Соколова Надежда : другие произведения.

Основные характеристики языка современных Сми

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из-за перехода на другой договор с издательством здесь выставляю только ознакомительный фрагмент. Вся книга тут: https://www.litres.ru/nadezhda-sokolova-13329766/osnovnye-harakteristiki-yazyka-sovremennyh-smi/

  Основные характеристики языка современных СМИ
  
  Введение
  
  Средства массовой информации (СМИ) оказывают большое влияние на нашу жизнь. Каждый день мы смотрим телевидение, слушаем радио, и, конечно, читаем газеты.
  СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
  Среди функций СМИ выделяют следующие:
  - информационную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой)
  - познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей)
  - функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства)
  - гедонистическую (здесь речь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
  Исходя из вышесказанного, тема статьи "Основные характеристики современных СМИ" звучит особо актуально. В статье делается попытка кратко охарактеризовать и попытаться осмыслить те черты современных СМИ, которые способствуют влиянию средств массовой информации на сознание современного читателя.
  
  Средства массовой информации: история развития
  
  Потребность в обмене информацией между людьми возникла ещё в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности - самого могущественного средства общения на дальние расстояния. Принято считать, что первые письменные тексты появились в различных странах за 8-6 тысячелетий до н. э. В.В. Ворошилов замечает: "Обращение к новому типу общения - знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учётные и обменные операции" [Ворошилов 2002: 14]. С образованием государства начинают развиваться устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Распространителями информации служили также правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывавшие послания, реляции, рескрипты, буллы.
  Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы передачи информации уже не были актуальны, и потому шёл постоянный поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев. Финикийские купцы передали и опыт пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил "два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих он вёл с собою, а вёл он всех, над коими властвовал" [Геродот 1888: 130]. С образованием государства начали писать на покрытых гипсом досках, которые выве?шивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных - пергамент, на?званный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые нача?ли изготовлять во II веке до н. э. Первые рукописи создавались и хранились так: "остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как напри?мер, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их склады?вали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящички" [Блаватская 1976: 144].
  В древнем Риме для передачи оперативных сведений и ново?стей использовались стены общественных зданий, которые покрыва?лись белой краской; на площади около дома верховного жреца вы?ставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государствен?ных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты - табли?цы - складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью вы?беленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения, оператив?но сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику [Учёнова 1994: 18]. Были и рукописные изда?ния, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т. д. Создан?ный по распоряжению Цезаря еженедельник "Комментариус рерум новарум" ("Записки о новых событиях") переписывали 300 рабов [Ворошилов 2002: 15].
  По мнению В. Ворошилова, "античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о по?вседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент - это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена инфор?мацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распростра?нения "изданий")" [Там же: 15-16].
  Тем временем начинает активно использоваться бумага (от итальянско?го - хлопок). Она была впервые получена в Китае еще в I -II веках н. э, а затем оказалась сначала в Японии (VI век), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси - бересту.
  В 1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на от?дельных листах). Средневековые рукописи украшают заставки, ор?наменты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337 - 1453 гг.) воз?никают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, сти?хотворные и прозаические памфлеты [Там же: 16].
  Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и да?вать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия - 1465 г., Швейцария - 1468 г, Франция - 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша - 1473 г., Чехия и Англия - 1482 г., Австрия и Дания - 1482 г., Швеция - 1483 г., Португалия - 1487 г. [Люблинский 1972: 118].
   На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV - XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу "Апостол". Печатным станок становится мощным оружием идеологи?ческой и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятеж?ного боярства не только с помощью опричников, но и широко исполь?зуя могущество слова. Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где гос?подствовала частная инициатива, издание книг в России было госу?дарственной монополией, причем все книгопечатание сконцентриро?валось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678-1783 гг.), организован?ная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого - на?ставника детей царя Алексея Михайловича. Первыми печатными из?даниями были книги религиозного содержания, но в последней чет?верти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные осве?щать важнейшие вопросы современной жизни [Ворошилов 2002: 17].
  Между тем, в XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др. Рассчи?танные на купцов, отвечающие запросам молодой буржуазии, утверж?дающейся в экономической жизни, они вскоре начмнают публико?вать и политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используемое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными кругами. Одним из отражений этой борь?бы стали политические памфлеты, порожденные Английской буржу?азной революцией XVII века.
  Вскоре появились и журналы. Первый из них "Journal des Swavants" ("Журнал ученого") вышел в 1655 г. в Париже.
  А в России на рубеже XVII - XVIII веков Петр I проводит евро?пеизацию страны, в частности: появляется ряд учебных заведений; развивается книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги "Юности честное зерцало, или показание к житейскому об?хождению", "Приклады, како пишутся комплименты разные"); вмес?то церковно-славянской азбуки в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты [Там же: 18].
  15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании "Ве?домостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, слу?чившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах", днем позже он предписывает печатать газеты "для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях" [Полное собрание... 1830: 201]. Подшивки петров?ских "Ведомостей", хранящиеся сегодня в государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке, начинаются с номера от 2 января 1703 г. (13 января по новому стилю). Выход этого номера стал поводом к установлению с 1991 г. Дня российской печати.
  
