Аннотация: Почему смерть кощея на конце иглы. ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ КОЩЕЯ БЫЛА В ЯЙЦЕ, И ПРИ ЧЁМ ТУТ СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА
ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ КОЩЕЯ БЫЛА В ЯЙЦЕ, И ПРИ ЧЁМ ТУТ СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА
Русские былины и сказки, знакомые нам с детства, хранят немало загадок. Бывает интересно перечитать их и сделать полезные открытия. Давайте вспомним одну из былин о Святогоре. Этот богатырь отправляется "искать свою судьбу" и высоко в горах, под облаком, находит железную кузню, в которой седой старик куёт два волоса. Старец поясняет своё занятие: "Вот как два волоса скую, волос с волосом совью, так человек и женится". Святогор хотел избежать этой женитьбы, но она оказалась неизбежной - вот насколько крепким и нерушимым выходит брак, если он выкован на небесах. Нетрудно понять, что былина просто рассказывает о том, что человек женится не просто так, но его женит именно Бог. Не зря есть выражение, что браки совершаются на небесах.
Такой сюжет повторяется и в севернорусской быличке: "Господь на наковальне колотит молотком, а иде старец и говорит:
- Цто ты делаешь?
- А ты не знаешь, цто я делаю, - говорит Господь. - Я двух суженых на наковальне вместе волосами кую".
Кстати, вся мораль былины о Святогоре заключается в том, что брак оказывается нерушимым.
Образ Бога, кующего крепкий брак, был очень популярен в народе вплоть до XX века. На каждой русской свадьбе неизменно произносилось в тех или иных вариациях обращение: "Святый Боже, будь на свадьбе, скуй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!". В Тверской области вообще выражение "играть свадьбу" звучало как "свадьбу ковать".
Итак, на любой русской народной свадьбе, всегда перед внутренним взором участников возникал образ Бога, который куёт крепкий брак. Но почему народ считал, что судьбы молодожёнов нужно именно сковать? Почему бы их не соединить, например, как две нитки или ещё что-нибудь? И при чём здесь два волоска, которые куёт Бог в образе кузнеца? Оказывается, железный волосок как символическое изображение жизни встречается не только в данных былинах. Другой пример, известный каждому, - это игла Кощея Бессмертного, которую он спрятал в яйцо.
Итак, мы узнали о существовании интересных русских народных образов - это два железных волоска, как символы жизни двух людей, и Бог, который сковывает их вместе. Эти образы возникали в воображении наших предков точно так же, как теперь у современных людей при слове "свадьба" могут возникнуть образы двух пересекающихся обручальных колец, которые изображают на каждом загсе, или образ сердца - символа любви. Но на фоне представлений прошлого современные образы выглядят довольно бедно, ведь в них нет божественного начала, в них нет божественного покровительства, в них нет даже ни намёка на идею крепости брака. При этом в России 6 из 10 браков распадаются. Это страшная статистика, при этом удивительно, что во время пожеланий и тостов на современных свадьбах такие пожелания как крепость брака редко произносят (обычно говорят просто о сохранение любви). Но немного изменить ситуацию к лучшему не просто, а очень просто! И пусть это маленькое изменение, но оно нам нужно. Давайте вернём к жизни наши исконные свадебные представления. Хватит на свадьбах говорить тосты о двух половинках из древнегреческого мифа, если ты гость на свадьбе - расскажи миф о небесной кузне. А когда будешь жениться сам, не забудь о Боге. Просто попроси у него крепкий супружеский союз, представляя две жизни, два волоска: "Скуй на свадьбу крепко-накрепко, до седой головушки, до белой головушки". Ведь мысли и образы материализуются!
А если желаешь своим знакомым найти счастье в семейной жизни, покажи им эту заметку.
Источник: книга "Традиции русской народной свадьбы" А. Л. Соколовой. М., 2014 г.