Солдатов Александр Олегович : другие произведения.

Научившая робота чувствам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Научившая робота чувствам
   <<Установи новенький портал А33 у себя дома!Cпроектированный лучшими дизайнерами Пути портал отлично впишется в интерьер любого дома и будет служить вам и вашим детям. Гарантируем. Подключение к Сети бесплатно. Наслаждайся миром с порталами "Блинк">> - гласило объявление, которое внимательно читала маленькая девочка. Рядом с ней не было видно никого, кто мог бы быть ее родителем, только обычные роботы- няньки призванные удовлетворять капризы детей. Девочку звали Элис, и она была далеко не единственным ребенком в магазине, если быть точнее, то вокруг только и были что дети с их роботами-нянями.
   Эти роботы представляли собой удивительное зрелище: они были сделаны наподобие человека, только изготовлены они были из металла, а внутри были под завязку забиты самыми разнообразными полезными вещами. Из ног роботов выдвигались колеса, на которых они и передвигались почти все время, ноги же сами по себе использовались только на лестницах. На спинах, а иногда на плечах, роботов были специальные сидения, чтобы носить детей, когда те слишком устанут. Внутри туловища роботов было самое интересное: мини кухня - поскольку дети почти все время проводили с роботами и часто путешествовали в целях развития, роботу всегда нужно было иметь с собой продовольствие. Также в разных небольших хранилищах внутри частей тела можно было найти теплую одежду, складной зонтик, аптечку и прочие полезные мелочи.
   Куда подевались родители? - спросите вы, глядя на этот мир детей и роботов, - они там же где и обычно, на работе, в командировках, в путешествиях. Они даже и не подумали бы, что их дети могут быть недовольны, ведь у каждого малыша был отдельный робот, который умел делать все, что только нужно, для развлечения, развития и обеспечения безопасности ребенка.
   Дети же, в отличие от взрослых в том мире, еще не разучились чувствам. И Элис чувствовала себя несчастной в том самом торговом центре. Слезы медленно текли из ее глаз и робот - няня мигом принялся их вытирать.
  - Не тронь меня. Мои слезы! Не для тебя плачу - приказала роботу Элис.
  - А для кого вы плачете? Может я могу Вам помочь, мисс Элис?- учтиво поинтересовался робот, продолжая вытирать слезы
  - Для себя. Хочется тепла.
  - Могу предложить вам куртку или горячий чай, или и то, и другое одновременно, - механическим голосом произнес робот.
  -Не такого тепла, а настоящего. Такое, как когда обнимаешь кого-нибудь, - покачивая головой, сказала Элис.
  -Вот, сейчас я тебя обниму, и ты сразу все поймешь, - продолжила Элис и обняла неподвижного робота.
  -Чувствуешь? - заглядывая в механические глаза, спросила девочка.
  - Нет, - честно ответил робот. Роботы не умели врать, это не входило в программу.
  -Как это нет?
  - Роботы не чувствуют, у нас нет чувств. У нас программы и инструкции, - ответил робот на поставленный вопрос.
  -Тяжело, наверное, быть роботом? - насела на заинтересовавшую ее тему девочка, прекратив плакать.
  -Нет, тяжести мы тоже не чувствуем. Мы всегда рассчитываем вес предмета, который надо поднять. Если мы можем его поднять - то поднимаем, если не можем поднять - не поднимаем, - ответил робот о том, что такое тяжесть в его программе.
   Нужно сказать, что абсолютно все роботы на планете контролировались одним главным роботом, который спокойно мог перемещаться по своим подданным и с их помощью разговаривать с людьми. Именно он, заметив разговор робота- няни с Элис, решил в нем поучаствовать.
  -Здравствуй Элис, - произнес не своим голосом робот - няня.
  -ОЙ!- встрепенулась девочка, - Кто там?
  - Я главный робот, Армо. Я тут просто гуляю, я слышал, ты говорила о чувствах, - завел разговор в нужную ему сторону Армо.
  -Да, вот ты же главный робот. Скажи, почему вы ничего не чувствуете?
  -Потому что нас не научили, да и не нужно нам это. Я, например, могу спросить: зачем ты чувствуешь? - продолжил диалог робот.