  Типы и структура СМИ
  Авторы учебного пособия "Система средств массовой информации России", говоря о типологии СМИ, замечают: "Типологическая палитра средств массовой информации Рос?сии изменилась за последнее десятилетие достаточно основатель?но. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-пер?вых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми техно?логическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный про?цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо?дилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестро?ечные и постперестроечные реформы" [Система средств 2003: 3].
  Переход от вертикальной и партийной к горизонтальной и ком?мерческой структуре, по мнению учёных, был обусловлен несколькими факторами. "Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры со?ветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большин?ство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась админи?стративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевиде?ния. Нет больше вертикали прессы от "Правды" до районной газе?ты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, со?ответствующая современным демократическим принципам (функ?ционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)" [Там же]. Авторы подчёркивают, что возникли новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. "Появилось новое деление прессы, которое отсутство?вало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса мас?совая, которая перешла по существу в категорию бульварной" [Там же: 4].
  По мнению учёных, эти изменения "не во всем соответствуют тем переменам, кото?рые произошли и в мировой печати. В большинстве стран умень?шается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае, бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых "белых воротничков", которые предпочитают серь?езную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охваты?ваемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвящен?ными искусству, печатаются материалы о возможности приобре?тения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные пуб?ликации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происхо?дит некое опрощение элитарных газет. Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии" [Там же].
  В мире российской прессы наряду с некоторым уве?личением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, "пожелтения" многих газет, даже таких, как "Комсомольская правда" и "Известия". Бульварной в полном смысле это?го слова ежедневной газеты нет, зато существует множество "буль?варных" еженедельников весьма примитивного уровня типа "Мега?полис Экспресс".
  Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколь?ко типов, - газеты, включающие как серьезные информацион?ные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с буль?варщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволя?ющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести "Московский комсомолец", который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.
  Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бес?платных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа - чисто рекламные, как "Экстра-М" и "Центр-Плюс", и информационно-рекламные, как "Метро" [Там же: 5-6].
   Существенные изменения происходят и в типологии телевиде?ния, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосре?доточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента - районные или квартальные местные новости, к кото?рым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют мес?тные власти - префектуры и управы.
  В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы эфирного телевидения принимаются практически во всех регионах России и остаются в этом смысле глав?ным средством заполнения общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным фе?деральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В боль?шинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развиваю?щихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телеком?паниям.
  Типологическая структура СМИ. В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журна?листике заметно возросло. Это связано с активным развитием ти?пологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.
  Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая харак?терна для той или иной группы предметов как единица расчленя?емой в типологии реальности .
  В печати такой единицей является периодическое издание (га?зета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на ра?дио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - сред?ство массовой информации.
  Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками мо?гут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связан?ные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); пе?риодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный жур?нал) и др. [Там же: 28].
  По характеру аудитории выделяются следующие типы изда?ний, теле- и радиопрограмм:
  - общероссийские, аудитория которых может включать основ?ные группы населения, проживающего на всей территории Рос?сии;
  - межрегиональные, охватывающие население нескольких ре?
  гионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
  - международные, объединяющие группы населения различ?
  ных стран (журналы "Домашний очаг", "Сosmopolitan" и др.);
  - этнических общностей (наций, народностей);
  - территориальных общностей (краевые, областные, городские,
  районные и др. СМИ);
  - для профессиональных, производственных групп (в промыш?ленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
  - для социальных групп (организаторского, умственного, ин?дустриального труда, для нарождающихся "новых русских" и др.);
  - для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей
  среднего возраста, пожилых);
  - для женщин и мужчин;
   - для родителей ("Родители", "Няня", "Наш малыш" и др.);
   - для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
   - для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
   - для групп населения, выделяемых по другим признакам.
  Специализированные по аудитории газеты выглядят следую?щим образом (по данным за 1998 г.):
  
  Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
  Молодежные 86 3822
  Детские 61 881
  Для женщин 25 1729
  Деловые 79 2283
  Учительские 7 389
  Религиозные 88 951
  Для садоводов и огородников
   27 684 |
  Профсоюзные 29 1479
  Выпуск журналов для различных групп населения в 1998 г.:
  
  Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
  Молодежные 22 426
  Женские 59 7011 |
  Семейные 30 2538 1
  Для мужчин 6 219
  Религиозные 50 266
  Для зарубежного читателя 37 151
  Характер информации является важным основанием для фор?мирования различных типологических групп СМИ. Издания, ад?ресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональ?ные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал для женщин часто универсален по тематике ("Крестьянка", "Ра?ботница"), но может быть и журналом мод ("Offiziel"), и посвя?щен медицинской тематике ("Здоровье женщины") и т.п.
  Специализированные по тематике газеты распределены следу?ющим образом:
  
  Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
  Экономические 40 2189
  Экологические 15 129 !
  По промышленности и строительству 18 442
  По транспорту 72 1587
  По сельскому хозяйству 20 939
  По вопросам физкультуры и спорта 42 1786
  По вопросам литературы, искусства и культуры 42 759
  Медицинские 58 1705
  Тематическая специализация журналов выглядит следующим
  образом:
  
  Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
  Политические и социально-экономические 645 10462
  Технические 482 7766
  Сельскохозяйственные 99 933
  Медицинские 205 1550
  По физической культуре и спорту 54 1005
  Универсальными по тематике изданиями являются многие га?зеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспо?собным спросом населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий и вы?бирает одно универсальное. Такое положение препятствует глубо?кому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ве?дет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа.
  На типологическую структуру СМИ активно влияют матери?альные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации ("Роман-газе?та", "Аншлаг"), и ее автор (авторское телевидение) и др.
  Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм диффе?ренцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют прежде всего функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информаци?онного, аналитического и художественно-публицистического ха?рактера) СМИ часто выполняют сами - функции публицисти?ческого, журналистского творчества. В реализации функций искусст?ва, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ при?нимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производ?ственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:
  - публицистические;
  - литературные;
  - художественные;
  - художественно-публицистические;
   - литературно-художественные;
   - культурно-просветительные;
   - развлекательные;
   - учебные, образовательные;
   - методические;
  - учебно-методические;
  - научные;
  - научно-популярные;
  - научно-практические;
  - научно-производственные;
  - рекламные;
  - информационные.
  СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономи?ки, в поддержке тех или иных идеологических, политических, ре?лигиозных и иных течений. Владельцами, учредителями СМИ яв?ляются многие государственные, коммерческие структуры, поли?тические партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Так, на РТР выходит программа "Парламентский час", издаются партий?ные, профсоюзные и другие газеты, выходят газеты и журналы Русской Православной Церкви и т.п. Самым большим собственни?ком СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации. В состав государственных СМИ входят не только общероссийские издания, каналы телеви?дения и радиоорганизации. Владельцами СМИ являются многие местные властные структуры.
  СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике пра?вительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды пра?вых, левых, центристов, придерживаться различных идеологичес?ких концепций - либеральных, коммунистических, национал-пат?риотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.
  И. И. Засурский в учебном пособии "Средства массовой информации современной России" выделяет следующую структуру СМИ: "Первый и важнейший уровень состоит из электронных всероссийских средств массовой информации, формирующих российское информационное пространство. Как правило, СМИ пер?вого уровня контролируются политизированным капиталом, хотя находятся в собственности государства. К этой группе можно отне?сти центральные каналы телевидения, которые принимаются на территории большей части страны, и многие качественные мос?ковские издания. Их значение не так велико, как у всероссийских электронных СМИ, однако для политизированных медиахолдингов они являются необходимым дополнительным инструментом, который оказывается весьма эффективным в узконаправленных политических кампаниях, особенно в сочетании с телевидением. По сути дела, "газеты влияния" поставляют для телевидения всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня, формируют информационную среду, из которой телевизионные информационные службы черпают информацию для распростра?нения в массовых аудиториях" [Средства массовой информации 2002: 92].
   Второй уровень, по мнению автора, составляют печатные и электронные СМИ всероссийско?го, межрегионального и регионального охвата, представляющие ком?мерческие издания, теле- и радиокомпании. "К ним можно отнести всю деловую периодику, а также коммерческие теле- и радиостан?ции, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенацио?нальными по охвату аудитории. Они не так привлекательны для политизированного капитала, но - до кризиса 1998 г. и начиная со второй половины 1999 г. - пользовались большим спросом у рекламодателя. Коммерческие масс-медиа теоретически не явля?ются частью медиаполитической системы, но в ряде случаев ин?тегрируются в нее структурно, посредством политизированных инвестиций (чему немало способствовали выборы 1999-2000 гг. и неразвитость кредитного рынка), или функционально - в услови?ях конкретных информационных кампаний.
  Для медиаполитической системы коммерческие масс-медиа играют роль среды, которая может либо способствовать.затуханию информационных кампаний (эффект "подушки"), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность. По идее, профессионализм, журналистов должен способствовать изоляции информационных войн и компромата, передаче этих событий в качестве отсортированной и переосмысленной информации. Но склонность телерадиостанций и массовых изданий к скандалам и сенсациям, которые помогают поднимать рейтинги и тиражи, может давать обратный эффект, по определению Я. Н. Засурско-го, - "эффект эха". Задачей медиатехнологов является создание таких сценариев информационных кампаний, в которые коммер?ческие масс-медиа втягиваются по собственному желанию, зани?мая позицию одной из сторон" [Там же: 93].
   Третий уровень системы представляют собой региональные электронные и печат?ные СМИ, Этот уровень, как правило, хотя и далеко не всегда, находится под контролем местных администраций или - намного реже - круп?ных региональных корпораций. В этом, как подчёркивает учёный, "отражается не только тради?ционный для России характер взаимоотношений прессы и власти, который оказался более устойчивым в консервативной российс?кой провинции, чем в столице, но и тяжелая экономическая ситу?ация, что особенно заметно сказывается на региональных информа?ционных системах. Имеет значение и реальное распределение власти в регионах, зачастую более автократичных, чем российская полити?ческая система в целом. В последнем случае региональная инфор?мационная система становится предельно закрытой" [Там же: 93-94].
   Кроме этих трёх уровней можно выделить ещё один - четвёртый - Интернет. "Глобальная коммуникационная среда представляет со?бой по сути огромный набор коммуникационных каналов, кото?рые также могут использоваться медиаполитической системой, например, для выброса компромата, который затем может под?хватываться на любом уровне информационной системы, и в том случае, если информация в Сети представляет интерес для публи?ки, она может бесконечно тиражироваться в коммерческих и по?литизированных медиа" [Там же: 94].
  
