доброй рукой и не позволяющие утонуть. Это лестницы, спущенные нам на помощь и позволяющие выбраться из ледяной расселины безысходности, куда мы провалились.
Интернум философия располагает набором инструментов, позволяющих вызвать такие спасительные мысли. Познакомимся с ними подробнее.
Внутренняя гармония
Существует одна незамысловатая истина, особенно актуальная для людей творческого склада. Разумного человека, прежде всего, должна интересовать погода в его внутреннем мире. Если там штормит, дуют порывистые ветра или небо застилают хмурые тучи - ему плохо, даже если в реальном мире сияет солнце и поют птички, а в его доме полное изобилие. Он не может работать, придумывать, сочинять, творить.
Вот что говорил по этому поводу философ Лао-Цзы:
"Представьте себе пруд на равнине. Когда страхи и желания не волнуют поверхность пруда, вода образует совершенное зеркало. В этом зеркале вы можете увидеть отражение Дао. Вы можете видеть Бога, и вы можете видеть творение".
Водную гладь пруда легко нарушить: достаточно вынырнуть крупной рыбе или плюхнуться брошенному камню. Разрушить внутреннее спокойствие большинства людей также легко, творческих тем более: кто-то обругал в транспорте, написал злобный комментарий на новое произведение, писатель совершил досадную ошибку в важных фактах и его можно заподозрить в невежестве. И вот уже он во власти эмоций: ярости, обиды, стыда, и разум работает с перебоями, как поврежденный аварией мотор.
Но это только эмоции, стоит успокоиться и вспомнить, что даже простое спокойствие само по себе - большая ценность. Постарайтесь успокоиться. Вы вскоре почувствуете, что когда на внутреннем озере штиль, вы совсем другой человек. В вашем внутреннем мире расцветают цветы, в воображении проносятся фантастические образы, которые вы можете перенести на бумагу и поделиться с ними с читателями, зрителями, слушателями, и именно таким вы нужны себе и другим. Если же что-то не получается, работа идет по кругу и вы уперлись в невидимую стену, то можно вспомнить другие слова того же философа:
"Если вы озадачены тем, что видите и слышите, то не прилагайте усилий, чтобы понять вещи. Отойдите на мгновение назад и успокойтесь. Когда человек спокоен, сложные события становятся простыми".
Запомните мысль: "ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ, САМА ПО СЕБЕ ОГРОМНАЯ ЦЕННОСТЬ". Пусть она станет вашим надежным щитом.
Не худшее из зол
В жизни каждого человека бывают темные полосы, когда ничего не получается, на голову сыплются всевозможные неприятности и все плохо. В этом случае полезно вспомнить философский метод относительного успокоения души - "не худшее из зол".
Нет ничего абсолютного в человеческом мире - ни абсолютной красоты, ни абсолютного уродства, ни абсолютной радости, ни абсолютной беды. В то же время человеческий разум все познает в сравнении. На любое бедствие и огорчение можно привести еще худшее.
И от осознания этого на душе становится чуточку легче. Например, издатель отверг вашу новую повесть по причине невозможности добавить ее в текущий план издания, но было бы еще хуже, если бы он еще и раскритиковал ее.
Полезно заранее представлять возможные беды и неприятности, которые могут с вами случиться и находить утешение методом "не худшее из зол". Такой практикой постепенно воспитывается философский взгляд на жизнь. Данным методом также можно пользоваться в диалогах с различными недоброжелателями:
"Когда кто-то бранил Клеомена (царя Спарты), говоря: "Ты, Клеомен, роскошествуешь". Он отвечал: "Это все-таки лучше, чем быть ненасытным. Вот ты, например, имея достаточно, все-таки жадничаешь". (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М."Мысль",1986.)
Итак: ВАМ ПЛОХО, случилась какая-то неприятность: ПОЙМИТЕ, ЧТО МОГЛО БЫТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ И РЕАЛЬНОСТЬ ЕЩЕ "НЕ ХУДШЕЕ ИЗ ЗОЛ".
