Соколов Юрий Юрьевич: другие произведения.

Нужна ли защита авторских прав начинающим писателям?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


На этот вопрос существуют прямо противоположные точки зрения:
1.Писателям вообще и начинающим в особенности защита авторских прав совершенно необходима (позиция различных организаций, которые зарабатывают деньги на этой самой защите).
2."Какого хрена вам защищать-то?" (В основном - позиция продвинутых авторов, чьи собственные произведения защищены со всех сторон, издателей, не скупящихся на содержание юристов, и графоманов со стажем, у которых никто и никогда ничего не пытался украсть. Последние и рады были бы, укради у них хоть кто-то хоть что-нибудь - можно устроить скандал и сделать себе имя - да только дураков нет.) Это также мнение множества добропорядочных писателей и поэтов, работающих в не пользующихся популярностью жанрах, либо пишущих неформат и привыкших к полному безразличию со стороны издательств и большинства общероссийской читательской аудитории. Последних понять можно: "Мы годами оббиваем пороги издательств, согласны на издание без всякого вознаграждения, по десять собственных книг у каждого - и еще чужое воровать? Все издательства завалены рукописями, авторы согласны копейки получать или работать бесплатно, им и свое девать некуда - от кого вы собрались защищаться, уважаемые?"
Когда я еще писал свою первую книгу, меня, как, наверное, всех начинающих, очень заботил вопрос защиты авторских прав. Не в силах самостоятельно разобраться в противоречиях между двумя вышеизложенными категориями мнений, я обратился в наше городское отделение регионального Союза писателей.
На меня посмотрели с удивлением, мне даже показалось сперва, что мой вопрос просто не поняли. Было похоже, что здесь ни о каких авторских правах не слышали, и уж тем более не пытались их защитить. К чести сказать, разобрались в волнующей меня проблеме достаточно быстро, с облегчением ответив: "Да что вы над этим голову ломаете? Вы ведь только начали свой писательский путь! Напишите сначала что-нибудь стоящее, а уж потом и о защите прав на произведение будете думать".
Я не желаю ни с кем спорить о необходимости (или отсутствии таковой) юридически фиксировать факт своего авторства. Тогда я возражать тоже не стал, как и задавать дополнительные вопросы, ибо все и так было до боли ясно. Однако сам подход к проблеме меня, по меньшей мере, удивил. Это все равно что сказать человеку: "Ты вначале ремонт в квартире сделай, обставь ее мебелью, постели ковры на пол и купи бытовую технику. А уж потом и замок на дверь установишь".
Конечно, установишь. Если успеешь.
Если еще на стадии ремонта в твоей расчудесной квартире не поселяться бомжи. Если твое имущество не растащат добропорядочные соседи, у которых замки на дверях стоят, и которые вежливо здороваются с тобой по утрам; впоследствии они тебе так же вежливо посочувствуют. Скажут с сожалением в голосе: "Ну что ж вы так! Надо было..."
Я, конечно, утрирую. Произведения начинающих писателей вовсе не дорогие ковры и не хрусталь. И ими действительно завалены все издательства. Кстати, они последние, кого стоит опасаться. Издательству проще выплатить вам причитающееся, чем портить себе репутацию и с вами судиться. Но начинающие авторы почему-то больше всего боятся именно издательств, хотя мне лично это совершенно непонятно.
У некоторых эта фобия остается и через много лет. Одна поэтесса, во всех остальных отношениях здравая женщина, и уже успевшая издать за свой счет несколько сборников своих стихов, в разговоре со мной однажды сказала: "Московские издательства - конечно, там никакой гарантии, что... Да еще по электронной почте! Вы посылаете рукопись в никуда и не знаете, что с нею сделают..."
А что, собственно, с нею могут сделать?
Вот выложить свой роман в Сети - это дело другое, однако в данной статье навряд ли найдется место для рассмотрения вопросов, связанных с плагиатом в Интернете. Но в издательствах ваша рукопись будет в почти такой же безопасности, как и у вас дома.
Постараюсь успокоить сомневающихся авторов. Если вы посылаете свою книгу "в никуда", то издательство получает ее "из ниоткуда". Там никто понятия не имеет, позаботились ли вы о защите своих авторских прав. И никакой издатель, даже очень нечестный, рисковать не станет. Что он получит в перспективе? Потенциальный судебный иск? Сетевой скандал?
Остается опасаться только своих же собратьев - писателей, причем писателей бездарных или выработавшихся, которые сами писать ничего не могут или не хотят. В отдельных случаях возможен их союз с издательством, которому проще печатать книги под известным именем, чем продвигать новоявленные таланты. Но писатель, ставя собственное имя над чужим произведением, рискует навсегда потерять доверие коллег и читателей. Очень немногие решаются на такое. А про издательства я уже говорил.
Значит ли это, что никто и ничего не ворует?
Воруют, конечно. Правда, такие инциденты крайне редки. Возможность для начинающего автора стать жертвой плагиатора настолько мала, что почти равна нулю. С другой стороны, это никого не утешит в том случае, если именно твое имя оказалось в списке печальных исключений.
Лично я для себя вопрос защиты авторских прав решил давно и однозначно. Мои произведения должны быть защищены. И дело даже не в том, насколько низка или высока в литературном мире вероятность плагиата. Для меня это вопрос элементарного уважения к собственному труду.
Роман "Степень превосходства" стоил мне восьми месяцев плотной работы с утра до вечера, и я вас уверяю, что не работал так никогда в жизни, хотя бездельником никогда не считался. Просто это была моя первая книга. "Смотритель заповедника" потребовал семь месяцев. "Ретроскоп - десять, и я не вижу ни одной причины, чтобы ставить неприкосновенность своих книг в зависимость от чужой честности или нечестности.
Регистрация каждого из романов обошлась мне в одну тысячу рублей. Всего - три тысячи, и могу вам сказать, что на бумагу и картриджи для принтера, я за время, что пишу, истратил немногим больше. Ровно столько же у меня уходит на Интернет за десять месяцев по моему тарифу.
Защищать или не защищать свои авторские права, каждый решает для себя сам. По закону произведение считается принадлежащим автору с того самого момента, как оно было создано и перенесено на соответствующий информационный носитель, каковым на сегодняшний день считается бумага. Но только в том случае, если человек способен доказать, что именно он, а не кто-нибудь другой, является его автором.

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) С.Елена "Избранница Хозяина холмов"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) К.Корр "Секретарь дьявола"(Любовное фэнтези) А.Тополян "Механист. Часть первая: Разлом"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"