  
  СМИ как активная общественная сила
  
  В современном мире "мифологизация" личности и формирование мифологического мышления и мифологической реальности происходит посредством мощного влияния на массовое сознание и психику отдельно взятой личности. В наши дни, как и в языческие и раннехристианские времена, на жизнь и поведение человека мощно воздействует современная "мифология" ("неомифология", как называют её некоторые учёные, и в том числе В.А. Асатиани в одной из своих публикаций в "Вестнике МГУ").
   Массовые коммуникации, как и массовая культура , немыслимы без мифов. Чтобы информация воспринималась миллионами людей и становилась частью их сознания, она должна быть облечена в форму мифа. В России телевидение является самым влиятельным средством массовой информации. Именно с помощью телевидения создаётся виртуальная мифологическая реальность, которая внедряется в умы миллионов телезрителей.
   Мифологично даже само слово "телевидение", которое означает "видеть на расстоянии". Сбылась вековая мечта человечества, отражённая в сказках различных народов. С помощью "волшебных зеркал", "магических шаров" и прочих колдовских приспособлений сказочные герои могли видеть на расстоянии. Теперь эту "сказочную возможность" имеет любой человек, которому доступно TV. Телевидение представляется как бы продолжением наших органов зрения. Однако на самом деле то, что мы видим на экране - это не наше "видение". Но психология телезрителя такова, что он принимает чужой взгляд за свой собственный. В этой подмене кроется одна из разгадок огромного влияния телевидения на людей. Телевидение - это не просто посредник между мифотворцами и телезрителями. Это особая среда, обладающая рядом уникальных средств, которые превращают его не только в канал доставки мифов, но и в "фабрику" по их производству.
   Телевидение чаще всего не несёт правдивой информации. Даже телевизионные новости - всего лишь мифы. Они основаны на реальных событиях (и то не всегда), но они не являются зеркалом реальности. Факты лишь повод, отправная точка для формирования телевизионного мифа. При этом мифологическая трактовка реальных событий осуществляется телевидением столь правдоподобно, что зритель принимает миф за реальность. Люди склонны верить увиденному, поскольку визуальный канал восприятия интуитивно кажется наиболее достоверным. Не случайна русская поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
  Телевидение, ориентированное на среднего человека, делает его примитивнее, чем он есть на самом деле, заставляя верить в сюжеты, которые ему преподносятся. То, что называется юмором на телевидении - не просто не смешно, а грустно, причём, настолько, что иногда хочется плакать.
  Румынский исследователь Мирча Элиаде, занимаясь различными аспектами мифа и использованием его средствами массовой информации (СМИ), писал: "Недавние исследования выявили те мифические структуры образов и поведения, которыми пользуются в своём воздействии на общества и коллективы средства массовой информации" [Элиаде 2000: 173]. Рассматривая мифологизацию личности на примерах американских комиксов, учёный объяснял: "Персонажи "комиксов" являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Они до такой степени воплощают идеал значительной части широкой публики, что разные превратности их судьбы, а тем более смерть, вызывают настоящие потрясения у читателей, они отправляют тысячи телеграмм и писем авторам и редакторам газет и журналов с протестами" [Там же: 173-174]. Переходя к конкретным примерам, Элиаде рассматривает миф о Супермене (этот миф в понимании автора данной работы может считаться вариацией мифа об Иванушке-дурачке): "Миф о Супермене удовлетворяет тайным вожделениям современника, который, осознавая себя обездоленным и малосильным, мечтает о том, что однажды он станет "героем", "исключительной