Польза яда
Допустим ситуация такая: вы чувствуете свой дар, вы обладаете фантазией, энергией, трудолюбием, наконец, вам нравится писать. Тем не менее, вас преследуют творческие неудачи: друзья, родственники, читатели в соцсетях, издатели холодно принимают ваши детективы. И вы в растерянности и огорчении. Но философия учит: хорошее скрыто в плохом. Старайтесь увидеть положительную черту каждого события.
"ВЕЛИКАЯ СИЛА - УМЕНИЕ ИЗВЛЕКАТЬ ПОЛЬЗУ ИЗ САМОГО ЗЛА", - учил стоик Эпиктет.
Возможно, вам стоит попробовать себя в другом жанре, где ярче раскроются ваши таланты, и проявится индивидуальность. Быть может, таким образом судьба подсказывает верный путь и предостерегает от ошибки. Ведь гораздо лучше проявить себя выдающимся критиком, чем посредственным, малоизвестным писателем.
"Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад", - предлагает Карнеги и далее пишет следующее:
"Два человека смотрели сквозь тюремную решетку. Один видел грязь, другой видел звезды.
Решите найти что-то положительное в своей ситуации. Предположим, что мы настолько пали духом, что потеряли всякую надежду превратить когда-нибудь наши лимоны в лимонад, - тогда я назову вам две причины, почему все-таки мы должны пытаться это сделать, - две причины, по которым у нас есть все возможности достичь желаемого и ничего не потерять.
Причина первая: у нас есть вероятность добиться успеха.
Причина вторая: даже если мы не преуспели, сама по себе наша попытка обратить наш минус в плюс заставляет нас смотреть вперед, а не оглядываться назад, вытесняет наши отрицательные мысли положительными; это высвободит нашу творческую энергию, и мы окажемся настолько занятыми, что у нас не будет ни времени, ни склонности горевать о том, что прошло и никогда не вернется".
Итак, "ЕСЛИ ВАМ ДОСТАЛСЯ ЛИМОН, СДЕЛАЙТЕ ИЗ НЕГО ЛИМОНАД".
Меньше думай о чужом мнении
Мысли других людей мы не в силах прочитать, а воздействовать на нас они могут лишь косвенно, это другая неизвестная планета. Тем не менее, многие склонны учитывать мнения людей, действительные или воображаемые и руководствоваться ими. Это особенно относится к людям творческим, пишущим, желающим приобрести известность и славу, что вполне естественно, ведь головы других людей - естественное поле приложение их усилий.
Неудивительно, что чужие критические слова могут вызвать бурю эмоций, подобную шторму в семь баллов на море. Такая реакция может быть неадекватной. Отдельные чужие отзывы, как хвалебные, так и ругательные, мало о чем говорят. Нужна репрезентативная статистика, какой вы не получите из отдельных замечаний определенных людей. Кроме того, у каждого писателя, поэта, композитора есть целевая аудитория - это любители жанра, в котором он создает, а не все подряд. Именно для завоевания целевой аудитории надо трудиться.
Известные философы не одобряли человеческую склонность зависеть от чужого мнения.
Шопенгауэр писал следующее:
"чужое же сознание существует для нас не непосредственно, а лишь косвенно, - поскольку им определяется поведение других по отношению к нам".
"Ничто не способствует нашему счастью, строящемуся в большей части на спокойствии и удовлетворенности духа, более чем ограничение внимания к чужим мнениям - до предписываемого благоразумием предела, составляющего, быть может, 1/50 настоящей его силы; надо вырвать из тела терзающий нас шип".
Дейл Карнеги полностью соглашался с ним:
"Теперь я понимаю, что люди не думают ни о вас, ни обо мне, и их совершенно не волнует, что о нас с вами говорят. Они заняты только собой, они думают только о себе перед завтраком, после завтрака и все время до десяти минут после полуночи. Их в тысячу раз больше обеспокоит собственная небольшая головная боль, чем известие о вашей или о моей смерти".
Итак, если хотите жить своей собственной жизнью и поступать рассудительно, и руководствоваться собственным, а не чужим умом - меньше думайте о чужом мнении.
Неравный обмен
В жизни начинающего писателя, поэта, художника может не раз стоять дилемма - отдать свое творение дешево, почти за гроши и даже бесплатно или отказаться и "писать в стол". Многие выберут первый путь - получить хоть какой-то шанс на известность и признание. Многие согласятся писать по заказу даже то, что не соответствует их взглядам и убеждениям, лишь бы только создать себе имя и какую-то известность. Многие согласятся писать до изнеможения много, теряя художественные качества произведения и оригинальность, за совсем небольшие деньги, лишь бы только не потерять тот самый шанс.