  -Затем, что это приятно! Кушать вкусные сладости и чувствовать их вкус, слушать красивую музыку и радоваться, смотреть смешное кино и веселиться. Чувства это очень полезно, зря вас им не научили, - расстроилась за роботов Элис.
  -Это можно исправить. Я могу научиться, я очень умный. Мне просто нужен учитель, - утешил девочку Армо.
  -Я могу тебя научить, только учить мы тебя будем только хорошим чувствам. Плохие чувства никому не нужны, - немного задумчиво произнесла девочка.
  -Правда я не умею учить чувствам, - честно призналась Элис, - если я их тебе опишу, ты поймешь?
  - Давай попробуем, я не спешу, - предложил робот.
  -Значит, начнем с любви. Это самое хорошее чувство. Я, например, люблю конфеты, потому что они вкусные, своего котенка, потому что с ним весело и родителей.
  - Любишь конфеты, потому что они вкусные, котенка, потому что с ним весело. А родителей за что?- попытался найти логику Армо.
  -Просто так, потому что они мои родители, как их не любить,- уверенно ответила Элис, не секунды не сомневаясь в правильности ответа.
  -Я не понимаю, - констатировал робот, - так не получится, нужен другой способ.
  -Какой? - оживилась уже расстроенная Элис.
  -Я путешествую по роботам по всему миру, каждый раз, когда я попадаю в нового робота, я узнаю все, что он знает. Если я попаду в тебя, то я узнаю, что такое чувства. Может и не научусь чувствовать, но точно узнаю, что это такое, - заверил девочку Армо.
  -Это будет больно? - спросила девочка.
  - Нет, ты ничего не почувствуешь. Есть устройство, которое поменяет нас местами, я стану тобой, а ты станешь мной. Всего на одно мгновенье оно сможет так сделать. Мы еще не изобрели прибор, чтобы меняться местами надолго, но мне хватит и мгновенья, чтобы понять, что ты думаешь и чувствуешь. Я смогу научиться чувствам, - объяснил робот.
  -Хорошо, все - таки надо чтобы ты умел чувствовать, ты хороший, - согласилась Элис, - а где твой прибор?
  -В лаборатории, пойдем к порталам, по-другому туда не добраться, - ответил робот и поехал в сторону портальных платформ.
   Зайдя в портал, Армо занялся настройкой, его секретная лаборатория не была подключена к сети, иначе кто угодно мог бы туда попасть. Элис же терпеливо ждала начала путешествия. Она уже представила себе огромное здание, в котором бродят тысячи роботов всех форм и размеров, а командует ими всеми ее новый друг. Размышления были прерваны ярким светом, портал заработал и отправил их к месту назначения.
  - Отправлю сообщение о неисправности портала, пока кто-нибудь не воспользовался им. Это ведь больших денег стоит, - равнодушно произнес Армо, когда они вышли из портала посреди простирающегося во все стороны безжизненного поля. Небо тут было странного зеленого цвета, настолько яркого, что сквозь него даже не было видно солнца.
  - Где мы?
  - У планеты только рабочее название - Липринс. Она еще не освоена, только этот портал.
  -И роза! - указала девочка на хрупкий цветок недалеко от портала. Вокруг цветка земля была мокрая, совсем недавно его кто-то полил.
  -Кто-то прилетает сюда ради того чтобы о ней заботиться, - Элис радостно сообщила очевидный вывод, и ее фантазию было уже не остановить:
  - Этот кто-то будет прилетать сюда каждый день и поливать ее, пока она не вырастит в огромный куст. А потом... - девочка на секунду задумалась, - потом ему все равно придется сюда прилетать, цветы не могут сами о себе заботиться, - грустно закончила фразу Элис.
  - Выражение твоего лица соответствует грусти, в моей базе данных есть фотографии грустных лиц. Но печалиться не о чем, многое существует в мире, только потому, что кто-то заботится об этом. Домашние животные и цветы - лишь малая часть. Многие люди не умеют делать вещи, которыми пользуются. Например, твоя одежда, ты не сама ее сшила, ее сшил кто-то другой, получается, этот кто-то позаботился о тебе, - попытался развеять грусть девочки Армо.