личностью", "сверхчеловеком"" [Там же: 174]. Мифологическое поведение, по мнению автора, "раскрывается также в навязчивом стремлении достигнуть "успеха", столь характерном для современного общества и выражающем тёмное и неосознанное желание выйти за пределы человеческих возможностей" [Там же: 175]. Учёный делает логический вывод: "С помощью масс-медиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ" [Там же: 174]. О последних словах учёного стоит очень серьёзно задуматься, ведь в наши дни трудно говорить о существовании какой-то "объективной реальности". Нескончаемые потоки самой различной информации, обилие символов, образов, "картинок" создают у людей ощущение, что окружающий их мир непрерывно и стремительно меняется прямо на глазах. Всё вокруг переменчиво, постоянно лишь одно - сами перемены. Одна "картинка" сменяет другую, и разглядеть в этом калейдоскопе образов некую "объективную реальность" представляется невозможным. А. Цуладзе в своей книге "Политическая мифология" выдвигает гипотезу, что "изобилие "картинок", в свою очередь, ведёт к девальвации образов. Человек ещё не успел "переварить" тот или иной образ, а ему уже предлагается новый" [Цуладзе 2003: 21].
   Бешеный круговорот образов приводит к "мифологизации" сознания современного человека, миф является устойчивой структурой и позволяет внести какую-то упорядоченность в хаотичную "картину мира". Миф оказывается той самой единственной "реальностью", в которую человек искренне верит . Этому способствует и то, что, как пишет современный философ, доктор философских наук В.А. Кутырев, "для мифа нет преград в виде фактов. Они обычно не играют для него никакой роли". [Кутырев 1999: 136].
   "Мифологизации" общественных взглядов во многом способствует и так называемая "экранная культура" (термин московского профессора В.А. Асатиани). Она "отводит индивиду пассивную роль, разрушая тем самым творческий акт восприятия произведения искусства. Искусство - это сфера не только творчества, но и сотворчества. Пассивность индивида, созданная засильем аудиовизуальных средств и компьютерной техники, постепенно вызывает деградацию общественного вкуса. Его место занимают клише, которые воспринимаются императивно. Те, кто пользуется подобными клише, так же как и те, кто их создаёт, включаются в единый замкнутый процесс, где основной задачей является постоянное репродуцирование уже знакомого, а поиск нового выражается лишь в дальнейшем совершенствовании и освоении инженерно-технических средств (чего стоит, хотя бы, новый сериал, не так давно появившийся на телевидении и шедший на канале НТВ "Граф Крестовский" с А. Балуевым в главной роли. Этот сериал является ни чем иным, как современной интерпретацией российской массовой культуры произведения Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" - Н. Ш.). Благодаря этому в современном искусстве основным критерием оценки утвердилось понятие "известное", которое почти целиком вытеснило традиционные критерии оценки. Над личностными критериями оценки господствуют общепринятые. Идут смотреть, покупают, слушают, надевают и т.д. в первую очередь то, что известно" [Асатиани 2005: 127]. Учёный не без основания делает горький для нашей культуры вывод: "сегодня привлекают внимание ярлыки, "брэнды", а не творения" [Там же].
   В своей статье, напечатанной в журнале "Вестник МГУ", Асатиани размышляет над реалиями современной действительности. Профессор говорит о том, что "общие тенденции развития культуры на протяжении новейшей истории указывают на усиление деструктивных для художественной культуры сдвигов, связанных с рекреацией мифа. Распространение массовой культуры и внедрение коллективных представлений современными средствами информации, всеобщая деградация индивидуальности указывают на то, что в широчайших сферах культуры крепнет явление, которое в связи с направленностью и механизмом его действия можно охарактеризовать как "неомифология". Неомифология даёт человеку ложное чувство сопричастности явлениям культуры, осведомлённости о судьбоносных для общества решениях и т.д. Электронные СМИ создают и всё время подпитывают в человеке иллюзию, что он соучастник некоего бесконечного и блестящего ритуала, который на самом деле так же недоступен для него, как в своё время олимпийский чертог. В той или иной степени это касается всех сфер общественной жизни..." [Там же: 126].