Слава - сильнейший наркотик для почти любого творческого человека, превосходящий по эффекту все известные обычные наркотики, к ней стремятся даже те, кто ее ни разу не вкусил.
Чем для вас может обернуться погоня за славой любой ценой?
После непродолжительного размышления можно сказать, что существенное ограничение творческой свободы, когда писатель пишет по заказу в спешке и ажиотаже, может явиться началом потери творческого потенциала и самобытности. К отрицательным факторам также следует отнести: невозможность делиться с читателями собственными мыслями, контроль со стороны издателя, модератора, критика и, наконец, отсутствие полноценного досуга, так нужного для восстановления душевных сил и способностей к созиданию. Все перечисленное - источник стрессов, приводящих к разрушению внутренней гармонии. И обмен получается неравным.
"Крайне глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть вовне, т. е. жертвовать покоем, досугом и независимостью, - целиком или в большей части - ради блеска, чина, роскоши, почета или чести", - писал Шопенгауэр.
Итак, ВАМ СУЛЯТ НЕМАЛЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, не соглашайтесь сразу, пока не будут ясны все детали того, что от вас требуется взамен. ОПАСАЙТЕСЬ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ "НЕРАВНЫЙ ОБМЕН".
Щит императора
Неприятные события, такие как разочарования, утраты, поражения, потери, травмы, болезни обязательно случаются в жизни каждого человека и приносят ему душевную боль, а иногда и физическую. Творческий человек, как правило, имеет более тонкую душевную организацию, и поэтому раним вдвойне. Он может страдать от непонимания родных, близких, друзей, неприятия его работ, жесткой критики, язвительных замечаний, насмешек.
Но одно и то же событие может совершенно по-разному восприниматься различными людьми. Всё зависит от мыслей и от отношения к происходящему. Например, один человек, после того, как его первый рассказ издатель принял холодно и не пожелал напечатать, очень огорчится и отбросит идею пробовать себя на литературном поприще, другой же решит многократно повторить попытку, отослав рассказ другим издателям или приняв участие в литературных конкурсах.
Почему так случается?
На самом деле всё зависит от ваших мыслей и от отношения к происходящему. Философ император Марк Аврелий писал в своей книге "Размышления": "если какая-либо внешняя вещь причиняет вам огорчение, то вас беспокоит не сама вещь, а ваше огорчение. И вы в силах его устранить".
То же самое утверждал Монтень: "Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает".
Итак: БОРИТЕСЬ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ И МЫСЛЯМИ.
Польза критики
Многие, как огня, боятся критики и всеми силами стараются ее избежать. Некоторые люди, отдающие свои произведения на суд публики, её боятся, как ядовитой змеи, рокового диагноза. Им кажется, что критика порочит человека, унижает в глазах других людей. Но она же чаще всего бывает полезной, активизирует мыслительный процесс, и помогает искать выход из творческого тупика. Критика позволяет встряхнуться, выйти из благодушного и ленивого состояния души, настроиться на действия.
"Мало у кого хватает мудрости предпочесть обманчивой похвале благотворную критику", - писал Ларошфуко.
"Помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом. Не забывайте, что никто никогда не бьет мертвую собаку", - замечал Карнеги. И еще помните, что раз вас критикуют, то ваше произведение не оставляет людей равнодушными.
Итак, ВАС КРИТИКУЮТ, А ВЫ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ: "А Я ЛЮБЛЮ КРИТИКУ, ОНА ДЕЛАЕТ МЕНЯ ЛУЧШЕ".
Стоическое разграничение
Главная стоическая истина стоит на страже нашего внутреннего мира от всевозможных внешних воздействий. Она как колючая изгородь защищает наш внутренний сад, его нежные посевы, от внешних стихий. Она звучит так: "различай события от нас зависящие и не зависящие, нам неподвластные. Последние принимай, как неизбежное, а далее делай все от тебя зависящее, чтобы исправить ситуацию". Мысль эту высказывали многие, но одним из первых был философ-стоик Эпиктет.