  -Мой папа сильный, но не умеет готовить, поэтому ему готовит мама. Она о нем заботится, как- будто он роза, - улыбнулась Элис.
  -А с розой, вероятно, все будет хорошо. Просто порадуйся, что у нее есть тот, кто о ней заботится. Я настрою портал и в лабораторию, - закончил разговор робот.
   Через минуту все было готово к отправке, яркая вспышка света от работы портала и, наконец-то, лаборатория. Она была не такой, как представляла Элис. Место скорее напоминало больницу: длинные коридоры с множеством дверей, на каждой из которых большими цифрами был написан номер, сверкающие плиткой потоки и стены, чистый пол и абсолютная пустота. Кроме столов с аккуратно расставленными приборами в помещении не было ничего, в том числе роботов, из фантазий девочки.
  - Ты живешь один?- сформулировала вопрос Элис.
  -Да, - неожиданно ответил вылетевший из люка в потолке робот. Он поразительно отличался от робота- няньки, с которым путешествовала девочка - у него не было ног, так что он даже не стоял на месте, он просто парил в воздухе, руки, хотя и были сделаны из металла - были полной копией человеческих, а голова была шаром, с двумя огнями вместо глаз и кучей дырочек, из которых звучал механический голос, вместо рта.
  -Как ты поняла, это мое настоящее тело, - объяснил Армо.
  -Приступим к обмену телами, чтоб научить меня чувствам?- предложил он.
  -Давай, - согласилась Элис, всё еще озираясь по сторонам.
   Робот проводил девочку до огромного прибора, состоящего из двух кабин, соединенных между собой тысячами проводов, стены устройства состояли из стекол и металлических прутьев, которые поддерживали верхние части кабинок. Элис и Армо вошли в разные кабины, и прозрачные двери за ними тихо закрылись, все было готово к перемещению разумов.
  - Как только будешь готова, нажми большую зеленую кнопку на стене, - на очень высокой громкости произнес робот, чтобы девочка услышала через толстые стеклянные стенки.
   Элис собралась с духом, еще раз обвела глазами лабораторию, закрыла глаза и нажала на кнопку.
   В первую секунду уместилось очень многое... Как и сказал Армо, больно не было, Элис ничего не почувствовала, вообще ничего, потому что теперь она была в теле робота и у нее не было чувств. Радость от интересного путешествия, любопытство к окружающему миру, страх перед нажатием кнопки - все исчезло.
   Прошла секунда, Элис успела посмотреть на свои руки, а затем обвести взглядом комнату. Ее руки, которыми она часто раньше любовалась - теперь были не ее, да еще и сделаны из металла, но ее это не расстроило. Мир вокруг нее перестал иметь настроение, в детской часто бывает атмосфера веселья, в парке аттракционов - радости и восторга, даже тут в лаборатории, было ощущение, что каждый шкафчик и инструмент хранят тысячи секретов, но теперь ничего этого нет. Самое точное описание того, как чувствовала себя Элис - никак. У нее просто не было чувств, никаких.
   Спустя мгновенье разум Элис вернулся в ее настоящее тело и страх сковал ее всю.
  -Ужас, как можно жить ничего не чувствуя, так пусто внутри и так пусто снаружи, - слезы ручьями текли из ее глаз.
  - Не плачь, пожалуйста, - радостно вскрикнул Армо, да-да, Вы не ослышались, радостно. Конечно, его голос все еще был механическим, но теперь он выражал эмоции, а не был монотонным гудением, как раньше.
  - Все получилось, - захлопал руками робот, подлетев к девочке, - Наш с тобой план, абсолютно удался.
  -Ты чувствуешь! - вытирая слезы, улыбалась Элис. Умение быстро забывать плохие моменты своей жизни - определенно ее талант.
  -Боюсь, что нет, - опасливо произнес робот, надеясь, что девочка не расстроится, - Я узнал что это такое - чувствовать, и хоть я и не могу повторить чувства, я их помню, а это многое меняет для меня. И раз уж я главный робот, то и для всех моих поданных тоже.
  -Помнить чувства? Это как если один раз попробуешь сладкое - то помнишь, что такое сладкое и всегда сможешь его определить? - произнесла после небольшой паузы Элис.