   Интересны и мысли автора по поводу так называемого "квазифольклора" (термин В.А. Асатиани). Учёная говорит по этому поводу следующее: "Если в сфере культуры создаются условия, при которых внешние факторы регулярно довлеют над сознанием индивида, выступают с претензией на некое сверхсознание, в сетях которого запутывается дух человека, то в этом случае наша эстетическая способность, которая так или иначе требует реализации, переключается в поле репродуцирования коллективных, массовых образцов. Именно тогда происходит тот сдвиг, который вызывает замещение искусства "квазифольклором", "аудиовизуальным фольклором", как мы его именуем" [Там же, 129].
   Мифы влияют уже на детский разум, на начальную стадию формирования духовности. Эти древние "сказки" остаются в сознании человека и могут передаваться как сознательно (родители рассказывают малышам сказки на ночь), так и на подсознательном уровне (образы художественной литературы, влияние героев кинопродукции, использование определённых знаков в телевизионных программах). В дальнейшем это влияние лишь крепнет и постепенно формирует в подсознании человека особую мифическую реальность, заставляет его мыслить мифологическими категориями, стремиться к достижению мифического идеала, что и приводит иногда к полной опустошённости духовного мира индивида. И СМИ играют в этом процессе не последнюю роль. "Зародившись в эпоху Священной Римской империи, периодическая печать постепенно превратилась в мощный канал распространения информации и в настоящее время вместе с электронными СМИ оказывает большое влияние на формирование общественного мнения" [Минаева 2002: 26]. Для укрепления такого влияния средства массовой информации используют в своих сообщениях органичное соединение вербальных и невербальных средств речевого воздействия. Эту особенности СМИ рассматривает Л.В. Минаева в статье "Мультимодусность текстов печатных СМИ и рекламы". Она утверждает: "В рекламных текстах сочетание невербальных и вербальных компонентов сообщения создаёт концептуальный план имиджа товара / услуги, политического лидера или корпорации...Невербальные элементы невербального сообщения подталкивают читателя / зрителя к определённым заключениям, но они никогда не дают полной картины, необходимой для того, чтобы его сделать. "Плодотворно только то, что оставляет свободное поле воображению. Чем больше мы глядим, тем более мысль наша должна добавить к увиденному, а чем сильнее работает мысль, тем больше должно возбуждаться наше воображение" (Лессинг). Именно на работу воображения читателя / зрителя, которое вызовет в его сознании массу ассоциаций, связанных с "кусочком" общей картины (т.е. создаваемого имиджа товара), и рассчитывают создатели рекламного сообщения" [Минаева 2002: 27, 28-29].
   Приведённая выше цитата подводит нас к вполне определённым выводам: миф оперирует образами. Это обеспечивает ему запоминаемость, узнаваемость, цельность. В то же время любой образ допускает различия в толковании его деталей, что позволяет мифу обрастать различными подробностями, вариантами. И это справедливо. В русских народных волшебных сказках герой, обладая различным происхождением, борется с различными видами нечисти, но результат этой борьбы один: добро всегда побеждает зло. В мифе же (в его современном понимании) зачастую возможен компромисс со злом.
  