В жизни любого человека, особенно творческого, происходит множество событий от него не зависящих. Например, вы выбрали определенный сюжет для своей повести, но она не вызвала интереса у читателей, и время и усилия потрачены напрасно. Вы отдали свою рукопись неизвестному издателю, а он не только не проявил к ней интереса, но и потерял. Вы купили компьютер, а через месяц он сломался. Что делать? Многие расстроятся, станут сетовать: "Надо было сделать иначе, надо было купить другой, фирменный компьютер". Все знают, что "надо было", когда событие уже произошло. Назад в прошлое не вернёшься, а сожаления и причитания не исправят ситуацию. Единственное, что вы приобрели - это отрицательный опыт и еще вопрос, воспользуйтесь ли вы им.
Зато есть другой подход. Различайте вещи, которые вы в состоянии контролировать и которые вне вашей власти. Последние примите, как неизбежное, как плохую погоду, как разбушевавшуюся стихию. Разве на плохую погоду можно обижаться? Только глупец на это способен. Пошел дождик - вы раскрываете зонтик и никаких эмоций. Независящие от нас события - это то же самое, та же стихия, с которой сталкивается человек. Предпочтения публики, ее вкусы и интересы, как раз относятся к таким вещам. Их можно угадать, но нельзя контролировать.
Генри Форд сказал примерно то же самое: "Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой".
Стоическое разграничение - универсальное защитное средство, призванное охранять незримые границы мира психики.
ЗАПОМНИТЕ - ПЕРВЫЙ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ ЧЕЛОВЕК, КОГДА ПРОИЗОШЛО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: ЗАВИСЕЛО ЛИ ЭТО ОТ МЕНЯ? А если нет, отнеситесь к происходящему, как к неподвластной вам стихии. Эта мысль начнет строить вокруг сада вашей души крепкий частокол.
Взгляд с высоты
Иногда жизненные проблемы ставят человека в тупик, вызывают уныние и чувство безнадежности. Например, вас бросила невеста, предал любимый ученик, издатель отверг рукопись романа, над которым вы долго работали. В этом случае на помощь приходит философский принцип, изложенный стоиком Марком Аврелием:
"Мир находится в непрерывном изменении. То, что кажется нам "большим" и "важным" сегодня, благодаря непрерывной смене времени в будущем окажется ничтожным и малым, когда мы оглянемся назад". Вот почему, когда вы сталкиваетесь с различными проблемами, особенно трудноразрешимыми, вы должны смотреть на них отстранённо, без эмоций.
Но невозможно наблюдать за текущими проблемами с точки зрения не наступившего будущего. Марк Аврелий предложил такой прием: вместо локального взгляда на мир, создающего узкую картину реальности, посмотреть на нашу жизнь, нашу творческую деятельность с более высокой точки зрения - например, Вселенной. Так мы увидим, насколько мы маленькие и незначительные в общей картине мироздания, и проблемы и переживания наши тоже маленькие.
Пусть ваше воображение придет вам на помощь: поднимитесь на гору, взлетите на самолете под облака, отправьтесь на зимовку в Антарктиду, отправьтесь в опасное путешествие, где каждый день вам придется бороться не за привлекательный имидж или повышенный оклад, а за саму жизнь. И вот оттуда мысленным взором посмотрите на ваши неприятности, ваши проблемы. Уверяю вас, они покажутся вам меньше и незначительнее.
У человека ищущего, настроенного на созидание бывает особенно острый, ясный, многомерный взгляд. И он может разглядеть с воображаемой высоты что-то очень и очень важное, что может явиться озарением и настоящим открытием.
Итак: ВЗГЛЯНИТЕ НА ВСЕ ИНЫМ ВЗГЛЯДОМ, КАК БЫ ПОДНЯВШИСЬ МЫСЛЕННО НА ВЫСОКУЮ ГОРУ.
Заключение
Интернум философия учит быть активным. Именно для этого она вооружает нас разнообразными методами.
Почему мы должны пассивно принимать удары судьбы, "прогибаться" под них? Не лучше ли пойти им навстречу, принять бой с достоинством свободного человека. Почему, наконец, не посмеяться над ними.