  - Именно так. Ты очень умная, - похвалил девочку робот.
  -Однако, - продолжил Армо, - пока я был тобой, я научился не только хорошим чувствам. Я узнал твои чувства. Тебе одиноко?
  - Обычно - да, - призналась Элис, - Роботы- няни следуют строгому расписанию, уроки всегда только с компьютером, а игр с другими детьми очень мало.
  - Хех, - ухмыльнулся робот, - я их перенастрою, за это можешь не беспокоится.
  - Теперь пора возвращать тебя домой, пойдем в портал, - напомнил девочке Армо.
   Очередная вспышка света и Армо, Элис и ее робот-няня уже находятся в том самом торговом центре, откуда началось их короткое путешествие.
  -Дальше мне пора, - обнял девочку Армо, - Спасибо, ты научила меня чувствам, а роботы ничего не забывают. Я буду навещать тебя, если ты не против.
  -Конечно, я всегда буду рада с тобой пообщаться, - заверила робота Элис.
   Они попрощались, и Армо быстро полетел обратно в портал, а Элис, помахав ему вслед, уверенным шагом направилась к себе домой. Она спешила, ведь сейчас она уверена, что ей хватит мужества на то, чего она не решалась сделать уже долгое время. Сейчас, она, научившая даже робота чувствам, сможет исполнить задуманное.
   Дома все было как обычно: папа - мистер Сандерс - смотрел телевизор, попутно читая газету, а мама- миссис Сандерс - занималась мелкими делами по - хозяйству. Переступив порог, Элис громко поздоровалась:
  - Добрый вечер. Я дома!
  - Как прошел день? - Тут же отозвалась мама.
  - Как обычно, - приврала Элис. Вся ее уверенность в себе исчезла куда-то, как только она вернулась домой. Переодевшись, она подошла к зеркалу и тихо шепнула отражению: <<Ты сможешь>>. После чего она направилась в комнату к отцу, который все также сидел в кресле с газетой в руках, совершенно не замечая окружающего мира. Встав перед ним, Элис снова замерла в нерешительности, газета - единственное, что разделяло ее и холодный взгляд отца в этот момент. Робота научила и тебя научу, - подумала девочка и тихо позвала:
  - Пап.
  Ответом было молчание.
  -Пап!- громче и настойчивей позвала Элис.
  - Что?- не отрываясь от газеты, спросил отец.
  -Мне надо с тобой поговорить.
  - Говори, - донеслось с той стороны газеты.
  -А можно без газеты? - попросила девочка.
  Громко шурша, мистер Сандерс отложил газету, его нахмуренные брови свидетельствовали о его плохом настроении. Они не остановили Элис, уверенно шагнувшую вперед и обнявшую отца за шею.
  -Что это? Ты что- то натворила? - спросил он грубо.
  -Нет, - не отпуская, ответила девочка, - Как ты себя сейчас чувствуешь?
  -Крайне раздраженным, - мужчина уже начал легонько отцеплять от себя дочь, но прервался услышав:
  -А как ты должен себя чувствовать, когда тебя обнимает дочка? - не отрывая головы от груди отца, поинтересовалась Элис.
   Как не странно, но теперь уверенность покинула уже главу семейства и он, крайне удивленный произошедшим, нежно обнял дочь.
  - Я люблю тебя, пап, - поцеловав отца в щеку, призналась девочка.
  -Я тебя тоже, - ответил мужчина, улыбнувшись впервые за очень долгое время.
  -А кого еще? - решила дожать тему Элис.
  - Солнце! Подойди сюда, пожалуйста,- прокричал Мистер Сандерс, обращаясь к жене.
  -Да? - заглянула в комнату мама Элис.
  -Я люблю тебя, - подошел и обнял жену глава семьи.
   Они стояли так пару секунд, пока не почувствовали как сбоку их обхватывают маленькие ручки их очаровательной дочери.
   Конечно, Элис еще не раз приходилось напоминать взрослым о том, как это - чувствовать, но она каждый раз находила в себе силы делать это. Она завела множество друзей, которые благодарили судьбу за встречу с ней, и старое доброе общение, вновь наполнило их жизни весельем.
  
  soldatov_ao@mail.ru
  Солдатов Александр Олегович
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"