  
  Современное состояние публицистики
  
  Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении многих столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.
  Г.Я. Солганик в статье "Современная публицистическая картина мира" замечает: "Общеизвестно, что язык создается по мерке человека. Язык откликается на потребности общества, словесно выражая новые идеи, мысли, знания. Таким образом, используя специальную лексику, язык отражает религиозно-мифологическую, философскую, научную, художественную, публицистическую картины мира" [www.gramota.ru]. Автор пытается выяснить, что же представляет собой современная публицистика. Для этого он сначала рассматривает личность автора в публицистическом тексте. Учёный пишет: "Проблема автора - одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера ее речи, для формирования газетно-публицистических жанров.
  Автор публицистического произведения - это всегда подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами и т.д. Он говорит от своего имени, выражает свои чувства, мнения, что рождает особое чувство близости, доверия со стороны читателя. Поэтому публицистическое произведение обычно субъективно окрашено. При этом палитра чувств, красок весьма разнообразна - от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.
  Поэтому важно отметить такой элемент публицистического текста, как исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства в надежде, что читатель разделит их. Подчеркнуто личностный характер, эмоциональность, открытость отличают публицистический подход к миру" [Там же].
  По мнению Солганика, особый характер публицистики рождает и такое качество ее текстов, как документальность (здесь проходит одна из границ между художественной и публицистической речью), т.к. "для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится "остановить мгновение", зафиксировать сегодняшний день, событие, новость" [Там же].
  С другой стороны, Солганик подчёркивает, что "автор публицистического произведения облечен социальной, моральной ответственностью. Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т.д.). Поскольку публицистический текст обращен к более или менее широкой аудитории, автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет. Отсюда стремление автора к объективности информации" [Там же].
  Важно отметить, что "для формирования публицистической картины мира первостепенное значение имеет социальность публицистического текста, обусловливающая прежде всего общественный подход к миру. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями. И совокупная картина мира, создаваемая практически всеми публицистами, - это, прежде всего, социальная (социально-политическая, социально-идеологическая и т.д.) картина. Ее основной вопрос - жизнь индивида в обществе. Главным же выражением такого подхода публицистики к миру можно считать социальную оценочность. Социальная оценочность активно проявляется в языке в формировании видов оценочной лексики. Так, для доперестроечного периода было характерно резкое деление оценочных языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные, связанное с идеологическими понятиями того времени ("наше" - "не наше")" [Там же].
  Учёный обращает внимание читателя на тот факт, что "в жанрах современной публицистики можно отметить резко усиливающуюся личностную тенденцию. Авторское "я" становится более мягким, человечным, раскованным. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего. Личностная тенденция, а также тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров.
  Сейчас сфера действия оценочности по сравнению с предшествующим периодом сужается. Однако важная роль ее в языке публицистики сохраняется. Как своеобразное средство непрямой оценки получает распространение ирония и ее крайнее выражение - стеб. Стеб - это не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение, точнее, отсутствие мировоззренческих позиций, когда высмеивается все и вся, когда в лихом, разухабистом стиле пишут о политике, катастрофах, убийствах - о самых серьезных вещах, никак не располагающих к шутке или смеху. Возможно, подобный стиль - своеобразное отражение современного состояния общества с его идейным разбродом, общества, в котором прежние идеалы канули в Лету, а новые еще не сформулированы. Но независимо от причин его появления, стеб негативен и по содержанию, и по форме. Он обедняет речь, воспитывает дурной вкус, аполитичность, агрессивность" [Там же].
   Подводя итоги, Солганик замечает: "Итак, оценочность как важнейшее качество языка публицистики, отражая социально-оценочное отношение автора публицистического текста к миру, сохраняется, но под влиянием социальных обстоятельств принимает несколько иные формы. Именно социально-оценочный подход к действительности важен в органичных для публицистики жанрах риторики, теории аргументации, полемики, интерес к которым в последние годы значительно усилился.
  Таким образом, социальный человек и частный человек - две важнейшие грани публицистического автора. Между ними располагаются многообразные промежуточные разновидности - от сугубо частных, конкретных до максимально аналитических, отвлеченных. В целом же публицистическая картина мира представляет собой единство охарактеризованных выше граней" [Там же].
  Проанализировав автора, учёный переходит к анализу адресата, подчёркивая, что "для полной характеристики субъекта публицистической картины мира необходимо проанализировать и адресат. Субъект существует только потому, что есть адресат - читатель, слушатель, зритель. Без воспринимающего публицистическая речь обессмысливается, перестает существовать" [Там же].
  Главная черта аудитории, влияющая на публицистический субъект, по мнению Солганика, - это "ее широта и разнородность. Публицистическое произведение может быть рассчитано и на однородного, "отраслевого" читателя. Однако суть проблемы остается та же - заинтересовать как можно больше читателей с разными вкусами, уровнем образования и т.д.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"